crimea-fun.ru

Чему можно поучиться у евгения базарова. Чему я бы хотел научиться у Евгения Базарова? по роману Отцы и дети (Тургенев И

Цели урока:

Ход урока

I . Вступительная беседа

— Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

— Чему можно поучиться у главного героя?

(Сила воли, самообладание в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; добивается поставленной цели — работа превыше родительской привязанности; враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремиться разобраться во всем самостоятельно.)

— Что порицается в романе?

(Чрезмерное увлечение заграничными новинками — через образ Павла Петровича Кирсанова.)

— Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

И. С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе»

Урок 3. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе

Цели урока: проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Ход урока

I . Вступительная беседа

Каково ваше первое впечатление от произведения? Какие проблемы романа являются современными и для нас?

(Отношение к природе, отношения отцов и детей.)

Чему можно поучиться у главного героя?

(Сила воли, самообладание в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; добивается поставленной цели - работа превыше родительской привязанности; враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремиться разобраться во всем самостоятельно.)

Что порицается в романе?

(Чрезмерное увлечение заграничными новинками - через образ Павла Петровича Кирсанова.)

Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

(Рафаэль гроша медного не стоит; порядочный химик полезнее поэта...).

И. С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

I I . Лекция учителя

Как же роман связан с эпохой? Роман написан в 1861 году. Время действия - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855году закончилась Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях».

Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

III. Реализация индивидуального домашнего задания

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян. и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения - и «детей» в полном смысле этого слова. По жанру роман является социально-психологическим.

Проблема отцовства одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо - но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новый люди», дети 60-ых гг., можно ли с ними найти общий язык и связать свое прошлое с их будущим?

«Я попытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру романа.

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая; Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино - Никольское- дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою Теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется его взглядах, словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев - мастер многозначительной детали. Первое, что мы видим - это красная обнаженная рука Базарова. Перед нами человек дела человек труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту. Это в последующем скажется во всех его поступках, привычках, речах.

Свое имя он произносит, как человек из народа «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Эти выразительные детали сразу же заставляют почувствовать, что перед нами человек, принадлежащий к миру, отличному от мира Кирсановых. Создавая портретную зарисовку, Тургенев обычно обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие зеленоватые глаза» «выражали самоуверенность и ум». Описание внешности этих двух героев делается по принципу контраста: франт, тщательно следивший за своим костюмом, Павел Петрович и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями». Все противоположно в этих людях: манера вести себя, держаться, говорить. Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками. Поэтому больше место в романе занимают споры. Диалог - главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его взглядов философских и политических. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору точных слов.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев. В этом проявляется характерный художественный принцип романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления».

В любой сцене раскрывается эта «тайная психология» в романе. Когда мы впервые видим Аркадия то все, что станет очевидным потом: его духовная ограниченность, прикрытая красивой фразой, чисто внешняя приверженность базаровским взглядам - все это сказывается уже в первых репликах молодого Кирсанова.

Тургенев - мастер диалога тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние его героев. Меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные глубоко личные, задушевные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким лиризмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. Это и является художественным своеобразием романа.

IV . Комментированное чтение, беседа

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В. Г. Белинского».

(Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (разночинец, сын флотского врача) послужили в какой-то мере источником качеств, похожих на Базарова.)

Задание.

1 глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

(В первой главе знакомимся с Н. П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н. П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем).

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.

Евгений Базаров - главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Его по праву можно считать неординарной, выдающейся личностью с трагической судьбой. Образ Базарова в романе представлен автором очень ярко, мы словно видим перед собой этого могучего, смелого, с большими красными руками. К сожалению, жизнь героя оказалась слишком коротка для его полной самореализации. Для того чтобы оценить масштаб личности этого персонажа, попробуем вспомнить, каким было его образование, воспитание, как все это могло отразиться на его характере.

Родители Базарова

Евгений Базаров - сын уездного лекаря и дворянки. Его родители Василий Иванович и Арина Власьевна любят сына, да и Евгений, хоть и ведет себя сдержанно, даже сурово, испытывает к ним самые нежные чувства. Именно они были теми, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» о родителях сказано совсем немного, однако этого достаточно, чтобы понять, насколько Евгений дорог им, чего только стоит сцена их встречи.

Отец Базарова очень старается выглядеть в глазах сына современным, он боится показаться ему скучным во время их встречи, которая произошла после трех лет разлуки. Дело Василия Ивановича, видимо, помогло определиться молодому человеку в жизни, он тоже стал врачом. Как бы сын ни относился к отцу, именно он был тем, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» Евгений - сторонник того, чтобы заниматься делом, которое обязательно должно быть полезным. Как бы ни показывал сын пренебрежение к этому родному человеку, Василий Иванович в его глазах был тем, кто действительно приносит пользу.

Мать Базарова, Арина Васильевна - дворянка по происхождению. Она суетлива, малообразованна, старомодна, сильно верит в Бога. Арина Власьевна, несомненно, также внесла свой вклад в воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» говорится, что такая женщина должна была родиться примерно двести лет назад. Она, безусловно, очень заботилась о сыне, он с детства видел ее бесконечную любовь. Именно благодаря Арине Васильевне Базаров смог стать таким сильным и уверенным в себе человеком.

Взаимоотношения между родителями и Базаровым

Сказанного выше вполне достаточно, чтобы понять, как родители относятся к Евгению. Он - их единственный сын. Глава, в которой Евгений приезжает в отчий дом, просто переполнена родительской любовью. Они так рады, так волнуются, так стараются угодить! Арина Васильевна хочет спросить, надолго ли он приехал, но боится прогневить любимого сына. Евгений - смысл жизни этих пожилых людей.

Как же относится к ним Евгений? В глубине души он, безусловно, любящий сын, хотя на первый взгляд кажется, что он не ценит их нежную заботу, даже как будто пренебрегает. Эти сердечные люди знают Евгения с младенчества, ведь они осуществляли воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» есть фраза, которую Евгений говорит о родителях: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Это он сказал Одинцовой перед смертью. Такое получил Базаров воспитание.

Цитаты, способной ярче показать истинное отношение героя к родителям, найти нельзя. Отцовские и материнские заботы не прошли даром. Кажущееся пренебрежение, раздражение - это прежде всего некоторая зависть и злость на себя. У Базарова нет человека, который мог бы заполнить все его мысли, нет и дела, которое могло бы поглотить полностью его недюжинный ум. Жизнь Евгения не наполнена смыслом так, как жизнь его родителей, которые внешне заняты разными мелкими заботами. Им не нужно искать великие дела, ведь у них есть смысл жизни, это их любимый сын.

Образование Базарова

Базарова с очень раннего возраста становится его собственной заботой. Он стремится к развитию. Евгений, как известно, не был сыном богатых родителей, поэтому зарабатывает на образование сам. безусловно, увлекает Базарова. Он любит трудиться, не терпит праздности. Смысл человеческой жизни, по его мнению, - приносить пользу.

Взгляды на общественное устройство

«Неблагородное» происхождение Базарова (он разночинец) показывает, что значение дворянства в общественной жизни отходит на второй план. Аристократы, по мнению главного героя, не способны к действию. Автор произведения признается, что в своем романе он хотел подчеркнуть несостоятельность дворянства.

Базаров глубоко разделяет идеи нигилизма. Он отрицает общественные устои, ценности, достижения культуры. Он не ценит красоту природы.

Быть или казаться?

Как часто мы пытаемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Нам кажется, что так мы будем лучше, привлекательнее.

Базаров в глубине души - добрый и чуткий человек. Возможно, с возрастом он стал бы похож на своего заботливого отца, Василия Ивановича.

Увлекшись идеями надевает на себя маску циника. Он отвергает все, что не приносит практической пользы. Однако жизнь поразительным образом заставляет человека увидеть в себе те качества, которые он старается спрятать от себя и других. Отрицая любовь, Евгений тем не менее обнаруживает в себе сильное чувство к Стараясь избегать родителей, Базаров приходит к пониманию, что они - самые на Земле.

Роман заканчивается смертью главного героя. Принципы, по которым он жил, оказались несостоятельными, а новые идеалы так и не появились.

Я ничьих мнений не разделяю - я имею свои.

И. С. Тургенев "

Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание - мы отрицаем". Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?

Передо мной роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества - либералами и демократами. Роман в целом и главный герой - демократ-разночинец Базаров - явились, по определению самого автора, "выражением новейшей нашей современности". Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить. Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.

Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели. Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него "отроду лишней копейки не взяли". Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться.

Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия. Опыт - вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение - последнее убеждение.

Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: "Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны".

Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: "Шила в мешке не утаишь", "Бабушка надвое сказала". Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек. И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете? Вы сами ответили на этот вопрос: "Все!" А что "все"?

Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права- это похвально. Отрицание всего того, что порождено "безобразным состоянием общества", - народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, "следует читать революционером". А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете "белибердой", "непростительной дурью". Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу... "Кто не знал любви, тот все равно, что не жил" (Мольер). "Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого" (Д. И. Писарев). А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: "свободно мыслят между женщинами только уроды". И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.

Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: "так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились". Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.

Не согласна с вашим отношением к искусству: "Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше". Как вы можете так думать! Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит "отойти от дела". Но вы неправы. "Искусство - это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе", - сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять.

Вы, Евгений, материалист, но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма. Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что "у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены". В этом ваша большая ошибка. Природа... С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с другой... "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение. Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш: "дед землю пахал". Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что "время Базаровых еще не пришло".

Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» увидел свет в 1862 г. И с тех самых времен он продолжает восхищать читателей всех возрастов своими художественными достоинствами. Продолжают волновать сердца и умы людей и те вопросы политического и философского характера, которые великий русский писатель осветил в произведении. Главный его герой - Базаров - является нигилистом. Появление этой группы людей в русском обществе тогда являлось своеобразным знамением времени.

Кто такой Базаров

Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров - это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением. Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», - 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей. Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.

Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».

В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его - тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания. Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие. Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука - все это отторгает.

Достоинства

В сочинении на тему «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно указать и то, что главный герой решительно не признает ничего нематериального, того, что является абстрактным и оторванным от реальности. Базаров выступает за «конкретные ремесла», которые мог бы усвоить простой человек. Он является истинным тружеником науки. Неутомимый в своих экспериментах, Базаров продолжает свои эксперименты. Можно сказать, что он идеальная личность, однако это далеко не так.

Минусы характера

Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким. Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения. Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.

Встреча с Одинцовой

Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся. Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.

Противоборство

С одной стороны, он отрицает все духовное и нравственное, видя ценность только лишь в материалистических взглядах. С другой, он оказывается способным на живые и трепетные чувства. На смену цинизму постепенно приходит глубокое понимание того, чем в действительности являются человеческие взаимоотношения. Если в начале произведения Базаров считал любовь полной ересью, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Главный герой постоянно ловил себя на греховных мыслях, «точно бес его дразнил». У Базарова сохраняется общий скептицизм по отношению к миру, однако его устои колеблются, у него больше нет непоколебимой уверенности в своих идеях. Идеальная концепция, которая строилась в течение многих лет, постепенно рушится.

«Бунтующее сердце. Образ Базарова»: план сочинения

План работы учащегося может быть примерно таким:

  1. Описание внешности Базарова.
  2. Его поступки и высказывания.
  3. Что чувствует главный герой.
  4. Его отношение к окружающим.
  5. Встреча с Одинцовой.
  6. Как заканчивается его жизнь.
  7. Мое впечатление о Базарове.

Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

Философские мысли героя

В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

Слабость перед трудностями

Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен - у него нет ни друзей, ни знакомых.

Неразрешимый конфликт

Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».

10 класс - это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров - это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

Загрузка...