crimea-fun.ru

Описание картины Пластова «Полдень.

Полдень. 1961

Пластов А.А.
Холст, масло
174 x 231

Русский музей

Аннотация

Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян. Пройдя обучение в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне – Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям. Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи. В картине "Полдень" вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. В знойный день мужчина и женщина подъехали на мотоцикле к колодцу и умывают прохладной водой свои разгоряченные солнцем лица, а в воде, в глубине колодца сверкает само солнце и оно же отраженными бликами отпечатывается на их лицах, одеждах, травах. Подобная драгоценной ткани, живописная поверхность холста соткана из тысяч разнообразных мазков. Органное звучание красок, неуловимо сложные переливы света, напряженная игра контрастов – все подчинено выражению радости и полноты человеческого существования. Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни. Вневременная тема искусства. И хотя современная художнику действительность обозначена характерной деталью – мотоциклом, чей железный корпус просматривается сквозь кружево зеленой травы, – она, эта действительность, как бы не имеет отношения к живописной правде холста. Продолжая традиции русского романтизма XIX века, и, прежде всего? Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. И делает это с покоряющей свободой на материале простой, обыденной жизни, но с той подлинной значимостью, которая отличает высокие произведения искусства.

Биография автора

Пластов А.А.

Пластов Аркадий Александрович (1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области)
Живописец, график. Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского; вольнослушатель Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914); занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф. Федоровского; учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина; посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Участник выставок с 1921. Народный художник СССР (1962).

Описание картины Пластова «Полдень»

Очень романтичной и жизненной есть картина известного русского художника Пластова Аркадия Александровича «Полдень».
Он любил писать простую жизнь сельского народа.
Наблюдать за их работой, отдыхом и весельем.
Он и сам всю жизнь прожил в селе и, возможно, именно рядом с людьми, которые изображены на картинах прошла вся его жизнь.

На этом холсте автор показал простую девушку.
Она босиком, в легком летнем платьице стоит на деревянных колодах возле ручья и набирает воду.
Односельчане соорудили что-то наподобие гребли, так чтобы вода поднималась, и не надо было наклоняться к самому ручью.
Голова девушки покрыта белым платком, из-под которого висят две большие косы.
Руками она придерживает коромысло, лежащее на плечах.

Очень красивая природа окружает всю эту картину.
Зеленная свежая трава, покрыта каплями воды.
Большие стебли старой ивы, поросшие молодыми ветками.
Голубое небо с проплывающими тучами и солнечный свет, освещающий девушку.

Картина оставляет самые теплые и приятные эмоции и чувства.
Красивая девушка среди зеленой природы смотрится очень романтично, завораживающе и вдохновляющее.
Автору удалось передать всю ту красу природы и жизни, которая его окружала.

Очень романтичной и жизненной есть картина известного русского художника Пластова Аркадия Александровича “Полдень”. Он любил писать простую жизнь сельского народа. Наблюдать за их работой, отдыхом и весельем. Он и сам всю жизнь прожил в селе и, возможно, именно рядом с людьми, которые изображены на картинах прошла вся его жизнь.

и не надо было наклоняться к самому ручью. Голова девушки покрыта белым платком, из-под которого висят две большие косы. Руками она придерживает коромысло, лежащее на плечах.

Очень красивая природа окружает всю эту картину. Зеленная свежая трава, покрыта каплями воды. Большие стебли старой ивы, поросшие молодыми ветками. Голубое небо с проплывающими тучами и солнечный свет, освещающий девушку.

Картина оставляет самые теплые и приятные эмоции и чувства. Красивая девушка среди зеленой природы смотрится очень романтично, завораживающе и вдохновляющее. Автору удалось передать всю ту красу природы и жизни, которая его окружала.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Александр Михайлович Герасимов - талантли­вейший русский художник. Очень велика его роль в русском искусстве. Александр Михайлович на про­тяжении всей жизни с особой любовью изображал природу...
  2. Прекрасный русский художник Пластов Аркадий Александрович оставил по себе незабываемый клад и вклад в живопись современного народа. Его картины – это рассказы о той жизни...
  3. Многих художников привлекали жизненные сцены простого народа. Как они работаю, отдыхают, празднуют. Около десяти тысяч картин посвятил этой тематике Пластов Аркадий Александрович. Его вдохновлял деревенский...
  4. Одним из знаменитых художников России есть Пластов Аркадий Александрович. Он имел большую силу воли и жажду творить. Несмотря на то, что в 1931 году все...
  5. Пластов Аркадий Александрович – один из известных советских живописцев. В его картинах жанровая сцена всегда описывается лирически. Она никогда не мыслится вне пейзажа или красот...
  6. Известный русский художник Аркадий Александрович Пластов очень любил изображать сельскую жизнь и ее обитателей. Хотя он писал и пейзажи окружающие его деревню, и жизнь односельчан,...
  7. Что я представляю себе, когда слышу “Италия”? Хорошую обувь или сапог на карте? Конечно, нет! Италия – это, прежде всего солнце, своеобразный образ жизни, красивые...
  8. Известный русский художник Пластов Аркадий Александрович всю жизнь прожил в одном, родном селе. На своих полотнах больше всех он изображал односельчан, их жизнь, обычаи, время...

Аркадий Пластов. «Полдень»

И отец, и дед, и прадед Аркадия Пластова были художниками, то есть, собственно говоря, были они крестьянами села Прислониха Симбирской губернии, но исстари так повелось в селе, что мужики рода Пластовых наследственно трудились над украшением сельской церкви. Неизвестно, хорошо ли владели они кистью, зато не вы­зывает сомнений факт, что именно через семью сам Аркадий впервые приобщился к живописи...
На склоне лет народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов {1893-1972) рассказывал, что был он еще мальчонкой, когда однажды пришли в род­ную Прислониху настоящие мастера - умельцы-«богомазы» и сход обратился к ним с просьбой «подновить и дополнить то, чем отец с дедом изукрасили нашу церковь... вот тут-то и началось то на­стоящее пленение мое искусством, от ко­торого я уже больше не освободился. Решение было - раз и навсегда: «быть только живописцем и никем более...»
Однако немало времени утекло, пока решение исполнилось, а мечта сбылась. Окончив сельскую школу, Пластов посту­пил в духовное училище в Симбирске, потом в семинарию. И только в 1912 году доброхоты выхлопотали ему стипендию от городской земской управы, и отправил­ся он в Москву - учиться художеству сначала в Строгановском училище, а по­том в Училище живописи, ваяния и зодче­ства заниматься художественным ремес­лом: резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы, а для живописи, о ко­торой и были его мечты, оставались часы немногие. Правда, он старался не потерять их даром, и часто видели его в мастерских А. Васнецова, Архипова, Пастернака, Машкова - их-то он и называл впослед­ствии своими настоящими учителями.
В революционном 1917 году Пластов вернулся в Прислониху, там и остался, временно потеряв связи с Москвой. Как безземельный, он получил надел, крестьян­ствовал, в 1918 году организовал в Присло-нихе комбед. И естественно, писал, с жи­вописью сроднился. «Без воздействия творческой среды, один на один с приро­дой,- замечает искусствовед С. Кузнецо­ва,- он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах».
Что и как писал Пластов в годы граж­данской войны и потом все двадцатые го­ды, мы теперь уже не узнаем: в 1931 году пожар, спаливший дотла полсела, уничто­жил все картины и рисунки Пластова. В том же году вступил он в колхоз. На­чиналась совсем другая жизнь - как будто заново. И очень быстро, словно повинуясь общему стремительному темпу начала три­дцатых годов, Пластов, уже достаточно внутренне зрелый, осознает себя худож­ником обновления деревни - свидетелем и певцом колхозного строительства. В 1935 году несколько картин Пластова, впервые показанные в Москве, имели ус­пех немалый, и вскоре он получил ответ­ственное задание - написать картину для выставки «Индустрия социализма», пред­полагавшейся через несколько лет. Так появилась лучшая, во всяком случае, самая характерная картина «раннего Пласто­ва» - «Колхозный праздник» (1937). Пластов написал широкое застолье под открытым небом перед зданием сельсовета, транспарантЦ и флаги, реющие на ветру, ясный, пронзительно светлый день, какие бывают в начале осени - в пору урожая, груды только что собранных плодов на столах, фигурные самовары, степенно бе­седующих бородатых мужиков, веселых парней с гармонями, смеющихся женщин в цветастых платьях, детей и много цве­тов. Искусствоведы назвали «Колхозный праздник» картиной-«массовкой»; нет в ней главных и второстепенных лиц, всем уде­лено одинаковое внимание, и, глядя на нее, понимаешь - Пластов писал не от­дельных людей, его задача была сложнее и выше: он стремился создать собира­тельный образ всего народа на данном этапе его истории.
Всякий, кто знает советскую живопись военных лет, знает и картину Пластова «Фашист пролетел» , написанную в самую трудную военную пору, в 1942 году. И в са­мом деле, нельзя забыть тихий, щемящий сердце русский перелесок, упавшего нич­ком на землю пастушонка с простреленной головой, еле видный над горизонтом кре­стик фашистского самолета. Эта картина потрясает своей классической простотой. В годы войны Пластов немало поколесил по фронтовым дорогам, видел, в частности, окружение и разгром немцев под Сталин­градом. Картины его отличал в ту пору суровый, почти стальной колорит - жи­вописный синоним боли и гнева.
Зато в победном 1945 году картина «Сенокос» буквально обжигала глаза яр­ким разноцветьем буйной и сочной травы по пояс человеку; начинала, казалось, кру­житься голова от раскаленного воздуха жаркого дня, ядреного запаха тяжкой, но счастливой работы: мощным и ровным ря­дом шли один за другим косари, и ско­шенная трава мягко стелилась за ними. «Я, - говорил Пластов, - когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся - смерть кончилась, началась жизнь».
Он так и оставался до конца прежде всего художником радости жизни, худож­ником неисчерпаемых душевных богатств, которые открывает в человеке мирная и любимая работа. Его картины, неброские по мотиву, лишенные эффектов, которых, как настоящий мастер, Пластов чуждался и которые презирал* отличаются, между тем, большой живописной, в особенности колористической, культурой. С точки зре­ния истории отечественной живописи, Пластов - прямой продолжатель «кре­стьянской» линии передвижников, обога­тивший ее колористической культурой художников начала века. Он оказался прочным звеном в единой цепи нацио­нальной живописной традиции.
Картина «Полдень», которую мы репро­дуцируем, была написана Пластовым в 1961 году, теперь хранится в Русском музее и представляет собой одно из мно­гих произведений его зрелого периода - сходных по уровню и живописному каче­ству картин Пластов написал много. Тут же, помимо яркости теплых красок, вооб­ще преобладавших в палитре художника, помимо его острого чувства композиции, заставившего сделать невидимой линию горизонта, чтобы сильнее ощутился благо­словенный холод колодезной воды в спер­той духоте знойного пекла в разгаре кре­стьянской страды, обратите внимание и на частную деталь - на мотоцикл, на ко­тором прикатили эти мужчина и женщина. Этот мотоцикл точно и безошибочно «да­тирует» полотно так, что мы, зрители, ощу­щаем не только время дня, время.года, но больше того - сразу узнаем отрезок исторического времени, когда уже далеко позади годы революции и великого пере­лома, грозные военные годы и мирная жизнь прочно установилась на мирной земле.
Пишущие о Пластове часто приводят отрывок из письма, написанного ему в 1955 году великим живописцем Мартиросом Сарьяном. Мы тоже хотим привести эти слова - трудно, по совести, сказать лучше:
«...Спасибо Вам за Ваше прекрасное рус­ское сердце, стойко борющееся за настоя­щее искусство, делающее честь великому народу. Все те качества, которыми обла­дает русский народ, чувствуются в каждом Вашем мазке. Продолжайте смело в том же духе без всякой угодливости и желания понравится кому-нибудь. Все, что Вы де­лаете, - прекрасно, очень интересно и своеобразно и по-настоящему искусство, ибо идет от сердца...»

Урок развития речи в 5 классе

Тема: Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Цели урока:.

1.Знакомство с творчеством русского художника А.А. Пластова.

2.Подготовка учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования

3.Развитие связной речи учащихся, навыков составления описания внешности человека, природы, приобщение учащихся к искусству: литературе, живописи.

1.Отобрать необходимый материал для написания сочинения

2.Составить план сочинения.

Наглядные пособия: медиапроектор, раздаточные карточки, репродукции

Ход урока:

I. 1.Показ слайдов с пейзажами под тихую музыку.

2.Начало урока. Запись темы и даты в тетрадях..

3. Чтение эпиграфа урока:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

М.М.Пришвин

4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Учащиеся помогают определить цель урока.

5 Фонетическая минутка над скороговоркой.

6. Выразительное чтение отрывков стихотворений

Федор Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Александр Сергеевич Пушкин:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей…

Александр Прокофьев:

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками...

Федор Иванович Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа - это нечто неподвижное и молчаливое.

II. 7. Словарно-лексическая работа

1) Определим, как образованы эти слова?

Пейзажист, анималист, баталист, маринист, портретист.

2) Вставим пропущенные буквы:

Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… (жарк….) полдень , устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тени деревьев, грибники, отдыхающие на траве

3) Найдем эпитеты и сравнения

1). Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев).

2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева).

3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К.Паустовский).

8. Показ репродукций картин на слайдах.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова.

9. Подготовленный ученик рассказывает о художнике Пластове.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.

А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

10. Рассмотрим репродукцию картины «Летом», которая была написана на родине художника.

Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают художники в своих картинах. Это полотно написано масляными красками или, как говорят, маслом. Они обладают удивительным свойством – с их помощью можно передать все цветовые оттенки, детали, а можно сделать и так, как сделал Пластов: крупные красочные, размашистые мазки создают ощущение движения воздуха жарким летним днём. Картина будто вся пронизана спокойствием и ощущением дома, где всегда чувствуешь себя уверенно и защищённым.

Во всём чувствуется светлая (радостная, мажорная) яркость тёплых красок. Крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, для Пластова – воплощение гармонии природы и человека.

11. Физкультпауза

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

III. Работа над картиной А.А. Пластова «Летом»

Воспользуемся советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт.

Попробуем «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух, шелест листьев. Опишем свои ощущения, то настроение, которое возникло у нас, когда мы оказались в солнечный летний день на лесной поляне.

Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая.)

Что растет на поляне? (Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки)

Кто пришел на полянку? (Грибники. Они набрали полную корзину грибов и решили отдохнуть. Они спрятались от солнечных лучей под тенью берез)

Опишите девочку. Что она делает? Во что одета? (Девочка в белом платочке, в красном платке обирает ягодки с сорванного кустика)

Опишите бабушку. (Бабушка в синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает)

Кого мы еще видим на картине? (Собачку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть, и ей очень жарко )

Какие краски использовал в своей картине художник, характерные для лета? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый и желтый цвета)

Картина обладает притягательной силой. Чем она привлекательна? (С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав)

IV. Устная работа над сочинением с использованием ключевых слов по примерному плану :

1.Солнечный день.

2.Лесная полянка.

3.Девочка с ягодами.

4. Спящая бабушка.

5. Усталая собачка.

6.Чем привлекательна картина.

V. Выступления учащихся с составленными сочинениями

VI. Домашнее задание по выбору учащегося: написать сочинение по картине «Летом» или нарисовать свой жанровый пейзаж.

VII. Итог урока.

Загрузка...