crimea-fun.ru

Е. Сетон-Томпсон — писатель, влюбленный в мир природы (на примере произведения «Лобо»)

Интегрированный урок

по рассказу Сетона-Томпсона «Лобо» (6 класс)


Появление в школьных программах по литературе имени писатели, художника и натуралиста Эрнеста Сетона-Томпсона не случайно. Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям. Широта диапазона творческой личности канадского писателя обусловливает выбор методического подхода к изучению его наследия. Интегрированный урок, вести который могут три учителя литературы, зоологии и рисования, поможет ученикам глубже понять не только своеобразие таланта Сетона-Томпсона, но и мотивы и цели его творчества. Предлагаемый урок состоит из двух частей: первая – посвящена биографии писателя, вторая – осмыслению общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – рае- сказа «Лобо».

Учитель литературы. Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы дети – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка, Что бы это могло означат; Мог ли это написать Чёрный Волк? Нет? Потому что волки не умеют писать? Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Чёрный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Чёрный Волк – человек. Гадкое имя дали! Канадские индейцы своему другу – писателю, ходожнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивный и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канада». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было их заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

Учитель зоологии. Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)…. Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903) и «Рольф в лесах» (1911).

«Я удивлен, - писал Сетон-Томпсон, - что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «Государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, - золотой «Элиот».

Учитель рисования . Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Темпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быт натуралистом?» Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалёку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимание!»Старшему Сетону-Томпсону в голову и не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом, был портрет ястреба. Эту птицу, как в последствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств и в Лондонской школы живописи и скульптуры при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становиться, зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал свое мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображение зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, и чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сетон-Томпсон оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Врем, Бернград Гржимек, ДжеральдДа-релл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.

Учитель литературы: Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец? Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведет себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»).Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, потерявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»).

Рассказ о волке Лобо, пожалуй, одно из лучших произведений Сетона-Томпсона и уж наверняка лучший рассказ из его «волчьего» цикла, в который, кроме «Лобо», входят «Виннипегекий волк», «Бэдленский Билли, или Волк-победитель», «Тито». История луговой волчицы».

Учитель рисования . Рассказ «Лобо» пользовался собой особой любовью писателя. Не случайно он изобразил героя этого произведения на картинке, получившей название «Лобо – король волков» (1893).

Учитель зоологии . Поскольку речь в рассказе Сетона-Томпсона пойдет о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела до 160 см, масса до 50 кг. Отдельные особи достигают до 60-70 кг, но это бывает исключительно редко. Самки немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии и Северной Америке. Говорят: «Волка ноги кормят». Это близко к истине: на одном месте хищники живут не более 2-3 дней. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 кв. км. За сутки волки пробегают 180-200 км.

Б.И. Разумовский в книге «Охота на волка» пишет: «Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью, на которой звери неутомимы. К добычи волки подкрадываются шагом. От опасности уходят карьером, развивая скорость до 85 км в час»

Следует отметить, что волк-животное многогранное: самец и самка образует семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотиться, оберегают от опасности. Зоологи считают волков умными хищниками. Большой урон наносят волки скотоводству и охотничьему хозяйству. Люди вынуждены регулировать численность волков на той или иной территории. Однако они не должны забывать, что в природе должно быть строго определенное количество хищников. Поэтому охота на волка необходимо вести, опираясь на рекомендации биологов. «Если численность животных ниже критической, они постепенно исчезают, что уже случилось со многими видами. Вспомним тасманского сумчатого волка, скалистого голубя и т.п.»

Учитель литературы . Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Куррумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком который был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лоб обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому страху перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем… И все таки развязка подтвердили верховенство людей над миром природы непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнул! – охотник поразивший матерого, получи: обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность. Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальнее для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к воли.

«Меня осыпали горькими упреками за то, я убил Лобо, - вспоминал Сетон-Томпсон, - а главное за то, что я – к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал об этом. На эти упреки я отвечу следующими вопросами: «Какое настроение вызвал у читателей рассказ о Лобо? На чьей стороне – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероногого, окончившего свои дни так же как прожил их с полным ДОСТОИНСТВОМ безбоязненно, мужественно?» Ясно, что если сочувствие читателей на стороне Лобо, то писатель этих упреков не примет: его задача выполнена.

Итак, Сетон-Томпсон признает, что в его авторскую задачу входило вызвать сочувствие к хищнику, волку, одно упоминание о котором на протяжении века порождало у человека только желание схватить ружье и стрелять до тех пор пока в округе не останется ни одного представителя этого вида животных.

Чем же обусловлен замысел Сетона-Томпсона? Оправдан ли он? Не оказался ли писатель в плену собственной нелепой фантазии? На эти вопросы можно ответить только после детального анализа произведения. Начать его следует с задания для учащихся: найти в тексте описание вожака стаи («волчий портрет») и фразы, характеризующие его как высокоодаренную особь, возвышающуюся над средним уровнем данного биологического вида.

Ученики . «Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет»

«Старый Лобо был воин-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту.

«Лобо не хотел водить большую стаю а может быть, ее увеличению препятствует свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Но тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Всего в какой-нибудь тысяче ярдов от дома Лобо со своей подругой устроили логовище и вырастили детенышей».

«Я быстро напал на следы стаи, которую вел Лобо, - след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее следа обычного волка».

«Я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к моей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

Учитель литературы. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона. Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение людей. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным. У Лобо есть только одна слабость – это странная привязанность к своей подруге – волчице Бланке. Но об этой слабости разговор впереди. А сейчас прочитаем отрывок из рассказа, который подтверждает: Лобо – высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно.

Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дело, я не знаю. Во всяком случае Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил свои способы, он всегда уходил невредимым.

Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки... Приятно считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым?

Учитель зоологии. Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отраженно в мифах различных народов мира. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима…Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения»

И еще о волке из той же книги: «Он старается обмануть свору собак, обнаруживая при этом большую осторожность и хитрость и не теряет присутствия духа даже, когда за ним гонятся. Его зрения, слух и обоняние одинаково хорошо развиты. Утверждают, что он не только хорошо чует следы, но даже слышит запахи на большое расстояние.

Учитель литературы. Что ж – поверим и Брему, и канадскому писателю. И вернемся к тексту произведения, а точнее – к его филиалу. Он трагичен. «Король волков», мудрый и непобедимый Лобо обманут и побежден. Что же произошло? Что погубило Лобо? Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, что то среднее между любовью и привязанностью, между заботой предмете любви и преданностью.

Вероятно, он до сих пор продолжал бы свои опустошения, если бы не злополучная привязанность, которая привела его к гибели и прибавила его имя к длинному списку героев, которые в одиночку были непобедимы и погибали лишь из-за неосторожности товарища, которому доверяли.

Кто же овладел сердцем Лобо? Кому он позволял нарушать существенный тысячелетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого? Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы назвали Бланкой» его подруга, его «волчья» привязанность.

По некоторым признакам, - пишет натуралист, - я заметил, что в статье Лобо происходит что то странное. Например, временами следы показывали, что впереди старого вожака бежал другой небольшой волк. Для меня это было непонятно. Но как-то раз один из ковбоев сказал мне:

Я видел их сегодня. Бежит впереди и своевольничает Бланка.

Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувства, была единственной возможностью наказать за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотник воспользовался ей.

Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу. «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет слушать его. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.

Учитель зоологии. Следует заметить, что в «Жизни животных» Альфреда Брема, к которой мы уже не обращались, волк все-таки отличается от сетон-томпоновского. Брем полагал, что этот хищник не может сравниться с существами благородными, которых человек приблизил к себе.

«Волку свойственны многие качества собаки, - писал Альфред Брем, - он точно так же силен и настойчив, внешние чувства у него также хорошо развиты и замечаются так же понятливость. Но свойства эти имеют односторонние развитие, и волк кажется менее благородным, чем собака, без сомнения потому только, что на него воспитательно не влияет человек».

Учитель рисования. Мне думается, что по части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов, в том числе и Брема. Помните, в начале нашего урока речь шла о том, что вместо подписи канадский писатель часто в конце письма рисовал волчий след? Но это еще не все. Иногда он подписывал свои послания таким образом Волк Томпсон». Бесспорно, это связанно с именем, которые дали ему канадские индейцы: «Черный Волк», но согласитесь, что и подпись, и прозвище говорят и об особом интересе Сетона-Томпсона к серым хищникам. Более того, ест подтверждение, что он питал к ним симпатию как художник.

«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», - писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая сюжет картины, художник написал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков».

Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»

Учитель литературы . Наблюдая трагедию старого Лобо, люди невольно проникаются к нему сочувствием. И рассказчик хочет передать это настроение читателям, заронить в их сердца сомнение: всегда ли прав человек, посягая на жизнь животного, даже такого опасного, как волк. Гроза скотоводов Куррумпо, Лобо, становиться вдруг беспомощным и беззащитным. Допуская ошибку за ошибкой, забыв о страхе, одолев казалось бы неодолимую власть интеллекта самосохранения, он «не переставал искать любимую» и попал в капкан, увидеть и обезвредить который раньше не представляло для него никакой трудности.

Пойманный охотником Лобо продолжал оставаться опасным. Можно было ожидать, что он будет воем призывать на помощь свою разбежавшуюся стаю. Но, окончательно убедившись в том, что бланка погибла, он не только не пытается вырваться из плена, но и отказывается от пищи, которую поставил возле него охотник. Неволе и разлуке с любимой Лобо предпочел смерть. И это было так неожиданно, так противоречиво представлению о животных, что потрясло Сетона-Темпсона и побудило его написать рассказ об этом грозном представителе американской фауны.

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил сам писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.» Канадский натуралист стал первым, кто писал исключительно о самих животных

Учитель зоологии. Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от ареала, среды обитания. По словам Сетона-томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

Учитель литературы. Во имя чего писал свои рассказы писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательство людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сентона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с книгами должна проникнуться ЧУВСТВОМ сострадания и жалости кменьшим нашим братьям. Мысль писателя, проходящая красной нитью через все его произведения, выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращенными к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы не можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь моя в твоих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай, без страха броди по лесным холмам – никогда больше не стану я преследовать тебя.

Вопросы для закрепления:

Какой эпизод из жизни юного Сетона-Темпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?

На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлением о нем в науке о животных?

Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших маленьких братьев, помогать им?

Домашнее задание:

Написать рассказ о животном. В основу его должны быть положены подлинные факты. Рассказ может сопровождаться собственными иллюстрациями. Предшествовать вашему сочинению должна информация об этом виде животных, выписанная из зоологического справочника, журнала «Южный натуралист» или других изделий

Разработан на основе материалов методического журнала «Русский язык и литература в украинской школе»

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».

Тип урока: комбинированный

ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы - дети одной матери природы.
Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем - сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
- Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок... У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
- Какие рассказы этого автора вы читали?
- Понравился ли вам произведение?
- Какие чувства возникли во время чтения?
- Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
- Как его в них изображали?
- Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую ​​литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина - один из лучших животноводческих районов. А где много животных - там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански - волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
- Волка ноги кормят
- Волчий аппетит
- Набросились как волчья стая
- Одинокий волк
- Волчье сердце (волчий характер)
- Вить волком
- Человек - волк
- Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк - символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк - символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень - мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон - Томпсона "Лобо" и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ "Лобо".

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо - это....
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут....
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка - это....
5. Лобо боялся только....
6. За его голову назначена....
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
- Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
- Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
- Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
- Прочитайте описания волков.
- Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
- Докажите, что Лобо - очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
- Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
- Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
- К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы - дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно... явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови... Убили!
И душераздирающий раздался вой... Словами и не передать...

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел... Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда...

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.

Учитель русского языка и литературы Грубых Елена Васильевна, Кушмурунская средняя школа №121.
Урок словесности в 6 классе (с инклюзивом).
Тема: Эрнест Сетон-Томпсон» Лобо»
Предварительная подготовка к уроку.
Задания по группам.
Прочитать рассказ, подготовить сообщение о творческой биографии Эрнест Сетон-Томпсона.
Сообщение «Что я знаю о волках?» Дополнительная литература: Научно- познавательная литература из серии «Обитатели земли». Животный мир Америки. Москва «Росмэн»)
Составление кроссворда по прочитанному рассказу.
Рисунки к рассказу «Моё видение Лобо», «Гибель Лобо».
Оборудование: учебник, произведение, портрет Эрнеста Сетона-Томпсона,
презентация, оформленная различными портретами писателя и иллюстрациями к его произведениям.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок- проект
Цели: 1) ознакомление учащихся с содержанием рассказа «Лобо» и вовлечение их в процесс обсуждения, открытие нового, неведомого им мира животных;
2) привитие читательского интереса к зарубежной литературе и воспитание чувства ответственности у ребят за «братьев наших меньших»;
З) развитие познавательной деятельности учащихся, способности анализировать, быстро и грамотно отвечать на вопросы и обогащение знаний об окружающем мире.
Этапы урока.
Эпиграф. Я убеждён, что каждое из этих животных представляет собой
драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней
необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям.
Эрнест Сетон-Томпсон.
1. Психологический настрой учащихся.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке
Эрнест
Сетон-Томпсон
«Лобо»
В ходе работы над рассказом необходимо будет дать ответы на вопросы.
Основополагающий
Умеют ли животные мыслить и страдать?
Проблемный
Можем ли мы существовать друг без друга:
человек и природа,
природа и человек?
Учебный
Что нового для себя вы открыли в мире животных, прочитав рассказ Сетона-Томпсона «Лобо»?
З. Вступительное слово учителя. Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов, под общим названием «Животные, которых я знал»,в самом конце прошлого века (1898). Сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открывала тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир.
До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество-само по себе. Людям казалась оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. Сетон-Томпсон первый в мире выступил с рассказами, где героями были настоящие звери и птицы. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь и хорошо знал их. Сетон-Томпсон не только знал, но отлично понимал и очень любил зверей и птиц. В автобиогрии («Моя жизнь») он правильно говорит о своем первом сборнике: «Нет сомнения, что эта книга положила новому, реалистическому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди; переодетые в шкуры зверей».
В этом огромная заслуга замечательного писателя, в этом и объяснение быстрого распространения его книг во всех странах мира.
Сообщение учащихся о творческой биографии писателя сопровождается презентацией.
1 ученик. Всегда интересно, почему и как человек становится известным во всем мире. Всегда интересна биография такого человека.
Эрнест Сетон-Томпсон родился в 1860 году в Англии. Но уже через шесть лет семья его переехала в Канаду. С этих лет он хорошо помнил себя. В первую же зиму Эрнест пошел в школу. «Долго-долго тянулась эта зима, - вспоминает он. - В марте наконец пришел настоящий весенний день... Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела... Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней - весну»
2 ученик Как знать? Может быть, эта «синяя птица» и пробудила в нем то сильное чувство, которое сделало его всемирно известным писателем. Эрнест был не только способным, но и упорным мальчиком. Однажды он увидел в магазине книгу «Птицы Канады» и решил купить ее во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенес дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и целый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая последние недостающие двадцать пять центов. И желанная книга оказалась в его руках. 1 ученик. Птицы и звери волновали его больше всего на свете, и чем больше он рос, тем сильнее. У Сетон-Томпсона немало научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды, - золотой медали «Элиот». Он добился своего: стал замечательным естествоиспытателем, писателем и художником. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста, что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. 2 ученик В Америке Сетон-Томпсон с большим успехом читал свои рассказы перед широкой публикой. Одна за другой стали выходить его книги: «Жизнь гонимых», «Животные-герои», «Биография медведей», «Мустанг-иноходец» «Мальчик и рысь» и другие. 1 ученик На полях своих книг Сетон-Томпсон делал рисунки, похожие на зарисовки натуралиста. Рисунки эти передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда-отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора.). Небывалый успех его рассказов и рисунков-у юных и взрослых читателей - объясняется прежде всего внутренними причинами: его могучей любовью к жизни и верой в нее.
Мозговой штурм».Что я знаю о писателе. Вопросы:
1. Почему Сетона-Томпсона считают замечательным писателем и в чем его заслуга? 2. За что Сетон-Томпсон был награждён золотой медалью «Элиот»? 3. Кто герои произведений Сетона-Томпсона?
Цель: выявление уровня восприятия знаний учащихся о писателе.
4. Фронтальная работа с творческими заданиями.
Цель: проверка опережающего домашнего задания, выявление читательского уровня учащихся и умения анализировать текст, развитие творческих способностей (составление кроссворда.)
1. Кроссворд (Составлен на основе кроссвордов Ольхового В. и Шумкиной Ю- индивидуальное задание)
1. Герой произведения, объединяющий рассказы Сетона-Томпсона «Лобо» и Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». 2. Кличка вожака стаи. 3. Местечко, где происходят действие рассказа. 4. Подруга старого волка. 5. Сообщество волков. 6. Чего больше всего боялись волки? 7. Так называли старого волка пастухи-мексиканцы. 8. Кого уничтожали волки и чем брезговали? 9. Имя техасского охотника, пожелавшего уничтожить Лобо. 10-11. Средства, применяемые охотниками для уничтожения стаи.
2 Ребята, а так ли уж хорошо мы знаем этих животных? Каков волк в нашем представлении? (Используемая ребятами литература для ответа на этот вопрос. Научно- познавательная литература из серии «Обитатели земли». Животный мир Америки. Москва «Росмэн»)
ОБЫКНОВЕННЫЙ ВОЛК На протяжении столетий образ волка в разные времена и у разных народов неоднократно менялся. Волка считали и злым, и коварным как, например, в сказке о Красной Шапочке. Или же, наоборот, он спасал маленьких детей - как в древнеримской легенде о Ромуле и Реме (основателях Рима, выкормленных волчицей). Широко известны и истории о детях, которые потерялись в лесу и были заботливо взращены волками.
Люди приписывают волкам необычайную свирепость и кровожадность, хотя в действительности они нападают на человека крайне редко, если их не толкает на это голод.
Лесные волки живут стаями. В волчьей стае существует очень строгая иерархия (порядок подчинения), где у каждого волка своя роль. Даже ухаживание самца за самкой у волков очень сложное и длительное. Самцы устраивают всевозможные игры, подкрадываются другу к другу и изображают нападение, чтобы привлечь внимание партнера.
Другая характерная особенность волка - его привычка облизывать морды своих соплеменников по утрам или при встрече после долгой разлуки. То же самое они с большим энтузиазмом проделывают после удачной охоты, а также когда стая отыскивает след предполагаемой добычи. Единство и сплоченность стаи проявляются и в минуту опасности: взрослые волки с помощью разных хитроумных уловок пытаются отвлечь врага от детенышей и молодняка.
3. Вопросы по тексту. (Слайд)
Составление кластера « Лобо - герой-волк» (индивидуальное задание). Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?
Почему скотоводы рады были бы истребить (уничтожить) стаю?
Почему ни одному из охотников долго не удавалась попытка овладеть скальпом Лобо? 4. Применение арт- метода «Моё видение Лобо»(рисунки ребят и коммментарий к ним) .
Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно воспринял свою смерть? Какой видится она вам? (рисунки ребят «Гибель Лобо») 5. Рефлексия: 1. Что нового мы открыли для себя в мире животных, прочитав рассказ «Лобо»?
2. Умеют ли животные мыслить и страдать? 3. Можем ли мы существовать друг без друга: человек и природа, природа и человек?
Вывод. «Запомни! Всё в этом мире связано друг с другом неуловимыми нитями. И ты должен уважать всех от крохотного воробья до быстроногой антилопы. Мы с ними составляем единый Великий круг жизни.»
Дом. задание: дифференцированное задание:
1. попытайтесь написать свою концовку рассказа;
2. составить «Моральный кодекс человека»

в 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

Что бы это могло означать?

2. Постановка проблемы

II.

А у вас какой Лобо?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Кто овладел его сердцем?

10. Всегда ли прав человек?

11. Описание смерти Лобо.

Комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Пояснение рисунка, текста

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Эмоциональная оценка урока.

Организация сотрудничества.


«технологическая карта»

Технологическая карта интегрированного урока по творчеству Э. Сетона-Томпсона..

В 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Интеллектуальные компетентности

I . Вводно-мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вст. слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

Работа с вербальной и визуальной информацией, анализ информации.

Поиск информации, выделение главного.

Обоснование цели урока «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Обобщение.

II. Операционно-познавательный этап

Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Работа с вербальной и визуальной информацией

Вопросы для рефлексии.

Умение ставить цель, планировать свою деятельность

Проблемные вопросы.

Анализ, выделение главного

Анализ «крылатых» выражений

Сопоставление бытовой и научной информации

Комментирование собственных рисунков

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений.

Работа с текстом

Анализ информации, выделение главного

Моделирование, опорная схема, графически отражающая представления о герое.

Сворачивание и разворачивание информации, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям.

Выразительное чтение

Перевод вербальной информации в эмоциональную, умение использовать разные виды памяти

Проблемные вопросы

Добывание информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами.

Заполнение дискуссионной карты

Анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной.

Опережающее задание. Рассказ о животных.

Поиск информации, переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, перевод вербальной информации в графическую.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

Интеллектуальные компетентности

Учителя

Учителя

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Беседа, обсуждение, опережающее домашнее задание

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным материалом,

сообщение по теме «биография писателя»

формулировка цели урока.

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

II. Операционно-познавательный этап

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

    Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

    Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

    Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

    На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

    Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

    Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

    Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Беседа, обсуждение опережающее домашнего задания,

выход на проблемные, обсуждение, сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Пояснение рисунка, текста

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Формулировка проблемы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным

материалом,

комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, моделирование

Обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение.

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, заполнение дискуссионной карты.

Рассказ, обсуждение, выразительное чтение

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям, анализ, выделение главного

Добывание информации, сворачивание и разворачивание информации, анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами,

сворачивание и разворачивание информации.

Анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

Умение добывать и перерабатывать информацию, делать вывод

III . Рефлексивно-оценочный этап.

1. Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

2. Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Имеет ли человек моральное право распоряжаться животным миром?

Действительно ли животные наши «меньшие братья» и если это так, то какая на нас лежит ответственность?

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Организация сотрудничества

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рассказы черного волка (текст)»

Интегрированный урок по творчеству Э. Сетона-Томпсона

в 6 классе.

Машинская Елена Анатольевна - учитель русского языка, Выгузова Александра Владимировна - учитель биологии, Ерисова Наталья Николаевна-учитель рисования

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им Камала Макпалеева города Павлодара.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

    Создать условия для понимания и осмысления широты диапазона творческой личности писателя, своеобразия его таланта, цели и задач его творчества.

    Развивать интеллектуальные компетентности: анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

    Содействовать воспитанию гуманного отношения к животным, к осмыслению личной ответственности за настоящее и будущее.

Тип урока: урок – анализ произведения.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: текст рассказа «Лобо» иллюстрации, детские рисунки, выставка книг о животных, презентация РРТ, карточки с вопросами для закрепления.

    Вводно-мотивационный этап.

Краткое содержание:

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Приемы деятельности:

Беседа, обсуждение опережающего домашнего задания

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Интеллектуальные компетентности:

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

    Операционно-познавательный этап .

Краткое содержание:

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо - одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

Какой эпизод из жизни юного Сетона - Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Описание материала: урок основан на рассказах о животных Сетона-Томпсона и биологических сведениях о волке, лисице, медведе и голубе.

Цели урока:

  1. Знакомство с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Э. Сетона-Томпсона;
  2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ;
  3. Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  4. Воспитание интереса к жизни животных;
  5. Расширение кругозора учащихся.

Подготовительный этап: учащиеся читают рассказы Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Домино» и «Арно»; готовят сообщения о жизни волка и лиса в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей.

Учащиеся рассаживаются по группам.

Оборудование: портрет Сетона-Томпсона, выставка его книг, выставка журналов «NATIONAIL GEOGRAHIC. Юный путешественник», компьютерные презентации, подготовленные учениками о волке, медведе, лисе и голубе.

Ход урока

Слово учителя литературы: Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов в 1898 году. Сборник назывался «Животные, которых я знал». Этот сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. И сегодня вы, наши юные читатели и натуралисты, пройдете «по следам Сетона –Томпсона», познакомитесь с его героями, исследуете жизнь волка, лиса, медведя и голубя.

Слово работника библиотечного центра с обзором книжной выставки, демонстрации журналов о животных, краткий рассказ о жизни Сетона- Томпсона, с чтением отрывков из его книги «Моя жизнь».

Слово учителя биологии: Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение.

Разминка.

Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

Это были скорее не иллюстрации художника, а наброски натуралиста на полях своего дневника наблюдений. Эти рисунки передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда - отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Именно эти рисунки предлагаются вашему вниманию, рассмотрите их и определите, к какому произведению они относятся.

I этап – рассказ «Лобо».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы, опираясь на текст произведения, зачитывая отрывки:

  • чем был знаменит этот волк?
  • как удалось его поймать?
  • отчего, по-вашему, он умер?

2. Ученики рассказывают о жизни волка в дикой природе и о способах его охоты. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

3. Вывод учителя биологии: Не случайно за волками закрепилась слава жестоких хищников, умных и жадных. Однако это не означает, что они не способны на трогательную заботу и самоотверженность.

II этап – повесть «Домино».

Знаете ли вы, что птицы и звери волновали Сетона-Томпсона еще в детстве. Как то в магазине он увидел книгу «Птицы Канады» и решил ее купить во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги Эрнест чистил клетки кроликов, собирал насекомых для коллекции одной англичанки, целый месяц рубил дрова, зарабатывая недостающие 25 центов. И вот желанная книга в руках.

  • какой зверек является главным героем произведения?
  • почему его зовут Домино?
  • что стало верным другом Домино в минуту опасности?
  • кто был заклятым врагом Домино?
  • какую роль в судьбе лиса сыграла Гекла?
  • как Домино удалось спастись?

2. Ученики рассказывают о жизни лиса в дикой природе с момента рождения до старости.

Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • объясните, почему в народных сказках лис, лиса – хитрый и ловкий обманщик?
  • что в повадках лиса подтверждает данную репутацию?
  • как устроена нора у лис?
  • как лисы занимаются воспитанием лисят?

3. Вывод учителя биологии: Смекалка, сообразительность и хитрость реальных лис замечены различными народами и легли в основу сказок, легенд и мифов.

Разминка.

У Сетона-Томпсона есть свой природный календарь. Январь у него – «Снежный», февраль – «Голодный», март – «Вороний», июль – «Месяц высоких трав», сентябрь – «Месяц красных листьев». .. Ученикам предлагается придумать по цепочке названия недостающих месяцев.

III этап – рассказ «Медвежонок Джонни».

Знаете ли вы, что Сетоном Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды – золотой медали «Элиот».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • где жил Джонни?
  • каким было прозвище его матери?
  • где проще всего можно было «пообщаться» с медведями?
  • каким был Джонни по характеру?
  • кто стал для него приемной матерью»?
  • как закончилась история этого медвежонка?

2. Ученики рассказывают о медведях гризли, о многообразии видов медведей. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • почему большинство медведей на зиму укладываются спать в берлогу?
  • кто такой медведь-шатун? Чем он опасен?
  • расскажите о белых и бурых медведях?
  • чем от них отличаются панды

3. Вывод учителя биологии: Медведь – один из самых крупных наземных хищников. Медведи сильные и опасные, но агрессивность проявляют только в редких случаях, защищаясь сами или защищая своих медвежат.

IV этап – рассказ «Арно».

Знаете ли вы, что стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения». Эта организация ставила своей целью изучение родной природы и охрану животных. «Я убежден, что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям», – так говорил Сетон-Томпсон.

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • чем возвратный голубь отличается от обычного?
  • как отмечают достижения возвратных голубей?
  • как Арно сумел спасти пароход?
  • как голубь попал в плен? Сколько времени он пробыл в плену?
  • что случилось с Арно около дома?

2. Ученики рассказывают о породах голубей, о причинах разведения человеком голубей и об их необыкновенных способностях.

Ученики отвечают на вопросы учителя биологии:

  • что такое экстраполяция?
  • что помогает птицам ориентироваться в полете?
  • способны ли другие животные к предвидениям, предчувствиям?

3. Вывод учителя биологии: Экстрасенсорными способностями обладают не только животные, но и некоторые люди. Но то, что для многих животных – обычное явление, для человека – «дар, отпущенный природой».

Разминка.

Ученикам предлагаются рисунки с изображением следов различных животных и человека. Учащиеся должны определить, кому принадлежат данные следы, и соотнести этих животных с героями произведений Сетона-Томпсона.

Завершить урок можно словами другого знаменитого писателя, большого друга животных – Д. Даррелла. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. С пренебрежением отнесясь к нашему саду, мы готовим себе в недалеком будущем мировую катастрофу, наподобие атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину великого художника. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами воздух и воду. Мы настолько оторвались от природы, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение ни когда не приносило добра. В отличие от нас животные не властны над своим будущим. У них нет членов парламента, которых они могли бы засыпать жалобами, они не могут объявить забастовку и потребовать лучших условий. Их будущее, само их существование – в наших руках».

Загрузка...