Победа добра над злом по Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин А. С.)
Технологическая карта урока.
Митюнина Анжела Ивановна - учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пст. Визиндор
Преподавание ведется по учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Предмет | Литература в 5 классе. | ||||||
Урок № | Второй. | ||||||
Тема урока: | Борьба добрых и злых сил. (По сказке «Сказка о А.С.Пушкина). | ||||||
Тип урока: | Урок открытия нового знания. |
||||||
Цели урока: | |||||||
Образовательная: | Рассмотреть образы главных героев сказки в их сопоставлении. Познакомить с понятием «ключевые слова». Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте. Обогатить словарный запас. |
||||||
Развивающая: | Научить учащихся анализировать текст сказки. Развить навыки выразительного чтения, сжатого пересказа отрывка, а также умения давать характеристику героям с помощью ключевых слов с последующим использованием ее при написании рассказа. |
||||||
Воспитательная: | Помочь увидеть учащимся положительные примеры на распознавание истинной красоты. |
||||||
Планируемые результаты: | |||||||
Предметные: | Помочь запомнить содержание прочитанного произведения. Умение воспринимать и анализировать текст сказки, характеризовать героев, давать сравнительную характеристику. Умение пересказывать отрывки из текста, выявлять авторскую оценку героев. Умение пользоваться терминами (ключевыми словами), как инструментом для анализа текста. Умение выразительно читать отрывки из текста, передавая личное отношение к произведению. Умение работать со словарем и специальной литературой. Умение использовать ключевые слова при написании характеристики героев и при написании рассказа. |
||||||
Личностные: | Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
||||||
Метапредметные: | Умение находить ключевые слова в любом тексте и применять данный способ действия на других уроках. |
||||||
Регулятивные: | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, действовать по плану. Умение соотносить свои достижения с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебных задач (осуществлять самоконтроль, самооценку). |
||||||
Познавательные: | Умение находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности (ориентироваться в тексте). Умение поставить учебную задачу, анализировать новые знания, сформулировать проблему и найти способ ее решения. |
||||||
Коммуникативные: | Умение осуществлять совместную деятельность в парах: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником, договариваться друг с другом. Использовать наглядные материалы, подготовленные учителем. |
Этапы урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
||||||||||||
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. (2-3 минуты) | Показывает человека с грустным лицом, спрашивает: «Ребята, что забыл мальчик взять с собой на урок?» Слайд 1 | Предполагаемый ответ: «Улыбку, настроение». | Стремление к любознательности (Л); |
||||||||||||
Спрашивает: «А вы взяли с собой улыбку?» | Предполагаемый ответ: «Да». |
||||||||||||||
Просит детей: | Улыбаются друг другу. |
||||||||||||||
Благодарит и приветствует обучающихся: «Ребята, мне очень приятно видеть на ваших лицах улыбку! Это добрый знак для начала урока». | |||||||||||||||
Просит открыть тетради и внести в них общепринятые записи. | Открывают тетради, записываю число, «классная работа». |
||||||||||||||
Напоминает: «К сегодняшнему уроку я попросила прочитать сказку А.С.Пушкина. Вы выполнили мою просьбу?» | «Да». |
||||||||||||||
Обращает внимание ребят на экран: «Посмотрите на репродукцию картин к сказке и скажите, кто изображен на них? | Предполагаемый ответ: «На первой мы видим мачеху, а другой – царевну молодую». | Умение сопоставлять репродукции (П); |
|||||||||||||
Спрашивает: «Вы догадались, о каких героях пойдет речь на уроке?» Как вы думаете, ребята, удалось художнику показать, кто из них злой, а кто добрый? | Предполагаемый ответ: «Будем говорить о царице - мачехе и о царевне». |
||||||||||||||
Ребята, мы с вами прочитали уже много сказок. В каждой из них мы встречались с добрыми и злыми героями. А что они делают между собой? Слайд 3 | Предполагаемый ответ: "Сталкиваются, ругаются, борются ". |
||||||||||||||
«Правильно. Может, вы сформулируете тему нашего урока, используя выделенное опорное слово. Но! Сначала я предлагаю превратить его в существительное». Борьба добрых и злых сил. (По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина). | Предлагают название темы урока. | Умение прогнозировать тему урока (Р); |
|||||||||||||
Просит записать тему урока. Слайд 4 | Записывают тему урока. |
||||||||||||||
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Ребята, вы внимательно читали сказку? Я хочу предложить вам необычное задание. Перед вами «текст с дырками». Попробуйте вставить вместо пропусков опорные слова. (Приложение 1 – текст с дырками) | Выполняют пробное действие. | Умение контролировать свое время и управлять им (Р); Умение предвидеть причину затруднения (Р); Умение формулировать проблему (Р); |
||||||||||||
Проверяют по образцу. Выясняет, почему не справились с заданием. Назовите причину. | Плохо знаем содержание сказки. Невнимательно читали. |
||||||||||||||
Что необходимо нам сделать, чтобы справиться с заданием? Мы всю сказку будем анализировать или только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна? (вспомните репродукции картин) | Надо обсудить в классе прочитанный текст сказки, проанализировать. Только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна. |
||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. (3-4 минуты) | Какую первую задачу мы ставим перед собой? | Предполагаемый ответ: Проанализировать отрывки в которых встречаются мачеха и царевна; | Умение управлять своей деятельностью (постановка и формулирование задачи предстоящей учебной деятельности (Р); |
||||||||||||
Правильно. Итак, мы должны проанализировать эпизоды, в которых встречаются мачеха и молодая царевна. Вспомните сказку Жуковского, какой прием мы использовали, когда говорили о ведьме и царской дочери? Как вы думаете, мы будем сегодня сопоставлять мачеху и царевну? | Сравнение; Будем. |
||||||||||||||
Вторая задача, которую мы ставим перед собой: сравнить мачеху и царевну. | Сравнить мачеху и царевну. |
||||||||||||||
«Молодцы. Ребята, в начальных классах вы читали много сказок и находили в них опорные слова . Но их, как мне сказала ваша учительница, вы не применяли для характеристики героев. Опорные слова по другому называются ключевыми словами. С их помощью мы будем учиться давать характеристику героям». Что такое – ключевые слова? Давайте обратимся к определению. Ключевые слова – это значимые для понимания текста слова. Запишите определение в тетрадь. Слайд 5 С помощью ключевых слов мы научимся глубоко проникать в содержание текста, что позволит нам выполнять любые задания, Ключевыми словами мы можем пользоваться, когда работаем с правилом, | Читает ученик со слайда определение. Записывают в тетрадь. | Умение работать со справочным материалом (П); |
|||||||||||||
4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) | Обращает внимание ребят к тексту сказки. Уже с первых страниц автор подчеркивает разницу между главными героями сказки. Откройте стр. 96. (Приложение 3 – иллюстрированная таблица) | Предполагаемые записи: «молодица, высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива». | Умение самостоятельно извлекать необходимую информацию для решения задач урока (Р); Умение работать с таблицей (П); Умение подводить итоги о проделанной работе (Р); Умение самостоятельно контролировать свою работу по эталону, анализировать и оценивать (Р); |
||||||||||||
Работаем дальше. | Предполагаемые записи: «белолица, черноброва, нраву кроткого такого», «милее, румяней, белее». |
||||||||||||||
А теперь сравните свои записи и проведите работу над ошибками. Слайд 6 (Приложение 4 – оценочный лист) | Проверяют свои записи, сравнивают, оценивают работу. |
||||||||||||||
Можно объяснить значение слов « нраву кроткого » - скромная, благовоспитанная, послушная. | |||||||||||||||
Можно объяснить значение слова мачеха – неродная мать. Вспомнить, какой бывает мачеха в сказках. | Нет, в случае с мачехой нельзя. |
||||||||||||||
Итак, какой предстает мачеха перед нами? А царевна? | Предполагаемые ответы: Мачеха уже в начале сказки предстает перед нами злой, а царевна - доброй. |
||||||||||||||
Помогает сделать вывод. | |||||||||||||||
Ребята, посмотрите, что предлагает нам толковый словарь для определения однокоренных слов зло – злой, добро – добрый. Сегодня я помогла вам выписать определение понятий, используя ключевые слова. Посмотрите, что у меня получилось. Давайте прочитаем определения. (Приложение 5 – словарная статья и уже готовая запись с ключевыми словами) Слайд 7 | Ученик читает определения со слайда. | Умение работать со словарем (П); |
|||||||||||||
5.Первичное закрепление | В теме нашего урока ключевое слово (помогайте) борьба добра со злом. Давайте посмотрим, как это происходит в сказке? Я предлагаю продолжить работу над текстом сказки. Откройте стр. 99. Найдите строчки, в которых говорится о том, какое испытание придумала мачеха царевне в первый раз. Выделите ключевые слова. Слайд 8 (Чернавка ведет в лес) | Предполагаемый ответ: «Позвала к себе Чернавку …………………………… На съедение волкам». | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К); Умение корректировать свою и чужую работу (Р); Умение анализировать и извлекать необходимую информацию для решения задач урока (П); Умение работать с текстом сказки (П); Умение работать со словарной статьей учебника (П); Умение строить логические рассуждения (П); |
||||||||||||
Вы сказали, что царевна добрая, смог бы автор оставить ее в беде? | «Нет». |
||||||||||||||
Откройте стр. 99. Найдите место, где говорится о том, как поступила с ней Чернавка. | Предполагаемый ответ: «Та, в душе ее любя, …………………….. Отпустила и сказала:» |
||||||||||||||
Ребята, кто такая Чернавка? Загляните в словарную статью учебника. | Предполагаемый ответ: Сенная девушка – служанка. |
||||||||||||||
А почему она отпустила царевну? | Любила ее за доброту. |
||||||||||||||
Выделите ключевые слова. Что же с ней стало?» | Предполагаемый ответ: «Но невеста молодая, ……………………… И на терем набрела». Она оказалась у семи богатырей. |
||||||||||||||
«Ребята, удалось мачехе погубить молодую царевну? Почему? Используйте при ответе словарную статью, где даны значения слов добро - добрый ». | «Нет. Она хорошая, добрая, никому плохого не сделала, никого не обидела, ее любят все, и автор, и Чернавка». |
||||||||||||||
«Вот видите, все на стороне царевны: и автор, и Чернавка, и я. А вы?». | |||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6-7 минут). | 1 пара «Ребята, откройте стр. 104 - 107, найдите самостоятельно отрывок, в котором говорится о том, какое зло придумала мачеха во второй раз? Используя ключевые слова, кратко перескажите о злом умысле мачехи». Слайд 9 (Черница угощает отравленным яблоком) | Предполагаемый ответ: Пересказывают эпизод с отравленным яблоком. | Умение организовать себя для самостоятельной работы (Л); Умение работать в паре (К); Умение оценивать свою и чужую работу (Р); Умение работать с высказыванием (П); Умение самостоятельно контролировать свою работу, анализировать и оценивать (Р); Умение подводить итоги (Р); |
||||||||||||
Физминутка (соберите пословицу ) Злая мысль самому навредит. | |||||||||||||||
«Мачехе удалось погубить царевну в этом отрывке?» | «Да. Она умирает». |
||||||||||||||
«Ребята, известный грузинский поэт ШОТА РУСТАВЕЛИ когда-то сказал, что лишь добро одно бессмертно , зло подолгу не живет ». Слайд 10 | |||||||||||||||
«Смог ли А.С.Пушкин допустить, чтобы его любимая героиня умерла? | |||||||||||||||
2 пара Обратитесь к тексту сказки стр. 110, 112. Прочитайте еще раз, чем заканчивается сказка: найдите ключевые слова и дайте с их помощью ответ на вопрос, что произошло с царевной и мачехой?» (Приложение 6 - алгоритм самооценки) | Предполагаемый ответ: Царевна ожила , а мачеха умерла от тоски ; |
||||||||||||||
«Почему ожила царевна?» «Значит, прав был грузинский поэт - добро - бессмертно ?» Вывод по пословицам . Добро не умрет, а зло пропадет. Злая мысль самому навредит. | Она добрая; Да. |
||||||||||||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение | «Как считаете, хорошо знаете содержание проанализированных отрывков сказки?» | Умение прогнозировать результат (Р); Умение выполнять действия по алгоритму (Р); Умение анализировать новые знания и применять их в учебном действии (П); |
|||||||||||||
«Вернемся к тексту с дырками, попробуем еще раз дать характеристику героям и оценить их поступки, пользуясь текстом сказки?» (Приложение 2 – образец текста с дырками) | Выполняют работу, проверяют. |
||||||||||||||
8.Рефлексия деятельности. | Читают. | Рефлексия своих действий (Л); |
|||||||||||||
«Ребята, какой урок вы извлекли для себя?» Помогает сделать вывод. (Важна не столько внешняя, сколько внутренняя красота) Мы, ребята, знаем много сказок, и в каждой из них одна и та же народная мудрость : добро всегда побеждает зло . Чем заканчивается сказка? | Высказываются по желанию: Надо быть добрым, как царевна; Надо помогать людям, которые попали в беду… В сказке добро побеждает зло. |
||||||||||||||
9.Итог урока | Итак, подведем итоги урока. Как иначе называются опорные слова? Для чего нужны ключевые слова? | Ключевые слова; Для того чтобы дать характеристику героям. | Умение строить логическую цепь рассуждения и делать обобщения (К); Умение адекватно оценивать свою работу на уроке (Р). |
||||||||||||
Ребята, на уроке мы с вами научились давать характеристику героям с помощью ключевых слов, но умение находить ключевые слова понадобится вам и на других уроках, я буду очень рада, если вы этим умением воспользуетесь. Запишите домашнее задание : написать рассказ по заданному плану, используя нашу с вами заготовку (текст с дырками) в качестве основной части рассказа. (Приложение 7 – план рассказа) На вопросы, выделенные курсивом, отвечаете по желанию. Прежде чем на них ответить, необходимо будет проанализировать отрывок из сказки. Какой, догадайтесь сами. | Записывают домашнее задание. |
||||||||||||||
Выставление оценок. Ребята, «доброе дело без награды не остается» . Вы хорошо сегодня поработали. | Ставят себе оценки за урок. Приложение № 2 к уроку на тему Образец текста с дырками. Задание . Попробуйте вставить вместо пропусков нужные слова, которые помогут восстановить текст. Злая царица приходилась молодой царевне мачехой . Это была гордая, своенравная, ревнивая женщина. Она не любила царевну. Мачехе захотелось быстрей избавиться от нее. В первый раз она попросила Чернавку отвести царевну в лес и оставить « на съедение волкам ». А во второй раз мачеха попыталась отравить царевну отравленным яблоком. Царевна же была добрая . Автор говорит о ней « белолица, черноброва, нраву кроткого такого ». Даже зеркальце ее любит. Оно говорит, что царевна молодая « милее, румяней, белее ». Приложение № 3 к уроку на тему Иллюстрированная таблица. Приложение № 4 к уроку на тему Оценочный лист 0-1 ошибка – «молодец». 2-3 ошибки – «хорошо». 4-5 ошибок – «будь внимательнее». 6 и более ошибок – «прочитай сказку еще раз». Приложение № 5 к уроку на тему Словарная статья из «Толкового словаря» С.И.Ожегова Зло 1. Нечто дурное, вредное. Злой 1. Заключающий в себе зло. 2. Сердит, исполнен злобы на кого-нибудь, на что-нибудь. Добро 1. все положительное, хорошее, полезное. Добрый 1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. 2. Хороший, нравственный. 3. Дружески близкий, милый. 4. Несущий добро. Зло - это нечто дурное, злой человек держит в себе зло, сердится на кого-то. Добро - это хорошее, полезное, добрый делает добро другим, милый человек. Приложение № 6 к уроку на тему Алгоритм самооценки 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Приложение № 7 к уроку на тему План рассказа.
|