crimea-fun.ru

Древнерусская литература. Повести древнерусские Древнерусские или скандинавские корни

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из сборника «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести» в исполнении заслуженной артистки России Нины Васильевой.

«Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти – колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил…

Влияние былины и сказки обнаруживалось во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. Мастер писал на иконе святого Георгия, повергающего копьем дракона, — выходил победитель сказочного Змея Горыныча, а спасенная дева напоминала царевну – кроткую жертву земного насильника, с которым в сказке яростно сражался крестьянский сын…

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность… Былины удовлетворяли не только естественному влечению ко всему красочному, необычному, незаурядному: в них по-своему выражалось общественное сознание целой исторической эпохи. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?»

В.П. Аникин,

«Русской литературе тысяча лет. Мы хорошо знаем наших великих писателей-классиков, но мало знакомы с нашей литературой первых семи веков. Каждому русскому человеку хорошо известно лишь «Слово о полку Игореве». А между тем наша древняя литература богата произведениями самых различных жанров. Летописи рассказывали об истории нашей страны, начиная с древнейших, еще дописьменных времен и кончая событиями бурного XVII века. Жизнеописания («жития») повествовали о жизни отдельных людей. В древнерусской литературе есть произведения ораторского искусства, описания путешествий («хождений») на Восток или в Западную Европу, сочинения публицистические, направленные на искоренение общественного зла и несправедливостей, призывающие к правде и добру. Есть целый ряд так называемых «воинских повестей». В XVII веке появляются повести бытового характера. В конце того же века возникают сочинения драматические и стихотворные…

Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному и хорошему. В ней мы находим благородные идеалы…

Мы привыкли, чтобы произведения, которые мы читаем, были занимательными. Занимательность же для нас в основном связана с быстрым развитием сложной фабулы. Писатели Древней Руси тоже, конечно, стремились заинтересовать читателя. Но фабула их проста, повествование ведется спокойно, неторопливо. Люди Древней Руси читали книги истово, не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов, либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель – с искателем жемчуга…

Древнерусская литература ценна и своими собственными художественными достижениями и тем, что она подготовила появление великой русской литературы нового времени. Знание древнерусской литературы помогает полнее и глубже понять литературу XIX-XX веков.

Но ценность древнерусской литературы не только в этом. Она для нас – тот чистый и живительный источник, к которому мы общращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъема. Мы черпаем из нее глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Ее вера в добро и победу справедливости, ее горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас. М.В. Ломоносов называл русские летописи «книгами славных дел». Это же можно сказать о большей части древнерусских повестей».

Д.С. Лихачев,
Т.Н. Михельсон,
из предисловия к сборнику «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести».

В цикле 43 передачи. Общее время 13 ч. 3 мин.
Размер zip-архива 362 МБ.

Былины.

1 Илья Муромец и Соловей разбойник
2 Илья Муромец и Калин царь 1
3 Илья Муромец и Калин царь 2
4 Добрыня и змей
5 Вольга и Микула Селянинович
6 Ставр Годинович
7 Садко
8 Соловей Будимирович
9 Василий Буслаевич
10 Вавило и скоморохи

Русские народные сказки.

11 Кузьма Скоробогатый
12 Крошечка-Хаврошечка
13 Белая уточка
14 Иван Царевич и Серый волк ч1
15 Иван Царевич и Серый волк ч2
16 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч1
17 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч2
18 Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что ч3

Древнерусские повести.

19 Из «Повести временных лет» Расселение славян
20 Из «Повести временных лет» Из сказаний о князе Олеге
21 Из «Повести временных лет» Из сказаний об Ольге
22 Из «Повести временных лет» Обычаи Святослава
23 Из «Повести временных лет» Из сказаний о Владимире
24 Из «Повести временных лет» Подвиг юноши-кожемяки
25 Из «Повести временных лет» Лиственская битва
26 Из поучения Владимира Мономаха
27 Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев
28 Слово о полку Игореве ч 1
29 Слово о полку Игореве ч 2
30 Из «Моления Даниила Заточника»
31 Повесть о разорении Рязани Батыем ч1
32 Повесть о разорении Рязани Батыем ч2
33 Повесть о Меркурии Смоленском, Повесть о Шевкале, Наствления епископа тверского Семеона, Слово о погибели Русской земли
34 Из «Жития князя Александра Невского»
35 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч1
36 Из «Повести о жизни Сергия Радонежского» ч2
37 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч1
38 Из «Сказания о Мамаевом побоище» ч2
39 Повесть о Петре и Февронии Муромских
40 Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзосмысле
41 Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина
42 Казанское взятие ч1
43 Казанское взятие ч2

Изображение — Виктор Васнецов «Богатыри» (1881-1898). Государственная Третьяковская галерея.

По’вести древнеру’сские, литературные произведения (11-17 вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром; повесть «О Варлааме и Иоасафе»; воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; «Александрия»; «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об Олеге Вещем, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). В дальнейшем П. д. развивались в двух основных направлениях - историко-эпическом и историко-биографическом. Первое культивировало принципы повествования о событиях главным образом военных (повести о междоусобных войнах князей; о войнах с половцами 11-12 вв.; о татаро-монгольском нашествии 13-14 вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», 15 в.). Воинские повести часто превращались в обширные беллетризованные «истории» («Повесть о Царь-граде», 15 в.; «История о Казанском царстве», 16 в., и др.), в ряде случаев приобретали фольклорно-эпическую окраску («Повесть о разорении Рязани Батыем», 14 в.; «Повесть об Азовском сидении», 17 в., и др.). К повестям такого типа относятся дружинно-эпические (12 в.) и (14 в.). Воинским повестям свойственны патриотические идеалы, красочность батальных описаний. Среди повествований о событиях выделяются также повести, посвященные проблемам государственности. Легендарно-исторические повествования периода формирования Русского централизованного государства посвящались преемственности мировых монархий и происхождению династии Рюриковичей (повести «О Вавилонском царстве», «О князьях Владимирских» и др., 15-16 вв.). Затем главной темой повестей становится историко-публицистического описание кризиса московской государственности в «смутное время» и смены царствующих династий («Повесть 1606 года», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» И. Катырева-Ростовского и др.)..

Другое направление П. д. разрабатывало принципы повествования о героях, первоначально основанного на христианско-провиденциальном, торжественно-риторическом описании деяний выдающихся князей в борьбе с внешними врагами (жития Александра Невского, Довмонта Псковского, 13 в.; Дмитрия Донского, 15 в.); эти произведения занимали промежуточное положение между традиционными воинскими повестями и житиями святых. Постепенно историко-биографическое повествование начало перемещать своих героев в бытовую обстановку: повесть о Петре и Февронии Муромских (15-16 вв.), проникнутая сказочной символикой; повесть о дворянке Юлиании Лазаревской (17 в.) и др. Интерес к подвигам героев вытесняется вниманием к взаимоотношениям людей, к поведению личности в быту, которое, однако, ещё обусловливалось церковно-этическими нормами. Повести биографического типа разветвлялись на поучительные жития-автобиографии (жития Аввакума, Епифания) и повествования полусветского, а затем и светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью (фольклорно-лиричная «Повесть о Горе-Злочастии», книжно-беллетристическая «Повесть о Савве Грудцыне», 17 в.). Повествование всё более отрывается от исторической канвы и овладевает искусством сюжетосложення. В конце 17 в. возникают сатирические повести с элементом литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и др.). Острые сложнобытовые ситуации оснащаются натуралистическими деталями, свойственными ранней новелле (повести о купце Карпе Сутулове и его жене, 17 в.; «Повесть о Фроле Скобееве», начало 18 в.). Вновь входят в моду переводные повести, герои которых русифицируются в сказочном духе («О Бове-Королевиче», «О Еруслане Лазаревиче» и др.), сборники западноевропейских новелл («Великое зерцало», «Фацеции» и др.). П. д. совершают закономерную эволюцию от средневекового исторического повествования к беллетристической повести нового времени.

Лит.: Пыпин А. Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Орлов А. С., Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII-XVII вв., [Л.], 1934; Старинная русская повесть. Статьи и исследования. Под ред. Н. К. Гудзия, М. - Л., 1941; Истоки русской беллетристики. [Отв. ред. Я. С. Лурье], Л., 1970; История русской литературы, т. 1, М. - Л., 1958..

Но иным открывается тайна... (А.Ахматова) Кто говорит, что мы умрем? – Оставьте этиСуждения в самих себе – В них кривда вьется:Мы множество веков живем На белом светеИ множество веков еще Нам жить придется.Мы не пришли из пустоты, И через годыНе суждено нам в пустоту Уйти однажды.Мы все – не только часть Земли, Мы – часть Природы,Мы часть Вселенной, мира часть – Конкретно каждый!Мы миллиарды лет назад Уже дышали,Не знаю – чем, не знаю – как, Но было дело.Вселенная возникла, ей Мы не мешали,Мы занимались, кто, чем мог В других пределах.И миллиарды лет пройдут – В короне СолнцаУсталая Земля сгорит В своем величье,Мы не сгорим! В другую жизнь Мы вновь вернемся,В самих себя вернемся мы В другом обличье!Я говорю вам: человек Не исчезаем!Я говорю вам: человек В бессмертье вложен!Вот только доказательств мы Еще не знаем,И подтвердить бессмертье мы Пока не можем.Но через сколько-нибудь лет Забвенья гириМы сбросим с памяти своей И вспомним смело:Зачем мы оказались здесь – В подлунном мире? Зачем бессмертье нам дано И что с ним делать? Все, что мы сделаем через час, Через неделю и даже год,Все это недалеко от нас В собственном мире живет.Книги, которые я издам Через какое-то время летУже разлетаются по городам В мире, которого нет.Миры-неведимки опутали нас Бесчисленным множеством этажей,В одном – собираемся мы на Марс, В другом – полетели уже.Награды, хвала и еще чины Нас дожидаются, строясь в ряд,А с ними – наши пощечины В соседних мирах горят.Мы думаем: жизнь через сотни лет Это бог его знает: где?А это рядом – невидимый свет Тех лет рассыпан везде.Попробуйте пальцем проткнуть Луну! Не выйдет – рука коротка,Еще сложней потрогать страну, Заброшенную в века.Но так уж устроено: каждый миг Из улиц, офисов и квартирПереезжаем всем миром мы В реальный соседний мир.Блуждая по космосу вместе с Землей С идеями свежими и старьем,Мы новое время – за слоем слой – В аренду у мира берем.И не торопимся жить взаймы, Не убыстряем года,Далекою памятью знаем мы, Что в жизнь пришли навсегда.Что наши границы не в млечности, Что наша эпоха – не час,В запасе у нас бесконечность, и Вечность в запасе у нас.И как на экскурсии – лишь вперед, Шифруя и теоремя дни,Вселенная за руку нас ведет По коридору времени. Включите в прошлом и будущем свет!И вы увидите новым зрением,как город, которого еще нет,уже сейчас проступает во времени.В будущем времени, где покапочти без цвета и очертанийплавают только лишь облаканаших надежд и наших мечтаний.А в прошлом, где в мякоти синевыжизнь улыбалась теплу и свету,включив освещение, встретите выгород, которого больше нету.Не беспокойтесь, вы не сошли с ума сейчас, увидев такое, -в пространстве все сохраняется, идо времени градус хранит покоя.Но все оживает до срока, вдруг,когда чудаки в настроенье хорошемвключают в прошлом и будущем звук,включают свет в грядущем и прошлом.И жизнь, как будто круги по воде,по тысячелетиям вяжет звенья,и нет умерших людей нигде,есть лишь уснувшие на мгновенье.Покой – это только временный ил.Люди вечны! На каждой страницевсмотритесь в лица их – в прошлом ибудущем – те же самые лица.Нет у природы других людей,и те же самые ходят по кругупрошлых и будущих площадей,камни шлифуя шагом упруго.Включите в прошлом и будущем свет,и вы убедитесь, сомнений вместо,что в будущем – там, где вас еще нет,для вас уже приготовлено место. https://www.stihi.ru/avtor/literlik&;book=1#1

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что письменность у древних славян существовала ещё в дохристианский период . Большая часть сохранённых памятников письменности до наших дней дошла после монгольского периода.

Согласитесь, что в многочисленных пожарах и нашествиях, после которого не оставалось камня на камне трудно что-либо сохранить. С появлением азбуки в IX веке, созданную монахами Кириллом и Мефодием, стали писать первые книги. В основном они были на церковную тематику.

Богослужение шло на национальных языках, поэтому письменность также развивалась на родных для людей языках. Грамотными на Руси были различные слои населения . Об этом говорят найденные берестяные грамоты. В них записывались не только гражданские и юридические дела, но и бытовые письма.

Что такое древнерусская литература?

К древней русской литературе относят рукописные или напечатанные произведения, написанные в XI—XVII веке. В это время велась историческая и деловая летопись, путешественники описывали свои приключения, но особое внимание уделялось христианским учениям.

Жизнь людей, причисленных церковью к святым, изучали в школьных учебных заведениях и читали простые грамотные люди. Всё творчество отражало характерный образ жизни того времени. Для древнерусской литературы характерна анонимность писателей.

Как развивалась литература в Древней Руси?

Изначально, рукописные тексты переписывались, точно копируя оригинал. Со временем повествование несколько стало искажаться из-за изменений литературных вкусов и от предпочтений переводчиков. Путём сравнения редактирований и множественных вариантов текстов, всё же можно обнаружить текст, самый близкий к первоисточнику.

Прочитать дошедшие из глубины веков оригинальные книги можно только в крупных библиотеках . Например, «Поучение» Владимира Мономаха, написанное в XII веке великим киевским князем. Это произведение считается первым светским откровением.

Характерные особенности древнерусской литературы

Для произведений этого периода характерна повторяемость некоторых ситуаций и сравнительных характеристик в разных сочинениях. Персонажи всегда ведут себя в соответствии с понятиями того времени. Так, сражения изображали торжественным языком, величаво, в соответствии с традициями.

За семьсот лет развития древнерусская литература проделала огромный прорыв. С течением времени появлялись новые жанры, а писатели всё чаще отвергали литературные каноны и проявляли писательскую индивидуальность. Всё же в текстах просматривается патриотизм и единство русского народа.

В начале XIII века Руси угрожали внешние враги печенеги и половцы, шла междоусобная борьба между княжествами. Литература того периода призывала прекратить междоусобицы и сражаться с реальными врагами. Изучение событий тех лет имеет огромную историческую ценность.

Из памятников письменности можно узнать о событиях, происходивших на нашей родине, быт и нравственные ценности целого народа. Русские авторы всегда были озабочены судьбой русского наследия и это хорошо видно из их искренних произведений.

Древнерусскую литературу по праву можно считать основой всех жанров и всех книг, написанных когда-либо на украинском, белорусском или русском языках . С момента изобретения алфавита Кириллом и Мефодием, с момента, когда цивилизованное письмо заменило архаичные черти и рези, эта литература положила начало всему книжному, печатному и образовательному делу в нашей стране. Поэтому так важно обратить на нее внимание и познакомиться с произведениями древней русской литературы поближе . На нашем сайте вы найдете лучшие книги этого интересного и древнего жанра.

История жанра древнерусской литературы

Древнерусская литература начала развитие , как уже было отмечено, с изобретением удобного и практчиески современного алфавита . Это сделали солунские братья Кирилл и Мефодий , которых даже канонизировали за такое высокое достижение. Действительно, сложно переоценить их вклад в историю всех славянских стран.

Жанр древнерусской литературы является неоднородным. В нем можно найти сказания о житии святых, летописные данные, делопроизводственные записи и многое другое. Например, часто можно встретить летописные данные, которые являются мифом, легендой или сказанием, записанным так, как будто это было на самом деле . В этом - огромный интерес и уникальность древнерусских произведений для современного читателя. Особенно такие книги. заботливо собранные на нашем сайте (их можно читать онлайн) будут актуальны для историков, филологов, студентов и школьников.

Особенности древнерусской литературы

В первую очередь, это язык. Древнерусские сказания, летописи и (жития святых) написаны не тем простым для понимания языком , к которому привык современный читатель. Этот древний язык богат сравнениями, гиперболами и множеством других приемов, за которыми подчас сложно понять смысл повествования . Поэтому наша библиотека онлайн содержит только адаптированные, переведенные на современный язык тексты , которые сохранили часть терминов, доступных для понимания. Таким образом, вы можете смело читать книги онлайн и узнавать древнюю историю свободно. Также вам может быть интересно прочитать книги о Древней Руси научно-популярного жанра.

Другой особенностью древнерусских литературных произведений было отсутствие праздности, то есть книги не были светскими . Они были серьезными, в них нет ни юмора, ни слишком уж расширенных сюжетов. Отчасти это вызвано психологией древних писателей-монахов , которым пришлось впервые записывать те или иные события на бумагу. Но чаще всего скупость и суровость жанра объясняется дороговизной материалов для книг. Таким образом, записывать шутки, и другие «несерьезные» вещи писатели просто не имели возможности.

Развитие жанра житий святых, еще называемых агиографией, послужило для древнерусской литературы своеобразным катализатором. Жития заменяли древнему читателю и , и , и даже . К слову, все эти жанры берут начало именно из невинных библейских и евангельских рассказов о жизни и приключениях святых.

Лучшие книги жанра древнерусской литературы

Не смотря на всю интересность и самобытность жанра, книг в нем сохранилось не так уж много. Тематически их можно разделить на несколько групп.

Загрузка...