Конспект экскурсии в музей начальной школе. Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей
Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного
находим.
КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
с детьми подготовительной группы
Цели:
Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего города;
Познакомить детей с жизнью наших предков;
Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
Предварительная работа:
Знакомство детей с историей возникновения города Новохоперска;
Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т.п.)
Ход экскурсии
Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).
Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.
Город Новохопёрск ведет свое летописание с середины 17 века, когда в Прихопёрье были образованы казачьи городки: Пристанский, Беляевский, Григорьевский. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина в городке Пристанский сосредоточился повстанческий отряд разинского атамана Никифора Чертка. С осени 1695 до весны 1696 года на территории Воронежского края по указу царя Петра 1 было основано несколько судостроительных верфей первой в России Азовской военной флотилии, это положило начало созданию русского военно-морского флота. Одна из судоверфей располагалась на реке Хопер Пристанского городка.
В 1710 году по указу Петра 1 на месте Пристанского городка основывается военная крепость. С этого времени начинается летоисчисление города Новохопёрска.
С 1779 года город Новохопёрск становится уездным центром. На гербе изображалась река в зеленом поле с надписью "Новый Хопёр". В период с конца 18 до середины 19 века город жил тихой размеренной жизнью, типичной для России этого периода. В период крымских войн в Новохопёрске был сформирован Хопёрский казачий полк, отличившийся в боях с турецкими войсками на Балканах. Последние десятилетия 19 века - годы интенсивного строительства и обновления города Новохопёрска. Развивается судоходство по реке Хопёр, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба. В 1866 году из Михайловской станицы в Новохопёрск была переведена Богоявленская ярмарка. Воздвигались православные храмы, строились промышленные предприятия, образовательные и медицинские учреждения. Воскресенский собор воздвигнутый в 1861 году, построен на средства купца В М. Степанова по типу проектов церквей архитектора К. Тона. действует и поныне.
В 1895 год - была проложена железная дорога Валуйки - Поворино, прошедшая через Новохопёрск. 20 век принес с собой огромные изменения в жизни России. Революции 1905, 1917 годов, первая и вторая мировые войны прошли кровавыми тропами по истории Новохопёрского края, но именно эти годы стали и знаменательными В разное время с 1900 по 1920 годы Новохопёрский край посетили известные люди: художник С.Петров-Водкин, композитор С.В Рахманинов, писатели Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, им здесь был собран материал для романа "Чевенгур".
открывается мемориал-комплекс посвященный 30-летию Победы, Аллея Героев к 55-летию Победы. Начиная с середины 20 века район и город развиваются и расширяются.
На территории района действуют ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Один из крупнейших в России Елань-Коленовский сахарный завод, завод растительных масел, молокоперерабатывающий завод, два спиртовых завода, консервный и ремонтно-механический заводы. Продукция предприятий нашла своих потребителей, высоко оценена на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время на территории района проживают более 50 тысяч человек. Природа Прихопёрья славится своей первозданностью. Реки края Хопер, Савала, Елань, Татарка признаны экологически чистыми в России. Хопёрский государственный заповедник славится своей уникальной флорой и фауной далеко за пределами России. Гостям края предоставляется прекрасная возможность: полюбоваться чудесными пейзажами, увидеть красоту Прихопёрья, познакомиться с достопримечательностями края.
Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела
Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей ). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.
У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .
А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти . Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки) , короба, головные уборы.
Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.
В годы Великой Отечественной войны более 8 тысяч новохопёрцев встали на защиту государства. 13 новохопёрцев стали Героями Советского Союза. В 1943 году в Новохопёрске формировалась отдельная чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы. В послевоенный период на территории Новохопёрского края открываются памятники и мемориальные доски основным историческим событиям, в 1924 году на ст. Новохопёрск устанавливается первый в области памятник В.И. Ленину отлитый на ремонтно-механическом заводе Новохопёрска, в городе создаются Советско-чехословацкий и краеведческий музей, Благодаря акции « Бессмертный полк» в музее появилась стена памяти с фотографиями солдат защищавших нашу Родину!
На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.
По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:
Как называется музей?
Что вы видели в музее?
Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.
ЭКСКУРСИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Евтухова О.А.
Ирина Федорова
Цель :
Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре, познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.
Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Материал :
Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.
Ход занятия.
В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.
Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)
Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.
Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.
Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,
льняные подзоры на кровать.
На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .
Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .
1. Сверху дыра, снизу дыра,
А по средине огонь да вода.
(самовар)
Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.
2. Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был на базаре.
Пока молод был - сто голов кормил,
А как упал, так и пропал.
(горшок)
Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .
3. Полно корыто людей набито.
(миска с ложками)
4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(ухват)
- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)
5. Из угла в угол
Железным плутом
Гладим все. что касается,
А дотронешься - кусается.
(утюг)
6. Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал.
Домой прибежал - всю зиму пролежал.
(серп)
7. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать. .
Когда они встречаются-
Части разделяются.
(ножницы)
8. Висит гряда вся в заплатах.
(корзина)
Из лучины плели кузовки, короба.
Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)
9. В лес идут клетки.
Из лесу идут клетки.
(лапти)
- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»
Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)
10. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
(веретено)
- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)
В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица» )
11. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
(полотенце)
12. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой.
Один вход, два выхода.
(рубашка)
Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .
13. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги?
(половик)
Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .
А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.
Правила игры :
Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :
Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!
Дети кладут со словами :
Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)
Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :
Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)
В конце повторяют пословицы :
«Конец - делу венец.»
«Сделал дело - гуляй смело.»
Публикации по теме:
В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.
В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.
К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.
К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.
Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.
Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Экскурсия в музей » .
Подготовила воспитатель
Сарсания А. Э.
Цель :
Познакомить с понятием «музей » и его назначением.
Задачи :
Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.
Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.
Материал и оборудование :
Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.
Работа над словарем :
музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.
Предварительная работа :
Совместная деятельность :
Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;
Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;
Рассматривание фотографий после посещения музеев ;
Просмотр видеофильмов;
Изобразительная деятельность "Я был в музее ";
Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;
Заучивание стихотворений о родном городе;
Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.
Взаимодействие с семьей :
Экскурсии в музее города всей семьей
Беседа "Зачем идем в музей ?" (вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);
Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;
Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .
Ход занятия:
Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?
А что значит любить свою Родину?
(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).
А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,
Может вы знаете, как вернуться в прошлое?
Ну что же …
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы идти со мной готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .
Слайд-1 :
Отгадай загадку :
Нам экскурсовод сказал :
Проходите в этот зал.
Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.
Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…
Хочешь тоже посмотреть?
Не робей, иди скорей в замечательный (музей ) .
Слайд-2 :
Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .
Слайд-3 :
В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .
Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .
А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .
Слайд-5-6 :
А это самая большая в мире Александровская библиотека.
Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.
Слайд-7 :
В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .
Слайд-8 :
В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :
Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.
Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.
Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.
Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.
Слайд-9 :
А так же музеи посвященные определенным темам :
-«Вселенная вода» - музей воды , «Музей кошек » , «Музей кукол » , «Музей Лего » , «Музей оружия » и много других.
Слайд-10 :
Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.
Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?
(Высказывания детей) .
Вывод :
- Музей это полезно !
- Музей это интересно !
Динамическая пауза «В зоопарке» :
Дети имитируют повадки зверей :
День вчера был очень жаркий,
Мы гуляли в зоопарке.
Видели зверей и птиц,
И оленей, и лисиц.
Мы узнали, что медведя
Называют дядя Федя.
Уток мы в пруду кормили,
Связку шариков купили.
Пили сок, укрывшись в тень.
Ты запомнишь этот день.
Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"
Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :
Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?
Дидактическая игра "Да-нет":
Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.
Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться (в музее ) .
В какой музей вы их поместите ?
Проблемная ситуация :
Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.
Дидактическая игра "Размести правильно":
Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.
Работа с картой :
Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .
Работа с фотовыставкой :
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.
Ситуативный разговор :
А что нужно помнить при посещении музея ?
(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).
Правила поведения в музее :
В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .
Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .
Нельзя трогать руками музейные экспонаты .
Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.
Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.
(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).
Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":
Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? («Веселый перезвон» .)
Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .
Рефлексия :
Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.
Цели:
- приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
- знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
- бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.
1-я часть. Вводная
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?
Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?
2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)
Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.
3-я часть. Проблемная
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?
Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.
Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?
4-я часть. Стимулирование детских, вопросов
Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.
Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.
Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.
Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши выше головы? (Заяц.)
Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж.)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь.)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
Называемый плотиной. (Бобры.)
Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.
Постановка новой проблемы
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?
5-я часть. Символизация
Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».
Тип проекта:
— по деятельности учащихся – творческий проект;
— по дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
— по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентировочный проект;
— по продолжительности – трёхдневный.
Основная цель:
пробудить интерес учащихся к теме проекта, очертить круг проблем и обозначить пути их решения.
Задачи урока:
— образовательные:
продолжить работу над формированием умения применять полученные знания на практике;
— развивающие:
создать условия для расширения кругозора учащихся, пополнения их словарного запаса, развития речи, памяти и внимания;
— воспитательные:
продолжить работу над умением критично относиться к собственным достижениям, над воспитанием самостоятельности и творческой активности.
Оборудование урока:
набор открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга», толковые словари, журналы о животных, карточки с вопросами, тетради для творческих работ, папки для сбора материала по проекту, компьютер, экран, презентация,
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка знаний учащихся по теме (погружение в проект) – 3 мин.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (организация деятельности) – 4 мин.
4. Физкультминутка –
1 мин.
5. Усвоение новых знаний (осуществление деятельности) – 15 мин.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (презентация, выступление творческих групп) – 15 мин.
7. Подведение итогов – 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.
9. Объяснение домашнего задания – 2 мин.
10.Организационный конец урока – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент — 1 мин.
— Добрый день! Рада вас видеть. Проверим готовность к уроку… Садитесь!
Ученики входят в кабинет и встают у своих мест. Проверяют наличие необходимых предметов на партах и садятся.
2. Проверка знаний учащихся по теме:
погружение в проект. 4 мин.
— Давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию. Где мы побывали?
— В Зоологическом музее.
(Слайд презентации)
— Какие экспонаты представлены в этом музее?
— Чучела животных.
— Кому особенно может быть интересен этот музей?
— Людям, интересующимся жизнью животных.
— Какие сведения об этом музее вам особенно запомнились?
Вспоминают рассказ экскурсовода об истории возникновения музея.
— Какие места нашего города также могут быть интересны любителям животных?
— Океанариум, дельфинарий, зоопарк…
(Слайды презентации)
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:
организация деятельности. 4 мин.
— Некоторые из этих мест мы с вами уже посетили. Нам повезло, что мы живем в Санкт-Петербурге и имеем возможность всё это увидеть собственными глазами. Но люди, живущие далеко, лишены этой возможности. Что мы можем для них сделать?
— Написать об экспонатах, провести заочную экскурсию по музею.
— Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
— Узнать об истории Зоологического музея, какие экспонаты там находятся, продумать маршрут, распределить выступления, подготовить рассказ об одном из экспонатов.
— Давайте станем экскурсоводами. Кто такой экскурсовод?
— Где можно уточнить значение этого слова?
Анализ значения слова «экскурсовод» на основе его состава и поиск значения в толковом словаре. (Слайд презентации)
— Мы начинаем проект «Экскурсия в Зоологический музей».
Сегодня на втором уроке каждому предстоит написать главу научно-популярной книги об одном из экспонатов Зоологического музея. В чем особенность научно-популярной литературы?
— Содержит точные сведения, но интересные для широкого круга читателей.
4. Физкультминутка. 1 мин.
— Перед началом работы немного отдохнём.
Ученики выполняют упражнения и расходятся по группам, выбирают руководителя группы.
5. Усвоение новых знаний:
осуществление деятельности. 15 мин.
Учитель предлагает руководителям групп выбрать задание из набора открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга». (Слайды презентации).
— Как вы думаете, сколько частей будет в вашем сочинении? Какие части?
— Три части: вступление, основная часть, заключение.
— О чем нужно написать в первой, второй, третьей части?
— О музее, описание экспоната (в помощь даётся карточка с вопросами), впечатление, где можно увидеть экспонат.
— Где можно взять информацию?
— Энциклопедии, журналы, взрослые, библиотека, интернет.
— Вам даётся 12 минут для подготовки устного сочинения-описания экспоната. Представьте, что вы экскурсоводы.
Учащиеся работают в группах. Весь собранный материал помещают в проектную папку. (Заключительный слайд презентации).
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала:
презентация, выступление групп. 16 мин.
— Итак, заслушаем подготовленные выступления.
Выступление групп, сдача проектных папок.
7. Подведение итогов. 1 мин.
— Итак, чему был посвящён наш сегодняшний урок?
— Проекту «Экскурсия в Зоологический музей».
— Какую цель поставили?
— Подготовить заочную экскурсию в Зоологический музей.
8. Рефлексия. 1 мин.
— Поднимите руку те, кто остался доволен своей работой на уроке?
— За что себя можешь похвалить?
— Поднимите руку те, кому тяжело было на уроке?
— Что именно тебе хотелось бы изменить?
— Чьё выступление особенно понравилось вам?
9. Объяснение домашнего задания. 1 мин.
— Мы прослушали все ваши выступления. На следующем уроке каждый напишет сочинение об экспонате в тетради для творческих работ. А потом мы составим план экскурсии и проанализируем ваши работы.
10. Организационный конец урока. 1 мин.
На уроке используется презентация. Она поможет провести данный урок: восстановить в памяти учащихся самые яркие моменты прошедшей недавно экскурсии, сделать выбор темы сочинения, дать положительный эмоциональный настрой на работу. На уроке она используется в течение 10 минут.