crimea-fun.ru

Основные ценности современного российского общества. Ценности и психологическое состояние современного российского общества

Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в нравственно-патриотическом сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственно-патриотическое развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, а вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственно-патриотического развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека. Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать или воспроизводить её в своем , а любые попытки на этом пути будут подделкой.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.

Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины . Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили "мир". Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.

У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека - все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины. Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому являются государственным народом , то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное. Личная выгода всегда следует после общественной.

Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.

Истинно русский человек безапеляционно уверен - сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм , потребность существовать вместе со своим социумом - одна из ярчайших черт русского народа. .

Еще одна базовая русская национальная ценность - это справедливость , так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность. Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел "мир". Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.

В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость. Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем . Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.

Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.

Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство , которое на Руси ценилось не слишком высоко.

Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды. В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник , что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: к безграничному увеличению богатства. В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо - в русской деревне, особенно в северных регионах, простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.

Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.

Подвиг у русских это не личное геройство - он всегда должен быть направлен "на вне человека": смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна. Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом - ненависть к врагу. Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.

В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.

Широко известная привычка русских пострадать - не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу. В русском понимании - мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения. В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий если будет знать, зачем это нужно...

  • Список русских ценностей
  • государственность
  • соборность
  • справедливость
  • терпеливость
  • неагрессивность
  • готовность страдать
  • уступчивость
  • нестяжательство
  • самоотверженность
  • неприхотливость

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

Типология ценностей

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное пред

метное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей. А если связывать ценности с качествами, способностями, чертами личности, то Олпорт и Одберт насчитали таких черт 18 (XXI. а Андерсон сумел сократить этот список сначала до 555. затем до 200 названий. Но наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки в различных областях ЖИЗНИ. не так много Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: Фрейд предложил ограничиться двумя. Маслоу пятью потребностями-ценностями. Муррей сформировал список из 28 ценностей. Рокич оценил число терминальных ценностей в полторы дюжины, а инструментальных - в пять-шесть дюжин, но эмпирически исследовал по 18 тех и других. Словом, речь идет о двух- четырех десятках базовых ценностей.

С учетом результатов эмпирических исследований, в том числе нашего, по этому основанию можно выделить четыре группы ценностей:

Ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры;

Ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

Ценности ниже среднего, но не самого низкого статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или в «хвост»;

Ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которого малоподвижен.

Ценностное ядро можно охарактеризовать как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интегрируют общество или иную социальную общность в некоторое целое (по нашим данным, к ним относятся те ценности, которые одобряют свыше 60% населения).

Структурный резерв находится между доминированием и оппозицией, он служит той областью, где наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, а также внутриличностные конфликты (в среднем, такие ценности одобряют 45-60% населения).

Периферия включает в себя оппозиционные ценности (их одобряют примерно 30- 45% населения), разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее острые конфликты.

Наконец, в хвосте оказываются ценности явного меньшинства, отличающегося от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов культуры (их одобряют менее 30% населения).

Базовые национальные ценности - это совокупность духовных идеалов, присущих определённой этнической общности, которые отражают её историческое своеобразие и уникальную специфику. Нередко они определяют и на социальном и Впрочем, национальные ценности выполняют множество функций. Но обо всём по порядку.

О понятии

Формирование таких духовных идеалов, как базовые национальные ценности, происходило в ходе исторического развития культуры общества, в соответствии с геополитическим положением государства.

Главная особенность заключается в том, что именно эти установки выражают самобытность и своеобразие российского народа, а также его уклад жизни, традиции, обычаи и важнейшие потребности. Если выражаться другими словами, то базовые национальные ценности являются сердцевиной духовной жизни нашего общества, синтезом его лучших качеств и черт.

Нередко они определяют позицию гражданина, формируют отношение к государству, а также к его прошлому, настоящему и будущему. Часто осознание человеком духовных идеалов и небезразличное отношение к ним помогает ему осознать свою ответственность за сохранение и последующее приумножение национального достояния.

Немного истории

Базовые национальные ценности российского общества, как категория, начали формироваться с начала 90-х годов прошлого столетия. Этот факт легко запомнить, поскольку данный процесс практически совпал с утверждением РФ в качестве суверенного государства.

Также он сопровождался проведением активных научных дебатов. Которые касались применения в условиях нашего этнически богатого государства понятия «национальные интересы».

В 1992 году появилась некая определённость. Был принят закон «О безопасности», и именно в этом документе был сделан акцент на ценность жизненно важных интересов личности, а также государства и всего общества. Подобная формулировка была весьма удобной. Ведь с её помощью проблема национальных интересов корректно обходилась стороной, но в то же время ценностям уделялось особое, задокументированное место.

Но спустя четыре года, в 1996-м, в Послании по нац. безопасности Президента РФ Федеральному Собранию появилась другая, более конкретная формулировка. В которой термин «национальные интересы» был закреплён нормативно. И он интерпретировался не только как база, заложенная в основу формирования задач внешней и внутренней политики государства. С того момента этим понятием начали обозначаться и жизненно важные интересы личности и целого общества. Их развёрнутая система обозначена в Концепции нац. безопасности РФ от 1997 года. В 2000-м документ был дополнен информацией о толковании национальных интересов в сфере пограничной политики.

Обращаясь к Конституции

Базовые национальные ценности нашего народа определены главным государственным документом. Ознакомившись с Конституцией, можно выделить шесть главных духовных идеалов.

К первому относится утверждение свобод и прав человека, а также гражданского мира и согласия. Эта ценность не только обозначена в преамбуле. Она, можно сказать, лейтмотивом проходит через весь текст Конституции. А во второй статье и вовсе перечислены высшие государственные ценности. К ним относится человек, его свободы и права.

Ещё в список, в котором обозначены базовые национальные ценности России, входит самоопределение и равноправие народов, вера в справедливость и добро, а также память предков, что передали нам уважение и любовь к Отечеству.

Третьим духовным идеалом является несокрушимость демократии и суверенная государственность. К четвёртой ценности принято относить процветание и благополучие нашего Отечества. А к пятой - ответственность за него. Последней установкой, входящей в перечень ценностей, является осознание гражданина частью мирового сообщества.

Помимо перечисленного, высоко ставится безопасность людей, их благосостояние и достоинство. Стоит также подчеркнуть важность таких понятий, как справедливость, нравственность, патриотизм, человечность, гражданственность и законность.

Всё это и есть базовые национальные ценности российского общества. Которые традиционно воспринимаются как граждан нашей страны, и даже в некоторой мере как мировоззрение.

Сфера политики

Система базовых национальных ценностей имеет огромное государственное значение. Она является основополагающей базой политики. И обеспечивает понимание главных ориентиров развития всей нации в целом. Без этого усиление мощи народа невозможно.

Всё дело в том, что нация - это политическое сообщество граждан определённой страны. Которые живут на её территории и причисляют себя к ней вне зависимости от своего этнического происхождения. Нация выражает экономическую и культурно-историческую общность народов, которые её образуют. И ещё она подразумевает сохранение языка межэтнического общения, сложившегося образа жизни и традиций. Всё перечисленное также применимо и к нашей стране, несмотря на многообразие народов, проживающих на её территории.

Национальные интересы пересекаются с жизненно важными потребностями общества и стратегическими целями нации, которые реализуются в государственной политике. Таковы современные реалии. Именно так правительство способствует благу нации государства. В политике эти интересы и ценности обусловлены потребностью выживания, развития страны, а также приумножением национальной мощи.

Формирование ценностей

Что ж, каким представляется обозначенное понятие в политической сфере ясно. Теперь стоит обратиться к такой теме, как формирование базовых национальных ценностей.

Начать следует с того, что духовно-нравственное развитие и воспитание сегодня осуществляется не только в семье, но и в школе. Программа, по которой оно происходит, разрабатывается с учётом исторических, культурных, эстетических, демографических, а также социальных и экономических особенностей региона. Принимаются во внимание также запросы семей и прочих субъектов образовательного процесса.

Естественно, данный воспитательный аспект оговорен в ФГОС. Базовые национальные ценности прививаются учащимся на первой ступени обучения. Которая является важнейшей во всём образовательном периоде человека. Именно на этом этапе дети приобщаются к российским базовым ценностям, начинают осознавать важность семьи, а также принадлежность к определённой социальной, конфессиональной и этнической группе.

Но это ещё не всё. Важно помнить, что воспитание базовых национальных ценностей должно сформировать в ребёнке не только любовь к Отечеству, но ещё и уважение к историческому и культурному наследию своей страны и народа. Нередко это способствует учащихся, вызывает у них желание заняться определённым видом деятельности. Известно немало случаев, когда люди начинали свой путь к музыке, воодушевившись в детстве творчеством Чайковского. На занятия балетом многих девочек вдохновляла легендарная Майя Плисецкая, а картины талантливых русских художников вызывали у детей желание научиться так же красиво рисовать. К сожалению, в век развитых технологий современных детей не так сильно интересует искусство, творчество и народное достояние, как это было раньше. И именно поэтому ещё большее значение обретают базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание и привитие культурно-исторического образования.

Образовательные ориентиры

В продолжение темы формирования национальных ценностей необходимо отдельным вниманием отметить важность педагога в данном процессе. Его главная задача - вызвать ко всему ранее перечисленному интерес учеников. Дети, увлечённые темой, намного быстрее поймут, что такое патриотизм, свобода, обязанности человека, гражданственность.

Преподаватель должен суметь объяснить им, чем является каждая базовая национальная ценность. Труд и творчество, здоровье и семья, закон и честь, милосердие и добро… суть этих и многих других понятий должны быть донесены до учащихся.

Также важно объяснить ученикам традиции, которые и отображают преемственность социального опыта российского народа через самопознание. Именно они помогают расширить знания о своём народе. Ведь большинство праздников, идеалов, ритуалов, обрядов и обычаев носят сугубо национальный характер. Изучив историю их возникновения, удается осознать уникальность и многогранность российского народа.

Функции национальных ценностей

Их также необходимо отметить вниманием. Как уже было сказано ранее, функций у ценностей множество. Но если говорить об образовательной сфере, то выделяется лишь несколько наиболее важных.

Базовые национальные ценности в творчестве являются тем, что на высоких моральных основах объединяют все этносы, проживающие на территории РФ. Они объединяют в себе всё минувшее, настоящее и будущее нашего народа, а также ориентируют учащихся на профессиональное самоопределение.

Воспитание детей с учётом национальных ценностей подразумевают специально организованный процесс становления гражданина Российской Федерации. Который помогает учащимся сформировать свою личность самостоятельно. В свою очередь педагог, занимающийся национальным воспитанием детей, должен опираться на свой передовой опыт, конструированный на основе научных и эмпирических знаний.

О патриотизме

В процессе формирования национальных ценностей каждому ученику необходимо помочь осознать то, что он является частицей своего народа и нации. При чём тут патриотизм? При том, что он является огромной духовной силой, способной укрепить энергию каждого индивида и объединить его с устремлением всего государства и народа.

Но патриотизм не должен быть слепым. Это также важно донести до учащихся. Люди не рождаются патриотами, но они могут им стать. После того как они открою для себя правду о своём народе, убедятся в неисчерпаемых возможностях нации, изучат историю и героическое прошлое. Всё перечисленное помогает понять, что кроется в таком понятии, как нация. А это в первую очередь дух. И понимание своего собственного назначения и роли в истории. Именно на основе национальных традициях развивается духовность.

Именно поэтому патриотичное воспитание личности крайне важно. И имеется в виду не только привитие любви к Отечеству. Огромное значение имеет уважение к своему региону, городу, языку. Мало того, любовь и почитание своей малой Родины более ценно и возвышенно, чем то же самое, касающееся всего Отечества в целом.

Вопрос индивидуальности

Воспитание с учётом национальных ценностей важно, но многообразие способов восприятия и интересов приводит к большому разбросу оценок. То, что для одного члена общества является чем-то весомым, для другого может не иметь и вовсе никакого значения. Об этом необходимо помнить.

И с учётом этой особенности в обществе формируется такая система ценностей, которая может называться компромиссной. Ярким примером может считаться предмет религиоведение в школах разноконфессиональных регионов. В рамках которого изучается не только христианство, но ещё ислам и другие вероисповедания. В данном случае принимаются во внимание интересы православных учеников и мусульман. Это отличный пример совокупности определенных моральных норм. Которая способствует формированию внутреннего стержня культуры общества.

Нравственность

Что ж, как можно было понять, национальные ценности очень многообразны. И в связи с этим нельзя не упомянуть тему, касающуюся толерантности. Учитывая многообразность межкультурного взаимодействия очень важно привить каждому подрастающему члену обществу терпимость к иным ценностям, образу жизни, традициям и поведению. Ученики на базе своих «родных» ценностей должны овладеть основами этнокультуры в комплексе её разновидностей. И не может не радовать то, что сегодня, за счёт практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса, это удаётся. Уровень этнокультурных знаний современных учеников и студентов значительно увеличивается. В этом позволяет убедиться наша действительность.

И, кстати, к данной теме проявляет интерес немалое количество детей, подростков и юношей. Есть ежегодный Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве», в котором с удовольствием принимают участие представители подрастающего поколения со всех регионов нашей страны. И это даёт надежду на то, что со временем образованных и глубоко нравственных людей в обществе станет больше. Собственно говоря, на это и нацелена современная система образования.

Министерство связи и массовых коммуникаций

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Кафедра социологии, политологии и психологии

Домашняя письменная работа

Тема: «Ценности в современном российском обществе»

Выполнил студент

Проверил

Введение 3

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования 4

Доминирующие ценности 6

Материальное благополучие 6

Ценность «Я» (индивидуализм) 7

Карьера (самореализация) 7

Стабильность 8

Свобода 9

Уважение к старшим 9

Бог (вера в Бога) 10

Патриотизм 10

Долг и честь 11

Антиценности 12

«Идеальные» консолидирующие ценности 13

Выводы: ключевые тренды развития российской ценностной доктрины 14

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка), его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор- разделять эти ценности или нет. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера.

В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Целью моей работы является изучение этих изменений и выявление новых, современных ценностей российского общества.

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования

В период с 15 июля по 10 сентября 2007 года специалисты Фонда имени Питирима Сорокина провели исследование «Ценности в современной России». Оно стало первым этапом одноименного масштабного проекта, направленного на содействие выработке ценностной базы, способной консолидировать различные группы российского общества.

Актуальность исследования обусловлена очевидным запросом общества на новое осмысление ценностного фундамента. Различные государственные и социальные институты откликаются на такой запрос активизацией обсуждения данной темы, однако оно не сопровождается изучением фундаментальных основ, на которых должна происходить ожидаемая коррекция ценностной доктрины общества. Как понимают россияне понятие «ценности»? Какие нравственные нормы способны консолидировать общество? Формированию какой идеологии эти ценности должны служить? Ответы на эти и другие вопросы инициаторы исследовательского проекта попытаются найти.

Целью первого – данного – этапа работы было изучение ценностных трендов российского общества. В частности, к решению были предложены следующие задачи:

    Изучить мнения о ключевых ценностях, доминирующих в российском обществе на современном этапе.

    Определить вектор коррекции аксиологических предпочтений различных религиозных, этнических и возрастных групп россиян.

    Зафиксировать понимание различными аудиториями понятия «национальная идеология», а также прогнозы экспертов в отношении выработки национальной идеи России.

    Определить ценностные приоритеты российской молодежи, связанные с ними политические предпочтения и электоральные планы.

Исследование проводилось посредством экспертного опроса и фокус-групп с различными молодежными аудиториями.

По оценке опрошенных экспертов-обществоведов, российская ценностная система до сих пор хаотична, переживает трансформацию и в своем новом качестве еще не сложилась окончательно.

Причинами столь длительного процесса оформления являются «многочисленные катаклизмы, выпавшие на долю России в минувшем столетии » и отразившиеся на коллективном сознании населения. Эксперты полагают, что «люди до сих пор не оправились от ощущения выбитой из-под ног почвы ».По оценкам экспертов-обществоведов сегодня в России нет единой ценностной системы.

Однако в стране сосуществует множество ценностных подсистем, стихийно сформировавшихся в соответствии с интересами и потребностями тех или иных социальных групп.

Отдельные эксперты назвали современную ценностную картину России «ситуацией ценностных обломков », когда «различные части общества пользуются своими обломками ».

Доминирующие ценности

В числе аксиологических установок, характерных для современного российского общества, участники исследования – эксперты и акторы молодежных фокус-групп – указали следующие ценности (ранжируются по принципу нисхождения отмеченной значимости):

    Материальное благополучие.

    Ценность «Я» (индивидуализм).

    Карьера (самореализация).

  1. Стабильность.

  2. Уважение к старшим.

    Бог (вера в Бога).

    Патриотизм.

    Долг и честь.

Материальное благополучие

Приоритет ценностей материального благополучия и потребительского достатка (в просторечии – меркантилизм) для большей части современного российского общества отмечается многими экспертами. В первую очередь эти ценности выделяют опрошенные эксперты-обществоведы, имеющие возможность в ходе своей профессиональной деятельности следить за динамикой социальных запросов. Ими отмечается, что потребительская ориентация для России нетрадиционна, поскольку начала формироваться лишь в период 90-х годов, когда из социально активной жизни ушли поколения-«идеалисты».

Анализируя причины доминирования потребительской ориентации как ценности, эксперты указали в качестве таковых массированную пропаганду потребительского образа жизни и урбанизацию страны.

Ценность «Я» (индивидуализм)

Опрошенные полагают, что именно в концентрации отдельной личности на собственных потребностях и, соответственно, «в восприятии окружающего мира через эгоцентричную призму » состоит суть индивидуализма как ценности.

Подобная ситуация, считают эксперты, является следствием внедрения идеи потребительского общества, когда гипертрофированная ориентация на достаток фокусирует человека лишь на личных интересах. Индивидуализм является ответом на пустующую нишу «общих» ценностей, советская система которых была разрушена, а новая не создана.

Доминирование индивидуалистских ценностей, по мнению ряда опрошенных, ограничивает социально-психологическое богатство и культурологические перспективы страны.

Карьера (самореализация)

Своеобразной конвертацией индивидуалистских приоритетов современного российского общества является представление экспертами в качестве важной ценности самореализации, под которой в первую очередь подразумевается успешная карьера. По мнению большой части опрошенных, именно она дает россиянам, особенно молодежи, «ощущение собственной полноценности в глазах окружающих », свидетельствует о «соответствии общественным стандартам », дает чувство того, что «ты добился чего-то в жизни ». Самореализацию как доминирующую на текущем этапе ценность выделили как эксперты, так и представители молодежи, участвовавшие в фокус-группах.

Семья

Базовый характер ценности семьи был отмечен всеми без исключения участниками исследования.

Однако характер лояльности к семейным ценностям в ряде экспертных групп рознился. Значительная часть опрошенных с уверенностью настаивает на том, что семья в России была и остается ключевым элементом социальной системы.

Сторонники такой позиции отмечают, что в новой России усиливается тренд роста значимости семьи и настаивают на необходимости системной работы по внедрению семейных ценностей в общественное сознание.

У другого ряда экспертов апелляция к семье как ценности носит внешний – инерционный – характер: данная ценность указывается как основополагающая, однако последующие рассуждения о ней демонстрируют периферийное отношение к институту семьи в реальности.

Отдельно стоит выделить позицию молодежи относительно семьи: неожиданным результатом исследования оказался тот факт, что, несмотря на размывание института семьи в современном глобализированном обществе, подавляющее большинство молодой аудитории констатирует значимость семьи, указывает на важность сохранения и защиты семейного института.

Стабильность

Подавляющее число опрошенных – эксперты и участники молодежных фокус-групп – отметили в качестве ценности, являющейся для них базовой, стабильность, под которой подразумевается отсутствие социально-политических и экономических катаклизмов.

Молодежь связывает со стабильностью вероятность своего жизненного успеха.Эксперты среднего и старшего возраста объясняют стремление к стабильности усталостью от «эпохи перемен».

Стремление общества к стабильности, отмечают эксперты, имеет социально-психологический и прагматический аспекты. Во-первых, коррекции обстоятельств существования от экстремальных до комфортных требует инстинкт психологического самосохранения общества. Во-вторых, со стабильностью россиянами связываются перспективы персонального и национального экономического прорыва.

Свобода

Свободу в качестве базовой общественно значимой ценности в ходе исследования отметили, в основном, представители молодежной аудитории. При этом стоит указать на семантическую дихотомию ценности свободы, которая проявилась в связи с тем, какие молодежные группы высказывались по данному поводу.

Загрузка...