crimea-fun.ru

Победа добра над злом по Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин А. С.)

Технологическая карта урока.

Митюнина Анжела Ивановна - учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пст. Визиндор

Преподавание ведется по учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Предмет

Литература в 5 классе.

Урок №

Второй.

Тема урока:

Борьба добрых и злых сил. (По сказке «Сказка о А.С.Пушкина).

Тип урока:

Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательная:

Рассмотреть образы главных героев сказки в их сопоставлении. Познакомить с понятием «ключевые слова». Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте. Обогатить словарный запас.

Развивающая:

Научить учащихся анализировать текст сказки. Развить навыки выразительного чтения, сжатого пересказа отрывка, а также умения давать характеристику героям с помощью ключевых слов с последующим использованием ее при написании рассказа.

Воспитательная:

Помочь увидеть учащимся положительные примеры на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты:

Предметные:

Помочь запомнить содержание прочитанного произведения. Умение воспринимать и анализировать текст сказки, характеризовать героев, давать сравнительную характеристику. Умение пересказывать отрывки из текста, выявлять авторскую оценку героев. Умение пользоваться терминами (ключевыми словами), как инструментом для анализа текста. Умение выразительно читать отрывки из текста, передавая личное отношение к произведению. Умение работать со словарем и специальной литературой. Умение использовать ключевые слова при написании характеристики героев и при написании рассказа.

Личностные:

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные:

Умение находить ключевые слова в любом тексте и применять данный способ действия на других уроках.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, действовать по плану. Умение соотносить свои достижения с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебных задач (осуществлять самоконтроль, самооценку).

Познавательные:

Умение находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности (ориентироваться в тексте). Умение поставить учебную задачу, анализировать новые знания, сформулировать проблему и найти способ ее решения.

Коммуникативные:

Умение осуществлять совместную деятельность в парах: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником, договариваться друг с другом. Использовать наглядные материалы, подготовленные учителем.

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

(2-3 минуты)

Показывает человека с грустным лицом, спрашивает: «Ребята, что забыл мальчик взять с собой на урок?» Слайд 1

Предполагаемый ответ: «Улыбку, настроение».

Стремление к любознательности (Л);

Спрашивает: «А вы взяли с собой улыбку?»

Предполагаемый ответ: «Да».

Просит детей:
«Покажите, улыбнитесь друг другу».

Улыбаются друг другу.

Благодарит и приветствует обучающихся: «Ребята, мне очень приятно видеть на ваших лицах улыбку! Это добрый знак для начала урока».

Просит открыть тетради и внести в них общепринятые записи.

Открывают тетради, записываю число, «классная работа».

Напоминает: «К сегодняшнему уроку я попросила прочитать сказку А.С.Пушкина. Вы выполнили мою просьбу?»

«Да».

Обращает внимание ребят на экран: «Посмотрите на репродукцию картин к сказке и скажите, кто изображен на них?
Слайд 2

Предполагаемый ответ: «На первой мы видим мачеху, а другой – царевну молодую».

Умение сопоставлять репродукции (П);

Спрашивает: «Вы догадались, о каких героях пойдет речь на уроке?»

Как вы думаете, ребята, удалось художнику показать, кто из них злой, а кто добрый?

Предполагаемый ответ: «Будем говорить о царице - мачехе и о царевне».

Ребята, мы с вами прочитали уже много сказок. В каждой из них мы встречались с добрыми и злыми героями. А что они делают между собой?

Слайд 3

Предполагаемый ответ: "Сталкиваются, ругаются, борются ".

«Правильно. Может, вы сформулируете тему нашего урока, используя выделенное опорное слово. Но! Сначала я предлагаю превратить его в существительное». Борьба добрых и злых сил. (По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).

Предлагают название темы урока.

Умение прогнозировать тему урока (Р);

Просит записать тему урока.

Слайд 4

Записывают тему урока.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(3-4 минуты).

Ребята, вы внимательно читали сказку?

Я хочу предложить вам необычное задание. Перед вами «текст с дырками». Попробуйте вставить вместо пропусков опорные слова.

(Приложение 1 – текст с дырками)

Выполняют пробное действие.

Умение контролировать свое время и управлять им (Р);

Умение предвидеть причину затруднения (Р);

Умение формулировать проблему (Р);

Проверяют по образцу.

Выясняет, почему не справились с заданием. Назовите причину.

Плохо знаем содержание сказки. Невнимательно читали.

Что необходимо нам сделать, чтобы справиться с заданием?

Мы всю сказку будем анализировать или только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна?

(вспомните репродукции картин)

Надо обсудить в классе прочитанный текст сказки, проанализировать.

Только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна.

3.Постановка учебной задачи.

(3-4 минуты)

Какую первую задачу мы ставим перед собой?

Предполагаемый ответ:

Проанализировать отрывки в которых встречаются мачеха и царевна;

Умение управлять своей деятельностью (постановка и формулирование задачи предстоящей учебной деятельности (Р);

Правильно. Итак, мы должны проанализировать эпизоды, в которых встречаются мачеха и молодая царевна.

Вспомните сказку Жуковского, какой прием мы использовали, когда говорили о ведьме и царской дочери?

Как вы думаете, мы будем сегодня сопоставлять мачеху и царевну?

Сравнение;

Будем.

Вторая задача, которую мы ставим перед собой: сравнить мачеху и царевну.

Сравнить мачеху и царевну.

«Молодцы. Ребята, в начальных классах вы читали много сказок и находили в них опорные слова . Но их, как мне сказала ваша учительница, вы не применяли для характеристики героев.

Опорные слова по другому называются ключевыми словами. С их помощью мы будем учиться давать характеристику героям».

Что такое – ключевые слова? Давайте обратимся к определению.

Ключевые слова – это значимые для понимания текста слова. Запишите определение в тетрадь.

Слайд 5

С помощью ключевых слов мы научимся глубоко проникать в содержание текста, что позволит нам выполнять любые задания,
в том числе и творческие.

Ключевыми словами мы можем пользоваться, когда работаем с правилом,
с текстом параграфа на любом уроке.

Читает ученик со слайда определение.

Записывают в тетрадь.

Умение работать со справочным материалом (П);

4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(4-5 минут).

Обращает внимание ребят к тексту сказки. Уже с первых страниц автор подчеркивает разницу между главными героями сказки. Откройте стр. 96.
Найдите строчку: «Долго царь …», продолжите ее. Прочитайте отрывок и укажите ключевые слова, которые точно характеризуют царицу-мачеху, и запишите в соответствующий столбик в ваших иллюстрированных таблицах.

(Приложение 3 – иллюстрированная таблица)

Предполагаемые записи: «молодица, высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива».

Умение самостоятельно извлекать необходимую информацию для решения задач урока (Р);

Умение работать с таблицей (П);

Умение подводить итоги о проделанной работе (Р);

Умение самостоятельно контролировать свою работу по эталону, анализировать и оценивать (Р);

Работаем дальше.
Откройте стр.97. Найдите строчку:
«Но царевна молодая,» и «На девичник собираясь…,» , продолжите их. Прочитайте отрывки и укажите ключевые слова, которые точно характеризуют царевну,
и запишите в соответствующий столбик таблицы.

Предполагаемые записи:

«белолица, черноброва, нраву кроткого такого», «милее, румяней, белее».

А теперь сравните свои записи и проведите работу над ошибками.

Слайд 6

(Приложение 4 – оценочный лист)

Проверяют свои записи, сравнивают, оценивают работу.

Можно объяснить значение слов « нраву кроткого » - скромная, благовоспитанная, послушная.

Можно объяснить значение слова мачеха – неродная мать. Вспомнить, какой бывает мачеха в сказках.

Нет, в случае с мачехой нельзя.

Итак, какой предстает мачеха перед нами? А царевна?

Предполагаемые ответы:

Мачеха уже в начале сказки предстает перед нами злой, а царевна - доброй.

Помогает сделать вывод.

Ребята, посмотрите, что предлагает нам толковый словарь для определения однокоренных слов зло – злой, добро – добрый.

Сегодня я помогла вам выписать определение понятий, используя ключевые слова. Посмотрите, что у меня получилось. Давайте прочитаем определения.

(Приложение 5 – словарная статья и уже готовая запись с ключевыми словами)

Слайд 7

Ученик читает определения со слайда.

Умение работать со словарем (П);

5.Первичное закрепление
(4-5 минут).

В теме нашего урока ключевое слово (помогайте) борьба добра со злом. Давайте посмотрим, как это происходит в сказке? Я предлагаю продолжить работу над текстом сказки.

Откройте стр. 99. Найдите строчки, в которых говорится о том, какое испытание придумала мачеха царевне в первый раз. Выделите ключевые слова.

Слайд 8 (Чернавка ведет в лес)

Предполагаемый ответ: «Позвала к себе Чернавку

……………………………

На съедение волкам».

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

Умение корректировать свою и чужую работу (Р);

Умение анализировать и извлекать необходимую информацию для решения задач урока (П);

Умение работать с текстом сказки (П);

Умение работать со словарной статьей учебника (П);

Умение строить логические рассуждения (П);

Вы сказали, что царевна добрая, смог бы автор оставить ее в беде?

«Нет».

Откройте стр. 99. Найдите место, где говорится о том, как поступила с ней Чернавка.

Предполагаемый ответ:

«Та, в душе ее любя,

……………………..

Отпустила и сказала:»

Ребята, кто такая Чернавка? Загляните в словарную статью учебника.

Предполагаемый ответ:

Сенная девушка – служанка.

А почему она отпустила царевну?

Любила ее за доброту.

Выделите ключевые слова.

Что же с ней стало?»

Предполагаемый ответ:

«Но невеста молодая,

………………………

И на терем набрела».

Она оказалась у семи богатырей.

«Ребята, удалось мачехе погубить молодую царевну? Почему? Используйте при ответе словарную статью, где даны значения слов добро - добрый ».

«Нет. Она хорошая, добрая, никому плохого не сделала, никого не обидела, ее любят все, и автор, и Чернавка».

«Вот видите, все на стороне царевны: и автор, и Чернавка, и я. А вы?».

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6-7 минут).

1 пара

«Ребята, откройте стр. 104 - 107, найдите самостоятельно отрывок, в котором говорится о том, какое зло придумала мачеха во второй раз? Используя ключевые слова, кратко перескажите о злом умысле мачехи».

Слайд 9 (Черница угощает отравленным яблоком)

Предполагаемый ответ:

Пересказывают эпизод с отравленным яблоком.

Умение организовать себя для самостоятельной

работы (Л);

Умение работать в паре (К);

Умение оценивать свою и чужую работу (Р);

Умение работать с высказыванием (П);

Умение самостоятельно контролировать свою работу, анализировать и оценивать (Р);

Умение подводить итоги (Р);

Физминутка (соберите пословицу )

Злая мысль самому навредит.

«Мачехе удалось погубить царевну в этом отрывке?»

«Да. Она умирает».

«Ребята, известный грузинский поэт ШОТА РУСТАВЕЛИ когда-то сказал, что лишь добро одно бессмертно , зло подолгу не живет ». Слайд 10

«Смог ли А.С.Пушкин допустить, чтобы его любимая героиня умерла?

2 пара

Обратитесь к тексту сказки стр. 110, 112.

Прочитайте еще раз, чем заканчивается сказка: найдите ключевые слова и дайте с их помощью ответ на вопрос, что произошло с царевной и мачехой?»

(Приложение 6 - алгоритм самооценки)

Предполагаемый ответ:

Царевна ожила , а мачеха умерла от тоски ;

«Почему ожила царевна?»

«Значит, прав был грузинский поэт - добро - бессмертно

Вывод по пословицам .

Добро не умрет, а зло пропадет.

Злая мысль самому навредит.

Она добрая;

Да.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
(7-8 минут).

«Как считаете, хорошо знаете содержание проанализированных отрывков сказки?»

Умение прогнозировать результат (Р);

Умение выполнять действия по алгоритму (Р);

Умение анализировать новые знания и применять их в учебном действии (П);

«Вернемся к тексту с дырками, попробуем еще раз дать характеристику героям и оценить их поступки, пользуясь текстом сказки?» (Приложение 2 – образец текста с дырками)

Выполняют работу, проверяют.

8.Рефлексия деятельности.

Читают.

Рефлексия своих действий (Л);

«Ребята, какой урок вы извлекли для себя?»

Помогает сделать вывод. (Важна не столько внешняя, сколько внутренняя красота)

Мы, ребята, знаем много сказок, и в каждой из них одна и та же народная мудрость : добро всегда побеждает зло . Чем заканчивается сказка?

Высказываются по желанию:

Надо быть добрым, как царевна;

Надо помогать людям, которые попали в беду…

В сказке добро побеждает зло.

9.Итог урока
(1-2 минуты)

Итак, подведем итоги урока.

Как иначе называются опорные слова? Для чего нужны ключевые слова?

Ключевые слова;

Для того чтобы дать характеристику героям.

Умение строить логическую цепь рассуждения и делать обобщения (К);

Умение адекватно оценивать свою работу на уроке (Р).

Ребята, на уроке мы с вами научились давать характеристику героям с помощью ключевых слов, но умение находить ключевые слова понадобится вам и на других уроках, я буду очень рада, если вы этим умением воспользуетесь.

Запишите домашнее задание : написать рассказ по заданному плану, используя нашу с вами заготовку (текст с дырками) в качестве основной части рассказа. (Приложение 7 – план рассказа)

На вопросы, выделенные курсивом, отвечаете по желанию. Прежде чем на них ответить, необходимо будет проанализировать отрывок из сказки. Какой, догадайтесь сами.

Записывают домашнее задание.

Выставление оценок.

Ребята, «доброе дело без награды не остается» . Вы хорошо сегодня поработали.

Ставят себе оценки за урок.

Приложение № 2 к уроку на тему

мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина)

Образец текста с дырками.

Задание . Попробуйте вставить вместо пропусков нужные слова, которые помогут восстановить текст.

Злая царица приходилась молодой царевне мачехой . Это была гордая, своенравная, ревнивая женщина. Она не любила царевну. Мачехе захотелось быстрей избавиться от нее. В первый раз она попросила Чернавку отвести царевну в лес и оставить « на съедение волкам ». А во второй раз мачеха попыталась отравить царевну отравленным яблоком.

Царевна же была добрая . Автор говорит о ней « белолица, черноброва, нраву кроткого такого ». Даже зеркальце ее любит. Оно говорит, что царевна молодая « милее, румяней, белее ».

Приложение № 3 к уроку на тему
Борьба добрых и злых сил (по «Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина)

Иллюстрированная таблица.

Приложение № 4 к уроку на тему
Борьба добрых и злых сил (по «Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина)

Оценочный лист

0-1 ошибка – «молодец».

2-3 ошибки – «хорошо».

4-5 ошибок – «будь внимательнее».

6 и более ошибок – «прочитай сказку еще раз».

Приложение № 5 к уроку на тему
Борьба добрых и злых сил (по «Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина)

Словарная статья из «Толкового словаря» С.И.Ожегова

Зло

1. Нечто дурное, вредное.

Злой

1. Заключающий в себе зло.

2. Сердит, исполнен злобы на кого-нибудь, на что-нибудь.

Добро

1. все положительное, хорошее, полезное.

Добрый

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества.

2. Хороший, нравственный.

3. Дружески близкий, милый.

4. Несущий добро.

Зло - это нечто дурное, злой человек держит в себе зло, сердится на кого-то.

Добро - это хорошее, полезное, добрый делает добро другим, милый человек.

Приложение № 6 к уроку на тему
Борьба добрых и злых сил (по «Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина)

Алгоритм самооценки

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Приложение № 7 к уроку на тему
Борьба добрых и злых сил (по «Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина)

План рассказа.

  1. Как называется сказка? Кто ее автор? Кто ее главные герои?
  2. Кем приходилась злая царица молодой царевне?
  3. Какая это была женщина?
  4. Она любила царевну?
  5. Что решила мачеха сделать с царевной?
  6. Что придумала злая царица в первый раз?
  7. Что придумала во второй раз?
  8. Какой была царевна?
  9. Как описывает ее автор?
  10. Что говорит о царевне зеркальце?
  11. За что полюбили ее богатыри? Как догадались, что перед ними царевна?
  12. Удалось ли мачехе погубить царевну? Почему?

    Тема урока: Борьба добрых и злых сил. (По сказке « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина)

    Понятие «ключевые слова» Ключевые слова - это значимые для понимания текста слова.

    Мачеха: «Молодица», «высока, стройна, бела», «горда, ломлива, своенравна и ревнива» Молодая царевна: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого», «милее, румяней и белее».

    Понятие слов «Зло» и «Добро» Зло - это нечто дурное; злой человек держит в себе зло, сердится на кого-то. Добро - это хорошее, полезное; добрый делает добро другим; милый человек.

    Чернавка ведет в лес молодую царевну

    Черница угощает молодую царевну яблоком

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! Шота́ Руставе́ли грузинский государственный деятель и поэт XII века



    В числе произведений великого писателя А. С. Пушкина особое место занимает его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Я считаю, что это одно из лучших произведений русской литературы.

    В этой сказке, как и во многих других, противопоставляются добро и зло, любовь и ненависть. В центре стоят два персонажа. Царица - жадная, злая, ленивая и коварная женщина.

    И царевна - умная, красивая, милосердная и трудолюбивая молодая девушка. Основной причиной, которая толкала царицу на зло, была зависть. У неё было зеркало волшебное, которое сказало, что царевна красивее и милее её. И с тех пор царица решила избавиться от царевны. И при второй попытке ей удалось отравить молодую девушку. Но всеобъемлющая сила любви способна на многое, и прекрасная царевна не умерла.

    Сказка заканчивается тем, что царевна с Елисеем счастливы, а злая царица умерла от тоски и одиночества. В итоге добро всё же победило зло. Хотелось бы мне, чтобы в жизни тоже всё всегда заканчивалось хорошо и никакое зло не могло причинить людям вред.

    Обновлено: 2017-06-14

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Урок развития речи

    I. Королевич Елисей. Победа добра над злом
    Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
    Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
    Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»
    Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»
    Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.
    - Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?
    Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

    Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»
    - Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?
    - Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?
    Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».
    То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.
    - Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?
    - Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?
    Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
    В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
    Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»
    Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».
    - Отчего умерла злая царица?
    - Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
    Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
    - Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».
    В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»
    - Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?
    Ученики находят и читают концовку.
    II. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина
    Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .
    Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.
    Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
    III. Музыкальность пушкинской сказки
    Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:
    - Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
    Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.
    - Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
    Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.
    Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.
    Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.
    По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
    IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки
    Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
    Домашнее задание
    Прочитать поэму «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Подготовиться к уроку внеклассного чтения (исходя из замысла учителя).

    Пушкин Александр Сергеевич - Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок. Бот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.

    В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи - царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.

    Новая жена царя была «высока, стройна, бела, ... но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица, черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти, что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.

    Но Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила.

    А царица умерла от тоски и злости.

    В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея.

    Цели:

    • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
    • продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
    • формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

    Эпиграф:

    Лишь добро одно бессмертно.
    Зло подолгу не живет.

    Шота Руставели

    Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

    Оборудование: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, мультипликационный фильм по сказке.

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    2. Слово учителя .

    Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

    Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях”

    Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее героях?

    (Учащиеся рассказывают о сюжете, главных героях, о противоположных образах царицы и царевны.)

    Учитель: Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;

    Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

    3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания.

    Учитель : Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.

    (Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря)

    “Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

    Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

    “Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

    Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

    Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

    Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия.

    Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

    На первом уроке по этой сказке мы с вами сделали вывод, что она близка к народным (фольклорным) сказкам.

    4. Этап проверки знаний.

    Учитель: В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

    Ученик: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

    Учитель: Можем ли мы так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

    (Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

    Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

    Ученики: Царевны и царицы.

    Учитель: Для того, чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

    (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы)

    Учитель: Необходимо было также выписать определения, характеризующие героинь. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

    (Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда)

    Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

    Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

    Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

    Ученики: Ненависть, зависть.

    Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

    Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

    Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

    Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

    Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

    Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

    5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ текста)

    Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям сказки и сравним образы Царицы и Царевны.

    (Показ иллюстраций, комментарии)

    К сказке Пушкина созданы не только иллюстрации, но и фильмы.

    Сейчас мы посмотрим эпизоды из мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

    Просмотр эпизодов

    1. “Царица и зеркало”(комментарии)

    2. “Но царевна молодая

    Тихомолком расцветая”(комментарии.)

    Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

    Учитель: Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны?

    (Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

    А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая характеристика образов героинь.

    Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

    Анализ эпизода “Но невеста молодая

    До зари в лесу блуждая” (Выразительное чтение)

    Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

    Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

    Учитель: Что сделала героиня в доме?

    Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

    Учитель: Как это характеризует героиню?

    Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

    Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

    Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

    Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

    Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

    Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

    Ученики: Царица, переодетая монахиней.

    Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

    Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

    Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

    Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

    Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

    В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

    Что же происходит со злой царицей-мачехой?

    Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

    Учащиеся зачитывают строки:

    “Злая мачеха, вскочив,
    Об пол зеркальце разбив,
    В двери прямо побежала
    И царевну повстречала
    Тут ее тоска взяла,
    И царица умерла. ”

    Учитель : Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.

    Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

    А сейчас обратите внимание на эпиграф.

    Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

    Зло подолгу не живет”?

    Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит добро победило.

    6. Закрепление изученного материала.

    Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

    В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

    Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

    Запишите ответ на этот вопрос.

    7. Информация о домашнем задании.

    Выберите для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка определите самостоятельно).

    Выучите его.

    Загрузка...