crimea-fun.ru

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”. Роль общественного мнения в жизни людей (На примере комедии А

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».

« Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могутвыменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними. Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»

Главное для фамусовского общест­ва - это богатство. Их идеалы - лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой». В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки...»

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...»

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком. Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского лица».

Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го времени.

Всех героев комедии Грибоедова «Горе от ума» можно распределить на два лагеря. Один из них содержит в себе представителей «старых порядков» – людей, которые считают, что необходимо жить так, как жили наши родители, а любые отклонения от этой нормы непростительно губительны, второй нацелен на развитие и трансформацию общества. Первый лагерь очень многочисленный, фактически можно сказать, что сюда принадлежит все аристократическое общество Москвы и люди, к нему приближенные, самым ярким представителем этой группы является Петр Фамусов, его именем символично и названа совокупность всех персонажей, поддерживающих эту же позицию. Вторая категория не столь многочисленна и представлена всего лишь одним персонажем – Александром Чацким.

Павел Афанасьевич Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению. Он состоит на гражданской службе в должности управляющего. Фамусов уже состоявшийся чиновник – он окружил себя родственниками в делах службы, такое положение вещей позволяет ему совершать необходимые бесчинства на службе и не бояться понести за это наказание. Так, например, он официально оформляет Молчалина работником архива, но это всего лишь теоретически, на самом деле, Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова.

Павел Афанасьевич не брезгует взятками, ему нравятся люди, готовые выслуживаться перед своим начальством.

Семейная жизнь Фамусова также сложилась не самым худшим образом – он был дважды женат. От первого барка у него есть дочь Соня. Фамусов всегда активно принимал участие в ее воспитании, но делал это не из-за своих убеждений, а потому, что так было принято в обществе.

На момент повествования она уже взрослая девушка на выданье. Однако Павел Афанасьевич не спешит выдать дочку замуж – он хочет подобрать для нее достойного кандидата. По мнению Фамусова, это должен быть человек значительного финансового обеспечения, который состоит на службе и стремится получить повышение.

Финансовое положение человека становится мерилом значимости его в обществе и благородства в глазах Фамусова. Он отвергает значимость науки и образования. Фамусов считает, что образованность не приносит должных положительных результатов – это всего лишь пустая трата времени. По этому же принципу он определяет значимость искусства в жизни человека.

Предлагаем ознакомиться с – главного героя комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов обладает сложным характером, он склонен к конфликтам и ссорам. Слуги его часто страдают от неправомерных нападок и брани со стороны своего хозяина. Фамусов всегда найдет к чему придраться, поэтому ни один день его не обходится без ругани.

Фамусов руководствуется основными физиологическими потребностями организма: утолением голода и жажды, потребности во сне и отдыхе, исходя из этой позиции ему сложно принять и понять достижения интеллектуального характера.

Для Фамусова не важен моральный облик человека. Сам он часто отступает от норм гуманности и морали и не считает это чем-то страшным, правильнее сказать, что он даже не задумывается о моральной стороне своих поступков, для Фамусова важно достижение его цели, неважно каким путем.

Его мало заботит, как обстоят дела на службе – большую значимость для Фамусова представляет необходимость и график его визитов к другим дворянам. Такое положение вещей в первую очередь связано с его служением чиновникам, а не делу – другими словами, для Фамусова не важно качество и продуктивность его работы – он считает, что умение угодить вышестоящему чиновнику важнее, чем хорошо выполненная работа.

Алексей Степанович Молчалин

Алексей Степанович Молчалин – простой человек по происхождению, он приобретает звание дворянина с помощью Фамусова.

Алексей Степанович – человек бедный, но его богатство состоит в умении выслужиться и угодить своему начальнику. Именно благодаря этим умениям Молчалин настраивает Фамусова благосклонно по отношению к себе. Алексей Степанович по бумагам числиться работником архива государственного учреждения, в котором Фамусов служит управляющим. Однако, фактически это не так. Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова, а к работе в архиве не имеет никакого отношения – такое оформление было стратегически важным ходом – Фамусов экономит на зарплате своего секретаря (ему выплачивает за это государство). Молчалин же не противится такому положению вещей, благодаря фиктивному оформлению

Молчалин совершает карьерный рост и даже получил дворянский чин. Больше всего на свете Алексей Степанович желает стать полноценным членом фамусовского, а значит, аристократического, общества.

Он готов заплатить за это любую цену. Для этого Молчалин все время старается угодить Фамусову, «играет в любовь» с его дочерью Соней и даже ходит по дому Фамусова на цыпочках, чтобы не потревожить домочадцев.


Как бы ни старался Молчалин, но его истинные желания время от времени прорываются наружу. Так, например, он ухаживает за Соней Фамусовой, но при этом испытывает настоящее чувство к служанке Лизе.

Выбор между Соней и Лизой для Молчалина автоматически означает выбор между аристократией и отказом от неё. Его чувства к Лизе настоящие, поэтому Молчалин ведет двойную игру, ухаживая за обеими девушками.

Софья Павловна Фамусова

Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова – важного чиновника и дворянина. Соня рано потеряла мать, ее воспитанием занимался отец, а затем французская гувернантка. Софья получила базовое образование в домашних условиях, также она умела хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах – фортепиано и флейте. На момент повествования ей 17 лет – она девушка на выданье.

Дорогие школьники! На нашем сайте вы можете ознакомиться с по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Отец питает надежду, что ее будущим мужем станет Скалозуб, однако сама же Софья не имеет предрасположенности к этому грубому и невежественному человеку.

По мнению Чацкого у Сони есть потенциал для развития гуманистического начала, однако влияние на дочь отца и его ошибочных взглядов постепенно его снижают.

Софья не дорожит своими кавалерами – она играет с ними, как с живыми куклами. Девушке нравится, когда ей угождают и всячески восхваляют ее. Так как Молчалин лучше всего справляется с этой задачей, то, соответственно, он наибольше пользуется благосклонностью девушки. Несмотря на то, то Фамусов считает Молчалина перспективным молодым человеком, все же его материальное положение неудовлетворительно – Соня богатая наследница и муж ее должен соответствовать ее положению – как социальному, так и финансовому. Поэтому, когда Фамусов узнает о влюбленности молодых людей, это вызывает в нем бурю негодования. Софья наивная и доверчивая – она считает, что отношения Молчалина по отношению к ней искренни и молодой человек действительно в нее влюблен, до последнего момента она не хочет поверить в очевидное – Молчалин просто использует ее для достижения собственной цели и только после того, как она сама стала свидетелем сцены, обличающей двуликость ее возлюбленного, девушка признала свою ошибку.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый военнослужащий, в чине полковника. В обществе его имя автоматически считается синонимом мешку с золотом – настолько велико его финансовое обеспечение. Полковник – типичный представитель аристократии, ведущий активную светскую жизнь, он постоянный гость балов и званых обедов, его часто можно видеть в театре или за карточным столом.

Он обладает заметной внешностью – рост его велик, а лицо не лишено привлекательности. Однако весь облик знатного человека московского общества портится его необразованностью и глупостью. Цель в жизни Скалозуба – дослужиться до звания генерала, с чем он успешно справляется, но не доблестной службой, а деньгами и связями. Однако нельзя и не брать во внимание тот факт, что Скалозуб принимал участие в военных походах, например, в компании против Наполеоновских войск и даже имеет несколько военных наград. Скалозуб, подобно Фамусову, не любит чтение книг и считает их всего лишь предметом интерьера.


При этом всем он неприхотливый человек, он мало обращает внимание на символичность и атрибутивность. Фамусов надеется, что Сергей Сергеевич станет ему зятем. Сам же Скалозуб не прочь жениться, но ситуацию усложняет неприязнь Сони и ее влюбленность в Молчалина.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова – свояченица Фамусова, а значит тетка Соне Фамусовой. Она также принадлежит к потомственным дворянам. На момент повествования она – женщина преклонного возраста – ей 65 лет. Вопрос о семейной жизни Хлестовой – спорный. С одной стороны есть намеки в тексте, на наличие у нее семьи и детей, с другой же стороны, Чацкий называет ее девушкой, в значении старой девы. Вполне вероятно, что Александр применяет в этой ситуации сарказм и на самом деле Хлестова – замужняя женщина.

Анфиса Ниловна – женщина сложного характера, она редко бывает в хорошем расположении духа, в большинстве случаев Хлестова сердита и недовольна. От скуки Хлестова занимается воспитанницами и собаками, И тех, и других множество в ее доме. Анфиса Ниловна, подобно всем членам «фамусовского общества» отрицает пользу образования и науки в целом. Особой страстью Хлестовой является карточная игра – в которой старушка вполне успешна и время от времени остается с приличным выигрышем на руках.

Платон Михайлович Горич

Платон Михайлович Горич – дворянин по происхождению, хороший друг Фамусова. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и ушел в отставку о должности офицера. Еще недавно он был крепким и активным человеком, но выйдя в отставку стал вести размеренный и ленивый способ жизни, что негативно сказалось на его здоровье.

Он женатый человек. Женой его стала молодая женщина Наталья Дмитриевна. Однако счастья Горичу женитьба не принесла, даже наоборот, он чувствует себя несчастливым человеком и искренне жалеет о том времени, когда он был свободным и независимым от семейной жизни. Горич – подкаблучник, он все время подчиняется желанием жены и боится ей противоречить. Наталья Дмитриевна постоянно контролирует и опекает своего мужа, что раздражает Платона Михайловича, но он молча подавляет в себе негодование.

Горич очень сожалеет о своей отставке, ему очень не хватает беззаботности военной жизни. Маясь от скуки, он порой играет на флейте. Горич частый гость на балах и званых обедах. Сам он ненавидит светскую жизнь, но выполняет желание жены и появляется вместе с ней в высшем обществе. Платон Михайлович обладает незаурядным умом и жизненной мудростью. Александр Чацкий отмечает, что он положительный и хороший человек и испытывает к нему дружеские чувства.

Антон Антонович Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий – завсегдатай балов и званых обедов. Он ведет активную светскую жизнь. О его роде деятельности ничего не известно. Однако тот факт, что Загорецкий позволяет себе все время задерживаться на светских мероприятиях до победного и возвращаться домой с рассветом дает возможность сделать предположения о том, что Антон Антонович не состоит ни на военной, ни на гражданской службе. Антон Антонович – плут и шулер. Вся, без преувеличения, Москва знает о его карточных махинациях и выигрышах бесчестным путем. Загорецкий – носитель всевозможных сплетен. Именно он разносит новость о сумасшествии Александра Чацкого. Загорецкий – глупый человек, он считает, что басни всерьез написаны про животный и не видит в них аллегорию и обличение человеческих пороков.

Князь и княгиня Тугоуховские

Петр Ильич Тугоуховский – человек преклонного возраста. Он вместе со своей женой воспитывает шестерых дочек.
Петр Ильич полностью соответствует своей фамилии – он очень плохо слышит и использует специальный рожок, для усиления восприятия звуков, но, эта мера ему мало помогает – так как он очень плохо слышит, то он не берет участие в разговоре – его речь ограничена восклицаниями.

Княгиня Тугоуховская активно командует своим мужем, который беспрекословно выполняет все ее требования и приказы.

Князья Тугоуховский часто выезжаю в свет, чтобы найти достойного мужа для своих дочерей. Князь с княгиней считают, что в качестве зятя им может подойти только очень состоятельный человек, поэтому они приглашают к себе в гости только очень богатых людей.

Княгиня Тугоуховская в унисон всему фамусовскому обществу поддерживает мнение об абсурдности образования и науки. Ее мерилом значимости человека, как и в случае с Фамусовым становятся чины и материальное обеспечение человека, а не моральность и честность его поступков. Подобно многим аристократам, княгиня любит поиграть в карты, но не всегда у нее получается поиграть себе в пользу – проигрыши не единичное явление в жизни княгини.

Максим Петрович

Максим Петрович является дядей Павла Афанасьевича Фамусова. На момент повествования его уже нет в живых. Однако его смекалка и находчивость позволила этому человеку надолго закрепиться в воспоминаниях аристократии и стать предметом для подражания.

Максим Петрович состоял при дворе Екатерины II. Его материальная база была настолько велика, что позволила ему содержать у себя около ста слуг.

Однажды во время приема у императрицы, Максим Петрович оступился и упал. Императрицу очень развеселил этот инцидент, поэтому Максим Петрович, подметив это специально падает еще несколько раз. Благодаря этой хитрости, Максим Петрович получил благосклонность по службе и скорое продвижение по карьерной лестнице.

Репетилов

Господин Репетилов – давний знакомый Чацкого. У него очень много недостатков, но при этом всем он добрый и положительный человек.

Репетилов не обладает никакими талантами – он обычный человек, в свое время он начинал реализовывать себя в качестве гражданского чиновника, но ничего толкового из этого не получилось и Репетилов оставил службу. Он очень суеверный человек. Репетилов постоянно обманывает людей и врет. Окружающие знают об этой склонности молодого человека и высмеивают это его качество.

Репетилов не знает меры в выпивке и часто напивается до мертвецкого состояния. Он обожает балы и званые обеды. Репетилов осознает свои пороки и негативные черты характера, но при этом не спешит меняться. Он считает себя глупым и неуклюжим человеком, это соответствует действительности. Репетилов питает отвращение к чтению книг. Репетилов – женатый человек, но как муж и отец он не состоялся – он часто обманывал свою жену и пренебрегал своими детьми. Репетилов – имеет слабость к карточным играм, но при этом в картах ему очень не везет – он постоянно проигрывается.

Таким образом, фамусовское общество представляет собой симбиоз старых консервативных взглядов и необразованности. Представители этой категории все малообразованные – они считают, что науки не приносят пользы обществу и поэтому уровень личной образованности и образованности окружающих их мало интересуют. В отношении к другим людям они редко когда бывают сдержаны и толерантны (если это не касается людей равного положения с ними в социальной и финансовой сфере или таких, которые находятся на ступень или несколько выше). Все представители фамусовского общества преклоняются перед чинами, но при этом не все они карьеристы – лень становится частой причиной отсутствия у этих аристократов желания приступать к службе или же качественно выполнять свою работу.

Проблема «нового человека» в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Рассмотрим, например, комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Образ Чацкого - нового, умного, развитого человека - противопоставляется «фамусовскому обществу». В «Горе от ума» все гости Фамусова просто копируют обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанъя;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты, по стороне чужой. , стр. 57

Чацкий очень любит свой народ, но не «фамусовское общество» помещиков и чиновников, а русский народ, трудолюбивый, мудрый, могучий. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в противопоставлении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий - единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова. Но назвать его исключительным и одиноким нельзя. Он молод, романтичен, пылок, у него есть единомышленники: например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье», это «безумные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик и ботаник». Чацкий защищает права человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Чацкий защищает «народное общество» и высмеивает «фамусовское общество», его жизнь и поведение в своем монологе:

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве. , стр. 73

Можно сделать вывод, что Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это - декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю...» , стр. 11 .

Анализ комедии "Горе от ума"

Анализ комедии "Горе от ума"

комедия грибоедов герой речь "Уже более 150 лет привлекает читателей бессмертная комедия Грибоедова "Горе от ума" каждое новое поколение перечитывает её заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует"...

Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева

Природа у Тютчева - это Бог. Тема разлада с природой впервые наиболее определенно представлена в стихотворении “Итальянская villa”, где природа спит в блаженном сне, а в человеке течет “злая жизнь”. “Злая жизнь” разрушила гармонию природы...

Герой и обстоятельства в рассказах К. Воробьева

Война требовала от ее участников непримиримого отношения к врагу, следовательно, любой, кто ввергся на чужую территорию - преступник, потенциальный убийца. Солдат, попадая в плен захватчика, оказывается в невыносимых условиях...

Культура советской повседневности и ее отражение в сатире 1920-х гг.

Изучение повседневности в рамках отечественной науки началось относительно недавно. Исследователями были выделены основные вопросы...

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

Писателем, предвосхитившим образ маленького человека, еще до Пушкина, стал Александр Сергеевич Грибоедов. В комедии Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Первые - это люди, которые живут...

Образ "маленького человека" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин...

Оценка книги В. Балязина "Петр Великий и его наследники"

Читая книгу, я «освежила» в памяти то, что знала про эпоху Дворцовых переворотов и, конечно же, почерпнула из нее много новых знаний. Мне не приходилось сталкиваться с источниками, так подробно описывающих личную жизнь императоров и их жен...

Тема же одинокого человека, который борется с обществом, хорошо раскрыта в творчестве М.Ю. Лермонтова (Валерик): Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!», небо ясно, Под небом места много всем...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Обратимся теперь к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении автор обращает внимание читателя на проблему «бедного человека». В статье «Забитые люди» Н.А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф.М...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

О деградации человека под влиянием страсти к наживе говорит и А.П. Чехов в своем рассказе «Ионыч», который бал написан в 1898 году: «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло...

Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба"

Трудной жизнью живут герои «Царь-рыбы», а природа, окружающая их, сурова, по временам жестока к ним. Вот тут-то, в этом испытании, люди и делятся на тех, для которых, несмотря ни на что, она всё равно остаётся любимой матерью...

Рецензия на книгу Т.П. Коржихиной "Извольте быть благонадежны"

Рассматриваемый период Коржихина характеризует, как время активного формирования административно-командной системы управления со всеми ее составляющими. Уже в 1922 г. были сделаны попытки изменения общественной атмосферы в стране...

бытовой повесть народный фольклор Среди бытовых повестей XVII одним из наиболее значительных является «Повесть о Горе Злочастии», которая была обнаружена академиком А.Н. Пыпиным в 1856 г. среди рукописей собрания М. Н. Погодина (Гос...

Роль фольклора в бытовых эзотерических повестях XVII века

Судьба, доля человека воплощается, как в народных песнях, в образе Горя: "серо Горе-горинское, босо-наго, нет на Горе ни ниточки. Еще лычком Горе подпоясано". Из народной поэзии позаимствованы и такие элементы поэтики...

1. Роль Софии в появлении слухов.
2. Распространители общественного мнения.
3. Губительная природа общественного мнения.
4. Визитная карточка человека.

Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые.
В. Беганьский

Общественное мнение в жизни людей играет огромную роль. Ведь представление о том или ином человеке мы составляет потому, что о нем думают окружающие. Лишь при близком знакомстве мы или отвергает всякие предположения, или соглашается с ними. Причем такое последовательное отношение к человеку складывалось во все времена.

Об общественном мнении писал в своей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. В нем Софья называет Чацкого сумасшедшим. В результате не проходит и пары минут, чтобы все общество и с большим удовольствием согласилось с репликой, И самое опасное в таком распространении информации о человеке в том, что практически никто и никогда не спорит с подобными суждениями. Все принимают их на веру и начинают распространять подобным образом. Общественное мнение, создаваемое умелой или невольной рукой одного человека, образует определенную преграду для другого.

Конечно, нельзя говорить о том, что общественное мнение имеет только отрицательное значение. Но, как правило, когда ссылаются на подобное суждение, тем самым стараются подтвердить нелестные характеристики какого-то человека. Недаром именно Молчалин, который уверен, что в его «лета не должно сметь свое суждение иметь», говорит о том, что «злые языки страшнее пистолета». Он по сравнению с Чацким принимает законы того общества, в котором живет. Молчалин понимает, что именно оно может стать прочной основой не только для его карьеры, но и для личного счастья. Поэтому, когда собирается фамусовское общество, он старается угодить тем, кто может дать положительную характеристику его персоне. Например, Хлестова. Молчалин гладил и нахваливал ее собачку. Подобное обхождение так ей понравилось, что она назвала Молчалина «дружок» и поблагодарила.

Чацкому тоже известно, как складывается о человеке общественное мнение: «Поверили глупцы, другим передают, / Старухи вмиг тревогу бьют — / И вот общественное мненье». Но он единственный, кто может ему противостоять. Однако Александр Андреевич не учитывает тот факт, что его мнение данному обществу совершенно неинтересно. Наоборот, Фамусов считает его опасным человеком. Нелестно о нем отзывается и сама виновница слуха о сумасшествии — София: «Не человек, змея!»

Александр Андреевич Чацкий новый в этом обществе, несмотря на то что он был в нем три года назад. За это время очень многое изменилось, но только для самого главного героя. Общество же, его теперь окружающее, живет по прежним законам, которые их вполне устраивают: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, / Что по отцу и сыну честь: / Будь плохенький, да если наберется / Душ тысячки две родовых, — / Тот и жених». София не принимает такого положения дел. Она хочет устроить личную жизнь по-своему. Но на этом пути ей мешает не только отец, прочащий ей в женихи Скалозуба, но и Чацкий, на которого она обижена: «Охота странствовать напала на него, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко?»

Образ Софии важен здесь не только тем, что она пустила слух, но и тем, что явилась источником появления неверного общественного мнения. Представление других героев о Чацком складывается в момент их общения. Но эти разговоры и впечатления каждый из них оставляет при себе. И только София выносит их в фамусовское общество, которое тут же осуждает молодого человека.

Г. N.
Как его нашли по возвращеньи?

С о ф и я
Он не в своем уме.

Г. N.
Уж ли с ума сошел?

С о ф и я (помолчавши)
Не то чтобы совсем...

Г. N.
Однако есть приметы?

С о ф и я (смотрит на него пристально)
Мне кажется.

Из этого диалога можно сделать вывод о том, что девушка не хотела объявлять о сумасшествии Чацкого. При реплике «Он не в своем уме» она скорее всего имела в виду то, что со своими взглядами Александр Адреевич совершенно не вписывается в то общество, в которое попал. Однако в процессе диалога образ главного героя приобретает совсем иные очертания. В результате два человека создают определенное мнение о человеке, которое потом и распространяется в самом обществе. Поэтому Чацкий стал восприниматься в таком кругу как сумасшедший.

В «век покорности» Александр Андреевич не мог смириться с тем, что люди унижают себя, чтобы добиться чинов и расположения. Он, отсутствуя три года для того, чтобы получить дополнительные знания, не может понять тех, кто осуждает чтение книг. Чацкий не принимает и пафосные заявления Репетилова о тайных обществах, замечая: «...шумите вы? И только?»

Подобное общество не способно принять в свой круг человека, которому даже любимая девушка дает такую нелестную характеристику: «...желчь на всех излить готов». Однако не стоит и забывать о том, что София хоть в какой-то степени не согласна с законами фамусовского общества, но не вступает с ним в прямой спор. Таким образом, Чацкий остается один в этом окружении. И на первый план выходит не он как личность, а мнение о нем, составленное обществом. Так почему же общество так легко воспринимает и дает отрицательную характеристику молодому, умному и здравомыслящему человеку?

Наиболее полный ответ на этот вопрос автор комедии дает тогда, когда к Фамусову начинают съезжаться гости. Каждый из них представляет определенный голос в общественном мнении определенного круга людей, в котором они вращаются. Платон Михайлович попадает под каблук жены. Он принимает для себя законы того мира, где он находится, несмотря на то что раньше «лишь утро — ногу в стремя». Хлестова обладает хорошей репутацией, поэтому именно ей и старается угодить Молчалин, чтобы общественное мнение было в его пользу. Таким уже признанным «мастером услужить» является Загорецкий. Только в подобном обществе любое мнение о человеке начинает распространяться довольно быстро. При этом представление о нем совершенно никак не проверяется и не оспаривается даже теми, кто хорошо знает Чацкого (София, Платон Михайлович).

Никто из них не задумывается о том, что такое отрицательное отношение губит молодого человека. Он один не может справиться с тем ореолом, который создал ему любимый человек. Поэтому для себя Чацкий выбирает иной путь — уехать. Он произносит ни один красноречивый монолог, но остается неуслышанным.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий уходит со сцены, но на его месте остается более сильный противник — общественное мнение. О нем не забывает и Фамусов, которому предстоит еще долго находиться в этом окружении. Поэтому герою очень важно, какое мнение о нем сложится в обществе, несмотря на то что это может быть всего лишь один человек: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Апексев-на!»

На примере одного произведения мы увидели, какое губительное влияние может оказывать общественное мнение на жизнь человека. Особенно если он совершенно не хочет подчиняться его законам. Поэтому мнение становится своеобразной визитной карточкой человека. Оно должно рассказывать о личности заранее то, о чем должны знать другие перед встречей. Кто-то стремиться создать себе хороший ореол, чтобы в дальнейшем свободно продвигаться по карьерной лестнице. А кого-то это совершенно не волнует. Но не стоит забывать о том, что как бы не относились к такому понятию, как «общественное мнение», оно есть. И его невозможно не учитывать, если ты находишься в обществе. А вот какое мнение о тебе сложиться, всецело зависит от тебя самого.

Понятно, что каждое время диктует свои законы построения такой характеристики. Однако не стоит забывать о том, что есть разные люди, и каждый человек может составить свое мнение, а нам нужно только правильно выбирать и прислушиваться к тому, что о нас думают. Возможно, именно это поможет в какой-то мере понять, что видят в нас другие люди, и изменить у них сложившееся о нас представление.

“В группе двадцати лиц отразилась…
вся прежняя Москва…”
И. А. Гончаров
Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.
А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.
Люди этого круга – убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.
Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлестова “от скуки взяла арапку – девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество – все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.
Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

Сочинение по литературе на тему: Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”

Другие сочинения:

  1. Комедия “Горе от ума” была написана в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной молодежью, видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Эта борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В “Горе от ума” описаны оба Read More ......
  2. Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” заключается в противостоянии образованного героя с передовыми взглядами и косной, консервативной массы – так называемого “фамусовского общества”. Главный герой произведения – Чацкий – после долгого отсутствия возвращается в Москву, где сталкивается Read More ......
  3. Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические воззрения декабристов. Автор Read More ......
  4. А. С. Грибоедов написал свою комедию в тот период, когда в русском обществе наиболее обозначилось противостояние приверженцев старых устоев жизни и представителей передового дворянства, выступающих за немедленное переустройство общества. Это противостояние отражено в комедии на примере столкновения “века нынешнего” и Read More ......
  5. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей Read More ......
  6. В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общество Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие – броское, яркое, Read More ......
  7. Комедия “Горе от ума” написана Грибоедовым в начале ХХ века. В то время страной правили дворяне, подобные Фамусову и его окружению, но среди дворян стали появляться передовые люди вроде Чацкого. Так и столкнулись два века – “век нынешний” и “век Read More ......
  8. Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой. Комедия Грибоедова, как земной шар, имеет два полюса. На одном из них находится Чацкий Read More ......
Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”
Загрузка...