crimea-fun.ru

Сообщение историческая основа повести тарас бульба. Описание реальных исторических событий, лежащие в основе повести «Тарас Бульба

Историческая и фольклорная основы повести.

Тема урока: Историческая и фольклорная основы повести.

Цели урока:

1) обучающая : сформировать у учащихся представление о Гоголе, найти основную идею повести, раскрыть исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса Бульбы и его современников;

2) развивающая : развитие аналитического мышления, умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя; формирование навыков анализа эпического произведения;

3) воспитывающая: воспитание любви к Отечеству.

Тип урока : вводный урок

Внутрипредметные связи : с российской историей XVII в.

Оборудование: мультимедийнаяпрезентация

Методы и приемы работы : репродуктивный метод (слово учителя, устный опрос), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)

. ХОД УРОКА:

I. Оргмомент (2мин)

II . Объяснение нового материала (15 мин)


  • Слово учителя
Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Россия с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий русские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Часть исконных земель киевской Руси была захвачена Великим княжеством Литовским, а позже Речью Посполитой. Польские власти пытались покорить и ополячить украинский народ. Повсюду насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его веру, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на Юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». ТАК ВОЗНИКЛО КАЗАЧЕСТВО.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких «чайках» запорожцы смело пересекали море и «шарпали» берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице - Стамбулу. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Летописец Грабянка приводит любопытное изречение «солтана туркского»: «Когда окрестные панства на мя восстают, я на обидве уши сплю, а о казаках мушу единым слухати» .

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Гуня, Остраница.

Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. ОСТРАНИЦА упоминается в «Тарасе Бульбе». Он возглавил «несметную казацкую силу» из восьми двенадцатитысячных полков, под знамена которых встали прибывшие от низовья днепровского до его верховий. И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя «Гетьман».

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпели поляки до Богдана Хмельницкого. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, «своевольной Республикой», откуда разливалась «воля и казачество на всю Украину».

«Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих - поляков; в Украине не проходит семи или осьми лет без бунта», - так писал иностранный наблюдатель, проживший более семнадцати лет на Украине, на польской службе, в качестве старшего капитала артиллерии и королевского инженера, француз по национальности Гильом ле Вассер де Боплан. Далеко не беспристрастному свидетелю удалось верно подметить накал той борьбы, которую вел украинский народ против своих угнетателей.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛЕГЛО В ОСНОВУ «ТАРАСА БУЛЬБЫ».

Вопросы:

III Вопросы к первой главе (20 мин)

  • Найдите в первой главе черты исторического времени, воссозданного автором на основе документальных источников. (Учащиеся читают отрывок со слов «…тяжелый 15 век на кочующем углу России…» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность»)

  • Какую лексику использует автор для того, чтобы передать атмосферу времени и обстановки, определяющих судьбу русских людей? (Используются глагольные ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия, неукротимая, широкая и т.д.)

  • Обратите внимание на незнакомые слова, определите их значения: уния, рада, магнат, шляхта, сенат, хорунжий, латник, курень, кошевой атаман, есаул, жупан, свита, казакин и т.д.

  • Почему на ваш взгляд автор допускает распространенное отвлечение на историческую тему? (Для писателя важно подчеркнуть, что борьба казачества ведется за национальную независимость, за утверждение православной церкви, против того, чтобы уводились в плен и продавались в рабство мужчины, женщины, дети.)

  • Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем они проявляются?В чем вы видите различия?

  • Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы изображаются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.
IV Информация о домашнем задании (3 мин) 1. Прочитать повесть до конца.

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь – ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев – засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно описание Тараса Бульбы и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.



1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. Речь Посполитая приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.


В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» католицизм. Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.


Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.


Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далекие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый характер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.


В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.


Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название Запорожская Сечь. Запорожцы название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании раде.


Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.


Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.


Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами родственным русскому народом.



Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

Разработка урока по литературе для 7 класса.

Тема : Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

    Образовательные : познакомить учащихся с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, показать актуальность и современность данной темы, используя технические средства на уроке;

    Развивающие : умение опираться на законы жанра в процессе постижения авторского замысла; развернуто обосновывать суждения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; развитие аналитических коммуникативных способностей учащихся;

    Воспитательные: воспитание культуры речи, культуры чувств; уважения к русской литературе, культурам других народов.

    Коррекционные: развитие монологической и диалогической речи, устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность, расширение круга представлений об окружающей жизни, развитие эмоциональной сферы (музыка, прослушивание текста в исполнении актеров и т.д.)

Ход урока.

Так вот она - Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают те гордые и крепкие, будто львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!

I . Организация учащихся к уроку. Выполнение комплексных упражнений (релаксация, тихо играет музыка).

    Расслабиться, не напрягаться.

    Мягко, не спеша, выпрямить спину без усилий.

    Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.

    С закрытыми глазами смотреть только прямо перед собой. Голову держать легко, без напряжения и усилий.

    Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны головы: вперед к груди-3 раза, запрокинуть- 3 раза, к правому плечу- 3 раза, к левому плечу- 3 раза.

    Плечи опущены, руки и ноги расслаблены.

Сейчас нам надо сбросить усталость, напряжение. А самое главное- постараться ни о чем не думать, для того чтобы наше занятие прошло по-новому для каждого из нас спокойно, интересно, без скуки и усталости.

II . Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы проводим необычный урок, интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Проведем его на материале повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вам было задано опережающее задание: собрать материал об исторических и фольклорных источниках повести.

Класс мы распределили по группам (на партах таблички: историки, этнографы, литературоведы ). Словарная работа: этнограф- специалист по этнографии. Этнография- наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.

Пусть каждая группа сформулирует цели.

III . Работа над новым материалом и реализация индивидуальных заданий.

Сообщение целей каждой группы.

Историки: наша цель - дать характеристику эпохи периода середины 17 века, рассказать об исторической основе повести «Тарас Бульба».

Этнографы: мы расскажем о быте, обрядах и обычаях людей, живших в то далекое время.

Литературоведы: наша цель – показать, как эта эпоха отразилась в художественном произведении.

Мы поможем ответить на вопросы, интересующие вас.

(На экране высвечиваются вопросы)

    Почему писатель обратился к столь давним временам? Как и для чего использовал Гоголь в своей повести исторические события? (историки)

    К какому времени относятся события, изображенные Гоголем в повести «Тарас Бульба»? Действительно ли они происходили? (историки)

    Кто такие казаки? Почему они называются запорожцами? (этнографы)

    Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи? (этнографы)

    Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь, изображая запорожских казаков? (литературоведы)

    Есть ли сходство между Тарасом Бульбой, запорожцами и героями былин? ? (литературоведы)

Сообщения учащихся.

Историки:

    Интерес к украинской истории возник у Гоголя в 1833-1834 годах. Он собирался написать научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы писателем в работе над «Тарасом Бульбой» и намечены темы, которые получили развитие в повести: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Для повести «Тарас Бульба» Гоголь пользовался сочинениями по истории, быту и нравам украинского казачества, опирался на фольклор... Но еще больше пользовался Гоголь для этой повести украинскими песнями. Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный, и текст прямо просится на переложение в былинный стих. Я думаю, обращение к прошлому помогало понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

    События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV - XVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной зависимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Монгольское нашествие середины XIII века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке оказались под игом ордынских ханов, а земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния (объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказывался принять унию. Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки. Найдите в тексте главы 1 повести черты исторического времени. Назовите лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей? (стр.70). (глаголы: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д., эпитеты: первобытная Россия (неукротимая, широкая)). Стр.176.

Вывод: это было время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека.

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма (с каждой хаты).

Зрительная гимнастика.

Этнографы:

    Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась «казацкая республика». Особенности быта и характера казаков показаны уже в первой главе . Как Бульба сам выбирал для детей своих лучшие убранства (Стр.178-179), интерьер и предметно – бытовая деталь: описание светлицы Бульбы (Стр.173: «на самом видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в третьем-четвертом ряду полок. Все в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Вывод: Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход. Военное дело он считает главным, в мирное – полюбил разгул) , «спать на дворе» (открытое пространство выступает как средство изображения героя-богатыря в былинных традициях; мотив воли сопровождает повествование на протяжении всего развития действия: степь (пейзаж)(природа выступает средством изображения широкого русского характера: «зелено-золотой океан», «девственная пустота», «неизмеримые волны растений» и т.д.; сечь, ничем не защищенная, главные события происходят на открытом пространстве, неприязнь к закрытому пространству, оседлости), физический облик запорожцев («дюжий», «лев», «рыцари»), разгулы, пляски).

    Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему отечеству. Самое главное для них – чувство товарищества. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (за кражу, за невыплату долга, за убийство). Обычное состояние Запорожья – беспрерывные битвы. Казаки моментально переходят от бешеного разгула, веселости к готовности биться не на жизнь, а на смерть. (3 глава).

    Звучит гимн русских казаков.

Литературоведы:

    Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей.

Мастерски изображая жизнь запорожских казаков и самих запорожцев, Гоголь использует такое художественное средство как художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. Также я обратила внимание на точность, конкретность изображения природных явлений, на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи.

Изобразительно – выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола (примеры). Гипербола – троп, типичный для былинного жанра. Автор широко использует гиперболу для усиления впечатления, для заострения образа. Могучие, сильные характеры, изображенные Гоголем, соответствуют характерам эпических народных героев.

С Гоголем был согласен и художник И.Репин. Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев». Сравните: Н.В.Гоголь работал над повестью 9 лет. О чем это говорит? В чем созвучность продолжительной работы над произведениями художника и писателя. Это говорит о том, что оба художника придавали большое значение своим произведениям. И писатель Гоголь, и художник Репин изобразили в них свой народ, которым гордились и захватывались, видели в запорожцах мужественных и веселых людей, своих пращуров и единомышленников. В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» - одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова.

Несмотря на свою динамичность, композиция полотна очень уравновешенна. На переднем плане полотна мы видим запорожских казаков, собравшихся за наспех сколоченным столом, для сочинения своего послания. Часть фигур живописец «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна. На заднем плане – на фоне широкой степи палаточный городок, костры…

В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура… И сколько в сюжете и в композиционном решении картины изобретательности, народного юмора, вкуса!

Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание. Улыбчивый писарь, лукаво прищуриваясь, строчит на листе бумаги смелые словечки, которые подсказывают ему товарищи. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. И безудержным весельем искрится полотно, далеко по степи слышится смех – от тоненького хихиканья до громоподобного хохота. В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплоченность и великая сила товарищества.

В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства.

IV . Рефлексия. Что нового узнали?

Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут яркие, сильные и прекрасные люди, а в другом мелкие, ничтожные? Суровая эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Но могут ли они быть в настоящем? Этот вопрос писатель задает и себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает нам мысль: герои Запорожской Сечи – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу. Значит, это произведение о прошлом, настоящем и будущем. Вот почему, многие произведения об этой эпохе теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи - «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) - расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия - захват новых рынков. - (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. - С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь. Запорожцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени - своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень - шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.

Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами - родственным русскому народом.

Загрузка...