crimea-fun.ru

Как надо вставлять лечебные свечи. Ввести ректально – это как

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Инструкция

Приходите в храм одетыми скромно: женщины – с закрытыми плечами, грудью, ногами, покрытой головой и желательно без косметики, мужчины – в брюках и рубашке, без головного убора.

Чтобы поставить свечу за здравие , в церковь нужно прийти до начала богослужения или после его окончания: во время службы нельзя ходить по храму или передавать свечи через других прихожан. Если у вас нет времени стоять на службе, выберите часы, в которые в не проводят литургии.

По сложившейся традиции свечи ставят в таком порядке: сначала к Празднику или чтимой храмовой иконе, которая находится прямо напротив входа в алтарь, к мощам Святого, если они имеются в храме, к иконе Святого, имя которого носите, а затем за здравие . Можно выбрать любой из подсвечников, за исключением того, на который ставятся свечи за упокой – панихидный столик прямоугольной формы с распятием.

Свечи о здравии ставят Спасителю, Божией Матери, целителю Пантелеймону и тем Святым, которые по воле Божьей исцеляют болезни и помогают в разных ситуациях. Например, бесплодные пары могут поставить свечу о здравии Праведным Богоотцам Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, а беременные женщины – Феодоровской иконе Божией Матери. С любыми недугами люди обращаются к Матроне Московской, Серафиму Саровскому и другим почитаемым Святым.

Купите в храме или его церковной лавке несколько свечей. Их стоимость может быть различной, но значения она не имеет: как дешевая, так и дорогая свеча одинаково угодны Богу, если поставлены с искренней молитвой.

Подойдите к иконе Спасителя, Богородицы или Святого, дважды перекреститесь, поклонитесь, зажгите и поставьте свечу, затем снова перекреститесь, поклонитесь и приложитесь к образу. Перед иконой Спасителя прочтите молитву «Отче наш», а перед избранным вами Святым мысленно произнесите: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне грешной (-ом) (или имя того, за кого просите)».

Если на подсвечнике заняты все места, просто положите свою свечу на него или в стоящий рядом ящик: служители церкви сами поставят ее, когда догорят другие.

Видео по теме

Источники:

  • как ставить свечи в храме

Подсвечники символизируют духовную высоту, а освещение всего храма – Божественный свет. Горящая свеча говорит об очищении, а «тающий» под пламенем свечи воск характеризует податливость человека к вере. Огонь лампад, горящих в , символизирует любовь к богу и ближнему.

Инструкция

Если вы хотите поставить свечи в храме , старайтесь приходить заранее, до начала богослужения. Ставить свечу во время службы не рекомендуется, ведь вы отвлекаете не только священнослужителей, но и остальных верующих. Старайтесь не надоедать им просьбами поставить свечу вместо вас, тем более не стоит протискиваться через других людей, чтобы пробраться к иконе самому. Лучше дождаться окончания богослужения в храме и только после этого поставить свечу.

Если препятствий к возжжению свечи нет, подойдите к святыне, с молитвой перекреститесь два раза и поклонитесь. После этого подожгите свечу от пламени другой свечи . Чтобы зафиксировать свою свечу на свободном месте в подсвечнике, слегка опалите нижнюю ее часть над другой горящей свечой. Не вынимайте и не тушите те свечи , которые зажгли до вас. Если в подсвечнике нет свободного места, оставьте свою свечу не зажженной рядом с ним. В каждом храме следят за состоянием лампадок и подсвечников, а значит и ваша свеча через какое-то время займет свободное место. После того как вы поставили свечу, еще раз (третий) перекреститесь и совершите поясной поклон. Если у святыни есть свободное место и вы никому не мешаете, приложитесь.

Свечи за здравие можно ставить любой святыне. Главное - подумать, что именно вы желаете этому человеку: выздоровления, счастливой дороги, счастья материнства, успехов в обучении и т.д. Например, если человек, за которого вы молите, готовиться к поступлению в вуз или не знает, какую профессию выбрать, уместнее будет поставить свечу Сергию Радонежскому; если человек болен – целителю Пантелеймону. Помните о том, что зажженная свеча – это символ любви к богу и одновременно к тому, кому она ставится. Не зажигайте свечи бездумно, потому что «так принято», ведь свеча без любви и благоволения не имеет смысла.

Связанная статья

Мы так привыкли к фразе «семья - это ячейка общества», что и «ячейка» эта потихоньку сошла до гражданского брака и «законная» семья в современной жизни имеет «контрактную» основу. А вот когда-то…

До IX столетия обряд бракосочетания у заключался в участии в Евхаристии (причащении) на Литургии. Христианская пара по обряду брала участие в Евхаристии, а печатью было приобщение Святых Тайн. Начиная с IV века, в обиход входит торжественный обряд, сопровождающий это таинство - . Под стать обряду и молитва во время Литургии: «о Владыко… ниспошли им … сочетание умов; сотвори их брак честен; венчай их плоть воедину; сохрани их ложе неоскверненным; …чтобы их была безупречной».

В обрядовых традициях Церкви Евхаристия являлась «истинной печатью» брака, которая делается один раз и не может быть отменена, помните – «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», т.е. церковный брак считался неразрывным. В 912 г по новому закону императора Льва VI Церковь обязана была придавать бракам юридический статус.

За 200 лет до этого, в 691 г, созванный императором Юстинианом VI Вселенский Константинопольский , исходя из положений Евангелия от Матфея, постановил, что развенчаться в возможно, а «причиной позволительной для развода» может служить прелюбодеяние, «явное беснование или сумасшествие», одного из супругов. В таких случаях предписывалось «брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать», поскольку это трактуется церковью, как разрушение брака одним из супругов, что дает право рассматривать вопрос о развенчании. Формально это не развод, а констатация отсутствия брака. Такая идеология развода – развенчания – сохранилась до сих пор.

Для того чтобы развенчаться , необходимо:


  • представить документы в Епархию, где проводилось венчание: паспорт, свидетельство о венчании, прошение, свидетельство о разводе.

  • священники из специальной комиссии проведут собеседование с обеими сторонами, выслушают аргументы для развода и в течение 10 дней, не позже, вынесут решение.

Мотивации для развенчания – супружеская неверность, недееспособность, смерть кого-либо из супругов.

Несмотря на наши земные страсти о развенчании, православные говорят, что однажды сотворенное венчание и в вечной жизни тоже остается - на небесах нет развода…

Видео по теме

Свет свечи в храме олицетворяет собой образ света Божественного. Свеча несет в себе отблеск Иисуса Христа как Света, Который освещает путь любого истинно верующего человека. Когда человек впервые приходит в храм и начинает знакомиться с церковными установлениями, у него нередко возникает вопрос – как поставить свечу во здравие ?

Инструкция

Сам по себе вопрос о том, как же все-таки правильно поставить свечу за , чтобы соблюсти каноны, на самом деле не совсем верно сформулирован. Специальных мест для установления такой свечи в храме не предусмотрено.

Прежде чем ставить свечу во здравие , задайте себе вопрос: «Чего я желаю человеку, о котором хочу вознести молитву?» Ответ на этот вопрос поможет вам правильно выбрать икону, к которой следует поставить свечу за здравие .

Не стесняйтесь обращаться с разъяснениями к тем людям, которые прислуживают в храме. Обычно они радушно откликаются на просьбы неискушенных прихожан и помогут ответить на любой вопрос. В том числе и объяснят вам, какие есть в храме, к каким святым и с какой молитвой следует обратиться в вашем конкретном случае.

Казалось бы, использовать такую распространенную лекарственную форму, как свечи, умеют все без исключения девушки. Однако это не так, и очень часто, особенно у молодых девушек, возникает вопрос по поводу того, как вставлять и делать это правильно. Рассмотрим данную манипуляцию подробнее.

Как правило, данная форма лекарственного препарата обычно используется 1-2 раза в день. Перед тем, как проводить процедуру необходимо тщательно вымыть руки водой и при этом не использовать рН нейтральное мыло или же средство для интимной гигиены.

Еще до как, вводить вагинальные свечи, девушка должна подготовить , для того чтобы часть препарата потом не испачкала нижнее белье.

Для того чтобы ввести вагинальную свечу правильно, необходимо принять горизонтальное положение. Затем одной рукой обхватить обе ноги согнутые в коленях и привести их к груди. После этого, с помощью специального аппликатора, который идет в комплекте вместе с препаратом, необходимо ввести суппозиторий, как можно глубже. Извлекать аппликатор необходимо медленно и плавно.

Если аппликатора под рукой не оказалось, можно обойтись и без него. При этом необходимо совершить все те же действия, что описаны выше. Свеча вводится с помощью указательного пальца, на всю его длину. В противном случае, она полностью растворится под действием температуры тела и вытечет наружу.

Что необходимо учитывать при использовании вагинальных суппозиториев?

При использовании подобной формы лекарств, необходимо перед тем, как вставлять свечку, провести туалет наружных половых органов, применяя при этом простую воду без каких-либо средств гигиены.

После процедуры нельзя сразу вставать. Идеальный вариант, когда женщина полежит 15-20 минут после этого. Учитывая этот факт, довольно часто свечи ставят на ночь.

Таким образом, соблюдая все указанные выше правила и учитывая нюансы, эффект от применения суппозиториев не заставит себя долго ждать и первые улучшения женщина почувствует уже на 2-3 день лечения.

– одна из лекарственных форм, довольно популярная в наше время. Вагинальные свечи используются для лечения воспалительных заболеваний женской половой сферы. Сегодня мы представим вам ответ на вопрос – как правильно вводить , каковы советы врачей по этому вопросу.

  • Как правило, врачи назначают использование вагинальных свечей один, максимум два раза в день. Перед тем, как вставить свечу, женщина должна тщательно помыть руки простым мылом, затем хорошо смыть проточной водой. Следует сразу приготовить свечи и прокладку.
  • Время введения вагинальной свечи – вечером перед сном. Это нужно для того, чтобы жидкость от растворившейся свечи не вытекла на белье. Свеча вставляется в положении лежа на спине с приподнятыми ягодицами. Некоторые суппозитории оснащены специальным устройством-аппликатором, который помогает ввести свечу на максимальную глубину.
  • Чтобы было удобно вставлять свечу, колени нужно согнуть, подтянуть к груди, взять в руки аппликатор со свечой и ввести во влагалище как можно дальше, максимально глубоко. Вытаскивать обратно вспомогательное приспособление нужно медленно и очень осторожно.
  • Если нет вспомогательного приспособления, то можно вводить просто пальцем на всю длину пальца. При неправильном и неглубоком введении свечи свеча под действием температуры тела растворится и вытечет вся на белье.
  • После того, как процедура введения закончена, женщине следует оставаться в положении лежа еще в течение 20 минут, тогда расплавившаяся свеча не выйдет за пределы тела и произведет нужное действие.
  • После введения свечи появляются остаточные выделения, что является нормой – вагинальная свеча даже при полностью правильном введении полностью не впитывается в ткани влагалища. И поэтому здесь нужно воспользоваться приготовленной прокладкой.
  • После истечения 20 минут женщина может встать. Однако лучше оставаться в постели до утра, тогда эффект будет наилучшим.
  • В процессе лечения с помощью вагинальных свечей, как говорят , нежелательно вступать в половые контакты, так как есть вероятность повторного заражения. Еще лучше, если половой партнер женщины также пройдет полный курс лечения, по крайней мере, сдаст нужные анализы и пройдет обследование. Это связано с тем, что зачастую именно мужчины являются переносчиками инфекции, но не подозревают об этом, так как внешних признаков болезни у себя не наблюдают.
  • Следует также помнить о том, что всякий лекарственный медикаментозный препарат обладает побочными действиями и нежелательными эффектами.
  • Использование вагинальных свечей допускается только после рекомендации врача-гинеколога.
  • Некоторые вагинальные свечи имеют свои особенности применения, поэтому всегда нужно внимательно прочитывать аннотацию, прилагающуюся к упаковке с лекарственным средством.

Посещая храм, мы, как правило, покупаем в церковной лавке свечи, чтобы потом зажечь их перед иконами святых. Как нужно ставить свечи в церкви и существуют ли в принципе такие правила, попробуем разобраться вместе.

Последовательность установки церковных свечей

Церковью не установлены строгие требования на этот счет, но есть определенные традиции:

  1. Сначала свечу зажигают возле праздничной иконы, находящейся в центре, а также храмовой, чье имя он носит, и около места упокоения мощей святого;
  2. Затем ставят свечки за здравие (или с просьбой о чем-то) возле лика Иисуса и Матери Божьей, а также перед иконой с изображением святого, помогающего в исцелении от болезней, например, Пантелеймоном;
  3. За упокой умерших свечи зажигают в специально отведенном для этого месте - кануне, у распятия. Он представляет собой небольшой столик с ячейками и, как правило, находится в левой стороне помещения храма;
  4. Свечи ставят и перед образами чтимых вами святых. Если вы не знаете их места расположения, это вам расскажут служители храма. При отсутствии нужной вам иконы, свечу можно зажечь возле иконы Спасителя, Богородицы или всех святых;
  5. Около каждой иконы есть подсвечник с горящими свечами, от которых зажигают свою, или от лампады. Установив ее, надо произнести молитву и перекреститься, а затем приложиться к образу.

Свеча может быть любого размера, а молиться можно и своими словами. Главное для Бога - ваша искренность при обращении к нему .

Какие виды светильников используются в храме?

К ним относятся в основном лампады и свечи:

  • Они делятся на несколько видов. Обычные бывают разных размеров и выполнены из различных материалов, в число которых входит воск и парафин. Внутри находится фитиль;
  • Выносная напольная и диаконская свечи используются при отправлении определенных важных ритуалов, например, чтении Евангелия или во время всенощного бдения. Выносится в руках священнослужителей. В первом случае ее устанавливает пономарь, выйдя из алтаря, а во втором - несет диакон (отсюда и наименование);
  • Лампада представляет собой сосуд с маслом, внутри которого располагается на специальном креплении (поплавке) фитиль. Есть особый вид светильника из семи лампад, называемый семисвечником;
  • Самым большим источником света является паникадило типа большой люстры, которая подвешивается в центральной части храма из-под купола и состоит из большого числа свечей или лампочек. Разновидностью его служит поликандило - они висят в боковых частях (приделах) церковного помещения.

При службе, совершающейся архиереями, используют двух- и трехсвечники, называемые, соответственно, дикирий и трикирий .

Зачем ставят свечи в церкви? Свод правил

Они являются символом нашей духовной связи с Богом. Так считают священники. Поскольку Господь говорит с нами через своих святых, следовательно, зажигая свечу перед любой иконой в церкви и произнося слова молитвы, мы обращаемся именно к нему.

Купленная в храме свеча считается нашей маленькой добровольной жертвой ему, а ее мягкость свидетельствует о нашем послушании. Свет и тепло и пламени при горении символизируют о вере и любви к Спасителю, святым, ангелам, Матери Божией, а также и его божественной благодати по отношению к нам.

Случается так, что на подсвечнике нет свободного места, и тогда следует просто положить туда свечу. Впоследствии служители зажгут ее и поставят на освободившееся место. Не делайте этого сами.

Старайтесь не создавать в храме суету своими действиями и не отвлекать других верующих во время службы просьбами передать свечу. Лучше это сделать до или после ее окончания.

Не поддавайтесь суевериям. Неважно, какой рукой вы передадите свечу, или она вдруг погасла или не полностью догорела. Всё это ерунда. Если молитва ваша была от всего сердца, она обязательно будет принята.

Покупайте свечи только в церкви, а не вне ее. Помогите этим и себе и храму.

В данном ролике Отец Дмитрий расскажет, для чего вообще устанавливают свечи верующие, что это символизирует:

Можно ли ставить свечи во время месячных?

Этот вопрос восходит к нравам времен Ветхого завета:

  • С пришествием Христа главным в человеке была провозглашена душа, а не физическое тело, и многие бывшие запреты перестали действовать, в том числе и в отношении части исключительно женских недомоганий;
  • Их ежемесячная «нечистота» является, по мнению многих церковнослужителей и богословов, естественной природной функцией организма. Она не является виной и, тем более, грехом, который помешал бы женщине посетить церковь, чтобы помолиться и поставить свечку;
  • Как известно, сам Иисус с пониманием относился к этой проблеме, поддержал и исцелил женщину, страдавшую кровотечением, благодаря ее вере в него;
  • В наше время встречаются еще священники с ветхозаветными взглядами, тогда как Святой Иоанн Златоуст в 4 веке считал недостойным христианства запрет на посещение женщинами церкви в «критический» период;
  • Обращаться к Богу в молитве женщина может как в храме, так и дома, зажигая свечу перед иконой Спасителя, Богородицы или любого святого, и неважно, в какой это будет день . Главное - ее духовная потребность в этом общении;

Во многих храмах женщины-служащие выполняют свои обязанности в любые дни .

Что является символом молитвы?

Традиция зажигать свечи при молитве уходит своими корнями во времена Ветхого завета:

  • Тогда верующие приносили в храм в качестве жертвы елей для лампад. Начало использования светильников в храмах было положено по велению Господа Моисею с его неугасимой лампадой, горевшей над Книгой законов. Затем постепенно они перекочевали в дома простых людей;
  • Частично потребность в использования свечей и других источников света была вызвана необходимостью освещения помещений (гротов, пещер), в которых собирались первые христиане, гонимые язычниками, но не только это. Иисус говорил, что он есть свет миру, и горение светильников символизировало это, освещая человеку его духовный путь;
  • Во времена Нового завета закон Божий был прописан в Евангелии, и его чтение также сопровождалось зажиганием свечей. Постепенно это стало применяться во всех храмах при богослужениях, а также верующими при молитве святым иконам и мощам великомучеников. Горящие свечи используются при крещении и отпевании, крестном ходе на Пасху и в других необходимых случаях.

В Россию данный обычай пришел из Византии.

Нужно ли зажигать лампаду дома при молитве?

Священники называют семью малой церковью:

  1. Устраивая дома уголок с иконами, мы духовно приближаемся к святым подвижникам, Богородице и самому Спасителю, а зажигая там лампадку и читая молитву, ощущаем свет и тепло Божьей благодати. Можно также использовать зажженные церковные свечи ;
  2. Емкость в лампаде заполняется специальным маслом, а фитиль зажигается от свечки, но не от спички или зажигалки. Она ставится на подставку или вешается перед иконами;
  3. Ее можно затеплить на всё время вашего пребывания в доме или на время молитвы, или же сделать ее негасимой. Всё необходимое для нее приобретается в свечном киоске или лавке при храме;
  4. Считается, что горящая лампада является символом духовного вечного огня и очищает дом от скверны. Количество их может быть и две и три, как хотите;
  5. Помимо масла, желающие могут купить в лавке ладан и положить его на площадку специального устройства, надеваемого поверх лампадки. При горении фитилька оно будет нагреваться, и в воздухе появится приятный запах.

Ни в коем случае не используйте этот священный огонек для хозяйственных нужд, что-либо разогреть и т. п.

Всё в жизни устроено по правилам, и знать, как правильно ставить свечи в церкви, не менее важно, чем уметь пользоваться ножом и вилкой, ведь человек состоит не только из тела, но имеет еще и душу. И ей необходимо трудиться.

Видео-руководство: как устанавливать свечи правильно

В данном ролике Отец Кирилл покажет, что вы должны сделать в первую очередь, зайдя в храм:

Загрузка...