crimea-fun.ru

Дополнительный материал о любом деятеле эпохи возрождения. Деятели эпохи возрождения

Учитель истории и обществознания

ГБОУ лицей №82 Петроградского района

Город Санкт-Петербург

Шкредова Наталья Юрьевна

Урок-презентация

По Всеобщей истории 7 класс

«ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с Эпохой Возрождения.
  2. Сформировать представления о взглядах на мир средневекового человека и человека нового времени.
  3. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
  4. Содействовать воспитанию уважения к мировой культуре.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

План урока

1. Вводная часть.

Вызов. Задача этого этапа вызвать интерес к данной теме и актуализировать ранее полученные знания.

2. Содержательная часть:

Индукция. Изучение нового материала, просмотр презентации.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Этапы Возрождения: Раннее, Высокое, Северное.

Направления: наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка.

Значение эпохи в мировой культуре.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Закрепление пройденного и формирование личного отношения к теме урока.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Ведение.

В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

На этом же этапе предлагается задание-загадка. Учитель приводит цитату, в которой речь идёт как будто не о человеке, а о волшебнике: . Учитель предлагает ученикам высказать свои предположения, но окончательный ответ предлагается дать в конце урока.

Перечень вопросов:

Каким был взгляд средневекового человека на себя и на мир?

Выберите, какой взгляд на себя и на мир в целом начал складываться у европейца 15 века: а) человек ощущал себя частью коллектива (общины, сословия, цеха, церкви) б) человек ощущал себя отделённым от коллектива личностью?

Почему новую культуру назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как?

В результате этого опроса должны сложиться следующие заключения: городская среда Италии породила новый тип личности: энергичного, состоятельного и активного человека, способного на самостоятельные решения, для которого были неприемлемы средневековый аскетизм, самоунижение и презрение к земной жизни. Возрождалась античность, именно она казалась образцом для подражания. В Италии, наследнице Великого Рима, для этого создавались прекрасные возможности. Возник гуманизм, который отражает новый характер философии эпохи Возрождения.

Итогом этой беседы станет переход к просмотру презентации, первым слайдом которой будет определение понятия Возрождения:

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" - так и появился термин.

2. Основная часть урока.

Данный этап урока сопровождается показом презентации и обсуждением слайдов.

Учитель даёт вводные понятия рассматриваемой эпохи. Рассматривается слайд "общая характеристика".

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Далее учитель переводит рассказ и беседу на освещение основных этапов становления и развития эпохи Возрождения. Рассматриваются слайды "Раннее Возрождение", "Высокое Возрождение", "Северное возрождение".

Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек", 1490 г 11

Период так называемого "Раннего Возрождения" охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства.

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Возрождением", оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи.

Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г .

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть "Северное Возрождение". Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода - замок Шамбор.

Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Следующим материалом, к которому переходит учитель, является рассмотрение различных направлений в культуре эпохи Возрождения: наука, архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка. Беседа и повествование идёт в указанном русле. Рассматриваются иллюстрации , слайды "Наука", "Литература", "Изобразительное искусство", "Архитектура", "Музыка".

Великие географические открытия Николай Коперник

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной.

В 1459 г. во Флоренции создается академия - новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам.

Здание академии во Флоренции

Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках - ученый Томас Мор предпринял попытку разработки "идеального" общественного устройства".

Портрет Томаса Мора, 1527 г.

11В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи - романе Мигеля Сервантеса "Дон Кихот".

Иллюстрация к роману "Дон Кихот"

Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир.

Уильям Шекспир

Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г

Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Архитектура Венеции

Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы - Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве.

В заключении основной части повествования учитель с учениками подводит итог вышеизложенного, и кульминацией этой части урока является заключительный слайд :

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.

3. Заключительная часть урока.

Учитель предлагает учащимся загадку из начала урока: "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца" . Ученики вспоминают версии, которые они выдвигали, возможно, корректируют их.

Раскрывается ответ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Учитель рассказывает, что в свидетельстве о смерти Леонардо да Винчи написано : "Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского".

Италия - родина Возрождения;

Гуманизм - идеология Возрождения в конце XV-XVI веков;

Люди Возрождения пытались показать мир таким, каков он есть на самом деле, подчеркнуть индивидуальность человека, утвердить его мощь и красоту.

4. Домашнее задание.

Основное задание : учебник параграф 9, выучить новые понятия, ответить на вопросы (устно).

Дополнительное задание (творческое) : представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать?

Презентация прилагается

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Наука Развитие знаний в XIV–XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, Великие географические открытия

Наука а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной. Николай Коперник

Наука В 1459 г. во Флоренции создается академия – новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам. Здание академии во Флоренции

Наука Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках – ученый Томас Мор предпринял попытку разработки «идеального» общественного устройства». Портрет Томаса Мора, 1527 г.

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир. Уильям Шекспир

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Архитектура Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы – Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. Архитектура Венеции

Музыка В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве. Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


Эпоха Возрождения May 12th, 2017

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:


  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения - это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами - англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский - один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни - итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса - Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень - французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер - выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения - протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор - английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский - видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли - яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа - известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи - один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти - один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти - гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио - выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».


Период наивысшего культурного и идейного развития стран Европы называют эпохой Возрождения (14-16 века, Ренессанс), а сам термин придумал Новое веяние сменило Средневековье. Это было время развития искусства, торговли, уже зарождалась современная наука, было совершено множество открытий, изобретений. Центром культуры стала Италия. Появилось книгопечатание, что ускорило процесс получения знаний. Основные черты эпохи Возрождения - это светский характер культуры и направленность на деятельность человека и его самого. Возрастает интерес к истории античности, происходит своего рода её возрождение (отсюда и название новой эпохи). В это время Западная Европа захватила лидерство как в науке, технике, так и культуре. Рассмотрим подробнее этот период перемен и творческого взлёта.

Характерные черты эпохи Возрождения

  1. Превознесение человека, преимущественно гуманистическое мировоззрение.
  2. Отрицание привилегий высшего сословия, антифеодализм.
  3. Новое видение Античности, ориентация на это направление.
  4. Подражание природе, предпочтение естественности во всем.
  5. пренебрегали схоластикой и правом (как её разновидностью).
  6. Интеллигенция начинает формироваться в качестве социальной прослойки.
  7. Нравственный нигилизм, религиозный анархизм (дело в том, что люди эпохи Возрождения проповедовали аморальное поведение).


Перемены в обществе

Развивалась торговля, росли города, начали формироваться новые классы в обществе. Рыцари сменились наёмной армией. Из-за началось широкое распространение рабовладения. В Америку и Европу вывезли порядка 12 миллионов негров из Африки. Изменились общественные идеалы и мировоззрение. Образ человека в эпоху Возрождения изменился, теперь он превратился из покорного раба Бога в центр поклонения. Господствовала вера в безграничные возможности людского разума, в красоту и силу духа. Удовлетворение всех естественных (природных или натуральных) потребностей — вот идеал человека в эпоху Возрождения.

Творчество

В это время искусство отделили от ремесла. Архитектура, живопись, скульптура - всё изменилось.

Архитектура

Какие же характерные черты эпохи Возрождения в этом виде искусства, что изменилось по сравнению со Средневековьем? Теперь начали активно строить и украшать не только церковные здания. Широко распространилась «ордерная система» Античности, несущие и несомые конструкции, будь то балки или стойки, изготавливались в либо украшались орнаментом. В архитектуре преобладала готика. Ярким примером может служить собор в Сиене Джованни Пизано.

Живопись и скульптура

Люди эпохи Возрождения привнесли в искусство живописи пространственную и знание пропорций и анатомии тела. Появились картины с изображением сюжетов из Античной мифологии, повседневные и бытовые иллюстрации, а также темы национальной истории. Масляные краски помогали художникам воплощать их замыслы.

Виды искусства переплетались между собой. Многие гении посвящали себя нескольким видам, а не останавливались на развитии только в чём-то одном.

Литература

Данте Алигьери (1265-1321) - самый известный поэт этой эпохи. Он родился в семье феодалов во Флоренции. Считается основоположником современного литературного итальянского языка. Сонеты Данте, воспевавшие любовь не к Богу, а к простой девушке Беатриче, были смелы, дерзки и по неземному прекрасны.

Свои страстные сонеты он написал на наречии простолюдинов, сделав этот язык словом высокой поэзии. Лучшим произведением в творчестве считается «Божественная комедия», которую называют энциклопедией человеческой души. Поэт был бунтарём, потому его два раза приговаривали к смертной казни, однако он избежал такой кончины, а умер в итоге от болезней и нищеты.

Наука

Знание стало превыше всего. Своего рода культ науки. В период Ренессанса активно велись раскопки, поиски древних книг, создавались музеи, экскурсии, библиотеки. Древнегреческий и иврит начинают преподавать в школах. Учёные открыли гелиоцентрическую систему, появилось первое обоснование бесконечности Вселенной, пополнились знания по геометрии и алгебре, очень много преобразований и открытий было в сфере медицины.

Знаменитые люди эпохи Возрождения

Это время подарило множество известных гениев. В статье хотелось упомянуть тех, без кого просто не было бы эпохи Возрождения.

Донателло

Великий человек (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, который впоследствии стали классикой вида и формы архитектуры Ренессанса. У Донателло много заслуг. Этот человек придумал скульптурный портрет, решил проблему устойчивости постановки фигур, выдумал новый тип надгробий, отлил бронзовый памятник. Донателло первым показал человека обнажённым в камне, сделал это красиво и со вкусом. Лучшие работы: Георгия, прекрасная Юдифь, конный памятник Гаттамелате, Мария Магдалина.

Мазаччо

Настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401-1428). Одержимый живописью художник был рассеян, беспечен и равнодушен ко всему, кроме искусства. В его работах можно проследить основные черты эпохи Возрождения.

Во фресках, написанных во Флоренции для церкви Санта-Мария-дель-Кармине, впервые использовалась система линейных перспектив. Новыми для того времени были: выразительность лиц, лаконичность и почти трехмерная реальность форм. Изображая чудо, художник лишал его мистики. Самые известные работы: «Изгнание из Рая», «Грехопадение».

Иоганн Гутенберг

Одним из величайших достижений этого человека стало изобретение книгопечатания. Благодаря этому открытию распространялись смелые повысилась грамотность населения.

Леонардо да Винчи

Этим гением восхищались во все времена. Итальянец был настолько многогранен, что удивляет, сколько же талантов соединилось в одном человеке. Родился Леонардо 15 апреля 1452 г. вблизи Флоренции (местечко Винчи), он был сыном нотариуса Пьера да Винчи и простой крестьянки. В 14 лет мальчик поступил на учебу к скульптору и живописцу Верроккьо, занимался около 6 лет. Самые популярные произведения: «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Мона Лиза». Самой любимой наукой считал математику, говорил, что нет достоверности там, где нельзя её точно просчитать. Порой совершенство Леонардо во всём пугает, он обладал необычными способностями, совершил тысячи открытий, которые и сейчас с трудом поддаются пониманию. Это был великий человек. Леонардо изучал полёты птиц, которые вдохновляли его на новые открытия. Он придумал паровую машину, домкрат, будильник, пирамидальный парашют, спроектировал первый летательный аппарат, самолёт (сделали его только в 20 веке) и многое другое. Леонардо говорил, что даже самые смелые замыслы человека когда-нибудь будут воплощены в реальность, и он был прав. Вклад гения в развитие общества велик. Молодой человек был хорош собой, силён, остроумен. Говорят, что он был модником. Таким образом, Леонардо просто уникален, гениален и идеален во всем.

Идеи

Учение эпохи Возрождения сводилось к тому, что людское существование можно объяснить не только религиозными догмами.

Отстаивал республиканскую форму правления. Более не считалось, что политика связана с церковью, много времени начали уделять вопросам свободы человека.

Первым отказался от идеи дарования власти Богом своему наместнику на земле. Эта идея раскрыта в его знаменитой работе «Государь». Студенты юридических университетов и сейчас в обязательном порядке знакомятся с этим трудом.

Жан Боден также отвергал идею о даровании Богом власти, но силу государства видел именно в монархии. Правитель должен заботиться о людях, а если народ против правления тирана, то он может его свергнуть или убить.

Период Возрождения подарил человечеству множество талантливых людей, полезных открытий, культурное развитие, потому эта тема всегда интересна и востребована.

В конце XIII - начале XIV вв. в Европе, а именно - Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название "культура Возрождения " (Ренессанс). Термин "Возрождение" указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима , разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья . Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином "гуманистическое " (от лат. humanus - человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность, красота. В качестве "идеального человека" признавалась сильная, талантливая и всестороннее развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, - это "универсальный человек ", человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.

Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы. Живопись Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины "Весна" и "Рождение Венеры".

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества , обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы - "Тайная вечеря" - фреска в миланском монастыре Сайта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: "Один из вас предаст меня", а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название - "Джоконда", по фамилии ее мужа.

Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель "Сикстинской мадонны", величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур "Утро", "Вечер", "День", "Ночь", выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью "превзойти природу".

Замечательными художниками венецианского Возрождения были Джорджоне (1477-1510), создавший знаменитые полотна "Юдифь" и "Спящая Венера", и Тициан (1477-1576), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.

К концу XV - первой трети XVI вв. относится расцвет творчества Ариосто (1474-1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы "Неистовый Роланд", героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие, необыкновенные приключения.

Следующий этап в культуре Возрождения - Позднее Возрождение , которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI - первые годы XVII вв.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция . В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция , преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен "Индекс запрещенных книг", впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В "Индекс" вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1548-1600), автор знаменитого сочинения "О бесконечности, Вселенной и мирах".

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубокими, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация .

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Вьщающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения "Письма темных людей", в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу (от лат. reformatio - преобразование) католической церкви, за создание "дешевой церкви" без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутренее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию , что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484-1531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562), создатель наиболее последовательного реформационного движения.

Реформация победила в Швейцарии в XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой "Похвалы глупости", для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо.

Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Дирка Коорнхерта , выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде , автора национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569), Франса Халса (1580-1660).

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени.

Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора "Утопии", представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Синди (1554-1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599).

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий "Гамлет", "Король Лир", "Отелло", исторических пьес "Генрих VI", "Ричард III", сонетов . Шекспир был драматургом в лондонском театре "Глобус", который пользовался большой популярностью у населения.

Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы , а также плутовские романы . В этом жанре впервые выступили Фернандо де Рохас , автор известной трагикомедии "Селестина" (написана ок. 1492-1497 гг.). Эту линию продолжил и развил испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного "Дон-Кихота", писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман "История жизни пройдохи".

Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как "Собака на сене", "Учитель танцев".

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман "Гаргантюа и Пантагрюэль". В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием "Плеяды ". Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д"Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного "принцем поэтов", оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом.

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - "Опыты" - представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. "Опыты" Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили свою значимость и привлекательность и в XVII веке. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов - Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы. (Как известно, после произошедшей в конце XVI веке буржуазной революции, Нидерланды распались на две части - королевскую Фландрию и буржуазную Голландию). Эти художники, которых сближала мощь и оригинальность дарования, сумели по-разному воплотить и библейские сюжеты, и образы современников.

Нельзя не вспомнить и о классицизме , стиле и направлении в литературе и искусстве, возникшем в XVII в. и обратившемся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике - наиболее гармоничному, соразмеренному и спокойному периоду в истории древнегреческой культуры. Обретя строгие, незыблемые формы в эпоху правления "короля-солнца" Людовика XIV, классицизм призван был служить укреплению идеи незыблемости общественного устройства, долга человека перед государством.

Классицизм более всего был взят "на вооружение" абсолютистскими государствами; им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства; государство претендовало на "разумность", хотело, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее и героически-возвышенное начало. В официальном, придворном классицизме немало фальшивого и льстивого и, разумеется, нет ничего общего с античными идеалами, к которым он хочет искусственно приблизиться. Идея "долга", "служения", которая красной нитью проходит через эстетику классицизма, совершенно чужда античности с ее культом естественного и непринужденного выявления нормальных человеческих стремлений и чувств. Классицизм развивал другую сторону гуманистических идеалов - стремление к разумному гармоническому строю жизни.

Закономерно, что в эпоху национального сплочения, преодоления феодальной раздробленности эта идея жила в самых недрах народного сознания. Народу Франции она была близка: ясная разумность и трезвость духа, гармоническая простота строя чувств недаром считается особенностью французского национального гения. Энергичный Корнель , возвышенный Расин, демократический Мольер и мечтательный Пуссен воплощают ее каждый по-своему. Вообще в эту эпоху происходит процесс кристаллизации национальных особенностей эстетического сознания народов, налагающих явственный отпечаток на всю последующую историю искусства.

В классицизме XVII столетия, быть может, самым правдивым было то, что идеал разумного бытия рисовался, как мечта. Ведь именно мечтой о золотом веке предстают перед нами полотна Пуссена и пейзажи Клода Лоррена . И, напротив, фальшивы были полотна, аллегорически живописующие современную французскую монархию и ее деятелей, как уже воплощенный идеал классических доблестей.

Что характеризует истолкование античности французскими классицистами? Главное состоит втом, что они переосмыслили античную меру, которую эстетика Возрождения трактовала в духе внутренней гармонии, якобы присущей человеку по его природе. Классицисты тоже ищут гармонию личного и общественного. Но они ищут ее на путях подчинения индивида абстрактному государственному принципу.

Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Николо Буало (1636-1711). Свою теорию он изложил в стихотворном трактате "Поэтическое искусство" (1674).

В своих суждениях Буало опирается на картезианскую философию (Декарт) , атакже на уже сложившуюся художественную практику (Корнель, Расин, Мольер). Одним из основных принципов эстетики Буало является требование во всем следовать античности. В своем творчестве Корнель и Расин действительно очень часто обращаются к античным сюжетам, хотя трактовку дают им современную. Буало считал, что совершенным может быть только один тип эпоса -трагедии или комедии. Всякий другой тип объявлялся отклонением от совершенства. Угодный для него образец того или иного рода и жанра от считал соответствующим самому разуму.

Опираясь на априорные законы разума, Буало формулирует ряд непререкаемых правил поэтического творчества. Таково правило трех единств - единства места, времени и действия, - которое он рассматривает как закон самого разума.

Но при всех недостатках и исторической ограниченности эстетика классицизма содержала рациональные моменты. Основной заслугой классицистов является культ разума . Ставя разум на пьедестал верховного судьи в области художественного творчества, они тем самым наносили сокрушительный удар феодальной анархии, феодально-религиозной авторитарности в теории и практике искусства. Возвышая разум, сторонними принципов классицизма устраняли авторитет "священного писания", церковного предания в художественном творчестве. Несомненно прогрессивным было требование Буало исключить из искусства христианскую мифологию с ее чудесами и мистикой.

Как бы ни были догматичны нормы, сформулированные классицистами, многие из них не утратили своего значения и по сей день. Таковы, например, их требования четкой характеристики типа, стройности композиции произведения, ясности и точности языка, правдоподобности и достоверности того, что изображается. Все эти требования, будучи очищенными от их догматической окрашенности, имеют рациональный смысл и заслуживают внимательного изучения. Даже требование трех единств, против чего особенно яростно выступали романтики, не лишено рационального содержания. В догматической форме здесь выражена мысль о необходимости изображения явлений в их объективной пространственно-временной связи.

Французский классицизм оказал большое влияние на теорию и практику искусства других стран. У французских классицистов были последователи в Англии (Драйден и др.), в Германии (Готшед и др.), в России (Тредиаковский, Сумароков и др.). В каждой стране теория классицизма преломлялась в соответствии с национальными особенностями.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 9111

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Загрузка...