crimea-fun.ru

Мария примаченко картины. Людям на радость

«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» - так говорит о себе широко известная украинская самодеятельная художница Мария Аксентьевна Примаченко , своеобразное творчество которой наполнено дыханием родной земли, согретого добротой и мудростью народной поэзии.

Факты из биографии Марии Примаченко

Родилась Мария Примаченко 12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).

Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.

Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.

1935 год был переломным в творчестве Марии Примаченко - она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.

По приглашению Флору, Мария Аксентьевна переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.

Вторая половина 50-х годов - начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.

Художественный стиль Марии Примаченко

«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».

На протяжении всей своей творческой деятельности Мария Примаченко не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.

Как правило, ее рисунки - это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария Примаченко отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.

Тематика картин художницы

Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария Аксентьевна создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико - аллегорические композиции».

В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко серым, как итог - более блеклые цвета красок на картинах этого периода.

В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария Аксентьевна предстает перед всем обществом в новом качестве - иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.

Черты индивидуальности.

Большое внимание в своих работах Примаченко уделяла композиции и цвету.

Цвет - это одно из самых важных выразительных средств у художницы. Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница.

Новаторский прием использует Мария Примаченко и в композиции. Суть этого приема заключается в том, что весь рисунок художница условно делит на планы, на каждом их которых нарисован определенный объект. Эти планы потом как бы накладываются друг на друга. Такое взаимодействие планов вызывает ощущение объема.

Не смотря на то, что Мария Примаченко относится к тем, кто творит народное искусство, она, в первую очередь, - самостоятельная художница. Такое разграничение позволяет сделать тот факт, что художница использует материалы, которые никак не ассоциируются с народным творчеством: акварель, гуашь, ватман и т. д.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!


из вики:
Мария Авксентьевна Приймаченко родилась в творческой семье 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства (её сын Фёдор -тоже народный художник - был её учеником и другом).
До сих пор спорят о том, как правильно пишется фамилия художницы. В своей статье режиссер Лесь Танюк писал: «Однажды я спросил её:
- Так вы, Мария Авксентиевна, Приймаченко или Примаченко?
- Приймаченко, - без сомнений ответила она. - Приймаченки мы, из «приймаков». Отца моего Авксентия Григорьевича дед с бабой в «приймаки» взяли, усыновили. А записали потом на русском. Все испортили.

Талант вышивать Марии Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился неожиданно. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод - восемь поросят, и семья несколько лет кормилась ее потомством. Мария впервые почувствовала себя полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка начала рисовать.

Мария Примаченко рисовала обеими руками - правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не было заметно. Не имея никакого специального образования, художница интуитивно создавала мифологические образы и наполняла их некой философией, недоступной многим. Даже подписи Марии Примаченко к картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор, ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до сонця достать - треба кобрів п’ять».
Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу: «чигирк» - это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю - ива склонилась, на иве - крокодил. А возле крокодила - мартышка, жена его. Он - в норку, а она - на иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь - у него свое, а у тебя свое».

Мария Примаченко изображала не только животных, которых когда-либо видела, но и таких, о которых только слышала. Именно это делало ее зверей неповторимыми. Говорят, когда художницу пригласили в Киевские центральные экспериментальные мастерские в 1936 году, одна из ее наставниц упрямо не пускала женщину в зоопарк - чтобы та во вред своему искусству не насмотрелась на настоящих львов и мартышек.
Искусствоведы, занимающиеся изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и безобразном, о добре и зле.
В картинах Примаченко нашли воплощение идущие из недр народной мифологии образы фантастических зверей и птиц. При изображении последних мастерица прибегала к своему излюбленному приему - "очеловечению": она рисовала зверей с большими глазами с ресницами.
По сложности композиции и одновременно гармоничности особое место в творчестве Марии Примаченко занимают сюжетные картины. В них сказка и быль, фантазия и реальность сплавлены в единый организм, в котором воплощена мысль о великом единстве природы. Люди в этих картинах эпически спокойны и полны достоинства.

Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда побеждает зло.
Помимо воплощения на бумаге богатых фантазий, мастерица черпала вдохновение из окружающей жизни. Например, в 1986 году в ее работах нашла отражение авария на Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез отказалась уехать из 30-километровой зоны. Художница умерла 17 августа 1997 года на 89-м году жизни.

Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от предложений переезда, ибо свято верила, что "Бог даст счастье выздоровления земли, вод и небес", а процесс создания картин с пожизненным девизом "На радость людям" спасет ее семью, даст всем здоровье, силу, крепость веры в неистребимость народного духа.


«Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб»
(Лежебока лег под яблоней, чтобы яблоко само упало в рот, а оно его в лоб)


«Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було».
(Миллиарл лет прошло, а таких обезьян не было)


"Леву треба було річку перейти і ноги не замочить"


"Це - баран з двома головами. Одна пасеться, а друга - на небо дивиться". 1990

Мария Овксентьевна Примаченко - мастер украинского «наивного искусства», через всю жизнь пронесла жажду творить, непреодолимую потребность делиться своими открытиями с людьми. Она из тех художников, которые создавали неповторимый мир собственных образов, мир красоты, искусно выражала те чувства, что живут в народе, в его фольклоре и мыслях.

Детство художницы

Болотня — родное село Марии Приймаченко — находится в 80 км от Киева. Именно здесь в январе 1909 года родилась художница. Ее отец был столяром, а также занимался резьбой по дереву. А мать была известной рукодельницей вышивки: вышитые сорочки ее производства носила вся семья. Бабушка Марии тоже занималась творческой деятельностью — она раскрашивала писанки.

Первые в Марии проявились еще в раннем детстве: она увлекалась рисованием цветов на песке. А затем начала расписывать хаты синими узорами. На стенах домов красовались жар-птицы и расцветали фантастические цветы. Односельчанам приглянулись эти рисунки, которые так красиво смотрелись на стенах и печах.

Спустя время будущей художнице начали поступать первые заказы: соседи просили украсить их дома такими же удивительными узорами. Съезжались даже жители соседних сел, чтобы полюбоваться ее творчеством.

Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художницей

Биография Марии Примаченко не обошлась без трудных моментов в жизни. В детстве художница болела страшной болезнью — полиомиелитом, что наложило свое негативное отражение на судьбу мастерицы. Мария всю жизнь передвигалась на костылях. Этот факт повлиял и на живописную манеру автора. Невыносимая физическая боль в совокупности с безудержной творческой фантазией и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это носит название арт-терапии. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдаются в каждом полотне Марии Приймаченко.

У художницы был довольно строгий характер, но она приветливо относилась к людям. Иногда Приймаченко дарила гостям своего дома картины. Для Марии существовало два мира. В первом жили все, а второй, внутренний, принадлежал только ей.

Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели дивные птицы, рыбы научились летать, на лугу паслись радужные коровы с глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.

Начало творчества Марии Примаченко

Художница стала известной с 1936 года, когда впервые в Киеве на Всеукраинской выставке народного искусства экспонировались ее работы «Звери с Болотни». Марии присудили диплом I степени. Здесь она начала увлекаться керамикой и продолжила заниматься вышивкой и рисованием. В частности, написала ряд замечательных картин: «Бычок на прогулке», «Синий лев», «Пегий зверь», «Зверь в красных сапогах» 1936-1937 гг., «Осел», «Баран», «Красные ягодки», «Обезьяны танцуют», «Два попугая» и др. (1937-1940 гг.).

Образы этих работ поражают своей сказочностью, волшебством и фантастичностью. В их основе заложены фольклорные легенды, рассказы из жизни и народные сказки. В ее произведениях переплелись реальность и фантастичность. Звери, цветы и деревья наделены способностью разговаривать, они борются за добро и противостоят злу — все, как в сказке.

Птицы тоже обладают сказочными свойствами: они у нее причудливых форм, замысловатых очертаний, что напоминают цветок, а крылья украшены вышивкой. Все звери и птицы у Марии солнечные, красочные, радуют глаз своей позитивностью («Захотел слоник моряком быть», «Молодой медведь по лесу ходит и людям зла не делает»).

Творчество в военный и послевоенный периоды

В период войны Мария Примаченко прерывает свои творческие занятия и возвращается в родное село. Здесь она пережила страшные годы своей жизни. Война забрала у нее мужа, который не смог увидеться со своим сыном. В послевоенный период художница постоянно живет в Болотне, превратив родительский дом в мастерскую. 1950-м годом датируется вышитые ею панно «Павы в винограде» на голубом фоне, на коричневом «Две яблони», а также росписи: «Два удода в цветах», «Украинские цветы». В 1953-1959 годах известными стали рисунки Марии Приймаченко «Кот в сапогах», «Павлин», «Журавль и лиса», «Пастухи». Эти произведения свидетельствуют о совершенствовании образной манеры Примаченко.

Творчество 70-80-х годов

Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художница изображала реальных зверей, то в 70-80-х гг. в ее работах появляются фантастические звери, которых в реальности не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и Хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикая волезаха. Название дикого чаплуна она мотивировала словом «чапати». Делается акцент на лапах зверя, которые могут продираться через ольховые заросли. Есть звери фиолетовые, черные, синие; грустные, веселые, улыбающиеся, удивленные. Есть звери с человеческими лицами. Злыми являются звери-аллегории. Так, фиолетовый зверь в «буржуйской» фуражке, разрисованный стилизованными бомбами, злостно оскалился, показывая острые зубы и длинный хищный язык («Будь проклята война! Вместо цветков растут бомбы», 1984 г.).

Особенности стиля

Работы художницы являются сочетанием всех возможных художественных стилей ХХ века: импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма. Одна из любимых тем Марии Приймаченко, к которой она часто обращалась, — космическая. Она любила звездное небо и населяла его своими крылатыми существами — горбунком, русалками, птицами. Даже на Луне она сажала огороды, лелея свои волшебные мечты. Ее чудесный мир был волшебным и неповторимым, уникальным и сиявшим, искренним и добрым, как она сама.

Творчество народной художницы учит людей замечать красоту во всем. Она стремилась показать каждому человеку в отдельности, как важно даже в старости оставаться детьми, сохранять умение удивляться и видеть живую заинтересованность во всем, что происходит вокруг. Произведения Марии Приймаченко действительно возвращают нас в период детства. На них нет ничего лишнего, мы видим только неудержимую фантазию женщины с поразительной душой, с отображенной на картинах народной энергетикой.

Когда Марию спрашивали о том, зачем она рисует и цветы, она отвечала: «Зачем рисовать такими, какие они есть, они и так красивые, а я свои рисую на радость людям. Так хочется, чтобы больше людей смотрели рисунки и чтобы всем нравились».

Гениальность художницы

Мир искусства открывал удивительное творчество Марии Примаченко минимум два раза. Первый раз художница обрела популярность в 1935 году в рамках кампании поиска талантов среди народа. Тогда работы сельской мастерицы привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флору, которая собирала шедевры народного искусства для выставки. В результате художница с успехом работает в киевских экспериментальных мастерских. Талант художницы способствовал тому, что она освоила навыки лепки и раскрашивания изделий из глины.

Работы художницы быстро начали набирать популярность и за границей. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства демонстрировали рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Черный зверь», «Пес в кепке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».

Всемирная выставка Марии Приймаченко, что состоялась в Париже, принесла украинской художнице большую славу, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художницы впервые ознакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они по достоинству оценили ее творчество и даже начали использовать для своих произведений похожие мотивы.

Второй раз талант народной художницы открыли в 60-х годах. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которая была опубликована журналистом в газете «Комсомольская правда», повторно сделала ее популярной.

Смерть художницы

На 89-м году жизни выдающаяся художница умерла. Но, к счастью, род Приймаченко-художников продолжился. Ее лучшим учеником был сын — Федор, ныне заслуженный Пошли ее путем и внуки — Петр и Иоанн. Сегодня они молодые, талантливые художники, каждый яркая индивидуальность. Вырастая рядом с такими мастерами, как их бабушка и отец, они переняли все самое лучшее.

Увековечение памяти Марии Примаченко

Именем народной мастерицы назвали малую планету 14624 Примаченко. Такое название предложил Клим Чурюмов. В честь известной художницы была выпущена в 2008 году юбилейная монета. Годом позже в Киеве бульвар Лихачева переименовали в бульвар Марии Приймаченко. В городах Бровары, Сумы и Краматорске есть улицы, названные в честь Марии Примаченко.

Побывала на выставке в "Арсенале". Решила, что лучшим подарком ко Дню Святого Валентина для моих френдов и просто "забредших" будут картины Марии Авксентьевны Примаченко.

Делюсь впечатлениями.
Народу - тьма! Припарковаться пришлось аж на углу напротив Лаврской башенки - все забито. Очередь за билетами немного меньше, конечно, чем пришлось выстоять в "Третьяковку" на Караваджо, но имеет место быть, и "хвост" торчит на улицу, я даже чуть не подралась с двумя нахальными глухонемыми, пытающимися меня, изящного цветочка, оттеснить от кассы. Моя знаковая речь, знаете ли, иногда бывает не менее выразительна, чем устная и письменная.

Внутри народа очень много, благо "Арсенал" вместительный, всем места хватает. Интересно, что в последнее время и у нас появилась интересная публика: знаете, такие чудаковатые потрепанные эстеты разных полов, ходящие обычно парами, в странных шапках, янтарях и шалях, вязанных крючком подружками Ахматовой, от которых слышится: "эманация", "квинтэссенция" и "космическая энергетика". Правда, нынче под шали и кашне принято поддеть свеженькую вышиваночку. Я этот инопланетный народец обожаю, очень люблю наблюдать за ними и мечтаю, чтобы их было побольше.


Ранние работы Мария рисовала акварелью. Они были бледнее и выполнены на белом фоне.

Картин очень много! Это самая "щедрая", пожалуй, выставка, которую мне удалось посетить в "Арсенале", а я ни одной практически не пропускаю.

Работы народной художницы выставлены в хронологическом порядке - от ранних, сделанных в 30-е годы, затем 50-е и далее.

В начале выставки жаждущие прекрасного после драк у кассы ходят с такими, знаете, плоскими пристыженными лицами. Уверенна: поначалу все, включая эстетов в твиде и шарфах-удавках, борются с подленькой тайной мыслишкой: "Тю! И я так смогу!". Потом от картине к картине какофония разноцветного безумия нарастает, и в ней все без исключения начинают первобытным каким-то чутьем ощущать уверенную и стройную гармонию. Это гимн самой природе, чистоте и детству, конечно.

Ведь именно это до самой глубокой старости хранила в себе и так щедро дарила зрителям полуграмотная народная художница, именно это вытаскивают из глубин заскорузлых сердец самого сонного и дрянного офисного планктона нахальные и немного безумные разноцветные ее звери (ни фига себе я завернула!). Самый холодный и озлобленный человек, попади он на выставку по случайности, если будет долго рассматривать картины Примаченко, обязательно поймает себя на том, что пытается вспомнить, какую первую сказку читала ему в детстве мама. А еще мне почему-то вспоминалось что-то индейско-мексиканское, такое же дикое и прекрасное.



"Крокодил морской"

Немного расскажу про Марию Авксентьевну (дай бог здоровья ее дедушке и бабушке, за то что они так удачно назвали ее папу!).
Фамилию ее пишут по-разному: "Приймаченко" и "Примаченко". Записана в метриках она была как "Примаченко", но сама считала, что правильнее "Приймаченко".
Родилась она в нынешней Киевской области, в Иванковском районе, в селе Болотня в 1908 году (на год позже моей бабушки и на 100 км севернее). В отличие от другой народной художницы Катерины Билокур, семья Марии всячески поощряла занятие дочери рисованием. Более того, все в семье имели определенный художественный дар: папа был резчиком по дереву (как и мой дед), мама отлично вышивала, а бабушка расписывала писанки. Сама художница вспоминала, что одним из первых ее живописных опытов была расписанная голубой глиной хата. Узоры так понравились односельчанам, что они просили маленькую Марию и им тоже так расписать дома.


Это почему-то "Розовая обезьяна"

В детстве Мария переболела полиомиелитом (как и мой дедушка, опять параллель), после чего осталась на всю жизнь хромой; одна нога была изуродована и была намного короче другой, пришлось перенести 3 операции, художнице всю жизнь тяжело было ходить (как и дедуле Сергею).
Девушка много рисовала, пыталась лепить из глины, прекрасно кроила одежду "на глаз" и отлично вышивала - всю жизнь мастерила одежду себе и членам семьи.

В 30-е годы ее работы попались на глаза известной в то время художнице Татьяне Флеру, та забрала несколько ее работ на выставку и настояла, чтобы девушка уехала в Киев учиться. Марию пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее на территории Лавры (теперь в этом музее хранится большинство ее работ, ок. 650). В Киеве художница прожила с 1935 по 1940 год, за это время ее работы побывали на выставках по всему Союзу, выставлялись в Москве и даже в Париже.


"Черный зверь"

В Киеве Мария начала встречаться со своим односельчанином Василием Маринчуком, который в то время служил в армии. Перед войной Мария вернулась домой в Болотню, Василий остался дослуживать в Киеве, но в родное село так и не вернулся: он ушел на фронт и пропал без вести. Война нанесла еще один ужасный удар - немцы расстреляли родного брата художницы (как хотели расстрелять моего деда - его спасла покалеченная нога, дочки показали ее, задрав штанину, и только тогда фашисты поверили, что он не партизан). Таким коротким было женское счастье Марии, но зато у нее осталась одна радость: от Василия она родила сына Федора. Он вырос хорошим парнем, тоже стал художником, привел в дом Марии добрую невестку. Рисовать любили и внуки Марии Петр и Иван.

Тяжело переживая потери войны, Мария несколько лет не брала в руки кисти. После долгого перерыва она опять стала рисовать в 50-е, расцвет ее творчества пришелся на 60-е. Теперь ее работы стали четче, сочнее. Акварель она сменила на густую гуашь, фон ее рисунков теперь был цветным и насыщенным. Теперь Мария уже не выезжала из родного села, зато к ней тянулась бесконечная вереница гостей: журналисты, художники, столичное начальство, просто любопытствующие. Ее навещал Николай Бажан, Татьяна Яблонская, певец Дмитрий Гнатюк, Сергей Параджанов.


С керамикой Мария работала недолго - сами гончарные изделия у нее нередко получались бракованными, не выдерживая термической обработки, а вот роспись ее трудно не узнать!

Говорят, характер у художницы был еще тот. Могла часами ворчать и поучать кого-нибудь (сама это называла "прочищать мозги"). Всем односельчанам она давала едкие клички. Если человек ей не нравился, она могла просто развернуться и уйти посреди беседы. Письма от неприятных ей людей разрывала и выбрасывала, не читая.


"Звери судятся"

Прожила Мария Акс... Авкс.. Авс.. художница долгую жизнь - 88 лет. Ее работы признаны во всем мире, она по заслугам считается одним из столпов "народного примитивизма". Говорить о достоинствах ее работ можно много, но лучше на них смотреть, на эти незамысловатые шедевры простой сельской женщины с открытой детской душой.


"Хорошо я пишу..."


"Синяя зверюшка"



Единственная из сохранившихся керамических скульптурок: "Крокодил"



"Цветы-глазки"


"Чайка на гнездышке"



"Птица-кукуруза" (Никите Сергеевичу Хрущову посвящается)



Это такая инсталляция-прекция во всю стену.


Ну вот, а кто до конца досмотрел, тот совсем полностью молодец!

Вот многие сейчас говорят, что День Святого Валентина - полная фигня, чуждый праздник, мол, цветочники его придумали, чтобы сбыть лежалый товар, бла-бла-бла! А я думаю, что прекрасный это праздник! Нет ничего лучше, чем еще раз признаться друг другу в любви. И живет с вами эта женщина не потому, что вы с ней делитесь кровно заработанными, и мужчина на вашем диване лежит не из-за своевременного борща и глаженой рубашки, а потому что вас соединила Любовь!

А если вам некому сказать слова любви, то их вам скажу я!

Я ВСЕХ ВАС ЛЮБЛЮ! Мои читатели, и не читатели, а только смотретели, мои обожатели и хулители, девочки и мальчики, юные, пожилые и самые средние, нудные и занятные, угрюмые и восторженные, ватники и укропы, христиане, мусульмане и атеисты, молчаливые и болтливые, хвастуны и скромники, белые, черные, желтые и пятнистые, трепетные и равнодушные, образованные и нуачотакова, даже тролли, даже начальство - я вас всех люблю!

Будьте счастливы и берегите друг друга!

Загрузка...