crimea-fun.ru

Алексей Николаевич Толстой: краткая биография. Биография льва толстого кратко самое главное и творчество Что написал алексей николаевич толстой

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. (10 января н.с.) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Отец Толстого – граф Н.А. Толстой; мать – урожденная А.Л. Тургенева. Был воспитан отчимом А. Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А. Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901 , едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.

В 1907 , незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1905 Толстой впервые напечатал в провинциальных газетах несколько стихотворений в духе гражданской поэзии. В 1907 году выпустил сборник стихов «Лирика», в котором сказалось влияние декадентства – результат сближения автора со столичной литературной средой. В 1908 в журнале «Нива» публикуется первый рассказ Толстого «Старая башня». Вслед за этим выходят сборник «Сорочьи сказки» (1910 ) и книга стихов «За синими реками» (1911 ), в которых Толстой обратился к различным мотивам народного творчества.

В 1909-1911 выступил с реалистичными рассказами и повестями из жизни разоряющегося поместного дворянства. Эти произведения – цикл «Заволжье», а также примыкающие к нему по теме романы «Чудаки» («Две жизни», 1911 ) и «Хромой барин» (1912 ) – принесли Толстому известность. Продолжая традиции критического реализма 19 века, молодой Толстой учился мастерству у И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя.

Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915 ; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916 ). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916 ).

События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).

Осенью 1918 уезжает с семьей в Одессу, оттуда – в Париж. Становится эмигрантом. В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А. Толстого. В 1922 в Берлин приехал М. Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита» (1922-1923 ), повести «Черная пятница» (1924 ) и «Рукопись, найденная под кроватью».

В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927-1928 ; «Хмурое утро», 1940-1941 ). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937 ). В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди - писатели, актеры, музыканты. Значительным достижением А. Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.

Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный»(1941-1943 ).

Алексей Николаевич Толстой – писатель многогранного и яркого дарования. Им созданы романы о современности и историческом прошлом нашей Родины, рассказы и пьесы, сценарии и политические памфлеты, автобиографическая повесть и сказки для детей.

А. Н. Толстой родился в г. Николаевске Самарской губернии – ныне город Пугачев Саратовской области. Он рос в обстановке дикого быта разорившихся заволжских помещиков. Эту жизнь писатель красочно изобразил в своих рассказах и романах, написанных в 1909–1912 гг. («Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин» и др.).

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он эмигрировал за границу.

«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, – писал позже Толстой в автобиографии. – Там я понял, что значит быть парнем, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».

Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы русских людей.

В Париже Толстой написал научно-фантастический роман «Аэлита».

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Толстой писал: «Я стал участником новой жизни на земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I».

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреждаю вас – впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа – Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов – Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю удалось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.

Толстой писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».


Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в романе «Петр I» (первая книга – 1929–1930 гг., вторая книга – 1933–1934 гг.). Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

Создавая роман, Толстой использовал огромный материал – исторические исследования, записки и письма современников Петра, военные донесения, судебные архивы. «Петр I» – один из лучших советских исторических рома­нов, он помогает понять сущность далекой эпохи, воспитывает любовь к Родине, законную гордость ее прошлым.

Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие – вдохновляли советских людей на новые подвиги.

В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный», состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

Замечательный писатель был и выдающимся общественным деятелем. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был избран действительным членом Академии наук СССР.

Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творческого диапазона, мастер совершенной литературной формы, владевший всеми богатствами русского языка, Толстой прошел сложный творческий путь и занял видное место в русской советской литературе.

Писатель Алексей Николаевич Толстой родился в семье потомственных графов в небольшом городе Николаевске, что в Самарской губернии 29.12.1882 (10.01.1983) года. Еще до рождения сына мать Толстого, оставив мужа, графа Николая Александровича, ушла к любовнику - Алексею Аполлоновичу Бострому. У него в имении Сосновка, вблизи Самары, и прошло детство Алексея. Кое-кто из биографов Толстого предполагает, что именно Бостров, неофициальный отчим Алексея, и был его биологическим отцом.

Учеба. Формирование

В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище. Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.

Надо сказать, что огромное влияние на формирование литературных способностей будущего писателя оказала мать. Она разрабатывала для него темы ранних произведений («Детство Леши», «Логутка»), предоставляла для его пользования письма и свои сочинения, где совсем еще юный Толстой черпал образы для своих первых книг о детстве. Мать, словно само собой разумеющееся, восприняла известие о том, что сын собирается сотрудничать с журналом «Юный читатель» и начал писать «детские воспоминания».

Она без всякого удивления спрашивала в ответном письме о том, как продвигается его работа над воспоминаниями и когда она сможет их прочесть. Произошло нормальное, генетическое предуготованное и сознательно взрощённое развитие литературного дарования Алексея Толстого, воспитанного долгими и упорными усилиями матери. Алексей не стал защищать диплом после прохождения всего курса обучения, а на самом финале бросил институт и занялся исключительно литературой.

Начало литературной деятельности

Оставив институт в 1907 г., Толстой выпустил книгу стихов «Лирика», сотрудничал в журналах «Луч» и «Образование», печатая там свои статьи и стихотворения. В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Параллельно он пробовал писать прозу «Сорочьи сказки», и именно как прозаик впоследствии прославится Алексей Толстой. Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра. В период Первой мировой войны Толстой работал военным корреспондентом, побывал во Франции и Англии. Кроме газетных материалов у него в работе находились военные рассказы и пьесы.

Годы эмиграции

Октябрьскую революцию Толстой не принял, поэтому в 1918 г. эмигрировал в Париж, потом в Берлин. До 1923 г. он жил и работал за границей, как и многие другие из русской эмигрантской интеллигенции. Будучи членом группы «Накануне», он не прекращал работу на литературной ниве. В 1920 г. написал повесть на все еще волнующую его тему «Детство Никиты», а в следующие два года - еще несколько книг, в том числе повесть под названием «Черная пятница», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и ставшую бестселлером детскую сказку «Золотой ключик» о приключениях деревянного мальчика Буратино, созданную по мотивам сказки о Пиноккио итальянского писателя Карло Коллоди. Там же, в эмиграции, Толстой начал работу над самым известным своим произведением - трилогией «Хождение по мукам». В этом романе Толстой изобразил последствия Октябрьской революции, отразившиеся на судьбах людей из числа русской интеллигенции. Снова в России.

Трилогия «Хождение по мукам»

В 1923 году Алексей Толстой возвратился на родину, где продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам». В романе он сделал попытку создать образ времени революции и Гражданской войны на примере судеб отдельных людей. Его не особенно волнует диалектика характеров персонажей - он исследует столкновение личности с новым внешним миропорядком. Он видит человека центром мирового космоса. Классическую борьбу добра и зла, созидания и разлома герои Толстого испытывают не внутри личности, а в ее столкновении с разлагающимся внешним миром, чуждым человеку, его духовной сущности. Этот конфликт губителен для всех, кто вынужден соприкасаться с этим миром, он разрушает их живые души и судьбы.

Историческая тема в творчестве Ал.Толстого

В 1929 г. Толстой начал работу над историческим романом «Петр Первый». Свой интерес к теме сильной, реформаторской власти Толстой сам объяснял тем, что эпоху больших перемен после 1917 года он хотел постичь «с другого конца». Иначе говоря, в теме реформ Петра он искал разгадку русской государственности, истоки новых исторических путей России. Историческую тему Толстой поднимал и в пьесе «Заговор императрицы» - о разложении царского режима. Роман «Петр Первый» так и не был завершен.

В годы культа личности Сталина

В 1937 г. А. Толстой написал роман «Хлеб» (иногда его называют повестью). Литературоведы считают его творческой неудачей писателя. Он исказил историческую истину, неверно изобразил роль Сталина в событиях эпохи и его личность в целом. Потому пострадала художественная правда, эстетические и нравственные традиции. Неудачной специалисты признали и историческую дилогию Толстого об Иване Грозном.

Конечно, Толстой - гражданин и Толстой - художник видел те трагические проявления, которые породил набирающий убийственную силу сталинский тоталитарный режим с его культом личности. К нему, баловню судьбы, часто обращались люди с просьбой помочь вызволить невинно арестованных и безвестно пропавших.

В ответных письмах Толстой писал о чем угодно, но не реагировал на просьбу. Такой факт сохранился в архиве в переписке с Н.В. Крандиевской, которая много раз писала ему с просьбой выручить знакомых и друзей. Иногда в ее письмах бывали слова благодарности за помощь. Пользуясь некоторыми полномочиями депутата Верховного Совета СССР, Толстой писал лично Вышинскому, Генеральному прокурору страны, с просьбой «разобраться» или «помочь». И лишь немногие из этих писем имели положительный результат, но тем не менее, Толстой все же помогал, чем мог.

В конце жизни Ал.Толстого

В 1940 - 41 годах Алексей Николаевич работал над III частью романа «Хождение по мукам». Кроме того, он был членом комиссии, расследовавшей фашистские преступления, и лично присутствовал на судебном процессе в Краснодаре. В 1944 - ом у писателя была обнаружена злокачественная опухоль в легких. Медицина не помогла, он умер 23.12.1945 года.

  • А.Толстому три раза присуждали Сталинскую премию - в 1941г за роман "Петр I", 1943г за роман "Хождение по мукм" и 1946г за пьесу "Иван Грозный".
  • Возглавлял Союз писателей с 1936 по 1938 годы.

Граф Алексей Николаевич Толстой. Родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года) в Николаевске Самарской губернии - умер 23 февраля 1945 года в Москве. Русский и советский писатель, общественный деятель из рода Толстых. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1946 - посмертно).

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в Николаевске Самарской губернии.

Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849-1900), представитель средней ветви графского рода Толстых, самарский уездный предводитель дворянства.

В то же время ряд исследователей считают, что отцом мог быть т.н. неофициальный отчим - Алексей Аполлонович Бостром (1852-1921). Так, Роман Гуль в своих мемуарах приводит версию о том, что Алексей Толстой был биологическим сыном А.А. Бострома, ссылаясь в подтверждение на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца. В то же время историк Алексей Варлаамов приводит весьма убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля - всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к А.Н. Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Отметим, что Алексей воспитывался отдельно от других детей Николая Александровича Толстого и до 13 лет носил фамилию Бостром.

Мать - Александра Леонтьевна (1854-1906), урождённая Тургенева, писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого ушла от мужа к А.А. Бострому, за которого официально выйти замуж не смогла из-за определения духовной консистории.

Сестра - Елизавета (Лиля; 1874-1940-е гг.), в 1-м браке Рахманинова, во 2-м браке Конасевич; в 1898 г. опубликовала роман «Лида»; после революции жила в Белграде.

Сестра - Прасковья (1876-1881).

Брат - Александр (1878-1918), в 1916-1917 гг. виленский губернатор.

Брат - Мстислав (1880-1949), агроном, санкт-петербургский вице-губернатор.

Детские годы Алексея прошли в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка в Красноармейском районе).

В 1897-1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».

В Первую мировую войну был военным корреспондентом. В 1916 году совершил поездку во Францию и Англию.

После Октябрьской революции Алексей Толстой находился в эмиграции, где пробыл в 1918-1923 годах. Местами его обитания были Константинополь, Берлин и Париж. Свои впечатления от эмиграции он отразил в сатирической повести 1924 года «Похождения Невзорова, или Ибикус».

Из-под пера Алексея Толстого вышли ряд произведений, ставших классикой отечественной литературы - даже несмотря на то, что в некоторых из них присутствует идеологическая составляющая, отражающая взгляды его эпохи. Но мастерство, с которым он создал свои произведения, глубина образов и оригинальная форма подачи материала, свой собственный стиль - все это ввело Алексея Толстого в пантеон великих русских писателей.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он смог представить большевизм как явление, имеющее национальную и народную почву, а революцию 1917 года - как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Неоконченный исторический роман «Пётр I» (кн. 1-3, 1929-1945) - возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Романы Толстого «Аэлита» (1922-1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть 1937 года «Хлеб» , посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других значимых сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927). Народная легенда приписывает ему (правда, без каких бы то ни было убедительных обоснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».

На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии. В качестве члена Союза писателей в 1936 году принял участие в так называемой травле писателя Леонида Добычина - которая, возможно, привела к самоубийству последнего.

В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937).

Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936-1938 годах, после смерти , на временной основе возглавлял Союз писателей СССР.

В 1939 году стал академиком АН СССР.

С 1937 года - депутат Верховного совета СССР 1-го созыва.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на «Краснодарском процессе». Один из фактических соавторов знаменитого обращения Сталина 1941-го года, в котором советский лидер призвал народ обратиться к опыту великих предков: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).

В годы войны Алексей Толстой написал около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях) - начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

Лауреат трех Сталинских премий:

1941 - Сталинская премия первой степени за части 1-2 романа «Пётр I».

1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).

1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).

В ноябре 1959 года на родине писателя - в городе Пугачёв Саратовской области - в новом сквере на Топорковской улице был открыт памятник А.Н. Толстому работы С.Д. Меркурова. Этот сквер сейчас также носит имя Алексея Толстого.

В 1965 году одна из улиц города Пушкин, неподалёку от роскошной усадьбы писателя (на Московской улице / Церковной улице, 8), где он жил и творил в 1928-1938 годах, переименована в бульвар Алексея Толстого.

С 1983 года имя А.Н. Толстого носит Сызранский драматический театр.

В 2006-2007 годах теплоход проекта 588 «Николай Гастелло» получил новое название «Алексей Толстой», в честь писателя.

В 2001 году учреждена Всероссийская премия имени А. Н. Толстого . Статус - присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы. Учредители - Союз писателей России, администрация города Сызрани, Межрегиональный литературный центр В. Шукшина. Присуждается в номинациях: «Большая проза»; «Малая проза (повести и рассказы)»; «Публицистика». Вручается в Сызрани в ходе торжественного мероприятия, посвящённого этому событию, в одном из учреждений культуры города.

Красный граф Алексей Толстой

Личная жизнь Алексея Толстого:

Четыре раза был женат.

Первая жена - Юлия Васильевна Рожанская (1881-1943). Были вместе в период 1901-1907 годов (развелись официально в 1910-м). Она стала прототипом Гали - героини повести «Жизнь». У пары был сын Юрий, который умер в младенчестве (13.01.1903 - 11.05.1908).

Впервые Юлию Рожанскую, дочь коллежского советника Василия Михайловича Рожанского, Толстой увидел на репетиции любительского драматического театра в Самаре, где он учился в местном реальном училище. Лето 1901 года они провели вместе на даче Рожанских в селе Хволынь Саратовской губернии. После окончания реального училища Толстой решил поступил в Санкт-Петербургский технологический институт и уговорил Юлию поехать вместе с ним в Петербург. По его совету в этом же году она поступила в Петербургский женский медицинский институт.

Вскоре последовало предложение о замужестве и 3 июня 1902 года в Тургенево состоялось венчание. А уже в январе 1903 года родился сын Юрий, который был отправлен на попечение в Самару, к её родителям.

Во время революционных событий Толстой решил уехать в Германию - к своему сокурснику по институту А. Чумакову. Там он рассчитывал продолжить учебу в Королевской Саксонской высшей технологической школе. В Дрездене Толстой познакомился с начинающей художницей Софьей Исаковной Дымшиц. Развод последовал только в 1910 году и в том же году Юлия Васильевна вышла замуж за богатого столичного купца Николая Ивановича Смоленкова, который был старше её на 16 лет и имел взрослого сына. В 1919 году она с мужем и пасынком уехала в Ригу, где скончалась в 1943 году. Похоронена на Покровском кладбище.

Вторая жена - Софья (Сара) Исааковна Дымшиц (1884-1963), художница. Родилась в 23 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания. Они познакомились в 1906 году, Толстой был однокашником ее брата. Родители Софьи выступали резко против его визитов (писатель был женат). Но весной 1907 года Толстой делает Софье предложение. Через несколько лет сожительства с Толстым приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак.

У пары родилась дочь Марьяна (Марианна) (1911-1988), она была замужем за Е.А. Шиловским.

Их отношения прекратились в 1914 году.

В 1921-м Софья вышла замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati) и родила от него сына Александра. В 1925-1935 годах Дымшиц-Толстая заведовала художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка».

Софья Дымшиц - вторая жена Алексея Толстого

Третья жена - Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963), поэтесса и мемуаристка. Стала прототипом Кати Рощиной из романа «Хождение по мукам».

Наталья Крандиевская родилась в литературной семье. Её мать - Анастасия Романовна Тархова - была известной в начале ХХ века писательницей, близкой к чеховскому направлению. Отец - Василий Афанасьевич Крандиевский - был издателем и журналистом, издававший вместе с С. А. Скирмунтом публицистический альманах «Бюллетени литературы и жизни» (с начала 1910-х годов и до момента закрытия в 1918-м). Рано начала писать стихи. Её сочинения печатались в журналах, а также в сборниках 1913 и 1919 года и вызвали положительные отзывы Бунина, Бальмонта и Блока и Софии Парнок.

В 1907-1914 годах - замужем за присяжным поверенным Фёдором Акимовичем Волькенштейном. Их сын - физико-химик Фёдор Фёдорович Волькенштейн (1908-1985).

Вернувшись с Алексеем Толстым из эмиграции, Крандиевская-Толстая полностью отошла от литературы. После расставания с Толстым вернулась к поэзии и уже не оставляла её до конца жизни. Поздние стихи Крандиевской, в том числе блокадные, вышли в свет в 1970-х годах.

Прожили в браке в период 1914-1935 годов. У пары родились сыновья Никита и Дмитрий.

Сын (приемный, от первого брака Крандиевской) - Фёдор Волькенштейн (1908-1985).

Сын Никита (1917-1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», был женат на Наталье Михайловне Лозинской (дочери переводчика М. Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев).

Сын Дмитрий (1923-2003), композитор, был трижды женат, имел по ребёнку от каждого брака, включая известного хирурга-панкреатолога профессора А. Д. Толстого.

Четвёртая жена - Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (17.01.1906 - 1982).. Она пришла в дом Толстого в августе 1935 года в качестве секретарши. Вскоре у них начался роман. В октябре 1935 года они поженились и были вместе до смерти писателя.

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королёва).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал там свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Там же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Пётр I».

Романы Алексея Толстого:

1912 - Хромой барин
1923 - Аэлита
1924 - Похождения Невзорова, или Ибикус
1927 - Гиперболоид инженера Гарина
1931 - Эмигранты
Хождение по мукам. Трилогия:
Книга 1 «Сёстры» (1922);
Книга 2 «18-й год» (1928);
Книга 3 «Хмурое утро» (1941)
Пётр Первый
Чудаки

Повести и рассказы Алексея Толстого:

Старая башня (1908)
Архип (1909)
Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
Сватовство (1910)
Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
Актриса (Два друга) (1910)
Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
Харитоновское золото (1911)
Приключения Растёгина (1913)
Любовь (1916)
Прекрасная дама (1916)
Обыкновенный человек (1917)
День Петра (1918)
Простая душа (1919)
Четыре века (1920)
В Париже (1921)
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Повесть Смутного времени (1922)
Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
Василий Сучков (1927)
Бывалый человек (1927)
Великосветские бандиты (1927)
Морозная ночь (1928)
Гадюка (1928)
Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
Русский характер (1944)
Странная история (1944)
Древний путь
Чёрная пятница
На острове Халки
Рукопись, найденная под кроватью
В снегах
Мираж
Убийство Антуана Риво
На рыбной ловле

Пьесы Алексея Толстого:

«Путешествие на Северный полюс» (1900)
«О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
«Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
«Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
«Дуэль» (1900-е)
«Опасный путь, или Геката» (1900-е)
«Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
«Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
«Нечаянная удача» (1911)
«День Ряполовского» (1912)
«Насильники» («Лентяй», 1912)
«Молодой писатель» (1913)
«Кукушкины слёзы» (1913)
«День битвы» (1914)
«Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
«Касатка» (1916)
«Ракета» (1916)
«Мракобесы» (1917 - под назв. «Горький цвет»
«Любовь - книга золотая» (1918, 2 ред. - 1940)
«Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
«Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
«Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Чудеса в решете...» (1926)
«На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
«Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
«Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
«Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
«Пётр I» (переработка более ранней пьесы «На дыбе»)
«Путь к победе» (1938)
«Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
«Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
«Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
«Иван Грозный» - дилогия:
«Орёл и орлица» (1942)
«Трудные годы» (1943)

Сказки Алексея Толстого:

Русалочьи сказки:
Хозяин (1909)
Полевик (1909)
Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
Иван да Марья (1910)
Ведьмак (1910)
Водяной (1910)
Кикимора (1910)
Дикий кур (1910)
Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
Соломенный жених (1910)
Странник и змей (1910)
Проклятая десятина (1910)
Звериный царь (1910)
Синица (1918)
Сорочьи сказки:
Верблюд (1909)
Горшок (Маленький фельетон, 1909)
Сорока (1909)
Картина (1909)
Мышка (1909)
Козёл (1909)
Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
Лиса (1910)
Заяц (1909)
Кот Васька (1910)
Сова и кот (1910)
Мудрец (1909)
Гусак (1910)
Рачья свадьба (1910)
Порточки (1910)
Муравей (1910)
Петушки (1910)
Мерин (1910)
Куриный бог (1910)
Маша и мышки (1910)
Рысь, мужик и медведь (1910)
Великан (1910)
Мишка и леший (1910)
Башкирии (1910)
Серебряная дудочка (1910)
Смирный муж (1910)
Богатырь Сидор (1910)
Сказки и рассказы для детей:
Полкан (1909)
Топор (1909)
Воробей (1911)
Жар-птица (1911)
Прожорливый башмак (1911)
Снежный дом (1911)
Фофка (1918)
Кот сметанный рот (1924)
Как ни в чём не бывало (1925)
Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Экранизации Алексея Толстого:

1915 - Хромой барин
1920 - Хромой барин
1924 - Аэлита
1928 - Хромой барин
1937-1938 - Пётр Первый
1939 - Золотой ключик
1957 - Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
1958 - Хождение по мукам: 1918-й год (2 серия)
1958 - Приключения Буратино (мультфильм)
1959 - Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
1965 - Гиперболоид инженера Гарина
1965 - Гадюка
1971 - Aktorka
1973 - Крах инженера Гарина
1975 - Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
1977 - Хождение по мукам
1980 - Юность Петра
1980 - В начале славных дел
1980 - Аэлита (Венгрия)
1982 - Похождения графа Невзорова
1984 - Формула любви («Граф Калиостро»)
1986 - Проделки в старинном духе
1992 - Детство Никиты
1992 - Прекрасная незнакомка
1996 - Милый друг давно забытых лет
1997 - Новейшие приключения Буратино
2002 - Желтухин
2017 -


Алексей Николаевич Толстой - писатель, журналист, однофамилец знаменитого на весь мир автора «Войны и мира». Он родился на рубеже веков, прошел через огонь революции, эмиграцию и две войны. Его перу принадлежит одно из самых подробных описаний мучительного периода разрушения одной страны и создания на ее обломках нового мира.

Детство в Сосновке

Алексей Толстой родился у Александры Леонтьевны Тургеневой (еще одна «литературная» фамилия) и записан на фамилию ее первого мужа, Николая Александровича Толстого. Он был гусаром, богатым помещиком, подарившим жене очаровательных малышей. Однако беременная четвертым ребенком Александра сбежала от мужа в дом любовника. Сын родился в городке Николаевск под Самарой, а затем они с матерью обосновались на хуторе в имении Сосновка. Этим поместьем владел Алексей Апполонович Бостром, председатель земской управы.

Успешные «опыты пера»

В Северной столице Толстой поступил в престижный, так сказали бы сейчас, Технологический институт. Студенческая жизнь оставляла достаточно времени для творчества. В 1905 Алексей смог взять в руки свои первые напечатанные стихи. Правда, появились они в скромной провинциальной газете, но сам факт публикации придал ему смелости трудиться над своими стихотворными тетрадками и дальше.

В 1907 году, накануне защиты диплома, Алексей Толстой осознал, что совершил ошибку и сделал неверный выбор. Он бросил институт и принялся старательно публиковаться. Вышел сборник «Лирика» стихов, о котором Алексей Толстой позже несколько стыдился. В следующем году толстый литературный журнал «Нева» принял в печать его рассказ.

В 1908 году публикуют еще одну полноценную и практически последнюю книгу стихов писателя «За синими реками», сборник повестей «Заволжье». Немного позже Алексей Толстой сосредотачивается на прозе. В 1912 году его приветливо встречает Москва, где он работает и публикуется в «Русских ведомостях». Молодой Алексей Толстой много пишет рассказы, повести, пьесы, их ставят в театре. Писатель живет полной жизнью, становится любимчиком салонов, литературных вечеров и вернисажей.

Первая мировая

Когда Россия ввязалась в войну 1914 года, Алексей Толстой ощутил порыв служить Родине и, горя патриотизмом, отправился на линию боевых действий и вел хронику, писал репортажи как военный корреспондент. Окопы быстро охладили его пыл, он стал серьезнее и внимательнее оценивать действительность. Как журналист он побывал по ту и другую сторону фронта, ездил в Англию, затем во Францию.

В эти годы Толстой писал много и ярко: фронтовые очерки, бытовые рассказы и даже комедии. Пьесы «Нечистая сила» и «Касатка» написаны им после начала Первой мировой войны. На писательские способности и продуктивность Толстого внешние обстоятельства не влияли, он всегда много работал.

Две революции

Будущий писатель остро отреагировал уже на события первой, февральской революции 1917 года. Он радостно готовился «строить новый мир», а заодно занялся изучением причин того, как страна дошла до такого положения. И подошел к вопросу всерьез, начав изучение истории России с петровских времен. Но уже через полгода грянула вторая Октябрьская революция и надежды на мирную жизнь рухнули.

Бурный 17-й, холодный, в разрухе, голоде и начинавшихся эпидемиях, дал много поводов для раздумий. Алексей Николаевич не замечал жизненные неудобства и отсутствие продуктов в магазинах, он полностью погрузился в историю. Он написал рассказы, которые стали первой ступенькой к созданию романа «Петр Первый», глубоко исследовательского и исторического по своей сути, но оставшегося недописанным.

Осень 1918 вынудила Толстого к эмиграции. Он отправился в Одессу, где написал роман «Калиостро», затем отплыл из страны в Константинополь, перебрался через Гибралтар и попробовал обосноваться в Париже, но окончательно остался в Берлине. В разлуке с родиной писатель создал ностальгический по России и по ушедшей империи роман «Детство Никиты».

Эмиграция

Отдав дань памяти прошлому, Алексей Николаевич принялся мечтать. Во время эмиграции он писал фантастические романы, повести и сказки. В Германии на свет появилась «Аэлита», менее известная «Рукопись, найденная под кроватью» и в монологах писателя стали возникать мотивы, полностью развитые им позже в романе-прогнозе «Гиперболоид инженера Гарина», довольно точно описавшем возможности современного лазера.

Тоскуя по ушедшей России, Алексей Толстой постарался принять новые условия жизни и написал книгу, которую уже скоро 100 лет читают и ребенок, и взрослый в России: сказку «Золотой ключик». История о шалостях и ловкости Буратино не просто перевод, это оригинальная история, созданная по мотивам сказки «Пиноккио» итальянца Карло Коллоди.

Назад в СССР

В 1922 году в Берлине Алексей Толстой встретился с Максимом Горьким. Молодая страна восстанавливалась после войны, революции и разрухи, воскрешала дипломатические связи, крепла. Писатели сдружились и пример Горького убедил Алексея Николаевича в том, что в СССР можно жить. В 1923 он принял решение вернуться и его приняли на Родине без упреков.

Вернувшись, Толстой много и вдохновенно пишет. Он вкладывает свои воспоминания и наблюдения в трилогию «Хождение по мукам», которая начиналась с зарисовок еще в эмиграции. В нее входят три книги:

  • «Сестры»;
  • «Восемнадцатый год»;
  • «Хмурое небо» .

С новой властью Алексей Николаевич не конфликтовал. Его заметил Сталин и включил в круг лояльных власти писателей. Но благосклонность власть имущих покупается дорогой ценой. Его повесть «Хлеб», вышедшая в 1937 году, стала самым неудачным опытом в писательской карьере, зато могла послужить цитатником для пропаганды достижений молодого социализма.

В СССР литературная и журналистская работа Алексея Николаевича Толстого получила признание, ему вручили три Сталинские премии. Писатель был женат не единожды, многократно влюблялся и не всегда только в одну женщину одновременно, имел много детей. Он умер 23 декабря 1945 года, всего 5 месяцев не дожив до весны и победы, избежав репрессий и застенков, но уйдя быстро и мучительно от рака легких.

Загрузка...