crimea-fun.ru

Памятники кубанской истории. Какие тайны скрывают знаменитые скульптуры краснодарского края и россии Памятник Е

Уникальность Кубани, это не только ее природные условия - прекрасный климат и множество природных ландшафтов - степей, лесов и горных вершин, покрытых вечными снегами, бурных и равнинных рек, теплых морей и самых субтропиков.
Есть на нашей Кубани и такие уникальные древние памятники культуры, которые в России не найти больше нигде. Только здесь, в Краснодарском крае, вы можете встреть следы древнегреческой культуры, не покидая пределы нашей страны. Подобные памятники прошлых веков есть еще и в Крыму, но это уже, как ни печально, не Россия.
Итак, только наш край остается обладателем культурных ценностей древней Эллады,
Одним из таких уникальнейших исторических памятников является античный город Горгиппия, расположенный на месте современной .
В отличие от других крупных городов Северного Причерноморья, расположенных на землях Керченского и Таманского полуостровов, - Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, - Горгиппия стала раскапываться сравнительно недавно. Только с 1960 г. в Анапе постоянно начинает работать экспедиция Института археологии АН СССР.
Древняя Горгиппия вместе с некрополем находится под самым центром современного курорта Анапы. Бурное строительство многоэтажных жилых домов в городе позволило производить раскопки древнего поселения на широких площадях, что превратило ранее малоисследованный объект в памятник высокой культуры.
Греческое поселение на берегу Анапской бухты возникло во второй половине 4 в. до н.э. Сначала оно занимало совсем небольшую площадь около современной гостиницы "Анапа". Скорее всего, это был независимый полис. На рубеже 5 и 4 вв. до н.э. Анапский полис вошел в консолидацию других, подобных ему, которую возглавил Пантикапеи. Это был фундамент Боспорского государства. В Первом веке до н.э. Боспор входил в состав обширного Понтийского царства, но в первые века н.э.он оказался в зависимости от Римской империи.
Вместе с Боспором Горгиппия пережила несколько разрушений, которые сменялись периодами расцвета и процветания. Этому способствовали плодородные земли, прилегающие к городу, на которых выращивался знаменитый виноград, а также удобная и тихая бухта, мягкий и теплый климат. Наибольшего подъема город достиг во 2 в. н.э.


Горгиппия обладала четко организованной сельской территорией, которая кормила его, обеспечивала производство товарного хлеба. Зерно вывозили в Афины и другие города Средиземноморья. В городе находился порт, а судовладельцы были объединены в союз. Жители города поклонялись всем известным в античном мире богам. Но наиболее почитаемым богом у них был, конечно же, Гермес - бог торговли. В честь его проводили игры со спортивными состязаниями. Для обучения юношей в городе был свой гимназий.
Планировка Горгиппии была заложена в 4, в. до н.э., она имела все элементы радиальной сетки. Город имел перестраивавшиеся оборонительные стены, торговый комплекс с подвалами - хранилищами. Все основные постройки города возводились с применением ордера. Что интересно, так это то, что в архитектуре общественных и жилых зданий использовались все основные ордера той эпохи: помпезный и самый парадный - коринфский, и более строгий и в меру изысканный - ионический, и со¬всем аскетический, простой и прямой - дорический ордер. С чем все это было связано? Почему такой разброд стилей и вкусов? Все просто: переход из одной эпохи в другую. Но люди не ощущали этого рeбежа. Они жили по законам своего времени: что красиво и рационально - то приемлемо для жизни.
Две с половиной тысячи лет назад там, где мы купаемся в теплом и ласковом море, жили не только для того, чтобы выжить, но и сделать свою жизнь достойной и красивой.
Мы с вами, живущие на этой земле, должны помнить и знать "древний город."

М. А. Аверьянов


Памятники архитектуры Кубани - особый вид культурного наследия. На страницах сайта имеются адреса, описание и фото лучших памятников архитектуры Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Этот памятник истории находится рядом с пос. Лазаревское. В июле 1839 года несколько кораблей остановились около устья реки Псеузапсе. Ими были доставлены войска, материалы для строительства, чтобы возводить форт, продукты на два месяца. К ноябрю этого же года возвели укрепление, названное «форт Лазарева». Сначала у берега Черного моря их сооружали из дерева, а привозили в разобранном состоянии из Таганрога и Ростова. В 1840 году после боя это укрепление взяли убыхи и шапсуги.

    0 м до центра города

    На отвесном берегу Анапского мыса в 1955 году был установлен маяк, в последствии ставший местом встреч жителей и гостей города Анапа. Башня маяка включает в себя восемь граней с тремя чёрными горизонтальными полосами.43 метра над уровнем моря составляет высота центрального огня. 18,5 мили составляет дальность действия огня. Помимо красного группопроблескового огня маяк оснащён радиотехническими средствами: радиостанцией, автономным дизелем-генератором и радиомаяком.

    0 м до центра города

    Набережная является главной городской достопримечательностью. Это уникальное сооружение архитектуры самое длинное в мире. Ее протяженность составляет больше 10 км. Балюстрада на ней изящная, плавно огибает городскую бухту, а пицундские сосны, растущие пышно позволяют укрыться в тени от жаркого солнца, разнообразные клумбы цветов. С набережной можно любоваться морем. По вечерам и по ночам набережную освещает тысяча огней. В ресторанах звучит музыка, отдыхающие наслаждаются прохладным вечером.

    0 м до центра города

    Дача Хлудова была построена в 1896 году по проекту московского архитектора Л.Н. Кекушева. Здание представляло собой двухэтажное сооружение с хозяйственными постройками в виде сказочного терема в русском стиле. Спустя два года Василий Хлудов не жалея средств, основал парк с экзотическими растениями с разных уголков мира. Этот сад послужил основанием современному парку «Ривьера». Новой владелицей дачи Хлудова стала жена губернского секретаря Марья Золина в 1909 году. Через несколько лет,в период с 1920 по 1930 годы, в здании дачи располагалось Сочинское курортное управление.

    0 м до центра города

    В 1874 году похожее на маяк сделали в Сочи. Тогда в этот город приплывали пароходы Общества торговли и пароходства. Когда они прибывали в ночное время, то в простом фонаре зажигали огонь на возвышенности побережья. Когда море было неспокойно, из-за чего трудно было сообщаться с берегом – поджигали фальшфейеры красного цвета. Потом одним бизнесменом были предложены услуги для этого общества по постройке маяка. Предложение было решено принять, и на скалистом побережье в 1874 году на высоте 35 метров над морем стали строить маяк.

    0 м до центра города

    В 1951 году на Николаевском кораблестроительном заводе началось строительство одного из отечественных музеев на воде и одного из важных стратегических кораблей, крейсера «Михаил Кутузов». Этот объект имеет важное историческое значение в событиях, связанных с Черным морем. Также этот корабль является шедевром судостроения XX века.

    0 м до центра города

    Самый современный памятник в Краснодаре появился в Городском парке 26 сентября 2011 года в рамках международного проекта «Мир Добра». Памятник посвящен всем добросовестным гражданам, творящим добрые дела без всякой выгоды для себя, организаторы акции называют их ангелами добра. Такие памятники до Краснодара уже были установлены в 29 городах России. Теперь Краснодар имеет статус города, в котором царствуют гуманизм и добро.

    0 м до центра города

    Частью комплекса Новороссийского исторического музея-заповедника и частью комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» является памятник-ансамбль «Малая Земля», открытый в 1982 году. Аналогов этот памятник не имеет, что подчеркивает его уникальность. Особенным он считается благодаря наличию символических композиций, изображений, картин на памятнике, а также списка имен тех, кто участвовал в боях и погиб в битве за Новороссийск.

    0 м до центра города

    Адлерский маяк является самым старым маяком России, годом его «рождения» является 1898. Удивительно, но маяк до сих пор действующий – современные корабли также ориентируются на него. Еще одной особенностью маяка является то, что он считается самым южным объектом России. Высота маяка по нынешним меркам невелика – 11 метров. Расстояние луча, который посылает маяк в море – порядка 13 метров. Маяк способен передавать как световые, так и радиосигналы.

    0 м до центра города

    Мало кто удивится тому, что Центральная набережная Адлера стала наиболее популярным местом для прогулок среди туристов, приехавших в город отдохнуть. Потрясающий вид на Черное море и Кавказский хребет – именно то, что нужно для умиротворенного времяпрепровождения.

    Сравнительно небольшая протяженность (около 2 километров) не мешает набережной объединять 2 городских пляжа. Кроме активного отдыха днем, тут продуман вечерний досуг. Благо, улица освещена сотнями огней.

    0 м до центра города

    Какой же южный город не может не похвастаться своей набережной? К тому же, Анапе действительно есть чем хвастаться. Местные жители даже шутят, что если собираетесь выйти прогуляться по набережной, то надевайте очень удобную обувь, так как прогулка предстоит долгая. Сбоку от центральной дороги находятся множество сувенирных магазинчиков, ресторанов, кафе, магазинов. А с другой стороны променад украшен фонтанами, фонарями и цветниками. Но украшением этой достопримечательности считается фонтан под названием «Вода и камень», что на улице Крестьянской, а также часы из цветов.

    0 м до центра города

    В 1908 году археолог Николай Веселовский начал раскопку кургана прямо около Анапы и нашел старинный склеп. Аккуратно продолжив работу, ученым стало понятно, что ничего ценного здесь нет, так как здесь уже побывали вандалы, которые и разграбили захоронение. К счастью, арочные потолки и сами стены строения чудом сохранились в отличном состоянии. Героон был полностью реконструирован. Точнее, его полностью разобрали и перенесли прямо в центр Городского сада города Анапы. Но, в 1917 году склеп был сильно поврежден в результате действия революции.

    0 м до центра города

    Анапа – старый город, история которого сложна, интересна и неординарна. Некоторое время он находился под владением турецкого султана Абдулы Гамида. И если этот факт и упоминается во многих книгах, то из достопримечательностей об этом периоде напоминают только Русские ворота. Построены они были еще в 1783 году султаном для укрепления позиций турецкого владычества на этом побережье Крымского полуострова. Состояла она когда-то из семи мощных бастионов, окруженных рвом глубиной 4.5 метров. Все строение было дополнительно защищено каменной стеной высотой 8 метров.

    0 м до центра города

    Возле села Возрождение города Геленджик, расположены древние дольмены - сооружения, возраст которых более пяти тысяч лет. Они принадлежат эпохе бронзового века. Первое упоминание о подобных сооружениях датированы 1749 годом Петром Палласом. Академик открыл их в этих местах и и стал изучать необычные строения. Он отметил, что все рисунки на стенах сделаны очень символическим образом. Притом эти рисунки были сделаны примерно во время строительства. Дольмены были обнаружены в нескольких местах - на горе Нексис, у рек Жане и Пшада, а так же у посёлка Широкая щель.

    0 м до центра города

    Эта знаменитая достопримечательность г. Геленджик, находящаяся на Лермонтовском бульваре. Не смотря на то, что ему больше 100 лет, он работает по сей день. Его построил архитектор из Франции Франсуа де Тонде. Благодаря ему у маяка стала первоклассная для тех лет оптика. Он был сделан в 1875 году. Эта достопримечательность является старейшим из работающих маяков на Черном море. Это башня с четырьмя углами сделанная из камня, высотой 13 метров.

    0 м до центра города

    В городе Витязево, который был основан в 19 веке черноморскими греками, множество интересных и красивых мест. Обладая лечебными грязевыми источниками, чистым морем, пляжами, развивается туристическая инфраструктура и в город ежегодно приезжает множество гостей. Одной из достопримечательностью, которая предстает перед любым человеком, который приехал в Витязево, это набережная Паралия. Она отличается от многих набережных в других городах, которые идут параллельно морям или рекам. Паралия начинается практически в центре, проходит через Витязево и выходит к Черному морю.

Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.


Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

Загрузка...