crimea-fun.ru

Биография. Возвращенец аксенов Произведения написанные василием аксеновым в соавторстве

Книги Василий Аксенова уже на протяжении нескольких десятилетий пользуются небывалой популярностью среди думающих читателей. Среди них есть совершенно разные произведения: жесткие и романтичные, правдивые и утопические. Поэтому каждый человек сможет найти в творчестве Василия Павловича что-то для себя.

Биография

Биография Василия получилась непростой , но интересной и насыщенной событиями. Ознакомиться с ней наверняка будет интересно всем поклонникам его литературного творчества. Кроме того, расскажет информацию о жизни Аксенова Василия Павловича Википедия.

Ранние годы

Родился Аксенов в 1932 году в Казани у председателя городского совета и преподавательницы известного в городе педагогического вуза. Он стал третьим ребёнком в семье, но первым общим сыном у Павла и Евгении. Ранние годы жизни мальчика были счастливыми и радостными. Родители его очень любили и старались проводить с ним все свое свободное время. Отец вечерами играл с Васей в настольные игры, брал его с собой на рыбалку и в лес за грибами. Правда, длилась счастливая пора недолго.

Когда будущему писателю исполнилось 4 года, его родителей по очереди арестовали и отправили в сталинские лагеря на 10 лет. Мать Василия в общей сложности провела в ссылках и тюрьмах 18 лет. Именно об этом она в дальнейшем написала автобиографическую книгу, которая по сей день пользуется популярностью.

Брату и сестре младшего Аксенова после заключения родителей повезло несколько больше. Алексея и Майю забрали к себе родственники семьи. Интересно, что бабушки малыша хотели воспитывать и Васю, но им это было запрещено. В итоге мальчик попал в детский дом для сыновей и дочек осужденных, который находился в Костроме. Родственникам даже не сообщили? в какой именно город отправлен ребенок. Через два года его забрал оттуда родной дядя по отцовской линии. Андреяну пришлось приложить немало усилий, чтобы разыскать племянника. С этого времени и на протяжении всей войны Василий жил у родственников.

Как только мать мальчика вышла из тюрьмы, она сразу стала пытаться получить разрешение на совместное проживание с сыном . В итоге Аксенов младший переехал к ней на Колыму. Здесь она находилась как ссыльная. Кстати, о детских годах в этих краях в дальнейшем писатель расскажет в одном из своих романов.

Образование

За свое детство Василию пришлось поучиться в самых разных школах. Он никогда не был отличником, но очень любил получать новые знания. Особую склонность мальчик питал к гуманитарным наукам. Правда, его родители тогда и подумать не могли, что в итоге младший Аксенов станет писателем. После получения школьного аттестата юноша поступил в Ленинградский медицинский институт. На этом настояли его родственники, считавшие, что только профессия врача сможет прокормить парня. После окончания вуза он по распределению успел поработать в разных местах:

  1. В столичной туберкулезной больнице;
  2. На крайнем Севере (карантинным врачом);
  3. В Карелии (специалистом общего профиля).

Кстати, к моменту получения Василием диплома его родители уже были на свободе и полностью реабилитированы.

Творчество

Несмотря на то что по настоянию родителей молодой человек получил медицинское образование, профессия врача никогда не вызывала в нем особого интереса . Он отлично знал свое дело и с первых месяцев работы прослыл среди коллег настоящим профессионалом, но его душа стремилась к литературе.

Начало писательской деятельности

Первое время Василий писал свои книги «в стол». Но в 60-ые годы все же решился отправить одну из самых любимых повестей в издательство. Молодой человек был крайне удивлен и обрадован, что произведение «Коллеги» сразу же появилось в печати . Оно так понравилось читателем, что позже превратилось в полнометражный фильм.

После этого один за одним начинают выходить романы Василия Аксенова и сборники его рассказов. По некоторым из них в дальнейшем также снимается кино. Например, роман «Звездный билет» превратился в фильм «Мой младший брат». Особенно приятно для Василия Павловича было, что по его пьесе вскоре после начала литературной деятельности театром «Современник» был поставлен полноценный спектакль. Успех так воодушевил мужчину, что он решил окончательно сменить профессию.

Имя Аксенова оказывается все более популярным в Москве, а затем и в других городах страны. Он становится редактором журнала «Юность» , в котором также периодически выходят его произведения. Родители писателя с волнением отыскивают каждый новый номер и добавляют его в семейную коллекцию.

Общественная деятельность

Параллельно с литературой Василий увлекся и общественной деятельностью. Сначала он вызвался участвовать в демонстрации на Красной площади, на которой выступал против реабилитации Сталина, потом подписал письма на защиту диссидентов. Подобных поступков насчитывалось довольно много, что не могло остаться не замеченным властями.

Общественная активность Аксенова сильно не понравилась правительству. Впервые он узнал об этом на встречи властей с представителями интеллигенции в Кремле. Тогда он услышал публичную критику в свой адрес от Никиты Хрущева. Однажды Василия Павловича даже задержали дружинники. Конечно, оснований для ареста писателя не было, но ему неоднократно давали понять, что нужно срочно менять свою линию поведения.

Несмотря на возникавшие разногласия с властями, мужчина продолжал творить и радовать своих поклонников все новыми произведениями. В начале 70-х годов свет увидела приключенческая книга для самых маленьких читателей. Она оказалась очень популярной среди детей и их родителей. Потом в печати появилась историко-биографическая повесть «Любовь к электричеству». Василий очень любил экспериментировать с литературными жанрами. Сам он отмечал, что очень долго не мог отыскать именно то направление, в котором бы ему оказалось максимально интересно и комфортно работать. Своими сомнениями он поделился с читателями в произведении «Поиски жанра».

Занимался Аксенов и переводами с английского языка . Ему удалось сделать доступными для отечественного читателя сразу несколько зарубежных романов. Среди литературных экспериментов Василия Павловича оказалось даже совместное произведение с двумя другими писателями. Им стала забавная пародия на книгу о шпионах.

Сам Аксенов понимал — конфликты и недопонимания с правительством рано или поздно приведут к тому, что он больше не сможет публиковаться на родине. Так и случилось: как только закончилась «оттепель». Правда, некоторые произведения Василия Аксенова все же были опубликованы (к большому удивлению самого автора). Среди них упоминавшийся выше автобиографический роман про ранние годы жизни и фантастическая книга «Остров Крым». Василий отмечал, что создавал эти произведения «в стол» и в целом вовсе не надеялся, что они когда-либо увидят мир.

К концу 70-х годов власти начинают все более открыто и остро критиковать писателя. В его адрес уже звучит такой эпитет, как «несоветский». А последней каплей для правительства стал выход Василия Павловича из «Союза писателей». Таким образом он и еще несколько авторов выразили свое несогласие с исключением из указанной общественной организации Попова и Ерофеева.

С 1977 года произведения Аксенова начинают активно публиковаться за рубежом. Особенно часто они появляются в печати в США. Именно здесь Василий вместе с творческими товарищами организует альманах «Метрополь». Издать его на родине, несмотря на огромные усилия всей команды, так и не удалось. Среди сотрудников журнала оказался В. Ерофеев, А. Битов, Б. Ахмадулина и другие «изгои» своей страны.

Жизнь в США

За переезд за рубеж (по приглашению) Василий Аксенов был лишен гражданства СССР . Это сильно огорчило писателя, но он понимал, что спокойно жить и творить на родине ему еще долго не удастся. Поэтому мужчина просто смирился со своим положением и остался в США, где находился вплоть до 2004 года. За это время он успел побывать в должности профессора русской литературы в самых известных американских университетах и пополнить собственную библиографию. Попробовал себя писатель и в качестве журналиста. Он работал с несколькими зарубежными радиостанциями и журналами.

Кстати, свои впечатления о работе на радио мужчина опубликовал в произведении «Десятилетие клеветы», которое увидело свет в последний год его жизни в штатах. В Америке в печать вышли и другие книги. Проживая в США, Василий Павлович активно работал над новыми рассказами, повестями и романами. В результате им были написаны следующие произведения:

Интересно, что последний роман создавался на английском языке. Но впоследствии сам автор перевел его для отечественных читателей. Правда, особой популярности на родине он так и не получил.

Через 9 лет со дня своего отъезда из СССР писатель впервые вернулся «домой» . Он был приглашен в Советский союз американским послом. А в 1990 году Аксенову было возвращено советское гражданство. Правда, это не сподвигло его на обратный переезд. Василий Павлович продолжал жить с семьей заграницей и лишь изредка прилетал в Москву по рабочим делам.

В начале 2000-ых писатель начинает публиковаться в России. Первым в печати появляется его роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». За это произведение Василий был награжден Букеровской премией. Последним его романом стал «Таинственная страсть», правдиво рассказывающий о жизни шестидесятников. В итоге на родине он был экранизирован. Правда, стал доступен зрителям уже после смерти писателя.

Личная жизнь

Первой женой Аксенова была К. Менделеева, которая подарила мужчине долгожданного сына (писателю на тот момент было 28 лет). Его бывшая супруга жива по сей день и является художником-постановщиком в одном из столичных театров. Правда, с Кирой Василию не удалось построить крепкую семью даже ради ребенка. Счастливым в любви Василий Павлович себя почувствовал только после встречи с М. Кармен . Ради него женщина оставила знаменитого кинодокументалиста Романа Кармен. Сразу после знакомства между писателем и его новой возлюбленной возникла самая настоящая страсть.

Майя была далека от творчества (специалист по внешней торговле), зато оказалась готовой следовать за супругом хоть на край света. Она переехала с писателем в США, где также стала преподавать русский язык. Совместных детей у пары не было. Василий и Майя воспитывали ее дочку от первого брака. Именно ко второй супруге Аксенов испытал настоящую страсть и любовь.

Алексей, сводный брат, погиб во время блокады Ленинграда, поэтому Василий практически не знал его. А вот сестра по отцу, Майя , — стала для писателя очень близким и родным человеком. Когда после освобождения родителей семья воссоединилась, девушка охотно поддерживала связь с младшим Аксеновым и нередко помогала ему в трудных жизненных ситуациях. Не прекратилось их общение и после переезда Василия Павловича в штаты. Майя стала педагогом-методистом и выпустила множество учебных пособий по русскому языку, которые и по сей день активно используются специалистами.

Награды

За свою жизнь писатель Василий Павлович Аксенов получил множество наград и премий . Среди них следующие:

  • премия «Русский Букер»;
  • почетный орден Искусств и литературы;
  • звание почетного члена Российской академии художеств.

В 2011 году товарищи Аксенова выпустили книгу воспоминаний о нем. Своей главной задачей они поставили донести до читателя реальные факты из его жизни и творчества без каких-либо искажений в угоду властям и всевозможным событиям.

Василий Павлович Аксёнов – прозаик, драматург – родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова (родители репрессированы в конце 1930-х ), был отправлен в детдом для детей «врагов народа», а с 16 лет жил в Магадане, куда была сослана его мать Евгения Гинзбург (автор впоследствии написанной и получившей широкую известность книги «Крутой маршрут»). Окончил в 1956 Ленинградский медицинский институт, до 1960 работал врачом в больницах.

Печатается с 1959 . Известность писателю принесла повесть «Коллеги» (1960 ), много раз переиздававшаяся, получившая также воплощение на сцене и на экране. Эта и вслед за нею появившиеся повести «Звездный билет» (1961 ) и «Апельсины из Марокко» (1963 ), роман «Пора, мой друг, пора» (1964 ) и других упрочили за Аксёновым славу одного из лидеров «молодой прозы», громко заявившей о себе на рубеже 1950-60-х (А. Гладилин, А. Кузнецов, Э. Ставский и др.). Произведения Аксёнова вызвали в критике бурную полемику, т.к. в них заострялось внимание на злободневнейших проблемах периода «оттепели» и прежде всего - на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Как нельзя более соответствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальный характер прозы Аксёнов, и преимущественное - сочувственное - внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения: не случайно в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся авторов журнала «Юность», в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии. Появление в 1968 повести «Затоваренная бочкотара» свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его словам, к тотальной сатире: здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной Аксёновым «сюрреалистической вещью».

Изменение творческой позиции Аксёнова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение «иллюзии действительности»; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся, как помойная яма, действительность...». С этого времени критика в адрес Аксёнова и его произведений становится все более резкой и даже сокрушительной, когда она звучит из уст руководителей партии и государства (например, Н.С. Хрущева). Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксёнов, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре «Современник» пьеса Аксёнова «Всегда в продаже», свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве.

Положение Аксёнова еще более осложнилось, когда (в 1977-1978 ) его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). В 1979 Аксёнов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым выступил составителем и автором альманаха «Метрополь», объединившего писателей (Ю. Алешковского, Ф. Горенштейна, В. Высоцкого и др.), решительно отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах ушел в самиздат и вскоре был издан в США. Он немедленно был подвергнут уничтожающей критике, некоторые его авторы были исключены из писательского союза. Сам Аксёнов в декабре 1979 заявил о выходе из СП, 22 июля 1980 уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства.

Поселившись в Вашингтоне, он продолжает интенсивно работать: одна за другой выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог» (1975 ), «Остров Крым» (1970 ), «Золотая наша железка» (1980 ), написанные уже в эмиграции книги «Бумажный пейзаж» (1983 ), «Право на остров» (1983 ), «Скажи изюм» (1985 ), «В поисках грустного бэ-би» (1986 ).

В 1993-1994 в России была опубликована его «Московская сага» в 3 книгах. Вскоре после переезда в США Аксёнов начинает преподавать русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. После возвращения ему в 1990 гражданства Аксёнов часто приезжает в Россию, его произведения (кроме названных выше, «Мой дедушка - памятник», 1991 ; «Рандеву», 1992 , и др.) охотно печатаются здесь (в т.ч. в журнале «Юность»), выходит собрание его сочинений. Но переселяться на родину Аксёнов не собирается: покинув Америку, поселяется на юге Франции. Свое отношение к происходящему сегодня, к современному человеку Аксёнов выразил в книге «Новый сладостный стиль» (1998 ).

Аксёнов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - со всем, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине 1960-х усиливается философская насыщенность прозы Аксёнов, размышляющего о причинах неудачи «оттепели», о неустойчивости психологии человека, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в программном для того времени произведении Аксёнов - романе «Ожог» - наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-70-х. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении.

Прожив много лет в США, Аксёнов заявляет: «Америка - это мой дом, но я не почувствовал себя американцем и никогда не почувствую». Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего - «Московская сага»), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксёнов остается писателем истинно русским. Уже в 1960-е провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, указав на христианство как на мировоззренческую основу истинно человеческой жизни, писатель остается верен этим принципам, неустанно продолжая поиск новых форм, способных воплотить его представления о многомерности все усложняющегося мира, отчетливо отдавая при этом предпочтение эстетике литературного авангарда, прежде всего - сюрреализму, нередко в то же время пытаясь соединить его с реализмом.

В 2004 в журнале «Октябрь» был опубликован роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России. Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника. В 2007 вышел в свет роман «Редкие земли».

Писатель, сценарист Василий Павлович Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийного деятеля. Родители были репрессированы, до 16 лет Василий Аксенов воспитывался в детском доме, затем у тети. Несколько лет прожил в Магадане, где находилась на поселении его мать, Евгения Гинзбург, автор знаменитого романа о сталинских лагерях "Крутой маршрут". В Магадане Аксенов окончил среднюю школу.

Первые рассказы Василия Аксенова "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы" были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность", известность приобрел после публикации в 1960 году повести "Коллеги", по которой вскоре был снят одноименный кинофильм.

Написанные в начале 1960-х годов повести "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", рассказы "Местный хулиган Абрамашвили", "Товарищ красивый Фуражкин", "Жаль, что вас не было с нами" и другие были обозначены критиками как "молодежная проза".

В 1975 году был написан роман "Ожог", а в 1979 году - "Остров Крым", запрещенные к публикации цензурой.

В 1976 году он перевел с английского языка популярный роман Эдгара Доктороу "Регтайм".

В 1979 году вместе с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь", изданного в США.

В декабре 1979 года он заявил о выходе из Союза писателей СССР в знак протеста против исключения из Союза Виктора Ерофеева и Евгения Попова.

С 1981 года Аксенов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучерском университете (1983-1988), Университете Джорджа Мэйсона (1988-2004). Он много лет вел семинар "Современный роман - упругость жанра", а затем курс "Два столетия русского романа", увлекался учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.

В 1980-1991 годы Василий Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией "Свобода".

В Вашингтоне вышли написанные им в СССР, но впервые опубликованные лишь после отъезда писателя в США романы "Ожог", "Остров Крым", "Золотая наша железка".

В США Аксеновым были написаны и изданы новые романы: "Бумажный пейзаж" (1982), "Скажи изюм" (1985), "В поисках грустного бэби" (1986), трилогия "Московская сага" (1989, 1991, 1993), сборник рассказов "Негатив положительного героя" (1995), "Новый сладостный стиль" (1996). Роман "Желток яйца" (1989) был написан Аксеновым по-английски, а затем переведен автором на русский.

В 1989 году впервые после длительного перерыва Аксенов посетил СССР по приглашению американского посла Джека Мэтлока.

С конца 1980-х годов стал вновь издаваться в России. После возвращения ему в 1990 году гражданства Аксенов часто приезжал в Россию, его произведения печатались, в том числе в журнале "Юность", вышло собрание его сочинений.

В июне 1999 года в Москве состоялись первые Аксеновские чтения, на которые писатель прибыл из США.

С 2002 года Аксенов жил во Франции, в Биаррице.

В 2004 году ему было присвоено звание почетного профессора Университета Джорджа Мэйсона (США).

В апреле 2007 года в Москве был издан очередной роман Аксенова - "Редкие земли".

Василий Аксенов - автор пьес "Всегда в продаже", "Твой убийца", "Четыре темперамента", "Аристофаниана с лягушками", "Цапля", "Горе, горе, гореть", "Аврора Корелика", "Ах, Артур Шопенгауэр" и киносценариев фильмов "Когда разводят мосты", "Мой младший брат", "Мраморный дом", "Центровой", "Пока безумствует мечта". Своей лучшей вещью писатель считал роман "Новый сладостный стиль".

В 2009 году, после смерти автора был издан последний законченный роман Василия Аксенова - "Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках", в 2010 году вышел неоконченный автобиографический роман "Ленд лизовские. Lend leasing" .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Будущий автор "Затоваренной бочкотары", "Стальной птицы" и "Острова Крым" появился на свет в 1932 году в Казани. "Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком", - писал Аксенов.

Его мать Евгения Гинзбург, автор знаменитых "лагерных" мемуаров "Крутой маршрут", попала в советские лагеря, когда ее сын был еще маленьким мальчиком. Именно она, по словам писателя, познакомила его с произведениями Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Северянина.

Аксенов поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт им.И.П.Павлова. "Иди-ка в медицинский - в лагере врачи лучше выживают", - напутствовали его родители. Однако в 60-е годы, вскоре после того, как в свет вышли его "Коллеги" и "Звездный билет", Аксенов, по собственным словам, решил, что "надо отдавать все время литературе" и забросил медицину.

В 1978 году он активно участвовал в создании литературного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Хотя речь шла о публикации обычных произведений, власти сочли крамолой то, что альманах создавался "без санкции инстанций". На "метропольцев" последовали гонения, Аксенов был вынужден уехать из СССР. Писатель поселился в США, где долгие годы жил и работал в Вашингтонском университете. Не так давно Аксенов вместе с женой переехал во Францию.

Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна - шок или восторг.

При этом сам литератор уверен, что "писатель должен быть не властителем дум, а распрягателем дум, высвободителем дум, то есть стараться сделать своих читателей соавторами, согероями своих книг".

РИА "Новости"

Биографическая справка:

Известный прозаик, автор 23-х романов, "стиляга" и "антисоветчик" Василий Павлович Аксенов родился в Казани в семье партийного деятеля 20 августа 1932 года. Родители будущего писателя были репрессированы. Несколько лет Аксенов прожил с сосланной матерью в Магадане. В 1956 году он окончил Ленинградский медицинский институт. В 1956-1960 годах работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве.

Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность", который тогда казался недосягаемой мечтой для молодых авторов. В 1956 году Аксенов встретился в одной из московских компаний с писателем Владимиром Померанцевым. Померанцев предложил Аксенову почитать рассказы собственного сочинения. Рассказы Померанцеву понравились, и он отнес их в журнал "Юность". Валентин Катаев, который на тот момент возглавлял журнал, восхитился живописным сравнением одного из аксеновских рассказов - "стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля" - и решил Аксенова печатать. Тогда в "Юности" появились два рассказа "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы".

В 1960-м году выходит повесть Аксенова о врачах "Коллеги", удачное название которой придумал Катаев. Повесть пользовалась большим успехом и положила начало так называемой "молодежной прозы". Именно в связи с "Коллегами" впервые появилось выражение "шестидесятники", которое теперь практически утратило "авторство" и стало обозначением целого поколения и эпохи. Первым это выражение употребил в своей статье критик Станислав Рассадин.

Главный успех принес Аксенову роман "Звездный билет", который вышел в той же "Юности" в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения "фестиваля молодежи и студентов", которое в комсомольской печати получило кличку "стиляги".

Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодежный сленг начала 1960-х.

В течение 1960-х годов Аксенов активно печатался. Одна за другой вышли повести "Апельсины из Марокко" (1963 год), "Пора, мой друг, пора" (1964 год), "Жаль, что вас не было с нами" (1965 год), "Затоваренная бочкотара" (1968 год) и другие. В 1972 году в журнале "Новый мир" была опубликована повесть Аксенова "В поисках жанра".

Расхожая формула Евтушенко "Поэт в России - больше, чем поэт" перекроила судьбы многих русских писателей, в том числе и Аксенова. Усиленный интерес КГБ к литературному творчеству, столкновения с советской цензурой и дублировавшей ее критикой привели Аксенова к затянувшемуся на десять лет вынужденному молчанию. Однако писатель продолжал работать. В 1975 был написан роман "Ожог", а в 1979 году - "Остров Крым", запрещенные к публикации цензурой.

В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь". В декабре 1979 года заявил о выходе из Союза писателей СССР. После резких выступлений в печати в адрес писателя, в июле 1980 года, вынужденный "спасать" свои романы, Аксенов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства.

В эмиграции Аксенов становится билингвистическим автором: роман "Желток яйца" (1989 год) был написан по-английски, а затем переведен автором на русский. Американские впечатления легли в основу книги "В поисках грустного бэби" (1987 год).

В США Аксенов преподавал русскую литературу в университете Дж.Мейсона под Вашингтоном, в течение долгих лет он вел семинар "Современный роман - упругость жанра", а затем курс "Два столетия русского романа", увлекался недоступными тогда в России учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.

Впервые после длительного перерыва Аксенов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Мэтлока, с конца 1980-х книги Аксенова снова издаются, а начиная с 1990-х годов он часто и подолгу бывает в России.

В 1992 году Аксенов завершил работу над 3-томным романом "Московская сага" о трех поколениях московских интеллигентов XX века. Этот роман положил начало изменениям в стиле писателя в сторону эпоса. Осенью 2001 года режиссер Дмитрий Борщевский начал съемки телефильма по мотивам романа "Московская сага", работу над фильмом планируется завершить в начале 2003 года.

В 1998 году вышел роман "Новый сладостный стиль", который затрагивает тему судьбы русских эмигрантов в США.

Прожив больше двух десятилетий в США, Аксенов уходит из Вашингтонского университета и переезжает во Францию в Биарриц. Сейчас писатель работает над новой книгой о 1764 годе в европейской истории, для которой он собирал материал в течение полутора лет. Местом действия нового романа станет и Франция, включая картины Парижа, а также Прибалтика, Голштиния, русские поместья провинциальных дворян. В сюжете - бессмысленные баталии, прусская и русская тайная службы в причудливых сплетениях, среди героев - Вольтер и "странные", по словам самого писателя, персонажи.

Василий Аксёнов замечательный писатель.
Гинзбург Валерий Ефимович 2007-10-14 11:27:43

Знаком с произведениями В.П.Аксёнова с 1961 года. Появление в печати "Звёздный билет" "Апельсины из Марокко" вызвало огромный интерес к творчеству В.П.Аксёнова.Особенно среди молодёжи.До сих пор этот интерес не ослабевает.


вся правда о В. Аксенове
Fktrcfylh 2008-08-27 18:11:24

Начать, коллеги, следует с фразы, написанной самим Аксенов "Если бы мне позволил возраст и здоровье я поступил бы в морскую пехоту США. Дабы провести часть жизни в борьбе за идеалы демократии"

На Первом канале идет сериал «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова. Как складывалась личная жизнь и биография Василия Аксенова?

Василий Аксёнов - российский писатель, кинодраматург, профессор русской литературы в различных университетах США.

Семья Василия Аксенова. Отец – Аксёнов Павел Васильевич был председателем казанского горсовета, членом бюро Татарского обкома партии.

Мать – Гинзбург Евгения Семеновна была преподавателем Казанского Педагогического института, заведующей отделом культуры газеты "Красная Татария", автором мемуаров о сталинских лагерях, в том числе - "Крутого маршрута".

В семье было три ребенка: Василий, и брат с сестрой от первых браков родителей - Алексей и Майя.

В конце 1930-х годов, когда Василию Аксёнову исполнилось пять лет, его родители были арестованы, осуждены: мать приговорили к 10 годам тюремного заключения, отца - к высшей мере наказания, которая потом была заменена на 15 лет лишения свободы.

Майю и Алексея забрали на воспитание родственники, а Василий, как полный сирота, был направлен в Костромской детский дом для детей заключённых.

Через полгода дядя Аксёнова – Адриан Васильевич (брат отца) смог забрать Василия из детдома. Он вернулся в Казань, до 16 лет жил у своей тёти, восемь классов учился в средней школе № 19 им. В. Г. Белинского.

Когда Василию Аксёнову исполнилось 16 лет, он приехал в столицу Колымы – город Магадан, где находились его мать, Евгения Гинзбург. Их встреча описана Гинзбург в книге "Крутой маршрут".

После окончания школы Аксёнов отправился из Магадана, поступать в институт. В 1950 г. стал студентом Казанского медицинского института, а через четыре года перевёлся в Первый Ленинградский медицинский институт имени И.П.Павлова.

После института Аксёнов трудился терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта. Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957–1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958–1960).

Первый литературный опыт Василия Аксёнова относится к студенческой поре.

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор.

В 1979 году Василий Аксёнов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Двое авторов альманаха – Евгений Попов и Виктор Ерофеев – были исключены из Союза писателей СССР.

В знак протеста Инна Лиснянская, Семён Липкин и Василий Аксёнов заявили о своём выходе из союза писателей.

22 июля 1980 года Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего его и жену лишили советского гражданства.

В 1990 году Василию Аксёнову было возвращено советское гражданство.

В 1992 году в свет вышла трилогия "Московская сага", которую в 2004 году экранизировали.

В 2008 году у писателя произошел инсульт. До 2009 года он пребывал в коме. Все это время рядом с ним находилась его любимая жена – Майя Кармен.

Личная жизнь Василия Аксёнова складывалась непросто.

Его первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934-2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучка известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой, основателя и первого ректора Ленинградского педиатрического медицинского института.

Вторая жена Аксенова - Майя Кармен. Когда они встретились, то были оба женаты.

Майя Афанасьевна (Змеул) Аксёнова родилась в 1930 году.

Её первым мужем был внешторговский работник Морис Овчинников. Через 3 года у супругов родилась дочь Елена. Но вскоре брак рухнул. Майя встретила известного режиссёра Романа Кармена и влюбилась.

Он ради неё бросил семью – развёлся с женой Ниной Орловой, с которой прожил 20 лет.

Майя Кармен окончила институт внешней торговли, работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык.

В 1970 году в Ялте состоялось знакомство Майи Кармен и Василия Аксёнова. После этого Василий Аксёнов и Майя Кармен начали встречаться.

Майя Кармен не могла расстаться с мужем Романом Карменом. Лишь в 1978 году после его смерти любовники смогли легализовать свои отношения. Василий Аксенов развелся с женой Кирой.

В мае 1980 года Василий Аксёнов и Майя Кармен сыграли свадьбу. Отметили событие в Переделкино, на даче, где собрались близкие друзья.

У Василия Аксенова есть сын - Алексей Васильевич Аксёнов. Он родился в 1960 году, художник-постановщик.

Кроме того писатель воспитывал падчерицу Елену, дочь второй жены.

Летом 2008 года Елена внезапно умерла. Ранее в 1999 году погиб, выпав из окна, 26-летний внук Майи Иван.

Загрузка...