crimea-fun.ru

История появления карандаша углерод. О происхождении слова «карандаш

Рисование ― приятное и полезное занятие для любого возраста. И один из самых любых художественных материалов любого ребёнка ― карандаши. Но мало кто из нас знает, как делают карандаши, какую древесину используют в этих целях. Примечательно, что создание этих канцелярских изделий выполняется на каждой фабрике по-своему. Редакция сайт провела своё расследование и расскажет историю возникновения карандаша и технологию его изготовления.

История карандаша началась приблизительно 300 лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал ― графит. Но он очень мягкий, и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш . Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.

Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно при этом не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.

В графитную массу подмешивают ещё жир и клей. Это для того, чтобы графит легче скользил по бумаге и оставлял насыщенный след. Так, около двухсот лет назад карандаш стал похож на тот, что мы привыкли видеть.

Как делали карандаши

Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.

Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем для удобства в верхнюю часть карандаша поместили стирательную резинку. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом.

Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

Карандаш от начала создания и до готовой продукции проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней.

Из какого дерева делают карандаши в наше время?

В большинстве случаев ― из ольхи и липы, которых на территории России огромное количество. Ольха является не самым прочным материалом, зато у неё равномерное строение, что упрощает процесс обработки и сохраняет естественный природный цвет. Что касается липы, то она отвечает всем эксплуатационным требованиям, а потому используется при производстве и дешёвых, и дорогих карандашей. За счёт хорошей вязкости материал прочно удерживает грифель. Уникальный для создания карандашей материал ― кедр, который широко применяется на заводах в России. Примечательно, что используется не здоровая древесина, а экземпляры, которые уже не дают орехов.

Стержень: какая основа

Производство карандашей ведётся с применением специального стержня. Графитный грифель состоит из трёх компонентов ― графита, сажи и ила, к которым часто добавляются органические связующие. Причём графит, в том числе и цветной, является постоянным компонентом, так как именно грифель оставляет на бумаге след. Стержни создаются из тщательно подготовленной массы, которая имеет определённую температуру и влажность. Вымешанное тесто специальным прессом формуется, затем пропускается через оборудование с дырочками, что делает массу похожей на лапшу. Эта лапша формируется в цилиндры, из которых выдавливаются стержни. Остается только их прокалить в специальных тиглях. Затем стержни подвергаются обжигу, а после него выполняется жировка: образовавшиеся поры под давлением и при определённой температуре заполняются жиром, стеарином или воском.

Как делают цветные карандаши?

Здесь принципиальное отличие имеет, опять же, стержень, который производится из пигментов, наполнителей, жирующих компонентов и связующего вещества. Процесс производства стержня следующий:

Изготовленные стержни укладываются в специальные желобки на дощечке и накрываются второй дощечкой;

Обе дощечки склеиваются клеем ПВА, при этом стержень не должен приклеиться;

Торцы склеенных дощечек выравниваются;

Выполняется препарирование, то есть добавление жира в уже имеющуюся смесь.

Примечательно, что производство карандашей ведётся с учётом потребительских свойств изделий. Так, дешёвые карандаши создаются из древесины не самого высокого качества, точно такая же ― не самая качественная ― и оболочка. А вот карандаши, которые используются в художественных целях, делают из качественной древесины, которая имеет двойную проклейку. В зависимости от того, из чего сделан карандаш, будет выполняться и его заточка. Считается, что аккуратная стружка получается, если изделия сделаны из древесины сосны, липы или кедра. Кроме того, важно, чтобы грифель был качественно проклеен ― такой карандаш даже при падении не сломается.

Какой должна быть оболочка?

От оболочки зависит простота и красота карандаша. Так как делают карандаши из дерева, то она должна отвечать следующим требованиям: мягкости, прочности и лёгкости.

В процессе эксплуатации оболочка должна

Не ломаться или крошиться, как и весь корпус;

Не расслаиваться под воздействием природных факторов;

Иметь красивый срез ― гладкий и блестящий;

Быть стойкой к влаге.

Какое оборудование используется?

Производство карандашей ведётся с использованием разнопланового оборудования. Например, очистка глины, из которой впоследствии будет создаваться графитный стержень, требует наличия специальных мельниц и дробилок. Обработка перемешанного теста ведётся на винтовом прессе, где из теста вальцами с тремя разными зазорами формируется сам стержень. Для этих же целей применяется фильера с отверстиями. Сушка деревянных заготовок выполняется в сушильных шкафах, где изделия подвергаются вращению в течение 16 часов. При хорошей просушке древесина обретает уровень влажности максимум в 0,5 %. Что касается цветных карандашей, то они тепловой обработке не подвергаются ввиду наличия в них наполнителей, красителей и жирующих компонентов. На специальном станке выполняется торцовка карандашей в длину.

Как делают карандаши

В производственном процессе важную роль играет просушка. Она выполняется в специальных колодцах с помощью станков, причём дощечки укладываются так, чтобы просушка была максимально эффективной. В этих колодцах сушка выполняется примерно 72 часа, затем дощечки сортируются: все треснувшие или некрасивые изделия отбраковываются. Отобранные заготовки облагораживаются парафином, калибруются, то есть на них вырезаются специальные канавки, где будут расположены стержни.

Теперь используется фрезерно-пропускная линия, на которой выполняется разделение блоков на карандаши. В зависимости от того, какой формы ножи используются на данном этапе, карандаши получаются или круглой, или гранёной, или овальной формы. Важную роль играет крепление грифеля в деревянном корпусе: это должно делаться прочно и надёжно, что снижает риск выпадения элементов грифеля. Упругий клей, который используется для связки, делает грифель прочнее.

Современные простые и цветные карандаши представлены в огромном разнообразии дизайнов и цветов. Так как делают карандаши в заводских условиях, здесь уделяют пристальное внимание каждому этапу производства.

Окраска ― один из важных этапов, так как она должна отвечать целому ряду требований. Для отделки поверхности используется метод экструзии, а торец отделывается окунанием. В первом случае карандаш проходит через грунтовочный аппарат, где в конце конвейера он переворачивается для нанесения следующего слоя. Таким образом, получается равномерное покрытие.

В России есть две крупные фабрики по производству карандашей. Карандашная фабрика им. Красина в г. Москве ― первое государственное предприятие в России по выпуску карандашей в древесной оболочке. Фабрика основана в 1926 году. Вот уже более 72 лет она является крупнейшим производителем канцелярских товаров.

Сибирская карандашная фабрика в г. Томске . В 1912 году царское правительство организовало в Томске фабрику, которая пилила кедровую дощечку для производства всех выпускаемых в России карандашей. В 2003 году фабрика значительно увеличила ассортимент выпускаемой продукции и вывела на рынок новые марки известных своим качеством карандашей «Сибирский кедр» и «Русский карандаш » с хорошими потребительскими характеристиками. Карандаши новых марок заняли достойное место среди недорогих карандашей отечественного производства, изготовленных из российских экологически чистых материалов.

В 2004 году карандашная фабрика была продана чешской компании KOH-I-NOOR. На фабрику поступили инвестиции, и появились новые возможности для распространения продукции не только на внутреннем, но и на мировом рынке канцелярских товаров.

Слово «карандаш» настолько для нас привычно, что никто и не задумывался о его значении и происхождении в русском языке. А между тем это слово возникло в нашем великом и могучем языке несколько веков назад. Происхождение слова «карандаш» вовсе не загадка. Лингвисты уже давно определились с его происхождением. Само слово не исконно русское, а пришло к нам из другого языка. Откуда именно, читайте дальше…

Когда появился карандаш

Появление в быту этой пишущей принадлежности еще древнее, чем само слово. Такой предмет появился еще в тринадцатом веке. Использовался в те времена исключительно художниками. Они прикрепляли тонкую серебряную проволоку к ручке. Стереть то, что начертали, было невозможно. Свинцовым карандашом писали в те времена портреты вельмож. Такой техникой пользовался немецкий художник и график Альбрехт Дюрер.

Еще через сто лет миру открылся Технология его изготовления сложна. Стержень такого карандаша изготавливали из глинистого сланца!

Этимология слова

Происхождение слова "карандаш" связано с тюркским языком. Пришло оно в русский язык из тюркского в пятнадцатом веке. Слово "карандаш" образовано сращением двух основ: «кара» означает "черный", а «даш» - это "камень" или "шифер". Корень «кара» присутствует во многих русских словах. Например: название города Карасук означает "черная вода", ведь его основали на берегу речки.

Карандаш: значение слова

Еще 200 лет Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дал определение слову "карандаш".

  1. Это графит или ископаемое, которое состоит из железа и угля.
  2. Графит, вставленный пруточком в трубочку, сделанную из дерева, предназначенную для рисования и прочего творчества.
  3. Любая сухая краска в пруточках для прорисовки и письма и пастелью.

Синонимы

Как у любого слова, так и у карандаша в русском языке есть синонимы. Их корректное употребление будет зависеть от контекста, в который вы помещаете заменяемое слово. Итак, слово "карандаш" можно заменить словами: автокарандаш, кляузник, писало, пастель и так далее.

Со словом "карандаш" в русском языке есть пословица. Гласит она о том, что карандаш создан для письма, а молот - для ковки.

Карандаш в искусстве

Происхождение слова "карандаш" уже вам известно. И многие из нас знают, что картины пишут красками, пастелью и карандашами. Когда рисунок изображен при помощи карандаша, то эту технику в искусстве живописи называют графикой. Но современное поколение не знает, что в эпоху советского цирка на арене выступал добрый и светлый клоун Карандаш - Михаил Румянцев.

Однажды ему предстояло выступать в Румянцев захотел выходить на сцену под сценическим псевдонимом. Начался сложный поиск звучных и запоминающихся слов, передающих лейтмотив его миниатюр. Находясь в цирковом музее, Михаил Румянцев рассматривал афиши и альбомы. Ему попался под руку альбом с карикатурами, которыми заинтересовался клоун. Автором этих карикатур был француз - Каран д’Аш. Тогда-то и задумался Румянцев над этим словом. Применяя это слово как псевдоним, он решил, что предмет этот ходовой, особенно среди детей. Так и остановился на этом псевдониме клоун Михаил Румянцев - Карандаш.

Заключение

История слова «карандаш» проста. Оно заимствовано из тюркского языка в пятнадцатом веке, а значит, оно не исконно русское. Первые упоминания о карандашах зафиксированы в летописях семнадцатого столетия. А массовое производство этой пишущей принадлежности началось веком позже в Германии. Происхождение слова "карандаш" вы знаете. Но слышали ли вы, что значит надпись «Кохинур» на нем? Компания, выпускающая карандаши, назвала их в честь алмаза под именем «Кохинур», что в переводе с персидского означает «Гора света».

Первое описание карандаша, состоявшего из графита, вставленного в тростник, или из графита, покрытого, подобно современным карандашам, двумя деревянными пластинками, образующими трубочку, относится к XVI в., если судить по «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона» (1885).

В ряде славянских языков сохранилось такое название карандаша, которое он получил в то время, когда карандаши изготовлялись не из графита, а из свинца и представляли собой свинцовые палочки: ołówek (польск.), оловка (сербск.), олівець (украинск.). То же наблюдается и в других языках: новогреческом (molibi), немецком (Bleistift), турецком (kurşunkalem). В испанском, итальянском и португальском языках название карандаша по значению связано с понятием «камень»: lápiz, lápis. В ряде языков в силу исторически сложившихся условий существует несколько названий для карандаша: lapes, moliv, kalem (в албанском), калем, молив (в болгарском), аловак, карандаш (в белорусском).

В русском, а также в тюркских (и некоторых других) языках палочка с графитным сердечником для письма, черчения или рисования носит название карандаш (азербайджанский, калмыцкий, киргизский, лезгинский, таджикский, татарский, тувинский, удмуртский, хакасский и др.).

Во второй половине прошлого столетия академик Я. Грот попытался дать этимологию этого слова.

Карандаш (тюрк., кара- черный, таш- камень).

Эту этимологию повторил в своем «Опыте» Н. В. Горяев.

Карандаш-ъ, -икъ, турецк. karataş.

Во втором издании этой книги читаем:

Карандаш-ъ, икъ; тюркск. кара-таш (таш, даш — камень).

Однако в турецком языке словом karataş (“черный камень”) называется не орудие для письма, а минерал аспид, идущий на изготовление грифельных досок.

В словаре А. Г. Преображенского сказано: «Из тюрк. караташ: кара черный, таш, даш шифер». У М. Фасмера: Карандаш. Из тюрк. “черный камень”, тур. karataş “черный сланец”.

В КЭС эта этимология повторяется:

Карандаш. Заимств. в XVIII в. из тюркск. Тюркск. карандаш образовано путем сращения двух слов: кара — “черный” и даш — “камень, шифер”.

Эту гротовскую этимологию приводят не только этимологические и толковые словари, но и отдельные авторы.

Можно было бы сказать, что такая этимология, предложенная более ста лет тому назад, выдержала испытание временем и стала общепризнанной. Однако этому мешают два обстоятельства, на которые до последнего времени не обращалось внимание.

Во-первых, в названиях, данных различными народами предмету карандаш, содержатся такие понятия, как “камень” (lapez, lapis, lapes), “свинец” (ołówek, оловка, олівець, аловак, Bleistift, kurşunkalem, moliv, молив, plombagina), “тростник” (kalem, калем). Но ни в одном из языков в названии карандаша нет понятия “чёрный”. Во-вторых, никто из этимологов не указывает на происхождение звука н, находящегося между кара (“чёрный”) и даш (“камень”).

Только 40 лет назад в статье известного тюрколога профессора Н. К. Дмитриева «О тюркских элементах русского словаря» слово карандаш было выделено в разряд «тюркизмов, требующих дополнительной документации». Автор указывал, что «…,.с фонетической стороны трудно объяснить звук н в середине слова». Это обстоятельство заставило исследователей обратиться к поискам иной этимологии слова.

В Древней Греции, как и в Древнем Риме, для письма употребляли остро очиненные тростниковые палочки, которые у греков назывались kalamos, a y римлян — kalamus. Письмо тростниковыми палочками распространилось по всему Востоку. Вместе с тростниковыми палочками распространилось и их название.

В настоящее время слово calamus, являясь названием тростника, писчего пера, ручки, карандаша, бытует в той или иной фонетической форме в ряде языков: в азербайджанском (гэлэм — “перо”, “ручка”, “тростник”), болгарском (калем — “карандаш”, “перо”, “трость”, “трубка”), грузинском (kalami — “перо”), киргизском (калам — “перо”), татарском (калэм — “перо”), турецком (kalem — “перо”).

Когда вместо свинцовых стержней в тростниковые трубки стали вставлять стерженьки из минерала графита (чтобы при письме не пачкались руки и не ломались стержни), возникло новое, сложное слово *kalamdaş (kalam - тростник, daş — камень), которое в форме каран-даш вошло в русский язык.

Теперь этимологу остаётся доказать, что карандаш — это изменившее свой фонетический облик слово *kalamdaş. Есть ли в словарном составе русского языка слова, в которых произошла мена м на н и л на р?

Явление мены м на н в русском языке не необычно: оно наблюдается в таких словах, как доМкрат - доНкрат, жеМчуг — жеНчуг, иМбирь — иНбирь, каМфора — каНфора. Следовательно, *kalamdaş > *kalandaş. Что касается замены звука л звуком р в русском языке, то она тоже не представляется невозможной: мусульманин — басуРманин, мумЛить - мумРитъ, обмишуЛить — обмишуРить, Следовательно, и *kalamdaş> karandaş.

Примеры говорят о том, что первый компонент композита карандаш никакого отношения к кара — “чёрный” не имеет, он является фонетически изменённой формой слова kalam — “тростник”, чем и объясняется наличие звука и в рассматриваемом слове.

Из тюркоязычных народов азербайджанцы сохранили первоначальную форму *kalamdaş — гэлэм-даш, которая до недавнего времени употреблялась наравне с заимствованной из русского языка формой карандаш, но была вытеснена последней, что отмечается в «Азербайджанско-русском словаре» 1941 г.

Считавшаяся долгое время бесспорной этимология слова карандаш стала ошибочной. Теперь словарная статья, посвящённая этому слову, в этимологическом словаре может выглядеть так:

Карандаш — тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку и употребляемая для письма, черчения и рисования. Восходит к тюркскому *kalamdaş - «тростник-камень» (тростниковая трубочка с вставленным в неё стержнем из графита). Ср. азерб. гэлэмдаш (гэлем — “перо”, “ручка”, “тростник”, даш — “камень”) — карандаш. При заимствовании ещё в тюркских диалектах слово *kalamdaş претерпело фонетические изменения: в нем звук м изменился в н, а л в р (как в словах канфора вм. камфора, басурманин вм. мусульманин).

Приведённая этимология, изложенная в статье «К этимологии слова карандаш», предлагается и венгерским тюркологом Ю. Неметом. Позже статья была опубликована на немецком языке в сборнике Acta linguistica, Academiae Scientiorum Hungarice под названием Das Russische Wort карандаш Bleistift.

Всякая новая этимология какого-либо слова может быть или истинной, или гипотетической. Как только одна из гипотетических этимологий переходит в разряд бесспорных, все остальные этимологии этого же слова, сколько бы их ни было, признаются ошибочными.

Некоторые лингвисты считают, что последующие этимологические словари не должны давать этимологию, ошибочность которой доказана. Высказывается и иная точка зрения. Р. А. Ачарян, например, пишет: «Упоминание об ошибочных этимологиях наряду с правильными отражает историю развития науки. Это — картины или зеркало всех тех изысканий, которые произвели многие авторы, чтобы достигнуть истины: ошибочные этимологии подкрепляют достоинства правильной этимологии».

Введенская Л. А., Колесников Н. П. — Этимология — СПб, 2004 г.

Альбина Бородина

В моём занятии была представлена презентация о возникновении карандаша. Фильм о том как делают карандаши. И открытие музея карандаша в группе.

Цель

: Познакомить детей с историей появления и производства карандашей.

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.

Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Ход занятия

Вос-ль

: Ребята сегодня я расскажу историю о появлении одного простого предмета, а какого вы мне сейчас назовёте отгадав загадку: Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Дети:

Карандаш.

Вос-ль:

Правильно карандаш.

Текст к слайдам.

Чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали.

Прошло много времени, уголёк заменили на свинцовую палочку, которую, для удобства, вкладывали в трубочку из кожи.

Так продолжалось очень долго до XVI века, пока не была найдена новая основа карандаша - грифель. Впервые минерал - грифель обнаружили английские пастухи, они заметили что когда овцы трутся о камни то становятся черными. Убедившись в том, что этот минерал не подходит для изготовления пуль и оружия, люди принялись изготавливать из него тонкие заостренные палочки, правда, пригодные только для рисования, а не для письма, так как очень пачкали руки.

Так как графит очень мягкий в него начали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш.

Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.

Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша.

Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.

Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого.

В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.

Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, шестигранные, восьмигранные, плоские, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

А сейчас давайте мы с вами вспомним чем люди рисовали.

(закрепление увиденного)

Физкультминутка

Карандашик потянулся, раз нагнулся, два прогнулся.

Руки в стороны развёл,а точилку не нашёл.

Чтоб точилку нам достать, нужно на носочки встать.

фильм о производстве карандаша)

Открытие музея.

Что, казалось бы, интересного в обычном карандаше? А ведь без него - никуда. Даже первые космонавты улетали с ним в космос. Ведь он может писать не только в космосе, но и под водой, и перевернутый вверх! Он не течет (что очень важно), и его надпись легко удаляется. А главное, как можно рисовать без него? Так что никакая клавиатура компьютера его не заменит. Так как же началась история карандаша?

Далеким предком карандаша можно считать головешку из костра, которой первобытный человек делал первые рисунки на стенах пещер.

С появлением бумаги появились тушь и чернила . Но носить их с собой, ждать, когда они высохнуть, переживать из-за клякс…. Нет, художникам надо было что-то другое. На помощь пришел древесный уголь. Сухие ивовые палочки связывали в пучки, ставили в горшке в печь и ждали, когда они станут углями. Но пользоваться ими было неудобно: уголь пачкал руки и размазывался по рисунку.

А вот, начиная с 13 века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке и хранили в футляре. Наверное с этого момента и можно считать, что началась история карандаша . Такой «серебряный карандаш» требовал высокого мастерства, так как стереть начертанное им было невозможно. Существовал и «свинцовый карандаш».

Через триста лет появились графитные карандаши . Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле темную массу, которой они стали метить овец. Эта масса была похожа по цвету на свинец, и месторождение приняли за залежиэтого металла. Но так как пули сделать из него не получилось, из нового материала стали делать тонкие, заостренные на конце палочки и рисовать ими. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

Художники, чтобы было удобно и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, заворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой.

Современный карандаш изобрел двести лет назад французский ученый Конте. В это время Англия запретила вывоз графита из страны. За нарушение этого указа наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Конте предложил делать пишущие стержни из смеси порошка графита с глиной и помещать их в деревянную облочку. Он придумал обрабатывать смесь высокими температурами, и стержень карандаша наконец-то стал твердым!

Прошло уже более 200 лет, а карандаши все продолжают делать по этому рецепту. А вот их форма как только за эти годы не менялась! Они бывают круглые и с гранями, есть карандаши с увеличительным стеклом на конце или даже с бубенчиками. Они позванивают, и писать веселее! Есть карандаши с таблицей умножения, с азбукой, дорожными знаками. И даже для школьников, которые имеют обыкновение их грызть, сделаны витаминизированные карандаши!

Загрузка...