crimea-fun.ru

Фивы египетские и греческие. Фивы - Древний город Египта

Египет. История страны Адес Гарри

Фивы

Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле - неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых фараонов, эпоха самых изощренных и экстравагантных стилей в искусстве и архитектуре, строительства самых величественных зданий в мире. Естественно, центром происходившего являлась метрополия и ее столица - Васет, больше известная под греческим названием Фивы, ныне Луксор - от арабского «аль-каср», что значит «дворец, крепость»; название возникло из-за многочисленных руин великолепных дворцов и гигантских храмов. На пике расцвета, в период Восемнадцатой и Девятнадцатой династий, в городе проживало около миллиона человек, в десять раз больше, чем сейчас; ни один другой город в мире не мог сравниться с Фивами на протяжении веков, а в наше время Пекин и Лондон достигли такой численности населения лишь около 1800 года, более чем три тысячи лет спустя. Богатством Фив восторгались все соседи; Гомер в «Илиаде» называет «стовратные Фивы» образцом богатой и могучей столицы, дома которой набиты сокровищами.

И хотя влияние Фив быстро исчезло после крушения Нового царства, огромные каменные памятники и храмы уцелели. Когда величественные обелиски и пилоны внезапно предстали перед армией Наполеона в 1799 году, один офицер заявил, что «без всякого приказа люди сами выстроились в ряды, забили в барабаны и литавры, отдавая салют». С момента этого открытия город стал одним из самых известных мест археологических раскопок; это касается трех основных центров - Карнака, храма в Луксоре и Фиванского некрополя, они входят в программу практически всех туристических поездок в Египет. Красота плотно расположенных храмов и гробниц, многие из которых прекрасно сохранились, заставляет современных людей замирать в восхищении и почтительном молчании перед величием искусства.

Фивы не просто были столицей империи, здесь находилось духовное сердце нации, невероятный по размаху религиозный комплекс - на самом деле один из самых больших в мире; его называли Ипет-исут («Самое почитаемое место»), а сегодня оно известно под арабским названием Карнак. Фиванцы считали его местом творения, где состоялся «первый величественный восход», когда Амон-Ра поднял мир из первоначального океана. Амон был местным фиванским богом, который заимствовал качества старого бога солнца Ра, главного божества Древнего царства, и стал Амоном-Ра, «царем богов» и высшим богом Нового царства.

Карнак был необычайно богатым религиозным центром и в эпоху расцвета владел 81 000 работников, 422 000 головами крупного рогатого скота, 239 500 гектарами земли, 433 садами, 83 кораблями и 65 деревнями. Он включал три обширных территории, окруженные стенами трапециевидной формы; они были посвящены Монту (богу войны с головой сокола), Мут (богине, принимавшей облик стервятника) и, что самое важное, Амону-Ра. Внутри этих территорий находились дополнительные храмы других божеств и почитаемых царей, таких как Хонсу (бог луны и сын Амона и Мут); вместе они составляли святое семейство Фив, так называемую «фиванскую триаду».

Храм Амона-Ра доминировал над комплексом. Его строили на протяжении тринадцати столетий, и в итоге возникло фантастическое скопление дворов, пилонов, зал, обелисков, колоссальных статуй и святилищ; территория храма превосходит размерами самые крупные соборы, синагоги, буддийские ступы или мечети мира. Этот невероятный размах и величие стали следствием исключительной важности храма как земной резиденции высшего божества и места коронации и юбилеев фараонов, источника легитимации царской власти для правителей Нового царства.

Впечатляющий путь для процессий идет с востока на запад через шесть пилонов и жемчужину всего комплекса, Большой гипостильный зал, в затененное пространство внутреннего святилища, где находилось сокровенное изображение Амона, «таинственное по форме». Вход на территорию храма был воспрещен обычным людям, в святилище могли вступать только фараоны и высшие жрецы. Чуть ниже находилось обширное священное озеро; вторая ось шла под прямым углом к пути процессий, пересекала четыре пилона и аллею сфинксов и вела к территории храма Мут, супруги Амона. Священный союз между Амоном и Мут отмечался ежегодно во время праздника Опет, продолжавшегося несколько недель и считавшегося главнейшим событием года; в это время простые египтяне получали возможность воздать почести Амону, так как образ бога перевозили из Карнака в храм Луксора на кедровой барке, отделанной серебром и украшенной золотом.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Фивы О, где вы, луга Пиерии, Высокое пастбище слов? Герои поднялись какие Из белых драконьих зубов? От Кадма, посланца Востока, До Пиндара трепетных од Такая змеится дорога, Какую Геракл не пройдет. Когда ж пред неправым законом Трусливо склонятся мужи, Свой подвиг свершит

автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Стовратные Фивы Город Уасет, который в Библии упоминается под именем Но, греки называли «стовратными Фивами». Знаменитая столица фараонов простиралась на правом берегу Нила. Около реки поднимались величественные храмы бога Амона, за ними тянулись дворцы фараонов и

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

ФИВЫ Взлет Фив представляет интерес тем, что в значительной мере своими успехами они были обязаны превосходным солдатам и тем изменениям, которые те привнесли в освященную веками боевую тактику своего времени. Более того, приложение этой тактики к своему стилю сражения

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Фивы в лицах и поступках …Фивы египтян, Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся, Град, в котором сто врат, а из оных из каждых, по двести Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают. "Илиада" В год рождения Пушкина наполеоновский генерал Дессекс и

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Посетил ли Александр египетские Фивы? Александр пробыл в Египте с осени 332 г. до н. э. до весны 331 г. О его деятельности в Египте, об основании им Александрии и о его поездке в оазис Сива известно лучше всего/потому что все это описано его более поздними греческими и

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

Глава 2 Странствия Фивы На самой границе России и Курляндии юная София увидела в небе «страшную комету» 1744 г. Огромный огненный шар казался очень близким к земле и напугал путешественниц. Он предвещал суровую зиму, голодный год, «прилипчивые болезни», пришедшие в Европу

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

автора Адес Гарри

Куш и Фивы Гиксосы поддерживали отношения с нубийскими царями страны Куш, центром которой был город Керма, к югу от Третьего порога, важный пункт на торговом пути через Западные оазисы к египетской территории. Фиванские цари также сотрудничали с нубийцами, от которых

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Фивы Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле - неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Глава VI «СТОВРАТНЫЕ ФИВЫ» До сих пор мы главным образом имели дело с Древним царством, когда власть фараонов сосредоточивалась в Нижнем, то есть Северном Египте. Большая часть памятников и гробниц Древнего царства была найдена поблизости от старой столицы фараонов

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Фивы - столица Египта «Сильнее Уасет всех городов… Не сражаются вблизи неё, ибо велика её сила. Каждый город возвеличивается в имени её, Она - их владычица, более могучая, чем они!» Так воспевали древнеегипетские поэты самый большой и самый замечательный из городов

ФИВЫ наиболее известный археологический памятник в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира. Фивы, впервые упомянутые в Илиаде , были названы так греками, вероятно потому, что, подобно греческим Фивам, этот город был знаменит своими воротами. Египетское название города – Уасет. Часть территории древних Фив ныне занимают города Луксор и Карнак – оба на восточном берегу Нила; однако в древности Фивы занимали большой участок равнины и на западном берегу реки вплоть до подножий гор, где находились гробницы и погребальные храмы, в число которых входил Рамессеум, храм Амона.

В эпоху Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 до н.э.) Фивы были незначительным провинциальным центром, управлявшимся полунезависимыми царями, от которых до нас дошло лишь несколько вырубленных в скалах могил. После богатого смутами переходного периода их преемники начали борьбу за объединение Египта, итогом которой явилось подчинение страны фиванской династии в эпоху Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1700 до н.э.), знаменующее начало процветания Фив. Хотя большинство оригинальных сооружений этого периода на восточном берегу Нила до нас не дошло из-за активного храмового строительства в эпоху Нового царства, на западном берегу еще и теперь видны гробницы некоторых правителей, прежде всего – Ментухотепа II, фараона XI династии (ок. 2052 – ок. 1991 до н.э.) в Дейр эль-Бахри. На какое-то время столица Среднего царства для удобства управления была перенесена на север, в Мемфис, однако и в то время цари были фиванского происхождения. К концу эпохи Среднего царства, когда междоусобная борьба подорвала целостность государства, цари XIII династии вновь перенесли свою резиденцию в Фивы. Для них было сооружено несколько скромных гробниц, вырубленных в скалах, а надписями засвидетельствованы приношения храму Амона в Карнаке.

В правление чужеземной династии гиксосов (ок. 1700 – ок. 1580 до н.э.), народа неясного происхождения из Передней Азии, город переживал период упадка, но именно Фивы начали завершившуюся победой войну за изгнание гиксосов. Яхмос, первый царь XVIII династии (ок. 1570 – ок. 1345 до н.э.), в конце концов разгромил завоевателей, но предпосылки успеха заложил старший брат Яхмоса Камос, последний правитель XVII династии, которому удалось объедининь Верхний Египет. Царские захоронения XVII династии были разграблены еще в древности, но кое-что из великолепной погребальной утвари сохранилось; для гробниц этого периода характерны находки инкрустированного оружия.

С XVIII династии началась эпоха Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.), период расцвета древнего города и культа его верховного бога Амона – золотой век не только для Фив, но и для всего Египта. В течение многих столетий город оставался излюбленной резиденцией фараонов и сокровищницей, в которой скапливались богатства, собранные в качестве дани с покоренных земель. Сокровища Амона постоянно приумножались, а вместе с ними росли власть и влияние его жрецов, к числу которых принадлежали некоторые самые знатные египтяне.

Огромные храмовые сооружения, возвышающиеся на восточном берегу Нила, являются наряду с пирамидами наиболее впечатляющими памятниками египетской цивилизации. Храм Амона в Луксоре, как и его более крупный аналог в Карнаке, возводился в несколько этапов, что видно по его плану, включающему сложные и повторяющиеся ряды пилонов, внешние дворы с колоннадами и гипостильные залы. Этот храм начал строиться при Аменхотепе III (ок. 1455 – ок. 1419 до н.э.) на месте прежнего святилища и был значительно изменен и расширен в последующие годы, особенно при Рамсесе II (ок. 1301 – ок. 1234 до н.э.). Рамсес II возвел новый большой двор с колоннадами и пристроил к входу громадные пилоны, установив перед каждым собственные статуи колоссальных размеров. Одна из хорошо сохранившихся статуй имеет приблизительно 18 м в высоту, что дает представление о гигантских размерах храма.

Храмы супруги Амона Мут, его сына Хонса и бога войны Монта в Карнаке сами по себе производят сильное впечатление, но теряются рядом с Великим храмом Амона, который и сейчас имеет протяженность более 3 км. Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии Среднего царства; начиная с эпохи Тутмоса I в начале Нового царства он постоянно реконструировался и расширялся путем непрерывной пристройки дворов, залов с колоннадами и бесчисленных пилонов. Среди заслуживающих внимания частей храма наиболее примечателен Большой гипостильный зал Рамсеса II. Все эти храмы как внутри, так и снаружи сплошь украшены рельефами и надписями, большинство из которых содержат восхваления разных фараонов.

Гробницы фараонов, за некоторыми исключениями, расположены в Долине Царей – месте менее доступном, чем более ранние захоронения, постоянно подвергавшиеся разграблению. Поскольку в долине уже не было места для возведения грандиозных заупокойных храмов, величественные погребальные сооружения стали воздвигать вдоль западного берега Нила. Исключением явился большой террасированный храм царицы Хатшепсут (ок. 1595 – ок. 1503 до н.э.) в Дейр эль-Бахри, соседствующий с храмом Ментухотепа, предшественника Хатшепсут в эпоху Среднего царства.

Двор Аменхотепа III (ок. 1455 – ок. 1419 до н.э.) во второй половине периода правления XVIII династии превосходил по своей роскоши все прежде виденное в Египте; его погребальный храм до сих пор выделяется благодаря двум стоящим перед фасадом сооружения фигурам – колоссам Мемнона, восхищавшим римских путешественников, многие из которых оставили надписи о своем посещении на самих статуях. Среди других погребальных храмов на западном берегу хорошо известен т.н. Рамессеум Рамсеса II.

При Аменхотепе IV (Эхнатоне) столицу временно перенесли в Амарну. Она была возвращена в Фивы его зятем Тутанхамоном, чья неразграбленная гробница была обнаружена в 1922 в Долине Царей. В гробнице Тутанхамона сохранилось все, включая царскую мумию в золотом саркофаге. Богатство этого захоронения помогает представить великолепие утраченных сокровищ из расположенных неподалеку более крупных и значительных царских гробниц.

С воцарением XXVI династии (Саисский период, 663–525 до н.э.) политический центр Египта вновь переместился на север, и древняя столица утратила свое политическое значение. Тем не менее Фивы оставались важным религиозным центром, а после завоевания Египта Александром Великим ненадолго вернули себе независимость. Ранние Птолемеи продолжали расширять и украшать храмы и даже строили новые, однако последнее фиванское восстание завершилось разрушением Фив примерно в 30 до н.э. Страбон (24 до н.э.) нашел на месте прежнего города лишь несколько отдельных поселений; со временем, по мере распространения христианства, храмы и гробницы превращались в церкви и монастыри и использовались для христианских богослужений.

Фивы – столица египетских фараонов, ставшая родиной культа бога солнца Амона. При всех утратах и разрушениях древний город не исчез бесследно подобно другим памятникам древних цивилизаций. Греки назвали его «стовратными Фивами» за его огромные размеры в отличие от собственных «семивратных» Фив. Развалины фиванской архитектуры на целое тысячелетие старше легендарного Нового Вавилона, но до сих пор вызывают восхищение. На закате, как и тысячи лет назад, пламенеющее в бурных водах Нила солнце медленно исчезает за горизонтом – это бог солнца Амон-Ра уходит в царствие мертвых, чтобы утром вновь родиться юным и могущественным.

Именно поэтому на левом берегу реки располагался город мертвых, в которой царил покой и тишина. В этой, так называемой, Долине царей находится некрополь Фив с гробницами фараонов, склепами их жен и детей, поминальными храмами фараонов разных династий. До наших дней лучше всего сохранились – храм царицы Хатшепсут, храм фараона Рамсеса II, храм Хатшепсут. Вход в поминальных храм Аменхотепа III уже 3400 лет охраняют две гигантские каменные статуи, известные как Колоссы Мемнона и изображающие сидячего фараона Аменхотепа III.

Фиванские фараоны не строили пирамид, а для гробниц вырубали наклонный тоннель в скалах, уходящий на глубину до двухсот метров. Тоннель заканчивался погребальными камерами, стены и потолки которых расписаны цветными картинами из жизни усопших. Так в скалах Ливийского хребта найдено более ста гробниц, но все они были разграблены еще в древности, лишь одна из них – гробница фараона Тутанхамона обнаружена в 1922 году в полной сохранности.

Основным государственным святилищем Нового царства стали два храма Амона, расположенные на противоположных сторонах реки – в Карнаке и Луксоре и соединенные между собой трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов. Нигде в мире колонны, пилоны и монолитные статуи не были такими грандиозными, ни один храм до этого времени ни отличался такой пышностью. Большой гипостильный карнакский зал площадью 5000 кв. м вмещал целый лес массивных исполинских колонн. Колонны украшают барельефы с изображением победоносных походов фараонов. Святилище в Луксоре не такое большое, но не менее роскошное и величественное. Оба храма объявлены объектами ЮНЕСКО.

Великие победы египетских фараонов отмечались строительством роскошных дворцов и храмов, которые тесно окружали жилые дома и узкие улочки. Египетские Фивы были разрушены в 663 году до н. э. ассирийским царем Ашшурбанипала, но руины города напоминают о его былой славе, которой позавидует любой древний город.

Фивы — город в Верхнем Египте, находящийся рядом с современным Луксором. Древние египтяне дали название городу Уаст, что в переводе на русский язык означает «властвующий город», или просто «властвующий». Греки называли город Фивеи, или Фивы, у Гомера он упоминается как «Стовратые Фивы». Местные жители называли свою родину просто Ниут, или «город».

Самые ранние упоминания о Фивах датируются III тыс. до н.э., во время правления фараона Микерине (Менкаура). До своего расцвета, у Фив была богатая и насыщенная история. В XXI в. до н.э. город становится столицей нового объединённого царства, правда на непродолжительное время, а именно во время правления фараонов XI династии . В этот промежуток времени, в городе начинают возводить монументальные храмы в честь богов и умерших фараонов. Культ поклонения богу Фив Амону распространился на территории всего государства.

В эпоху правления XVIII династии Нового царства, город переживает период наивысшего расцвета. Фивы стали религиозным, экономическим и политическим центром великой империи. Фараоны одаривали крупными подарками город, после удачных военных походов.

В XIV в. до н.э. город Мемфис перехватил пальму первенства у Фив, но даже после этого Фивы продолжали оставаться крупным религиозным и экономическим центром египетского царства.

После распада Нового Царства, Фивы становятся столицей нового теократического государства, созданного фиванскими жрецами культа Амона.

К сожалению, многие здания старинного города были сожжены и разрушены римскими легионерами. Фивы были покинут жителями. И лишь в начале XIX века н.э., город был обнаружен учёным- историками, во время похода Наполеона I в Египет.

С Египтом европейцев познакомили греки. Античная Греция моложе Египта: когда она находилась на раннем этапе своего развития (I тысячелетие до нашей эры), государство долины Нила вступало в последний период своей многовековой культуры. Интерес античного мира к Египту проявился задолго до того, как он сделался достоянием истории. Уже тогда эта страна была овеяна легендами. Египет воплощал собой мудрость, ключ к познанию которой люди со временем утратили. Считалось, что великий ученый, математик и философ Пифагор почерпнул свои знания из Египта. Отец истории Геродот, посетивший эту страну в середине V века до нашей эры, оставил ее интересное описание.

Город на восточном берегу Нила, ставший в период Среднего и Нового царств столицей государства, известен как Фивы. Под этим названием он упоминается в «Илиаде» Гомера, который воспевает его как «Стовратные Фивы», имея в виду многочисленные башнеобразные пилоны, служившие входом в храм.

На вопрос - почему греки перенесли название своего города в Беотии на египетскую столицу, нет однозначного ответа. Польский археолог К. Михаловский высказал предположение, что это могло произойти в результате сходства в звучании греческого наименования города с египетским названием одного из святилищ Амона в Карнаке. Египтяне же именовали свою столицу и прилегающий округ Уасет. Здесь же находился дворец фараона, поэтому за столичными Фивами закрепилось еще одно обозначение - «нут» - «резиденция правителя», или «город Амона». Позднее греки стали называть его Диосполис Магна - «Великий город Зевса», отождествляя своего верховного бога с древнеегипетским Амоном.

Основным местом культа фиванского бога солнца был храм в Карнаке (современное название по близлежащей арабской деревушке). В Древнем Египте этот храм именовался Ипет-Сут и являлся частью Фив. Фиванский округ (ном) был известен уже эпоху Древнего царства. Однако в тот период Фивы не не играли сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. С конца Древнего царства начинает усиливаться значение Амона: на территории Фив сооружается первый храм, посвященный этому богу (он не сохранился и о существовании его известно по надписям).

С наступлением эпохи Среднего царства культ Амона стал преобладать в египетской религии. Уже тогда, помимо строительства на восточном берегу Нила, с западной стороны в скалистых горах Дейр эльБахри закладывается заупокойный ансамбль фараонов XI династии. Так было положено начало планировки Фив, разделенных Нилом на административно-политический центр город живых на восточном берегу и некрополь - город мертвых на западном.

В эпоху Нового царства обе части Фив мыслились как единый ансамбль. На восточной стороне достигло расцвета строительство храмовых комплексов, посвященных Амону,- это уже упомянутый Карнак и второй, называемый древнеегипетским именем Ипетресет-Имен («Южный гарем Амона»), но более известный как Луксор. Последнее название возникло в период римской античности, когда римляне основали здесь укрепленный лагерь Костра, который арабы стали называть аль-Кусур, что значит «замки». Это слово, видоизмененное европейцами, и стало звучать как Луксор.

Если Карнак, помимо храма Амона, включал в свой ансамбль храмы богов фиванской триады - богини Мут - супруги Амона и их сына Хонсу, то на территории Луксора находится только один храм, который строился в две эпохи – в царствование фараонов Аменхотепа Ш и Рамсеса II.

Оба храма – Карнак и Луксор – были связаны почитанием Амона. Это нашло отражение в праздничных ритуалах, посвященных главному фиванскому божеству. Самым значительным среди них был Опет – праздник перенесения священной ладьи Амона из северного святилища в южное.

Церемония начиналась в Карнаке, откуда барку со статуей Амона жрецы несли на плечах по дороге процессий к пристани. Там ее погружали на ладью и по Нилу переправляли в Луксор. Народ сопровождал ритуальное празднество по берегу. Главная ось карнакского храма идет перпендикулярно Нилу, храма в Луксоре параллельно. От пристани ладью несли вдоль колоннад и открытых дворов в специально для нее предназначенное помещение - Зал ладьи, не доходя до которого находился так называемый Зал рождения Аменхотепа Ш. Рельефы на стенах повествуют о чудесном зачатии фараона от брака его матери с самим Амоном Ра.


Аллея баранов-сфинксов. Восточные Фивы.

Храмы Карнака соединены с Луксором аллеей бараноголовых сфинксов , ибо баран считался священным животным бога Амона. Панорама Луксора с высокими стройными колоннадами выглядит со стороны Нила величественно. Пересекая реку, мы окажемся на западном берегу, у пристани, от которой в древности начиналась аллея сфинксов, ведущая к заупокойным храмам. Она служила как бы продолжением аллеи восточной стороны - таким образом архитектурные сооружения, расположенные по обоим берегам, составляли единый ансамбль

Великие фараоны Египта, начиная со Среднего царства, сооружали на западном берегу заупокойные храмы. Далеко не все они сохранились, многие дошли в руинах. Раскопки на этой территории ведутся и поныне.


Храм царицы Хатшепсут. Дейр эль-Бахри.

Один из значительных памятников заупокойного культа - храм царицы Хатшепсут , представляющий собой трехъярусное сооружение с наклонно расположенными проходами - пандусами, ведущими на верхние террасы. К храму шла аллея сфинксов, сочетающих в своем облике тело льва с портретной головой царицы. Недалеко находился заупокойный храм Аменхотепа Ш, теперь полностью разрушенный. Он также соединялся дорогой сфинксов с пристанью (два сфинкса из этой аллеи стоят ныне на набережной Невы у Академии художеств). Перед входными башнями-пилонами этого храма установлены две гигантские тронные статуи фараона, высеченные из глыб песчаника. Высота их от основания превышает 17 метров.

Предполагают, что храм был разрушен в результате сильного землетрясения в 27 году до нашей эры. При этом на северном колоссе образовалась трещина. Из-за резких скачков температуры и влажности воздуха в слоях камня возникала вибрация - обычно это происходило, когда лучи восходящего солнца нагревали поверхность: тогда колосс начинал издавать слабые жалобные звуки. Греки, отождествившие статую египетского фараона с героем троянской войны Мемноном, сыном богини утренней зари Эо, считали, что таким образом он жалуется матери на свою гибель от руки Ахилла. Это явление описано у греческого географа Страбона, жившего на рубеже новой эры. Статуи Аменхотепа III известны ныне как колоссы Мемнона.


Колоссы Мемнона. Заупокойный храм Аменхотепа III. Западные Фивы

Неподалеку от заупокойных храмов под высокими скалами находятся захоронения фараонов Древнего Египта. Этот некрополь принято называть «Долиной царей». Над ней господствует вершина Рог - место обитания богини Меретсегерет - покровительницы некрополя (имя в переводе означает «Любящая молчание») . Ее считали «Владычицей Запада» - царства мертвых и обычно изображали в облике змеи: по мнению египтян, она охраняла покой умерших. Гробницы, вырытые в скальном грунте, состояли из нескольких помещений, лестничные спуски и коридоры создавали реальное ощущение схода, что соответствовало представлению о пути в подземный мир загробного царства. Переходы и погребальные камеры уходили в глубь скалы до 100 метров. Некоторые из усыпальниц - настоящие дворцы: стены были расписаны, яркость красок сохранилась и по сей день. Сюжетом росписей служили произведения заупокойной литературы. Среди сцен - изображение пути странствования по загробному миру, предстояние царя перед богами.


Рамессиум. Храм фараона Расеса II. Западные Фивы

В эпоху эллинизма, когда Египет был завоеван Грецией, контакты между странами становятся особенно тесными. Фараоны династии Птолемеев, занявшие египетский престол, ведут в Фивах большую восстановительную работу - строительство идет и на восточном и на западном берегах Нила.

Если египетские Фивы были столицей государства, крупнейшим политическим, религиозным и культурным центром, то их «тезки» в Греции не столь известны. В этой стране было несколько Фив: самый интересный по своей истории - город в Беотии. Как сообщают мифологические источники, название он получил от Фивы - жрицы богини Афины. Согласно одному из преданий Фива считалась дочерью реки Асоп и основала город, который стал носить ее имя. Об этом упоминает римский историк Павсаний.

Расположены Фивы на невысоком холме: город имел круговую планировку, окружался стеной с семью воротами - отсюда его эпитет «семивратный». В центре находился акрополь Кадмея. Сам город и акрополь восходят к микенской эпохе (XIV - XIII века до нашей эры). Миф называет основателем Кадмеи сына финикийского царя Кадма, которого отец послал на поиск похищенной Европы. Преследуемый неудачами, Кадм обратился к дельфийскому прорицателю и получил указание - прекратить поиск и следовать по выходе из святилища за коровой. На том месте, где она ляжет отдохнуть, он должен основать город. Так Кадм и поступил. Но прежде ему пришлось сразиться с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище, он по совету Афины засеял поле зубами дракона, и из этих всходов выросли вооруженные люди Спарты. Пятеро из них стали основателями знатных родов в заложенной Кадмом крепости, вокруг которой выросли Фивы.

Хотя в сказаниях многое является мифопоэтическим вымыслом, в них можно отыскать и некоторые исторические факты. Так, Кадму, выходцу из Финикии, приписывается изобретение греческого алфавита, возникшего, как известно, на рубеже IX - VI II веков до нашей эры из финикийского письма.

В сказочном мотиве мифа говорится о странствиях героя и его победе над чудовищем, что могло быть отражением тех древних контактов, которые существовали между Фивами и государствами Малой Азии. Таким образом, названия городов, имена их основателей и правителей раскрывают панораму исторических судеб государств и народов, ушедших в прошлое, но приходящих к нам из глубины веков.

Н. Померанцева, кандидат искусствоведения

Загрузка...