crimea-fun.ru

Кир Булычев: краткая биография и личная жизнь. Кир Булычев: краткая биография и личная жизнь Какая настоящая фамилия кира булычева

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко) - советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист и учёный-историк, известный также произведениями других жанров (приключенческой, биографической, научно-популярной и научно-художественной литературы), один из ведущих и самых плодовитых авторов советской НФ 1960-2000-х гг. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Родился 18 октября 1934 года в Москве.
В 1957 году окончил Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме переводчиком на строительстве. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда же начал писать для журнала «Вокруг света» научно-популярные очерки, в связи с чем много ездил по стране.
С середины 1960-х - научный сотрудник Института востоковедения АН; автор многих монографий, научно-популярных и научно-художественных книг; доктор исторических наук. Печататься начал с 1960 г.
В 1965 г. Булычев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)» и стал работать востоковедом по специальности «История Бирмы». В научном мире он известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Первые НФ публикации - рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» (1965; напечатан как переводной, автором указан «бирманский прозаик Маун Сейн Джи») и подборка рассказов - «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 века Алисы Селезнёвой, с которой дебютировал в научной фантастике Булычев, принесли автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборник - «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990); ряд произведений экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Булычёва) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов.
Начатая свежо и талантливо - Булычёв умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-«педагогической» науной фантастики для детей и подростков, - серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться новыми повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг. превратили образ «пионерки» коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века - издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутьё Булычева, ближе всех в советской НФ (исключая - по иным причинам - А. и Б. Стругацких) подошедшего к статусу автора-«бестселлериста».

Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Булычёв впечатляюще продемонстрировал ранними рассказами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединёнными в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантастическими событиями, часто поданными как умная пародия на штампы научно-фантастической литературы, - от «рутинных» высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания - в рассказе «Поступили в продажу золотые рыбки» (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия - в повести «Марсианское зелье» (1971); последняя экранизирована.
Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние рассказы - а впоследствии и объёмные повести - о жителях Великого Гусляра не принесли нового качества, была утеряна пародийная лёгкость, а на фоне политического «застоя» 1970-80-х гг. мягкий и вполне «безопасный» юмор Булычёва иногда начинал раздражать своей благостностью; несколько «осмелел» писатель только в конце 1980-х - повесть «Перпендикулярный мир» (1989) и другие «постперестроечные гуслярские» истории. Поздние произведения цикла составили сборники - «Великий Гусляр» (1987), «Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе» (1989), «Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра» (1990).

Разностороннее НФ творчество Булычёва не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник «Люди как люди» (1975), определивший «экологическую нишу» Булычёва в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров, юмор, ёмкий лаконичный язык интеллигентной «городской прозы»; другие произведения короткой формы составили сборники - «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990).
В ряде рассказов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в «Короне профессора Козарина» (1973), искусственного зрения - в рассказе «Глаз» (1978); в повести «Умение кидать мяч» (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована.

Ряд более традиционных «космических» повестей и рассказов Булычёва объединён одним героем - космическим медиком Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш. (На «Сегеже» писатель путешествовал как корреспондент журнала «Вокруг света» в 1967 г. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва - «Снегурочка» (1973), а также повести - «Великий Дух и беглецы» (1972) и «Закон для дракона» (1975). К циклу примыкает редкий в творчестве Булычёва роман «Последняя война» (1970) - одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете, куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция.
Из других произведений, связанных с освоением космоса, выделяются: психологическая новелла «О некрасивом биоформе» (1974), герой которой претерпевает полную биологическую трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете; рассказы «Мир странный, но добрый» (1967; др. «Так начинаются наводнения») и «Хоккей Толи Гусева» (1972), в которых действие развертывается на планетах с необычными физическими, климатическими и экологическими явлениями. Повесть «Перевал» (1980), ставшая первой частью романа «Посёлок» (1988), - увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть «Подземелье ведьм» (1987), соединяющая элементы «космической оперы» и «героической фэнтези» и посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете; с нею сюжетно связан роман «Агент КФ» (1984, 1986).

В середине 1980-х гг. за Булычёвым закрепилась репутация добротного мастера коммерческих научно-фантастических сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к «политике», но и не снижающего наработанного литературного уровня.

В девяностые годы прошлого века писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произведений, и эти попытки представляются заслуживающими внимания читателей и критиков. В повести «Смерть этажом ниже» (1989) рассказывается о катастрофе секретного химического завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв; сборник Булычёва - «Апология» (1990) - включает различные по уровню и тематике рассказы, напр., «Встреча под Ровно» (1990) - история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причём оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими «воспитателями» земной цивилизации.

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева: повести «Меч генерала Бандулы» (1968) и романе «На днях землетрясение в Лигоне» (1980). Перу Булычева принадлежат также многочисленные переводы английской и американской научной фантастики и ряд сценариев фильмов в этом же жанре и в жанре «современной сказки» - «Через тернии - к звёздам» (в соавторстве с Р. Викторовым); опубликован в двух частях: «Дочь космоса» (1980) и «Ангелы космоса» (1981); «Комета» (в соавторстве с Р. Викторовым), «Слезы капали» (в соавторстве с А. Володиным и Г. Данелия; поставлен в 1982 г.), «Поляна сказок» (поставлен в 1988 г.) и другие.

Под псевдонимом Ю. Михайловский Булычёв сделал перевод повести Хайнлайна «Если это будет продолжаться...», а как Александр Ге был сделан перевод рассказа Саймака «Денежное дерево» для журнала «Искатель».

Начиная с 1989 г. К. Булычёв пишет большой роман «Река Хронос», который перерастает в цикл «Хронос», состоящий уже из нескольких романов.

На рубеже веков Булычёв продолжает писать как произведения с уже известными героями (циклы Алиса, Гусляр, Театр теней), так и другие произведения (в т. ч. циклы ИнтерГпол, Веревкин). В этот период талант писателя раскрывается в полной мере, он пишет детективы (цикл Лидия Берестова), стихи, пьесы, разноплановые повести и рассказы.

По произведениям Кира Булычёва сняты художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, выпущены диафильмы. Его произведения переведены на многие языки мира и народов бывшего СССР.

В 1962 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

С 1963 года работал в Институте востоковедения АН СССР.

В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Паганское государство (XI-XIII века)". В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме "Буддийская сангха и государство в Бирме".

В научном мире известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Первые научно-фантастические публикации писателя — рассказ-мистификация "Долг гостеприимства" (1965; напечатан как переводной, автором указан "бирманский прозаик Маун Сейн Джи") и подборка рассказов "Девочка, с которой ничего не случится" (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки XXI века Алисы Селезнёвой, с которыми дебютировал в научной фантастике Булычев, положили начало долгой серии, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков. Повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборники "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперед" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984), "Непоседа" (1985), "Пленники астероида" (1988), "Новые приключения Алисы" (1990).

Для Кира Булычева характерна тяга к созданию циклов произведений , объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей и стилистикой. Еще один цикл произведений писателя — это городок Великий Гусляр. Он имеет свой географический прототип — Великий Устюг. Булычев придумал около 70 рассказов и повестей о Великом Гусляре и его жителях, которые частично были объединены в сборник "Чудеса в Гусляре" (1972).

К циклу об Алисе органично примыкает цикл романов о комическом докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза "Сегежа" Владислав Павлыш. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва "Снегурочка" (1973), повести "Великий Дух и беглецы" (1972), "Закон для дракона" (1975) и роман "Последняя война" (1970) — одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете.

Произведения короткой формы составили сборники "Люди как люди" (1975), "Летнее утро" (1979), "Перевал" (1983), "Похищение чародея" (1989), "Коралловый замок" (1990).

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева — повести "Меч генерала Бандулы" (1968) и романе "На днях землетрясение в Лигоне" (1980).

В 1990-е годы писатель попытался значительно расширить тематику своих произведений. Сборник Булычёва "Апология" (1990) включает различные по уровню и тематике рассказы. Он писал детективы (мини-цикл "Лидия Берестова"), стихи, пьесы.

Начиная с 1989 года Булычев работал над большим романом "Река Хронос", первые части которого были опубликованы в 1993-1994 годах. Роман перерос в цикл "Хронос", состоящий из нескольких романов.

Булычев активно выступал и с литературно-критическими публикациями — эссе, послесловиями, публицистическими статьями, посвященными истории и проблематике фантастической литературы или творчеству отдельных писателей. В ряду критических работ выделяется историко-критическое эссе "Падчерица эпохи" (1989), представляющее собой наброски к книге, рассказывающей о драматичной судьбе советской научной фантастики в период ее становления (1917-1940 годы); также эссе о жизни и творчестве выдающегося американского писателя Роберта Хайнлайна, ряд послесловий к сборникам зарубежных писателей.

Переводил на русский язык фантастические произведения английских и американских писателей.

Все сказки и фантастика Игоря Можейко написаны под псевдонимами Кир (Кирилл) Булычев и некоторыми другими (Николай Ложкин, Лев Христофорович Минц, Юрий Митин), под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 году псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам "Тайна третьей планеты" и "Через тернии к звездам".

Экранизировано более 20 произведений Булычева, в частности по повести "Сто лет тому вперёд" (1977) снят пятисерийный фильм "Гостья из будущего" — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х годов.

Кир Булычев был лауреатом премии фантастики "Аэлита-97", в 2004 году посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких ("АБС-премия") в номинации "Критика и публицистика" за серию очерков "Падчерица эпохи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Kир Булычёв (настоящее имя И́горь Всeволодович Можeйко ; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, Москва) — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Как утверждает сам писатель в своей автобиографии

Автор, известный также как Игорь Всеволодович Можейко, родился в
Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов 18 октября 1934 года в
семье пролетариев — слесаря Всеволода Николаевича Можейко и работницы фабрики Хаммера Булычевой Марии Михайловны.

…Ближе всего к славе я приблизился после выхода на телеэкраны пятисерийной картины режиссера Арсенова « ». Главную роль там играла очаровательная .
И получилось так, что ее полюбили сто тысяч мальчишек.
Всем захотелось с ней познакомиться, ходить с ней в кино и делать уроки. Мальчики писали письма, студия имени Горького была этими письмами завалена по уши, среди писем были перлы мальчишеской изобретательности, вроде такого: «Дорогой режиссер! Я люблю вашу картину, но еще больше я люблю . Если вы сомневаетесь в моих чувствах, я могу и жениться».
Коля К. 6 класс «Б».
(…) Но если мне самому приходилось выступать перед детской аудиторией, то стоило произнести слова о том, что я писал сценарий фильма «Гостья из будущего», как по залу прокатывался восхищенный гул. И я понимал, как мне повезло в жизни: я был знаком с и в любой момент мог пригласить ее в кино или кафе-мороженое.

Произведения на сайте Lib.ru http://www.rusf.ru/kb/

Кир Булычёв (наст. имя И́горь Все́володович Може́йко ; 18 октября - 5 сентября ) - один из известнейших советских писателей-фантастов, ученый-востоковед и фалерист .

Биография

Первый рассказ - «Маунг Джо будет жить» - опубликован в 1961 году . Фантастику начал писать в 1965 году , первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» - псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года , поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен .

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Кир Булычёв выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век » и «Если ». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха .

Жена - Кира Сошинская, дочь - Алиса Игоревна Можейко.

В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия ») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Творчество

Литература, кроме фантастики

Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем - несколько сотен. Большей частью это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан Дойл и Джек-потрошитель»), востоковедению («Аун Сан »), и литературоведению («Падчерица эпохи» - о фантастике 20-х - 30-х годов), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр. В книге «Западный ветер - ясная погода» популярно описываются события Второй мировой войны в юго-западной Азии .

Помимо создания собственных произведений Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов. Опубликованы в переводах Кира Булычёва произведения (преимущественно фантастические) Айзека Азимова , Бена Бовы, Хорхе Луиса Борхеса , Энтони Бучера, Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Грэма Грина , Спрэга де Кампа, Х. Кепке, Артура Кларка , Сирила Корнблата , Урсулы Ле Гуин , Мья Сейн, У. Пауэрса, По Хла, Ф. Пола, Пэрл Аун, М. Рейнолдса, Клиффорда Саймака , М. Сент-Клэр, Жоржа Сименона , Теодора Старджона , Т. Томас, Дж. Уайт, Д. Уондри, Роберта Хайнлайна , Л. Хьюза, Д. Шмица, П. Энтони. Также в студенчестве, вместе с однокурсником Булычёв, желая заработать денег, перевёл сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес » (так как они посчитали, что эта сказка ранее на русский не переводилась), однако в издательстве сказали, что книга давно переведена и неоднократно, и книга не вышла.

Фантастика

Назвать точное количество фантастических произведений Кира Булычёва довольно сложно. Во-первых, число только наиболее известных романов, повестей и рассказов превышает сотню, во-вторых, некоторые произведения Булычёва выходили в переизданиях в переработанном виде под разными названиями, или по частям в разных книгах.

В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Повести и романы, не входящие в циклы

К таковым можно отнести целый ряд значительных произведений.

  • Повесть «Журавль в руках» (1976) описывает жизнь параллельного мира, где идёт затяжная феодальная война, в которую вмешиваются люди, живущие в нашем мире.
  • В повести «Похищение чародея» (1979) группа пришельцев из будущего, проникшая в наше время, пытается спасти и вывезти к себе в будущее выдающегося учёного, жившего за 700 лет до нашего времени, который неминуемо погибнет в далёком Средневековье. Свидетелем и участником их работы становится случайно оказавшаяся в эпицентре событий современная (время действия и реалии соответствуют моменту написания повести) советская девушка Анна. В повести вопрос о «гении и злодействе» встаёт в самой острой форме. Повесть характерна ещё одной особенностью: в ней впервые опубликован текст, который позже выходил отдельно под названием «Поминальник XX века». В нём перечислены родившиеся и жившие в XX веке гении, с раннего детства проявившие совершенно выдающиеся способности к искусству, наукам, в том числе самостоятельно повторявшие, часто в совершенно неподходящем окружении, величайшие научные теории, но не ставшие известными по причине их гибели, как правило, насильственной, в детском или юношеском возрасте. Повесть дважды экранизирована .
  • Повесть «Чужая память» (1981) рассказывает о сложных нравственных конфликтах, началом которых послужил эксперимент советского учёного Ржевского, создавшего своего клона. Более молодой клон начинает разбираться в делах оригинала двадцатилетней давности.
  • «Город наверху» (1986), роман, посвящённый приключениям группы археологов на мёртвой планете, на которой, оказывается, после разрушительной войны остатки населения продолжают жить в огромном подземном городе. В романе описана трагедия жителей подземного города, которым правит военно-промышленная олигархия. Сюжет подземных путешествий неоднократно использовался Булычёвым в таких произведениях как «Нужна свободная планета», «Подземная лодка», «Убежище» и «Любимец».
  • Повесть «Смерть этажом ниже» (1989) описывает экологическую катастрофу в небольшом провинциальном советском городе, которую руководство города всячески старается скрыть. Действие происходит в эпоху перестройки. Автор посвящает много страниц анализу конформизма и диссидентства той эпохи.
  • Роман «Тайна Урулгана» (1991), написанный в стиле «ретро», посвящён удивительным и страшным событиям, начавшимся с того, что одна молодая англичанка приезжает в дореволюционную Сибирь для поисков отца-исследователя Арктики, пропавшего без вести. Путешественники продвигаясь по Лене прибывают на место падения Урулганского метеорита, оказавшегося инопланетным кораблём с замороженным пришельцем внутри.
  • Роман «Любимец» (1993), действие в котором происходит через сто лет после завоевания Земли пришельцами-негуманоидами (огромными рептилиями), посвящён сложным и, порой, неоднозначным отношениям, сложившимся у остатков землян с захватчиками: люди становятся домашними любимцами (яркая аналогия на отношения человека как собаки), их выгуливают на поводке, спаривают для получения потомства и даже устраивают настоящие бои. Но всё ещё есть сопротивление, намеревающееся скинуть инопланетный гнёт.
  • Роман «Убежище». Первый роман намечавшегося цикла, этакий ответ Гарри Поттеру , однако смерть писателя оставила сериал незаконченным, а сам роман «Убежище» вышел в 2004 году, когда Булычёва уже не было в живых. В романе мальчику Севе предстоит спасти волшебный народ, состоящий из персонажей сказок. Волшебному народу нет места в нашем мире и они намерены построить убежище под землёй, Севе предстоит разведать место под будущее поселение.

Рассказы, не входящие в циклы

Некролог Киру Булычёву работы Д. Шулындина

Кир Булычев написал большое количество фантастических рассказов, представляющие собой самостоятельные произведения. Некоторые из них изначально были опубликованы в разного рода научно-популярных журналах, таких как «Химия и жизнь» или «Знание - сила» . Основные авторские сборники рассказов - «Чудеса в Гусляре» (1972), в который вошли не только гуслярские рассказы, «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Коралловый замок» (1990), «Кому это нужно?» (1991).

Издательство «Эксмо », с 2005-го по 2007-й год, выпустило практически полное собрание сочинений Кира Булычёва в 18-и томах.

Кир Булычев – россиский и советский писатель, историк, востоковед родился 18 октября 1934 года в Москве.

Детство

«У меня все от мамы» – говорил знаменитый автор многих произведений. Ее именем и отчеством он будет называть героинь своих книг. Отец оставил семью еще до начала войны. Сменивший его отчим погиб за два дня до победы.

Марии Михайловне нелегко пришлось с двумя детьми. Она сменила множество работ, при этом продолжала учиться и осваивать новые специальности.
Тяжело вкалывала на фабрике, работала водителем, была комендантом крепости, в которой хранились снаряды и патроны.

Когда родился Игорь, пришлось сменить военную форму на гражданскую одежду. В годы военного лихолетья снова встала в строй, выполняя свой долг перед Родиной.

Будучи студентом института иностранных языков, Булычев не сидел на месте. Куда-то ходил, где-то ездил, карабкался по горам, хотел побольше всего увидеть. Получив диплом, работал в далекой Бирме (теперь Мьянма) на стройке.

В детстве

Затем поступил в институт Востоковедения и,работая в журнале «Вокруг света», по заданию редакции объездил тысячи разных мест на Земном шаре. Так что кругозор у будущего писателя был поразительным.

Журналистика, наука и третий – «несерьезный» путь в фантастику. За псевдонимом пришлось скрыться, потому, что в один момент, а Можейко было тогда 33 года, один из его рассказов был принят в печать.

Он работал в институте и не хотел, чтобы там знали о его побочных увлечениях. К тому же совместительство в советское время не одобрялось. Предположить тогда, что станет писателем, Игорь Всеволодович не мог, а усугублять свое положение на работе не хотел.

Признавался, что много грехов за ним водилось – в колхоз не поехал, профсобрание прогулял, с кем-то не по-товарищески поступил. Для идеологически выдержанного советского времени почти антисоциальный элемент. Поэтому взял имя супруги, мамину фамилию и стал Киром Булычевым. В разные периоды творчества было еще и пять других псевдонимов.

Карьера

Интересно, что фантастику литератор не связывал с мечтой и верил в добро как таковое, в дружбу. Общечеловеческие ценности не ассоциировал с какой бы то ни было религией, в которой он хорошо разбирался. Говорил, что вполне возможно существование высшего разума, но понять ему это не дано, так как подобные вещи настолько выше его.

Игорь Всеволодович садился писать книгу, не зная наперед, чем она закончится, и какой будет финал. Иначе ему было просто скучно. Поэтому он и не стал выдающимся ученым, как он сам утверждал.

Ученый и прозаик был убежден в том, что будущее непредсказуемо. Считал шарлатанами тех, кто гадал и обещал в скором времени наступление конца света, всемирной катастрофы и апокалипсиса.

Приводил в пример научно просчитанный прогноз, сделанный во второй половине ХІХ столетия – через сотню лет улицы больших городов невозможно будет очистить от куч навоза из-за все увеличивающегося гужевого транспорта.

Относительно вопросов веры во что-то или в кого-то, то автор многих книг уверен, что главное нужно быть думающими, критически мыслящими, соображающими людьми. Ведь население России приучили верить по указке сверху, так что проблем со сменой очередной веры не было и не будет.

Верили Сталину, потом оказалось, что это культ личности. Верили Хрущеву – в итоге объявили его волюнтаристом и проходимцем. Верили Брежневу, а после его смерти выяснилось, что он маразматик и причина застоя. Верили Горбачеву, но через пять лет развалился СССР, и последний советский лидер не кто иной, как предатель и враг.

Булычев подчеркивал в одном из своих интервью, что народ, который приучен верить, а не думать, будет всегда переживать различные неприятности. Как историк и доктор наук он полагал, что государство в котором он жил непременно развалится, но не думал, что это произойдет так скоро. Всем хорошо нужно учить историю.

Многогранный талант

Что такое цензура популярный фантаст хорошо знает и сложности с ней возникали неоднократно. Однако, по мнению, Игоря Всеволодовича все зависит от самого писателя. Чтобы не идти на сделку со своей совестью, то для «жизни и покушать» он писал вещи, которые напечатают.

Если же хотелось написать материал, который цензура не пропустит, Булычев его писал, но показывал лишь близким родственникам и друзьям. Когда советские времена завершились, все статьи, что были «в стол» теперь уже напечатаны.

В систему он не был встроен, на расстоянии держался с коллегами. В той ситуации самому оказалось легче, никто не подставит. Писатель никогда не подличал. Себя не считал ни революционером, ни борцом. Прочитав книгу «Как стать фантастом.

Записки семидесятника» закрадывается мысль, что писать Булычев стал потому, что так распорядилась жизнь. Нельзя было по другому. Ощущение того, что ни один персонаж не «сросся» со своим автором. Какой-то осадок на душе у литератора, чувствуется некое разочарование.

Наследие писателя действительно не маленькое. Сюда входят разные произведения, разделенные на тематические группы, которые объединены одним сюжетом и общими героями. Здесь и девочка-подросток, и агент, и доктор, город веселый, потом город грустный, другие персонажи и фантастические линии.

Отдельной строкой идут романы и повести не собранные в определенный общий цикл. Среди них значительные произведения Булычева, каждое из которых заслуживают отдельной статьи. Роман «Убежище» увидел свет уже после смерти замечательного писателя и был этаким российским ответом юному английскому волшебнику Гарри Поттеру.

Учебные издания и документальные произведения. Среди них «Тайны античного мира», «Исторические тайны Российской империи». Энциклопедии и справочники, антологии, несколько пьес, рассказы («Когда вымерли динозавры» и т.д.), сказки. А еще переводы фантастических произведений иностранных авторов – Артура Кларка, Мака Рейнолдса и др. А еще 600 стихотворений автора и десятки маленьких рассказов.

Были и экранизация художественных фильмов. Особенно это касается пятисерийной картины «Гостья из будущего», приблизившего к славе автора повести «Сто лет тому вперед». В то же время в Голландии запретили эту киноленту из-за сексуальной дискриминации.

Невероятная глупость даже при всей заангажированности их законодательства. А в фильме «Через тернии к звездам» партийное начальство не разрешило к показу многие эпизоды, хотя зритель попадает в полностью вымышленный мир с инопланетянами, причем события происходят в 23 веке.

Замечательный мультфильм, где птица Говорун отличается умом и сообразительностью.

Личная жизнь

Человеком Булычев был оптимистичным, любил шутить. Он из того поколения, которое было «понимающим», поэтому в произведениях его юмор печальный. В историю входить он не хотел, утверждая, что в нее, как правило, входят убийцы: правители, короли, полководцы.

А фантаст старался жить спокойно и не портить жизнь другим людям, хотя ему завидовали и пытались разными способами опорочить имя писателя. Его успешность и яркость не давала покоя тем, кто его окружал в повседневной жизни. Он старался относиться к этому как к мелкой неприятности.

Женат был Булычев на Кире Сошинской, писательнице и профессиональной художнице, которая делала иллюстрации к его книгам. Когда родилась дочка, отец искал для нее нестандартное имя. Назвал Алисой, а затем уже и героиня книг была так названа (напоминает свою тезку из сказок Кэррола). Внук Тимофей – архитектор. Вместе с мамой имеют общее увлечение – любят погружаться в воду с аквалангом.

Булычев и Кира Сошинская

Имея за спиной институт переводчиков, литературовед говорил, что первый у него язык английский, а второй чешский. Считалось теоретически, что Булычев знал бирманский язык, но практически он его не знал.

Писатель коллекционировал головные уборы и служебные знаки, а до этого пистолеты с ударно-кремнёвым замком и сабли. Считал себя большим знатоком фалеристики (награды). Приходилось покупать и выменивать полулегально разные старинные вещи на неафишируемых барахолках где-то на Ленинских горах. Теперь это Воробьёвы горы. Иногда милиция разгоняла всех этих любителей марок, монет и потертых раритетов.

Когда появились компьютеры, он на них не работал. Есть фото, где писатель сидит перед выключенным компьютером. Машину всегда водила жена, Игорь Всеволодович – нет. В романах и повестях отсутствуют детальные технические описания. Так свидетельствует его дочь. Удивительно даже, ведь в межпланетных полетах, природа как таковая отсутствует полностью, одна лишь техника да электроника.

От домашнего быта Булычев был очень далек. Разве что продукты покупал. Будучи человеком непрактичным, влил как-то кипяток в бутылку, отчего та взорвалась.

Всегда носил пиджак, так как там много карманов. В них нужно было помещать блокноты, различные записи и прочие бумажки. Спина болела из-за тяжелой сумки, набитой под завязку книгами, которую Игорь Всеволодович носил через плечо.

Как-то раз из Индии Булычев контрабандно привез в карманах пальто двух маленьких обезьян. Они несколько лет прожили в его квартире. Дочка их кормила, вспоминает какими они были кусачими эти лемуры, хотя и невероятно красивыми.

Особых пристрастий к еде у фантаста не было. Из любимых блюд – отварная говядина, посыпанная солью и молоко. В Подмосковье имелась дача, но потом она сгорела. Вообще огородником он был никаким.

Какая там лопата, лежал на траве и читал книги – вот основное занятие. В отпуске за всю жизнь фактически не был и спортом не занимался. Футбольные матчи по телевизору смотрел, это ему нравилось.

Умер писатель в возрасте 68 лет, причиной стала онкология, с которой он долго боролся. У него была некая отрицательная установка, которую Игорь Всеволодович не раз озвучивал, говоря, что его отец прожил 69 лет, и что ему якобы тоже больше не светит. Нельзя себя программировать на негатив.

О Булычеве в его доме напоминает множество подарков, которые он привозил издалека. Например, необыкновенной красоты коралловые бусы с Филиппин, а еще висящие на стенах написанные им акварели.

Загрузка...