crimea-fun.ru

Анатолий рыбаков краткая биография. Анатолий Наумович Рыбаков

Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия Аронов ; 1911-1998) - русский писатель.

Биография

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина . Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра , с сентября 1991 года - почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 года занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991).

А. Н. Рыбаков умер во сне, 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке . За полгода до этого он перенёс операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Новокунцевском кладбище .

Семья

  • Первая жена (1939-1946) - Анастасия Алексеевна Тысячникова (1918-?), бухгалтер.
    • Сын - Александр Рыбаков (1940-1994).
      • Внучка - писательница Мария Рыбакова .
  • Вторая жена - писательница Наталья Давыдова (настоящее имя - Майя Максимовна Давыдова, род. 1925), автор романов «Братство проигравших», «Любовь инженера Изотова», «Никто никогда».
    • Сын - поэт, прозаик и литературовед Алексей Макушинский (при рождении Аронов, взял фамилию бабушки по материнской линии).
  • Третья жена (с 1978 года) - Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве Беленькая, 1928-2008), дочь заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности, психиатра Марка Натановича Беленького (1890-1938, расстрелян), племянница одного из организаторов советской внешней разведки Я. И. Серебрянского и погибшего в ополчении писателя Андрея Наврозова (1899-1941), автор книги воспоминаний «Счастливая ты, Таня» (2005). Её племянник - художник Михаил Одноралов . Первым браком была замужем за поэтом Евгением Винокуровым (их дочь - литературовед Ирина Винокурова).

Творчество

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году .

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году , «Каникулы Кроша» в 1979 году , «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году . По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году .

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящён людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году , имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток.

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Этот роман был экранизирован , премьера фильма состоялась в 2008 году.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого », завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Библиография

  • Собрание сочинений в 7-ми томах. - М., Терра, 1995
  • Собрание сочинений в 4-х томах. - М., Советская Россия, 1981-1982
  • Сочинения в 2-х томах. - М., Терра, 1998
  • Избранные произведения в 3-х томах. - М., Художественная литература, 1991-1995
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М., Художественная литература, 1978

Повести

  • Кортик, 1948.
  • Бронзовая птица, 1956.
  • Приключения Кроша, 1960.
  • Каникулы Кроша, 1966.
  • Неизвестный солдат, 1970.
  • Выстрел, 1975.

Романы

  • Водители, 1950.
  • Екатерина Воронина, 1955.
  • Лето в Сосняках, 1964.
  • Тяжелый песок, 1978.
  • Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988.
  • Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990.
  • Прах и пепел, 1994.
  • Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1951) - за роман «Водители» (1950).
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) - за сценарий фильма «Минута молчания» (1971)
  • орден Отечественной войны I степени (30.6.1945)
  • два ордена Отечественной войны II степени (31.1.1945; 6.4.1985)
  • медаль «За боевые заслуги» (4.4.1943)

Напишите отзыв о статье "Рыбаков, Анатолий Наумович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Часть 2: М - Я. Москва: Просвещение, 1991. С. 294-296. ISBN 5-09-006995-6 .

Экранизации

  • 1954 - Кортик
  • 1957 - Екатерина Воронина
  • 1961 - Приключения Кроша
  • 1969 - Эти невинные забавы (По повести «Каникулы Кроша»)
  • 1971 - Минута молчания (По повести «Неизвестный солдат»)
  • 1973 - Кортик
  • 1974 - Бронзовая птица
  • 1974 - Последнее лето детства (ТВ)
  • 1980 - Каникулы Кроша
  • 1984 - Неизвестный солдат (ТВ)
  • 1988 - Воскресенье, половина седьмого
  • 2005 - Дети Арбата
  • 2008 - Тяжёлый песок

Ссылки

  • - «Дружба Народов», 1999.
  • в журнале «Чайка», 2001.
  • - журнал «Чайка»
  • - «Одесский Листок», 2008.
  • Волков С.

Отрывок, характеризующий Рыбаков, Анатолий Наумович

В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.

В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
– Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
– Гость, – отвечал Антон.
– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
– Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
– Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
– Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.
– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.

Источник - Википедия

Рыбаков, Анатолий Наумович (настоящая фамилия - Аронов; 1911-1998) - русский писатель.
Автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок». Огромный общественный резонанс получил роман-тетралогия «Дети Арбата» . Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Почётный доктор Тель-Авивского университета.

Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года в еврейской семье Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов. На самом деле родился он в селе Держановка (ныне Носовского района Черниговской области), где его отец Наум Аронов служил инженером на винокуренном заводе местного помещика Харкуна.
С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский . Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо - МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны.
По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.
В 1930 году поступил в
5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.
С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками признан не имеющим судимости.
В 1960 году полностью реабилитирован.
А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский - сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова - внучка А. Н. Рыбакова.

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году.
Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году. По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году.
Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток.
В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).
В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Этот роман был экранизирован, премьера фильма состоялась в 2008 году.
Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 1960-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноимённый фильм.
В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого», завершивший цикл о Кроше.
Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).
В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).
Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.
Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарём правления СП СССР (с 1991 года).

Повести
Кортик, 1948 г.
Бронзовая птица, 1956 г.
Приключения Кроша, 1960 г.
Каникулы Кроша, 1966 г.
Неизвестный солдат, 1970 г.
Выстрел, 1975 г.

Романы
Водители, 1950 г.
Екатерина Воронина, 1955 г.
Лето в Сосняках, 1964 г.
Тяжелый песок, 1978 г.
Дети Арбата 1982 г.
Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988 г.
Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990 г.
Прах и пепел, 1994 г.
Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997 г.

Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1951) - за роман «Водители» (1950).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) - за сценарий фильма «Минута молчания» (1971)
два орден Отечественной войны I степени (30.6.1945; 6.4.1985)
орден Отечественной войны II степени (31.1.1945)
орден Трудового Красного Знамени
орден Дружбы народов
медаль «За боевые заслуги» (4.4.1943)

Рыбаков Анатолий Наумович - (1911–1998), русский советский писатель. Настоящая фамилия Аронов. Родился 1 (14) января 1911 в Чернигове, сын инженера. С 1919 жил с семьей в Москве.

Окончил Московский институт иженеров транспорта (1934). Работал по специальности в разных городах страны, в годы Великой Отечественной войны прошел путь от рядового солдата до офицера. Известность приобрел первыми же повестями, адресованными юным читателям, не одно поколение которых автор увлек захватывающим сюжетом, основанном на раскрытии «тайны», высоким романтическим настроем, соединенным с бытовой конкретикой, добрым юмором и лиризмом: Кортик (1948; одноим. фильм 1954, реж. В.Я.Венгеров и М.А.Швейцер), где события разворачиваются в период Гражданской войны и нэпа в Москве, на Арбате – любимом месте действия многих героев Рыбакова., и ее продолжение Бронзовая птица (1956).

Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы.

Рыбаков Анатолий Наумович

Живость повествования, психологическая убедительность, остроумие, проявившееся в названных произведениях, свойственны и повестям Приключения Кроша (1960) и Каникулы Кроша (1966), написанным от лица подростка.

Первый «взрослый» роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров. Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго «производственного» романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноим. фильм 1957, реж. И.М.Анненский).

В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910–1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления.

Великая цель требует великой энергии, великая энергия отсталого народа добывается только великой жестокостью. Все великие правители были жестоки.

Рыбаков Анатолий Наумович

Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 – Страх, 1990; кн. 3 – Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя – повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997).

Анатолий Наумович Рыбаков - фото

Анатолий Наумович Рыбаков - цитаты

Великая цель требует великой энергии, великая энергия отсталого народа добывается только великой жестокостью. Все великие правители были жестоки.

Чем заинтересовала книга:
1. Нравится как пишет Рыбаков.
2. В детстве был период, когда подсел на трилогию о "Кортике". А здесь, оказывается, главный герой - Михаил Поляков. И хотя нет прямого доказательства, что это и есть тот самый Мишка с Арбата, но - скорее всего, раз ФИО полностью совпадает.

В центре романа - автобаза где-то в Тамбовской области. Послевоенный период. Собственно, производственный роман он и есть производственный - книга о том, как те, кому нужны машины для перевозки не могут их выбить (хотя и платят), а автобазы не могут найти клиента. О том как все крутятся, шуршат, мельтешат, но дело продвигается тяжело, потому что партия приказывает, а выполнять некому. И о том, что нормальный человек живет ради работы-работы-работы (и так 150 раз), а все остальное, включая семью - приятные мелочи на досуге, не более.
По крайней мере такое впечатление складывается.

На самом деле, прочитав эту книгу, совсем не трудно объяснить, почему у них там все так со скрипом продвигается: потому что 90% рабочего времени народ занимается натуральной демагогией. Болтают, решают, заседают, выясняют, высказываются - и не только начальство, а даже и обычные работяги. Конечно, в жизни не совсем так. И тогда, и сейчас. Но вот на страничках "производственный роман" превратился в "ораторский роман".

Минусов нашел много, основные:

1. Читать скучно. Совершенно не узнавал Рыбакова в этих штампах и слоганах на потребу дня.
2. Попытка заигрывать с читателем в виде объявления человеческих эмоций не прошла, на мой взгляд. Например:
"– Прибедняешься, – попробовал шутить Поляков."
Это называется шуткой? Даже на попытку шутить не тянет.
3. Персонажи все - роботы. Совершенно неживые, черно-белые герои, невозможно представить такого в реальности. На их фоне грузовики и автобусы выглядели более одушевленными.
4. Финал в стандартном стиле "Занималась заря". Вот всю книгу целая районная автобаза имела проблемы из-за одного-единственного человека-не-на-своем-месте, а теперь, когда ему сделали замечание (не уволили, даже не отчитали на собрании, а так, мимоходом ай-яй-яй кинули) все бюрократы, лентяи, "портфели", карьеристы и аферисты страны одумаются и станет супер-пупер во всем Советском Союзе.
5. Жанр производственного романа как бы обязывает, чтобы я после чтения понял как все должно работать на подобном предприятии. На деле я теперь знаю, как НЕ должно быть. И все. То что автобусы возят пассажиров, а самосвалы и бортовые грузовики - грузы, которые загружают грузчики, полагаю, не секрет не для кого. Тогда о чем речь?
6. Алкоголь. Блин, это ж сколько выпивал простой советский труженик ежедневно во время обеда, если цензура (а она на момент выпуска книги была на коне) пропустила такое:
"Две стопки выпили под огурчик, одну – под суп, [...], потом еще одну – под суповое мясо, и, наконец, последние две – под второе"
Это два самых положительных героя книги. А вот другой персонаж:
"Он вспомнил, что не обедал сегодня, спустился в ресторан, выпил полстакана водки, запил пивом".
А потом вопросы отчего работа стоит.

Честно, у меня стойкое ощущение, что Рыбакову было ну ооочень противно это писать, но кушать хотелось еще более очень...

Из плюсов я бы назвал только атмосферу советской романтики - такое вот трудяжское ощущение, когда хочется что-то починить, поковыряться в старом двигуне, закрутить гайку и пойти пить пиво. Но так как я его не пью, то вся атмосфера насмарку.

(Производственный роман)

Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов) родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в семье инженера, с 1919 жил в Москве.

Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо - МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны. По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

После окончания школы в 1930 поступил в Инженерно-транспортный институт. Арестованный в 1933 по обвинению в контрреволюционной пропаганде (статья 58-10), был сослан на 3 года в Сибирь. Отбыв наказание, был лишен права проживания в больших городах, жил и работал в Уфе, Калинине, Рязани и др. Призванный в армию в начале Великой Отечественной войны, воевал рядовым, затем получил офицерское звание, в 1960 судимость была с него снята.

Демобилизовавшись в 1946 , приступает к работе над детской приключенческой повестью «Кортик» (1948 ), действие которой происходит в годы Гражданской войны и нэпа; ее продолжением явилась повесть «Бронзовая птица» (1956 ). Построенные на остром сюжете, насыщенные романтикой, книги Рыбакова много раз переиздавались. Юношеству адресована и трилогия, в которую входят повести «Приключения Кроша» (1960 ), «Каникулы Кроша» (1966 ) и «Неизвестный солдат» (1970 ). Ведя повествование от лица героя, на глазах читателя превращающегося из подростка в юношу, Рыбаков показывает, как идет процесс становления характера, вырабатываются нравственные принципы, определяется место в жизни. Повестям Рыбакова свойственны напряженность развития сюжета, легкость стиля, теплое сочувствие писателя своим юным героям.

В отмеченном Государственной премией романе «Водители» (1950 ) писатель обращается к изображению людей, близких ему по прежней профессии инженера-автомобилиста. Написанная по канонам «производственного» романа, книга Рыбакова привлекает более всего дотошным знанием, точным изображением подробностей жизни людей, работающих на автотранспортном предприятии: именно на этой - трудовой - сфере целиком сосредоточен интерес автора. Типично «производственными» романами оказались и вскоре написанные книги Рыбакова «Екатерина Воронина» (1955 ) и «Лето в Сосняках» (1964 ): и здесь центральными оказываются проблемы, возникающие в коллективе людей, работающих на большом предприятии. Стремясь укрупнить масштабы повествования, Рыбаков выходит за рамки рассказа о производстве: в романах писателя обнаруживается настойчивое желание утвердить мысль об ответственности человека перед собой и другими за все происходящее в жизни.

Новый для себя шаг сделал Рыбаков романом «Тяжелый песок» (1979 ): широко раздвинулись временные рамки и поле изображения, судьбы многочисленных персонажей оказались сопряженными с движением истории. Добиваясь достоверности повествования, Рыбаков вместе с тем пишет страстно, боль определяет тональность романа. К 1910 относится начало истории еврейской семьи, о которой рассказывается в романе, завершается эта история в страшном для ее членов 1943. Эпоха, границами которой очерчено повествование, вполне обнаруживает свой бесчеловечный характер, с такой жестокой силой сказавшийся в жизни - и смерти - героев романа Рыбакова.

Одним из самых заметных событий в литературе конца 1980-х стал роман Рыбакова «Дети Арбата»: замысел его относится к концу 1950-х, работа над ним продолжалась долго. Журнал «Новый мир» анонсировал роман в 1967 , а «Октябрь» - в 1979 , однако он был впервые опубликован лишь в 1987 . События, о которых рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988 ), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990 ), а третьей - роман «Прах и пепел» (1994 ). В этих многоплановых психологических романах дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся - все ширящихся, захватывающих все слои - сталинских репрессий: люди разных поколений, живущие в разных концах страны, оказываются под все усиливающимся страшным гнетом бесчеловечной диктатуры.

Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится исследовать психологию общества 1930-х, где все глубже поселявшийся в душах людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего.

Точно воспроизводя приметы времени, Рыбаков выходит теперь к художественному осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического развития. Одним из первых писатель заставил задуматься читателей о справедливости казавшегося незыблемым принципа превосходства точки зрения коллектива над индивидуальной: названием одной из частей трилогии - «Страх» - определяется старательно насаждавшееся тогда в советском обществе чувство, позволяющее сделать человека покорным. Одним из первых также предпринял Рыбаков попытку объяснить характер Сталина и причины, позволявшие в течение нескольких десятилетий миллионам людей вопреки всему верить в мудрость вождя и справедливость проводимой им государственной политики, которая вела к уничтожению миллионов советских граждан. Рыбаков показывает, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности происходящего, понимание подлинного - трагического - смысла процессов в жизни общества, направлявшихся жестокой рукой вождя.

С 1989 по 1991 Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 - почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991 ).

Загрузка...