crimea-fun.ru

Какие черты характера заключены в образе обломова. Противоречивость образа Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов») (Школьные сочинения)

(16 )

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.

В 1859 году И.А.Гончаровым был опубликован роман «Обломов». Однако задуман он был еще в 1847 году, тогда же была опубликована его центральная по замыслу глава «Сон Обломова». Повествует она о той общественной среде, которая породила ленивого и апатичного главного героя произведения и знаменитую нынче обломовщину. А.Дружинин писал: «И.А.Гончаров в своем романе хотел донести до читателя мысль о том, сколь губительна может быть для человека окружающая среда… «Сон Обломова» и должен объяснить, почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа». Обломовщина выражается не только в главное герое романа, но и в социальном строе, всей эпохи той России. Образ Обломова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Мы видим и противоречивость Обломова: порожденный Обломовской эпохой, герой отрицает современное общество и не находит себе в нем места, что причисляет его к ряду «лишних людей» в литературе.

Неоднозначность образа Обломова наблюдаются уже в 1 главе произведения. И.А.Гончаров использовал прием говорящих имени и фамилии: богатырское имя-отчество Илья Ильич поставлено рядом с фамилией Обломов, словно происходящей от слова «обломок». И на протяжении всего романа мы встречаемся с противоречиями героя. Обломова нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным героем, в его характере присутствуют и те, и другие черты. Отрицательные стороны Ильи Ильича сразу бросаются в глаза. Безусловно, это его апатичность, постоянная лень и нежелание двигаться с места, слабоволие, пустая мечтательность. В комнатах героя не убрано, на столе лежит одна-единственная запылившаяся книга, от всего веет запущенностью и небрежностью. Обломов, тридцатилетний мужчина, не может даже самостоятельно умыться и одеться, а на протяжении действия всей первой главы даже не встает со своего дивана. Всё это отталкивает читателя и вызывает у него если не пренебрежение, то насмешку. Но ведь должно быть в гончаровском герое хоть что-то положительное? Он мягок характером, имеет доброе сердце и по-настоящему умеет любить – вот те присущие Обломову стороны, которые красят любого человека. В романе с Ольгой Ильинской, например, герой по-настоящему раскрывается, и мы видим его лучшие стороны. Илья Ильич Обломов на самом деле мыслящий человек, он сам осознает свое положение и даже задается вопросом «Отчего я такой?». Герой презирает суетность окружающего общества, осознает его пустоту и бессмысленность. Он, не находя себе в нем места, решает, что лучший способ существования – ничегонеделание, деятельных же людей он считает несчастными. Так прав ли Обломов? По моему мнению, мысли Обломова о пустоте окружающего его общества исключительно верны. Он поступает правильно, желая отгородить себя от глупой светской суеты, которая приводит к обеднению души и разума. Однако к образу жизни Обломова я отношусь отрицательно. Илья Ильич имеет огромный потенциал, но привитые в Обломовке лень и отсутствие интереса к жизни мешают ему. Герой мог бы писать книги, путешествовать, заниматься науками – у него есть все возможности для этого, но, к сожалению, нет силы воли. Это и есть яркий пример того, как среда может загубить развитие личности.

Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Определить Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и мощный нереализованный потенциал. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для читателя.

Обновлено: 2018-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вовсе не случайно Иван Александрович Гончаров писал свой знаменитый роман "Обломов", признанный современниками классикой уже после издания, через целых десять лет. Как он сам писал о нем, этот роман - о «его» поколении, о тех барчуках, которые приезжали в Петербург «от добрых мамочек» и пытались сделать там карьеру. Им, чтобы действительно сделать карьеру, следовало изменить свое отношение к труду. Сам Иван Александрович прошел через это. Однако многие поместные дворяне и во взрослой жизни оставались бездельниками. В начале XIX века это не было редкостью. Художественно-целостное отображение представителя вырождающегося в условиях крепостного права дворянина для Гончарова стало главной идеей романа.

Илья Ильич Обломов - типичный персонаж в начале XIX века

Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына "Ильей", если такое же было и имя его отца... Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе. Это - помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.

Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.

Внешность главного героя

Описание внешности Обломова свидетельствует об особой - сатирической роли этого образа в русской литературе. Сущность его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. Илья Ильич имеет облик, соответствующий такому образу жизни. Свое нестарое полное, но уже рыхлое тело, он одевает в довольно заношенный халат. Его взгляд - мечтателен, его руки - неподвижны.

Главная деталь внешности Ильи Ильича

Не случайно, многократно описывая внешность Обломова по ходу романа, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на пухлых его руках, с небольшими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием - мужские руки не занятые работой, - дополнительно акцентирует пассивность главного героя.

Мечты Обломова никогда не находят своего реального продолжения в делах. Они - его личный способ лелеять свою лень. И занят ими он с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича, начинается с полуторачасового неподвижного мечтания, естественно, при этом не слезая с дивана…

Положительные черты Обломова

Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.

Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами. Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.

Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе "Обломов" нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности. Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность - беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения. Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности...

Внешность Обломова - зеркало деградации...

Заметим, что даже внешность Обломова в романе "Обломов" могла бы быть совершенно иной, - получи он другое домашнее воспитание... Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте. Как и положено для своего возраста, он интересовался происходящим вокруг него. Однако маменька приставила к ребенку недремлющих нянь, не дающих ему брать ничего в руки. Со временем Илья Ильич также воспринял любой труд, как удел низшего класса, мужиков.

Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова

Почему наблюдатель-физиономист придет к такому выводу? Да потому, что, например, внешность Штольца в романе "Обломов" - совершенно другая: жилистая, подвижная, динамичная. Андрей Ивановичу не свойственно мечтать, он вместо этого, скорее, планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает на ее достижение... Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рассудочно, имея юридическое образование, а также богатый опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его - не столь знатное, как у Ильи Ильича. Его отец - немец, работающий приказчиком на помещиков (в нашем теперешнем понимании - классический наемный менеджер), а мать - русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование. Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе следует зарабатывать трудом.

Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность Обломова и Штольца совершенно разные. Ничего похожего, ни одной сходной черты, - два совершенно разных человеческих типажа. Первый - прекрасный собеседник, человек открытой души, однако лентяй в последней ипостаси этого недостатка. Второй - деятельный, готовый помогать друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, способной "вылечить" его от лени - Ольгой Ильинской. Кроме того, он наводит порядок в помещичьем сельском хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновляет его сына Андрея.

Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова

Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора. Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением. Его кожа - смугла, а зеленоватые на цвет глаза - выразительны.

По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына - любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской - жене-соратнике, жене-помощнике.

Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.

Внешность и уважение людей, связаны ли они?

Внешность Обломова и Штольца по-разному воспринимаются людьми. Размазня-Обломов словно мед притягивает мух, - влечет к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова. Он периодически ощущает приступы апатии, ощущая очевидный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц подобного упадка духа не испытывает. Он любит жизнь. своей проницательностью и серьезным подходом к жизни пугает негодяев. Не зря, после встречи с ним "пускается в бега" Михей Тарантьев. Для

Заключение

Внешность Ильича вполне вписывается в концепцию «лишнего человека, т.е личности, которая не может себя реализовать в обществе. Те способности, которыми он обладал в юности, были впоследствии загублены. Вначале -неправильным воспитанием, а затем - бездельем. Прежде шустрый мальчонка обрюзг к 32 годам, потерял интерес к окружающей жизни, а к 40 годам заболел и умер.

Иван Гончаров описал типаж дворянина-крепостника, имеющего жизненную позицию рантье (деньги ему регулярно достаются трудом других людей, а трудиться самому - такого желания у Обломова не возникает.) Совершенно очевидно, что люди, обладающие подобной жизненной позицией будущего не имеют.

В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешность является отражением его деятельной натуры.

Разделы: Литература

Тип урока: сообщение новых знаний

Цели урока:

Образовательные

  • познакомить студентов с жизнью и творчеством И.А. Гончарова;
  • проследить за работой писателя над романом "Обломов";
  • познакомить студентов с главными героями романа;
  • раскрыть понятие "обломовщина".

Развивающие

  • развивать умения работать с текстом;
  • совершенствовать речевую практику студентов;
  • формировать своеобразие мышления студентов;
  • развивать эмоционально-нравственную и духовную сферу личности.

Воспитательные

  • повышать общий интеллектуальный уровень студентов;
  • формировать современное мировоззрение;
  • формировать у студентов собственное мнение и творческое отношение к изучаемому роману.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, презентация, видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова", художественная и справочная литература, карточки-информаторы, анкета, тест.

Методы: стимулирования интереса к учебе, создание эмоционально- нравственной атмосферы, словесные, наглядные, проблемные.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели.

Знакомство с биографией И.А.Гончарова. (Доклад обучающегося о жизни и творчестве И.А.Гончарова).

2. Работа над лексикой.

С данными словами составить словосочетания и определить главное и зависимое слово:

Путешествие (кругосветное путешествие, увлекательное путешествие);

Традиция (следовать традиции, традиции русской классики);

Романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика);

Действия (действия романа, задумчивые действия);

Внимание (внимание писателя, сосредоточенное внимание);

Творчество (дух творчества, творчество поэта);

Замысел (первоначальный замысел, изменение замысла);

Воплощение (достойное воплощения, форма воплощения);

Слово учителя. Как Гончаров работал над романом <<Обломов>>.

3. Коллективная работа с текстом.

А теперь обратимся к роману "Обломов". Отберем в тексте слова и словосочетания с отрицательными местоимениями:

  • ничего не совершал,
  • ни с кем не хотел встречаться,
  • ничто не мешает думать лежа,
  • ни у кого не бывал,
  • никто не знал и не видел,
  • ни о чем не тревожился,
  • ни на что не понадобился.

Это все о об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (Включить фрагмент фильма "Несколько дней из жизни Обломова"). Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость(вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).

Откроем роман "Обломов". Прочитаем строки:

":поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд былвсеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:

Сладкие слезы потекут по щекам его:

Случается и то, что он исполниться презрением к людскому пороку, ко лжи, к левеете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две- три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом: Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг:и тогда, Господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!"

Спорный вопрос, не правда ли? Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны- наслаждения высоких помыслов горько плакал:над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:

Какой высокий порыв! Мысли - желания - намерения - стремления!

Работа по группам. Беседа с 1-ой группой (1-я часть романа)

Какой вопрос Обломова становится центром анализа романа?

("Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится!" Вопрос альтернативный, одна из позиций отрицает другую. Так как это вопрос самого героя произведения, следовательно, чтобы ответить на него, необходимо понять самого героя изнутри, что не просто, тем более что Обломову противостоит Штольц со своей оценкой - " Обломовщина!")

Вчитаемся в 1-ю главу и найдем особенности. (Среди потока визитеров недвижим один Обломов. Каждому он говорит фактически одну фразу: "Не подходите, не подходите - вы с холода". Заходящему к нему знакомому Обломов сообщает о своих невзгодах, но его никто не слышит так, как того ждет он сам.)

Центральными вопросами этой части становятся вопросы Ильи: "Где же тут человек?" и "Когда же жить?"

Каким предстает вам герой в 1- ой части романа? (Ответы могут быть разными. Выслушиваем каждого студента.)

Беседа со 2-й группой (2-я часть романа).

Как с появление Штольца развивается конфликт произведения?

Продолжается ли жизнь, описанная в 1-й части романа, или описывается другая жизнь?

Студенты зачитывают эпизоды, которые подтверждают ответы на вопросы.

Обучающие записывают слова Штольца об обломовщине в тетрадках. Зачитывают.

Учитель подводит итог: Главный герой не хочет и не умеет действовать. Фантазировать- единственное, излюбленное занятие Ильи Ильича, которому он придается с тем же усердием, с каким лежит на диване в халате и главный предмет его мечты- он сам, его жизнь.

В конце 4-й главы (2-й части) Штольц в который раз повторяет свой диагноз "Обломовщина, обломовщина! - сказал Штольц, смеясь: пожелал Обломову спокойной ночи и пошел спать.- Теперь или никогда - помни! - прибавил он, обернувшись к Обломову, и затворил за собой дверь"

Найдите подтверждение этому в 5-й главе (2-я часть) романа.("Что ему делать теперь? Идти в перед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского", и далее: "Теперь или никогда!" - "Быть или не быть!" Это противоборство и разноплановые оценки Обломова Штольца позволяют поставить вопрос: кто же Обломов: философ, поэт? Чтобы ответить на вопрос, обратимся опять к диалогу Обломова со Штольцем, к тому фрагменту, где Обломов описывает свой идеал жизни. Итак: "заря пробужденности" или "обломовщина"? И тут выступают на поверхность те ассоциации, которыми насытил Гончаров роман.

Вспомните эпизод, где в разговоре со Штольцем Обломов, измученный светской жизнью, навязанной ему другом, воодушевленно рассказывает о своем идеале жизни. ("Ты слышишь: ноты, книги, рояль, изящная мебель?" И далее, заканчивая почти поэтический рассказ об идеальной жизни, Обломов продолжает: "Сыро в поле: темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уже засветились огни, на кухне стучат в пятеро ножей: сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva! Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva!- сказал он, пропев начало каватины. - Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:")

Учитель подводит итог:

Размышления Обломова об идеале жизни " разыгрываются в упоительную мечту о том, как он, приведя имение в порядок и женившись, заживет в деревне помещиком, в кругу семьи, родных, друзей. Жизнь будет нескончаемым праздником, будет вечное веселье, сладкая лень:"

На наш взгляд, что должен был понять Обломов в жизни?

Именно музыка помогла ему постичь и смысл жизни и любовь. Музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.

Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?

Когда проходит эта тяжесть? (Тяжесть проходит лишь тогда, когда Ольга поет или играет: "Они оба, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одиноким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одиноким настроением:У него на лице сияла заря пробужденного со дна души восставшего счастья")

Проходит музыка, и тускнеет образ героя.

5. Итак, с помощью карточек- информаторов перечислите привлекательные черты Обломова и Штольца их слабости и символы.

Учитель подводит итог: Образы героев противопоставлены, оба героя являются личностями, оба способны на искренние чувства, светлые воспоминания о детстве.

Можем ли мы сказать, что Обломов- характер типический?

Прав ли Обломов говоря: "Имя нам- легион"?

В чем же корни " обломовщины"?

Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, что такое "обломовщина", но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.

6. Рефлексия. Анкета "Кем вам приходится Обломов"?

Итак, как у вас обстоят дела с обломовщиной? В некоторых из нас он живет как у себя дома, другие борются с ним и даже побеждают, третьи вообще не желают с ним водиться. Сейчас мы узнаем, кем он приходится вам. Если вы согласны с утверждениями, начислите себе по 2 балла за каждое.

  1. В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
  2. На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
  3. Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
  4. Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
  5. Мой любимый цвет - синий.
  6. В школе я учился очень нестабильно.
  7. Мне часто в работе не хватает терпения.
  8. В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
  9. Я ярко выраженная сова.
  10. Я всегда откладываю работу на самый последний момент.

0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и в конце концов у вас все получится. Главное для вас - хороший план действий.

8-12: В вашей душе просматривается зародыш обломовщины. Он сидит в вас, живет своей размеренной стабильной жизнью, и если вы не объявите ему борьбу, то он может заполонить всю вашу душу. Твердо скажите себе: " Делу время - потехе час" - и вознаграждайте себя за каждое сделанное вовремя дело.

14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.

7. Экспресс- опрос. (Один студент зачитывает вопрос, а другой отвечает).

1) В каком городе родился И.А.Гончаров?

2) Как называют альманах, где И.А.Гончаров дебютировал как русский поэт?

3) В каком сборнике журнала появляется глава из будущего романа "Сон Обломова"?

4) Редактором какой газеты в 1862 году становится И.А.Гончаров?

5) Какие романы И.А.Гончарова вы знаете?

6) Назовите имя слуги И.И.Обломова?

7) На ком женился Илья Ильич Обломов?

8) Нравится ли вам образ Ольги Ильинской? Обоснуйте свой ответ.

9) Хотел ли ты быть таким как Штольц? Обоснуй ответ.

10) С каким городом можно сравнить Обломовку?

11) Какой эпизод из романа "Обломов" запомнился больше сего? Почему?

8. Итог урока:

Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?

В чем же состоит противоречивость характера главного героя романа И.Гончарова?

Вывод учителя.

9. Домашнее задание.

1-й ряд. Выписать тезисы "Обломов" в оценке Добролюбова.

2-й ряд. Выписать тезисы "Обломов" в оценке Дружинина.

3-й ряд. Выписать тезисы Лихачева "О национальном характере русских".

Цели урока : помочь учащимся осмыслить образы главных героев с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Общая характеристика романа; проверка знания текста; беседа по анкете «Первое впечатление о романе».

II. Запись темы урока, эпиграфа

…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет - это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.

Л. Толстой

Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова».

И. С. Тургенев

III. Слово учителя

«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару - и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж...»

Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 г. из Мариенбада. Вы заинтригованы. Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь идет о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов». Летом 1857 г. в Мариенбаде Гончаров читал его И. С. Тургеневу и А. Фету. И грянул успех, который Л. Н. Толстой уверенно назовет «капитальным».

Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»?; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова - это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова, в Штольца, Ольгу, Захара, Пшеницыну.



IV. Работа с текстом романа

Обсуждение в группах и выступление по вопросам домашнего задания по I части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. (Вопросы № 1-6).

Задания:

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?

Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?

Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

Можем ли мы сказать, что Обломов - характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам - легион»?

Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.

(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).

2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:

а) характеристика Штольца;

б) деятельность Штольца, его идейная позиция;

г) выявить - Штольц - антипод Обломова или его двойник;

д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.



В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни - стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).

Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:

После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.

Примерный ответ-вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:

Каков характер и идеалы Ольги?

Почему Ольга полюбила Обломова?

Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:

Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь- любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?

Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)

Загрузка...