crimea-fun.ru

России нужно отказаться от понятия «толерантность. Когда толерантность это плохо

Ключевые слова:

  • глобализация
  • globalization
  • идеология
  • ideology
  • парадигма
  • paradigm
  • субстанциальная основа
  • substantial basis
  • толерантность
  • tolerance

Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

УДК 316.647.5 DOI 10.12 737/13639

Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире Кишлакова Наталья Михайловна Канд. филос. наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема определения парадигмы развития России в условиях глобализации. Предпринята попытка поиска ответа на вопрос: быть или не быть человечеству как единству многообразия? Проводится анализ трансформаций социума в условиях глобального мира и противоречивости тенденций его развития. Показывается, что практика движения человечества к мировому сообществу порождает в нем не только чувство страха перед культурной гомогенностью, обусловленной утратой отличительных черт традиционных культур во всем мире, но и тенденцию к сохранению различными человеческими сообществами своей национальной идентичности. В XXI в. начинается новый этап исторической динамики национальных идентичностей, который обусловлен растущим в мире процессом демократизации общественно-политических систем, способствующим в том числе расширению прав этнических меньшинств, религиозных конфессий и течений. Отмечается, что в России особое место в осмыслении этого вопроса занимает идейно-философское наследие евразийцев.

Утверждается, что трактовка глобализации как унифицирующей тенденции в цивилизационном развитии является методологическим заблуждением, так как этнонациональная и религиозная многоукладность современного мира требует осуществления реального и продуктивного диалога, в результате которого необходимо выходить за рамки национального развития, одновременно сохраняя их особенности, т. е. добиваться единства многообразия. Создание евразийской «континентальной федерации» на базе идеологии толерантности рассматривается в качестве одного из возможных эффективных инструментов адекватной реакции национальных государств на новые вызовы глобализационного развития. Дается понимание идеологии толерантности как системы принципов и реальных механизмов поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, потенциал развития, сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных социальных общностей. Делается вывод о том, что идеология толерантности — это субстанциальная основа бытия народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений в глобальном мире, без которой невозможно сохранение их единства и многообразия. Идеология толерантности способствует расширению диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях.

Ключевые слова: глобализация, идеология, парадигма, субстанциальная основа, толерантность.

Ideology of Tolerance As the Substantial Basis for the Russia"-s Being in the Global World

Kishlakova Natalia Mikhaylovna

Candidate of Sciences (Philosophy), Professor Philosophy Department, Finance University E-mail: [email protected]

The paper concerns the paradigm of Russia"-s development in terms of globalization. An attempt is made to answer the question, whether the humankind is to exist or not to exist as the unity of the many. Transformations of society in terms of the global world and contradictory tendencies of its development are being analyzed. As it is revealed, the practice of humanity"-s movement towards world community not only causes fear of cultural homogeneity resulting from the privation of the peculiarities of traditional cultures

№ 3(19)/2015

around the globe, but also causes a serious tendency for various human communities to preserve their national identity. Essentially, a new stage in the historical dynamics of national identities begins in the XXI century, which is predetermined by the globally proliferating process of democratization of socio-political systems that, in particular, contributes to the enhancement of the rights of ethnic minorities, religious confessions and denominations. It is pointed out that in Russia, a special role in the apprehension of this problem is played by the ideas and philosophic heritage of the Eurasians, who maintained that universal human culture can only be created through the creation of a multinational culture, and emphasized that universal human progress should not be realized entirely through cultural and social unification of peoples.

It is asserted that the concept of globalization as a unifying tendency in civilizational development is a methodological delusion, by the reason that the ethno-national and religious complexity of the contemporary world demands the implementation of a dialogue, real and productive, the outcome of which would demand to break the framework of national development whilst keeping its peculiarities, i.e., seek for the unity of the many. The creation of the Eurasian «continental federation» on the basis of the ideology of tolerance is considered as one of possible effective instruments of the adequate reaction of national states to new challenges of globalizational development.

The ideology of tolerance has got the new understanding as a system of principles and new mechanisms to support diversity in the evolution of various complex systems, the potential of development, co-existence, interaction, co-operation, mutual assistance and consolidation of various social communities. This ideology ensures sustainable development of humanity inside those systems as the unity of the multitude in the global world, as well as the balance and harmonization of interests between opposing sides in ideology, politics, economy, and also in any other form of interpersonal, social and political interrelation of individuals and social groups. It makes it possible for everyone to determine the right and value of being different. It is concluded that the ideology of tolerance is but the substantial basis for the being of peoples, nationalities, states, religions and outlooks in the global world, without which the preservation of their unity and multitude is hardly possible. It helps enhance the range of capacities possessed by those systems in various unpredictable situations.

Keywords: globalization, ideology, paradigm, substantial basis, tolerance.

Вопрос о парадигме развития России в условиях глобализации неслучайно привлекает к себе пристальное внимание исследователей различных областей социально-философского знания. Логика, динамика, объективные и субъективные факторы развития процесса глобализации все очевиднее свидетельствуют о неоднозначности и противоречивости его последствий как для мирового сообщества в целом, так и для нашей страны в частности. Поэтому трудно не согласиться с А. Г. Асмоловым, который считает, что всем нам давно пора задаться почти гамлетовским вопросом: быть или не быть человечеству как единству многообразия? .

Как показывает практика, в столь стремительно трансформирующемся социуме одновременно обнаруживают и проявляют себя две противоположные тенденции. Одна из них выражается в стирании пространственных границ между различными социальными системами, переплетении всех сфер общественной жизни и формировании кросскуль-турного пространства взаимодействия, т. е. целостной мировой системы. Другая тенденция связана с ослаблением национальной безопасности и упадком культуры, обострением проблемы занятости, незаконной миграцией, терроризмом и в целом не несет весомых преимуществ для населения разных стран, в том числе и России. У. Бек пишет: «…вместе с глобализацией <…> рушится структура основных принципов, на которых до сих пор организовывались

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Вес и жили общества и государства, представляя собой территориальные, отграниченные друг от друга единства <…> образуются новые силовые и конкурентные соотношения, конфликты и пересечения между национально-государственными единствами и факторами, с одной стороны, и транснациональными факторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами — с другой" .

Неоднозначной и противоречивой является и оценка научным сообществом самого процесса глобализации и его влияния на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. В отечественной и западной философской литературе можно обнаружить различные подходы и точки зрения по этому вопросу. Часть исследователей солидаризируется с мондиа-листским подходом и считает, что контуры «планетарного человечества» сложились к концу ХХ в., а в настоящее время формируется «единая мировая цивилизация — глобальное общество», поэтому страны, стремящиеся к сохранению своей национальной идентичности, должны понять объективность этого процесса и принять его .

Другая часть считает, что сегодня для России основными приоритетами в ее цивилизационном развитии должны оставаться такие политические и социальные цели и задачи, как сохранение статуса суверенного субъекта мирового процесса, защита национальных интересов в сочетании с идеологией к Финансового университета =

толерантности по отношению к другим странам и народам, приверженность идеалу правового социального государства .

В условиях глобализации движение человечества к мировому сообществу порождает в нем чувство страха перед культурной гомогенностью, обусловленной утратой отличительных черт традиционных культур во всем мире. Но из этого не следует делать вывод о том, что глобализация создает угрозу человеческой идентичности или резко меняет условия ее формирования . Уже сегодня становится очевидным тот факт, что глобализация, будучи связанной с процессом унификации цивилизационных различий культуры, порождает и серьезную тенденцию к сохранению различными человеческими сообществами своей национальной идентичности.

По мнению Т. М. Махаматова, в XXI в. начался новый этап исторической динамики национальных идентичностей. Данный этап обусловлен растущим в мире процессом демократизации общественно-политических систем, который способствует в том числе расширению прав и этнических меньшинств, религиозных конфессий и течений . Иллюстрацией в этом отношении могут служить явления, которые мы наблюдаем сегодня в Турции (Пакет демократизации), России (о государственных языках в субъектах Федерации), странах Западной Европы (обсуждение проблем мультикультурализма). Как бы то ни было, но все вышеизложенное свидетельствует о том, что невозможно решить проблему единства и многообразия человечества без осмысления вопроса об идеологии толерантности как субстанциальной основы бытия глобального мира.

В России особое место в осмыслении этого вопроса занимает идейно-философское наследие евразийцев. Еще в трудах Н. С. Трубецкого и Л. П. Карсавина было очерчено проблемное поле современных дискуссий о глобализации . Евразийцы метко подмечали, что созидать общечеловеческую культуру можно только путем созидания многонародной культуры, и подчеркивали, что общечеловеческий прогресс не должен осуществляться только путем культурной и социальной унификации народов.

Определяющую роль в сохранении многонародной культуро-личности России-Евразии они отводили евразийской элите и государству, идеал которого ассоциировали с «идеей-правительницей». Идеок-ратия, по их мнению, — это та власть, которая призвана реализовывать эту идею с опорой на авторитет традиции, авторитет компетентности и идеологию толерантности. Это власть ответственная, осознающая цели-идеи, обладающая знанием ценностей и

принципов, а не средств и методов. Ее компетентность заключена в знании архе своего народа и общества.

Несмотря на то, что глобализация представляет собой мощнейшее испытание для многонациональных и поликонфессиональных государственных образований, ее трактовка как унифицирующей тенденции в цивилизационном развитии — методологическое заблуждение. Этнонациональная и религиозная мно-гоукладность современного мира требует осуществления реального и продуктивного диалога, в результате которого необходимо выходить за рамки национального развития, одновременно сохраняя их особенности, т. е. добиваться единства многообразия. Вот почему создание евразийской «континентальной федерации» на базе идеологии толерантности могло бы стать одним из эффективных инструментов адекватной реакции национальных государств на новые вызовы глобализационного развития.

Известно, что история развития человечества изобилует проявлениями агрессии, национальной нетерпимости, фанатизма, экстремизма и других человеческих фобий. Это и крестовые походы, и Варфоломеевская ночь, и гитлеровская идеология, и этнические конфликты во Франции, и современная фундаменталистская идеология, и многое другое. И сегодня за примерами далеко ходить не приходится. Ярчайшим подтверждением этому является современное положение на Украине. Наивно думать, что фашизм, неонацизм и другие фобии — это наше прошлое. Человечество привыкло делить мир на своих и чужих, верных и неверных, Запад и Восток, навязывая друг другу мнение о том, что им никогда не сойтись вместе. Жаль, что и многие российские политики до сих пор с трудом осознают тот факт, что распространение ксенофобии, вандализма, миг-рантофобии, убийств на национальной почве представляет собой реальную угрозу целостности Российского государства.

В этих условиях все более очевидной становится простая истина — только идеология толерантности выступает объективной субстанциальной основой развития многонациональных и поликонфессиональных открытых обществ и России в глобальном мире. Подчеркнем, именно открытых, так как субстанциальным основанием развития закрытых обществ выступает ксенофобия, доминирование которой ведет к регидности общественных систем, сепаратизму и изоляционизму, конфликту как основе их бытия и развития.

Именно идеология толерантности, которая понимается как система принципов и реальных меха-

низмов поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, является потенциалом развития, сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений. Идеология толерантности способствует расширению диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях. Такая идеология обеспечивает в них устойчивое развитие человечества как единства разнообразия в глобальном мире, баланс и гармонизацию интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия личностей и социальных групп. Она позволяет определить право и ценность каждого быть иным.

В рассматриваемой идеологии феномен толерантности обретает иную систему координат и понимается как противоречивый путь восхождения человечества к человечности. В связи с этим уместно будет вспомнить взгляды таких гуманистов, как Джон Локк, Франсуа Вольтер, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Михаил Бахтин, Мартин Бубер и многих других. Взгляды этих философов были далеки от противников идеологии толерантности, которые сводят ее понимание исключительно к терпимости, мультикультурализму и политкорректности. Последние не хотят осознавать, что ксенофобия утверждает в жизни людей как базовое основание предрассудок, а толерантность содержит опору на разум. Идеоло-

гические установки, основанные на предрассудках, как правило, стоят за большинством человекофобских, нацистских или расистских теоретизирований, обслуживающих идеи превосходства, гегемонии одной социальной группы, нации, расы или класса над другой. Их проявления можно встретить и в современной России, не говоря уже о том плачевном русофобском и неонацистском состоянии, которое мы наблюдаем сегодня на Украине.

Где бы ни находились люди, одержимые ксенофобией, их мышление и действия стоят на трех китах: идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма. Но даже для этих людей идеология толерантности как идеология человечности и ненасилия могла бы стать своеобразной школой жизни с непохожими людьми, школой гуманности и великодушия. В этом отношении важно понимать, что толерантности всегда имманентна внутренняя свобода, а не подавление собственных негативных эмоций, «признание за человеком права на тайну». Одновременно она не исключает взаимозависимости, что позволяет ей обеспечивать устойчивость и целостность человечества как единства многообразия . Available at: http://www.ug.ru/archive/ug/2011/36 (Accedded: 23 July).

10. Bek U. 2001. Chto takoeglobalizatsiya? . Moscow, Progress-Tradition Publ., 2001. 296 p.

11. Chumakov A.N. Global"-noe obshchestvo kontury tselostnogo mira . Moscow, Prospekt Publ., 2005. 430 p.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Вестник Финансового университета

12. Kishlakova N.M., Makhamatov T.M. Grazhdanskoe obshchestvo i struktura grazhdanstva . Filosofiya ikul"-tura . 2012. № 8 (56).

13. Kishlakova N.M. Etnicheskaya identichnost"- kak sposob vyzhivaniya v global"-nom mire . Vopros natsional"-noy identichnostiv konteksteglobalizatsii: sb. nauchnykh statey . Moscow, Prospectus Publ., 2014.

14. Makhamatov T.M. Ob"ektivnye osnovaniya natsional"-noy identichnosti kak samopoznaniya . Vopros natsional"-noy identichnosti v kontekste globalizatsii: sb. nauchnykh statey . Moscow, Prospectus Publ., 2014.

15. Vodolagin A.V., Danilov S.I. Metafizicheskaya os"-evraziystva . Tver, 1994. 93 p.

16. Mirimonova M.S. Tolerantnost"- kakfenomen individual"-nyy isotsial"-nyy . Moscow, Prometheus Publ., 2004. 253 p.

КНИЖНАЯ ПОЛКА Ганина Е. В. , Чумаков А.Н.

Проблема языка в глобальном мире: монография. М.: Проспект, 2016.208 с.

Монография посвящена важнейшей теме современности — проблемам коммуникации и взаимопонимания людей различных культур в условиях сформировавшегося единого информационного пространства и нарастающей глобальной взаимозависимости отдельных стран и народов. Содержание книги составляют статьи известных российских ученых — специалистов в области социальной философии, лингвистики, культурологии и современной глобалистики, в которых с разных сторон анализируются новейшие тенденции мировой динамики и проблемы трансформации естественных языков, возникающие в результате глобализации. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся современной глобализацией и ее влиянием на развитие культуры и общественные процессы- может быть также использована преподавателями, студентами и аспирантами при изучении гуманитарных дисциплин и предметов социально-экономического профиля.

Другие работы

Проблемой принято считать положение, условие, вопрос или объект, создающий неопределённость, затруднение, или побуждающий к действию и связанный с избыточностью или недостатком процессора (специалиста), знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы). Проблема побуждает к действию или ограничивает его. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки...

Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником. Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека как существо...

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен...

Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы. Собственно эти представления лежат в основе древнекитайской философии...

Строки эти родились в моём сознании после прочтения первой главы «Самопознания». Чтобы «нащупать» основания окружающего нас мира Бердяев обращается к своему микрокосму, но для того, чтобы познать загадочную тайну собственной личности, он старается абстрагироваться от повседневной реальности настолько, насколько это возможно. Действительно, нужно ли возвеличивать бытие и его причудливые механизмы...

Этот внутренний нравственный закон обозначается им как категорический императив. Соответственно нравственным является то, что связано с исполнением долга. Долг по отношению к другим - делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. «Максима благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или...

Неотъемлемое определение «иррациональная» Философия Абсурда получила, в том числе, вероятно, из-за своего основного метода, называемого «феноменологической редукцией» и заимствованного из Философии Жизни, которая отрицает рационализм как метод познания. «Феноменологическая редукция». Сартр заявляет, что человеческое бытие и экзистенцию с самого начала надо описывать, имея в виду сознание, ибо...

Научная новизна исследования заключается в том, что: Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она позволяет организовать социально-философское исследование социальной реальности на новых основаниях- расширяет наши представления об основных принципах ориентации в социальном пространстве и возможности его изучения. В структуре работы актуализируются новые контексты интерпретации...

Диссертация

Цель диссертационной работы заключается в социально-философском анализе ряда конфликтогенных элементов этнонациональной сферы в контексте учения об этнической толерантности, а также в разработке механизмов преодоления этнонациональных конфликтов, основанной на принципах этнической толерантности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: Объектом исследования является...

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования в теоретическом анализе кратического менталитета XX века как социоприродного и социокультурного феномена. Задачи: Теоретико-методологическая основа исследования. Проведение исследования основывается на общефилософских принципах изучения социальных явлений и процессов, особенно на антропологическом и компаративистском...

Диссертация

Вмеоте с тем, проблему общечеловеческих ценностей никоим образом нельзя считать исчерпанной в нашей литературе. Следует отметить неравномерность разработки всего круга вопросов, относящихся к общечеловеческим ценностям, а также ряд проблем, вообще недостаточно исследованных в литературе. В частности, речь идет о выяснении содержания самого понятия «общечеловеческое» в применении к проблеме...

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографии. Библиографический список включает 248 наименований. Заключение. В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения проблемы онтологии в исторической ретроспективе. Для достижения поставленной цели был осуществлен анализ ведущих онтологических концепций, начиная с момента...

Что такое толерантность и каков уровень толерантности в России. Именно этот вопрос мы подробно сегодня обсудим.

«Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость - в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыкновенной повседневностью?

В мир, где агрессивное нашествие иных культур и идеологий целиком подминает под себя гостеприимных хозяев? И чем это может грозить государству и обществу?»

(из аннотации к книге «Беспощадная толерантность»)

«Толерантность (от лат. tolerantia - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям».

Википедия также добавляет: «Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением».

Очень нужная, согласно сути понятия, вещь в нашем обществе, нам ее иногда так не хватает.. этой толерантности. Как приправы к блюду, или абсорбента, который впитает все шлаки и расчистит путь добру.

Но так ли она проста на самом деле? Такая ли она белая и пушистая, способствующая дружбе народов, миров и разных мировоззрений?

Давайте разберемся, так ли хороша ставшая столь популярной в последнее время толерантность?

Теперь Россия стала отмечать международный день терпимости, нашим детям преподают уроки толерантности, по ТВ, в Интернете обязательно особой интонацией или жирным шрифтом кто-нибудь выделит фразы о необходимости для российского общества преображаться в толерантное. Это слащаво-гламурное словечко, отдающее приторным ароматом Запада, встречается теперь буквально на каждом шагу.

Толерантность — медаль с двумя сторонами. И успокоения о положительности терпимости не отменят той опасности, что таит в себе пресность под названием «принятие всех без споров и мнений» .

Когда толерантность это хорошо

Официальное понятие толерантности (Википедия) гласит:

«Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям «.

Толерантность в правильном, положительном значении этого слова не предполагает никакой неоднозначности, компромисса с чем-то недостойным, поступления принципами, более того — является фактором налаживания мира, «профилактики» войны, продуктивного взаимодействия людей абсолютно разных, и не подразумевает (как гласит понятие) ухода от конкуренции, сравнения.

Ведь если бы все были нетерпимы и давали волю своим чувствам, агрессивным инстинктам, то война повсеместно началась бы не только на международном уровне, но и на бытовом: люди не смогли бы дружить, жить вместе, учиться.. мир, пропитанный конфликтами, не смог бы вести полноценную жизнь и т.д.

Но в данном случае, заметьте, толерантность противопоставляется готовности и к разжиганию распрей, неуважению к чужому мировоззрению, а ведь кроме терпимости есть много других качеств, способствующих бесконфликтному существованию людей.

В мире есть люди, непохожие на нас. Более того — мы сами непохожи друг на друга. Ладно, более-менее отличающихся от нас мы готовы принимать, иногда терпеть, но тех, кто уже кардинальнее непохож не нас — мы чаще всего не жаждем понимать. Непохож не столько в неординарном, творческом плане, а в том, что люди имеют ограниченные возможности, иную расу и т.д.

Ведь правильно не просто терпеть, а именно принимать инвалидов, лиц иной национальности (если они не агрессивны и не представляют опасности), иначе мы придем к новому формату программы Т4 (умерщвление неполноценных в 20-м веке, воплощенная национал-социалистами), фашизму и подобному.

Любая крайняя степень нетерпимости к тем, кто не своей вине и не из-за прихоти в тяжелом положении или просто с особенностями приводит к озлоблению последних или к агрессии тех, кто нетерпим.

Нужно уважать другие народы (чтобы и нас уважали), нужно уважать другую веру и людей, придерживающихся иной религии, и здесь вопросы не столько жизни, смерти и спасения, сколько политические, ведь мы живем на одной земле, и к миру призывают все адекватные веры.

Нужно уважать людей, имеющих какое-то заболевание, ограничивающее их жизнедеятельность, то есть нельзя относиться к людям пренебрежительно только из-за каких-то их внешних дефектов. И это же не воспитать разом, введением уроков толерантности, нужно планомерное, разностороннее погружение в идеологию правильных ценностей, адекватного отношения к другим. Инклюзия, радение за права «не таких как все», пропаганда моральных ценностей — лишь потихоньку сдвигают эту холодную глыбу всеобщего равнодушия, но чтобы добиться каких-то существенных результатов — нужно больше и времени и усилий.

Ведь не варвары же мы, живем в цивилизованном, культурном мире. Давно ушла эпоха разрешения конфликтов, когда бородатые индейцы в набедренных повязках выясняли отношения с копьями, ревами, убийствами, когда человек почти ничем не отличался от животного.

Мы часть интеллигентного, умного, тонкого мира, нельзя убивать кого-то в лоб (хотя это случается часто) за съеденную из нашей тарелки котлету. Дипломатия может не исключать мести, но преподносит ее столь аккуратно, что человек не сразу понимает, что ему отмстили.

Даже месть должна быть культурной. Чем изящнее и осторожнее удается реализовать амбиции, месть и т.д.. тем более высок уровень интеллекта, культуры народа. «Реклама» антинационализма, тонкой мести, хороших манер, правильного воспитания, принятия непохожих на нас как чуть ли не исполнения религиозных заповедей — звучит уже отовсюду, причем в соответствующей завуалированной форме.

Та же пропаганда толерантности, о которой в последнее время говорят все кому не лень — часть всего этого.

Становится ли мир лучше благодаря прохождению через фильтры, или лишь приобретает внешний лоск, а внутренне все так же как в доисторические времена? Как говорил Фрейд — искусство, культурная деятельность, творчество — идеальный путь для преобразования животной энергии в творческую, и мир действительно становится лучше, снижается уровень насилия, жестокости. Значит, мир облагораживается на самом деле.

Но и более умный, образованный, культурный мир обладает гораздо большим потенциалом, чем варвары, что в случае войны, от которой не застрахуют никакие самые мощные пропаганды толерантности, предполагает умную и глобальную стратегию ведения битв.

«Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

Гендерная толерантность

Расовая и национальная толерантность

Толерантность по отношению к инвалидам

Религиозная толерантность

Сексуально-ориентационная толерантность

Политическая толерантность

Образовательная толерантность

Межклассовая толерантность».

Когда толерантность это плохо

Нас «пичкают» абсолютной терпимостью ко всему, бывает, без особого прививания культурных ценностей, и даже когда есть явный перегиб палки, стоит произнести волшебное слово «толерантность» и многие начинают думать, что так и надо, что все правильно. Понятие этой самой толерантности — хорошее, и сама терпимость нам нужна, но она уже давно стала лишь инструментом для прививания других ценностей.

После того, как мы начинаем принимать тех, кого на самом деле нужно принимать (людей с ограниченными возможностями, иных рас, религий), нам предлагают принять геев, лесбиянок и подобных как нам равных. А тех, кто встает в противление всеобщей идеологии осуждают.. сравнивая геев с детьми-инвалидами.

То есть толерантность и надобность ее проявления становится уже выше христианских заповедей . В данном случае, когда под видом благородных идей, нам предлагают самоотверженно терпеть всякую мерзость, толерантность уже перестает быть хорошим явлением и превращается в то, чем и является на самом деле в современном мире.

Это как раз-таки тонкий путь к насаждению в умах наших детей, в наших умах того, что геи это нормально, их нужно уважать, их выбор — святое, и можно и нам становиться такими же, ведь мы зачитаем строчки из Конституции о наших правах и свободах (этому нас научили борцы за терпимость) и произнесем кодовое слово «толерантность» — и пусть всем станет стыдно, что они не разделяют «чистых» помыслов лиц нетрадиционной ориентации.

Под видом абсолютного благородства внедряется программа развала общества, уничтожения семейных, христианских ценностей. Ведь посмотрите: инвалидов всего лишь чуть-чуть стали лучше принимать, зато к лесбиянкам относятся уже как к само собой разумеющемуся факту, как к модной тенденции, словно они стразы на юбках, что временно популярны, а не элементы разложения общества.

И это и есть основная цель насаждения толерантности: не принятие инвалидов, а принятие всякой мерзости как само собой разумеющегося явления.

Например, очень интересная картинка складывается, если взять»пазлы» из других значений толерантности:

« Иммунологическая толерантность - иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам . Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

Экологическая толерантность - способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).

Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии - снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта «.

Не нужно кидаться на геев, проституток с копьями, но и относится равнодушно к их идеологии — значит давать понять своим детям, что это не плохо. А все, что не плохо, по обычной логике подрастающего поколения — хорошо. Здесь стоит добавить, что настоящие геи-лесбиянки скрывают свою ориентацию (и это их проблемы как они живут в таком извращении), и не особо внешне отличаются от остальных членов общества, а те, кто наигранно выставляют напоказ все свои интимные стороны — просто устраивают цирк, получают кайф от растления мира, но не от того, что они не такие как все.

Особо опасно это «шоу» сказывается на подростках, которые начинают все пробовать в этой жизни… ведь им сказали, что нетрадиционная ориентация, смена пола — это просто, как надеть новое модное платье, «не подойдет — наденешь другое, нужно пробовать».

Может быть, ввести обязательность проявления терпимости к наркоманам, алкоголикам, пожизненно осужденным?..

«Слово «терпимость» (что является синонимом толерантности) присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению . Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку».

Однако активисты и защитники толерантной позиции в обществе говорят о том, что терпимость и толерантность совсем не идентичные понятия, что толерантность шире и подразумевает активную социальную деятельность наряду с уверенностью в себе (есть даже теории, которые гласят, что те, кто придирается к другим — просто не имеют уверенности в себе), не ущемлением свобод других людей, что способствует проявлению собственной свободы и т.д.

Естественно, ведь если сказать, что толерантность — это согласие со всем бредом, ломка принципов, терпимость ко греху, много ли будет последователей? А если сказать, что это равенство свобод, мирный путь решения конфликтов, при котором всем легче, и особенно пропагандирующим толерантность — то желающих пойти этим путем будет в разы больше.

««Беспощадная толерантность» — сборник современных фантастических рассказов (русских писателей) с последовательным уклоном в социальное моделирование , при котором «традиционные ценности» заменяются новыми, часто совершенно противоположными.

Жанр большей части рассказов сборника определяется словом «либерпанк» - это разновидность антиутопии, имеющая дело с гипотетическими последствиями ультралиберального общественного выбора, с возможными в будущем эксцессами политкорректности, толерантности и «диктатуры меньшинств»» (строчки из аннотации к книге стоят в эпиграфе к статье).

Не так уж далек от реальности и от формата поведения нашего общества описанный в книге формат поведения. Толерантность не имеет никакого отношения к религиозным ценностям, наравне с принятием иных культур, рас она предполагает принятие всякой мерзости. Толерантность в кубе.

Как-то я хотела посмотреть один иностранный сериал, современный (название, чтобы не выглядело рекламой ерунды, не напишу), вначале захватывающий сюжет, хорошая игра актеров.. но через всю историю одно и то же: клоны, путаны, гомосексуалисты… Уловка в том, что когда понимаешь, что смотришь чушь, хочется узнать, чем все закончится, тянет досмотреть, что я заметила по многим зрителям сериала, высказывающим именно такие впечатления.

Создатели успели развить сюжет до кульминации прежде чем начать преподносить пропаганду гомосексуализма и т.д. Так западное общество и подсаживается на «иглу толерантности» ко всем и всему, в том числе через СМИ, фильмы. А вы знаете, через сериалы и подобное, через книги (которые пишут открытые или ненастоящие геи) лучше всего получается внедрить такой образ жизни в общество.

Люди смотрят и начинают видеть в лицах нетрадиционной ориентации человеческое, обычное… они начинают верить, что гомосексуалисты способны любить, начинают жалеть последних, относиться как к нормальным людям, а толерантное поведение других в фильме — выступает достойным форматом для воплощения ее в жизни зрителями… На этом растут поколения. Через интересную историю — привитие разлагающих общество идей.

Уровень толерантности в России

Согласно информации статистических фондов — уровень толерантности в России возрос в разы за последние годы. Однако на деле и в жизни лично я наблюдаю немного другую картину: принятие сомнительных «героев» ускорилось и улучшилось, а положение тех, кто на самом деле нуждается в уважении не сильно изменилось.

Наиболее толерантны россияне, согласно статистике, к родившимся неполноценными младенцам и взрослым людям, к нищим, бродягам, алкоголикам, больным СПИДом, психически больным. По исследованиям другого центра статистики - алкоголики в первых рядах среди тех, к кому россияне наименее толерантны. Не готовы дружить россияне с сектантами, убийцами, гомосексуалистами.

О толерантности в России в программе канала «Культура» (интересные мнения, без пафоса):

О крайностях и иных ценностях

Манипулирование толерантностью приводит к очернению и мирных ценностей.. а крайность, как одна, так другая — вредны. Лучше всегда думать своей головой…

Люди либо начинают отрицать всякую терпимость как что-то идентичное толерантности, либо полностью соглашаются со всем подряд, либо в их жизни ничего не меняется, потому что они даже не знают, что такое толерантность.

Толерантность нейтральна сама по себе, она равняет как плохое, так и хорошее. Поэтому нельзя быть хорошим, умным и всячески положительным, принципиальным, если не соглашаться с любыми видами терпимости, принимающий мерзости ничем не лучше того, кто с дубинкой изгоняет из нашего общества «сомнительные» элементы.

Есть совершенно иные и не такие неоднозначные, запутанные и политически глобальные (пусть и не модные) понятия, добрые, например, милосердие, благородство, снисхождение, принципиальность, милость, твердость своей позиции и т. д.


Толерантность как идеология гражданского общества - социальный проект, направленный на формирование исторической мотивации личности, больших и малых социальных групп к толерантному поведению как ведущей мотивации гражданского открытого общества, обеспечивающей устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия и способствующий становлению идеологии толерантности в поликультурном обществе.

Миссия проекта - приобщение людей различных взглядов, мировоззрений, конфессий, национальных культур к идеологии толерантности как системе ценностных установок общества, реализующих право каждого человека «быть иным» и уменьшающих вероятность различных конфликтов на почве человекофобии, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии, фанатизма, национализма и расизма, угрожающих существованию человека и человечества в современном мире.

Методология проекта - культурно-деятельностный историко-эволюционный подход к пониманию закономерностей развития человека в процессе развития общества. В контексте данного подхода толерантность понимается как универсальная норма поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, является потенциалом развития многочисленных форм симбиоза, сосуществования, социального и политического взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений.

Толерантность как норма поддержки разнообразия и устойчивости разных систем выполняет в историко-эволюционном процессе следующие функции:

а) обеспечение устойчивого развития человека, разных социальных групп и «человечества как единства разнообразия» в изменяющемся мире;

б) право и ценность каждого человека как индивидуальности, право «быть Иным»;

в) баланс и гармонизацию интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а так же в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия отдельных личностей, больших и малых социальных групп;

г) возможность диалога, переговоров, накопления потенциала солидарности, согласия и доверия различных мировоззрений, религий и культур.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что в контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия этих систем, обеспечивающий расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость .

В свою очередь, ксенофобия выступает как механизм уменьшения разнообразия систем , отражает тенденцию к развитию систем закрытого типа (авторитарные системы; тоталитарные социальные системы; мировоззренческие системы, реализующие идеологические установки фундаментализма и фанатизма). Доминирование ксенофобских тенденций приводит к ригидности систем, росту их изоляционизма и сепаратизма, а, тем самым, и неспособности к изменениям в непредсказуемых ситуациях.

В развитии сложных систем толерантность отражает стратегию взаимопомощи, кооперации, симбиотической эволюции. Ксенофобия же связана, в первую очередь, с пониманием конфликта как монопольной движущей силы эволюции различных систем, основы межвидовой, социальной и классовой борьбы.

При разработке идеологии толерантности как ключевого дискурса поликультурного поликонфессионального открытого общества особо подчеркивается, что толерантность - это жизнь по формуле рассудка, в то время как ксенофобия - это жизнь по формуле предрассудка.

Многочисленные проявления ксенофобии на разных этапах развития цивилизации явно или неявно произрастают на основе идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма.

Хронологически стартом социального проекта, направленного на разработку идеологии толерантности как школы жизни с непохожими людьми в полицентричном мире стала Федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005) /научный руководитель - А.Г. Асмолов/. Данная программа была создана в период с 1999 по 2001 год по инициативе А.Г. Асмолова и Е.Ш Гонтмахера. В разработке и реализации программы в 2001 году ключевую роль сыграли такие ведущие исследователи как академик РАН, директор Института антропологии и этнографии В.А. Тишков, директор Института социологии РАН профессор Л.М. Дробижева, директор Института социологии образования РАО академик РАО В.С. Собкин и профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова Г.У. Солдатова.

Реализации идеологии толерантности активно способствовали руководители фонда «Холокост» Алла Гербер и Илья Альтман.

В период с 2004 года по настоящее время проекты, направленные на разработку методологии и практики формирования толерантности и уменьшения рисков ксенофобии в системе образования осуществлялись в основеов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования» /2006-2011/ при участии профессора кафедры психологии развития факультета психологии МГУ О.А. Карабановой, декана факультета психологии Ростовского университета профессора П.Н. Ермакова, декана факультета психологии Томского университета профессора Э.В. Галажинского, ректора Московского психолого-социального университета академика РАО С.К. Бондаревой.

С 2001 по 2011 год в России резко возрос поток исследований, в том числе кандидатских и докторских диссертаций, посвященных изучению феноменологии толерантности, доверия и профилактике интолерантного поведения в обществе.

В 2010 году за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования» лауреатами премии Правительства Российской Федерации стали Александр Асмолов, Эвелина Алиева, Ирина Абакумова, Галина Бирулава, Алексей Гусев, Павел Ермаков, Юрий Зинченко, Ольга Карабанова, Татьяна Скрипкина и Галина Солдатова.

В 2010 году за цикл исследований по проблематике толерантности и профилактике рисков ксенофобии А.Г. Асмолов отмечен Орденом Дружбы народов Указом Президента РФ.

В 2011 году новым этапом разработки идеологии толерантности стало поддержанное целевым грантом РГНФ фундаментальное исследование междисциплинарного коллектива под руководством декана факультета психологии МГУ члена-корреспондента РАО Ю.П. Зинченко «Толерантность против ксенофобии». Коллективная монография «Толерантность против ксенофобии» выйдет в свет в 2011 году.

На открытом совместном заседании кафедр дипломатии, мировой литературы и культуры, социологии и философии, проходившем 22 марта 2002 г. в МГИМО(у), состоялась встреча с заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессором А.Г.Асмоловым, инициатором и научным руководителем Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

Встреча была организована в рамках институтского проекта, поддержанного этой программой. А.Г.Асмолов выступил с основным докладом "Толерантность – идеология открытого общества". Был также заслушан доклад доктора психологических наук, доцента кафедры психологии личности МГУ и руководителя Научно–практического Центра психологической помощи "Гратис" Г.Солдатовой. На встрече присутствовали руководитель проекта "Дипломатия и толерантность" первый проректор МГИМО И.Г.Тюлин, заведующие кафедрами МГИМО профессора Т.В.Зонова, С.А.Кравченко, А.В.Шестопал, руководитель Центра "Церковь и международные отношения" профессор А.Б.Зубов, преподаватели университета, студенты.

Открывая заседание, заведующий кафедрой философии А.В.Шестопал сделал краткий экскурс в историю участия МГИМО в Федеральной Программе. Он отметил международный характер Программы, её связь с программами и декларациями ЮНЕСКО, в разработке которых принимали участие выпускники МГИМО.

У истоков МГИМО, подчеркнул А.В.Шестопал, стояли люди, которые много сделали для повышения роли гуманитарных дисциплин в отечественной науке. Здесь особая роль принадлежит одному из первых ректоров МГИМО академику Ю.П.Францову и первому заведующему кафедрой философии профессору А.Ф.Шишкину.

Целый ряд крупных ученых, собранных Ю.П.Францовым вокруг себя, таких, как Ю.А.Замошкин, Б.Т.Григорян, Э.А.Араб–оглы, исследовали глобальные проблемы современности в их неразрывной связи с моральными аспектами международных отношений.

К сожалению, надежды на снижение конфликтности в международных отношениях к концу XX столетия не оправдались. В 90–е годы все стали свидетелями ужесточения мировой политики, стремления устранять противоречия с позиции силы. Вместе с тем, все более очевидна потребность общества в политике, основанной на иных принципах, в политике взаимопонимания между странами и регионами. Именно от нашей страны, от нашей дипломатии многие ждут инициатив, направленных на смягчение климата мирового сообщества.

А.В.Шестопал напомнил, что за последнее время университет предпринял ряд усилий в этом направлении. Прежде всего стоит отметить программу "Духовно–нравственные основы мирового сообщества и международные отношения", инициаторами которой в 1996 г. стали профессор кафедры философии В.С.Глаголев и заместитель заведующего кафедрой мировой литературы и культуры В.Р.Легойда. В рамках этой программы были проведены конференции в МГИМО и в Дипломатической Академии, вышел в свет ряд публикаций. Из этой программы родилась идея создания Центра "Церковь и международные отношения", активно функционирующего в настоящее время.

Ежегодно в МГИМО проходят Шишкинские чтения, посвященные этической проблематике в международных отношениях. Тема последних чтений, проходивших в декабре 2001 г., – "Элиты и нравственность" – предполагала обсуждение, наряду с другими, вопросов нравственного формирования внешнеполитических кадров.

Международному сотрудничеству в области экологии был посвящен состоявшийся в марте круглый стол "Экология и толерантность".

Таким образом, подвел итоги А.В.Шестопал, мы уже имели определенные наработки к тому моменту, когда по инициативе ректората МГИМО(у) принял участие в реализации Федеральной программы в рамках проекта "Дипломатия и толерантность".

Руководителем проекта стал И.Г.Тюлин, человек, много сделавший для освещения проблематики гуманитарного сотрудничества в учебных курсах и научных исследованиях МГИМО в целом и кафедры философии, в частности.

"Я считаю крайне важным, – начал своё выступление А.Г.Асмолов, что именно здесь, в одном из элитарных ВУЗов, мы можем обсуждать вопрос о том, что любые декларации уйдут в зыбучие пески, если не встретят понимания того, что толерантность должна стать действительной основой проектирования мира".

Определив толерантность как норму жизни в мире многообразия (diversity), как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него субъекта, А.Г.Асмолов предостерег от сведения понятия "толерантность" всего лишь к терпимости. Мало "терпеть" и мириться с фактом инакомыслия другого, с его принадлежностью к иной расе, нации, конфессии. "В основе толерантности – труд постановки себя на место другого". Вот почему в этическом плане критериями толерантного поведения выступают умение сострадать и, что еще важнее, сорадоваться ближнему. Главным же актом толерантного поведения А.Г.Асмолов назвал вступление в контакт даже с тем, кто вызывает опасение.

А.Г.Асмолов заметил, что много легче, к несчастью, описать феноменологию интолерантности, указать: "Здесь горе, здесь боль, здесь – экстремизм, расизм, ксенофобия!". В языке зафиксировано много явлений, представляющих полюс массового сознания, противоположный толерантности. Не нужно обладать "рентгеновским" аппаратом, чтобы заметить, как разгораются в современном мире конфликты (Афганистан, Чечня, Ближний Восток), несмотря на призывы к любви и согласию. Очаги этих конфликтов, подобно Белфасту и Ольстеру, превращаются в устойчивые исторические константы и как действующие вулканы постоянно таят в себе угрозу.

Фанатизм, который мы видим в знаменитом фильме М.Ромма "Обыкновенный фашизм", – наиболее страшный, нашедший отражение в искусстве, однако, по мнению А.Г.Асмолова, наименее изученный антипод толерантности. Нам спокойнее прятать этот термин в учебники истории средних веков, но фанатизм, как мы убедились 11 сентября 2001 года, – не только характеристика прошлого. Мы должны обратиться к истокам этого явления, если хотим прогнозировать будущую социокультурную динамику. Истоки его не только в тоталитарных системах, но и в доме, в семье.

Всё же и в политике, и в истории культуры можно проследить две линии, развивавшиеся параллельно, – интолерантного и толерантного стилей жизни. Каковы ситуации, в которых люди всегда выступали как носители ценностей толерантности? Безусловно, это ситуации посредничества. Фигура посредника между мирами, готовыми столкнуться, – ключевая в историко–культурное развитии человечества. Одним из социальных институтов толерантности могла бы стать дипломатия.

Переходя к рассмотрению методологии, которая стоит за разработками проблем толерантности, А.Г.Асмолов назвал причину, определившую, по мнению ученого, низкую когнитивную сложность ригидного сознания носителей интолерантных установок.

"В XIX–XX вв. мы всё более проникались двоичным видением мира – дарвинистским, марксистским, фрейдистским. Видением, нашедшим методологическое обоснование в концепции бинарных оппозиций К.Леви–Строса", – констатировал А.Г.Асмолов. Благодаря этому, понимание развития – истории различных биологических, социальных, политических систем – однозначно связано у многих с идеей конфликта. Суть такого развития дана в иронической формуле К.Поппера, автора книги "Открытое общество": "выживает выживший".

И все политические партии сейчас делятся на два вида: "партии ответов" и "партии вопросов". Первые знают всё: куда идти, как и, главное, против кого. Однако и другие партии, имеющие либеральную ориентацию (которые, по сути, должны быть связаны с ценностями толерантности), на политическом уровне остаются пленниками двоичного, "чёрно–белого", сознания.

"Разумеется, я не собираюсь отрицать конструктивность "конфликтологических" теорий. Их возникновение имело и экономические, и социальные, и психологические предпосылки, – уточнил А.Г.Асмолов. – Просто мы оказались под гипнозом одних концепций и долго не хотели замечать иные, например, концепции симбиотического развития. Между тем уже П.Кропоткин сто лет назад говорил об этом в книге "Взаимная помощь как фактор эволюции".

Создание полноценной динамической картины развития предполагает как внимание к многообразию реальности, так и учёт закономерной вариативности ее интерпретаций. Вот что должно лечь в основу идеологии открытого общества – в основу идеологии толерантности.

С помощью каких же конкретных технологий установки толерантности способны ослабить позиции тоталитарных стереотипов? А.Г.Асмолов, руководитель проекта "Университетский ресурсный центр практической психологии и педагогики толерантности", видит основной путь в подготовке специалистов Для обучения детей и взрослых правилам кооперации. Важная роль в этом деле отводится СМИ, а также разработке специальных тренинговых программ.

"Наша цель, – сказал, завершая доклад, А.Г.Асмолов, – состоит в том, чтобы "культура достоинства" пришла на смену "культуре полезности".

Доклад Г.У.Солдатовой был посвящен разработке и апробации конкретных технологий формирования толерантного сознания. Ведь "без постановки практических задач проблема толерантности рискует обернуться простой демагогией".


Научные и общественные сферы: политика, медицина, философия, религия, психология, этика, в связи со своей спецификой, по-разному отвечают на вопрос, что такое толерантность. Понятие активно стало употребляться в обществе в конце 90-х гг. прошлого века, вызывая споры и противоречия по содержавшимся в нем постулатам.

Толерантность - что это такое?

Человек по сути своей уникален, но в чем-то люди похожи, поэтому - ищут подобных себе, своим увлечениям, вероисповеданию. Принадлежность важна для личности, в виду того, что люди - существа социальные. У разных народов менталитет отличается, и что в одной стране приемлемо - в другой может вызвать общественный резонанс. Что значит толерантность в общем понятии?

В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности. Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире.

Что обозначает толерантность в других областях:

  • в медицине (фармакология, наркология): привыкание организма к веществу ввиду чего требуется большая дозировка для того достижения того же эффекта;
  • в музыке: уважительное отношение к разным стилям и музыкальным направлениям;
  • в экологии: способность биологических организмов развиваться в среде, даже при неблагоприятны факторах.

Толерантность в психологии

Это понятие в психологии занимает важное место. Принятие людей, с их особенностями, без критики и осуждения, позволяет выстроить доверительные отношения с клиентом и является элементом психотерапии. Психологический феномен толерантности вбирает в себя как научные аспекты и принципы, так и повседневные:

  1. Моральная (условная) - в основе своей, содержит отсроченную агрессию. Терпимость «внешнего Я» только на поверхностном уровне: человек соглашается с происходящим, а внутри, буквально сдерживается, «кипит».
  2. Естественная (натуральная) – характерна для маленьких детей и выражается в их безусловном принятии родителей без оценивания, к сожалению, бывает с ущербом для себя, если родители отличаются жестокостью.
  3. Нравственная (подлинная) – основанная на полном и осознанном принятии реальности. Это зрелая и позитивная толерантность «внутреннего Я». Духовное отношение ко всем проявлениям жизни и людям и постоянное самопознание. На нравственности основаны все мудрые притчи.

Психолог должен развивать данную толерантность, основные критерии которой:

  • эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
  • способность к рефлексии, внутреннему диалогу;
  • способность устанавливать конструктивные, положительные отношения с людьми.

Толерантность - плюсы и минусы

Идея данного понятия несет в основе своей, благие для общества цели, так ли это на самом деле? Возможен ли мир и благополучие на земле без терпимости к другим народам? Понятие толерантности может истолковываться и использоваться людьми по-разному, без учета общепринятых и прописанных понятий. У медали две стороны.

Плюсы толерантности:

  • помогает быть гуманным;
  • учит преодолевать страхи через эффективную коммуникацию с другими непохожими людьми;
  • вырабатывает правильное понимание разного с их привычками, характером, мировоззрением и укладом жизни;
  • способствует личностному и общественному развитию через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия среди как отдельных людей, так и наций в целом.

Минусы толерантности:

  • под видом толерантности манипуляции сознанием людей, прикрытые благими намерениями;
  • тонкая грань между действительно терпимостью и рабским терпением, в ущерб личности;
  • подмена истинных понятий и ценностей ложными, посредством социальных технологий;
  • толерантность некоторыми воспринимается как равнодушие, нежелание воспринимать и бороться.

Чем толерантность отличается от терпимости?

В переводе с древнего латинского языка, что такое толерантность дословно: «tolerantia» - означает «терпение», «терпеть», «переносить». Толковый словарь позиционирует слово «толерантность» как производное от французского «tolerant» - «терпимый». В русском, в отличие от других иностранных языков «терпимость» – это слово с явно негативным оттенком, обозначающем терпеть плохое, переносить лишения. Тем не менее, терпимость и толерантность - это различные понятия.

Терпимость – сознательный отказ общества от открытого проявления ненависти, вражды. Человек внутренне при этом, может испытывать сильные негативные чувства и протест. Формируется в короткие сроки и может быть навязана с помощью СМИ (например, для урегулирования конфликта между разными народами). Толерантность – общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка и предполагает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и национальностями - это необходимое явление.

Толерантность и ксенофобия

Слово «ксенофобия», наряду с «толерантностью» часто звучит в СМИ и с греческого языка переводится как «боязнь незнакомых». Мышление ксенофоба отличается четким делением на «своих» и «чужих». Небывалый поток мигрантов, достаточно болезненно и агрессивно воспринимается коренным населением: прибывшие иностранцы ведут себя по-другому, не всегда хотят изучать новый язык, не стремятся познать культуру и обычаи той страны, в которую мигрировали. Толерантность в современном мире в идеале, предполагает отсутствие ксенофобии, мирное сосуществование и развитие разных народов.

Виды толерантности

Основой толерантности являются фундаментальные ценности общества, без которых человечество не сможет существовать. Классификацией толерантности занимаются ученые многих специальностей. В постоянно меняющемся мире – актуальными и «острыми» являются вопросы связанные с религией, отношением к инвалидам, межнациональные, гендерные и политические отношения. Рассматривая, толерантность что такое - каждая прикладная сфера озвучивает свою типологию. Основные виды толерантности наиболее полно отражены М. С. Мацковским:

  • религиозная;
  • гендерная;
  • физиологическая;
  • образовательная;
  • сексуально-ориентационная;
  • географическая;
  • возрастная;
  • маргинальная;
  • межклассовая;
  • межнациональная;
  • расовая;
  • политическая.

Религиозная толерантность

Религия этносов содержит в себе сакральный компонент, отличающий ее от других конфессий. В прошлые века, считая свою религию единственно истинной - правители разных стран предпринимали военные походы с целью обратить иноверцев в свою веру. Что такое религиозная толерантность в наши дни? Человек имеет право на любое вероисповедание, принятое в его государстве, даже если оно не относится к главенствующей религии. Терпимость к другой вере – залог мирного взаимодействия между людьми.

Толерантность к инвалидам

Сострадание и милосердие ко всему живому – важные черты человека, закладывающиеся в детстве при правильном воспитании родителями. Проявление толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья – это в высшем смысле помощь в адаптации и социализации инвалида, как полноправного члена общества. Инклюзивное образование, предоставление рабочих мест – важные составляющие толерантности.

Этническая толерантность

Принадлежность к своему народу, этносу с усвоением многовекового опыта, традиций, ценностей - это этническая идентичность. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Это – уважительное отношение к укладу жизни других народов. Проблема толерантности в полиэтнических странах имеет глобальное значение. Обратная сторона – интолерантность (нетерпимость) все чаще является поводом для разжигания межнациональной розни.

Гендерная толерантность

Независимо от половой принадлежности – люди достойны уважения и равных прав - это ответ на вопрос, что такое гендерная толерантность. Толерантность в обществе в отношении полов неустойчивое явление. На сегодняшний день, претерпевают изменения, и это является причиной негативного реагирования в обществе и развития фобий. Интолерантность к другому полу – сексизм, является дискриминирующим личностным фактором.


Политическая толерантность

Толерантность в политике – это готовность правительства к конструктивному диалогу с другими странами. В полном объеме, может быть представлена в государстве с демократическим режимом власти и выражается в урегулировании межнациональных конфликтов, соблюдении прав человека, уважительном отношении к иным политическим убеждениям, не противоречащим законодательству. Политическая толерантность – глобальный процесс, от которого зависит мир на земле.

Политкорректность и толерантность взаимопроникающие понятия в современном обществе. История вопроса о политкорректности возникла в США, когда афроамериканцы потребовали исключить из английского языка оскорбительное слово «black»применительно к их расе. Политкорректность включает в себя запрет на оскорбительные выражения по отношению к другой расе, полу, сексуальной ориентации и т.д. В мультиэтнических странах, таких как США, политкорректность набирает обороты и пронизывает все сферы общества.

Загрузка...