crimea-fun.ru

Какого композитора называют музыкальным сказочником. «Великий композитор-сказочник» (исследовательская работа по музыке)

Министерство образования Российской Федерации

МОУ Уховская СОШ

Тема:

«Великий композитор-сказочник»

(исследовательская работа по музыке)

Выполнила: Баранова Ирина,

ученица 7 класса.

Руководитель: Окунь Л.А.,

учитель музыки.

п. Уховский

Меня заинтересовала проблема:

почему композитор Н.А.Римский-Корсаков значительную часть своих произведений создал на сказочные сюжеты?

В ходе работы я выдвинула предполагаемую гипотезу :

влияние исторической эпохи на биографию и творческий путь композитора

    Сказка как литературный жанр

    Величайший музыкант-сказочник (краткий анализ сочинений на сказочные сюжеты)

    Заключение.

Сказка как литературный жанр

Читайте сказки, размышляйте над ними,

и они помогут вам найти дорогу к естественно

добытой свободе, любви к себе, к животным, к земле, к детям…

К.П.Эстес.

Сказка как завещание одного поколения другому.

В сказке содержатся знания, накопленные многими поколениями, знания абсолютные и неоднократно проверенные жизнью. Можно сказать, что народные сказки – это энциклопедия духовной и материальной жизни человека. Причём энциклопедия очень своеобразная – информация в ней закодирована в образах, символах, которые нужно суметь расшифровать.

Сказка показывает природное окружение того народа, который её сложил.

Сказка точно называет жилище своих героев и даёт его описание.

В сказках напрямую с образом жизни народа связана еда. Она – «посредник между внутренними и окружающими мирами» (Г.Гачев)

Сказка чётко фиксирует одежду персонажей, в зависимости от народности.

Сказка представляет целую галерею персонажей, и у каждого народа она своя. В русских сказках самая важная фигура – царь, в европейских – король, в восточных – падишах, визирь, в индийских – махараджа. Рядом с ними живёт в сказке простой народ – крестьяне, ремесленники, купцы, кузнецы, солдаты и т.п. Сказка точно фиксирует все этнографические нюансы, которые и определяют лицо народа, их создавшего.

У каждого народа своя система ценностей. И она обусловлена менталитетом. Например, ценность для восточного человека, судя по сказкам «1001 ночи», это власть, богатство и возможность путешествовать (ради торговли или ради познания мира). В европейских сказках герой обычно получал в финале после всех испытаний в награду власть, богатство и любовь.

Таким образом, сказка – надёжная хранительница многовековых знаний о природе и человеке как её центральной фигуре. Именно эти знания и завещаются нам, потомкам, нашими предками.

Раскодировать зашифрованную в сказках жизнь целых народов трудно, но возможно. Для начала следует просто научиться внимательно, вникая во все детали, читать сказки.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального воздействия, остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: так рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со сказкой, именно в ней ребёнок учится различать добро и зло; ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство.

Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. И, думается, в этом её глубокая мудрость, так как чудо – это осуществление идеала, мечты. Разум наш охотно верит всем превращениям, самым невероятным событиям сказки, и счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к ней. Наверное, в этих свойствах и таится причина её постоянной популярности в искусстве.

«Всплеск» интереса к народному творчеству во 2-ой половине XIX века

Мы знаем сказку в разных её «обликах»: и в литературе, и в театре, и в кино; существует сказка в музыке, в живописи, в скульптуре,-- на все лады она разыгрывается, разрабатывается, варьируется. Но если говорить об истоках её, то все они – в устном народном творчестве – в фольклоре.

Сказки зародились в древности и с далёких времён хранились в памяти народа, передаваясь из поколения в поколение. Пришло время, когда их стали записывать и издавать.

Особенно большое внимание сказкам стали уделять в XIX веке, когда возрос интерес к народному искусству. В числе первых в Европе изданий были «Детские и домашние сказки», собранные братьями Гримм и выпущенные в 1812-1814 годах в Германии.

Народные сказки собирали В.И.Даль , автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и А.Н.Афанасьев , составитель первого в России сборника «Народные русские сказки» , изданного в 1855-1863 годах.

Сказки, по выражению Н.Г.Чернышевского, «в значительной степени формировали поэзию А.С.Пушкина ». Пушкинское время – «всплеск» интереса к народному творчеству. Можно наглядно проследить серьёзную работу поэта над стилем своих сказок. Для примера сравним черновую и беловую редакцию «Сказки о золотом петушке»:

Черновая редакция

Окончательная редакция

Царь к окошку,-- что ж на спице?

Царь к окошку – ан на спице…

Что же? Меж высоких гор…

И промеж высоких гор…

Ты, мудрец, с ума сошёл

Или ты с ума рехнулся?

Вспыхнул царь – так же нет…

Плюнул царь: так лих же, нет…

В «Опровержении на критики» А.С.Пушкин писал:

«Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин так же глубочайших исследований… не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирнам. Они говорят удивительно правильным и чистым языком».

Передовые деятели культуры в 19 веке внимательно и пристально вглядывались в народное искусство, искали и находили в нём мудрость и красоту. Наряду с балладами Жуковского,

сказками и поэмами Пушкина, появляются на свет картины В.А.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха; музыка М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова.

Восторг и восхищение фольклором очень точно выразил художник И.Я.Билибин:

«Только совершенно недавно… точно Америку открыли старую художественную Русь… покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

Вот это «вернуть!» и определило пафос и цель изучения народных песен, игр, сказок, преданий и претворение их в профессиональном творчестве.

В центре развития музыкального искусства второй половины XIX века были общественные проблемы в сочетании с углублённым постижением средств музыкальной выразительности, способных передать внутренние состояния и настроения личности.

В пореформенное время состоялось открытие первых русских консерваторий в Петербурге (1862 г., основатель А.П.Рубинштейн) и в Москве (1866, основатель Н.Г.Рубинштейн), а также Бесплатной музыкальной школы (основатели М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин). Особую роль в музыкальной культуре этой эпохи сыграл петербургский композиторский кружок «Могучая кучка»

Творческое содружество «Могучая кучка»

«МОГУЧАЯ КУЧКА» -- творческое содружество выдающихся русских композиторов; известно также под названием Балакиревский кружок или Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его критик В.Стасов.

Кружок сложился в 1862 г. после Славянской этнографической выставки в Петербурге. В него входили М.Балакирев (руководитель), А.Бородин, Ц.Кюи, М.Мусоргский и Н.Римский-Корсаков. Любопытно, что никто из них не был профессиональным музыкантом: Бородин был химиком и доктором медицины, Кюи – горный инженер, Мусоргский – по образованию юрист, Римский-Корсаков-военный моряк. Они развивали традиции М.Глинки и А.Даргомыжского, поэтому основным источником сюжетов их оперного творчества стала русская история. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

В творчестве кучкистов состоялось почти что чудо, не имеющее аналогий в мировой практике. Им удалось создать музыку составившую золотой фонд культуры, причём в самых разных жанрах – симфонии опере камерной вокальной и инструментальной музыке.

Пять композиторов, пять ярких индивидуальностей образовали содружество, целью которого стало глубокое познание жизни народной во всём её многообразии: истории и бытового уклада, поэтических верований и обычаев, что побудило к пристальному изучению творчества народа.

Творческий путь Н.А.Римского-Корсакова

Ни его талант, ни его энергия,

ни беспредельное доброжелательство

к ученикам и товарищам никогда не слабели.

Славная жизнь и глубоко национальная

деятельность такого человека должны

составлять нашу гордость и радость.

много ли можно указать во всей истории

музыки таких высоких натур, таких великих

художников и таких необычайных людей,

как Римский-Корсаков?

(В.Стасов)

Семейной традицией Римскому-Корсакову была уготована карьера моряка, однако его музыкальная одарённость помогла ему стать знаменитым композитором и утвердить в царстве классической музыки русские народные мелодии. Эта любовь к русским народным песням помогла ему развить свой собственный неповторимый стиль.

С раннего детства (род. 18 марта 1844 г. в городке Тихвине (под Новгородом) Николай готовился к службе во флоте, -- как его дядя и брат. Однако, его родители уже в 2 года пробудили в нём интерес к музыке.

В 1856 году Николай зачислен в петербургский Морской кадетский корпус и продолжает брать уроки фортепиано. Интерес его к музыке стал по-настоящему развиваться лишь со времени занятий с талантливым пианистом Фёдором Андреевичем Канилле.

В 1861 году Канилле представил Римского-Корсакова молодым, но уже известным русским композиторам Мусоргскому и Балакиреву. Балакирев помог морскому кадету написать его первую симфонию.

Подлинным кумиром Римского-Корсакова был М.И.Глинка, первый композитор, музыка которого отличалась ярким национальным колоритом. И хотя Римский-Корсаков любил классическую музыку, например, произведения Бетховена и Мендельсона, его интересовали также и русские народные песни, которые Глинка мастерски вплетал в свою музыку.

В 1861-62 годах начинающий композитор занимался музыкой под руководством М.А.Балакирева, познакомился с его ближайшими друзьями и примкнул к созданному Балакиревым творческому содружеству «Могучая кучка». Общение с Балакиревским кружком было прервано 2-летним кругосветным путешествием. Из плавания Римский-Корсаков вернулся, обогащенный разнообразными впечатлениями, нашедшими отражение в его творчестве.

В 1865 премьера Симфонии № 1ми-бемоль минор в Бесплатной музыкальной школе Балакирева в Петербурге.

В 1871 назначен профессором Петербургской консерватории.

В 1873 назначен инспектором духовых оркестров Морского ведомства.

В 1874 назначен директором Бесплатной музыкальной школы.

В 1875-76-83 издал сборник «Сто русских народных песен »,стал помощником управляющего

Придворной певческой капеллы.

В 1888 сочинил « Шехеразаду »

В 1892 году был приступ нервного расстройства.

В 1905 был временно отстранен от должности в Консерватории за поддержку студенческих волнений.

В 1907 завершил свою последнюю оперу « Золотой петушок »

Величайший музыкант-сказочник

Римского - Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником.

Где, когда и кем были затронуты в его душе струны, отозвавшиеся увлечением русской стариной, народными песнями, поэзией древних мифов и обрядов, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия?

Откроем жизнеописание композитора, написанное им самим и названое « Летопись моей музыкальной жизни », и перед нами встанет облик человека сдержанного, лаконичного в суждениях, отнюдь не склонного к душевным излияниям, напротив, ясно виден в нем аналитический склад ума, неприятие высоких слов и поэтического ореола вокруг собственного творчества, взгляд на сочинение музыки прежде всего как на неустанный и нелегкий труд, ремесло. Но если мы захотим понять истоки мироощущения Римского – Корсакова, то нам многое сможет сказать его музыка: голоса птиц и пастушеских наигрышей, тихий шум леса, рокот моря и волнение озерной глади, хороводы, пляски, песни, рассыпанные им щедрой рукой в творениях, - такое можно создать только любя и глубоко чувствуя природу и людей. Николай Андреевич скупо пишет о своем детстве в провинциальном Тихвине, но для внимательного читателя становится очевидной связь между впечатлениями мальчика, выросшего среди русской природы, слышавшего песни своего народа, видевшего красочные народные игры и обряды, и богатейшим творчеством композитора. Для дарования Римского – Корсакова разумеется, все это не прошло бесследно. Детские впечатления помогли ему впоследствии определить основное направление в творчестве. Так он стал « сказочником ».

Начало сказочно-фантастической линии творчества Н.А.Римского-Корсакова положила опера «Майская ночь» по одноименной повести Н.В.Гоголя. Затем появляется «Снегурочка», ставшая шедевром русской оперной классики.

В этих операх композитор использует важный принцип оперной драматургии, развитый позднее в других произведениях, -- противопоставление двух женских образов: Панночка и Ганна в первой, Снегурочка и Купава во второй. И далее – Волхова и Любава в «Садко», царевна Лебедь и царица Милитриса в «Сказке о царе Салтане», Кащеевна и царевна Ненаглядная Краса в «Кащее Бессмертном».

Так, через женские образы противопоставляются два мира. В их столкновении всегда побеждает реальное человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, либо возвращаются вновь в природу, породившую их (Снегурочка тает, Волхова превращается в реку, Кащеевна становится плакучей ивой), либо превращаются в людей (царевна Лебедь). Эти фантастические образы хрупки, женственны, несказанно красивы. В глазах людей они предстают как символы Красоты, совершенной и недосягаемой. Недаром музыка, характеризующая фантастический мир, всегда у Римского-Корсакова резко отличается по колориту, мелодике, гармонии, ритму от реального мира.

Таким образом, можно сказать, что главная тема творчества композитора – это человек перед лицом необычайного, чудесного .

О другом мире можно сказать словами Садко, увидавшего Волхову с ее сестрами-лебедями на берегу Ильмень-озера: «Чудо-чудное, диво-дивное!» Этот мир – ожившая, одухотворенная природа, пришедшая из мифов, преданий и сказок. Для героев опер – это мир идеального. Сказочное чудо у Римского-Корсакова познается героями через Красоту, но она недостижима, отделена от реального мира и не может слиться с ним.

Найдя в молодые годы свою тему, Николай Андреевич сохраняет ей верность до конца. Но сказки 1900-х годов «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок» иные по характеру, чем «Снегурочка» или «Садко». В них зашифрован политический смысл событий начала ХХ века, когда внутренние социальные противоречия настолько обострились, что вылились в мощный взрыв – революцию 1905 года. Римский-Корсаков – «сказочник» и поклонник русской старины не мог не выразить к этим событиям своего отношения: он сам оказался в гуще революционных событий, выступив в защиту студенческой забастовки в Петербургской консерватории.

«Кащей бессмертный»-- «осенняя сказочка», опера-предвестие, выразила ожидание революционных событий образами-символами, содержащимися в ней. «Золотой петушок» воспринят был современниками как злая пародия на царившие в стране порядки, издевка, гротеск, обнажающий уродливое и безобразное. И здесь композитор выходит за рамки сказки, переходя в область сатиры.

Творчество Н.А. Римского-Корсакова обнаруживает удивительную цельность внутреннего мира художника. Избранная им тема – преклонение перед величием мира и человека, воспевание Идеала, которые для него есть Красота и Добро.

Проходят десятилетия, а слушатели его произведений не перестают восхищаться тем, как под пером великого мастера сливаются воедино МУЗЫКА и ВОЛШЕБСТВО.

Заключение.

Затронутая мной тема ещё раз показала, что настоящий художник-творец не может быть оторван от традиций своего народа, от своих «корней». И это делает его творчество бесценным, а потому – бессмертным.

Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

Ученица 6А класса

Криницкий Сергей

Учащийся 6А класса

Руководитель: Комлик Л.П.

Учитель музыки


Цель проекта : анализ музыкальных произведений, использующих в основе сюжета или создании образа персонажей русских сказок.

Задачи проекта:

  • Узнать о различных воплощениях сюжетов русских сказок в музыкальных произведениях;
  • Определить специфику музыкальных приемов создания сказочных персонажей;
  • Выявить значение русской сказки для творчества русских и советских композиторов;
  • Создать презентацию на основе творческого проекта, отражающую содержанию данной темы.

М.Глинка «Руслан и Людмила»

Вставка рисунка

М. Глинка положил на музыку бессмертное творение А. Пушкина «Руслан и Людмила». Здесь поёт свои былины Баян, Руслан исполняет драматическую арию, выйдя на поле брани. А Голову богатыря - брата Черномора, озвучивает хор мужских голосов. Причём, артистам приходится находиться прямо в бутафорской голове, чтобы звук казался глухим, идущим откуда-то изнутри. Завораживающе звучит хор Волшебных дев Наины, обольщая Ратмира. М. Глинка создал великолепную «Сцену похищения Людмилы Черномором». После грозно звучащей темы «злобного Карлы» в оркестре проходит цепочка тихих звучностей, которые музыканты назвали «аккорды оцепенения». Так Глинка показал изумление пирующих на свадьбе людей после увиденного чуда. Они замерли в недоумении, не сразу поняли, что произошло.




В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского "Снегурочка" (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. "В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, - я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту... Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна". Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как "Снегурочка". В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.



Опера «Золотой петушок» Н.А. Римский-Корсаков

Опера (небылица в лицах) в трех действиях Н.А. Римского-Корсакова на либретто В.И. Бельского, основанное на стихотворной "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина, которую тот, в свою очередь, услышал от своей няни Арины Родионовны. "Золотой петушок" - последняя (из пятнадцати) опера Н.А. Римского-Корсакова. Первые музыкальные эскизы к ней появились в записных книжках композитора в октябре 1906 года. В августе следующего - 1907 года - партитура оперы была закончена. Последний год жизни композитор боролся с запретом цензуры на ее постановку. За два дня до смерти он писал своему издателю Б.П. Юргенсону: "Что же касается "Золотого петушка", то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против" (от 6 июня 1908 года). И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера "Петушка" состоялась. 14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И. Зимина опера была тепло встречена публикой.



Опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский-Корсаков

Истоки замысла оперы по пушкинской "Сказке о царе Салтане" (1831) точно не установлены. Есть основания полагать, что эту мысль подал Римскому-Корсакову В. В. Стасов. Разработка сценария началась зимой 1898-1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера "Сказки о царе Салтане" состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы - Товарищества Солодовниковского театра. "Сказка о царе Салтане" - одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок.






"Добрыня Никитич" А. Гречанинов.

А.Лядов «Кикимора»

Вставка рисунка

А. Лядов - русский композитор 19 в. - автор симфонической картины с причудливым названием «Кикимора». Краткое содержание произведения таково: далеко в горах в хрустальной колыбельке Кот-Баюн качает маленькое фантастическое существо - Кикимору. Мелодия Кота напоминает колыбельную песню, а тема «героини» звучит резкими, короткими фразами у флейты. Кикимора вырастет и пойдёт творить разные мелкие пакости людям.






Песня «Спящая княжна» А.П. Бородин


Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник : большая часть творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Вспомните симфоническое вступление к опере "Садко" - "Океан-море синее "

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

Валентин Серов. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.

Слева около здания Консерватории - на Театральной площади - есть памятник Римскому-Корсакову.


Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков.

Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды" с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.


В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами".

Великий музыкальный сказочник

«Чудо чудное, диво дивное» – эти слова одного из оперных героев, как нельзя лучше характеризуют удивительного человека, композитора, доброго ВОЛШЕБНИКА –Николая Александровича Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 180 лет.

Великий музыкальный сказочник

«Чудо чудное, диво дивное» – эти слова одного из оперных героев, как нельзя лучше характеризуют удивительного человека, композитора, доброго ВОЛШЕБНИКА –Николая Александровича Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 180 лет.

Образы сказки сопутствуют человеку с самого раннего детства, с первых колыбельных и баек.Её эмоциональное воздействие на всю жизнь закладывает в душе ребёнка первое понятие о правде и кривде, о Добрых молодцах и Прекрасных девицах, о том, что добро всегда побеждает зло. Сказка сочетает в себе обычную жизнь и чудо. Добрыми волшебниками становятся звери, птицы, деревья, любые предметы обихода и, конечно же, фантастические существа – все они помогают героям пройти через различные испытания, победить зло и достичь желаемой цели. Рядом со сказкой живут былины, легенды, сказания, обряды, песни – весь многообразный и прекрасный, нереальный и такой близкий нам мир, который стимулирует наше воображение, позволяет стать соучастником этих действий, а значит своего рода сотворцом их, а возможно и творцом новых до этого неслыханных произведений.

Так произошло и становление будущего композитора, который родился в обычной дворянской семье, но рос необычным, впечатлительным, чутким и мечтательным ребёнком. Всё вокруг поражало его воображение: и природа, с её бескрайними полями и лугами, реками и озёрами; и следы старинной новгородской архитектуры, «остатки древностей в виде многочисленных стенных башен, церковных строений, следы архаической росписи стен, тёмные лики икон, блеск драгоценностей, традиционное истовое монастырское пение, крёстные ходы, колокольные звоны, множество поэтических историй реальности и творческого вымысла» и, конечно же, песни, игры, обряды, которые «обязательно соблюдались многими патриархальными семействами и их дворовыми людьми»; и рассказы о морских путешествиях старшего брата, офицера военного флота – всё это накладывало свой отпечаток на романтически настроенного юношу, впитывалось, запечатлевалось на годы в глубинах души, для того, чтобы потом вылиться в звуках его произведений.

Ещё не зная своего истинного предназначения, Римский-Корсаков постоянно совершенствуется в различных областях знания, философии, искусства, посещает лекции, концерты, выставки, знакомится с выдающимися людьми своего времени. И понимает, что всё больше времени и сил он уделяет занятиям музыкой, к коей ещё с раннего детства у него было влечение, «расположенность и желание». После окончания Петербургского Морского корпуса Римский-Корсаков даже совершает кругосветное путешествие в качестве военного офицера, но после знакомства с музыкантами Новой русской школы – «Могучая кучка», он уже ощущает мощную потребность не просто заниматься музыкой, а необходимость посвятить всю свою жизнь ЕЙ – МУЗЫКЕ. «Есть нечто большее, чем я могу послужить Родине». И это «большее» его творчество.

Из жизнеописания композитора «Летопись моей жизни» мы узнаём, что после того, как юный композитор попробовал себя уже в нескольких жанрах и стал известен публике, им было составлено два сборника русских народных песен, после чего он окончательно утвердился на желании писать музыку, используя русский фольклор. Как многие «кучкисты», он обращался к историческим темам, но склад дарования композитора искал новых путей, вырабатывая только своё, только ему присущее понимание истории и культуры. В своём желании он был не одинок. Многие деятели искусства 19 века внимательно и пристально вглядывались в народное творчество, искали и находили в нём мудрость и красоту. Так появляются на свет баллады В.А.Жуковского, сказки и поэмы А.С.Пушкина, картины В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха, музыка М.И. Глинки, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова. И вот тут-то и возникает в его творчестве тема СКАЗКИ – это как бы отголосок внутреннего, такого чистого и справедливого духовного мира человека. Две стороны его человеческой жизни: одна обычная, полная забот, радостей, яркой красочности и драматизма, другая – это мир одухотворённой природы, мир идеального, сказочного, зыбкого, потустороннего, но тоже существующего начала. И обе эти стороны жизни находятся рядом неразлучно с человеком, только, повзрослев, человек не желает замечать ни природу, ни сказку, обедняя свою духовную сущность, низводя её до уровня материальных потребностей. И какое счастье, что есть люди, которые остаются верны идеалам юности! Римский-Корсаков один из них – сказочник, музыкальный волшебник, чародей, чьи звуки внесли в нашу жизнь незабываемые моменты счастья соприкосновения с ЧУДОМ.

Сказки, былины, сказания, предания – вот то, к чему его всегда влекло. В них (в сказках) одушевлялось, «очеловечевалось» не только пространство, но и время. Весна-Красна приходит вслед за Морозом-Зимою, но и она в свой срок уступит дорогу Лету. Из года в год совершается этот круговорот в природе, над которым царствует Ярило-Солнце, источник жизни, тепла и света. Всякий труд и отдых наших далёких предков был наполнен радостью бытия, сопричастностью друг другу и природе. «Картины древнего языческого времени и дух его, представлялись мне… с большой ясностью и манили прелестью старины». Знаменитая опера «Снегурочка», написанная по пьесе А.Н.Островского, является, как бы целостной картиной жизни и быта языческой Руси, где человек сосуществует рядом с другой сферой жизни. А оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», созданные по произведениям Н.В.Гоголя, полны «ведовства, очарованности и в тоже время глубоких человеческих чувств, которые противостоят этим силам, заставляя их покориться человеку». И все арии главных действующих лиц, и оркестровые номера, живописующие быт и нравы того времени, проникнуты такими точными музыкальными характеристиками и народными напевами, что ощущаешь себя не слушателем и зрителем, а непосредственно участником всех этих действ, «далёким жителем тех далёких времён». Николай Александрович обращается и к былинам, и легендам. Одна из них былина о Новгородском певце-сказителе, гусляре Садко, покорившем своей музыкой сердца не только людей, но и фантастических существ – Царевну Волхову, Морского Царя. Смелый, находчивый, но в тоже время преданный, любящий и надёжный, он привлекает на свою сторону и горожан и сказочных персонажей, и все они с радостью служат ему и «водят с ним дружбу». Композитор настолько погружается в мир сказаний, что вся его опера проникнута именно тем колоритом, о котором повествует былина. Он находит старинные распевы для характеристики Садко, пишет сам такие мелодические обороты, которые не отличить на слух от исконно русских народных песен, и конечно, самые яркие моменты, как у человека, прекрасно знающего море, звучат у него в партии оркестра, изображая то Морского Царя в его подводном царстве, то Царевну Волхову, то золотых рыбок, то бурю на море. Но, главное, на что обращает внимание сам композитор, это мысль о том, что искусство, и в частности музыка – это великая сила, которой покоряются даже силы природы и мифические существа. У Римского-Корсакова есть ещё две оперы, написанные на сюжет сказок А.С.Пушкина.

Первая из них, «Сказка о царе Салтане», принадлежит к наиболее интересным открытиям композитора в области оркестровки оперы и переплетению лейтмотивов (музыкальных характеристик героев), в оркестровой и сольно-ансамблевой партитурах. И ещё один очень интересный момент – только здесь в этой сказке-опере, сказочная девица Царевна-Лебедь, полюбив человека, превращается в девушку, и становиться женой своего избранника. Тут показано влияние прекрасного человеческого чувства – Любовь, на сказочных персонажей и «очеловечивание» идеального образа до образа реального, но уже на более высоком качественном уровне. Вторая сказка на сюжет А.С.Пушкина – опера «Золотой петушок», последнее произведение композитора, с подзаголовком «Небылица в лицах». В ней соединилось и остроумное сюжетное решение, и музыкальные изысканные характеристики, ослепительно яркая оркестровка и выразительность вокальных партий, нарочитая путаница и смешение героев, сказочность и реальность. Всё это выражено в словах Звездочёта: «Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок», а в эпилоге он же произносит: «Разве я лишь да царица были здесь живые лица, остальные – бред, мечта, призрак бледный, пустота». Про эту оперу много писали в то время начала 20 века. В период революционных волнений в России, конечно, она воспринималась, как «сатира на самодержавие, и призыв к бунту». Но, мне кажется, как любую сказку, миф, легенду надо рассматривать эту идею глубже, хотя бы с позиции нашего времени. А клич Петушка – «Берегись, будь на чеку!» – это призыв к нам, о котором можно было бы пофилософствовать, но не на страницах данной статьи. Были ещё у Николая Александровича оперы-сказки: «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; были написаны и симфонические музыкальные сказки: сюита «Антар» и знаменитая сюита «Шахеразада» на сюжет сказок «Тысяча и одной ночи».

Но Римский-Корсаков был настоящим ВОЛШЕБНИКОМ не только в творчестве, но и в жизни. Он очень много трудился и как педагог, и как дирижёр: вначале Бесплатная музыкальная школа, «музыкантские хоры» морского ведомства, затем Петербургская консерватория, на посту профессора которой он проработал 30 лет и Придворная певческая капелла. Он попробовал себя во всех музыкальных жанрах: это и симфонии и симфонические картины, и романсы, и произведения для фортепиано и других инструментов соло и с оркестром, и камерные ансамбли, и хоры а cappella, и обработки народных песен, и самый любимый жанр композитора – оперы. А ещё он искренне помогал всем, чем мог своим ученикам, коллегам и друзьям. После того, как один за другим ушли из жизни его музыкальные собратья М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, Римский-Корсаков на протяжении 3-4 лет занимался только их сочинениями: дописывал, приводил в порядок уже написанное, оркестровал, издавал, исполнял произведения этих выдающихся композиторов. Удивляешься, как при такой интенсивной трудовой, творческой и общественной жизни (а ещё семья, пятеро детей) можно сохранить этот юношеский блеск в глазах и эту искрящуюся, бьющую через край фантазию и желание писать сказки. Помните, в одной из сказок герой говорит: «Я не Волшебник, я только учусь. Но Любовь в жизни делает настоящие Чудеса». Любовь этого великого человека к музыке, искусству, к Родине, к друзьям и семье, его большое горящее истинным восторгом и восхищением ко всему Прекрасному Сердце – вот тот неиссякаемый источник, благодаря которому мы можем наслаждаться чудесами его творчества.

Светлана Степановна Овсянникова

Загрузка...