crimea-fun.ru

У истоков рода человеческого этапы становления человека. Cервис сравнения онлайн кредитов в Украине

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

Цели урока : Познакомить учащихся с гипотезами происхождения человека: выяснить, какие факторы

способствовали выделению человека из мира природы; углубить имеющиеся представления

о характере и основных составляющих неолитической революции.

Оснащение: карта, компьютерная презентация

Ход урока :

I. Повторение

Задание: Ответьте на вопросы

1. Назовите историков древности.

2. В чем особенности исторических описаний древности?

3. Назовите особенности изучения истории в период Средневековья.

4. Что такое исторический источник?

5. Перечислите виды исторических источников.

6. Назовите известные вам теории исторического развития. Назовите их авторов.

7. Перечислите периоды мировой истории.

II. Изучение нового материала

Почему необходимо знать историю первобытного общества?

Множество явлений современной человеческой жизни возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Жилища, одежда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религия, земледелие и скотоводство, основы обработки материалов – чтобы разобраться во всем этом часто приходится обращаться к истокам. В этом заключается познавательное значение первобытной истории.

Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение . Как появился человек на Земле: в результате эволюции органической природы или божественным промыслом? А может человеческая природа имеет инопланетное происхождение? Каково происхождение человеческих рас? Дает ли оно основания для расистских идей об их неравноценности? Является ли человек от природы коллективным существом? Как и когда возникли частная собственность, неравенство и государство?

Знание первобытной истории имеет и практическое значение . Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета, и историческая наука не стоит от этого в стороне.

Периодизация первобытной истории

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда и материалов, из которых они изготавливались. Основные этапы: (слайд 2)

Следует отметить, что датировки очень приблизительны, и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же, надо помнить, что в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра – кайнозойская . Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и современный (начался 14 тыс. лет назад) периоды.

Четвертичный период разделяют на эоплейстоцен (доледниковый период), плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (послеледниковый период). (слайд 3)

Антропологическая периодизация

Современный человек образует собой вид sapiens (лат. – разумный) рода Homo (лат. – человек), относящийся к семейству гоминид (людей) отряда приматов .

Далеким предком человека считается группа человекообразных приматов, получивших название – дриопитеков (древесные обезьяны).

    Процесс формирования дриопитеков начался 25 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии. Они напоминали современных павианов и шимпанзе.

    Затем, 5 – 6 млн. лет назад, здесь же появились австралопитеки «обезьянолюди» , которые представляли собой переходную форму от дриопитеков к древнейшим людям – архантропам. Австралопитеки отличались относительно большим объёмом мозга (550 – 600 куб. см.) (слайд 4)

    Архантропы (древнейшие люди) Homo habilis (лат. – человек умелый ), появились около 600 – 500 тыс. лет назад. Это питекантроп (останки которого были найдены на острове Ява) объём мозга около 900 куб. см., синантроп (найден в Китае) объём мозга около 1050 куб. см. Однако находка английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанная им в Кении, в Олдувайском ущелье доказала, что древнейший человек появился уже около 2,5 млн. лет назад, т.е. архантропы долгое время благополучно уживались с австралопитеками. Кроме того было доказано, что прародиной человека была Африка. Именно останкам человека, найденного в Олдувее дали видовое название Homo habilis . С течением времени Homo habilis трансформировался в Homo erectus ( человека выпрямленного или прямоходящего ). (слайд 5 -6)

    Это стало новой ступенью человеческой эволюции. 300 – 250 тыс. лет назад архантропов постепенно сменили палеоантропы (древние люди) - Homo erectus ( неандертальцы – объём мозга 1200 – 1600 куб. см. , кроманьонцы ). (слайд 7)

    Около 100 тыс. лет назад климат Земли стал меняться. Температура существенно понизилась. С каждым столетием холодный климат распространялся все дальше и дальше вглубь континента. Постепенно территорию Европы покрыл огромный ледник. Вместе с изменением климата менялся растительный и животный мир планеты. Многие виды флоры и фауны навсегда исчезли. Лишь немногим существам удалось приспособиться к новым условиям существования.) Суровый климат заставил и первобытных людей приспосабливаться и бороться за свое выживание . (слайд 8)

45 – 40 тыс. лет назад палеоантропов окончательно сменили неоантропы – Homo sapiens

(человек разумный) – объём мозга 1400 – 1500 куб. см. , к которым относятся

современные люди. (слайд 9)

Рассмотренный выше процесс – процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного – называется антропогенезом . (слайд 10)

Антропогенез - процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного

Расселение людей и образование рас

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез формирование человеческих рас. Этот процесс связан с расселением человека и приспособлением его к природно-климатическим условиям различных регионов Земли.

Первоначальная территория возникновения человека находилась в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии, отсюда началось его расселение по Земле.

Люди расселились по всему Африканскому континенту. Около 1 млн. лет назад архантропы продвинулись в северные районы и достигли умеренного пояса Европы. Их потомки – палеоантропы – расселились уже на большей части Европы.

В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов, Индии, Китая.

Какие точки зрения существуют относительно заселения Америки и Австралии?

1) Население Америки и Австралии автохтонно , т.е. является коренным, первоначальным населением.

2) Люди пришли в Америку и в Австралию из Азии . Причем пришли, видимо, по суше . Поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже, то на месте Берингова пролива существовал перешеек суши. А Австралия, острова Малайского и Зондского архипелагов и остров Тасмания могли составлять единое целое с материком. Понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м. было связано с тем, что большое количество влаги было законсервировано в ледниках. Это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.

3) Первые две версии возникли потому, что долгое время считалось, что первобытные люди не могли на своих несовершенных лодках и плотах преодолеть огромные водные пространства, отделяющие Америку, Австралию и Океанию от Евразии. Но путешественник Тур Хейердал смог на самодельном плоту переплыть пространство Тихого океана и выдвинул версию, что первобытные люди могли попасть в Америку не только по суше, но и переплыв океан.

Можно утверждать, что к концу палеолита все материки, кроме Антарктиды были заселены людьми. Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. В ходе приспособления человека к среде обитания постепенно начали появляться морфологические и физиологические различия между обитателями различных регионов Земного шара. Так появились три большие группы рас, которые практически без изменений сохранились до настоящего времени.

Время формирования человеческих рас, также как и формирования человека современного типа относится к позднему палеолиту .

Большое значение в процессе расообразования имело смешение рас, в результате чего стали формироваться переходные промежуточные расовые типы.

Неолитическая революция

(слайд 11 - 14)

Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья. В результате первобытному человеку грозили голод и вымирание. Такое положение, сложившееся к началу X тыс. до н.э. учёные называют первым кризисом развития цивилизации .

Это вынуждало человека к поиску выхода из кризиса – люди стали переходить на новый уровень развития, который сопровождался уже осознанным воздействием на окружающую природную среду и её преобразованием.

Так люди заметили, что разведение животных в неволе может оказаться намного продуктивнее и безопаснее, чем охота на их диких сородичей. Это наблюдение положило начало развитию скотоводства.

То же самое происходило и с земледелием. Со временем, путём наблюдений и опыта, люди пришли к пониманию того, что семена собранных диких растений можно посеять вблизи поселения и получить урожай гораздо больший, чем сбор растений путём собирательства. Так возникло:

1-е разделение труда: разделение на земледельцев и скотоводов.

Однако не нужно думать, что переход от присваивающего к производящему хозяйству был делом простым, быстрым и повсеместным.

Развитие скотоводства и земледелия происходило лишь в благоприятных к тому природных условиях. К тому же потребовались тысячелетия для возникновения пород полностью одомашненных животных, которые бы полностью отличались от своих диких предков; для окультуривания растений.

Развитие земледелия приводило к осёдлости, а увеличение производительности труда способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города.

Поистине революционные изменения произошли вследствие освоения металлов. Люди осваивают первый сплав из меди и олова – бронзу. В V – IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колёсные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, ослами, волами). Человек осуществил: второе разделение труда.

2-е разделение труда: выделение ремесла, как отдельной отрасли производящей экономики.

(слайд 15)

Неолитическая революция переход от примитивной (присваивающей) экономики охотников и

собирателей к производящей экономике, основанной на земледелии

и скотоводстве.

(слайд 16-17)

Задание : Заполните таблицу

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Homo erectus

Homo sapiens

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ОРУДИЯ

ТРУДА

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

2,5 млн. – 300 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

Поздний палеолит: 40 – 10 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Питекантроп, синантроп – архантропы (древнейшие люди)

Homo erectus (человек прямоходящий) – неандерталец (палеоантроп – древний человек)

Homo sapiens (человек разумный) – кроманьонец, человек современного типа

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, загонная охота, начало овладения огнём и изготовления одежды

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, индивидуальная охота, приручение животных

Производящий тип хозяйства (неолитическая революция): начало земледелия, скотоводства

ОРУДИЯ

ТРУДА

Примитивные: ручные рубила, скрёбла, деревянные копья с обожжёнными наконечниками, проколки

Лук и стрелы, составные орудия: топоры, гарпуны, копья с наконечниками

Совершенствование имеющихся орудий охоты, гончарный круг, ткацкий станок, свёрла, мотыга, серп

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Праобщина: коллективизм, равенство

Родовая община

Соседская община: имущественное неравенство, племенные вожди, сакрализация власти

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Мышление

Магические и погребальные ритуалы

Интеллект, развитая речь, магия: анимизм, тотемизм, магические изображения животных

Культ предков и вождей, культ матери-прародительницы

Домашнее задание: §4 -5, таблица

Kachay отправили кредит Антону из Житомира в размере 4000 грн.

Елена Ю. из Киева, только что, получила одобрение заявки на получение кредита под 0.1% в размере 8000 грн.

Cashinsky отправили денежный займ Марии из Белой Церкви в размере 1500 грн.

Mywallet отправили кредит без поручителей Кириллу из Белой Церкви в размере 4500 грн

Creditplus отправили кредит без справки о доходах Тимуру из Киева в размере 2500 грн.

Артур Ч. из Новой Каховки оформил заявку на кредит без справки о доходах в 6500 грн

Оксана М. из Киева, только что, получила одобрение заявки на получение займа в размере 8000 грн.

Forzacredit отправили быстрый кредит Якову из Хмельницкого в размере 6000 грн.

Владимир А. из Хмельницкого, только что, получил кредит для ремонта в размере 7500 грн.

Miloan отправили экспресс кредит Виктории из Львова в размере 2000 грн.

Арсений Е. Оставил заявку на получение получения кредита. Спасибо.

Topcredit отправили мини кредит Андрею из Днепра в размере 1500 грн

Василий Ш. из Сум, только что, получил одобрение заявки на получение займа в размере 6300 грн

Заявка Семена Х. из Бердичева на получение получения кредита ОДОБРЕННА - получение денег на карту произойдет в течении 25 минут

Ксения П. из Миргорода, только что, получила одобрение заявки на получение мини кредита в размере 7000 грн.

Семен Ж. из Запорожья, только что, получил кредит наличными в размере 3500 грн.

Тарас И. из Глухова, только что, получил кредит в размере 8000 грн.

Ксения Г. из Яготина, только что, получила одобрение заявки на получение экспресса кредит в размере 3700 грн.

Илона У. из Белой Церкви оформил заявку на займ в 6500 грн

Артур Н. из Каховки, только что, получил одобрение заявки на получение кредита в размере 3300 грн

Займ на карту уже поступил на счет Руслану из Жмеринки в размере 4500 грн. Спасибо, ждем вас в следующий раз.

Юлия Д. из Конотопа, только что, получила одобрение заявки на получение кредита в размере 6500 грн

Даниил Ф. из Жмеринки, только что, получил мини кредит в размере 6600 грн.

Степан М. Оставил заявку на получение мини кредита. Спасибо

Займ уже поступил на карту Софии из Ивано-Франковска в размере 3500 грн. Спасибо, ждем вас в следующий раз.

Филипп Ч. из Новоукраинки, только что, получил одобрение заявки на получение получения кредита в размере 2500 грн.

Заявка Григория У. из Новой Каховки на получение кредита наличными ОДОБРЕННА - отправка денег на карту произойдет в течении 25 минут.

Павел Р. из Яготина, только что, получил кредит онлайн в размере 2500 грн.

Заявка Василия Б. из Прилуков на получение денежного займа ОДОБРЕННА - зачисление денег на карту произойдет в течении 12 минут

Ярослава Ц. из Белой Церкви, только что, получила одобрение заявки на получение мини кредита в размере 5500 грн.

Тема 2. У истоков рода человеческого

Тип урока

урок-путешествие

Цель урока

сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: "С чего началась история человека?"

Задачи урока

    очертить исторические рамки Древнего мира

    дать понятие о термине "исторические источники" и об основных их видах

    развить воображение учеников

    научить класс черпать информацию из видеоматериалов

    научиться правильно исчислять историческое время

План урока

    Приветствие и мотивация

    Изучение нового материала

    Закрепление выученного материала

    Домашнее задание

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут:

Называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;

Правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;

Объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;

Приводить примеры исторических источников, цивилизаций;

Высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.

Оборудование

  • иллюстрации к теме

    видеопроектор

    презентация на тему "Исторические источники"

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы.

Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему "Исторические источники", дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.

Прием 2. Проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, "потрепанные", раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями - вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют "стоянками" первобытного человека.

Пещера - глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг - вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель - это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия - кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня...

Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется "Каменной эпохой".

Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень - помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?

Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи - повелители?... Тотемы?...

Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника... На ровной плоскости каменной стены - отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены - вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена - стремительные олени и косули. А в глубине пещеры - фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.

Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.

Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах - чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.

Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.

Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.

Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька - это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.

Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека - в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.

В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.

Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: "Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.

Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.

Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.

Летоисчисление

На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I - в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.

Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. - 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:

1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;

3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.

Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.

Юлий Цезарь

В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.

Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в.- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) - 9 марта.

Термины и понятия

Древний мир - термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима - 753 год до Христа.

Первобытное общество - длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация - человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Закрепление выученного материала

1. Что такое исторические источники?

2. Какие виды исторических источников бывают?

3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.

4. Что такое цивилизация?

5. Что такое древний мир?

6. Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?

7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию "первобытное общество"?

Домашнее задание

    Изучить материал с помощью учебника

    Нарисовать иллюстрацию к теме

    Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель инициирует дискуссию на тему "Роль первобытного общества в формировании цивилизации"

Материал для использования учителем

1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation

2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. - 2011

3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. - 2010

Использованные источники

    Повторительно-обобщающий урок

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

Загрузка...