crimea-fun.ru

Владимир мулявин - биография, информация, личная жизнь. Мулявина-младшего похоронят рядом с матерью «После сильных потрясений Мулявин брался за голову, но потом опять срывался»

точки над «i» в истории легендарного ансамбля, в биографии его руководителя, в той роли, которую сыграла первая жена Мулявина

Сегодня 77-й день рождения лидера «Песняров» Владимира Мулявина, 26 января — 15-я годовщина его ухода. Вместе с Мариной Владимировной, старшей дочерью Владимира Мулявина, Комсомольская правда раскрыла некоторые семейные тайны знаменитого музыканта.

Старшая дочь музыканта Марина Мулявина и музыковед Ольга Брилон год назад выпустили шикарную книгу «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…». Здесь расставлены многие точки над «i» в истории легендарного ансамбля, в биографии его руководителя, в той роли, которую сыграла первая жена Мулявина.

«Песняры» в зените своей славы. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Шикарный фолиант со множеством фотографий издан, к сожалению, небольшим тиражом, да и стоит соответственно. Но за год книга зажила своей жизнью. К примеру, стала первым белорусским экспонатом в новой эстрадной коллекции Московского театрального музея имени Вахрушева . В 2018-м «Недосказанное…» переиздадут, а уже 26 и 27 января книгу представят в Вильнюсе и Клайпеде .

Книга «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…» стала великолепным результатом сотрудничества Марины Мулявиной (слева) и музыковеда Ольги Брилон.
Фото: СЕРГЕЙ ТРЕФИЛОВ / «Комсомольская правда»

Вот несколько интересных фактов из книги.

Про идею «Песняров»

Идея первого ансамбля у Мулявина появилась еще во время работы в Томске , а это конец 1950-х. Марина Мулявина была уверена, что мама ездила за папой, как декабристка, из Томска в Калининград , Кемерово , Читу , Минск . Но нет: именно мамин художественный свист был редким жанром, потому она оказалась востребованной артисткой по всему СССР , а отец долго оставался неизвестным гитаристом.

Фамилия Курман и старообрядцы

До начала ХХ века род носил фамилию Курман по названию деревни Курмановка, где жили старообрядцы. А когда крестьянам начали выдавать паспорта, взяли фамилию Мулявины — по названию местной речки Мулявки.

Владимир Мулявин рассказывал дочери, что его мать, Акулина Сергеевна, поначалу не особо тепло приняла жену сына, когда он привез Лидию рожать в родной Свердловск , а сам уехал работать. Но всем колкостям свекрови в свой адрес Лидия не придавала значения, успевая за день с маленькой Мариночкой сделать еще и все необходимое по дому.

Постепенно отношение семьи Мулявиных к невестке улучшилось, и когда Акулина Сергеевна слегла с онкологией, допускала заботиться о себе только Лиду . В предсмертной беседе мать попросила сына Володю:

«Никогда не обидь Лиду! Ты, видно, не сам ее выбрал, — это за тебя и для тебя сделал Бог. Береги ее, а если обидишь, знай, что обидел не ее, а меня».

Молодой Владимир Мулявин был никому не известным гитаристом, а его супруга Лидия Кармальская уже была востребованной артисткой. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Мать «Песняров»

Вместе с Владимиром Лидия Кармальская проработала 16 лет, вспоминает дочь Владимира Мулявина. Из них пять — в «Песнярах»: Лидия была на сцене до седьмого месяца беременности моим братом Володей — до мая 1974 года. Помимо того что она вела концерты, у Лидии Алексеевны был сольный выход с тремя номерами, а «Песняры» ей аккомпанировали. Сегодня об этом не вспоминают. Вообще жена Мулявина была центром притяжения в любом коллективе, где работала, и никогда не становилась яблоком раздора. В тех же «Песнярах» к ней тянулись ребята, ощущали в ней опеку — даже называли Мать.

Владимир и Лидия полюбили друг друга совсем юными: Мулявину только исполнилось восемнадцать, Кармальская была на три года старше. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Не просто любимая женщина

Лидия Кармальская для Владимира Мулявина была не просто любимой женщиной. Она стала для него и матерью, и лучшим другом, и хозяйкой дома. Всем! С ней он был защищен. Был случай, когда знакомая из мира музыки удивлялась, почему Лидия так носится с мужем: рыбьи глаза, лысый… На что был ответ: «У него самые красивые глаза, а лысина — череп, усыпанный цветами». Простой, ничем не примечательный гитаристик? «Он та-лант-ли-вый! И у него большое будущее», — парировала мама. И для меня папа до сих пор самый красивый мужчина.

Пожалуй, единственная сохранившаяся аудиозапись совместного выступления Лидии Кармальской с «Песнярами». Видео: stasyaGS:

Сумасшедшая любовь

Их связала сумасшедшая любовь Владимира. Лидия была старше Мулявина на три года, сначала не разглядела этого 18-летнего мальчика. А он смог убедить ее в своих чувствах. Но Лидия быстро поняла, что собой представляет отец как музыкант. Не знаю, как она уловила, почувствовала одаренность в этом тихом, застенчивом юноше. Может, это чутье, а может, ответной любовью ей хотелось сделать из этого мальчика талантливого музыканта.

Владимир Мулявин и Лидия Кармальская были красивой талантливой парой. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Про измены

Одним теплым вечером, когда беременная Володей-младшим Лидия, Владимир и их дочь (ей было 13 лет) не торопясь шли из кинотеатра с позднего сеанса. Марина с мамой обсуждали фильм, а Мулявин молчал. Когда впереди замаячил подъезд, со словами «Что-то вы, девчонки, слишком медленно идете. Пробегусь-ка я вперед!» он скрылся в дверях. Несколько минут спустя, когда женская часть семьи зашла домой, в квартире не было никого — Владимир убежал через балкон первого этажа. Лидия тогда сказала, мол, наверное, пошел на репетицию в филармонию — такое бывало у «Песняров». Но глаза у нее были грустные, она уже знала о новом романе со Светланой Слизской, будущей второй женой певца.

Лидия Кармальская старалась быть мудрой, смотреть на все с чувством юмора. А ведь она знала и о другом романе Владимира, который начался еще тогда, когда она сидела в декрете со Мариной. Этой женщиной была исполнительница цыганских романсов Валентина Пономарева . Но семья тогда удержалась: Лидия слишком любила Владимира, и пока эта любовь была сильной, он держался за жену.

Лидия Кармальская, Марина Мулявина и Владимир Мулявин-младший. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Владимир Мулявин-младший — Мулечка

Марина Мулявина рассказывает:

Да, когда появился на свет Володя, мама отдала часть своей любви ему. Кстати, она сама выбрала имя — назвала сына в честь отца. Папа очень радовался рождению Мулечки, так мы называли Володю-младшего. Он ведь и уговаривал 36-летнюю маму, несмотря на предостережения врачей, родить второго ребенка — так мечтал о сыне. Но как раз тогда он стал отдаляться, ощутил свободу от обязательств по отношению к нашей семье.

Володя Мулявин-младший был совсем крошкой, когда развелись родители. И когда вырос, папа не баловал его своим вниманием. А ведь брат Марины Мулявиной унаследовал и внешность отца, и его характер — мягкий, отзывчивый, ранимый. Даже покапризничать он любил, чтобы потом его пожалели, в точности как папа! И при этом сын Мулявина был трудоголиком, часами занимался на скрипке. Когда он сломал руку, вынужденно перевелся на альт. Но спустя какое-то время его педагог Владимир Перлин не раз говорил: такого альтиста белорусская земля еще не рождала — талант, сопоставимый по уровню с Юрием Башметом . А Мулявин как-то сказал Перлину после одного из концертов с участием Володи: «Он давно меня переиграл».

Марина Мулявина считает брата Володю своим первым ребенком – на нее легло немало забот о Мулечке, как его называли домашние. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Невероятная связь

Первые пару лет, когда Владимир Мулявин еще был влюблен в Светлану Слизскую, он приходил в первую семью нечасто. За это время Лидия эмоционально успокоилась. Но продолжала любить Владимира, не погасила свое чувство, жила воспоминаниями. А потом Мулявин стал чаще приходить к первой жене — они были близки до последних дней мамы. Марина Мулявина уверена, что между ними существовала какая-то невероятная связь. Когда в 1978-м певец попал в первую автокатастрофу, Лидия, ничего не зная, сказала дочери: «Марина, я не могу, мне плохо! Что-то с отцом». Позже узнали: да, в тот день Владимир разбился под Пуховичами. А когда умерла бабушка Катя, мама Лидии, к неожиданно пришел Мулявин, ничего не зная о случившемся.

Однажды артист заглянул в семью, и дочь заявила: буду поступать в театральный. Родители переглянулись, встали и легли на порог входной двери: «Сможешь переступить через нас? Ступай!»

Буктрейлер книги о Владимире Мулявине и Лидии Кармальской, сделанный по идее Ольги Брилон Георгием Дагаевым и Ириной Голубцовой (Тула). Видео: Ирина Голубцова:

Вот уже много лет мы не слышим живого голоса Мулявина, но его наследие не обесценилось и всё так же радует нас. Давайте же сегодня вспомним песни, которые подарил миру выдающийся музыкант и узнаем интересные факты из биографии простого уральского парня, рассказавшего о Беларуси больше, чем целые поколения предшественников. Интересные факты про песняра читайте .

Концерт к 1000-летию города, 1974 г. Источник pesnyary.com

Витебск можно назвать счастливым городом уже потому, что история ансамбля «Песняры» тесно связана с историей самого города. Где и когда Владимир Мулявин был в Витебске первым, почему хотел жить именно на Витебщине, а также чем город отблагодарил песняра за творчество, читайте .

Текущая страница: 54 (всего у книги 55 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Шрифт:

100% +

МУЛЯВИН Валерий

МУЛЯВИН Валерий (музыкант, один из создателей и участников (гитара, вокал) ВИА «Песняры»; трагически погиб в июне 1973 года в Ялте; похоронен в Минске).

Вместе со своим младшим братом Владимиром Мулявин был одним из создателей в 1969 году ансамбля «Песняры» (сначала – «Лявоны»). Однако он лишь застал начало славы своего детища, после чего погиб при весьма загадочных обстоятельствах. Отметим, что слухи о разного рода ЧП с «Песнярами» (в том числе и с трагическим исходом) периодически будоражили широкую общественность, но все они в итоге оказывались обычными «утками». Но в случае с Валерием Мулявиным все оказалось правдой. Трагедия произошла в Ялте, где ансамбль находился с очередными гастролями. Отметим, что сами участники ансамбля описывают разные версии происшедшего. Например, в устах Александра Демешко (ударные инструменты) это выглядело следующим образом:

«Как-то вечером мы справляли день рождения. Выпили тогда, кстати, немного. Валерий вышел на набережную и сел на парапет покурить. А мимо ехала поливальная машина. Он поднял ноги и перекувырнулся. Парапет высокий был, внизу камни, вот и разбился насмерть. Сколько потом слухов ходило, что его убили!..»

А вот как описал случившееся солист ансамбля Леонид Борткевич:

«Мы были на гастролях в Ялте, где проходил фестиваль «Крымские зори». В гостинице нам должны были предоставить два номера «люкс», один Володе Мулявину, второй – его старшему брату Валерию. Но свободным к нашему приезду оказался только один номер «люкс». Устроители гастролей пообещали решить этот вопрос.

Вечером в ресторане гостиницы мы устроили небольшой банкет по случаю дня рождения нашего звукорежиссера – Коли Пучинского. Все было чинно-благородно, почти никто не пил. Банкет уже подходил к концу, когда представители администрации сообщили Валере, что ему предоставлен номер «люкс», но в другой гостинице. Чтобы попасть туда, нужно было пройти всю ялтинскую набережную. Валера взял чемоданчик с личными вещами и пошел.

Меня поселили с Толей Кашепаровым. В четыре часа утра в дверь нашего номера постучали. Я открыл дверь – на пороге стоял милиционер:

– Там убили парня, кого-то из ваших. Некоего Мулявина. Вам нужно пойти на опознание.

Мы с Толей быстро оделись и спустились вниз, все еще не веря. Нас повели к месту происшествия.

Валера лежал ничком на парапете, лицо – в ссадинах, а под головой – кровь. Эта ужасная картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Но осознание происшедшего и весь ужас от того, что случилось, пришли позднее.

Нам в этот день нужно было работать два концерта. Из Москвы позвонила Фурцева, министр культуры, и сказала, чтоб обязательно хоть один концерт отработали, потому что по городу идет молва, будто мы напились и чуть ли не поножовщину устроили. Мне до сих пор непонятно, почему многие детали этого дела замалчивались и почему оно стало обрастать нелепыми слухами. Хотя были свидетели. Последним видел сидящего на скамейке Валеру живым водитель поливочной машины, которая проезжала по набережной. Рядом стоял чемоданчик, а недалеко от скамейки кучковалась группа молодых людей. Когда поливальщик ехал обратно, их уже не было. Чемоданчик стоял там же, а Валера лежал рядом мертвый.

Потом мы узнали – какие-то подонки проиграли одного из «Песняров» в карты, и на месте Валеры могли оказаться хоть я, хоть Толя Кашепаров… Так что получилось, что Валера прикрыл собой кого-то из нас. И почему-то все это пытались замять – может, боялись сорвать фестиваль…

Но весь город знал, что убили одного из «Песняров». А концерт-то надо работать. И я помню этот битком набитый зал. Обычно мы завершали концерт песней «Березовый сок», предпоследней была «Хатынь». И в ней я выходил вместе с Валерой, чтоб сыграть проигрыш на трубе. Он с одной стороны, я с другой. Когда работаешь концерт, как-то забываешь про все. А тут машинально выхожу и смотрю – нет Валерки. Он же должен выходить… И потом вдруг понимаю, что его уже никогда не будет. Все.

С большим трудом я тогда доиграл этот проигрыш на трубе. Песню «Березовый сок» я пел, глотая слезы. Весь зал нам хлопал стоя, но мы этого не слышали. Выдержав весь концерт, мы сразу уехали.

Потом были похороны в филармонии и цинковый гроб. У Валеры остались двое маленьких детей.

Володя Мулявин был в шоке. Он замкнулся и долгое время просто не мог говорить…»

МУЛЯВИН Владимир

МУЛЯВИН Владимир (музыкант, создатель и бессменный руководитель ВИА «Песняры» (1969–2003); скончался 26 января 2003 года).

В первый раз Мулявин едва не умер осенью 1998 года. 23 октября его в тяжелом состоянии привезли во 2-ю клиническую больницу Минска, где врачи констатировали у него черепно-мозговую травму и повреждение мочевого пузыря. Операция длилась несколько часов. И был момент, когда врачи всерьез опасались за его жизнь. Но судьба оказалась благосклонна к Мулявину. О причинах попадания знаменитого музыканта в больницу официальной информации не было, ходили только слухи. Говорили, в частности, что он тяжело переживал развал родного коллектива и, будучи подшофе, выпал из окна собственного дома.

Спустя полгода случилась новая трагедия. 14 мая 2002 года, когда в Белоруссии отмечали Радоницу – день поминовения усопших, Мулявин возвращался со своей дачи, что в деревне Лапоровичи на «Минском море» (10 км от Минска). Музыкант ехал по трассе Заславль – Колодищи. На закруглении дороги, обозначенном знаком «Опасный поворот», его «Мерседес-420» на большой скорости вылетел на встречную полосу и попал в кювет. Машина врезалась в деревья и опрокинулась. К несчастью, трасса в это время суток была безлюдна, и потерпевшего аварию Мулявина обнаружили только спустя примерно полчаса.

Женщина, которая подъехала к месту аварии третьей, рассказывала: «Мы ехали из Заславля на Северное кладбище. За рулем был сын. Когда заметили, что произошла авария, он притормозил и сказал: «Сидите, я сам посмотрю». Однако мы тоже вышли из машины. Пострадавшего узнали сразу же. К тому же, когда подъехала милиция (вызов в дежурную часть ГАИ УВД Миноблисполкома поступил в 12.30, экипаж ДПС ГАИ приехал спустя несколько минут. – Ф.Р. ), один из стражей порядка попросил меня посмотреть, что в бардачке. Я посмотрела, там лежал контракт «Песняров».

К счастью, у сына оказался с собой мобильный телефон, поэтому тут же вызвали «Скорую». Сначала хотели достать Мулявина из разбитого автомобиля, но потом заметили, что вокруг шеи бордовый отек типа синяка, и решили дожидаться врачей. Он нормально, внятно разговаривал. Во всяком случае, говорил, что отказывают руки, попросил их помассировать. Подруга Таиса села на переднее сиденье и сделала массаж…»

В 13.45 музыканта доставили в НИИ травматологии и ортопедии в Минске. Как констатировали врачи, у Мулявина было тяжелейшее повреждение позвоночника (тетрапарез – паралич всех конечностей). Консилиум врачей принял решение проводить операцию. Руководил операционной бригадой хирург с европейским именем Иосиф Воронович. Длившаяся несколько часов операция завершилась успешно.

Между тем, несмотря на успешную операцию, здоровье Мулявина восстанавливалось медленно. Тогда друг музыканта Иосиф Кобзон сделал так, чтобы больного привезли для лечения в Москву. Сначала Мулявина положили в клиническую больницу № 19, затем перевели в НИИ имени Бурденко. Как писала в «Московском комсомольце» У. Калашникова (11 января 2003 года): «За время реабилитации были достигнуты неплохие результаты, учитывая, что у артиста тяжелейшая спинномозговая травма и он поступил в больницу полностью парализованным. В процессе восстановления Владимир Мулявин прошел процедуры: физиотерапевтические, водные, различные виды нетрадиционной терапии, массажа. Это положительно сказалось на двигательной способности кистей рук пациента. Ведь даже то, что Владимир Георгиевич самостоятельно взял в руки ложку, врачи посчитали чудом. Пребывание в госпитале имени Бурденко также улучшило его самочувствие: появилась еще большая подвижность рук, кистей, самостоятельность работы других важных функций организма. Слава богу, у Мулявина не поврежден головной мозг. Музыкант живет вполне адекватной жизнью: разговаривает, смеется, когда смешно, ведет серьезные переговоры по телефону. Правда, как отмечают врачи, в настроении Владимира Георгиевича все же чувствуются пессимистические нотки. Но это вполне понятно: еще каких-то 7 месяцев назад он вел весьма активный образ жизни, теперь же прикован к больничной койке…

В скором времени Владимира Георгиевича планируют выписать. Родные Мулявина ищут средства для дальнейшего лечебного курса. Будем надеяться, что достигнутые главным «песняром» Советского Союза успехи – лишь начало полного и по возможности скорого излечения».

К сожалению, эти оптимистические прогнозы не сбылись. Спустя ровно неделю после выхода в свет этой статьи Мулявину внезапно стало плохо. Его срочно перевели в реанимационное отделение, где врачи стали предпринимать титанические усилия по спасению музыканта. Казалось, им это удалось. Однако ночью 25 января Мулявину опять стало плохо. Три раза у него останавливалось сердце, и два раза медикам удалось вытащить Мулявина с того света. В третий раз, несмотря на все старания, сделать это не удалось. В воскресенье, 26 января 2003 года, легендарный «песняр» скончался.

27 января в Москве, в ГЦКЗ «Россия», где В. Мулявин неоднократно выступал со своими «Песнярами», состоялась гражданская панихида. Проститься с Владимиром Георгиевичем пришли многие его друзья и коллеги: Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Лев Лещенко, Юрий Антонов, Надежда Бабкина и др. Вот как описывала происходящее журналистка «Жизни» Е. Рожаева:

«Прощание было назначено на три часа дня, но поклонники и почитатели таланта Владимира Георгиевича стали собираться задолго до начала церемонии.

Первым появился давний товарищ, руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов. Положив к подножию гроба букет белых лилий, Юрий Федорович отошел в сторону.

Самыми последними пришли вдова Светлана (С. Пенкина – актриса, известная по роли Кати в сериале 70-х «Хождение по мукам». – Ф.Р. ) и сын Валерий. Присев на стул рядом с гробом, Светлана Александровна словно окаменела. 19-летний Валера был буквально убит внезапно свалившимся на него горем. Он не скрывал своих слез.

Попрощаться с коллегой и другом пришли Юрий Антонов, Александр Буйнов, Борис Моисеев, Алексей Глызин, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, специально из Болгарии приехал Бисер Киров.

Иосиф Кобзон был в отъезде, поэтому на панихиду прийти не смог, но прислал букет роз.

Надежда Бабкина пришла на траурную церемонию вместе со своим коллективом «Русская песня». Она поклонилась и попросила у покойного прощения «за все». Потом вместе с ансамблем исполнила псалом «Благослови душе моя, Господи»…

Ожидали приезда ветеранов «Песняров», но никто из них в Москве не появился. Дочь Мулявина от первого брака тоже не смогла приехать. Она решила попрощаться с отцом в Минске…»

На следующий день, 28 января, с Мулявиным прощались в Минске. Тело Мулявина привезли в пять утра. Отпевание прошло в Свято-Духовом кафедральном соборе. С 12 часов дня в центр города к залу Дома офицеров, где проходила панихида, бесконечным потоком шли люди – более пяти тысяч человек пришли проститься с «песняром». Телеграмму соболезнования родным и близким музыканта прислал Президент России В. Путин. Президент Белоруссии А. Лукашенко отложил свой визит в Киев и пришел проститься с В. Мулявиным. В своей речи он сказал, что сегодня белорусы прощаются «с самым великим сыном Белоруссии – русским человеком, который своими песнями и талантом заставил говорить нас на белорусском языке».

Похоронили В. Мулявина на Восточном кладбище Минска.

МУРАТОВ Раднэр

МУРАТОВ Раднэр (актер кино: «Композитор Глинка» (1952; негр-паж), «Застава в горах» (1953; Ахмет), «Ляна» (1955; Гриша), «Максим Перепелица» (1956; однополчанин Максима Таксиров), «Поединок» (1957; Гайнан), «Звероловы» (1958; Дудин), «Баллада о солдате» (1959; попутчик Алеши – солдат), «Хлеб и розы» (1960; Алешка из кулацкой банды), «Чертова дюжина» (1961; Михаил), «Закон Антарктиды» (1963; Иван Васильев), «Время, вперед!» (1966; рабочий Загиров), «Маленький беглец» (1967), «Щит и меч», «Золотой теленок» (оба – 1968), «По Руси» (Мустафа), «Далеко на Западе», «Возмездие» (старшина в медсанбате) (все – 1969), «Тройная проверка» (1970; советский разведчик Хабибуллин), «Миссия в Кабуле» (водитель Сорокина Юсуф), «12 стульев» (шахматист-любитель), «Джентльмены удачи» (главная роль – Василий Али-Бабаевич) (оба – 1971), «Будни уголовного розыска» (1973; Муратов), «Не может быть!» (милиционер), «Афоня» (сантехник) (оба – 1975), «Золотая речка» (1977; Ахметка), т/ф «Маленькие трагедии», «Похищение «Савойи» (индеец Ганс) (оба – 1980), «Семь криков в океане» (1986; стюард), «Крейцерова соната» (1987; кондуктор) и др.; скончался 10 декабря 2004 года на 77-м году жизни).

В последний раз Муратов снялся в кино в 1986 году – сыграл небольшую роль в фильме Владимира Басова «Семь криков в океане». После этого как отрезало – то ли достойных ролей не было, то ли про Муратова просто забыли. А сам он навязываться никогда не любил. Поэтому последние почти двадцать лет жизни актер зарабатывал на жизнь тем, что мотался по стране со сборными концертами (в них участвовали бывшие звезды советского кино). Жил Муратов в своей холостяцкой квартире на Нагатинской набережной (со своей единственной женой Еленой он развелся почти 40 лет назад). Друзей у него было не много: Георгий Вицин да Владимир Протасенко (это он играл в «Джентльменах удачи» детдомовского друга детства Косого).

В 2000 году Муратов перенес инсульт, после чего врачи признали у него болезнь Альцгеймера. Муратов часто терял ориентацию, плутал по столице. Были случаи, когда его вдруг находили в центре Москвы на Арбате, а он не мог сориентироваться и найти, где метро. Сын актера от первого брака Леонид попытался устроить отца в Матвеевский дом ветеранов кинематографа, но Муратов воспринял это как предательство – мол, хочешь от меня избавиться. И прекратил с сыном общаться. Поэтому продукты отцу Леонид вынужден был передавать через соседей. Но и тем с каждым разом было труднее это сделать. Однажды Муратов увидел на ручке своей двери сумку с продуктами и со злости… бросил ее об стену. При этом крикнул: «Вы меня нищим считаете?..» Но он действительно был нищим. Актер, снявшийся в пяти десятках картин, в последние годы вынужден был спать на полу, подложив под себя… снятую с петель дверь. У него не было не только мебели, но и телевизора, холодильника. В общем, типичная судьба некогда популярного актера советского кинематографа, которому за фильмы, в которых он снялся, не шло ни копейки (хотя эти фильмы чуть ли не еженедельно крутили по российскому ТВ).

В октябре 2004 года Муратов пропал в очередной раз. Незнакомые люди нашли его на улице и дали знать в милицию. Все тот же Владимир Протасенко определил друга в 68-ю горбольницу. Однако вскоре после поступления туда Муратов впал в кому и 10 декабря скончался, так и не приходя в сознание.

Похоронили актера на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

МУХИНА Вера

МУХИНА Вера (скульптор: «Рабочий и колхозница» и др.; скончалась 6 октября 1953 года на 65-м году жизни).

За год до смерти у Мухиной начались серьезные проблемы с сердцем. Летом она с коллегами сдавала комиссии свою очередную работу – памятник М. Горькому, но комиссия скульптуру не приняла, найдя в ней множество огрехов. И Мухиной пришлось срочно переделывать свое детище. Поскольку открытие памятника было приурочено к 25-летию со дня смерти Горького, скульпторы торопились. Работали по 12–15 часов в сутки, в ветер и дождь, по сорок раз в день влезая на леса и слезая с них – как иначе проверишь, правильно ли смотрится скульптура снизу? В итоге памятник был сделан вовремя, но сразу после этого Мухина свалилась с болезнью. Только за одну ночь у нее случилось сразу два припадка. 24 августа врачи, обнаружив у нее декомпенсацию сердца, отправили ее в Барвиху, обязав соблюдать строгий постельный режим. В один из тех дней Мухина писала родным следующее: «У меня нет спокойствия, я жадная к жизни. Я люблю жизнь, люблю воздух, солнце, землю, люблю людей, люблю дело. Вот оно-то меня и тревожит. Очевидно, вынужденное мое безделье меня вырвало из обычного равновесия, и я лезу на стену. Понимаю и в то же время не могу не лезть. Сегодня опять сказали лежать еще, до слез это взволновало, даже не взволновало, а как-то глупо обидело. Неужели я уже инвалид, как мне вскользь сказал профессор Коган! Протестую всем своим существом, зачем этот обух по голове, как это жестоко… Не хочу!»

Видимо, именно это настойчивое желание работать помогло Мухиной тогда преодолеть болезнь и прожить еще один год. Однако прожила она его столь насыщенно, что ее и без того надорванное сердце не справилось с непомерными нагрузками. Только за одно лето 53-го она дважды лежала в больнице, затем лечилась в санатории. Как пишет О. Воронова: «Она еще надеялась, но надежды уже не было. Трехдневный сердечный приступ, когда она буквально находилась между жизнью и смертью и думали, что уже начинается агония, подорвал ее силы окончательно. В состоянии временного облегчения ее выписали, и Вера Игнатьевна испытала ослепительное чувство «воскресения из мертвых», но оно было обманчиво и кратковременно. Дни ее были сочтены, главный кардиолог Боткинской больницы Б.Е. Вотчел предупредил Всеволода Алексеевича (сына Мухиной), чтобы он никуда не уезжал даже ненадолго, что конец близок.

Последние полтора месяца пролежала в Кремлевской больнице.

«Состояние страшное, кошмарное… – почти каракулями выводит она Ивановой и Зеленской. – Я не думала, что вообще можно так болеть. При всем желании не могу написать ни одной буквы кругло. Я беспокоюсь, виновата перед ребятами… Волик (сын Мухиной. – Ф.Р. ) – святой мальчик.

Сейчас ночь, спать не могу…

Я совсем разбита. Сегодня был какой-то ужасный приступ. Пережила. Но как перенесу его, еще не знаю…»

Когда еще верила в выздоровление, подписывалась: «Ваша нерадивая третья часть». Теперь надежд не осталось, и она завершает письмо именем и фамилией: «Ваша Вера Мухина». Подпись-прощание. Но и в этом письме, рядом с прощанием, рядом со стоном боли и последним упоминанием о сыне, бессменно сидевшем у ее постели, беспокойство о тех, кто завершает за нее скульптуру. Постоянные, неизбывные мысли о работе…

МУХИНА Елена

МУХИНА Елена (гимнастка, чемпионка СССР, чемпионка Европы (1977, 1979) и мира (1978); скончалась 23 декабря 2006 года на 47-м году жизни).

Судьба этой знаменитой спортсменки поистине трагична. Придя в гимнастику в юном возрасте, она многократно рисковала своим здоровьем, получая серьезные травмы. Так, в 15 лет, выступая на Спартакиаде народов СССР, Елена неудачно приземлилась, из-за чего у нее произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. При такой травме невозможно даже поворачивать голову. Однако чуть ли не каждый день к Мухиной в больницу приезжал ее тренер и увозил… на тренировки. Причем Лена работала без ортопедического «ошейника». Самое удивительное – после этого гимнастка добилась выдающихся результатов, став в 1977–1978 годах чемпионкой мира и Европы. Следующим этапом ее триумфа должны были стать Олимпийские игры в Москве в июле 80-го, однако судьба уготовила юной спортсменке иное испытание.

Еще за год до Олимпиады на одной из тренировок Мухина сломала ногу. Но вновь с больничной койки пошла прямиком в гимнастический зал. Однако, когда до Игр оставались считаные дни, произошла трагедия. Это случилось на тренировочной базе гимнастической сборной СССР в «Стайках» (Минск, Белоруссия). Вспоми-нает очевидец – гимнастка Лидия Иванова:

«Я, как сейчас, помню эту жуткую историю. Это случилось в Минске при подготовке к Олимпиаде. В шикарном белорусском дворце спорта были созданы условия, полностью приближенные к «боевым», гимнасты работали по полной программе. В тот день Лена неважно себя чувствовала, но тренер (Михаил Клименко. – Ф.Р .) настоял, чтобы она сделала «прогон», показала всю программу с максимальной сложностью в вольных упражнениях. (Отметим, что, дав такое задание, тренер на один день уехал в Москву, чтобы утвердить свою воспитанницу в составе сборной СССР. – Ф.Р .). В одном из сложных прыжков, когда Лена уже «пошла» в воздух, начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп… Но Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер.

К Лене подбежали, она была без сознания, померили давление – по нулям. Когда проверили ноги – они не откликались. Перелом позвоночника! Ее сразу перевезли на самолете в Москву, оперировать взялся доктор из клиники на Красной Пресне. Операция была очень сложная, жизнь Лене спасли, но вернуть здоровье уже не смогли. Она так и осталась навсегда парализованной. (Потом многие будут утверждать, что эти трое суток до операции все и решили: если бы она была проведена раньше, то Мухина не стала бы инвалидом. – Ф.Р .).

Хотя поняла она, что не сможет двигаться, далеко не сразу. Когда я приходила к ней в палату, она мне жаловалась: «Представляешь, я лежала на вытяжке и подросла на семь сантиметров! Теперь ведь все мои брючки мне малы будут!»

Я думала: «Милая моя, когда ты еще эти брючки наденешь!» Но она не сдавалась, и даже когда окончательно стало понятно, что подвижности уже не вернуть, не отчаялась. Хотя ситуация была хуже не придумаешь: еще вчера ты здоровый человек, готовишься к Олимпиаде, а сегодня лежишь пластом и не можешь пошевелить ни рукой, ни ногой! Ее шнуровали в специальный корсет с ног до головы, но и это не очень помогало. Если ее сажали в инвалидном кресле чуть-чуть криво, подвинуться она уже не могла. Как мне казалось, она потом обижалась на того врача, который ее оперировал.

Могу сказать, что это была самая тяжелая травма с самыми тяжелыми последствиями в нашей гимнастике за все годы . Лена сама говорила: «Странно, с такой травмой, как у меня, долго не живут. Три-четыре года – и все, а я вон сколько живу». Она двадцать лет двигалась, а потом двадцать шесть лет лежала. Наш спорткомитет не оставил ее в беде, ей дали квартиру, назначили пенсию. У нее было все самое лучшее, что можно было придумать для связи с миром: телевизор, радиоприемник. Потом ей поставили тарелку спутникового телевидения. Сделали специальный пандус к балкону, чтобы можно было вывозить ее дышать свежим воздухом…

В последние годы с ней жила наша гимнастка Елена Гурова (до этого за Мухиной приглядывала ее бабушка Анна Ивановна, которая заменила ей мать, умершую, когда Елене было всего два года. – Ф.Р. ), но всегда был кто-то приходящий. Помогали, например, студенты мединститута. Много раз предпринимались попытки вылечить ее, но безуспешно. Хотя приходили и специалисты по китайской медицине и другие специалисты. Попадались и аферисты, конечно, от этого никто не застрахован…

Умерла она рано утром на руках у Лены Гуровой. Та пыталась делать ей, как полагается в случаях сердечной недостаточности, массаж рук, но было уже поздно.

По-моему, основной подвиг Лены Мухиной был не на гимнастическом помосте, а уже после него. Пролежать 26 лет без движения и не утратить желания жить, остаться человеком, дай Бог каждому такое мужество».

Прощание с Е. Мухиной состоялось 27 декабря в офицерском клубе ЦСКА в Москве. Как писала «Комсомольская правда»: «Не было ни пафоса, ни именитых гостей. Родственники, гимнастический мир, немногочисленные поклонники ее таланта… Приехал председатель Росспорта Вячеслав Фетисов.

И все-таки страшную судьбу выдающейся спортсменки в эти дни обсуждает вся страна. И читатели, и журналисты «КП». Нам звонят люди из отдаленных городов, пишут те, кто помнит выступления Елены. Кто переживал за нее.

Елена Мухина была похоронена на Троекуровском кладбище. Земля пухом, сильный человек».

Как сообщали некоторые СМИ, тренера Мухиной Михаила Клименко на похоронах не было – он давно живет в Италии. И с момента трагедии в 1980-м он вообще не заходил к своей воспитаннице.

Народному артисту СССР, создателю легендарного ансамбля исполнилось бы 70 лет

Их песни давно уже стали классикой. «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия»… Да за одну только «Беловежскую пущу» «Песняров» можно было полюбить навсегда. Создавая ансамбль, Владимир Мулявин и представить не мог, что очень скоро станет знаменит на весь Советский Союз. В 1970 году коллектив победил на конкурсе молодых эстрадных исполнителей, разделив вместе со Львом Лещенко второе место (первое тогда не досталось никому). Молодые белорусские песняры, все как на подбор красавцы, стали предметом обожания поклонниц.

Владимир Мулявин любил славу, женщин и… водку. Он был безмерно талантлив в музыке и… несчастен в личной жизни. Три жены, четверо детей, постоянная борьба с алкогольной зависимостью… Мулявин разбился на собственном авто ровно через две недели после своего 62-летия. Потерял управление «Мерседесом» на крутом повороте в нескольких километрах от столицы Белоруссии. Говорят, и в этот день певец был нетрезв… Затем была клиника в Москве, появилась надежда на выздоровление. Но чуда не случилось. Владимир Мулявин умер в больнице в Москве, так и не увидевшись со своими друзьями. «Мне горько от того, что не простился с Володей, - признался «ФАКТАМ» давний друг Мулявина, музыкант первого, «золотого», состава «Песняров» Владислав Мисевич. - Ведь многое так ему и не сказал… »

«Впервые Володя женился в 18 лет»

- До сих пор артисты вспоминают, с каким размахом Мулявин отмечал свои дни рождения.

Что касается размаха, это было в ранние времена «Песняров». То, как Володя праздновал день рождения, зависело от его жен. У него ведь их было три, и не каждый брак оказывался удачным. Считаю, лучшей супругой Мулявина была покойная Лидия Кармальская. От Володи она родила двоих детей. К сожалению, сын трагически погиб в тюрьме, а с дочерью мы до сих пор поддерживаем отношения. Когда Володя с Лидой только поженились, «Песняры» зарабатывали на жизнь, колеся по деревням. Мы, музыканты, жили в Минске в общежитии, а у Володи уже была комната в коммунальной квартире. Все праздники и дни рождения мы справляли там. Лида была хлебосольной хозяйкой.

- Мулявин женился очень молодым.

Ему было всего 18, Лида - лет на шесть старше. Очень красивая женщина. У нее был, правда, небольшой недостаток: она хромала - переболела полиомиелитом. Лида работала в довольно редком на эстраде жанре - художественном свисте. Была в Советском Союзе достаточно известна. Часто гастролировала вместе с «Песнярами», чему Володя был только рад. Признавался, что не может без жены. По натуре он не был бабником, как все артисты, в том числе и я.

- Откровенно…

В этом смысле Мулявин отличался от нас. За бабами не бегал, ему нужна была семья. И хотя не все складывалось с женами хорошо, всегда стремился к домашнему очагу. Поэтому перерывы между разводом и очередной женитьбой были короткими. Через несколько месяцев находилась кандидатка. Мулявин любил повторять: «Я и пяти минут без баб не могу… » Последняя, Светлана Пенкина, появилась не без моей помощи. Мы снимались на «Мосфильме», в музыкальной картине «Диск» Александра Стефановича, а Светлана - в сериале «Хождение по мукам», где играла Катю. Жила актриса в гостинице при студии. Моя подруга пригласила нас с Володей в гости. Была там и Пенкина, Мулявин познакомился с ней, но дальше дело не пошло. А через некоторое время судьба вновь свела их. В Гродно «Песняры» выступали с концертом, а Пенкина была родом из этого городка. Они встретились уже как старые знакомые. Володя тогда разводился со второй женой, а Пенкина была свободна.

- Кем была вторая жена Мулявина?

Студентка университета, девушка из простой семьи. Получив техническое образование, работать Светлана не стала. Честно говоря, в противоположность Володе погулять любила почище нашего. У них родилась дочка, но семейной жизни так и не сложилось. Света в дела Володи не вмешивалась, старалась не ездить с нами на гастроли. Гуляла направо и налево. В конце концов Мулявину это надоело, и он подал на развод. Потом Светлана просто спилась. И когда Володя повстречал красавицу Пенкину, у него закружилась голова. Кто бы мог подумать, что вторая Светлана окажется не такой уж беззащитной.

«После сильных потрясений Мулявин брался за голову, но потом опять срывался»

- На Пенкину обижаются практически все музыканты «Песняров».

Сейчас Светлана бедствует, живет с самым младшим сыном Мулявина Валерой в крохотной, убогой квартирке в Минске. До сих пор между музыкантами ансамбля идут споры, кто же виноват в развале «Песняров»: Володя или Светлана. Насколько Мулявин был рационален и тверд в руководстве коллективом, настолько пасовал перед женой. В результате и вовсе позволил Пенкиной полностью взять над собой контроль. Света подливала ему водку в стакан, когда этого уже нельзя было делать.

- Пили в то время, видимо, все.

Но на Мулявине лежало руководство коллективом, мы же его избрали. Я лично приложил к этому руку, когда надо было перед начальством Минской филармонии отстаивать его кандидатуру. Ведь Мулявин не имел высшего музыкального образования, хотя и был удивительно талантлив! Он выстроил по кирпичику «Песняры», а его жены методично нас разрушали. (На фото первый состав «Песняров»: (сидят слева направо) Валерий Мулявин, Валерий Яшкин, Владислав Мисевич,Леонид Борткевич, (стоят слева направо) Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Александр Демешко. 1971 год)

- Мулявин был богат?

Нет, совершенно. Володя жил в обыкновенной «двушке», хотя и в центре Минска. Правда, у нас всех была негласная договоренность оставлять квартиры предыдущим женам. Так поступал и Мулявин. Когда развелся во второй раз, наскоро построил кооперативную квартирку, бытовые условия были скверные. Деньги как приходили, так и уходили. Сами понимаете, если человек страдает от такой болезни…

- Говорят, было время, когда Мулявин пытался побороть алкоголизм.

После сильных потрясений, угрозы развала коллектива Володя брался за голову. Перед 25-летием «Песняров» не пил целый год. Отметили эту дату, и Мулявин сорвался. В 1991 году Володе присвоили звание народного артиста СССР. Для него это было достаточно неожиданно. Тогда ему намекнули, что надо соответствовать. Володя продержался несколько месяцев. Он прекрасно понимал, что это болезнь, но лечиться не хотел. В конце концов «Песняры» просто развалились. «Белорусские песняры» стали фактически последним составом, где играют еще старики типа меня. Но если бы Мулявин смог тогда выстоять, был бы сейчас с нами. Ведь Володя от природы достаточно крепкий мужик и на голову не страдал, звездной болезнью никогда не болел. Вот мы вспоминали с ребятами его и говорили, что сейчас он был бы абсолютно ко двору.

- Думаете, он бы переехал в Москву?

Это было не обязательно. Мы уехали, потому что после смерти Мулявина нас хотели вернуть в государственную структуру. Но времена изменились, мы хотели работать сами на себя, поэтому и укатили в Москву, став «Белорусскими песнярами». Обидно за Вову. Кстати, последние несколько лет я принципиально не пил с Мулявиным, что очень раздражало Пенкину. Она считала это оскорблением.

- Вы ведь некоторое время работали директором «Песняров».

Тогда была предпринята еще одна попытка остановить Володю. Мы предложили ему выход: «Мы работаем, ты лечишься». К тому времени Мулявин уже начал выходить в непотребном виде на сцену. Он вроде остановился, вновь стал рулить «Песнярами», но сорвался. Несколько раз был на волосок от смерти. Последний случай оказался роковым.

- Значит, он сел за руль пьяным?

Я это знаю. И все знают в Минске… Десятки раз садился за руль выпивши. Он и на трезвую голову не очень хорошо водил машину, а когда «под газом»…

- Пенкина не заставляла мужа лечиться?

Она сама употребляла и наливала ему довольно часто. У Володи была еще родная сестра, милый человечек. В свое время она жила в Свердловске, но развелась с мужем и приехала в Минск. Володя купил ей и племяннице квартиру. Иногда, когда Мулявин «восставал» против Пенкиной, уходил к сестре. Она приводила его в порядок, возвращала к нормальной жизни. Пенкина ненавидела ее и сделала все, чтобы Володя с сестрой не общался. Потом лишила Мулявина общения и с нами. Лежал после аварии в больнице в Москве, а Пенкина давала ложную информацию, мол, он поправляется, все нормально. Как гренадер, стояла у его палаты: пусть только попробуют «эти» прийти!.. Обидно, сжег себя Володя. А ведь сколько сделать мог еще.

«Во время перестройки вышла статья о нас под названием «Песняров» погубили бабы и водка»

- Мулявин творил во время запоев?

Бывало и такое. Помню, пришел как-то к нему домой, Володя писал военную программу. Уже с утра поддавший. Говорю Свете: «Ты видишь, в каком он состоянии?» «Тебе этого не понять! - отвечает она. - Ты не творческий человек! Музыканту необходимо такое возбужденное состояние, он же гений!»

- Правда, что «Песняров» в свое время хотели сделать украинским коллективом?

Во время одной из первых поездок в Киев нас вызвал на разговор министр культуры Ростислав Бабийчук. Это было в 1971 году. Говорит Володе: «Знаю, вы русский человек, из Свердловска, но так прославляете белорусскую песню! Просто уникальный случай. У меня предложение к вам и вашим ребятам - сделайте то же самое для украинской песни! Я вам квартиру на Крещатике дам, ребятам - кооперативы». В то время от белорусских властей мы еще ничего не получили, только обещания. Сказали, что подумаем, но потом эту историю замяли. Мулявин сблизился с Первым секретарем ЦК КП Белоруссии Петром Машеровым, и мы начали жить как у Христа за пазухой. Ни о какой другой республике уже не мечтали.

- Помните свою последнюю встречу с Владимиром Мулявиным?

Тогда мы уже не работали вместе. Володе опять отдали «Песняров», я ушел в «Белорусские песняры». Но организация по-прежнему была одна - Белконцерт. Даже наши кабинеты были напротив. Володя все время набирал новых музыкантов. Долго никто не удерживался из-за того, что Мулявин выпивал. Чтобы не видеть всю эту возню, мы решили уехать в Москву. Наша последняя встреча с Володей состоялась в коридоре филармонии: обменялись приветствиями и разошлись. Как будто и не существовало 30 лет совместной работы. Потом, правда, был шаг к примирению с его стороны. В Москве, с большим опозданием, Мулявин отмечал 30-летие «Песняров». Его администратор позвонил, когда мы гастролировали по Уралу. «Приезжайте завтра в Москву, - говорит. - Володя хочет, чтобы вы тоже участвовали… » Но это было невозможно. К тому же мы понимали, что Пенкина не даст нам выйти на сцену ни при каких обстоятельствах.

- Вы ведь познакомились с Мулявиным еще во время службы в армии?

В 1964 году, - продол-жает Владислав Мисевич. - Я служил в штабном оркестре, а Володя - в ансамбле песни и пляски. Мулявин старше меня на четыре года. База у нас была одна - Дом офицеров, там и познакомились. После трех лет службы Мулявин подошел ко мне и спросил: «Хочешь дальше работать?» Для меня это была честь, я смотрел на Володю, как на своего кумира. Потом, с годами, мы не то чтобы стали ровней, но общались уже без стеснения, как мужики. Хотя по своим человеческим качествам и таланту Володя так и остался для меня на недосягаемой высоте.

- Говорят, Мулявин любил пользоваться своим сумасшедшим обаянием.

Оно просто перло из него! И он прекрасно это знал. Тень этого обаяния ложилась и на нас. Чего стоила его знаменитая улыбка! Не любить Володю было невозможно. Приедем в Украину - говорят, что Мулявин похож на Тараса Шевченко. В Белоруссии - на Янку Купалу и Якуба Коласа одновременно. Делали программу на стихи Владимира Маяковского, все говорили: «Мулявин - вылитый поэт!»

- Вы застали время, когда Мулявин был без усов?

В армии. Но как только уволился, тут же отпустил усы. Первое время говорил, будто ему лень бриться, но после того, как все стали нахваливать, что ему очень хорошо, оставил навсегда. Честно говоря, в сумасшедшем гастрольном графике мы мало времени уделяли внешнему виду. Бывало, давали по нескольку концертов в день. Сначала нам платили за концерт 33 рубля, а Володе добавлялся процент за руководство. Потом в Советском Союзе стали активно строить дворцы спорта. Выступая там, мы получали двойные ставки - 66 рублей. Это благоденствие длилось три-четыре года. Надбавки за дворцы сняли, оставив всего 20 рублей. Если во времена, когда мы получали 30 рублей, водка стоила 4 рубля 12 копеек, то позже, при ставке до 20 рублей за концерт, за спиртное надо было выложить уже10 рублей. Значит, с 15 бутылок водки мы докатились до двух (смеется). Вот и все наше богатство.

- Пить надо меньше…

Да раньше почти все музыканты так жили. Поэтому никто из нас и не разбогател. Только сейчас чувствуем себя более-менее нормально. И Муле хорошо бы жилось.

- В смысле, Мулявину?

Близкие друзья Володю Мулей называли. Да, не хватает нам его сейчас. Когда началась перестройка, разрешили все писать, вышла статья о нас с названием «Песняров» погубили бабы и водка».

- Это правда?

Наверное, да…

», музыкант, аранжировщик и певец. Композиции, созданные под его началом, до сих пор являются хитами. В 1991 году Владимир Георгиевич стал обладателем звания «Народный артист СССР».

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Екатеринбурге, который тогда носил название Свердловск. Дедушка и бабушка артиста до революции держали собственные продуктовые магазины. Семья была обеспеченной, пока не подверглась раскулачиванию. Отец музыканта работал на заводе «Уралмаш».

Их брак с супругой распался, и мать Мулявина самостоятельно воспитывала троих детей: Владимира, Валерия и Наталью. После ухода кормильца им приходилось непросто. Зарплаты швеи едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами, и матери приходилось постоянно искать подработку. Дети были предоставлены сами себе.


Склонность к музыке проявилась у маленького Володи в детстве. Его отец неплохо играл на гитаре, и мальчик перенял этот талант. Главным событием этой поры был поход в театр на оперу «Травиата», несказанно впечатлившую ребенка. В 12 лет Владимир стал целенаправленно заниматься музыкой. Мальчик учился играть на балалайке, совершенствовал навыки во владении гитарой. Он посещал детскую группу Дома культуры, участвуя в репетициях струнного оркестра.

Программа кружка ничем не отличалась от взрослой, поэтому Володя быстро учился нотной грамоте, вокалу и азам дирижирования. Свои музыкальные таланты парень демонстрировал на домашних концертах и во дворе. Все свободное время Мулявин проводил в кружке Дома культуры. Он окончил обычную школу. Профильное образование получил в Свердловском музыкальном училище, куда поступил в 1956 году.


Параллельно с учебой парень выступал в оркестре народных инструментов, играя на контрабасе и сочиняя партитуры. Новые знакомства помогли создать джазовый ансамбль. Музыка этого направления не котировалась в Советском Союзе, поэтому артистов исключили из училища, хотя позднее Мулявина восстановили. Возвращенный статус студента не обрадовал будущего артиста. Спустя пару месяцев он забрал документы из вуза. Началась взрослая жизнь.

Музыка

Авантюрист, открытый навстречу приключениям, Мулявин, не имея запаса денег, отправился в Калининград. Пункт назначения он не выбирал заранее. Просто спрятался в грузовом отсеке под вагоном и покинул родной город. На новом месте музыкант собрал группу, в которой играл на гитаре. В коллективе он выступал вместе с новоиспеченной супругой Лидией Кармальской. 1960-е годы оказались плодотворными: Мулявин часто выступал с коллективом на концертах.

Песня «Вологда» ансамбля «Песняры»

Некоторое время он жил в Петрозаводске, на Кузбассе и в Оренбурге, а к 1963 году оказался в Минске. Артиста приметили в Белорусской филармонии. Устроившись в музыкальное учреждение, Мулявин проявлял интерес к народной музыке. Он изучал фольклорные направления в искусстве, и это было заметно по его творчеству. Музыкант собирал примеры традиционных композиций местного населения, создавал аранжировки, узнавал классические белорусские произведения.

В 1965 году парень отправился служить в армию под Минск. Артист участвовал в самодеятельности и стал создателем ансамбля Белорусского военного округа. Именно здесь он познакомился с единомышленниками, ставшими первым составом знаменитой группы «Песняры». Репетиции и выступления наполняли будни служащих. После дембеля молодые люди поддерживали связь. Мулявин продолжал работать как музыкант.


Ключевую роль в биографии сыграло знакомство с Нелли Богуславской, которая, случайно услышав голос артиста, уверила его в том, что стоит задуматься о сольной карьере. В 1968 году бывшие сослуживцы создали ВИА «Лявоны». Поначалу артисты выступали вместе с танцевальным коллективом «Лявошха», а затем обособились. К ансамблю присоединился брат Владимира.

В 1970 году группа сменила название на общеизвестное «Песняры». Многочисленные гастрольные туры придавали уверенности музыкантам, регулярно пополнявшим репертуар примерами местного фольклора. Группа объединила в своем творчестве порядка 150 песен.

Песня «Олеся» ансамбля «Песняры»

В 1970 году «Песняры» дебютировали в Москве на IV Всесоюзном конкурсе эстрадных артистов. Они выделялись среди участников мероприятия яркой одеждой, длинными волосами и густыми усами. Непривычный образ не сразу был принят организаторами, следовавшими трендам эпохи. Композиция «Ты мне весною приснилась» имела невероятный успех. «Песняры» быстро стали знаменитыми, а их песни стали учить наизусть.

В 1973 году на гастролях в Ялте от случайного падения погиб брат Владимира, а спустя некоторое время умерла сестра. Это совпало с пиком популярности группы в Советском Союзе. «Песняров» приглашали на телевидение, гастроли и крупные концертные площадки. Руководство партии стало использовать ансамбль в качестве показательного примера патриотического настроя. Коллективу разрешили гастроли за рубеж, что было феноменальной редкостью. Группа стала первой из числа эстрадных музыкантов, выступавших в США.


Мулявина отличало благодарное и уважительное отношение к слушателям и зрителям, педантичность и трепетное отношение к творческому процессу. За все время существования «Песняров» сменились порядка 50 участников. Ближе к 1990-му коллектив покинули музыканты, стоявшие у истоков его основания. Этот период оказался для Мулявина трудным. Сложности переживала вся страна. Группа практически не выступала, и денег ни на что не хватало.

Творческая копилка Мулявина пополнилась 10 полноценными концертными программами, песнями и рок-оперой, но исполняли артисты старые и любимые публикой хиты. Записать собственный альбом с композициями автор смог в 1994 году в Нидерландах. У коллектива не было собственной репетиционной базы. Музыканты играли на старых инструментах, собираясь в любых местах, которые могли найти.

Песня «Крик птицы» ансамбля «Песняры»

Из-за постоянных писем Мулявина с просьбой о поддержке его уволили с позиции художественного руководителя ансамбля, назначив Владимира Мисевича главой коллектива. Ситуацию изменило только решение , но было поздно: группа распалась. Постепенно Владимир Мулявин собрал новый состав. К 30-летнему юбилею был дан концерт в «Олимпийском». За заслуги Мулявина наградили орденом .

Личная жизнь

В первый брак Владимир Мулявин вступил в 18 лет. Женой музыканта стала Лидия Кармальская. Девушке в тот момент был 21 год. Она была артисткой оригинального жанра – художественного свиста.


В союзе творческих людей родились двое детей. В 1961 году в семье появилась дочь Марина, а в 1974-м – сын Владимир. Личная жизнь супругов не была безоблачной, в молодости артист не пренебрегал похождениями. Почти сразу после рождения маленького Володи отец ушел из семьи.


В 1975 году Мулявин связал себя узами брака с актрисой Светланой Слизской. В семье родилась дочь Ольга, но это не удержало ее от распада. В 1981-м артист женился на актрисе . Им удалось пронести свои чувства сквозь 20 лет совместной жизни. В союзе Владимира и Светланы на свет появился сын Валерий.

Смерть

В 2002 году произошла трагическая авария, после которой Мулявин оказался прикован к кровати. Травма позвоночника лишила его возможности самостоятельного передвижения и позднее стала причиной смерти. Реабилитация не приносила желаемых результатов, и 26 января 2003 года музыкант скончался.

Прощание с народным любимцем состоялось в Москве и Минске при большом стечении соболезнующих. Смерть артиста тяжело переживали родственники и коллеги по сцене. Его могила находится в Минске на Восточном кладбище.


В 2014 году в память о талантливом земляке в Екатеринбурге установили памятник. Он расположен вблизи филармонии, сотрудничеству с которой Владимир Мулявин посвятил 40 лет жизни. В знак признания именем артиста назван бульвар в центре Минска, а фото певца и композитора размещено на марке, выпускаемой в Беларуси. Песни группы «Песняры» увековечены в кинематографе. Одна из композиций звучит в кинокартине «Олеся».

Дискография

В составе группы «Песняры»:

  • 1972 - «Песняры I»
  • 1974 - «Песняры II»
  • 1978 - «Песняры III»
  • 1979 - «Песняры IV»
  • 1979 - «Гусляр»
  • 1983 - «Зачарованная моя»
  • 1985 - «Через всю войну»
  • 1994 - «Песняры - 25 лет»
  • 2001 - «Песняры - 2001»

Мулявин Владимир Георгиевич (1941-2003) – белорусский музыкант, гитарист, аранжировщик, композитор, певец эстрады. С 1970 года был художественным руководителем ВИА «Песняры», эту группу называют явлением в мире музыки, аналогов у неё не было ни до, ни после. Спустя почти полвека многие музыкальные композиции «Песняров» до сих пор пользуются огромной популярностью: «Беловежская пуща», «Вологда», «Берёзовый сок», «Я всё тот же». В 1991 году Мулявину было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.

Детство

До революции его дедушка с бабушкой были зажиточными сибирскими купцами с хорошим образованием и своими продуктовыми магазинами. Но советская власть предков раскулачила, и уже отец Владимира, Мулявин Георгий Арсеньевич, трудился на строительстве завода «Уралмаш» обыкновенным разнорабочим. У него были хорошие музыкальные способности, Георгий здорово играл на гитаре. Но он оставил семью, ушёл к другой женщине.

Мама, Акулина Сергеевна, воспитывала сама троих детей, у Владимира ещё были брат Валерий и сестра Наташа. Жили в тесном бараке. Мать трудилась в швейном цеху, её маленькой зарплаты не хватало, и, чтобы прокормить семью, она постоянно где-то подрабатывала. Дети практически не видели её дома, росли самостоятельными.

У Владимира музыкальный талант стал проявляться ещё в раннем детстве, сказались отцовские гены. Да и сам Георгий Арсеньевич, пока не ушёл из семьи, любил обучать детей музыке. Когда маленький Володя побывал в театре на опере «Травиата», долгое время ходил потом потрясённый и восхищённый увиденным представлением.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик стал осваивать музыкальные инструменты, сам научился играть на балалайке и гитаре. Музыкальная школа была платная, а лишних денег в семье не было, поэтому Мулявин занимался в детском секторе в Доме культуры Сталина со струнным оркестром.

Руководителем в кружке работал бывший политический заключённый Навроцкий Александр Иванович, в своё время он окончил Институт культуры в Харькове и был очень талантливым педагогом. С детьми он проходил ту же самую программу, которую преподавали в музыкальной школе, Навроцкий учил их пению, нотной грамоте, дирижированию. Педагог сразу же оценил музыкальный талант Мулявина, как только мальчик впервые сыграл ему на балалайке. Именно здесь пропадал Володя после школьных уроков и до позднего вечера.

Образование

Мама только была недовольна его увлечением, говорила: «Шёл бы лучше работать. Сколько можно брынчать на гитаре?» И Владимир её послушал, начал подрабатывать, но всё равно с гитарой в руках. Он играл на улице у подъездов и в переходах, в лесу возле костров и в поездах.

Кроме гитары и балалайки подросток освоил ещё несколько струнных инструментов. А на своих импровизированных концертах выкладывался по полной программе. Пассажирам и прохожим нравилась такая отдача юного артиста, и Владимир получал щедрые вознаграждения. Домой парнишка возвращался с полными сумками продуктов, купленных на первые гонорары.

В 1956 году Мулявин окончил восьмилетнюю школу и продолжил учёбу в свердловском музыкальном училище. Он поступил на отделение струнных инструментов по классу гитары. Преподаватели сразу обратили внимание на талантливого и бойкого парня.

Одновременно с учёбой Мулявин играл в оркестре народных инструментов, который собрал из своих учеников Александр Иванович Навроцкий. Владимиру досталась партия контрабаса, и он сам писал для себя партитуры, хотя для всех остальных участников оркестра их разрабатывал руководитель.

Вскоре Володя решил заняться современной музыкой, сильно увлекал его джаз. С ребятами из училища он создал группу, но руководители учебного заведения отчислили парней за «подражание западной музыке».

Тогда Владимир вместе с братом поехал в соседнюю Челябинскую область и предпринял попытку поступить в музыкальное училище Магнитогорска, но провалил экзамен по литературе. Вернувшись в Свердловск, узнал, что его восстановили в училище, походатайствовал первый наставник Навроцкий. Но через два месяца у Володи пропала вся тяга к учёбе, и он сам забрал документы из учебного заведения.

Начало эстрадного пути

Несмотря на неоконченное музыкальное образование, в 1958 году Мулявина с охотой приняли в Тюмени в областное концертно-эстрадное бюро в качестве артиста-инструменталиста. В течение следующих пяти лет ему довелось работать в филармониях многих городов: Томск, Петрозаводск, Кемерово, Оренбург, Чита, Минск. В родном Свердловске во Дворце культуры при заводе «Уралмаш» он играл в Неаполитанском ансамбле.

Когда Владимира призвали в армию, он попал служить под Минск, где в роте сразу же создал вокальный квартет, а потом участвовал в организации ансамбля Белорусского военного округа.

Окончив службу, получил приглашение от Белорусской государственной филармонии работать гитаристом в коллективе Юрия Антонова. В 1968 году Владимир со своим братом Валерием и ещё четырьмя участниками создали при филармонии аккомпанирующую группу «Лявоны», которая выступала с певицей Нелли Богуславской.

«Песняры»

В сентябре 1969 года группа «Лявоны» получила право выступать с собственными программами и называться вокально-инструментальным ансамблем. Мулявин стал художественным руководителем коллектива.

Спустя год они отправились на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, но им посоветовали сменить название. Здесь они впервые выступили как «Песняры» и заняли второе место, которое разделили с певцом Львом Лещенко. В этом же году «Песняры» победили в Москве на Всесоюзном конкурсе политической песни.

Популярность группы была сумасшедшей.

  • 1971 – выпустили первый виниловый диск и оправились за границу в польский город Сопот на Международный фестиваль песни.
  • 1973 – победа на Всесоюзном конкурсе советской песни.
  • 1976 – «Песняры» стали первым советским ансамблем, который отправился на гастроли в США. На следующее утро в американской прессе написали: «Эта группа заслужила, чтобы им аплодировали стоя».
  • 1977 – за активную пропаганду патриотических песен среди молодёжи коллектив награждён премией Ленинского комсомола.
  • 1979 – всем участникам ВИА «Песняры» присвоено звание Заслуженных артистов Белорусской ССР, а Владимиру Мулявину – Народного артиста.

Мулявин никогда не забывал свою родину, на Урале «Песняры» гастролировали чаще всего. Но и Белоруссию Владимир полюбил всей душой, их народного классика Янку Купалу музыкант просто боготворил. Когда ему было грустно на душе, брал томик стихов поэта и искал в них ответы на свои вопросы. По творчеству Купалы Мулявин создал несколько концертных программ.

Он был невероятно требовательным к участникам коллектива, но в противном случае и не получился бы такой уникальный ансамбль, которому нет аналогов. Ещё более требовательным он был к себе. Если написанную им песню на первом концерте слушатели воспринимали вяло, то Мулявин сразу же рвал ноты и не вспоминал больше об этом произведении.

На Аллее Славы в Москве заложена звезда Владимира Мулявина. А Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2001 году вручил музыканту высшую в стране награду – орден Франциска Скорины.

ВИА «Песняры» признан одним из наибольших культурных достижений Белоруссии ХХ века.

Личная жизнь

Первый раз Владимир женился в восемнадцать лет. Его супругой стала очень красивая женщина Лидия Кармальская. Она была старше Мулявина на три года, выступала на эстраде в необычном жанре – художественный свист. В браке родилось двое детей – дочь Марина (1961) и сын Владимир (1974). Но вскоре после рождения мальчика супруги развелись, так как у Мулявина завязался новый роман.


Владимир Мулявин и его первая жена – Лидия Кармальская

В 1975 году он женился второй раз на актрисе Светлане Слизской. В 1976 году у них родилась дочь Ольга. Но этот брак оказался ещё менее продолжительным, чем первый.

В 1981 году Владимир третий раз скрепил себя узами брака с актрисой Светланой Пенкиной, известной зрителям по главным ролям в советских фильмах «Хождение по мукам» и «Берегите женщин». Супруги прожили вместе более двадцати лет, в 1982 году у них родился мальчик, которому дали имя Валерий в честь трагически погибшего родного брата Мулявина.

Сын Владимир от первого брака был очень похож на отца внешне и также стал музыкантом. Но его музыкальный жизненный путь переплёлся с криминальным. Он получил тюремный срок за распространение наркотиков, умер в заключении в 2006 году.

Авария, болезнь и смерть

14 мая 2002 года Владимир попал в автомобильную катастрофу, в результате которой получил травму позвоночника и оказался прикованным к постели. Реабилитацию проходил в Минске, потом при содействии Иосифа Кобзона был переведён в Москву в клинику Бурденко. Очень мечтал встать на ноги и вернуться на сцену. Но, несмотря на все старания медиков, 26 января 2003 года Владимир ушёл из жизни. Любители его творчества прощались с ним в Москве, и по просьбе огромного количества людей – в Минске. Похоронили музыканта на Восточном кладбище города Минска.

Осенью 2014 года на родине Владимира в городе Екатеринбурге был открыт памятник «белорусскому песняру с сибирскою душою». Монумент Мулявину установили и в Минске возле филармонии, в которой он проработал более 40 лет.

Загрузка...