crimea-fun.ru

Уволен генеральный директор большого театра. Художественные руководители балетной труппы Большого театра

Художественным руководителем балетной труппы Большого театра станет Махар Вазиев, с 2009 г. руководивший балетом миланского театра La Scala. Об этом сообщил директор Большого театра Владимир Урин, передает агентство "Москва" .

"Новым руководителем балетной труппы станет Махар Вазиев, который по окончании контракта Сергея Филина согласился возглавить балетную труппу театра. До этого он в течение семи лет возглавлял балетную труппу миланского театра La Scala" , - сказал Урин.

Контракт нынешнего руководителя Балетной труппы Большого театра Сергея Филина истекает 17 марта 2016 г. О том, что контракт с ним Большой театр продлевать не будет, было объявлено в конце июля.

"Хочу сказать спасибо за приглашение, которое я получил от директора. Я благодарен Мариинскому театру за тот опыт и то, чему меня научили. Если я что-то могу делать, это благодаря Мариинскому театру. Не буду скрывать, это было не первое приглашение в театр, но не приходили к общему знаменателю. В случае с Уриным мы не так долго и обсуждали. Я принимаю предложение и надеюсь, что мы сможем полезно работать и помогать театру, балету" , - заявил Вазиев.

Напомним, в январе 2013 года на Филина совершили нападение - плеснули в лицо кислотой. Балетмейстер получил ожоги лица и глаз и перенес множество операций.

/ Понедельник, 26 октября 2015 года /

темы: Культура

. . . . . ахар Вазиев, с 2009 г. руководивший балетом миланского театра La Scala, сообщил директор Большого театра Владимир Урин.

. . . . .

Контракт нынешнего руководителя Балетной труппы Большого театра С.Филина истекает 17 марта 2016 г. О том, что контракт с С.Филиным Большой театр продлевать не будет было объявлено в конце июля 2015 г.

. . . . . В случае с В. . . . . .



. . . . . , с 2009 г. руководивший балетом миланского театра La Scala, сообщил директор Большого театра Владимир Урин.

"Новым руководителем балетной труппы станет Махар . . . . . , который по окончании контракта Сергея Филина согласился возглавить балетную труппу театра. . . . . .


"Договор с ним подписан, он приступит к исполнению своих обязанностей 18 марта 2016 года" , - заявил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.

Новым руководителем балетной труппы Большого театра будет назначен главный балетмейстер Ла Скала Махар Вазиев. Об этом ТАСС сообщил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.

"Договор с ним подписан, он приступит к исполнению своих обязанностей 18 марта 2016 года, то есть по завершении контракта с Сергеем Филиным, срок которого истекает 17 марта 2016 года" , - уточнил Урин. "Думаю, что не только в балетном, но и во всем театральном мире представлять Махара Вазиева не нужно, - считает гендиректор ГАБТа. - Выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала" .

По мнению Урина, "это были замечательные годы Мариинского театра, ознаменовавшиеся появлением выдающихся исполнителей, новых хореографов" .

Гендиректор добавил, что "театр практически каждый год бывал в Москве, и любители балета имели возможность оценить качество той труппы, которой руководил Махар Вазиев" . "Да и Ла Скала приезжал на гастроли в Москву, и мы могли видеть, сколько сил надо было приложить, чтобы поднять эту труппу на соответствующий профессиональный уровень" , - отметил Урин.

"Я очень надеюсь, что нам предстоит совместная живая, интересная, творческая работа, - сказал гендиректор ГАБТа. - Вазиев будет приезжать при первой же возможности, и мы будем обсуждать с ним планы на ближайшие сезоны, решать организационные и творческие вопросы. Надеюсь, что все будет нормально. Мы согласовали все условия контакта, который уже подписан" .

Урин подтвердил, что сделал предложение Филину остаться в Большом театре. "Предложение сделали, ведем переговоры о том, что бы это могло быть, - пояснил он. - До окончания контакта мы еще раз все обсудим, если мое предложение устроит Сергея - он останется в театре" .

Махар Вазиев в свою очередь заявил, что надеется принести пользу Большому театру. "Хочу сказать спасибо за приглашение, на данном этапе было бы забавно, если бы я рассказывал о планах, - сказал Вазиев. - Я принял предложение Владимира Георгиевича Урина (генерального директора ГАБТа. - ТАСС), надеюсь, что мы сможем полезно вместе работать, помогать театру, балету" .

Махару Вазиеву 54 года. Он - советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, заслуженный артист России. Вазиев - выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала.

"Я безумно благодарен Мариинскому театру за опыт, за то, чему они меня учили, - отметил балетмейстер. - Но я также могу сказать, что люблю и Ла Скала. Что же касаемо Большого театра, то это приглашение было не первым, каждый раз я думал, но так складывалось, что мы не приходили к общему знаменателю" .


Новый художественный руководитель балетной труппы Большого театра приступит к работе в апреле 2016 г., после того как завершит сезон в La Scala. Об этом журналистам сообщил приглашенный на эту должность Махар . . . . .

"Когда оговаривали наши планы, мы пришли к общему решению, что я должен закончить сезон в La Scala. Мы договорились, что в апреле месяце я приступлю к работе здесь" , - сказал М. . . . . .

Директор Большого театра Владимир Урин добавил, что к тому времени, как М. . . . . .

. . . . .

В.Урин также сообщил, что хотел бы, чтобы С.Филин продолжил работу в театре, и сейчас с ним ведутся переговоры о том, в каком формате это могло бы состояться. По его словам, данный вопрос планируют решить к окончанию срока текущего договора нынешнего худрука балетной труппы.


. . . . . На этой должности он сменит Сергея Филина, сообщает телеканал “Москва 24 ” .
К свои обязанностям он приступит 18 марта 2016 года - по завершении контракта с Сергеем Филиным.
Напомним, что в июле этого года генеральный директор Большого театра Владимир Урин сообщил художественному руководителю балета Сергею Филину, что его контракт по истечении срока действия (март 2016 года) продлен не будет. Однако Урин предложил Филину продолжить сотрудничество с Большим театром в другом качестве.
Сергей Филин занимает должность худрука балета Большого театра с 2011 года. . . . . . Артист был госпитализирован с ожогами лица и глаз, позже он улетел на лечение в Германию.
В организации преступления подозревался солист Большого театра Павел Дмитриченко, задержанный 5 марта 2013 года и арестованный по решению суда. Непосредственным исполнителем, по версии следствия, был ранее судимый сосед Дмитриченко по даче Юрий Заруцкий.
3 декабря 2013 года Дмитриченко признан виновным в организации покушения и приговорен к 6 годам колонии строгого режима, позднее Мосгорсуд сократил срок на полгода. В июне этого года Сергей Филин перенес 34-ю операцию по восстановлению зрения. В настоящий момент он чувствует себя хорошо и даже сам водит автомобиль.
На недавней встречи с журналистами худрук балета Большого театра заявил, что судьба его контракта - это "прерогатива гендиректора театра", и сам он желает достойно доработать на посту до 18 марта 2016 года.


. . . . .

Он также отметил, что говорить о плане работы пока преждевременно. "О планах работы пока говорить преждевременно, так как график труппы Большого театра был сформирован ранее" , - уточнил М. . . . . . возглавит балетную труппу театра, закончится контракт у нынешнего худрука Сергея Филина.

. . . . .

По данным пресс-службы Большого театра, М. . . . . . после окончания в 1979 г. Ленинградского хореографического училища был принят на работу в Мариинский театр, где в его репертуаре были такие премьерные партии, как Зигфирд в “Лебедином озере ” , Базиль в “Дон Кихоте ” , Альберт в “Жизель ” , Солор в “Баядерка ” и др. С 1995 г. по 2008 г. М. . . . . . руководил балетной труппой Мариинского театра. Позже он возглавил балетную труппу миланского театра La Scala.


. . . . . Об этом сообщил гендиректор ГАБТа Владимир Урин, отметив, что договор с Вазиевым уже подписан.

По словам Урина, Вазиев начнет работу 18 марта 2016 года, после завершения контракта с Сергеем Филиным.

Махар Вазиев - советский и российский артист балета, заслуженный артист России, выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, возглавлял балетную труппу Мариинки и труппу “Ла Скала ” .

Руководство Большого театра ранее приняло решение не продлевать контракт с художественным руководителем балета Сергеем Филиным. . . . . . Он был госпитализирован с тяжелыми ожогами лица и глаз, перенес несколько операций. Обвиненный в нападении солист балета Большого театра Павел Дмитриченко был приговорен к шести годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.


Новым руководителем балета Большого театра стал Махарбек Вазиев, известный артист и хореограф, возглавлявший балет Мариинского театра и театра “Ла Скала ” .

"И в России, и в мире это имя хорошо знают, господин Вазиев в течение тринадцати лет возглавлял балет Мариинского театра, с моей точки зрения очень интересный период в жизни этого театра… Потом он поехал работать в “Ла Скала ” и в течение семи лет возглавлял балетную труппу “Ла Скала ” . После семи лет этой работы он получил предложение по окончанию контракта Филина возглавить балетную труппу (Большого театра)" , - рассказал Урин.

В конце прошлого сезона стало известно, что контракт с балетмейстером Сергеем Филиным, рассчитанный до марта 2016 года, не продлят, а должность худрука с марта следующего года упразднят: вместо этого в ГАБТ будет назначен директор балета.


, , , .

На протяжении только 1928 года сменилось трое директоров... После этой чехарды руководить театром вновь назначили Е.К. Малиновскую (1930-35). Её сменил комиссар из ПУР РКК «без образования», как значится в его анкете, Владимир Иванович Мутных (1935-37). Его работа в Большом театре, как и его жизнь, обрываются в 1937 году. Все шесть лет своего руководства (1937-43) оставался «исполняющим обязанности" директора Яков Леонтьевич Леонтьев. Далее пост директора занимают: Федор Пименович Бондаренко (1943-48), Александр Васильевич Солодовников (1948-51), Александр Иванович Аписимов (1951-55). С 1955 по 1959 гг. во главе театра - композитор Михаил Иванович Чулаки. После его увольнения директором становится Георгий Антонович Орвид (1959-61), которого сменяет Василий Иванович Пахомов (1961-63). И снова на семь лет - М.И.Чулаки (1963-70).

За четыре года отсутствия Чулаки потеряна прекрасная сцена - филиал Большого театра и получен в хозяйственное управление Кремлевский Дворец съездов. После вторичного увольнения Чулаки директором назначили Юрия Владимировича Муромцева (1970-72), до того ректора Гнесинского училища. За год работы в Большом театре он получил орден Ленина, еще через год - отправлен на пенсию. Композитор Кирилл Владимирович Молчанов (1973-75) после двух лет работы в должности директора попросил отставки по состоянию здоровья. При Георгии Александровиче Иванове (1976-79) должность переименована в генерального директора. Девять лет генеральным директором Большого театра был Станислав Александрович Лушин (1979-88), до того работавший в Министерстве культуры СССР. В начале перестройки театр возглавил Владимир Михайлович Коконин, перед тем работавший заместителем директора Бол иного театра и КДС. Семь лет (1988-95) проработал он генеральным директором, а в 1995-2000 гг. оставался исполнительным директором при новом художественном руководителе-директоре - выдающемся танцовщике XX века Владимире Викторовиче Васильеве.

В новый век , как и сто лет назад, иступил с новым руководством. Обязанности генерального директора принял Анатолий Геннадиевич Иксанов, профессиональный менеджер. Художественным директором театра стал выдающийся дирижер Геннадий Николаевич Рождественский. На данный момент они завершают список директоров Большого театра... Этот театр выдвинул имена таких ярких организаторов театрального дела, как Медокс, Кокошкин, Голицын, Загоскин, Верстовский. Теляковский, Малиновская. Чулаки... Но история руководства Большим театром будет весьма неполной, если мы не вспомним о том, что в XIX веке именовали «директорией». Успешное единоначалие в театре невозможно без той команды управленцев, которую в советское время любили именовать «единомышленниками». Точнее было бы сказать, что каждый на своем месте мыслит сообразно своей профессии, а все вместе устремлены к единой цели. Человек на своём месте. Их было немало, служивших в Большом театре заместителями директоров. Они жили театром, не искали славы, потому что больше, чем славу и власть любили свою работу и делали всё, чтобы обеспечить возможность успешной работы руководителям творческих подразделений - дирижерам, режиссерам, хореографам, художникам, тем, кто создает славу театру. И хотя рамки статьи не позволяют начать эту тему, одно имя - как дань уважения всей истории Большого театра - считаю необходимым вспомнить. Арон Моисеевич Лев.

Тридцать лет служения Большому театру (1945-1974). "Детищем Льва» была верхняя сцена, без которой ныне трудно представить себе нормальную работу театра и которую Лев построил па свой страх и риск, без согласования с вышестоящим начальством. О нем восхищенно отзывались Галина Уланова, Михаил Чулаки. Балетмейстер Владимир Василев очень точно сказал: "Он был абсолютно интеллигентен. С ним можно было говорить обо всём. Если приходилось обращаться по каким-либо вопросам, нее решалось хорошо и добротно». Высокий, худой, не страдавший -комплексом Наполеона», но обладавший всеми качествами благородного рыцаря, А.М. Лев был уволен из театра в одночасье - личным приказом Министра культуры Е.А.Фурцевой... На протяжении всей истории Большого театра именно профессионализм «директории» - руководителей подразделений и заместителей директоров - создавал, в конечном счете, - условия для реализации идей лидера-руководителя. А в его отсутствие они сами становились хранителями тех фундаментальных традиций, без которых не устоит ни одно здание.

Юлия Большакова

P. S. В связи с тем, что в литературе о Большом театре существуют разночтения относительно имен, дат, наименований должностей, многое перепроверено по документам, а в их отсутствие - по дополнительным источникам информации (повременная пресса и т. п.). К сожалению, не всегда оказалось возможным доверять Словарям и Энциклопедиям в установ¬лении дат и имен. В таких случаях предпочтение отдавалось документальным источникам и свидетельствам современников. Выражаю искреннюю благодарность сотрудникам музея Большого театра и других его подразделений, предоставив¬шим материалы для этой статьи.

Владимир Урин стал новым руководящим импульсом Большого театра Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Об этом во вторник объявил Владимир Мединский на встрече руководителей творческих коллективов ГАБТ.

Владимир Урин (1947) — генеральный директор Большого театра с июля 2013 года. С 1995 года по 2013 год был генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко. За этот период, по мнению многих экспертов, многократно с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами — как в опере, так и в балете.

Анатолий Иксанов (1952) — генеральный директор Большого театра в 2000-2013 годах. В 1978-1998 годах работал главным администратором, заместителем директора, директором ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (ныне Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, БДТ), телеканала "Культура".

При Иксанове была открыта Новая сцена, завершена реконструкция театра. Этот период также был отмечен большим количеством скандалов и происшествий.

Владимир Васильев (1940) — художественный руководитель — директор Большого театра в 1995 2000 годах. Артист балета, хореограф, педагог, народный артист СССР. В балетной труппе Большого театра - с 1958 года, в 1958-1988 годах — .

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура"; создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность .

Скандалы и чрезвычайные происшествия с сотрудниками Большого театра Вечером 17 января было совершено нападение на худрука балета Большого театра Сергея Филина. Неизвестный плеснул ему в лицо, предположительно, кислотой. Следствием рассматривается в качестве основной версия, связанная с профессиональной деятельностью потерпевшего. Это далеко не первый громкий скандал, связанный с сотрудниками Большого.

Владимир Коконин (1938) — генеральный директор Большого театра в 1991-1995 годах, с 1995 по 2000 год — исполнительный директор. Заслуженный деятель искусств РФ. Работу в Большом театре начал в 1967 году артистом оркестра. Работал в министерстве культуры СССР, был заместителем директора Всесоюзного гастрольно концертного объединения "Госконцерт СССР". С 1981 по 1986 год был заместителем директора по репертуару, членом художественного совета Большого театра.

При Коконине был утвержден статус театра как особо ценного государственного объекта культуры с непосредственным подчинением правительству РФ.

Художественные руководители оперы

Маквала Касрашвили (1942) — управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра с 2000 года. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России. В 1966 году окончила Тбилисскую государственную консерваторию (класс Веры Давыдовой). В том же году дебютировала в Большом театре.

Владимир Андропов (1946) — художественный руководитель оперной труппы Большого театра с 2000 по 2002 годы. Народный артист России. В 1978 году был принят в Большой театр на должность дирижера и художественного руководителя сценического оркестра. В Большом театре поставил оперу "Прекрасная мельничиха" и балеты "Бессонница", "Пиковая дама" и "Пассакалья". С 2009 года руководит Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

Юрий Григорьев (1939) — художественный руководитель оперы Большого театра с 1999 года по 2000 год. Народный артист России. В 1968-1990 годах солист Большого театра СССР и Кремлевского Дворца Съездов. С 1990 года пел на сценах оперных театров России и за рубежом. С 1979 года преподает на кафедре сольного пения Московской консерватории, с 1996 года — профессор.

Бэла Руденко (1933) — художественный руководитель оперной труппы Большого театра с 1995 по 1998 годы. В 1973 году стала солисткой Большого театра. Исполняла партии Людмилы в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила", Наташи Ростовой ("Война и мир"), Йолана ("Милана"), Розины "Севильский цирюльник"), Виолетты "Травиата"), Лючии "Лючия де Ламмермур") и многие другие. На сцене Большого театра выступала до 1988 года.

Александр Лазарев (1945) — художественный руководитель оперы и главный дирижёр Большого театра с 1987 года по 1995 год. Оперно симфонический дирижёр, педагог, народный артист России. Преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования оркестрового факультета Московской консерватории. Выступает в качестве приглашённого дирижёра с ведущими симфоническими оркестрами и оперными коллективами мира.

Художественные руководители балетной труппы

Галина Степаненко (1966) - временно исполняющая обязанности художественного руководителя балетной труппой с января 2013 года. В балетной труппе Большого театра с 1990 года. С декабря 2012 года - педагог-репетитор

Сергей Филин (1970) - художественный руководитель балетной труппы Большого театра с 2011 года. Народный артист России. В 1988-2008 годах работал солистом балета в труппе Большого театра. В 2008 2011 годах был руководителем балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко.

Юрий Бурлака (1968) - художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2009 2011 годах. . Сотрудничал с ГАБТ с 2008 года. В 1986 2006 годах был ведущим солистом Московского государственного областного театра "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева. С 2006 года - педагог репетитор, с апреля 2007 года работал художественным руководителем театра "Русский балет".

Алексей Ратманский - художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2004-2009 годах. Заслуженный артист Украины. В 1986-1992 годах и в 1995-1997 годах был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г. Шевченко. В 1992 1995 годах работал в Королевском Виннипегском балете в Канаде. В 1997 году был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии. С 2009 года - (American Ballet Theatre).

Борис Акимов (1946) - художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2000 2003 годах. Народный артист СССР. В балетной труппе Большого театра - с 1965 года. С 1989 года - педагог балетмейстер Большого театра. В 2001 2005 годах был профессором Московской государственной академии хореографии. С 2013 года является председателем художественного совета балетной труппы Большого театра.

Алексей Фадеечев (1960) - художественный руководитель балета Государственного академического Большого театра в 1998 2000 годах. Народный артист России. С 1978 года был солистом балета Большого театра. В 2001 году организовал антрепризный Театр танца Алексея Фадеечева.

Александр Богатырев (1949 1998) - исполняющий обязанности художественного руководителя балетной труппы в 1997-1998 годах. Народный артист РСФСР. С 1969 года был солистом балетной труппы Большого театра. В 1995-1997 годах занимал должность управляющего балетной труппой Большого театра.

Вячеслав Гордеев (1948) - руководил балетной труппой Большого театра в 1995-1997 годах. Народный артист СССР. В 1968-1989 годах танцевал в составе труппы Большого театра. С 1998 года - профессор Российской академии славянской культуры. Художественный руководитель Московского областного государственного театра "Русский балет".

Юрий Григорович (1927) - художественный руководитель балетной труппы в 1988 1995 годах. Балетмейстер и хореограф, педагог, народный артист СССР. С 1964 года занимал должность главного балетмейстера Большого театра. С 2008 года — хореограф балетной труппы Большого театра. С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Об увольнении Филина стало известно в июле прошлого года. Тогда генеральный директор ГАБТа Владимир Урин заявил, что не будет продлевать контракт с Филиным. Объяснение этому он дал весьма туманное: "Непродление контракта с Филиным связано с делами внутренней жизни театра". Однако расставаться с Филиным насовсем Урин не собирался и тогда заявил, что предложит экс-худруку балета другую должность. Как стало известно позже, Филин будет возглавлять мастерскую молодых хореографов.

ПО ТЕМЕ

"Вопрос сегодня с молодыми хореографами стоит очень остро, и поэтому мы давно задумали создать молодежную хореографическую программу, такую же, как у нас уже существует и довольно успешно работает оперная. Мастерская молодых хореографов даст возможность проявить себя начинающим талантливым хореографам и солистам", – объяснил Урин.

Впрочем, замены Филину на посту худрука балета Большого театра не будет – с 18 марта 2016 года эта должность прекратит свое существование. Вместо него будет учреждена должность директора балетной труппы ГАБТа , аналогом которой является должность артистического директора в других оперных и балетных домах мира. Ее займет артист и хореограф, балетмейстер Ла Скала Махарбек Вазиев.

Сергей Филин занял должность художественного руководителя балетной труппы Большого театра в марте 2011 года. В январе 2013 года на Филина было совершено нападение – ему плеснули кислотой в лицо. Артист был госпитализирован с ожогами лица и глаз и перенес несколько десятков операций.

На назначение Махарбека Вазиева директором балетной труппы Большого театра все отреагировали бурно - слышалось «О боже, как?» и «О боже, зачем?», но в любом случае - «О боже…»: балет Большого театра не назовешь тихим, уютным местом для любого директора. Со стороны Вазиева это, конечно, смелый ход. Но, если разобраться, смелые ходы Вазиев только и делал в течение всей своей административной карьеры.

Питерским людям не надо объяснять, кто он такой. А московские о новом директоре балета Большого театра сразу написали много глупостей: мол, знаменитый танцовщик, балетмейстер. Это неправда. Но по порядку.

Танцовщик

Вазиев закончил Вагановское училище, в труппе Кировского театра добрался до положения солиста. По-настоящему хорошо он танцевал, на моей памяти, только «В ночи» в хореографии Джерома Роббинса, балет из трех любовных дуэтов, что-то вроде балетных «Темных аллей». Вазиеву и его жене Ольге Ченчиковой достался второй дуэт, и, несмотря на то что в первом была занята юная Диана Вишнева, а в-третьем - уже «та самая», но тоже еще очень молодая Ульяна Лопаткина, Вазиев и Ченчикова, помню, заставили действительно пожалеть о том, что балет - искусство молодых: взрослые люди, им было что рассказать про любовь, и психологическая выразительность их сдержанной пластики впечатляла. Танцевал Вазиев и классических принцев; что сказать… именно за них в театре в основном и платят зарплату: Вазиев работал классическим танцовщиком. И пенсия на момент его исполнения «В ночи» приближалась. Именно тогда, в 1995 году, театр потряс скандал с главным балетмейстером Олегом Виноградовым. Власть выпала из рук Виноградова. И Вазиев осмелился ее поднять. Тогда их было двое: в руководители метил и коллега Вазиева, танцовщик Фарух Рузиматов, но он быстро доказал, что поднять-то может любой, а вот удержать… Вазиев же остался на посту директора балетной труппы на долгие годы.


Фотография: Дамир Юсупов / bolshoi.ru

Балетмейстер

Это определение применительно к Вазиеву можно комментировать только одним способом: Москва все-таки очень не балетный город. В Петербурге бы такое не ляпнули.

Балетмейстером Вазиев не был никогда. Ему хватило ума даже не пытаться. То есть признать, что сочинять танец - это такой специальный талант. К слову: его предшественнику Олегу Виноградову этого смирения явно не хватало. В Мариинском театре Вазиев был именно администратором. И администратором успешным. Он умел приглашать хореографов, и каждый раз это были очень правильные для труппы люди с очень правильными для этой труппы проектами. За короткий срок Мариинский театр перетанцевал кучу балетов Баланчина (фонд покойного классика куда попало его тексты не раздает), попробовал Джона Ноймайера, Уилльяма Форсайта, Алексея Ратманского. Сделал феноменальные реконструкции «Спящей красавицы» и «Баядерки». Да что там, годы вазиевского руководства оказались самыми интересными годами петербургского балета в последней четверти XX века. Нам сейчас действия Вазиева кажутся в высшей степени убедительными, но тогда чуть ли не на каждом проекте Вазиеву и его команде приходилось иметь дело с «сопротивлением материалов». В труппе всегда найдется баба-яга, которая против. Всегда найдется кто-то, кто сам метит в генералы («Товарищи, на его месте должен был быть я»). Кто будет терпеливо копать пропасть между директором балета и руководителем театра - Валерием Гергиевым. Ходить по начальственным кабинетам, капать на мозг ядом своих перекипевших и бессмысленных амбиций. Это сопротивление подчас выливалось в довольно отвратительные, даже опасные формы. Так было тогда. Но сейчас годы вазиевского руководства, повторю, выглядят одним легким непрерывным движением от победы к победе. Подозреваю, что именно так они выглядят и в глазах тех, кто пригласил Вазиева в Большой.


Фотография: Дамир Юсупов / bolshoi.ru

Как ему это удавалось

В CV Вазиева есть еще одна очень сильная строчка: последние годы он руководил балетом Ла Скала и сумел превратить захолустный, в общем-то, балетный театр (а чего вы ждали от оперной столицы?) в сильную, интересную труппу. Видимо, после общения с питерскими балетными пенсионерами, снедаемыми жаждой власти, общение с итальянскими профсоюзами было чистой partie de plaisir. Но как бы то ни было: балетные директора - не самая популярная статья русского балетного экспорта на Запад, и Вазиев стал одним из немногих исключений.

Нет, Вазиев не интеллектуал: он вам не напишет художественный манифест. И даже вряд ли его сформулирует. Его интервью слишком осторожны, чтобы быть интересными. Мое с ним знакомство, впрочем, началось довольно искрометным образом: Махарбек Хасанович изрек незабываемую фразу: «Как художник вы для меня больше не существуете!» Что оставалось сказать в ответ: «От художника и слышу!» И один коллега мне на это заметил: поверьте, он не такой, он скоро будет совсем не такой. Я не поверила. И вспоминаю это сейчас только потому, что с тех пор он изменился, в самом деле, очень быстро и очень заметно. Он, по-видимому, никогда не отказывался меняться, узнавать, смотреть по сторонам, осваиваться в новой ситуации, в начале карьеры вытаскивал самого себя на новый уровень, даже если тащить себя вверх приходилось за волосы. Плюс Вазиев практик. Плюс он, в сущности, командный игрок. Эти три вещи в сумме сделали его хорошим балетным директором. Показательно, что он очень быстро и очень прилично выучил итальянский (назовите мне второго балетного руководителя, который сделал бы это во имя труппы, в которую его пригласили на несколько лет). Недаром в Мариинке он сумел создать свой «мозговой штаб», одним из ключевых игроков которого был блистательный Павел Гершензон. Да, для Большого театра Вазиев - со всех сторон превосходный выбор.

Загрузка...