crimea-fun.ru

Кто руководитель балетной труппы. Большой театр не продлит контракт с худруком балетной труппы сергеем филиным

Что же, новость не застигла врасплох. То, что контракт не будет продлен именно с Сергеем Филиным, в данном случае не столь принципиально. В конце концов, у руля балета он остается фактически на весь следующий сезон, а после ему, насколько можно понять распространяемые агентствами слова Урина, подыщут другую подходящую должность. Во всяком случае, театр расставаться с ним не собирается, и останется Филин в театре или нет, уже в другом качестве, теперь будет зависеть от него самого. В театре он последнее время появлялся реже и реже, поправляя свое здоровье после «кислотной атаки» в январе 2013 года. Недавно перенес новую, уже 34-ю по счету операцию. Принципиально здесь как раз другое. Нам прямо сообщается, что такой должности, как худрук балета, теперь не будет.

Слухи о том, что такое решение готовится, начали циркулировать ровно в тот момент, когда Филин, сказавшись больным, не появился на итоговой пресс-конференции 239-го сезона и балетные планы на следующий 240-й сезон за него оглашал сам Урин. А о возможности такого исхода стало ясно в начале сезона, когда было объявлено о создании ранее расформированного отдела перспективного планирования с новыми полномочиями.

Если раньше при господине Фихтенгольце этот отдел занимался только оперой, через год после расформирования отдел воссоздается, но в новом формате, и занимается теперь не только оперой, но балетом и другими специальными проектами. Так что де-факто функции худрука, ранее занимавшегося планированием репертуара, теперь стали решаться коллегиально, и необходимость в таком посте, как худрук, отпала. Теперь это оформлено де-юре.

«Директор призван заниматься формированием труппы, следить за своевременным и качественным выпуском спектаклей, выполнением гастрольного графика», - перечислил будущие директорские функции Владимир Урин. При этом он особо подчеркнул, что в обязанности директора балета будет входить и выработка репертуарной стратегии совместно с руководством театра.

Однако что бы ни говорил в этой ситуации гендиректор, утратив часть властных полномочий, пост руководителя Большого балета девальвировался и свелся до уровня заурядного управляющего балетной труппой. Аналогичную ситуацию мы уже много лет наблюдаем в Мариинском театре, и не сказать, чтобы это обстоятельство сказалось на уровне легендарной балетной труппы в лучшую сторону.

Насколько такое решение оправданно, «МК» и попытался выяснить.

Действительно, в западных компаниях это называется «артистический директор», - говорит мне главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. - Но фактически это художественный руководитель и есть.

Видимо, раз создан такой отдел перспективного планирования, часть функций, которые традиционно выполнялись худруком, теперь будут решаться коллегиально…

В принципе, я не могу прокомментировать, потому что я не понимаю, какая разница между художественным руководителем и артистическим директором, и что тут входит в чьи функции, не могу предполагать, я не знаю, что они в себя включают. Дело в том, что каждая должность имеет служебную характеристику. Нужно знать более детально, что входит в служебную характеристику той или иной должности. Если б руководство Большого театра детально объявило, что туда входит и какая разница между двумя этими функциями, тогда можно комментировать целесообразность такого решения.

Борис Яковлевич, как вы, как балетный специалист, относитесь к такой передислокации в главном театре страны? Теперь не будет поста худрука, а, как во всех западных компаниях, будет артистический директор. Такое решение целесообразно?

Я думаю, что дирекции Большого театра всегда необходим творческий лидер, творческая личность, которая создает репертуар, создает имидж театра. Но это необходимо в принципе для авторского театра. Государственные мощные структуры, как Большой, Мариинский, Гранд-опера, Ковент-Гарден, в последние годы действительно выработали структуру, при которой во главе балетной компании становится администратор. Конечно, он профессионал, но у него функции административные, не творческие, не креативные. И он уже во взаимоотношениях с дирекцией, с гендиректором театра выстраивает модель, приглашения и репертуар. Я думаю, что сегодня театры приспосабливаются к тем условиям, в которых мы живем в реальности. Потому что сегодня творческих лидеров практически нет, поэтому театры и выстраивают другую модель существования, при которой административная роль становится важнее, чем творческая. Да, в Большом театре был Горский. Был Мариинский театр Мариуса Петипа, был и во многом есть сегодня Большой театр Юрия Григоровича - это был Большой театр со своим репертуаром, со своим лицом, со своим творческим «я».

- Так что же сегодня происходит с Большим?

Сегодня Большой театр ищет немного другую модель, потому что сегодня хореографов такого масштаба, как Горский и Григорович, практически нет. А театру нужно существовать. Речь идет не только о . Действительно это общемировая проблема.

А как отнеслись к произошедшему сами артисты балета большого?

Отрадно, что на фоне множества скандалов в различных театрах у нас происходит все очень цивилизованно. Нам заранее объявляют о своем решении, - сказал мне артист балета Большого Иван Семиреченский , - мы остаемся передовыми не только в художественном выражении, но и по части трудовых отношений.

- А целесообразность такого решения? Как это видится внутри коллектива?

В данном случае я хочу напомнить историю. Балетом Большого театра всегда управлял один человек. До Григоровича это был Леонид Лавровский. Так одно время работал и Григорович, но затем он попросил себе помощника, человека, который взял на себя все административные вопросы. С бумагами и прочими вещами. А Григорович сконцентрировался на творческой деятельности. И с этого момента в Большом театре существует два поста: главный балетмейстер и художественный руководитель и заведующий балетной труппой. В данном случае такая необходимость, как я понимаю, излишня. Насколько я понял, судя по сообщениям, теперь эти роли исполняет один человек. Весьма оптимально.

- И этим человеком будет уже не Сергей Филин? С чем связано такое решение?

Вполне возможно, с состоянием здоровья. Надо сказать Сергею огромное спасибо - ему многое удалось.

В заключение остается отметить, что вопросы о том, какие конкретно функции будет в себя включать пост директора балетной труппы ГАБТа и чем новый пост будет отличаться от поста балетного худрука, окончательно прояснится только в следующем сезоне. И самое главное, кто будет назначен на этот пост. Сейчас ясно одно, что это будет уже не Сергей Филин.

Семен Чудин родился 11 января 1985 года в городе Барнаул, Алтайский край. С детства мальчик занимался в танцевальном кружке, преподаватели которого настоятельно советовали связать юноше свою жизнь с танцем, отмечая хорошие данные. Родители во всем поддерживали своего сына, поэтому когда пришла пора получать высшее образование вместе с ним переехали в Новосибирск, где Семен стал учиться балету.

Так как учеба давалась легко юноша решил отказаться от гарантированного успеха в Новосибирске и отправился на поиски «конкуренции». По счастливому стечению обстоятельств в институте училась девочка из Кореи, от которой Семен узнал о труппе Олега Виноградова «Universal Ballet». Решение оказалось принято само собой.

Мама поддержала решение сына о переезде в другую страну и юноша отправился в Южную Корею. С 2003 года на протяжении четырех лет работал в труппе «Universal Ballet» под руководством Олега Виноградова в Сеуле, а его педагогом-репетитором стал Евгений Нефф. В составе труппы с гастролями посетил США и Японию. В 2004 году стал лауреатом III премии Международного конкурса танца в Сеуле, а через два года получил специальный приз Международного конкурса танца в том же городе.

Достигнув предельных высот, Семен решил двигаться дальше. В 2007 году становится премьером Цюрихского балета в Швейцарии, где репетировал под руководством педагогов Франсуа Пети и Жана-Франсуа Буанона. Исполнял партии в балетах, поставленных руководителем труппы Хайнцом Шперли. Выезжал в составе Цюрихского балета на гастроли в Таиланд, Сингапур, Египет и Германию. В «Цюрихском балете» научился педантизму: работать красиво и точно, а еще французские педагоги смогли сделать его стопы.

В 2008 году Сергей Юрьевич Филин, художественный руководитель балетной труппы Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, пригласил Семена Чудина занять положение премьера. Для артиста это стало шагом к осуществлению мечты танцевать в Большом театре. Семен согласился, а его педагогом - репетитором стал Аркадий Николаев. В балетной труппе премьер выступал с 2008 по 2011 год. С гастролями посетил Грецию, Японию и Испанию.

О Большом театре Семен начал думать тогда, когда понял что имеет право об этом думать. Окрепнув, как профессионал, после плодотворной работы на положении премьера в разных зарубежных труппах, артист в своих мечтах стал претендовать на первые места в ведущих балетных коллективах мира: в Большом театре, в Мариинском, в Парижской Опере. Также появлялась мысль о театре «Ковент-Гарден» и желание перейти туда.

С 2011 года Семен Чудин выступает на исторической сцене Большого театра. Его дебют в качестве премьера балетной труппы состоялся в том же году в спектакле «Спящая красавица» Петра Чайковского во второй редакции Юрия Григоровича, в котором исполнил партию Принца Зигфрида. В театре Семен работает с замечательным и талантливым педагогом Александром Николаевичем Ветровым.

Особенно радостным стал дебют в партии Солора в балете «Баядерка», редакция Юрия Григоровича, так как об этой партии Семен давно мечтал. Очень интересной получилась работа над балетом «Лебединое озеро», так как версия Юрия Григоровича стала для него открытием. Подготовить дебютную партию Лорда Вильсона - Таора в балете «Дочь фараона» Семену помог не только Александр Ветров, но и художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Юрьевич Филин, первым исполнителем партии Лорда Вильсона-Таора.

Артист часто принимает участие в различных проектах и фестивалях. Из последних работ: в 2016 году выступил в партии Принца в балете «Красавица» на музыку П. Чайковского в Монако с труппой Балет Монте-Карло; в 2017 году в рамках XVII Международного фестиваля балета «Мариинский» исполнил партию Солора в балете «Баядерка» и партию Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро».

В 2018 году репертуар танцора пополнился партией Каренина в балете «Анна Каренина» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера. Семен стал первым исполнителем данной партии в Большом театре.

Репертуар Семена Чудина

Большой Театр

Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)

Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

Партия в балете «Remanso» (хореография Н. Дуато)

Солор («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Ведущая партия в «Бриллиантах» (участник премьеры в Большом театре) на музыку П. Чайковского и «Изумрудах» на музыку Г. Форе (III и I частях балета «Драгоценности», хореография Дж. Баланчина)

Дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло) - участник премьеры

Ведущая пара («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)

Лорд Вильсон - Таор («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)

Аполлон («Аполлон Мусагет» И. Стравинского, хореография Дж.Баланчина) - первый исполнитель в Большом театре

Замарашка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первый исполнитель

Ленский («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко) - первый исполнитель в Большом театре

Князь Федеричи («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье) - первый исполнитель в Большом театре

Кавалер де Грие («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

Люченцио («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо) - первый исполнитель

Джеймс («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)

Партия в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон) - участник премьеры в Большом театре

Петр («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)

Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

Премьеры («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера) - участник премьеры в Большом театре

Пара в белом («Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, хореография И. Килиана) - участник премьеры в Большом театре

Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке А. Ратманского)

Каренин («Анна Каренина»на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

Две пары («Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И.С. Баха, хореография У. Форсайта) - участник премьеры в Большом театре

Награды Семена Чудина

III премия Международного конкурса танца в Сеуле, Южная Корея 2004

Специальный приз Международного конкурса танца в Сеуле, 2006

Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинация «Звезда» 2011

Приз ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партий в балетах «Эсмеральда», «Затачивая до остроты», «Маленькая смерть» 2011

Международная балетная премия «Dance Open» в номинации «Мистер Виртуозность» 2014

Обладатель Гран-при Международного фестиваля балета «Dance Open» 2016

Об увольнении Филина стало известно в июле прошлого года. Тогда генеральный директор ГАБТа Владимир Урин заявил, что не будет продлевать контракт с Филиным. Объяснение этому он дал весьма туманное: "Непродление контракта с Филиным связано с делами внутренней жизни театра". Однако расставаться с Филиным насовсем Урин не собирался и тогда заявил, что предложит экс-худруку балета другую должность. Как стало известно позже, Филин будет возглавлять мастерскую молодых хореографов.

ПО ТЕМЕ

"Вопрос сегодня с молодыми хореографами стоит очень остро, и поэтому мы давно задумали создать молодежную хореографическую программу, такую же, как у нас уже существует и довольно успешно работает оперная. Мастерская молодых хореографов даст возможность проявить себя начинающим талантливым хореографам и солистам", – объяснил Урин.

Впрочем, замены Филину на посту худрука балета Большого театра не будет – с 18 марта 2016 года эта должность прекратит свое существование. Вместо него будет учреждена должность директора балетной труппы ГАБТа , аналогом которой является должность артистического директора в других оперных и балетных домах мира. Ее займет артист и хореограф, балетмейстер Ла Скала Махарбек Вазиев.

Сергей Филин занял должность художественного руководителя балетной труппы Большого театра в марте 2011 года. В январе 2013 года на Филина было совершено нападение – ему плеснули кислотой в лицо. Артист был госпитализирован с ожогами лица и глаз и перенес несколько десятков операций.

Махар Вазиев возглавит балет главного театра страны

В фойе Большого театра состоялся короткий брифинг на котором и наконец-то представили преемника Сергея Филина на посту руководителя балета Большого театра. Им стал Махар Вазиев — сроком на пять лет. Он возглавит труппу в марте-апреле 2016 года, закончив свои дела в качестве руководителя балета Ла Скала.

Эта эпопея с назначением длится уже примерно год с того самого момента, как гендиректор Вдадимир Урин пообещал, что все сделает цивилизованно, как это принято во всех мировых театрах. Но получилось не совсем так, как хотели. Сначала балетную общественность мурыжили вопросом — продлят ли вообще контракт с Филиным? Однако в конце июля объявили, что все-таки не продлят и более того упразднили пост худрука.

Балетная общественность стала ломать голову, кого назначат взамен Филина, но уже на новую должностьбалетного директора: а этот пост не во всем аналогичен прежнему с существенно урезанными полномочиями. Но Урин хранил молчание, даже после того как прошли все сроки (первоначально планировалось объявить о приемнике еще в конце сентября), Но ажиотаж вокруг назначения нарастал, слухи множились — один невероятней другого… Видимо, что-то не срасталось. Был, например, такой: будто Вазиев еще 30 сентября приезжал в Москву на переговоры, но тогда окончательно договориться не удалось. И вот сегодня, наконец, свершилось…

Из досье «МК» : Махар Вазиев окончил Ленинградское хореографическое училище у педагога Ю.И.Умрихина и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в 1979-м году. Через некоторое время, благодаря своей фактурности и сценичности, стал исполнителем первых партий, премьером театра, а затем партнёром примы-балерины Ольги Ченчиковой, своей жены. Махар Вазиев заступил на должность заведующего балетной труппой Мариинского (бывшего Кировского) театра, 13 лет им руководил, (с января 1995-го) и в марте 2008 года, оставив свой пост, переехал в Италию и стал с января 2009 года главным балетмейстером Театра Ла Скала (Милан).

— Люди, знакомые с театром и знающие, что такое балет, это имя хорошо знают – сказал гендиректор Владимир Урин. – Он руководил балетом Мариинского театра, и, с моей точки зрения, это был один из лучших периодов этого театра с появлением замечательных танцовщиков, с интересным репертуаром театра. Официально должность будет называться директор балета. Вы понимаете, что в театре ничего отделить нельзя. Нельзя сказать, что это ваш круг обязанностей, а это — нет. Для меня принципиально важно, чтобы он сосредоточился на организационных вопросах состояния балетной труппы, пополнение молодыми солистами, умение организовать работу таким образом, чтобы и выпуск спектаклей и текущий репертуар, все имело четкую спланированную работу. И человек с опытом господина Вазиева мне представляется очень важным. Но представить себе, что директор балета не будет тем человеком, который вместе с руководством театра не будет определять в том числе и репертуарную политику, невозможно. Это было предметом дискуссии в СМИ, поэтому я это объясняю.

Поблагодарив за приглашение, Вазиев не стал распространяться о своих планах в Большом театре.

— Было бы забавно, если б я стал что-то рассказывать сейчас о каких то перспективах, — сказал новый балетный руководитель.

Поблагодарив Мариинский театр и Ла Скала («если я что-то могу делать, то это благодаря Мариинскому театру и Ла Скала»), Вазиев отметил, что это уже не первое приглашение в театр. Если быть точным, оно второе, а первым его приглашал предыдущий гендиректор (Анатолий Иксанов — «МК») и выразил надежду, что сможет с пользой поработать.

Особо Махар Вазиев остановился и на своих полномочиях, которые по слухам должны быть ограничены.

— На самом деле это общемировая практика, директор включает в себя практически все. Говорить, что это я не решаю, это я не решаю. И сегодня я все обсуждаю с генеральным директором Ла Скала, поскольку в конце концов он подписывает. Это нормальная процедура.

Помнится, тогда в 2008-ом когда Вазиев уходил из Мариинки («МК» сообщила о его намерениях первым) в труппе говорили, что он жесткий руководитель, зажимает, не дает работать… Но вот он ушел, и через очень небольшое время эти же люди стали поминать его добрым словом: ведь балет Мариинки начал потихоньку хиреть, а Ла Скала — набирать очки. В этом месяце там состоялась премьера балета «Спящая Красавица», реконструированного Алексеем Ратманским, Одни критики опять захлебываются в восторге, другие негодуют. Но так было всегда — это и есть живая жизнь театра.

Павел Ященков

БОЛЬШОЙ ТЕАТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 года академический. История Большого театра восходит к 1776 году, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время - в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После пожара Оперного дома в 1780 году в том же году на улице Петровка за 5 месяцев возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма - Петровский театр (архитектор Х. Розберг; смотри Медокса театр). С 1789 года он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 году Петровский театр сгорел. В 1806 году труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 году был принят проект перестройки Театральной площадь архитектора О. И. Бове; в 1821 году императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Так называемый Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825 году. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 года Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта), строительство завершено в 1856 году. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма. В таком виде театр сохранился до 2005 года, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает свыше 2000 человек). В 1924-59 годах работал Филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 году в бывшем императорском фойе открылся концертный зал - так называемый Бетховенский. В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941-42 годы), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961-89 годах некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции (с 2005 года) основного здания театра спектакли идут на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002 года). Большой театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Н. Н. Афанасьева, А. А. Аронова.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров - И. А. Всеволожского (1881-99 годы), князя С. М. Волконского (1899-1901 годы), В. А. Теляковского (1901-1917 годы). В 1882 году проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани, 1882-1906 годы), главного режиссёра (А. И. Барцал, 1882-1903 годы) и главного хормейстера (У. И. Авранек, 1882-1929 годы). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861-1910 годы). В дальнейшем главные дирижёры Большого театра: В. И. Сук (1906-33 годы), А. Ф. Аренде (главный дирижёр балета, 1900-24 годы), С. А. Самосуд (1936-43 годы), А. М. Пазовский (1943-48 годы), Н. С. Голованов (1948-53 годы), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953-63 годы), Е. Ф. Светланов (1963-65 годы), Г. Н. Рождественский (1965-1970 годы), Ю. И. Симонов (1970-85 годы), А. Н. Лазарев (1987-95 годы). Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920-28 годы), Н. В. Смолич (1930-1936 годы), Б. А. Мордвинов (1936-40 годы), Л. В. Баратов (1944-49 годы), И. М. Туманов (1964-70 годы), Б. А. Покровский (1952-55, 1956-63, 1970-82 годы). Главные балетмейстеры: А. Н. Богданов (1883-89 годы), А. А. Горский (1902-24 годы), Л. М. Лавровский (1944-56, 1959-64 годы), Ю. Н. Григорович (1964-95 годы). Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926-1936 годы), М. А. Купер (1936-44 годы), М. Г. Шорин (1944-58 годы), А. В. Рыбнов (1958-88 годы), С. М. Лыков (1988-95 годы, художественный руководитель хора в 1995-2003 годах). Главные художники: М. И. Курилко (1925-27 годы), Ф. Ф. Федоровский (1927-29, 1947-53 годы), В. В. Дмитриев (1930-41 годы), П. В. Вильямс (1941-47 годы), В. Ф. Рындин (1953-70 годы), Н. Н. Золотарёв (1971-88 годы), В. Я. Левенталь (1988-1995 годы). В 1995-2000-е годы художественный руководитель театра - В. В. Васильев, художественный руководитель, сценограф и главный художник - С. М. Бархин, музыкальный руководитель - П. Феранец, с 1998 года - М. Ф. Эрмлер; художественный руководитель оперы Б. А. Руденко. Управляющий балетной труппой - А. Ю. Богатырёв (1995-98 годы); художественные руководители балетной труппы - В. М. Гордеев (1995-97 годы), А. Н. Фадеечев (1998-2000 годы), Б. Б. Акимов (2000-04 годы), с 2004 года - А. О. Ратманский. В 2000-01 годах художественный руководитель - Г. Н. Рождественский. С 2001 года музыкальный руководитель и главный дирижёр - А. А. Ведерников.

Опера в Большом театре. В 1779 году в Оперном доме на Знаменке поставлена одна из первых русских опер - «Мельник - колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780 год), «Скупой» (1782 год), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783 год) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780-82 годы) и французской (1784-1785 годы) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Свыше 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью Верстовского - инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828 год), «Вадим» (1832 год), «Аскольдова могила» (1835 год), «Тоска по родине» (1839 год). В 1840-е годы поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842 год) и «Руслан и Людмила» (1846 год) М. И. Глинки. В 1856 году вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е годы отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865 год) и «Рогнеда» (1868 год) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859 год, 1865 год), с 1869 года шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881 год), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, с дирижёрской деятельностью Чайковского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов - В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов конца 19- начала 20 веков: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина, А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, П. А. Хохлов. Этапной для Большого театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904-1906 годы). Расцвет Большого театра в 1901-17 годах во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и А. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, К. А. Коровина и А. Я. Головина.

В 1906-33 годах фактическим главой Большого театра был В.И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922 год; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923 год; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927 год) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920-1930-е годы спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925 год), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929 года), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930 год); в 1935 году поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В конце 1940 года поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссер С. М. Эйзенштейн). Последняя предвоенная постановка - «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918-22 годах в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского.

В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940-50-е годы ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы - Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 года с Большим театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, свыше 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959 год), «Семён Котко» (1970 год) и «Игрок» (1974 год) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972 год), «Отелло» Дж. Верди (1978 год). В целом для оперного репертуара 1970-х - начала 1980-х годов характерно стилевое многообразие: от опер 18 века («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979 год; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983 год), оперной классики 19 века («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979 год) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977 год; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982 год). В лучших спектаклях 1950-70-х годов пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. А. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, 3. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982 год) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 года осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже» (режиссер Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссер Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссер Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссер С. Ф. Бондарчук). С конца 1980-х годов оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Орлеанская дева» Чайковского (1990 год, впервые на сцене Большого театра), «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова. Среди постановок - совместная российско-итальянская работа «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993 год). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995-2000-е годы основа репертуара - русские оперы 19 века, среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945 года, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссер Г. П. Ансимов; обе 1997 года), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998 год, режиссёр Б. А. Покровский). По инициативе Б. А. Руденко исполнены итальянские оперы («Норма» В. Беллини; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти). Другие постановки: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло; «Набукко» Дж. Верди (режиссер М. С. Кисляров), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (немецкий режиссёр И. Херц), «Богема» Дж. Пуччини (австрийский режиссёр Ф. Мирдита), наиболее удачная из них - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (английский режиссёр П. Устинов). В 2001 году под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» Прокофьева (режиссер А. Б. Титель).

Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001 годы): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» и «Фальстаф» Дж. Верди; «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа). Возросло количество новых оперных постановок, среди них: «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Турандот» Дж. Пуччини (все 2002 года), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (2003 год; аутентичное исполнение), «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003 год; впервые в Большом театре), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (впервые в Большом театре) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (обе 2004 года), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005 год).

Н. Н. Афанасьева.


Балет Большого театра
. В 1784 году в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 году в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони). Репертуар включал их собственные постановки и переносы спектаклей Ж. Ж. Новерра. В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 века наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812-39 годах. Он ставил спектакли различных жанров, в том числе на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821 год). Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Большом театре в 1823-39 годах и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера, 1837 год, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская, Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850-е годы австрийской танцовщицы Ф. Эльслер, благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С середины 19 века романтичные балеты стали терять своё значение, несмотря на то, что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-е годы - А. И. Собещанская. На протяжении 1860-90-х годов в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861-63 годах работал К. Блазис, получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-е годы были балеты А. Сен-Леона, перенёсшего из Санкт-Петербурга «Конька-Горбунка» Пуньи (1866 год). Значительным достижением стал «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869 году. В 1867-69 годах осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 году приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880-90-е годы хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин. К концу 19 века, несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: стоял даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 году сокращённой вдвое. Причиной тому были отчасти малое внимание к труппе (считавшейся тогда провинциальной) Дирекции императорских театров, неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве начала 20 века.

В 1902 году балетную труппу Большого театра возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился насытить спектакли драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902 год), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910 год), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913 год), большое значение имели также переделки классических балетов («Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана). Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, с ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров.

1920-е годы в России - время поисков новых форм во всех видах искусства, в том числе и танца. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 году К. Я. Голейзовский поставил на сцене Филиала Большого театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана. Официально признанным достижением Большого театра считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927 год), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии).

С конца 1920-х годов роль Большого театра - теперь столичного, «главного» театра страны - возрастала. В 1930-е годы сюда переводят из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В репертуар были включены балеты «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена и «Бахчисарайский фонтан» Р. В. Захарова (оба на музыку Б. В. Асафьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского, перенесённый в Москву в 1946 году, когда в Большой театр перешла Г. С. Уланова. Начиная с 1930-х годов и до середины 1950-х годов основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К середине 1950-х годов жанр драматического балета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремящихся к преобразованиям. В начале 1960-х годов Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты («Геологи» Н. Н. Каретникова, 1964 год; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1965 год). Новым словом стали спектакли Ю. Н. Григоровича. Среди его новаторских постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Каменный цветок» Прокофьева (1959 год), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 год), «Щелкунчик» Чайковского (1966 год), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968 год), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975 год). Эти масштабные, остродраматические спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения - экспрессивного, подчас высокопарного. В 1960-1970-е годы постоянными исполнителями в балетах Григоровича были ведущие артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Б. Фадеечев, М. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов и др. С конца 1950-х годов балет Большого театра начал регулярно выступать за рубежом, где приобрёл широчайшую популярность. Последующие два десятилетия - период расцвета Большого театра, богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Однако преобладание постановок Григоровича привело к однообразию репертуара. Старые балеты и спектакли других хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. Труппа перестала нуждаться и в характерных танцовщиках, и в мимистах. В 1982 году Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет - «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, В. Боккадоро, Р. Пети. В 1991 году в репертуар вошёл балет «Блудный сын» Прокофьева в постановке Дж. Баланчина. Тем не менее, до середины 1990-х годов репертуар почти не обогащался. Среди спектаклей, поставленных на рубеже 20-21 веков: «Лебединое озеро» Чайковского (1996 год, постановка В. В. Васильева; 2001 год, постановка Григоровича), «Жизель» А. Адана (1997 год, постановка Васильева), «Дочь фараона» Ч. Пуньи (2000 год, постановка П. Лакотта по мотивам Петипа), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (2001 год) и «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (2003 год; оба - хореографа Пети), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2003 год, хореограф Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004 год, хореограф Дж. Ноймайер), «Светлый ручей» (2003 год) и «Болт» (2005 год) Шостаковича (хореограф А. О. Ратманский), а также одноактные балеты Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и др. Среди ведущих танцовщиков 1990-2000-е годы: Н. Г. Ананиашвили, М. А. Александрова, А. А. Антоничева, Д. В. Белоголовцев, Н. А. Грачёва, С. Ю. Захарова, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, С. А. Лунькина, М. В. Перетокин, И. А. Петрова, Г. О. Степаненко, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе.

Е. Я. Суриц.

Лит.: Погожев В. П. 100-летие организации императорских московских театров: В 3 кн. СПб., 1906-1908; Покровская 3. К. Архитектор О. И. Бове. М., 1964; Зарубин В. И. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994; он же. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки балетов на русской сцене. 1825-1997. М., 1998; «Служенье муз...». Пушкин и Большой театр. М., ; Федоров В. В. Репертуар Большого театра СССР 1776-1955 годы: В 2 т. N.Y., 2001; Березкин В. И. Художники Большого театра: [В 2 т.]. М., 2001.

Загрузка...