crimea-fun.ru

Средний смешанный хор. Типы, виды, составы хоров

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.

Более четверти века российский музыкальный коллектив «Хор Турецкого» удерживается на гребне успеха и радует меломанов. Десять солистов, которыми руководит Народный артист РФ , нашли дорогу к сердцам миллионов поклонников не только безупречным исполнением и талантом, но и тем, что у коллектива нет репертуарных ограничений. В арсенале вокальной группы хиты мировой классики, рок-композиции, джазовые и народные песни.

Отказ от фонограммы и «живые» голоса превращают каждое выступление в уникальное. В репертуаре «Хора Турецкого» песни, исполняемые на 10 языках. Более 5 тысяч выходов на сцены России, стран постсоветского пространства, Европы, Азии и Америки сделали коллектив всемирно известным.

Музыка

Дебют коллектива состоялся в 1990-м, но истоки творчества глубже. Арт-группа образовалась под занавес 1980-х при хоральной синагоге в Москве. Поначалу в репертуар входили еврейские композиции и литургическая музыка. Через пару лет амбиции коллектива выросли, и солисты расширили жанровый репертуар популярными песнями и музыкой разных стран и эпох, оперными и рок-композициями.


По словам возглавившего коллектив Михаила Турецкого, для расширения круга слушателей в репертуар включили музыку последних 4-х столетий – от до шансона и поп-хитов советской эстрады.

Дебютные концерты «Хора Турецкого» состоялись при поддержке еврейской благотворительной организации «Джойнт» и прошли в Таллине, Кишиневе, Москве, Ленинграде и Киеве. Интерес к иудейской музыкальной традиции, замерший после 1917 года, вспыхнул с новой силой.

В 1991-92 «Хор Турецкого» отправился в гастрольные туры по Канаде, Франции, Великобритании, Америке и Израилю. В испанском Толедо ансамбль участвовал в фестивале, организованном к 500-летию еврейского изгнания, и вышел на сцену с мировыми звездами Исааком Штерном и .

В середине 1990-х «Хор Турецкого» разделился: одна половина осталась в российской столице, вторая перебралась в Майами, где музыканты работали по контракту. Репертуар второй половины расширился бродвейской классикой и джазовыми хитами.

В 1997 году вокалисты под руководством Турецкого присоединились к прощальному туру по стране и вместе с певцом дали свыше 100 концертов.

В 1999 году «Хор Турецкого» представил на суд зрителей репертуарный спектакль, названный «Вокальное шоу Михаила Турецкого». Премьера состоялась на подмостках руководимого Театра эстрады.


В 2002 году Михаил Турецкий получил звание «Заслуженного артиста РФ», а спустя 2 года хор дал первый концерт в концертном зале «Россия». В том же 2004-м на Национальной премии «Человек года» программу коллектива, названную «Десять голосов, которые потрясли мир», номинировали как «Культурное событие года».

В начале 2005-го «Хор Турецкого» отправился в турне по Америке и дал концерты на сценах концертных залов Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Бостона и Чикаго. В том же и следующем году вокалисты побывали в сотне городов России и СНГ с новой программой, получившей название «Рожденные петь».

В 2007 году «Хор Турецкого» стал лауреатом премии «Рекордъ-2007», которую присвоили ансамблю за альбом «Великая музыка». В сборник вошли классические композиции.

В 2010-2011 годах музыканты отправились в юбилейный гастрольный тур «20 лет: 10 голосов», а в 2012-м к 50-летнему юбилею руководителя коллектива в Кремлевском дворце состоялся концерт, в котором, кроме хора, участвовали звезды российского шоу-бизнеса. В том же году ансамбль подарил поклонникам песню «Улыбка Бога Радуга», на которую записали клип.

Весной 2014-го коллектив Турецкого представил меломанам шоу-программу, которую поставил хореограф . Ее назвали «Мужской взгляд на любовь». Чтобы увидеть выступление вживую, на стадионе СК «Олимпийский» собралось 19 тыс. зрителей, которые наблюдали за происходящим на сцене с интерактивных экранов.

На День Победы музыканты дали на Поклонной горе 2-часовой концерт, собрав 150 тыс. человек. В апреле 2016-го в Кремлевском дворце «Хор Турецкого» подарил поклонникам незабываемое шоу в честь 25-летнего юбилея коллектива, назвав его «С тобой и навсегда».

Состав

С течением времени состав арт-группы менялся, но неизменным оставался руководитель – Михаил Турецкий. Путь к лидеру прославленного коллектива он прошел после окончания в середине 1980-х института им. Гнесиных. Первыми подопечными Михаила стали дети – Турецкий руководил хором юных вокалистов. Затем возглавил хоровой коллектив театра Юрия Шерлинга.


В 1990-м Михаил Турецкий организовал в столичной хоральной синагоге мужской хор, который и трансформировался в прославленный коллектив.

Один из старейших и в тоже время самых молодых солистов арт-группы – Алекс Александров – присоединился к хору в 1990-м. Москвич в середине 1990-х окончил «Гнесинку». Александров прославился копированием голосов и . У вокалиста богатый драматический баритон.


В 1991 году к детищу Турецкого присоединился поэт, бас-профундо Евгений Кульмис, ранее руководивший детским хором. Евгений родился под Челябинском, начинал карьеру как пианист и тоже прошел путь от «Гнесинки» до работы в «Хоре Турецкого». Кульмис – автор текстов и русских вариантов переводов некоторых песен.


В 1991-92 к коллективу присоединились еще двое москвичей: драматический тенор Евгений Тулинов и тенор-альтино Михаил Кузнецов. Тулинов с Кузнецовым – Заслуженные артисты РФ с 2006 и 2007 годов соответственно. Оба – выпускники «Гнесинки».

В середине 1990-х к ансамблю примкнул лирический тенор из Минска Олег Бляхорчук, который играет на фортепиано, аккордеоне, мелодике, электро- и акустической гитарах. Пришел в коллектив из оркестра Михаила Финберга, где был солистом.


В 2003 году «Хор Турецкого» принял в свой состав еще двух столичных жителей: ранее исполнявшего русскую духовную музыку Бориса Горячева, обладающего лирическим баритоном, и Игоря Зверева (бас-кантанто).

В 2007 и 2009 годах арт-группа обогатилась баритональным тенором Константином Кабо и контратенором Вячеславом Фрешем. Оба – коренные москвичи.


Из покинувших состав коллектива меломанам запомнились Борис Воинов, работавший в «Хоре Турецкого» с дня образования по 1993 год, тенор Владислав Васильковский (иммигрировал в США в 1996 году) и оперный тенор Валентин Суходолец (ушел в 2009-м). С 1991-го по 1999-й в «Хоре Турецкого» пели тенор Марк Смирнов и бас Владимир Аранзон.

«Хор Турецкого» сейчас

В 2017 году арт-группа подарила поклонникам лирическую песню «С тобой и навсегда», на которую режиссер Олеся Алейникова сняла клип. Видеоролик лидировал на VII премии телеканала RU.TV. Церемония прошла в столичном «Крокус Сити Холле».

На ежегодной музыкальной премии RU.TV впервые представили номинацию на лучший клип, который снят в Крыму. За победу боролись , ВладиМир и «Хор Турецкого».

В октябре 2017-го подопечные Михаила Турецкого сделали меломанам еще один сюрприз, подарив песню и клип «Знаешь ты». В клипе снялась актриса .

На странице «Хора Турецкого» в «Инстаграме» и на официальном сайте поклонники группы узнают о новостях в творческой жизни коллектива. В феврале 2018-го ансамбль дал концерт в Кремле.

Дискография

  • 1999 – «High Holidays (еврейская литургия)»
  • 2000 – «Jewish Songs»
  • 2001 – «Bravissimo»
  • 2003 – «Хор Турецкого представляет…»
  • 2004 – «Звездные дуэты»
  • 2004 – «Когда поют мужчины»
  • 2006 – «Рожденные петь»
  • 2006 – «Великая музыка»
  • 2007 – «Москва - Иерусалим»
  • 2007 – «Музыка всех времен и народов»
  • 2009 – «Аллилуйя любви»
  • 2009 – «Музыка всех времен»
  • 2010 – «Музыка наших сердец»
  • 2010 – «Шоу продолжается»

Такой хор может исполнять только те произведения, в которых нет разделений (divisi) в партиях. Хоры с минимальным составом пев­цов раньше имели довольно широкое распространение. Они вполне удовлетворяли практике отправления цер­ковных служб, а позднее принимали участие в концерт­ных выступлениях в дворянских салонах.

В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-20 человек.

Меньшие коллективы обычно называ­ются ансамблями .

Такими же нормами принято руководствоваться и в практике однородных хоров.

· Средний состав хора

предполагает возможность разделения каждой партии, как минимум, на две . Сле­довательно, он должен иметь не менее 24 человек.

Обычно эти хоры имеют от 30 до 60 человек.

Исполнительские возможности! среднего хора весьма значительны. Недостаточность количественного состава среднего хора обнаруживается при исполнении крупных сочинений с большим оркестром, а также многоголос­ных и многохорных сочинений. Во всех других случаях этот хор может успешно справляться с исполнитель­ским репертуаром. Известно, что Лейпцигский хор, в котором работал Бах и в котором впервые прозвучало большинство его произведений, имел состав 20-25 че­ловек. В составе знаменитой Сикстинской капеллы было 15 - 20 взрослых певцов. Хорошим примером возможностей среднего состава хора, укомплектован­ного высококвалифицированными певцами, является камерный хор О. Шоу. Этот коллектив, состоящий из 31 певца it небольшого камерного оркестра, имеет чрез­вычайно широкий исполнительский диапазон. В его репертуаре - негритянские спиричуэллсы, разнообраз­ные |произведения для хора a cappella, такие крупные произведения, как Месса си минор Баха. Хор успешно выступает как на малых, так и на самых крупных кон­цертных площадках.

Серьезную ошибку допускают те руководители, ко­торые в погоне за численным составом утрачивают качественный критерий при приеме певцов в хор. На­личие в хоре певцов, не обладающих достаточными данными, тормозит рост коллектива, снижает творче­скую заинтересованность, расшатывает организацион­ные устои.

· Большой хор должен иметь такой состав, который обеспечил бы ему Исполнение любого хорового произ­ведения. В таких хорах обычно от 80 до 120 человек.

Вот данные о численном составе некоторых хоров:

Государственный академический русский хор СССР -100.

Большой хор Всесоюзного радио -95.

Ленинградская академическая капелла - 90.

Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии- 100.

Государственный мужской хор Эстонской ССР - 80.



Государственный академический хор Латвийской ССР - 80.

Государственная русская республиканская капелла РСФСР -80.

Государственная заслуженная академическая капел­ла УССР «Думка» - 80.

· Максимальным составом хора принято считать 120-130 человек Дальнейшее увеличение постоянного состава хора не способствует улучшению его исполни­тельских качеств. Хор утрачивает исполнительскую гиб­кость, подвижность, ритмическую отчетливость, ан­самбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным.

Для выступлений на торжественных собраниях , праздниках песни, на демонстрациях создаются много­численные

· сводные хоры , объединяющие десятки люби­тельских и профессиональных коллективов . Так, на традиционных праздниках песни в (республиках При­балтики выступают сводные хоры, состоящие ив 30 - 40 тысяч исполнителей .

Для сводных хоров обычно подбирают не очень сложные, «броские», «плакатные» произведения. Не­редко эти хоры исполняют и довольно трудные произве­дения крупной формы. В целом ряде городов Поволжья и Урала, например, проводилось исполнение большими сводными хорами и оркестрами «Патетической орато­рии» Свиридова, а сводный мужской хор, выступавший в 1965 году на празднике песни в Риге, исполнил слож­ное многоголосное произведение Э. Каппа «Северное побережье».

Известны случаи, когда в массовом пении прини­мали участие до ста и более тысяч людей. Так, автору данной книги привелось управлять хором, состоявшим из 130 тысяч участников (VI Всемирный фестиваль молодежи).

Руководство многотысячными хорами имеет свои особенности и трудности. Эти трудности, в основном, акустического порядка, связаны прежде всего с уста­новлением ритмического ансамбля

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до 1 – ре 2 , ми 2 . Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре 1 , ми 1 – ре 2 , фа 2 ; альтов: си мал – до 2 , ре 2 .

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: соль мал., ля мал. – фа 2 , соль 2 . Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры . Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: ми больш – фа 1 , соль 1 . Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры . Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ля контрокт – си 2 . Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до 1 , ре 1 – ми 2 , соль 2 . Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре 2 . При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль 1 – ля 2 . Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал. , соль мал. – до 2 , ре 2 . Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон до мал. , ми мал. – соль 1 , ля 1 . Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш. , ми больш. – до 1 , ре 1. . Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Детский или женский хор:

Сопрано II

Сопрано I

сопрано I

Сопрано II

Сопрано II

Сопрано I

Инструмент, если хор исполняет репертуар с сопровождением фортепиано, ставится слева от дирижера.

Мужской хор:

Баритоны

Баритоны

Октависты

смешанный хор:

Приведенные схемы расположения хоров иногда меняются в зависимости от акустических условий концертного зала, задач репетиции, творческого поиска.

Количественный состав хоровых коллективов

По количеству певцов, участвующих в хоре, коллективы бывают Малые, Средние и большие. Наименьший состав для каждой хоровой партии – три человека. Смешанный хор, в каждой партии которого наименьшее число певцов (три – сопрано, три – альта, три – тенора, три – баса), будет состоять из 12 человек. Такой коллектив, по Чеснокову П.Г. считается малым по своему составу и может исполнять произведения строгого четырехголосного письма.

В настоящее время появились некоторые изменения в практике хорового исполнительства. Хоровой коллектив от 25 до 35 участников с примерно равным числом певцов в каждой партии считается хором малого состава, или камерным.

Хоры средних составов насчитывают от 40 до 60 участников; они наиболее распространены среди детских, юношеских, женских и смешанных хоров художественной самодеятельности.

Хоры свыше 60 участников, являются большими.

Создавать хоры свыше 80 – 100 человек считается нецелесообразным. Хору такого состава очень трудно добиться высокой художественно-исполнительской гибкости, подвижности, ритмической слаженности и ансамблевой слитности.

Другое дело, сводные хоры, имеющие иные, чем солирующие коллективы, функции и творческие задачи. Сводные хоры организуются по определенному торжественному случаю и могут объединять в своих рядах от 100 до 1 тыс. и более участников.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Хор как творческий коллектив.
  2. Типы хоров и их характеристика.
  3. Хоровые партии различных типов хоров.
  4. Виды хоров.
  5. Расстановка хора.
  6. Количественный состав хоровых коллективов.

Литература

  1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. – М., 1976.
  2. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
  3. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1948.
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1954.
  5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
  6. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1957.
  7. Пигров К. Дирижирование хором. – М., 1964.
  8. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. – М., 1970.
  9. Птица К. Работа с детским хором. – М., 1981.
  10. Соколов В. Работа с самодеятельным хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
  12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.
Загрузка...