crimea-fun.ru

Биография мориса равеля. Биография Жозеф морис равель биография

Французский композитор-импрессионист Морис Равель – один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. Для того, чтобы будущий композитор больше практиковался в игре на пианино, его родители “подкупали” Мориса, выплачивая по 6 су за каждый час занятий. Быть может, именно благодаря этим родительским хитростям в 1889 году Морис поступает в подготовительный класс игры на фортепиано в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как «Старинный менуэт» и фортепианная «Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первым исполняет его сочинения.

В 1901 году Равель делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Участие в конкурсе 1902 и 1903 годов также не увенчалось успехом.

С 1905 года Морис Равель приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются повсеместно. И несмотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

На протяжении следующих нескольких лет Равель путешествует по странам Европы и Северной Америки, где выступает как пианист, исполняя свои произведения.

Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Морис становится добровольцем действующей армии. В 1917 году в память о погибших друзьях сочиняет фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

С 1928 года гастролирует в США.


Морис Равель – реформатор музыки XX века

Наиболее значительные сочинения, с которыми Морис Равель выступает: оперы «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты «Дафнис и Хлоя», «Ночной Гаспар»; поэма «Вальс».

В 1933 году композитор попадает в автомобильную катастрофу, и в результате полученной травмы у него развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

В 1937 году ему делают сложнейшую операцию, однако она проходит неудачно, и композитор умирает на 62 году жизни.

Похоронен Равель в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

На сегодняшний день Морис Равель является самым финансово-успешным композитором, которого когда-либо рождала Франция. Его музыка по-прежнему приносит несколько миллионов долларов в год в виде авторских отчислений.

Джазовые музыканты Гил Эванс и Майлз Дэвис называли «Фортепианный концерт соль мажор” М. Равеля в исполнении А. Б. Микеланджели (запись 1957 года) одним из своих самых любимых музыкальных произведений.

Равель сочинил свой знаменитый фортепианный концерт Ре мажор для левой руки по поручению Павла Витгенштейна, австрийского пианиста, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. К сожалению, Витгенштейну не понравилась финальная композиция, и он изменил свое мнение об этом только после смерти Равеля. Работа, однако, с тех пор стала одной из основных в его концертном репертуаре.

Равель сочинил два фортепианных концерта одновременно, начав в 1929 году и закончив оба в течение двух лет. Но что еще более примечательно, так это то, что эти два концерта совершенно контрастны по стилю и настроению.

Основные сочинения Мориса Равеля:

  • «Старинный менуэт»
  • «Павана на смерть инфанты»
  • «Испанский час»
  • «Ночной Гаспар»
  • «Дафнис и Хлоя»
  • «Могила Куперена»
  • «Дитя и чудеса»

Как ни странно, но, в отличие от живописцев или писателей, вклад в мировое искусство французских композиторов оказался весьма скромен. Тем не менее уникальный талант одного из них стал символом 20 века и дал импульс творческому развитию многих музыкантов новой эпохи. Имя этого крупнейшего реформатора классической музыки - Морис Равель. Представитель импрессионизма, одарённый композитор, значительно обогативший европейскую музыку и повлиявший на последующее поколение композиторов, своим творчеством внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Краткую биографию Мориса Равеля и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Равеля

7 марта 1875 года в маленьком городке Сибур на берегу Атлантики родился Морис Равель. Отец его был швейцарцем, мать принадлежала к нации басков, которые издревле проживали в этом регионе – на юго-западной границе Франции с Испанией. Морис удивительным образом вобрал в себя черты культуры обоих родителей. Отец работал инженером путей сообщения, но в домашней обстановке был музыкантом, отменно владея не только техническими знаниями, но и флейтой, и трубой. Благодаря матери, мальчик рос среди мелодий баскского фольклора, отголоски которых впоследствии слышались во многих его произведениях.

Однако сам Равель, вероятно, считал себя в большей степени парижанином, нежели сибурцем – ведь именно в столицу его семья переехала, когда ему было всего несколько месяцев от роду. С семи лет мальчик занимается музыкой, а в 14 поступает в Парижскую консерваторию. Согласно биографии Равеля, через 6 лет он становится её выпускником по классу фортепиано. Стремление получить композиторский диплом вылилось в долгие годы драматических событий. В 1895 году его исключают из консерватории, спустя два года – восстанавливают. Одаренного студента берет под свою опеку знаменитый композитор Габриэль Форе, под влиянием которого талант Равеля начинает раскрываться. Другой известный композитор, Андре Жедальж, дает Марису частные уроки контрапункта. Однако уникальный стиль музыки и независимость суждений Мориса не находят понимания в консерватории, включая и ее директора, Теодора Дюбуа. И в 1900 Равель повторно отчисляется из альма-матер, сохранив за собой право посещать занятия Форе как вольнослушатель.



Четырежды с 1901 по 1905 год Равель предпринимал попытки стать стипендиатом престижнейшей Римской премии, получатели которой на два года за счет государства отправлялись на стажировку в итальянскую столицу. Но, если трижды произведения Равеля оставались в тени иных, ныне почти неизвестных, то в последний раз его кандидатуру даже не стали рассматривать, сославшись на формальный предлог. Такова была реакция официальных музыкальных кругов Франции на «антимузыкальное» творчество стремительно набиравшего популярность композитора. В прессе поднялась кампания против консерваторского произвола в отношении Равеля, и принятое руководством Римской премии решение стоило Дюбуа директорского кресла. Пройдет еще 15 лет, Равелю будет предложено членство и в Ордене Почетного легиона, и во Французском институте – от обоих символов национального признания он откажется.

К началу Первой мировой войны Равель – один из самых известных французских композиторов, его произведения имеют успех, его имя, наравне с именем К. Дебюсси , становится символом прогрессивного творчества нового столетия. Известие о начале войны повергло его в шок, но он счел своим долгом записаться в армию, несмотря даже на то, что из-за субтильной комплекции получил медотвод. Более трех лет один из самых заметных талантов 20 века служил водителем грузовика при различных полках. Состояние здоровья в 1918 году заставило его покинуть войска – за несколько лет он успел пережить и операцию на кишечнике, и обморожение ног, и смерть любимой матери.


Послевоенное сотрудничество с С.П. Дягилевым и концерты в США существенно поправили финансовое положение композитора, позволив скрыться от назойливого внимания в новоприобретенном доме в городке Монфор-Л’амори близ Парижа. В 1933 году Равель, попав в автокатастрофу, получив травму головы. Тяжелое неврологическое заболевание не позволило ему продолжать работу. За последние четыре года своей жизни композитор не написал ни строчки. 28 декабря 1937 года после операции на мозге он скончался.



Интересные факты о Морисе Равеле

  • Биография Равеля гласит, что на самом деле композитор не очень любил играть на фортепиано. Его друг, один из самых выдающихся пианистов своего времени, Рикардо Виньес, заметил, что Морис любил музыку гораздо больше, чем фортепиано.
  • Любимым композитором Равеля был Моцарт .
  • Во время Всемирной выставки, проходившей во французской столице в 1895 году, композитор посетил концерт русской музыки и высоко оценил творчество его дирижера, Н.А. Римского-Корсакова .
  • Равель посетил все 29 спектаклей «Пеллиаса и Мелизанды» К. Дебюсси, прошедших в премьерный сезон.
  • За первые 24 года своего существования «Испанский час» был исполнен в Париже всего 6 раз.

  • Морис Равель – одна из немногих знаменитостей, личная жизнь которой осталась абсолютной тайной. Он не имел детей, никогда не состоял в браке, в истории не осталось следов об именах его партнеров или любовниц.
  • Для постановки оперы Мусоргского «Хованщина» в 1913 году в Париже С.П. Дягилев заказал М. Равелю и И.Ф. Стравинскому ее новую оркестровку.
  • Исполнение «Болеро » длится 17 минут.
  • С 2010 года в Мариинском театре опера «Испанский час» исполняется на русском языке.

Творчество Равеля

Нет ничего удивительного в том, что пианист Равель большую часть своих сочинений написал для этого инструмента. Оркестровых работ у него едва наберется дюжина, две оперы, три балета и считанные произведения с солирующими струнными. Первое из сохранившихся сочинений Мориса Равеля датировано 1888 годом, последнее – 1933, годом начала болезни. При этом число его опусов – 85 , то есть в среднем из-под пера композитора выходило не более двух работ в год. Вероятно, его вдохновение было настолько же избирательно, насколько он сам – требователен к себе. Каждое произведение тщательно продумывалось и детально доводилось до совершенства – подобный перфекционизм объясняет столь умеренный список сочинений.

В 1895 году Равель впервые публикует свою работу, «Старинный менуэт ». В то же время он начинает писать на испанские темы – первой стала «Хабанера » для двух фортепиано, написанная для исполнения совместно с Р. Виньесом. Благодаря занятиям с Форе стиль молодого композитора становится все более глубоким и зрелым. В 1898 году он пишет свое первое оркестровое произведение - увертюру «Шехеразада », с которой год спустя дебютирует как дирижер на концерте в Национальном музыкальном обществе Франции.

Равель не был в чистом виде авангардистом или музыкальным «хулиганом», большинство его произведений созданы по классическим канонам. Однако после второго изгнания из консерватории он стал сооснователем «Апачей» или «Хулиганов», как именовала себя группа единомышленников, включающая музыкантов, поэтов и художников. Помимо Равеля, в нее входили и И. Стравинский , и М. де Фалья, и Р. Виньес. Пятерым членам «Апачей» Равель посвятил пятичастную сонату «Отражения» , на премьере в 1906 году ее исполнял Р. Виньес, которому посвящена вторая ее часть, «Печальные птицы».

Одной из оригинальных работ композитора стал цикл песен для голоса и фортепиано «Естественные истории », написанный в 1906 году на сатирические стихи о животных Ж. Ренара. Невинное произведение сразу же обросло скандалом – газетные критики обрушились на него с обвинениями в плагиате одной из работ К. Дебюсси. Композитор оставался невозмутим, заканчивая работу над оркестровкой «Испанской рапсодии» из «Хабанеры», которая на премьере имела большой успех и быстро вошла в репертуар лучших оркестров мира.

Из биографии Равеля мы узнаём, что в 1909 состоялись его первые зарубежные гастроли как пианиста – в Лондоне, эти концерты принесли композитору отличные рецензии и упрочили его положение на международном музыкальном Олимпе. По возвращении в Париж, Равель совместно с несколькими своими сокурсниками учреждает Независимое музыкальное общество, целью которого было развитие новой французской музыки. Президентом этой организации становится Форе. 20 апреля 1910 года состоялся первый концерт под эгидой общества, на котором Равель исполнил пьесы цикла «Матушка Гусыня ».

19 мая 1911 года в парижском театре Опера-Комик состоялась премьера оперы Равеля «Испанский час » по пьесе М. Фран-Ноэна. Этого события композитор ждал три года, поскольку, заказанная в 1907 для американских гастролей, опера не пришлась по вкусу администрации театра. «Испанский час», хоть и следует лучшим традициям итальянской оперы-буффа, но создавался под впечатлением от другой оперы – «Женитьбы» М.П. Мусоргского. Причем композитор использовал и идею Мусоргского об отсутствии самостоятельного либретто – текстом оперы является авторский текст пьесы. Публика встретила премьеру прохладно, но с течением времени опера стала более востребованной.

История с появлением первой оперы – не единственное доказательство того, что Равель был прекрасно знаком с музыкой русских композиторов. Именно он предложил сделать музыкальным символом «Апачей» начальную тему из Второй симфонии А.П. Бородина . В 1908 году он написал фортепианный цикл «Гаспар из тьмы». До его появления самой технически сложной пьесой для пианиста был «Исламей» М.А. Балакирева . Но Равель поставил перед собой цель создать еще более сложную партитуру и ему это вполне удалось.

Если в опере композитор особенно не преуспел, то второй жанр музыкального театра, балет, принес ему немало приятных минут успеха. Все три своих балета Равель выпустил в свет в 1912 году. «Матушка Гусыня » была показана в Париже и Лондоне, получив отличную критику. Прелестная «Аделаида, или Язык цветов » в своей первооснове имел фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы », созданный в 1908 году. Балерина Н. Труханова была очарована этой музыкой и предложила Равелю переработать ее в балет. 22 апреля состоялась парижская премьера, за дирижерским пультом стоял автор. Сейчас сложно в это поверить, но «Аделаида…» стала гораздо более успешной постановкой, нежели третья работа композитора на балетной сцене. 8 июня еще одна российская творческая команда, на сей раз – С.П. Дягилева, выпустила «Дафниса и Хлою ». Постановку осуществил М. Фокин, главные партии исполнили Т. Карсавина и В. Нижинский.

Во время Первой мировой войны была написана фортепианная сюита «Гробница Куперена », а после и без того неторопливый темп написания музыки замедлился до одной работы в год. В 1920 году Равель сыграл в кругу друзей только что написанный «Вальс». Дягилев, присутствовавший на вечере, заявил, что композитор написал шедевр, но не балет. Равель не стал с этим спорить, но и сотрудничество с антрепренёром больше не продолжал. А «Вальс» стал хореографической поэмой для оркестра и вторым по популярности произведением композитора.

В том же 1920 композитор приступает к созданию своей второй оперы – на сюжет детских сказок, предложенный писательницей Колетт. Оперой произведение стало не сразу – вначале планировалось написать балет. «Дитя и волшебство » в 1925 году с успехом поставил оперный театр Монте-Карло. В 1926 году в Париже впервые были исполнены «Мадагаскарские песни » на слова Э. Парни. В них настолько органично сочетаются слова и музыка, декламация и напевность, голос и оркестр, что они по праву принадлежат к числу лучших камерных произведений композитора.


На закате своей творческой жизни Равель пишет «Болеро » по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн для собственного бенефиса. Балетмейстером стала Бронислава Нижинская, сестра знаменитого танцовщика. 22 ноября 1928 года мир впервые услышал одну из самых знаковых мелодий 20 века, вошедшую в репертуар всех крупных симфонических оркестров, знакомую даже далеким от классической музыки людям. Это уникальное по своему построению произведение, состоящее из цепочки повторяющихся мелодий, исполненных различными солирующими инструментами, в числе которых такие редкости, как кларнет-пикколо, гобой д’амур и саксофон.

После фантастического «Болеро » Морис Равель написал два концерта для фортепиано с оркестром. Первый концерт был тепло принят публикой во всей Европе, турне по которой Равель предпринял в 1932 году. Второй, названный «Концерт для левой руки», был написан в 1930 году для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, который на войне лишился правой руки.

Музыка Равеля в кино

«Болеро» - вот главная приманка кинематографа в наследии Мориса Равеля. Более полутора сотен фильмов включили эту магнетическую мелодию в свои саундтреки:

  • «Секретный агент», 2016
  • «Эдди «Орел», 2016
  • «Магия лунного света», 2014
  • «Магнолия», 1999
  • «Сталкер», 1979

Однако было бы несправедливо не отметить и фильмы, обратившие внимание на другие произведения композитора.


Произведение Фильм
«Дафнис и Хлоя» «Затерянный город Z» (2016)
«Американский оборотень в Париже» (1997)
Концерт для фортепиано №1 «Вечность» (2016)
«Павана на смерть инфанты» «Бёрдмэн» (2014)
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
«Моя Матушка-Гусыня» «Роковая страсть» (2013)


Сочинения композитора составили музыкальную основу фильма Клода Соте «Ледяное сердце». Главная героиня, скрипачка Камилла, без ума от музыки Равеля, под аккомпанемент которой разворачивается тонкая психологическая драма классического любовного треугольника.

Звания почетного доктора Оксфордского университета, почетного члена Королевского филармонического общества Великобритании, высшая государственная награда Бельгии - Орден Леопольда I – знаки признания заслуг Мориса Равеля перед мировой культурой. И десятилетия неприятия его творчества на собственной родине. Таковой оказалась двуликая слава этого удивительного маэстро, радушного хозяина и одинокого затворника с так и не раскрытыми сердечными тайнами.

Видео: смотреть фильм о Морисе Равеле

Дата рождения: 7 марта 1875
Место рождения: Сибур
Страна: Франция
Дата смерти: 28 декабря 1937

Жозеф-Морис Равель (Joseph Maurice Ravel) (7 марта 1875 - 28 декабря 1937) - французский композитор и дирижер, один из величайших музыкантов первой половины 20-го века, работал в стиле импрессионизма, который характеризуется элегантностью и техническим совершенством. Музыкальные теоретики считают Равеля одним из лучших дирижеров века за его способность создать калейдоскопический набор звуков в оркестре, он также написал несколько превосходных, технически сложных работ для фортепиано.

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в Сибуре (город в регионе Нижних Пиренеев Франции, недалеко от границы с Испанией). Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар. Его отец имел французские и швейцарские корни, мать была из старинной семьи басков. От отца, инженера по профессии, он унаследовал искреннюю страсть к музыке и точность, которая стала характерной чертой Равеля-музыканта. Его мать пела ему испанские народные песни, в дальнейшем многие из композиций Равеля будет опираться на музыкальное наследие этой страны.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, где учился по классу фортепиано сначала у Ш.Антиома, а с 1891 года у Ш.Берио, гармонию изучал у Э.Пессара. Уже первые пьесы Равеля (1893 г.) имеют четко выраженные черты его стиля, хотя в них и чувствуется влияние музыки Э.Шабрие и Э.Сати, необычностью которой он восхищался. В 1897 году Равель был принят в класс композиции Габриеля Форе , тогда же он начал заниматься контрапунктом с Андре Жедальжем. Во время учебы в консерватории Равель сделал три попытки (1901-1903 гг.) выиграть престижную Римскую премию, но безуспешно, в 1905 году ему было отказано в праве на участие. В связи с этим отказом, который был необоснован, разразился скандал в парижской прессе, что, в конечном итоге, привело к отставке директора консерватории Т.Дюбуа и назначению на эту должность Г.Форе.

Первым произведением Равеля, получившим известность, стала "Павана на смерть инфанты" (1899 г.). В 1901 году появляется фортепианный цикл "Игра воды", это новый тип французской фортепианной пьесы. Струнный квартет , четырехчастное произведение, Равель посвятил своему учителю Г.Форе.

"Зеркала" - сборник из пяти пьес (музыкальные зарисовки природы ("Ночные бабочки", "Грустные птицы", "Лодка в океане", "Долина колокольных звонов") и одна - жанровая сцена ("Альборада")), предлагающих слушателю немалое количество рафинированных сенсорных элементов, которые могут быть оценены в соответствии с его воображением.

В 1906-1908 годы были написаны такие произведения, как вокальные "Естественные истории", оркестровая "Испанская рапсодия", опера "Испанский час", фортепианные "Ночной Гаспар" и "Матушка-Гусыня". В эти же годы Равель начинает работать над балетом "Дафнис и Хлоя".

Во время Первой мировой войны Равель пошел добровольцем на фронт и служил в качестве водителя автомобиля скорой помощи. Военные тяготы, в сочетании с потерей матери в 1917 году, оставили его физически и духовно ослабленным. В 1921 году, чувствуя необходимость уединения, Равель переехал в Монфор-Л"Амори на виллу Бельведер, в пятидесяти километрах от Парижа. Там он пишет, хотя и менее плодотворно, чем в предыдущие годы, занимается садоводством. Равель был элегантен, как утверждают, он первый во Франции стал носить рубашки пастельных оттенков, он отличался безупречными манерами, был великолепным собеседником, но никогда не был женат, полагая, что артистический темперамент не подходит для брака.

В 1922 году Равель оркеструет "Картинки с выставки" Мусоргского , его оркестровка стала лучшей для этого произведения. Он продолжал писать камерные произведения, такие как Соната для скрипки и виолончели, в 1925 году Равель завершил работу над оперой-балетом "Дитя и чары", в сотрудничестве с французской писательницей Колетт, премьера состоялась в Монте-Карло в марте 1925 года. В 1928 году Равель гастролирует по Америке, от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, дирижирует лучшими оркестрами.

22 ноября 1928 года в Париже на сцене "Гранд-Опера" состоялась премьера "Болеро". Танцовщица Ида Рубинштейн предложила Равелю оркестровать пьесы из "Иберии" Альбениса. "Болеро" считается наиболее часто исполняемым произведением, из когда-либо написанных для оркестра.

В 1932 году Равель начинает работать над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк». Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного заболевания мозга, ставшего, возможно, последствием травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением композитора были «Три песни» к фильму "Дон Кихот", которые были написаны для русского певца Ф.И.Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

  • I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;
  • II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно,художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

1 период творчества (1895-1914)

В I период творчества были созданы:

  • фортепианные произведения « Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;
  • вокальные циклы «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;
  • опера «Испанский час»;
  • балет «Дафнис и Хлоя»;
  • «Испанская рапсодия».

В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.

Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом - доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».

2 период творчества (1917-1932)

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена» - «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).

Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:

  1. - стремление к отчетливости мелодического рисунка и его преобладанию над колоритом; при этом на смену кратким мотивам приходят протяженные мелодии широкого дыхания (они встречались эпизодически и раньше). Яркий пример - тема «Болеро».
  2. - возрастает роль полифонии;
  3. - усиливается роль конструктивного начала;
  4. - усиливается контрастность музыкальной формы, действенность развития;
  5. - в произведениях послевоенных лет Равель чаще обращается к традициям прошлых веков, к искусству XVII - XVIII веков, т.о. его стиль соприкасается с эстетикой неоклассицизма. Очень ярко это проявилось в «Гробнице Куперена», в Первом фортепианном концерте.
  6. - новым было и увлечение джазом. Равель был в числе музыкантов, увидевших в джазе источник обновления традиционных форм.

Произведения 2-го периода

  • фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;
  • вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;
  • симфонические - хореографич. поэма «Вальс», «Болеро»;
  • камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля:

  • тяготение к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются народные истоки;
  • интерес к фольклору, особенно испанскому;
  • огромная роль танцевальных элементов; тяготение к танцевальной ритмике самых разных жанров, от менуэта до фокстрота;
  • четкость музыкальной формы. К Равелю, в отличие от многих других композиторов рубежа веков, вполне применимы критерии классичности (стройность, уравновешенность формы). В отличие от Дебюсси, Равель вполне лоялен к традиционным формам, в частности, к сонатной, которую часто использует;
  • мастерство оркестрового письма («виртуоз оркестровки»).

Вы знаете, кто такой Морис Равель? Краткая биография этого талантливого человека будет изложена в статье, а пока скажем о том, что наш герой является французским дирижером, композитором и одним из видных реформаторов музыкального искусства прошлого века.

Детство

Биография Мориса Равеля, краткое содержание которой будет изложено ниже, начинается с его рождения в марте 1875 года в захолустном местечке Сибур. Ведомостей о его детских годах не так уж много. Известно, что в 1882 году он начинает обучение музыке по классу фортепиано у Анри Гиза. После этого он занимается гармонией с Шарлем Рене. Трепетное отношение к музыке мальчику привил его отец, который был инженером-путейцем и находился на службе, пока его сын рос. В 1889 году молодой парень поступает в Парижскую консерваторию и блестяще её оканчивает по классу фортепиано.

Начало карьеры

Поначалу молодому человеку очень помогал и способствовал его наставник Шарль де Берио, который был знаменитым пианистом своего времени. Настоящий вкус к музыке у Мориса просыпается после знакомства с Эриком Сати: Равель начинает пробовать импровизацию, экспериментировать. Такой перемене могло послужить не только мастерство Э. Сати, но и его личность: он был ярок и экстравагантен. Большое влияние на становление нашего героя оказало знакомство с Рикардо Виньесом - композитором и пианистом. После тесного общения с последним у Равеля ярко проявилось стремление к сочинительству. кстати, пианист называл своим учителем и предтечей.

Заканчивая обучение в консерватории, парень попадает к композитору Габриэлю Форе. Благодаря его влиянию, Равель создает несколько циклов произведений на испанском языке. После окончания консерватории Морис активно пишет. За это время он сочиняет львиную долю своего музыкального наследия.

«Скандальное дело Равеля»

Жозеф Морис Равель (краткая биография в статье) не смог избежать судьбы каждого новатора. Поначалу к нему относились довольно холодно и даже не скрывали этого. Профессиональные академические круги и вовсе не признавали творчество Мориса Равеля. Удивительно, но он три раза принимал участие в конкурсе, чтобы получить Римскую премию. В 1901 году (первая проба) его победил Андре Капле; в 1902 году - Эме Кунцу, ученик Шарля Леневе; в 1903 году - Рауль Лапарра (тоже был учеником Шарля Леневе).

Из-за стольких неудачных попыток Равель не принимает участия в конкурсе в следующим году, но вовсе не потому, что струсил. Он берёт паузу для того, чтобы накопить силы для последнего рывка. Это действительно был последний шанс Мориса Равеля, ведь он подходил к возрастному ограничению конкурса - 30 годам. В 1905 году по настоянию Габриэля Форе Равель таки решается на участие. На этот момент он уже стал известным и узнаваемым в широких кругах. Более того, даже академическое сообщество постепенно его признавало.

Что же делает Морис Равель? Краткая биография сообщает нам о том, что после четвертой попытки слава композитора многократно возросла. Так что же произошло? Равель получил фактический отказ. Ему запретили участвовать в конкурсе в весьма уклончивой официальной формулировке. Причиной были возрастные рубежи, которые тогда ещё не наступили. В итоге Морис Равель так и не смог поучаствовать в конкурсе, что очень его расстроило. Реальная причина заключалась вовсе не в возрасте, а в том, что молодой музыкант раздражал членов жюри своей «разрушительной» музыкой, яркостью и насыщенностью своих произведений. Ещё более их возмущало то, что с каждым годом Морис становился всё популярней. Такое решение судей вызвало огромную бурю протестов, а позже выяснилось, что абсолютное большинство конкурсантов были учениками Шарля Леневе, что заставляло задуматься о неподкупности конкурса.

Жизнь после скандала

Чем жил далее Морис Равель? Краткая биография на этом печальном событии не заканчивается: да, оно выбило его из колеи, но не уничтожило его дух. Равель окончательно сжигает мосты с академическим кругом общения. Публика и интеллектуальное общество полностью поддерживают сторону Мориса, он становится центром всеобщего внимания. Таким образом, он негласно становится вторым лидером импрессионистского движения и сравнивает высоту с таким композитором, как Клод Дебюсси (он всегда был для Мориса образцом).

Наступает время войны, Мориса мобилизуют. К сожалению, его никуда не принимают из-за слишком маленького роста. Он упорно добивается участия в войне, используя всевозможные связи. В конце концов его берут добровольцем. После войны его порывы осмеивались конкурентами. Вскоре композитор знакомится с С. Дягилевым и переходит к созданию эмоциональных пьес и сюит («Гробница Куперена»).

Произведения

Наиболее известные его произведения: «Испанский час», «Дафнис и Хлоя», «Дитя и волшебство» и «Игра воды». Кем был наш сегодняшний герой Морис Равель? Краткая биография для детей будет очень полезна, ведь его жизнеописание мотивирует и вдохновляет никогда не опускать руки.

Последние годы Морис много путешествует. Финальным его творением стали «Три песни», написанные для фильма «Дон Кихот». Умирает маэстро в 1937 году в Париже, после неудачной операции на мозге.

Загрузка...