crimea-fun.ru

Николай Рерих - Легенды Азии (сборник). Восточная легенда


КНИГА ПЕРВАЯ
Н.Л.Рерих

Д Р Е В Н И Е Л Е Г Е Н Д Ы
Сотворенные мудростью Душ Великих
на протяжении эпох неисчислимых

О г л а в л е н и е
К н и г а п е р в а я: ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ
1. СЕМЬ ВЕЛИКИХ ТАЙН КОСМОСА
П р о л о г: Легенда о Космической мысли
Так создавались легенды
1. Дни и ночи Брамы
2. По ту сторону Космоса (Парабраман)
3. Строители Вселенной
4. Создание Космической Материи
5. Рождение планет
6. Космические ступени жизни
7. Луна - мать Земли
П. СЕМЬ ПРЕДАНИЙ О ПЛАНЕТНОМ ЧЛОВЕЧЕСТВЕ
1. Луна населяет Землю
2. Миф о Лемурии
3. Предание об Атлантиде
4. В потусторонних мирах
5. Легенда о вечной жизни
6. Закон Космической Справедливости
7. Боги пришли с Венеры
К н и г а в т о р а я: часть первая
Ш. СЕМЬ СКАЗАНИЙ О КОНЦЕ ТЕМНОЙ ЭПОХИ
1. Планета Земля больна (сказание о безумии
человеческом)
2. Князь Тьмы (легенда о Люцифере)
3. Великое Белое Братство (Откровение о Спасите-
лях мира)
4. Космический бой (сказание о Армагеддоне)
5. Огонь у порога (Откровение о Космическом Огне)
6. Дар Ориона (легенда о Сокровище Мира)
7. Звезды участвуют в нашей жизни (рассуждение
мудрых о воздействии Светил)
часть вторая
1V. СЕМЬ ОТКРОВЕНИЙ О НАЧАЛЕ СВЕТЛОЙ ЭПОХИ
1. Предсказание о Космической Эре
2. Прозрение в будущее нашей страны
3. Провозвестие о Космическом Учителе
4. Сказание о Матери Мира
5. Дальние миры зовут нас
6. На пути к миру Надземному
7. Чтобы стать гражданином Космоса
Э п и л о г

Читая легенды, молодежь учится мечтать. Это ве-
ликое качество, ибо оно наполняет сердца лучшими, мощными ог-
нями. Этими огнями сердца молодежь познает, как различить, где
истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает,
где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет
человечество к восхождению. Разве легенды не есть гирлянды
лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечест-
во не слагает легенд. Часто в кажущихся отрицательными мифах
заключено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком
случае, каждая легенда содержит нечто необычайное. Не ведет
ли эта необычность дух человеческий поверх сумерек механичес-
кого стандарта? Этим машинным стандартом эволюция не строит-
ся. Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий
каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погру-
жаться в новые глубины познания, полные неисчерпаемого молодо-
го задора.
Спросите молодого математика, великого физика, великого
физиолога, великого астронома - умеет ли он мечтать? Я не упо-
минаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их пос-
троено на способности мечтать. Великий ученый, если он дейст-
вительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, ко-
нечно, доверит Вам, как прекрасно он умеет возноситься мечта-
ми. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только
расчет, но именно высокую жизненную мечту.
Да, легенды - н отвлеченнорсть, но сама реальность. Поис-
тине, мечты - не знаки безграмотности, но отличия утонченных
душ. Поэтому всячески поощрим в молодежи нашей стремление к
зовущим и творящим сказаниям, и вместе с молодежью, оставаясь
молодыми, почтим мечту как ведущие и возносящие крылья нашего
возрождения и усовершенствования.
Н.К.Рерих
(Держава света, 1931)

С Е М Ь В Е Л И К И Х Т А Й Н К О С М О С А
Тайный мир держится (Аум, 148)
Путник - друг!
Ты начинаешь открывать пути в Космос и Беспредельность.
Ты собираешься выйти на простор космических далей.
Ты, может быть, полагаешь одолеть и космические высоты.
Все это суждено Тебе, все это предстоит Тебе.
Вспомним советы древних:
собираясь в путь, посидим в молчании.
Перед шагом в великое будущее припомним прошлое
и осмыслим настоящее.
Подумаем вместе о том, что на протяжении тысячелетий
мудрость народов говорила на языке легенд и сознаний.
Быть может это знание пригодится в пути.

П Р О Л О Г
ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Знания о Космосе накапливаются человечеством медленно.
В течение веков человек открывает законы природы, законы
космические.
Эти законы существоввали и тогда, когда человек еще не
знал о них. И сейчас есть законы, которые человечеством еще
не открыты.
То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, чего мы еще
не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще
тайна, для кого-то является знанием. В Космосе есть сущест-
ва, которые знают Больше. А знать что-то значит мыслит об
этом.
Так создаются мысли и они живут независимо в пространс-
тве. Пространство наполнено образцами Истины, люди их назы-
вают Идеями. В пространстве витают неоценимые сокровища ду-
ха. Немногие поймут чудесное значение живой мысли пространс-
твенной. Но каждая пространственная мысль может стать досто-
янием человека. Искры знания могут открыть все тайны сущест-
вования.
Те, кто может напрячь свою психическую энергию в ритм
пространственных энергий, те примут в сознание сокровища.
Так пространственная мысль становится для таких людей Голо-
сом Безмолвия.
Ученый называет его интуицией, поэт - вдохновением, от-
шельник - озарением. Открытые проявления Космоса сияют глазу
ищущему.
Кто сумел себя настроить на космическую ноту, тот может
слушать Голос Безмолвия. Но среди монотонности обыденного
лишь немногие ощущают реальность Космоса. Только в величии
Природы, вдали от шума житейского можно услышать Голос Без-
молвия. Только в природе можно осознать величие Космоса.
Только в природе можно созерцать Беспредельность, где все
возможно.
Вот почему на протяжении всей истории человечества от-
шельники, подвижники, святые уходили в горы, пустыни, ле-
са... В мерцании звезд они внимали тайнам космической мысли.
В течение многих тысячелетий чуткие люди слушали Голос
Безмолвия. Так они узнали много космических тайн. Одни запи-
сывали в священные книги, другие передавали устно как Откро-
вение.
На мировом языке символов услышанное передавалось наро-
дам.

ТАК СОЗДАВАЛИСЬ ЛЕГЕНДЫ
Тайна первая
ДНИ И НОЧИ БРАМЫ
Если Ты любишь смотреть на небо и звезды,
Если оно поражает Тебя своей гармонией и поражает
своей необъятностью, - значит у Тебя в груди бьется
живое сердце, значит оно может отзвучать на сокровенные
слова о жизни Космоса. Слушай, что говорит первая леген-
да о беспредельности, вечности и ритмичности Великого
Бытия Вселенной.
С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, благого-
вейно любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие Космоса по-
ражало человека с самого начала его присутствия на земле. Особенно
в одиночестве необозримой пустыни или среди нагромождений исполинс-
ких гор человек невольно погружался в думы о необъятности Вселен-
ной, о беспредельности космического пространства.
Ум человека поражался этой беспредельностью. Но также он никак
не мог вообразить Космос предельным. Допустим, что существует
где-то предел пространства, то сейчас же возникает вопрос - что же
находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно?
И каждый раз ум человека вынужден признать - Космос не может иметь
пределов, космическое пространство простирается во все стороны бес-
предельно...
Но и вполне постичь беспредельность человеческий ограниченный
ум тоже не в состоянии. Так и остается Космическая Беспредельность
страшным понятием, перед которым немеет разум человека...
Дума о беспредельности Космоса в постранстве невольно вызывала
мысль и о Вечности его во времени. Так возникли древнейшие из древ-
них вопросы: было ли когда-то начало Вселеннорй? Будет ли конец ее?
Или все это существует от вечности? И люди уходили в пустини, уда-
лялись в горы - становились отшельниками, чтобы никто не мешал им
сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах Бытия. И они
думали, думали, думали...
И вот космические тайны стали постепенно раскрываться перед ни-
ми. Напряженное, сосредоточенное постоянное мышление тех, кто отка-
зался от удовольствий обычной жизни ради познания тайн Космоса,
притягивало пространственную мысль - они начинали слышать Голос
Безмолвия... "Было время, когда не было н и ч е г о!"
Об этом времени повествуется в гимнах Риг-Вед, в одном из древ-
нейших памятников мировой литературы. Вот фрагмент одного из этих
гимнов:
Ничто не существовало: ни ясное Небо, ни величья свод,
Над Землею простертый. Что же покрывало все?
Что ограждало? Были ли то бездонные глубины вод?
Не было смерти и бессмертия не было. Не было границ
между днем и ночью. Лишь Единый в своем дыхании без
вздохов, и ничто другое не имело бытия. Царил мрак,
и все было сокрыто изначала в глубине мрака - Океана
бессветного.
О том же говорит отрывок из еще более древней "Книги Лзиан": Не
было ничего. Едина Тьма наполняла Беспредельное все. Не было време-
ни, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности. Не было
Вселенского Разума, ибо не было существ, чтобы вместить его. Не бы-
ло ни Безмолвия, ни звуков, ибо не было слуха, чтобы ощутить его.
Не было ничего, кроме нерушимого вечного дыхания, познающего сеья.
Лишь единая форма существования, беспредельная, ьесконечная, бесп-
ричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений: жизнь
бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенной.
В этих двух фрагментах древнейшей запечатленной мысли челове-
ческой говорится о времени, когда Космоса еще не было, когда "ничто
не существовало". Значит, когда-то было начало Вселенной. А если
было начало, то должен быть и конец. Ведт все, что рождается, долж-
но умереть. Если было время, когда Космоса не было, то придет час,
когда его снова не станет.
И легенды утверждают, что Космос рождается к бытию, существует
определенное ограниченное время, а затем снова растворяется в небы-
тие. В сказаниях древней Индии период существования Космоса назван
"Веком Брамы" или "Великой Манвантарой". Для выражения длительности
этого периода в нашем исчислении требуется 15 цифр. И хотя Космос
существует на протяжении столь невообразимо долгого времени, что
оно кажется нескончаемым, все же это время ограничено - наша Все-
ленная не вечна.
Столько же времени продолжается и "Великая Вечность Небытия",
названная "Маха (великой) Пралайей", то есть всемирным растворени-
ем. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической жизни, к
новому веку Брамы. Так продолжается без начала и конца чередование
великих периодов Жизни и Смерти Космоса.

«В 1923 году о Великом пришествии написал две картины Николай Константинович Рерих. Он назвал их «Чудо. Явление Мессии» и «Легенда» и объединил в серию «Мессия». В те годы Рерих находился в Америке с выставками своих работ. И хотя он был далеко от Родины, но мысленно жил ее трудной послереволюционной судьбой. Замысел серии возник не случайно: он явился своеобразным откликом художника на эпохальные события в мире. То, что утверждалось в России, во многом противоречило чаяниям «самого духовного, самого сердечного единения», которое, по его мнению, есть «самое животворящее, благодатное начало» 11. В этой рериховской мечте явно просматриваются истинно православные представления о соборности, развитые им уже во вселенском масштабе. С болью в сердце видя, как на родной земле прорастает дух неверия и вульгарного материализма, Рерих проникался убеждением, что именно теперь, как никогда, России необходимо обрести духовное начало. Происходящее же говорило не о наступлении Новой Эпохи, а скорее наоборот - о падении человечества, предуказанном ветхозаветными пророками. (Известно, что в учении о знамениях последних времен иудеи всецело примыкали к мифическим сказаниям других народов древности 12.)

Так, в Книге Еноха (42 гл.) рисуется картина, как мудрость, отринутая человечеством и не нашедшая себе места среди обласканной им неправды, покинула землю и возвратилась на небеса. В апокалипсических откровениях Книги Юбилеев (23 гл.) описывается недостойное поведение будущих поколений: «И будут они бороться друг с другом, молодой со старым, и старый с молодым, и бедный с богатым, и низкий с высоким, и нищий с князем... И те, кто избегнет смерти, не обратятся от зла своего на путь праведности, но станут они все восставать для обманного расхищения богатства, и брать принадлежащее ближним их, и нарекут себе великое имя, но не в правде и не в праведности, и осквернят они святая святых нечистотою своей и мерзостью скверны своей». В Талмуде предрекался такой лютый голод и ужасные болезни, что почти все - мужи, жены и дети благочестивые и добродетельные умрут; в конце же всех несчастий наступит война (Амос. 4).

Разве все эти предсказанные знамения не начали сбываться? И голод в Поволжье, и Первая мировая война, и революционные бои, и гражданская война, и поругание святынь - всё это более чем в первое десятилетие века предвещало Великое пришествие. Видимо, размышления о судьбах Родины, о Новой Эре и Вожде, который, говоря словами пророка Исайи, «станет как знамя для народов» (Ис. 11:10), и нашли свое отражение в серии «Мессия» Рериха. Именно в такой универсальной перспективе, с опорой на общечеловеческие представления о грядущем, не уповая подобно Нестерову на образы официозной церковности, мыслил он свои полотна. Ожидаемое христианами Второе пришествие Спасителя Рерих представлял составляющей общечеловеческого стремления к эре счастья и справедливости, а мифологию и апокрифические пророчества воспринимал как достоверное знание, сокрытое в символах.

Он собирал и изучал созданные народами Азии мессианские образы и представления. «Хорошо известны... ожидания Великого пришествия у Моста Миров. Народ знает и белого коня и огненный меч, как хвост кометы, и сияющий лик Великого Всадника. Ученые раввины и знатоки Каббалы, распространенные по Палестине, Сирии, Персии и по всему Ирану, скажут вам многое замечательное по этому вопросу.

Мусульмане Персии, Аравии, Туркестана торжественно хранят легенду о Мунтазаре, который в ближайшем будущем положит основание Новой Эре... Высокие ученые японцы открыто говорят о грядущем Аватаре. Образованные брамины, почерпая мудрость из Вишну Пурана и Деви Бхагавата Пурана, скажут прекрасные тексты о Калки Аватаре. И прибавят, что эта Новая Эра в отличие от прошлых должна наступить стремительно»13.
Рерих писал свои картины в том же мифопоэтическом ключе, прибегая к языку иносказаний и метафор. Его искусство в той же мере условно и требует знания языка мифа, как икона - догматов христианства. Героически-торжественная патетика Рериха сродни поэтике древних: в ней образ носил родовой характер, а лирико-эмоциональное начало отступало перед эпическим. К тому же, как все истинные символисты, мнившие себя новыми жрецами и пророками, Рерих продолжает линию творения мифа, веря в его потенциальную силу. Согласно же сокровенному знанию Мессия уже существует, но «скрывается», так что ему предстоит не родиться, а «явиться», раскрыть свою тайну 14. Возможно, Рерих так и понимал свое творчество - как приобщение к Божественному провидению, как духовное посредничество в реализации планов небесного Владыки.
Серия «Мессия» (1923), пожалуй, самая сокровенная и загадочная в творчестве художника. Малоизвестно, как она создавалась, какие полотна должны были войти в нее. Есть лишь сведения, что перед отъездом из Америки Рерих хотел непременно написать три картины. Зинаида Григорьевна Фосдик отмечает в своем дневнике от 7 января 1923 года: художник «решил, что на одной картине напишет мост и сияние, идущее по другую сторону моста, и людей, повергшихся ниц перед мостом»15. Состоялось ли рождение третьей картины, остается неясным. Традиционно же с серией «Мессия» связывают только два произведения: «Легенда» и «Чудо». На обоих явно лежит печать сильных и незабываемых впечатлений Рериха от грандиозного Большого Каньона и чистого спокойствия космоса в Аризоне. Эта земная и неземная красота и задала совершенно неповторимую интонацию картинам мастера, возводя изображаемое в ранг уникального явления.

Картина «Легенда», по-видимому, навеяна пророчеством евангелиста Луки, предрекавшего «великие знамения с неба» и явление «Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21:11, 27). Художник развертывает перед зрителем широкую панораму знойной пустыни с чахлыми кактусами. Неподалеку расположилось пуэбло без признаков растительности. Подобное поселение можно представить и где-то в Древнем Египте, и в Перу, и в Тибете, а может быть, и на легендарном континенте Платона, ведь именно такие прямоугольные строения изобразил позднее Рерих на картине «Гибель Атлантиды» (1928-1930). Далее пейзаж вообще теряет какую-либо географическую определенность. Видятся то ли строгие гребни хребтов, то ли абрис Великой китайской стены. А высокие вершины чем-то похожи и на Алтай, и на Гималаи.

На переднем плане художник изобразил человека со свитком в руках, надо полагать, пророка, который должен предшествовать явлению Мессии и приготовить путь грядущему Избавителю (Малах. 4:5-6). Этот персонаж в старославянской одежде более всего похож, пожалуй, на поморянина. Он явно пришел из другого мира - ярко-зеленого и сочного, который начинается за далекой горной грядой на горизонте. Даже небо там как изумрудное море, окаймленное зелеными берегами. Этой небесной влаги - символа духовной благодати - давно ждут иссохшая земля и живущие на ней люди.

В урочный час, когда только-только подсветились тучи и еще горит Венера, начало исполняться записанное в свитке пророчество. На небе зажглось необычное сияние - то свершилось предуказанное в Третьей книге Сивиллы явление: «Вспыхнет звезда на Заходе - она наречется кометой - вестницей станет она сражений, голода, смерти, гибели славных вождей и прочих людей знаменитых» (III, 334-335). Конец хвоста кометы, как длинный изогнутый меч, указывает на свиток, который читает пророк. Он кажется стоящим высоко над миром - будто приобщенный к откровениям небес, а его голова - на уровне высших сфер. Сами же небеса, написанные словно сверху, обрели привычные земные очертания. Так переплелось горнее и дольнее.

В этот миг преображения среди эфемерных облачных образований показался могучий Всадник. У него богатырская осанка, надежный шит и верный белый конь. Его фигура на фоне темной тучи выглядит поистине громадной, ей тесно в рамках картины. Рерих гиперболизирует здесь известный образ, который ввел в мировую живопись Мантенья. У ренессансного мастера облачный скакун - это малозаметное изображение рядом со Святым мучеником Себастьяном, быть может, некий намек на апокалипсического всадника16. У Рериха же небесный Воитель становится главным героем полотна. В сравнении с прозрачной, трепетной живописью небес, далью пустыни и фигурой благовестника на переднем плане Всадник и конь написаны более плотно. Создается ощущение, что рождающая их аморфная масса сгущается до вещественной материальности. Они заполнили собой полнеба, их формы монументальны. Вдали виднеются тяжелые облака - вероятно, это следующие за Мессией помощники. Ведь сказано же в Книге Ездры, что посланник Божий выступит внезапно в сопровождении богатырей, как «крепкий муж с воинством небесным» (3 Езд. 13:3). Космически огромным, в виде хвоста кометы предстает ярко сверкающий, распростершийся над планетой меч. «На белом коне Всадник Великий, и комета как меч Света в деснице Его»17, - провозглашает рериховский пророк. Грозным оружием Вышний оттесняет тьму. Об этом и гласит легенда - о сужденной победе Мессии, который установит Царство Божие на земле.

Следует отметить, что мессианское царство у ветхозаветных прорицателей предстает как духовно-нравственное, а отнюдь не как политически организованная всемирная монархия. И сам Мессия скорее не земной владыка, а духовный наставник, ведущий народ по пути нравственного совершенствования18. Звезда же, воссиявшая на небе, символизирует свет принесенного Им нового учения, которое люди примут в радости и будут «почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Об этом говорится также и в Заветах двенадцати Патриархов: «И взойдет на небесах звезда Его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во вселенной» (Зав. Лев. 18:3). Введение закона, «который подобен огню», уничтожит зло и установит Божественную справедливость. Да и сам Мессия огнеподобен - так свидетельствует Третья книга Ездры: «Из уст Его будет исходить как бы дуновение огня и дыхание пламени» (3 Езд. 13:10, 38). Он будет переплавлять и очищать все народы: «как серебро и золото, будет для них как огонь...» (Малах. 3:2). Этот огненный образ Спасителя Рерих воплотил во втором полотне серии - «Чудо. Явление Мессии».

Его сюжетную канву художник связывает со словами знатного абиссинца: «И у нас есть старинная легенда. Когда Спаситель Мира придет, Он пройдет по каменному мосту. И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят Свет, они припадут к земле и поклонятся Свету»19.

Создавая произведение, Рерих предвидел, что его картина будет восприниматься в связи с одним из самых известных творений русского искусства - полотном Александра Иванова «Явление Христа народу». Во всяком случае, на эту мысль наводит как сама тема, так и некоторые моменты ее художественного решения. Между тем авторы расходятся в главном - в соотношении реального и сверхреального. Внутреннее противоречие, присущее картине Иванова, как считают исследователи, состоит в том, что изображение прихода предвечного Христа требовало не выраженного жизнеподобия, а интуитивного абстрагирования всей сцены явления Мессии, чтобы она воспринималась как некое чудо20.
Рерих пошел именно по этому пути и назвал свою картину «Чудо. Явление Мессии», хотя нереального здесь не больше, чем у Иванова. Благодаря оригинальному художественно-пластическому языку и необычайной цветовой феерии она действительно производит впечатление чуда, совершающегося на наших глазах. Этого требовал высший реализм замысла - воплотить в живописи предначертанный приход Мессии.

В самых общих чертах композиционная схема рериховского полотна следует примеру Иванова. Справа налево протекает река, а визуальная кульминация обеих картин сосредоточена в верхней половине. Однако на этом общность заканчивается. Рерих опускает своих героев на самое дно Большого Каньона, возможно, для того, чтобы отчетливее выразилось желанное стремление к надземному. Не случайно художник большое место отводит мосту: согласно заповедям Великое пришествие должно произойти у Моста Миров. «Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот Мост придет Вышний во Славе!»21 .

Живопись полотен серии «Мессия» - это качественно новое явление в искусстве Рериха; она заметно отличается от его более ранних, созданных в России работ с их плотным красочным слоем и яркой декоративностью. Да и необычно большой и вытянутый формат этих холстов свидетельствует о значительных переменах в эстетических взглядах автора. Они были связаны с новой задачей, поставленной им перед своим творчеством: «перейти от ступени нашего современного слабого глаза к ощущению космической правды»22. Становлению новых воззрений Рериха способствовали и глобальные мировые события, и пытливая научная мысль, вплотную подошедшая к разгадке тайн Вселенной, и предмессианские настроения, и собственные мечты о единении человечества, и думы о дальних мирах. Однако чтобы сделать решительный шаг к космизации искусства, необходимо было по-новому увидеть окружающую действительность - как часть космической реальности, а разумную жизнь на планете - как часть общекосмического, вселенского процесса. Пронизанность всех земных явлений динамикой космических сил, повсеместное ощущение незримого присутствия Вселенной - такой новый неисчерпаемый аспект мира стал естественным и органичным для Рериха.

Всё земное, связанное с космосом, восхищает художника, эстетизируется им. Величественный Большой Каньон порождает мысли об участии в его образовании масштабных вселенских сил: «...лучшие красоты природы создались на месте бывших потрясений земли... Бесконечную красоту дают конвульсии космоса»23.
Космичность мышления определила и своеобразие художественного видения мира. Рерих кратко сформулировал его так: «Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия Космоса - то это путь истинный»24. Простота эта проявляется прежде всего в том, что сами физические характеристики космоса - его материальная и энергетическая наполненность, пространственная и временная бесконечность, свет и огонь, ритм - осмысляются им как эстетические и этические категории. Ясность же замысла находит свои истоки, как правило, в представлениях о верхнем мире, которые сложились у человечества еще на заре истории.
Мистический характер рериховских полотен обусловлен не только содержанием изображаемого, но и особым качеством живописи, присущим его работам. Она легкая и прозрачная; местами холст вообще оставлен непрописанным. Создается впечатление, что образы картины не связаны прочно с ее пространством, а существуют словно вне или помимо его. К тому же изображаемое подчас только намечается и лишено детальной проработки. Кажется, оно еще только начало возникать из мирового эфира и не уплотнилось настолько, чтобы стать проявленной космической реальностью. Живописная материя тут аналогична праматерии Вселенной, из которой при сгущении рождаются новые галактики.

Ренессансное понимание пространства с линейной перспективой в этих рериховских полотнах уступило место иному представлению о мире - масштабному, космическому, близкому в чем-то условной изобразительности средневековья и подвижному ракурсу старых китайских мастеров. Дальние планы не отступают, а напротив, словно «набегают» на зрителя. Так, облачные покровы в «Легенде» не истаивают в выси, а приближаются, материально уплотняясь до земной осязаемости, и становятся своеобразным параллельным миром с такими же четкими, как на переднем плане, очертаниями, обрисовывающими подобие возвышенных берегов неведомого моря. Линии, длинные и «протяжные», монументальные в своей простоте, уводят взгляд за границы картины. Мелкий рисунок выполнен в согласованном ритме, выявляющем масштабность композиционного построения. Всё это рождает ощущение гармонии и бесконечности пространства.

Время в картинах также напоминает о бесконечности. Художник соединяет, казалось бы, несоединимое - древние пророчества и грядущее пришествие. Создавая образ будущего, он во всём следует мифопоэтическим представлениям прошлого. Оттого-то и рериховские герои - благовествующий поморянин и могучий Всадник, напоминающий врубелевского «Богатыря», кажутся не разделенными тысячелетиями, а спаянными в одну, развертыва-ющуюся ныне легенду.

В работе «Чудо» доминирующее сочетание двух типов линий создает динамичную пластическую конструкцию образа. Одни из них - прямоугольные - соответствуют формам скалистых утесов, обрамляющих сцену явления чуда. Другие тяготеют к кругу - символу совершенства. И тот же дугообразный рисунок моста семантически восходит, как пишет художник, к представлениям о человеческом духе, устремленном «ко всему светлому и руководящему»25. Вообще, Рерих учился у древних художников, находя в их штрихах и рисунке следы благих мыслей26. И в своих картинах он сознательно шел к тому, чтобы в них преобладала светлая магия линий. Можно сказать, в полотнах Рериха немало художественных иносказаний и скрытого подтекста. Так облако обрело очертания богатыря, а комета с длинным изогнутым хвостом, прилетевшая из космического далека, стала разящим мечом в деснице Мессии.

Глубокий образно-аллегорический смысл заложен в тишине рериховских картин: ведь именно с ней ассоциируются ночное небо, космическое пространство. Созерцаемое настолько величественно, что поглощает человека целиком. Именно в таком ключе космической тишины, когда «молчание мощи творит», выдержаны оба его произведения. Значительное в них совершается в тишине огромного пространства и воспринимается в безмолвии. В 1922 году Рерих писал: «Есть два вида тишины. Беспомощная тишина инертности, которая знаменует распад, и тишина могущества, которая управляет гармонией жизни. Тишина могущества присуща спокойствию владыки. Чем она совершеннее, тем глубже мощь и тем больше сила действия»27. Сила этого действия настолько велика, что в картинах Рериха возникает своеобразный эффект парения масс. Так, в «Легенде» земное притяжение преодолевают Всадник и небесные материки, почему-то не падающие на землю. В «Чуде» создается иллюзия вознесения огненной сферы.

Серии «Мессия», как уже отмечалось, не свойствен декоративизм, присущий ранним рериховским работам. Напротив, в ней вовсе нет праздника локального цвета, а повсюду разлита стихия тона, игра рефлексов, оттенков, полутонов. Всё это создает особое свечение колорита, характерное для полярных сияний, мерцающих звезд, падающих метеоритов. Фосфоресцирование красок, как пишет художник, «может даже ослепить наш слабый глаз своею мощью, но оно никогда не дает соединения оскорбительного»28 . Холодный неземной огонь, далекий и таинственный, рождает ту поразительную атмосферу рериховских полотен, которая более всего связывается в нашем сознании с космосом.

В своей живописи Рерих синтезирует многие художественные достижения, в том числе и изобразительные находки гениальных библейских эскизов Иванова с их светящейся атмосферой, одухотворенной Божественным присутствием Христа. У Рериха главным объектом изображения становится Слава. Это она воссияла в виде круга по ту сторону моста. Слава будто живая дышит, ритмично пульсирует. Пламя из центральной части расходится в виде сферических волн и лучей. Снопы света расширяются и возгораются нежным желтым цветом с жемчужным отливом более плотного, золотого. Особо светоносны быстрые движения сухой кистью голубым по светлому тону и желтым по синему подмалевку. Полупрозрачность огня Рерих создает с помощью отдельных красочных корпускул, напоминающих неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определенную толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полета. Кое-где их верхушки еще слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива колорита. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, описывающей свет в виде волн и ансамбля отдельных фотонов. Рерих всегда с большим интересом следил за достижениями ученых и радовался каждому неординарному открытию в понимании Вселенной.

«Чудо» всё пропитано сиянием. Желтый грунт проступает сквозь лессировочный слой; золотятся перекрестья холста, пройденные легким касанием кисти. Разлитая в небе плазма солнца дает цветовые рефлексы на всё окружающее пространство. Взаимодействие дополнительных тонов вызывает яркое свечение огненного феномена и насыщает слепящим блеском живопись полотна. Пожалуй, к ней очень подходят слова художника: «В молчании было видение. Исполнились света предметы»29 .

В сравнении с подчеркнуто грубой и тяжеловесной кладкой каменного моста, нарисованного почти пастозно, сияющая Слава словно утратила всякую материальность. Привычное понятие вещественности мира исчезло, и появилось нечто иное, совсем другая субстанция - подвижная, тонкая, светящаяся, живая. Биениями своего «сердца» она, кажется, пронизала весь мир. Горы, камни, скалы, напоминающие циклопические замки, стелы или крепости, - всё наполнено энергией огня, всё движется в его ритме.
Люди, освещенные благодатным светом и склонившие головы перед восходящей Славой, во всеобщем порыве чтут Ведущее Начало, Огненного Учителя. «Бог есть огонь, согревающий сердца», - любил вспоминать Николай Константинович слова Преподобного Серафима Саровского.

Идея огненно-духовного преображения мира является, пожалуй, главной в обоих произведениях Рериха, а проводником ее являются сияющие краски - символы света Знания и Красоты. Стихия света на полотнах всепобеждающа. Притягательным лучом блестит в «Легенде» прилетевшая из дальних миров комета, озаряя на свитке строки мудрости. Художник и сам, как пророчествующий благовестник, как жрец бога Световита, уверен, что, познав сокровища культуры и радость нового учения, человечество духовно воскреснет. Огненное «Чудо» воспламенило материю, и люди духовными очами узрели, что мир стал иным, пронизанным лучами благодати.
11.Рерих Н. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 193.
12.Смирнов А. В. Мессианские ожида-ния и верования иудеев около времени Рождества Христова // Ветхозаветные апокрифы. М.: Изд-во ACT, 2001. С. 517.
13.Рерих Н. Цветы Мории. Пути благо-.ловения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 213.
14.Аверинцев С.С. Мессия // Мифы на-родов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.: Блтьшая Российская энциклопедия, 1994. Т. 2. С. 142.
15.Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. С. 149.
16.Камезаска Э. Мантенья. м.: Слово. 1996. С. 24.
17.Рерих Н. Твердыня пламенная. С. 193.
18.Смирнов А. В. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Рождества Христова. С. 416.
19.Рерих Н. Твердыня пламенная. С. 193.
20.Вагнер Г.К. В поисках истины. М.: Искусство, 1993. С. 10.
21.Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 132.
22.Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 98.
23.Там же. С. 59.
24.там же. с. 55.
25.Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 98.
26.Там же. С. 99.
27.Там же. С. 103
28.Там же. С. 98.
29.Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. С. 5.

Г.Ясько. Интересно вот что. Е.П. Маточкин пишет: «Серия «Мессия» (1923), пожалуй, самая сокровенная и загадочная в творчестве художника. Малоизвестно, как она создавалась, какие полотна должны были войти в нее. Есть лишь сведения, что перед отъездом из Америки Рерих хотел непременно написать три картины. Зинаида Григорьевна Фосдик отмечает в своем дневнике от 7 января 1923 года: художник «решил, что на одной картине напишет мост и сияние, идущее по другую сторону моста, и людей, повергшихся ниц перед мостом»15. Состоялось ли рождение третьей картины, остается неясным. Традиционно же с серией «Мессия» связывают только два произведения: «Легенда» и «Чудо»…

Жаль, что Е.П. Маточкин уже умер, а то я бы ему написал, что третья картина из серии «Мессия» Н.К. Рерихом написана в том же 1923 году. Это картина «Мост Славы». Можно посмотреть её на этой же странице.

Тут находится бесплатная электронная фантастическая книга Древние Легенды 3 Книги автора, которого зовут Рерих Николай . В электроннной библиотеке сайт можно скачать бесплатно книгу Древние Легенды 3 Книги в форматах RTF, TXT и FB2 или же читать книгу Рерих Николай - Древние Легенды 3 Книги онлайн, причем без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Древние Легенды 3 Книги = 46.98 KB


Н.Л.Рерих

Д Р Е В Н И Е Л Е Г Е Н Д Ы
Сотворенные мудростью Душ Великих
на протяжении эпох неисчислимых

О г л а в л е н и е
К н и г а п е р в а я: ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ
1. СЕМЬ ВЕЛИКИХ ТАЙН КОСМОСА
П р о л о г: Легенда о Космической мысли
Так создавались легенды
1. Дни и ночи Брамы
2. По ту сторону Космоса (Парабраман)
3. Строители Вселенной
4. Создание Космической Материи
5. Рождение планет
6. Космические ступени жизни
7. Луна - мать Земли
П. СЕМЬ ПРЕДАНИЙ О ПЛАНЕТНОМ ЧЛОВЕЧЕСТВЕ
1. Луна населяет Землю
2. Миф о Лемурии
3. Предание об Атлантиде
4. В потусторонних мирах
5. Легенда о вечной жизни
6. Закон Космической Справедливости
7. Боги пришли с Венеры
К н и г а в т о р а я: часть первая
Ш. СЕМЬ СКАЗАНИЙ О КОНЦЕ ТЕМНОЙ ЭПОХИ
1. Планета Земля больна (сказание о безумии
человеческом)
2. Князь Тьмы (легенда о Люцифере)
3. Великое Белое Братство (Откровение о Спасите-
лях мира)
4. Космический бой (сказание о Армагеддоне)
5. Огонь у порога (Откровение о Космическом Огне)
6. Дар Ориона (легенда о Сокровище Мира)
7. Звезды участвуют в нашей жизни (рассуждение
мудрых о воздействии Светил)
часть вторая
1V. СЕМЬ ОТКРОВЕНИЙ О НАЧАЛЕ СВЕТЛОЙ ЭПОХИ
1. Предсказание о Космической Эре
2. Прозрение в будущее нашей страны
3. Провозвестие о Космическом Учителе
4. Сказание о Матери Мира
5. Дальние миры зовут нас
6. На пути к миру Надземному
7. Чтобы стать гражданином Космоса
Э п и л о г

Читая легенды, молодежь учится мечтать. Это ве-
ликое качество, ибо оно наполняет сердца лучшими, мощными ог-
нями. Этими огнями сердца молодежь познает, как различить, где
истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает,
где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет
человечество к восхождению. Разве легенды не есть гирлянды
лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечест-
во не слагает легенд. Часто в кажущихся отрицательными мифах
заключено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком
случае, каждая легенда содержит нечто необычайное. Не ведет
ли эта необычность дух человеческий поверх сумерек механичес-
кого стандарта? Этим машинным стандартом эволюция не строит-
ся. Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий
каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погру-
жаться в новые глубины познания, полные неисчерпаемого молодо-
го задора.
Спросите молодого математика, великого физика, великого
физиолога, великого астронома - умеет ли он мечтать? Я не упо-
минаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их пос-
троено на способности мечтать. Великий ученый, если он дейст-
вительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, ко-
нечно, доверит Вам, как прекрасно он умеет возноситься мечта-
ми. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только
расчет, но именно высокую жизненную мечту.
Да, легенды - н отвлеченнорсть, но сама реальность. Поис-
тине, мечты - не знаки безграмотности, но отличия утонченных
душ. Поэтому всячески поощрим в молодежи нашей стремление к
зовущим и творящим сказаниям, и вместе с молодежью, оставаясь
молодыми, почтим мечту как ведущие и возносящие крылья нашего
возрождения и усовершенствования.
Н.К.Рерих
(Держава света, 1931)

С Е М Ь В Е Л И К И Х Т А Й Н К О С М О С А
Тайный мир держится (Аум, 148)
Путник - друг!
Ты начинаешь открывать пути в Космос и Беспредельность.
Ты собираешься выйти на простор космических далей.
Ты, может быть, полагаешь одолеть и космические высоты.
Все это суждено Тебе, все это предстоит Тебе.
Вспомним советы древних:
собираясь в путь, посидим в молчании.
Перед шагом в великое будущее припомним прошлое
и осмыслим настоящее.
Подумаем вместе о том, что на протяжении тысячелетий
мудрость народов говорила на языке легенд и сознаний.
Быть может это знание пригодится в пути.

П Р О Л О Г
ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Знания о Космосе накапливаются человечеством медленно.
В течение веков человек открывает законы природы, законы
космические.
Эти законы существоввали и тогда, когда человек еще не
знал о них. И сейчас есть законы, которые человечеством еще
не открыты.
То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, чего мы еще
не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще
тайна, для кого-то является знанием. В Космосе есть сущест-
ва, которые знают Больше. А знать что-то значит мыслит об
этом.
Так создаются мысли и они живут независимо в пространс-
тве. Пространство наполнено образцами Истины, люди их назы-
вают Идеями. В пространстве витают неоценимые сокровища ду-
ха. Немногие поймут чудесное значение живой мысли пространс-
твенной. Но каждая пространственная мысль может стать досто-
янием человека. Искры знания могут открыть все тайны сущест-
вования.
Те, кто может напрячь свою психическую энергию в ритм
пространственных энергий, те примут в сознание сокровища.
Так пространственная мысль становится для таких людей Голо-
сом Безмолвия.
Ученый называет его интуицией, поэт - вдохновением, от-
шельник - озарением. Открытые проявления Космоса сияют глазу
ищущему.
Кто сумел себя настроить на космическую ноту, тот может
слушать Голос Безмолвия. Но среди монотонности обыденного
лишь немногие ощущают реальность Космоса. Только в величии
Природы, вдали от шума житейского можно услышать Голос Без-
молвия. Только в природе можно осознать величие Космоса.
Только в природе можно созерцать Беспредельность, где все
возможно.
Вот почему на протяжении всей истории человечества от-
шельники, подвижники, святые уходили в горы, пустыни, ле-
са... В мерцании звезд они внимали тайнам космической мысли.
В течение многих тысячелетий чуткие люди слушали Голос
Безмолвия. Так они узнали много космических тайн. Одни запи-
сывали в священные книги, другие передавали устно как Откро-
вение.
На мировом языке символов услышанное передавалось наро-
дам.

ТАК СОЗДАВАЛИСЬ ЛЕГЕНДЫ
Тайна первая
ДНИ И НОЧИ БРАМЫ
Если Ты любишь смотреть на небо и звезды,
Если оно поражает Тебя своей гармонией и поражает
своей необъятностью, - значит у Тебя в груди бьется
живое сердце, значит оно может отзвучать на сокровенные
слова о жизни Космоса. Слушай, что говорит первая леген-
да о беспредельности, вечности и ритмичности Великого
Бытия Вселенной.
С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, благого-
вейно любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие Космоса по-
ражало человека с самого начала его присутствия на земле. Особенно
в одиночестве необозримой пустыни или среди нагромождений исполинс-
ких гор человек невольно погружался в думы о необъятности Вселен-
ной, о беспредельности космического пространства.
Ум человека поражался этой беспредельностью. Но также он никак
не мог вообразить Космос предельным. Допустим, что существует
где-то предел пространства, то сейчас же возникает вопрос - что же
находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно?
И каждый раз ум человека вынужден признать - Космос не может иметь
пределов, космическое пространство простирается во все стороны бес-
предельно...
Но и вполне постичь беспредельность человеческий ограниченный
ум тоже не в состоянии. Так и остается Космическая Беспредельность
страшным понятием, перед которым немеет разум человека...
Дума о беспредельности Космоса в постранстве невольно вызывала
мысль и о Вечности его во времени. Так возникли древнейшие из древ-
них вопросы: было ли когда-то начало Вселеннорй? Будет ли конец ее?
Или все это существует от вечности? И люди уходили в пустини, уда-
лялись в горы - становились отшельниками, чтобы никто не мешал им
сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах Бытия. И они
думали, думали, думали...
И вот космические тайны стали постепенно раскрываться перед ни-
ми. Напряженное, сосредоточенное постоянное мышление тех, кто отка-
зался от удовольствий обычной жизни ради познания тайн Космоса,
притягивало пространственную мысль - они начинали слышать Голос
Безмолвия... "Было время, когда не было н и ч е г о!"
Об этом времени повествуется в гимнах Риг-Вед, в одном из древ-
нейших памятников мировой литературы. Вот фрагмент одного из этих
гимнов:
Ничто не существовало: ни ясное Небо, ни величья свод,
Над Землею простертый. Что же покрывало все?
Что ограждало? Были ли то бездонные глубины вод?
Не было смерти и бессмертия не было. Не было границ
между днем и ночью. Лишь Единый в своем дыхании без
вздохов, и ничто другое не имело бытия. Царил мрак,
и все было сокрыто изначала в глубине мрака - Океана
бессветного.
О том же говорит отрывок из еще более древней "Книги Лзиан": Не
было ничего. Едина Тьма наполняла Беспредельное все. Не было време-
ни, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности. Не было
Вселенского Разума, ибо не было существ, чтобы вместить его. Не бы-
ло ни Безмолвия, ни звуков, ибо не было слуха, чтобы ощутить его.
Не было ничего, кроме нерушимого вечного дыхания, познающего сеья.
Лишь единая форма существования, беспредельная, ьесконечная, бесп-
ричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений: жизнь
бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенной.
В этих двух фрагментах древнейшей запечатленной мысли челове-
ческой говорится о времени, когда Космоса еще не было, когда "ничто
не существовало". Значит, когда-то было начало Вселенной. А если
было начало, то должен быть и конец. Ведт все, что рождается, долж-
но умереть. Если было время, когда Космоса не было, то придет час,
когда его снова не станет.
И легенды утверждают, что Космос рождается к бытию, существует
определенное ограниченное время, а затем снова растворяется в небы-
тие. В сказаниях древней Индии период существования Космоса назван
"Веком Брамы" или "Великой Манвантарой". Для выражения длительности
этого периода в нашем исчислении требуется 15 цифр. И хотя Космос
существует на протяжении столь невообразимо долгого времени, что
оно кажется нескончаемым, все же это время ограничено - наша Все-
ленная не вечна.
Столько же времени продолжается и "Великая Вечность Небытия",
названная "Маха (великой) Пралайей", то есть всемирным растворени-
ем. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической жизни, к
новому веку Брамы. Так продолжается без начала и конца чередование
великих периодов Жизни и Смерти Космоса. В сменяющихся циклах Бытия
и Небытия - Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появле-
нии и исчезновении Миров - и вечна в целом. Число Манвантар беспре-
дельно - никогда не было первой Манвантары, так же как никогда не
будет последней.
Великий Космос проявляется к жизни и растворяется в небытие со-
вершенно так же, как рождается и умирает микрокосмос - человек.
Аналогия здесь полная. Она распространяется и дальше. Как человек
каждуб ночь испытывает "малую смерть", засыпая и просыпаясь утром,
также бывает "Ночь" Вселенной, когда умирает только все живущее, а
весь мир не исчезает, но остается в спящем состоянии. На "Утро" же
все снова оживает. Это повторение периодов сна и бодрствования в
Космосе можно сравнить со сменой зимы и лета в природе.
В терминологии древнеиндусской философии период космической де-
ятельности Вселенной, когда "Космос бодрствует", когда все сущее
живет, назван "ДНЕМ БРАМЫ" или малой Манвантарой. А то время, когда
Космос "спит", названо "НОЧЬЮ БРАМЫ" или малой Пралайей. Говорится,
что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда
лет; столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Но-
чей Брамы составляют один Год Брамы, а сто годов Брамы - уже извес-
тный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического календаря!
Чередование активности и пассивности в Космосе отражается в пе-
риодичности всех проявлений природы. Во всем можно различать Ман-
вантары и Пралайи. От мельчайших явлений до смены миров можно ви-
деть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в
ритме дыхания; ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи
- так же как фазы Луны и чередование времен года. Рождение и смерть
всего живого посторяется вечно. Природа как и весь Космос проявляет
себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета
Земля, солнечная система, Вселенная в целом - все в Космосе имеет
свои периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.
Среди млечного пути звезд рождение и смерть миров вечно следует
одно за другим правильной чередой в торжественном шествии Космичес-
кого Закона. Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса - о ве-
ликом космическом ритме Бытия и Небытия.

Тайна вторая
ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА (ПАРАБРАМАН)
Ты познал тайну о великом Космическом Ритме. Ты теперь
знаешь о вечной смене циклов Вселенной. Ты захочешь уз-
нать и дальнейшее:
Что же устанавливает длительность этих периодов?
Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из
Небытия?
Слушай, что расскажет об этом легенда.
В древнеиндусской книге "Вишну-Пурна" есть такое место: "Не бы-
ло ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Еди-
ного, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман".
Вспомним такие фрагменты из первой легенды, в которых говорится
о "Едином в его дыхании без вздоха" и о "Нерушимом Вечном Дыхании,
не знающем себя".
Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пралайи, когда все
сущее растворилось в небытие, все же остается существовать нечто
Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная При-
чина Бытия, который после Махи Пралайи вызовет появление Вселенной.
Так же как после потухания огня, после его растворения в небитие
остается "принцип огня", который делает возможным повторное прояв-
ление огня, вызывающее его к бытию. Этому великому божественному
принципу или закону в легендах дано название - "Парабраман" - То,
что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана-Космоса.
Это Единое и Бесконечное Начало существует от Вечности, являясь
пассивным либо активным в регулярной и гармонической последователь-
ности. При начале периода деятельности совершается распространение
этого Божественного Начала - и видимый мир является конечным ре-
зультатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных
в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состо-
янию, происходит сокращение Божественного Начала и предыдущее сози-
дание постепенно и последовательно растворяется. В другой Древней
Книге об этом сказано так: "Выдыхание непознаваемого Начала рождает
мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается
извечно, а наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не
имеющих ни начала, ни конца."
Эта величественная причина всего сущего легендами древности по-
лагалась в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому
Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими
каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это великое по-
нятие один из гимнов Абсолюту-Парабраману:
Ты - Един, начало всех чисел и основа всех построений.
Ты - Един, и в тайне Твоего Единства теряются мудрейшие
из людей, ибо они не знают его.
Ты - Един и Твое Единство никогда не умаляется и никог-
да не расширяется и не может быть изменено.
Ты - Един, но не как элемент исчисления, ибо Твое Един-
ство не допускает умножения, изменения или формы.
Ты - существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не
может существовать с Тобой.
Ты - существуешь прежде всех времен и вне всякого мес-
та.
Ты - существуешь и Твое существование так глубоко и
сокровенно, что никто не может проникнуть в Твою Тайну и от-
крыть ее.
Ты - жив, но вне времени, которое можно установить или
знать.
Ты - живешь, но не силою духа или души, ибо Ты есть сам
Душа всех Душ!
Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий Веч-
ный Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческо-
го понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и
уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нем не-
возможны. Так Сократ неизменно отказывается обсуждать тайну Мировой
Сущности. Абсолют есть Беспредельность, поэтому всяческие суждения
о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и красота
Беспредельности не укладывается ни в нашем ограниченном представле-
нии, ни в наших терминах, и должны оставаться в пределах Несказуе-
мого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей
Тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные
аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Кос-
моса.
Во всех легендах Парабрамат или Абсолют являются чисто философ-
ским понятием - принципом, законом или началом, на котором зиждется
Бытие, Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это
философское понятие, переделав его в идею "Единого Бога", "Творца
Земли и Неба". Таким умалением это великое понятие было низведено
до бога-личности, до "Властелина Вселенной". Этот личностный бог
обладает уже определенным характером: он сердится, карает, награж-
дает. Но его можно и умилостивить, особенно если произносятся опре-
деленные жертвы слугам его... Да, такого "бога" древние легенды не
знают.
Так повествует легенда о Второй Тайне Космоса - о Вечном и Не-
изменном Божественном Начале Вселенной.

Тайна третья
СТРОИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ
Ты уже имеешь понятие о Парабрамане, Ты знаешь, что
дает импульс началу каждой новой Манвантары. Но каким
же образом рождается Космос после Маха Пралайи? Воз-
никает ли сам собою, без какойлибо посторонней помощи?
Или кто-нибудь его моздает, строит?
Послушай, что говорят об этом легенды.
... Кончается Космическая Ночь. Вечный и незыблемый Закон, ко-
торый производит чередование великих периодов Деятельности и покоя
Вселенной, дает импульс пробуждения Космоса к жизни. Занимается за-
ря новой Манвантары.
Чем же начинается Великое зарождение Космической жизни? Когда
пробил час, из неведомого и непознаваемого Абсолюта-Парабрамана, из
Беспричинной Причины всего сущего - первым к Бытию возникает Пер-
вопричина Космоса, Великая Божественная Сущность, именуемая - ЛО-
ГОС.
Это взятое из древнегреческой философии наименование выражает
идею древней легенды: ЛОГОС - это первое СЛОВО, раздающееся из Без-
молвия. Это первый Звук, посредством которого начинается Вселенная.
Это вибрация или движение Божественной Энергии, которая является
одновременно и светом, ибо Свет есть движение Материи. Этот Свет
означает также Божественную Мысль, которая дает начало дальнейшему
процессу созидания Вселенной.
Затем появляются другие Великие Существа - это те, кто завершил
свою человеческую эволюцию в прошлой Манвантаре на той или иной
планеье, в той или иной солнечной системе - так называемые Плане-
тарные Духи, Созидатели Миров. С началом новой Манвантары эти могу-
чие Духи становятся ближайшими сотрудниками Космического Логоса.
Таким образом, проявленный Логос начинает руководить целой Ие-
рархией сознательных Божественных Сил - духовных разумных Сущнос-
тей. В этой Иерархии каждое Существо имеет определенную задачу в
строительстве и управлении Космосом на протяжении его существова-
ния.
Иерархическое Начало есть Космический закон, есть ведущий прин-
цип в Космосе, поэтому каждая Вселенная, Мир или Планета имеет сво-
его Иерарха. Всегда есть Высшее Духовное Существо, принимающее на
себя ответственность за планету на целую Манвантару и стоящее во
главе своих высоких Собратьев.
Прежде чем начать работу над своей Вселенной, Логос создает на
плане Божественной Мысли проект всей системы Вселенной, какой она
должна быть с начала и до своего конца. Он создает на этом плане
все "прообразы" сил и форм, эмоций, мыслей и интуиций, и определя-
ет, как и через какие стадии каждый из них должен осуществиться в
эволюционной схеме Его системы.
Таким образом, до возникновения Вселенной вся ее целостность
заключается во Вселенском Разуме Логоса, существует в Нем как идеал
- все, что в течение последующего процесса строительства выливается
в объективную жизнь. Все эти прообразы, будучи плодами предшествую-
щих миров, служат посевом для будущего мира.
Среди многочисленных Иерархий Творческих Сил, подчиненных Лого-
су, находятся обширные сонмы Строителей, которые строят все формы
по этим идеям, пребывающим в сокровищнице Логоса, Мировом Разуме.
Так эти строители созидают или, скорее, воссоздают каждую "Систему"
после "Ночи".
Логос является "Творцом" Вселенной в смысле, употребляемом,
когда говорится о зодчем как о "Творце" здания, хотя этот зодчий
никогда и не дотронулся ни до единого камня его, но начертал план,
предоставив всю ручную работу каменщикам.

Было бы неплохо, чтобы фантастическая книга Древние Легенды 3 Книги писателя-фантаста Рерих Николай понравилась бы вам!
Если так получится, тогда вы можете порекомендовать эту книгу Древние Легенды 3 Книги своим друзьям-любителям фантастики, проставив гиперссылку на эту страницу с произведением: Рерих Николай - Древние Легенды 3 Книги.
Ключевые слова страницы: Древние Легенды 3 Книги; Рерих Николай, скачать бесплатно книгу, читать книгу онлайн, фантастика, фэнтези, электронная

Николай Рерих. Легенды

Николай Рерих. Легенды

«С древними летописями, житиями, грамотами, со старинными русскими миниатюрами Рериха познакомил В.В. Стасов. Не только познакомил, но и многое сделал для того, чтобы развить в юноше жившую в нём с детства любовь к национальному искусству и культуре. О Стасове Рерих вспоминал: "Ведь он, так сказать, впервые ввёл меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и поддержал в моих первых зовах о России..."»
"Собрание сочинений Н.К. Рериха". Том 3.

«Н.К. Рерих, который утверждал, что "легенды не отвлечённость, но сама реальность", пишет: "Весьма поучительно наблюдать за возникновением и распространением легенд. Совсем недавно был понят исторический смысл многих легенд и мифов. Много ценных археологических открытий было сделано на основе изучения легенд…"
В своей статье "Легенды" Николай Константинович упоминает о профессоре Варшавского университета Зелинском, который, "в своих интересных исследованиях о древних мифах, пришёл к заключению, что герои этих мифов вовсе не легендарные фигуры, но реально существовавшие деятели…"
Известный собиратель и исследователь фольклора А.Н. Афанасьев… был глубоко убеждён, что былинные и сказочные герои… не вымысел, а реальность, но реальность особого рода. А.Н. Афанасьев утверждал: "Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочито сочинённой лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира... Чудесное сказки есть чудесное могущественных сил природы".
Е.П. Блаватская в "Тайной Доктрине" рассказывает о французском историке Августине (Огюсте) Тьери), который "сделал честное признание", что "лишь в легенде заключается настоящая история; ибо... легенда есть живая традиция, и трижды из четырёх случаев она вернее того, что мы называем Историей". Что же касается самой Блаватской, то… Она разделяет убеждение, что ни один мифологический рассказ, ни одно традиционное событие в народных сказаниях, никогда и ни в одну эпоху, не были вымыслом, но что каждый из таких рассказов имеет действительно историческую подоснову". Как считает известный историк ХХ века, исследователь древнерусской литературы академик Д.С. Лихачёв, "исторические воззрения [народа], с наибольшей яркостью отразившиеся в былинах, должны быть подвергнуты изучению. Надо уяснить себе, когда и при каких обстоятельствах создалась историческая концепция русского эпоса… Создание её диктовалось исторической необходимостью; она представляла собою живой отклик народа на судьбы своей родины"…
Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях. Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни… Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл - как воспитательного, так и "вдохновительного" характера… Часто эти легенды и сказания, ходившие в народе, запечатлевались летописцами, благодаря чему они сохранились до наших дней».
Журнал "Восход". 2006. № 3.

«Читая легенды, молодёжь учится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердца лучшими, мощными огнями. Этими огнями сердца молодёжь познает, как различить, где истина. Истина не познаётся расчётами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведёт человечество к восхождению. Разве легенды не есть гирлянды лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд…
Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погружаться в новые глубины познания, полные неисчерпаемого молодого задора. Спросите молодого математика, великого физика, великого физиолога, великого астронома - умеет ли он мечтать? Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их построено на способности мечтать. Великий учёный, если он действительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит Вам, как прекрасно он умеет возноситься мечтами. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчёт, но именно высокую жизненную мечту. Да, легенды - не отвлечённость, но сама реальность. Поистине, мечты - не знаки безграмотности, но отличия утончённых душ. Поэтому всячески поощрим в молодёжи нашей стремление к зовущим и творящим сказаниям, и вместе с молодёжью, оставаясь молодыми, почтим мечту как ведущие и возносящие крылья нашего возрождения и усовершенствования».
Н.К. Рерих. "Держава света".

Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками?

От Брамапутры до Иртыша и от Желтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии – всюду грозные беспощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности, застыл жестокий Такламакан, омертвив серединную часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Оглоданными скелетами распростерлись изгрызенные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце? Когда индусские йоги останавливают пульс, то сердце их все же продолжает внутреннюю работу; так же и с сердцем Азии. В оазисах, в кочевьях и в караванах живет своеобразная мысль. <…>

Конечно, трудно говорить о всей Центральной Азии подробно. Но в отрывочных характеристиках все-таки мы можем отметить и современное состояние этих огромных областей, и оглянуться на памятники славного прошлого.

Как и всюду, с одной стороны вы можете найти и замечательные памятники, и изысканный способ мышления, выраженный на основах древней мудрости, и дружественность человеческого отношения. Вы можете радоваться красоте и можете быть легко поняты. Но в тех же самых местах не будьте удивлены, если ужаснетесь и извращенным формам религии, и невежественности, и знакам падения и вырождения.

Мы должны брать вещи так, как они есть. Без условной сентиментальности мы должны приветствовать свет и справедливо разоблачать вредную тьму. Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания. Будем приветствовать все стремления к творчеству и созиданию и оплакивать варварское разрушение ценностей природы и духа.

Конечно, мое главное устремление, как художника, было к художественной работе. Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления – так щедры эти дары Азии.

Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, не объяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать.

Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне. Мы видим в последних находках экспедиции Козлова, в трудах профессора Ростовцева, Боровки, Макаренко, Толя и многих других огромный интерес к скифским, монгольским и готским памятникам. Сибирские древности, следы великого переселения в Минусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый художественно-исторический материал для всего общеевропейского романеска и ранней готики. И как близки эти мотивы для современного художественного творчества! Многие звериные и растительные стилизации могли выйти из новейшей лучшей мастерской.

Основной маршрут экспедиции выразился в следующем обширном круге по серединной части Азии.

Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди, Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Яркенд, Кашгар, Аксу, Кучар, Карашар, Токсун, Турфанские области, Урумчи, Тянь-Шань, Козеунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск, Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга, Юм-Бейсе, Анси-Джау, Шибочен, Наньшань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджи, хребет Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Сага-Дзонг, Тингри-Дзонг, Шекар-Дзонг, Кампа-Дзонг, Сепола, Ганток, Дарджилинг.

Следуя по горным перевалам перейденным, мы получаем следующий лист 35 перевалов, от 14 000 до 21 000 футов.

Соджи-Ла, Кардонг-Ла, Караул-Даван, Сассер, Дабзанг, Каракорум, Сугет, Санджу, Урту-Кашкариин-Дабан, Улан-Дабан, Чахариин-Дабан, Хенту, Нейджи-Ла, Кукушили, Дунгбуре, Тангла, Кам-Ронг-Ла, Тазанг-Ла, Ламси, Наптра-Ла, Тамакер, Шенца, Ланце-Нагри, Цаг-Ла, Лам-Линг, Понг-Чен-Ла, Дончен-Ла, Санг-Мо-Ла, Киегонг-Ла, Цуг-Чунг-Ла, Чжя-Ла, Уранг-Ла, Шару-Ла, Гулунг-Ла, Сепо-Ла.

Чтобы не возвращаться более к условиям перехода перевалов, нужно сказать, что, кроме перевала Тангла, за все эти многочисленные переходы никто из нашего каравана серьезно не пострадал. Но и в случае Тангла были особые условия. Была нервность, происшедшая от неясных переговоров с тибетцами, хотя и сам перевал имеет, несомненно, какие-то климатические особенности.

Юрий имел такую сильную атаку сердечной слабости, что почти упал с лошади, и доктор наш, применяя очень сильные дозы дигиталиса и аммония и восстанавливая кровообращение массажем, очень опасался за его жизнь. Лама Малонов упал с лошади и без чувств лежал на дороге. Кроме того, еще трое из спутников имели, как они выражались, сильные припадки «сура», выражавшиеся головной болью, ослаблением кровообращения, тошнотою и общей слабостью. Впрочем, подобная слабость в большей и меньшей степени часто сопровождает переход горных вершин. На перевалах нередко замечается также кровотечение, сперва из носа, а затем и из других менее защищенных мест. Тот же симптом часто выражается на животных после 15 000 футов высоты. Караванный путь через Кардонг, Сассер, Каракорум особенно обильно усыпан скелетами всех родов животных: лошадей, ишаков, яков, верблюдов, собак. Мы встречали на пути несколько брошенных ослабевших животных, из носу которых обильно текла струя крови. Неподвижные и дрожащие, они ожидали неизбежный конец свой. И действительно, конец их был неизбежен: спасти их могло бы лишь одно, а именно спустить их с 17–18 тысяч высоты, на которых они находились, на высоту 7–8 тысяч, но это было невозможно. В нашем караване были случаи кровотечения у животных и у людей, но без серьезных последствий. Вероятно, этому помогали меры, принятые нами перед каждым перевалом.

Неопытные люди могут думать, что перед трудною высотою следует подкрепиться обильной и мясной пищей, выпить вина и покурить. Но все эти три обстоятельства и являются главными врагами. Испытанные проводники ладакцы определенно сказали нам, что перед каждым перевалом как людям, так и животным благодетельным будет именно голод и ничто раздражающее не должно быть допускаемо. На каждый перевал мы шли с утра, задолго до солнечного восхода, и выпивали лишь небольшую кружку горячего чая. Коням же перед перевалами не давали ни овса, ни сена. Бывший с нами лама неоднократно страдал кровотечением, но семидесятилетний китаец-переводчик ни разу не чувствовал затруднений при переходах. Конечно, всякое лишнее движение или несоразмерная работа вызывали слабость, головокружение и у некоторых тошноту. Но несколько минут спокойствия восстанавливало нарушенное кровообращение.

Среди особенностей снежных перевалов мы подверглись так называемой снежной слепоте. Трое испытало ее в разных степенях. Калмык Кедуб, тибетец Кончок и я. Вся неприятность длилась от пяти до шести дней с разными следствиями. У меня был поражен правый глаз, и после двух дней в нем появились все изображения удвоенными совершенно ясно и четко. У Кедуба и Кончока появилось четыре изображения. Мы проверяли это показание и упорно получали тот же ответ. Не меньшую неприятность доставлял нам, и особенно Е. И., так называемый горячий снег, когда снег от отраженного солнца дает нестерпимый жар, от которого некуда скрыться.

Мы имели еще три неприятности в караване, а именно: явления сердечные, от которых погибло трое, и явление простудное, унесшее двоих. Кроме того, несколько людей в караване страдало от цинги, и в том числе заведующий транспортом П. Надо отметить, что в северном Тибете среди местного населения мы видели много случаев сильной цинги.

Загрузка...