crimea-fun.ru

Авторская позиция в романе преступление и наказание. Сочинение Достоевский Ф.М

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольни-кова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от пюдей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой атуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой 2онм Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.
Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мар-меладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольни-кова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от пюдей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой атуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой 2онм Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.
Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мар-меладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал... А. С. Пушкин «Преступление и наказание» считается одним из самых социально направлен­ных романов Ф. М. Достоевского. Писатель убедительно показывает, что капита­лизм создает большую пропасть между бедными и богатыми, разъединяет людей. Вот почему Достоевский исследует важную этическую проблему - проблему оди­наковой ценности всех людей при их фактическом неравенстве. Бедный студент Раскольников, стремясь помочь всем людям, выдвигает теорию о праве сильной личности во имя высокой цели переступать через нравственные законы общества. И не только выдвигает, но и хочет доказать на практике себе и другим, что сам он относится к избранным. Для этого Раскольников обдумывает и совершает преступление - убивает старуху-процентщицу. Но затем начинает тер­заться муками совести и не умеет воспользоваться плодами своего злодейства. За словами Раскольникова о благе человечества отчетливо проступает идея На­полеона - идея одного избранного, стоящего над человечеством и предписываю­щего ему свои законы. Достоевский ставит вопрос: допустимо ли, чтобы один чело­век (или группа людей) присвоил себе право быть «благодетелем человечества»? Старуха-процентщица для Раскольникова - символ зла. Достоевский описывает ее без всякой симпатии: крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с малень­ким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смаза­ны маслом». Но допустимо ли ради счастья большинства уничтожить нужно мень­шинство, пусть даже единственную, никому не нужную старуху? Раскольников отвечает: да. А Достоевский всем художественным содержанием романа говорит: «нет» - и последовательно опровергает своеволие Раскольникова. В чем же автор видит ошибочность теории Раскольникова? С точки зрения ути­литарной морали, против нее трудно возразить. Чтобы в государстве было больше счастливых людей, надо поднять общий уровень зажиточности, каждый должен обогащаться, заботиться о личной выгоде, не думая о любви к другим людям. Равнодушие к человеческой жизни опасно и смертельно для общества, поэтому убийство должно внушать страх нормальным людям. Раскольников требует свобо­ды от этого страха для немногих избранников человечества, которые могут ради счастья людей переступить закон. Сам Родион хочет защитить униженных и ос­корбленных. Но Достоевский показывает, что если он станет человеком, которому все позволено, то неизбежно кончит презрением к этим обездоленным людям, к «тварям дрожащим». Эта теория бесчеловечна, говорит нам Достоевский. Ведь если разрешить себе убивать презренных «людишек», неизбежно встанешь на одну дос­ку со Свидригайловым, совершавшим преступления просто от скуки. Тем более, что Родион Раскольников не может до конца выдержать роль сверхчеловека - он жалеет семью Мармеладовых, пьяную девочку на бульваре, чувствует себя винова­тым перед матерью и сестрой. Судьба Свидригайлова - одна из возможных судеб Раскольникова. Недаром он приходит в полицию с повинной именно после само­убийства Свидригайлова. Достоевский показывает, как в Раскольникове идет внутренняя борьба между совестью и разумом. Ведь он по-прежнему считает свою теорию правильной и толь­ко себя - не выдержавшим испытания. Достоевский полагал, что натура человека противится любым доводам рассудка, если они идут вразрез с ней. Действительно, хотя Раскольников и не испытывает раскаяния, он чувствует себя отрезанным от всех людей, даже от матери и сестры. Он - частица мира, которая не может почув­ствовать себя над миром. Достоевский написал свой роман после каторги, когда его революционные убеж­дения сменились религиозными. Поиски правды, обличение несправедливого уст­ройства мира, мечты о счастье человечества сочетались у него с неверием в насиль­ственную переделку мира. Он полагал, что ни при каком общественном устройстве нельзя до конца избежать зла, мир спасет не революция, а нравственное совершен­ствование каждого человека. Поэтому Раскольникова спасает Соня Мармеладова, по­могающая ему стать на путь религиозного раскаяния и очищения души через стра­дание. Только любовь, символ которой Христос, может спасти мир. Сегодня, с высоты XXI века, мы понимаем, что и христианство, именем которо­го иногда творились страшные злодеяния, не для всех и не всегда является спасе­нием. Но мы благодарны гению Достоевского, открывшему для нас важные сторо­ны человеческой души и развенчавшему бесчеловечную теорию «вседозволенности».

Достоевский Ф. М.

Сочинение по произведению на тему: Авторская позиция и формы ее выявления в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения - убийство, совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого преступления. Описывая жизнь того времени, поднимает различные проблемы. Одна из них - человек и общество.

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга противоречий жизни. Одержим желанием изменить жизнь и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”,- так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Сам Достоевский говорил: “Я лишь реалист в высшем мысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его героев. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех “движений души человеческой”, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки. Он подробно описывает бедный квартал Петербурга, где ютится Раскольников, его прогулки по Сенной, и становится ясно, что автору близка и дорога эта часть Петербурга.

Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Тревожные предчувствия усиливают монологи Раскольникова. Размышляя над письмом, полученным из дома, он словно вступает в разговор с сестрой и матерью, так явственно звучат их интонации.

Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова наметками, развертывая в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.

Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания Раскольникова, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог, потому что преступление отчуждало его от

людей, потому что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, и в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться к нравственному воскрешению.

Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и решает его отрицательно - не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное,

внутреннее страдание.

Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Он считает, что человек, который служит другим людям, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.

По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут причинять друг другу страдания, строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла другим. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.

Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.

Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. Но Достоевский не видит путей изменения общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания. Но самое главное, что свой великий гуманизм, высокую проповедь добра и сострадания к людям, боль за человека он сумел выразить в своих книгах, и в этом проявилась его нравственная позиция писателя, классика русской и мировой литературы.

dostoevskiy/prestuplenieinakazanie27

Позиция Ф.М.Достоевского задана самим названием романа — «Преступление и наказание»..

Причем сама произведения определяет отношение автора к названным понятиям, поскольку:

  • Лишь одна часть произведения посвящена преступлению,
  • А целых пять — наказанию.

Авторская позиция Достоевского в романе «Преступление и наказание»

«Он был задавлен бедностью»,

— скажет он, чтобы объяснить состояние души . Такая же задавленность характерна и для семьи Мармеладова. Трагична судьба самого отца семейства, гибнущего под колесами щегольской коляски, и его жены, Катерины Ивановны, умирающей от чахотки.
Вместе с героем автор-писатель возмущен сценой на бульваре

«Ах, жаль- то как! Совсем еще ребенок. Обманули как раз.».

Весь мир униженных и оскорбленных вопиет о несправедливости, о необходимости социальных перемен. Авторская позиция здесь ясна.

Отношение Достоевского к теории главного героя

Не менее явно выражена эта позиция и по отношению к теории Раскольникова.

Автор судит героя не по юридическим законам, а по законам нравственным. Всей Достоевский говорит о том, что деление на «право имеющих» и «тварей дрожащих» неверно, даже пагубно. Ложности теории не выносит и душа героя. Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил». Путь воскресения героя в покаянии, в возвращении к христианским заповедям.

Выбор Родиона, человека доброго, совестливого, сострадающего ближнему, говорит о том, что автор считает: теория может подчинить себе не только плохого человека (по таким же законам живет, например, Свидригайлов), но и человека по сути своей неплохого.

Таким образом, Достоевский открыто заявляет, что рассудочные теории вредны и тем, что они имеют удивительную власть над своим создателем, и тем, что они, как правило, не учитывают многомерность и многообразие жизни.

Проводником позиции автора в романе «Преступление и наказание» становится . Основа ее жизни — жертвенность во имя ближнего и христианское смирение. Близость судьбы героев (она тоже преступила закон, только в отношении самой себя) показывает их различие в нравственном отношении к жизни.

«Это человек-то — вошь?»

— восклицает Сонечка. Достоевский и его героиня уверены, что счастье нельзя построить на страдании других людей.

Только жертвенность и христианские заповеди при любой ситуации сохраняют человека в человеке.

Человек же, обрекший себя на падение в ад, даже преследуя благие цели, оказывается отрезанным от других людей. Так чувствует себя Родион Раскольников не только после убийства, но и на каторге, пока не доходят до него слова Евангелия.

Катастрофичность теории Раскольникова показана Достоевским и в последнем сне героя, где осуществление его теории доведено до вселенских масштабов. Именно и Евангелие становятся последней каплей в возрождении героя. Само возрождение Родиона, считает автор, сопряжено с трудностями, почти с подвигом.

» Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

Наша презентация

И все же у автора нет готовых рецептов преобразования жизни. Раскрывая сокрытую даже от самого человека сущность его, Достоевский показывает глубины человеческой психики, возможные глубины его падения и возвышения. Писатель ощущает современную ему действительность как кризис человечности, взывающей о возрождении высшего нравственного идеала.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
Загрузка...