Образная система романа «Война и мир. Cочинение «Система образов романа «Война и мир» Л
Роман-эпопея Л. Н. Толстого отличается сложной структурой и большим количеством персонажей. В основе системы образов «Война и мир» лежит четкое противопоставление двух начал: добра и зла, жизни и смерти, мира и войны.
Все действующие лица романа, так или иначе, имеют склонность к одному из этих начал. При этом кто-то из них сразу и без малейших колебаний намечает цель своей жизни, а кто-то проходит долгий, мучительный путь ошибок, терзаний, духовного поиска.
Особое место в романе занимает группа исторических образов, центральными из которых являются Наполеон и Кутузов. Они представляют собой два своеобразных нравственных полюса, которые притягивают или отталкивают главных и второстепенных героев произведения.
Большое значение в романе Толстого имеет группа образов русского дворянства. Она также разделена на два лагеря: высший свет в Петербурге и поместное дворянство. Эгоистичность и лживость первого противопоставлена писателем патриотизму и высоким духовным качествам второго.
И, конечно же, немалую роль в произведении играет группа народных образов. При помощи ярких персонажей Толстой изображает два основных народных типажа - деятельного, сильного, выносливого мужика и мужика-философа, спокойно принимающего жизнь во всех ее проявлениях.
«Глобальные проблемы мира» - Происходит опустынивание и на территории СНГ – в Приаралье. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана. Понятие о глобальных проблемах. Какие регионы мира являются лидерами в потреблении топлива? Проблема мира и разоружения. Творческое задание. Пути решения: разоружение; контроль за разоружением; мирные договоры.
«Система мира» - Портрет Коперника. Стоунхендж- обсерватория бронзового века. Значение труда Коперника трудно переоценить. Система мира по Копернику. Солнце и кометы на старинных изображениях астрономов. Астрономические представления в Индии. Основные сооружения Майя сохранились до наших дней. Представления о мире народов Междуречья.
«Как устроен мир» - Неживая природа ДОЖДЬ ГЛИНА ОБЛАКО ЗОЛОТО. Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Природа. Небо светло-голубое. Виды природы. Что такое природа? Как устроен мир. Живую природу изучает наука – биология. Может ли человек обойтись без природы? Связи в природе. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
«Урок Война и мир» - Переправа французов через Неман (начало войны). Роль пейзажей в описании сражения. "Что такое "Война и мир"? Пьер и масоны. Роман-эпопея «Война и мир» (1863 – 1869). Итог урока. Посетители салона А.П. Шерер. Наполеон. Бородинское сражение. Василий Денисов в партизанском отряде. Оборона Смоленска.
«Как прекрасен этот мир» - А вот осенью все листья с деревьев падают. Вечером мы всегда смотрим на закат. Я тоже так думаю. На открытых местах начал таять снег, потекли ручьи. Наступает весна. Гроза и молния сверкала. Всё стихло, и мы вышли на улицу. Звери, птицы, насекомые летят, прыгают. Небо чистое. Облака стали красные, оранжевые, белые, серые.
«История мира» - Страницы всемирной истории. Какая наука помогла людям узнать о прошлом? Первобытная история. Вторая мировая война (1939-1945). Средние века. Новое время. Древний Египет Древняя Греция Древний Рим. Как люди узнали о жизни людей в Средние века? Благодаря чему люди смогли получить много информации о государствах Древнего мира?
Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.
В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.
Семья Ростовых
Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.
Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.
Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.
Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.
Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.
Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.
Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.
Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.
Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.
Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.
Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.
Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.
Семья Безуховых
Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.
После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.
Князья Курагины
Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.
Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.
Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.
О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.
У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.
Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.
Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.
Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.
Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.
Князья Болконские
Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.
О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.
Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.
Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.
Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.
Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.
Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.
Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.
К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.
Семья Карагиных
О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.
Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.
Князья Друбецкие
Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.
Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.
Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.
Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной
Семья Долоховых
Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.
Исторические личности в романе «Война и мир»
Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.
Александр І
Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.
Наполеон І Бонапарт
По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.
Михаил Сперанский
Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.
Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.
Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.
Другие персонажи
Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.
Важное значение в романе имеет Адольф Берг – муж веры Ростовой. Он ярый карьерист и эгоист. С женой его сближает темперамент и отношение к семейной жизни.
Еще одним значимым персонажем является Платон Каратаев. Несмотря на неблагородное происхождение его роль в романе крайне важна. Обладание народной мудростью и понимание принципов счастья дает ему возможность влиять на формирование Пьера Безухова.
Таким образом, в романе активно действуют как вымышленные, так и реально существовавшие персонажи. Толстой не обременяет читателей излишней информацией по поводу родословной семей, он активно рассказывает только о тех представителях, которые активно действуют в рамках романа.
Специфика системы образов романа «Война и мир» определяется прежде всего единым центром («мысль народ-ная»), по отношению к которому характеризуются все герои романа. В группу персонажей, которые входят в общенародный «мир» (в на-цию) или в процессе жизненных исканий находит путь соединения с ним, входят «любимые» автором герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Они относятся к типу романных героев, в отличие от эпических, к которым среди персонажей «мира» принадлежит Кутузов. Эпические образы обла-дают такими качествами, как статичность, монументальность, по-скольку воплощают неизменные качества.
Так в образе Кутузова представлены лучшие качества русского на-ционального характера. Эти качества можно обнаружить и в роман-ных героях, но они обладают изменчивостью, постоянно находятся в процессе поисков истины и своего места в жизни и пройдя через путь ошибок и заблуждений, приходят к решению своих проблем через единение со всей нацией — «миром». Таких героев еще называют «ге-роями пути», они интересны и важны для автора, поскольку вопло-щают идею необходимости духовного развития, поиска пути самосо-вершенствования для каждого человека. В противоположность им среди романных персонажей выделяются «герои вне пути», остано-вившиеся в своем внутреннем развитии и воплощающие авторскую мысль: «спокойствие — душевная подлость» (Анатоль и Элен Кураги-ны, Анна Павловна Шерер, Вера, Берг, Жюли и другие). Все они вхо-дят в группу персонажей, которые находятся вне нации, отделены от общенационального «мира» и вызывают крайнее неприятие автора.
При этом критерием определения места персонажа в системе об-разов по отношению к «мысли народной» является его поведение во время Отечественной войны 1812 года. Вот почему среди «героев пути» оказывается и такой персонаж, как Борис Друбецкой, кото-рый проходит свой путь исканий, но, озабоченный эгоистическими интересами, он меняется не к лучшему, а духовно деградирует. Ес-ли вначале он овеян поэзией чисто русской семьи Ростовых, то за-тем в своем стремлении сделать во что бы то ни стало карьеру и вы-годно жениться он сближается с семьей Курагиных — входит в круг Элен, а потом, отказавшись от любви к Наташе, ради денег и поло-жения в обществе женится на Жюли. Окончательная оценка этого персонажа дается во время Бородинского сражения, когда Друбец-кой в момент наивысшего единения всей нации озабочен лишь своими эгоистическими корыстными интересами, рассчитывая, ка-кой исход сражения ему выгоднее с точки зрения карьеры.
С другой стороны, среди «героев вне пути» оказывается Николай Ростов, кровно связанный с самой любимой автором семьей, вопло-тившей в себе лучшие черты национального характера. Безуслов-но, это относится и к Николаю Ростову, но этот образ интересен пи-сателю с другой точки зрения. В отличие от исключительных, неординарных натур, подобных князю Андрею и Пьеру, Николай Ростов — типичный средний человек. В нем воплотилось то, что присуще большей части дворянской молодежи. Толстой убедитель-но показывает, что главная опасность, таящаяся в таком характере, это отсутствие самостоятельности, независимости мнений и поступ-ков. Недаром Николай так комфортно чувствует себя в условиях армейской жизни, не случайно у него всегда есть кумиры, которым он во всем подражает: сначала Денисов, потом Долохов. Человек, подобный Николаю Ростову, может проявить прекрасные черты своей натуры — доброту, честность, храбрость, истинный патрио-тизм, искреннюю любовь к близким, но может, как это следует из разговора между Николаем и Пьером в эпилоге, оказаться послуш-ной игрушкой в руках тех, кому он подчиняется.
В художественном полотне «Войны и мира» протягиваются нити «сцеплений» между разными группами персонажей. Единение всех слоев общества перед лицом опасности, грозящей отечеству, всей нации, показано через образные параллели, связывающие пред-ставителей различных групп дворянства и народа: Пьер Безухов — Платон Каратаев, княжна Марья — «божьи люди», старый князь Болконский — Тихон, Николай Ростов — Лаврушка, Кутузов — Малаша и другие. Но яснее всего «сцепления» проявляются в свое-образных образных параллелях, Соотносимых с противопоставле-нием двух основных контрастных человеческих типов. Удачное на-звание придумал для них критик Н.Н. Страхов — «хищный» и «смирный» типы людей. В наиболее полном, законченном, «мону-ментальном» виде это противопоставление представлено в образах эпических героев произведения — Кутузове и Наполеоне. Отрицая культ Наполеона, изображая его как «хищный тип», Толстой созна-тельно снижает его образ и противопоставляет образу Кутузова — истинно народного вождя, воплощающего дух нации, простоту и ес-тественность народа, его гуманистическую основу («смирный тип»). Но не только в монументально-эпических образах Наполеона и Ку-тузова, но и в отдельных человеческих судьбах других — романных - героев как бы преломляются представления о «хищном» и «смирном» типе, что создает единство образной системы — роман-ной и реализующей жанровые признаки эпопеи. При этом герои варьируются, дублируя друг друга и как бы перетекая друг в друга. Так, например, уменьшенным вариантом Наполеона в «романной» части оказывается Долохов, человек, который и в мирное время су-мел привнести войну, агрессию. Черты Наполеона можно найти и в других персонажах, таких, как Анатоль Курагин, Берг и даже Элен. С другой стороны, Петя Ростов, подобно Кутузову, на войне умудряется сохранить домашний мирный уклад (например, в сце-не, когда он предлагает партизанам изюм). Подобные параллели можно продолжить. Можно сказать, что к образам Наполеона и Ку-тузова, к «хищному» и «смирному» типу, тяготеют практически все персонажи «Войны и мира», разделенные тем самым на людей «войны» и людей «мира». Так оказывается, что «Война и мир» — это изображение двух универсальных состояний человеческого бытия, жизни общества. Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вно-сит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузо-ва, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историче-скую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Кутузов у Толстого олицетво-ряет начало народное, народ же представляет собой духовную це-лостность, опоэтизированную автором «Войны и мира». Эта целост-ность возникает только на основе культурных традиций и преданий. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполео-новская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на смерть.
Но, безусловно, проявление «хищного» типа в большей мере от-носится к тем героям, которые стоят вне нации. Они воплощают вненациональную среду, вносящую в общенародный «мир» атмо-сферу вражды и ненависти, лжи и фальши. С этого и начинается роман. Салон Анны Павловны Шерер похож на прядильную мас-терскую с ее упорядоченным, механическим раз и навсегда заве-денным ритмом. Здесь все подчинено логике благопристойности и приличий, но нет места естественному человеческому чувству. Вот почему Элен, принадлежащая к этому обществу, несмотря на ее внешнюю красоту, признается автором эталоном ложной красоты.
Ведь внутренняя сущность Элен безобразна: она эгоистична, коры-стна, безнравственна и жестока, то есть целиком отвечает тому ти-пу, который определен как «хищный».
Чужеродными с самого начала выглядят в этой среде любимые герои Толстого — князь Андрей и Пьер. Оба не могут вписаться в этот внешне упорядоченный мир, где все исполняют свои роли. Пьер слишком естествен, а потому непредсказуем, а свободный и независимый Андрей Болконский, презирающий этот мир, никому не позволит сделать себя игрушкой в руках других людей. Но, как это не парадоксально, основное качество этого мира, которое связы-вается в романе с образом Наполеона и может быть названо «напо-леонизм», присуще поначалу и Пьеру и князю Андрею. Как и для многих других современников этих героев, отраженных в литерату-ре, например в образе Онегина, Наполеон — их кумир. Но их жиз-ненный путь иной, чем у героев, связанных с салонной жизнью высшей аристократии и близких им по духу. Если путь Бориса Друбецкого — это приобщение к миру «наполеонизма», то путь лю-бимых героев Толстого — избавление от него. Таким образом, рас-сматривая историю любимых героев, показывая их «диалектику души», Толстой ведет речь о необходимости и путях борьбы с «напо-леонизмом» в душах людей, о пути избавления от эгоистических устремлений и соединения с интересами всего народа, всей нации. А это, безусловно, проблема, выходящая далеко за пределы изо-бражаемой эпохи и прямо связанная с животрепещущими вопроса-ми того времени, когда создавался роман.
В исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова, несмотря на значительную разницу в их характерах, много общего, хотя их пути исканий имеют и ряд существенных отличий. Переворот в душе князя Андрея впервые происходит на поле Аустерлица, где он ищет славы, подобной наполеоновской, и как будто совершает настоящий подвиг. Но Толстой развенчивает его, показывая ложность идеалов князя Ан-дрея в сравнении с «высоким бесконечным небом», то есть с тем, что неизмеримо выше любых эгоистических устремлений человека. «Вы-сокое небо» высвечивает и истинную сущность бывшего кумира князя Андрея — Наполеона. Но попытка замкнуть себя в ограниченном се-мейном мире после возвращения из плена, рождения сына и смерти жены, не может удовлетворить высокие жизненные запросы Андрея Болконского. Пьер, одушевленный в то время масонскими идеями, выводит князя Андрея из состояния апатии и возвращает его к мысли о необходимости вести активную жизнь, направленную на благо дру-гих людей. И вновь этот душевный переворот соотносится с природ-ным явлением — старым дубом, который князь Андрей видит по пути в имение Ростовых Отрадное и который оказывается способным от-кликнуться на общее весеннее возрождение, позеленеть и помолодеть. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», — решает для себя Ан-дрей Болконский и с энтузиазмом принимается за работу в комиссии Сперанского, подготавливающей проект, связанный с проведением в России либеральных реформ. Но этот идеал тоже оказывается лож-ным, и вновь открыть его несостоятельность помогает князю Андрею столкновение с «живой жизнью» — теперь воплощенной в юной На-таше Ростовой. Любовь к Наташе освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и его реформ. Через Наташу Андрей Болконский приближается к жизни земной, и кажет-ся, он почти достигает счастья, представляющегося ему теперь в се-мейной жизни. Но для этого князь Андрей не создан, более того: он оказывается не способен понять свою избранницу и соглашается на невыполнимое для нее условие. Своей отсрочкой свадьбы на год, не-умением ловить живую жизнь в ее прекрасных мгновениях он, по су-ти, провоцирует катастрофу, а присущая всем Болконским гордость не позволяет ему простить Наташе ошибку. Лишь в огне народной вой-ны, найдя свое место на полях ее сражений, среди простых русских солдат и офицеров, князь Андрей в корне меняет свои представления и, наконец, оказывается способным понять законность существования «других, совершенно чуждых ему» человеческих интересов. После ра-нения он не только оказывается способен понять и простить Наташу, но даже к раненому Анатолю Курагину испытывает чувство глубокого сострадания. Кажется, что теперь перед ним и Наташей вновь откры-та дорога к счастью, но путь Андрея Болконского обрывает смерть. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом, эта борьба проявляется в двух формах любви: земной — к Наташе, и — ко всем людям; первая — теплая, живая, а вторая — внеземная и несколько холодноватая. Именно эта идеальная любовь и отделяет Андрея окончательно от земли и растворяет в том высоком небе, к которому он всю жизнь стремился.
Путь исканий Пьера имеет иной результат: он обретает истину в единении с народом и в этом находит выход и для себя. Как и Андрей Болконский, Пьер проходит через целый ряд заблуждений, прежде чем ему открывается эта истина. Несчастливая семейная жизнь с Элен приводит его к кризисному состоянию: он, человек по натуре до-брый, способный к пониманию других и состраданию, чуть не оказы-вается убийцей на дуэли с Долоховым. Этот поворотный момент за-ставляет его не только расстаться с Элен, воплощением зла и фальши окружающей его жизни, но и попытаться найти для себя достойный жизненный ориентир, которым на определенное время становится для него масонство. Пьер искренне считает, что масоны озабочены тем, чтобы помогать страждущим, но убедившись в несоответствии их лозунгов реальным делам, он разочаровывается в масонстве. Как и князь Андрей, на пороге войны Пьер чувствует себя абсолютно поте-рянным, он близок к полному отчаянию. Вот почему он так торопится оказаться в гуще событий и спешит на Бородинское поле, где должна произойти решающая битва. Человек невоенный, он не сразу пони-мает военную значимость предстоящего сражения — это объясняет ему князь Андрей, с которым Пьер случайно встречается перед Бо-родинской битвой. Но зато Пьер чувствует, как единый патриотиче-ский порыв охватывает всех — от простых солдат, ополченцев, до высших офицеров, в том числе и Андрея Болконского, и отдается этому единению целиком. Он оказывается на батарее Раевского сво-им среди простых солдат, а после сражения уже не хочет расставать-ся с ними, ест с солдатами из одного котла. Довершают духовное пе-рерождение Пьера плен и встреча с Платоном Каратаевым, в котором его покоряет любовь к миру без малейшей примеси эгоисти-ческого чувства. Общение с Каратаевым дает Пьеру более глубокое, народное, понимание смысла жизни, основанной на любви к людям и Богу. Пьеру открывается тайна народной религиозности, основан-ной не на отречении от мира, а на деятельной любви к нему. Повест-вование в романе строится так, что описание последних дней жизни и смерти князя Андрея перекликается с духовным переломом в Пье-ре, для которого жизненная философия Платона Каратаева надолго становится основой собственного мировоззрения. В Пьере, в отличие от князя Андрея, побеждает любовь к жизни, которая и реализуется в его любви и счастье с Наташей Ростовой.
Наташа — особая героиня романа, его «живая жизнь», по словам автора. Вот почему ей не надо, как князю Андрею и Пьеру, заду-мываться о смысле жизни, постигать его умом — она живет им, знает его своим сердцем, душой. Не случайно Пьер говорит о ней: «Она не удостаивает быть умной», — потому что Наташа выше и сложнее понятий ума и глупости. Мир она познает целостно, как человек искусства. Не случайно писатель наделяет ее удивитель-ным певческим талантом. Но главное в ней — талант жизни, чув-ства, интуиции. Она проста и естественна всегда, в каждый момент своего существования. Но вместе с тем ей открываются тайны чело-веческой души. «Живая жизнь», Наташа «заражает» людей своим оптимизмом, неистощимой энергией, открывает им новый взгляд на мир. Так происходит с Андреем Болконским и Пьером. Свет, ис-точаемый Наташей, оказывается способен даже спасти от смерти — так было с ее матерью, убитой известием о смерти Пети, но воскре-шенной деятельной любовью Наташи. Эта же потребность нести любовь и жизнь проявляется в Наташе и тогда, когда она чувствует свою сопричастность «общей жизни». Именно это чувство, выра-женное в словах молитвы «Миром господу помолимся!», помогает Наташе преодолеть тот тяжкий кризис, в котором она оказывается перед началом войны в результате истории с Анатолем. Материал с сайта
Кажется невозможным, чтобы этот безнравственный, эгоистич-ней, недостойный человек оказался близок Наташе. Но Толстой не раз отмечал, что именно здесь находится важнейший психологиче-ский узел романа. И не только потому, что героиня получает здесь нелегкий, но важный жизненный урок. Главное, что в этом эпизоде вырвалась наружу сила самой жизни — непредсказуемой, ирра-циональной. Именно эта стихийная сила сближает Наташу и Ана-толя. Ведь ему также присуща полная раскованность, не ограни-ченная никакими условными рамками. Но если для Анатоля безграничная свобода — это свобода и от нравственных норм, то для Наташи нравственность — естественная сторона ее натуры, а потому ее глубочайшее раскаяние в случившемся неизбежно. Так в этом эпизоде романа Толстой проводит очень важную для него мысль. Он показывает, что пагубен не только избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, как в князе Андрее, но и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармо-ничное сочетание этих качеств. И показательно, что Пьер, нашед-ший истину в глубинах народного сознания, соединяет свою жизнь с Наташей, воплощающей стихию народной жизни. Она наполняет сущность героини так естественно, что даже не возникает вопроса о том, принадлежит ли эта «графинечка» нации, народу, или нет. Свидетельство тому — сцена охоты и пляски в деревенском доме родственника Ростовых: «Где, как, когда всосала в себя из того рус-ского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитан-ная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы? … Но дух и приемы эти были те самые, не подражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». И такое же понимание глу-бинных основ жизни Наташа сохраняет, став замужней дамой, ма-терью семейства, женой Пьера.
В эпилоге, где представлены семейные союзы, соединившие лю-бимых героев Толстого, мы видим, как снимаются противоположно-сти меду супругами, в общении между ними взаимно дополняются личности каждого из них. Таковы семьи Марии Болконской и Ни-колая Ростова, Пьера и Наташи. Многим современникам Толстого Наташа в эпилоге показалась опустившейся, утратившей свое оча-рование, связь с живой жизнью. Но это не так: писатель просто де-монстрирует действие выведенного им непреложного «закона теку-чести». Наташа — идеальное воплощение женственности — в зрелом возрасте остается верной сама себе. Все природные богатст-ва ее натуры, вся полнота ее жизнелюбивого существа не исчезают, а как бы «перетекают» в другую форму — в материнство и семью. Как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна.
Таково завершение поисков героев Толстого: они приходят к ис-конным истинам и ценностям — это любовь, семья, дружба. Познать их им помогло единение с народом, в котором эти естественные осно-вы жизни остаются всегда. Но жизнь течет, появляется новое поко-ление — дети толстовских героев — которому вновь предстоит ре-шать те же проблемы. К ним, своим современникам и последующим поколениям, и обращается Толстой, призывая в новых условиях от-крывать для себя пути поисков истины и добра. По словам Достоев-ского, «Война и мир» — это «великолепная историческая картина, которая перейдет в потомство и без которой не обойдется потомство».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- война и мир разделить персонажей по группам
- Л.Н. Толстой Война и мир: любовь персонажей
- какие качества олицетворяет собой андрей болконский война и мир
- система образов персонажей война и мир
- война и мир образы персонажей
Многообразный мир художественного произведения не только трудно, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то определенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяснить с помощью логических формул, понятий, графиков или схем. Богатство художественного содержания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.
Что было важнее всего для Толстого при создании “Войны и мира”? Откроем начало третьей части второго тома: “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.
Как видите, самое главное для писателя – это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и неукротимая стихия, противостоящая любым явлениям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных людей. На этом и строится система образов в “Войне и мире”.
Есть люди, которые живут нормальной, естественной жизнью. Это один мир. Есть другой, построенный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обреченный, лишенный движения и развития, мир, подчиненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстрактным теориям, мир, который в основе своей мертв.
Толстой принципиально не принимает любую теоретическую схоластику, отъединяющуюся от реальной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории “ненавидел всякую практику и знать ее не хотел”. Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его “непоколебимой верой в силу ума”. И даже Соня оказывается в конце концов “пустышкой”, потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусственность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его любимыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: “У него все назначено, а я этого не люблю”.Возникает представление о двух началах в жизни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жизни сразу и не испытывают никаких колебаний – Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете “прибиваются” к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные человеческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может.
Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и антинародности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, наконец, “кутузовского” и “наполеоновского”.
Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.
Сочинение по литературе на тему: Система образов в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого
Другие сочинения:
- Система образов романа основана на четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, нравственного и безнравственного, человечного и бесчеловечного, условно говоря, “кутузовского” и “наполеоновского”. Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются Read More ......
- “Каждый исторический факт надо объяснять человечески”, – писал Толстой. По жанровой форме “Война и мир” не исторический роман, а… семейная хроника, точно так же, как “Капитанская дочка” – не история пугачевского бунта, а непритязательный рассказ о том, как “Петруша Гринев Read More ......
- “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, Read More ......
- Образы в романе это Обыкновенные люди и особенный человек. Новаторство Чернышевского-писателя проявилось прежде всего в создании образов представителей революционно-демократического лагеря. К их числу относятся Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Это, по характеристике автора, новые люди – “добрые и сильные, знающие и Read More ......
- “Петр” – первый в нашей литературе настоящий исторический роман, “книга надолго”,- писал Алексею Толстому М. Горький. Такой “великолепной вещью” и стало в целом историческое повествование писателя о Петре Первом. Передавая сложность и драматическое величие развернувшихся событий, Толстой стремится объединить их Read More ......
- Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома терпимости и трактиры, где воочию предстают пьянство, проституция и другие пороки общества. Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя. Появляющиеся Read More ......
- С победой молодой Советской республики новая жизнь стихийно ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась главной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о новом человеке. “Разгром” был задуман Read More ......