crimea-fun.ru

Юрий айзеншпис: "17 лет тюрьмы - слишком тяжелое наказание за ошибки молодости. за все это время у меня было три контакта с женщинами"


Продюсер Юрий Айзеншпис

15 июля исполнилось бы 73 года известному продюсеру Юрию Айзеншпису, но 13 лет назад он ушел из жизни. Его называют первым советским продюсером, так как именно он ввел в обиход этот термин. Благодаря ему невероятной популярности достигли в 1980-1990-х гг. группы «Кино», «Технология» и «Динамит», певица Линда, певцы Влад Сташевский и Дима Билан. Айзеншпис был одной из самых ярких и противоречивых личностей в мире шоу-бизнеса, никто не отрицал его профессионализма, но среди артистов он заслужил прозвище Карабаса-Барабаса.


Юрий Шмильевич Айзеншпис появился на свет в 1945 г. в Челябинске, позже семья переехала в Москву, где Юрий получил экономическое образование. Еще во время учебы в институте он занялся продюсированием, хотя тогда такого понятия еще не существовало. Все знают о проектах Айзеншписа 1980-1990-х гг., но мало кому известно о том, что еще в 1960-х гг. он устраивал полуподпольные концерты рок-групп и был администратором группы «Сокол», которая очень успешно гастролировала по Союзу.


Продюсер Юрий Айзеншпис


Наталья Ветлицкая и Юрий Айзеншпис

В то же время Айзеншпис занялся деятельностью, которая тогда считалась незаконной, а позже стала называться бизнесом. Благодаря валютным махинациям он скоро стал подпольным миллионером. «Я покупал иностранную валюту или чеки, – рассказывал Айзеншпис, – на них в магазине «Березка» приобретал дефицитные товары и затем реализовал через посредников на «черных рынках». В те времена доллар стоил на «черном рынке» от двух до семи с половиной рублей. Скажем, шубу из синтетики можно было купить в «Березке» за 50 долларов, а продать за 500 рублей».


Виктор Цой и Юрий Айзеншпис

В 1970 г. Айзеншписа арестовали и осудили по статьям «Спекуляция в особо крупных размерах» и «Нарушение валютных операций». Его приговорили к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. В 1977 г. он был освобожден, но на свободе провел всего 3 месяца. Потом его снова арестовали за валютные махинации и посадили. До 1985 г. он отбывал наказание, а в 1986 г. снова попал за решетку на два года.


Человек, которого называют крестным отцом отечественного шоу-бизнеса

После освобождения Айзеншпис снова занялся продюсированием, и в начале 1990-х гг. его уже называли одной из «акул шоу-бизнеса». В 1989-1990-х гг. он работал с группой «Кино», которая уже была известна и до него. После этого он предпочитал начинать работу с артистами «с нуля», превращая никому не известных молодых исполнителей в настоящих звезд. В 1991-1992 гг. он сотрудничал с группой «Технология», в 1992-1993 гг. – с группой «Моральный кодекс», в 1993 г. начал работать с Линдой, в 1994 г. – с Владом Сташевским, в 1999-2001 г. – с певцом Никитой, с 2000 г. вел дела группы «Динамит». Последним его проектом стал Дима Билан.


Продюсер с группой *Динамит*


Продюсер Юрий Айзеншпис

Многие артисты называли его человеком жестким и беспринципным, который не гнушался незаконными и неэтичными методами продвижения, за что Айзеншпис и получил прозвище Карабаса-Барабаса отечественного шоу-бизнеса. Его подопечные должны были ему подчиняться беспрекословно, а основной доход от их выступлений получал продюсер. Но при этом результат сотрудничества был беспроигрышным: все артисты становились суперпопулярными.


Человек, которого называют крестным отцом отечественного шоу-бизнеса


Певец Влад Сташевский и его продюсер

Продюсер не отрицал того, что его методы были достаточно жесткими: «Продвигать» артиста – это функциональная обязанность продюсера, и для него нет понятий «хорошо» или «плохо». Главное – цель. Любой ценой. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа. В конечном итоге – это всего лишь эмоции. Но в момент движения к цели ты должен действовать, как танк». При этом чужих заслуг себе Айзеншпис не приписывал – он признавал, что на момент знакомства с ним группа «Кино» уже была достаточно популярна, но, по его словам, он помог им выйти из круга «поклонников ленинградского подвального рока» на всесоюзный уровень. Благодаря ему о Цое заговорили в прессе, на радио и на телевидении, и группа вышла на большую сцену.


Влад Сташевский, Юрий Антонов и Юрий Айзеншпис


Группа *Технология*

По-другому дело обстояло с «Технологией», которую Айзеншпис «раскручивал» с нуля: «Второй мой проект показал, что можно взять ребят обычного, среднего дарования и тоже сделать из них звезд. Я имел дело в общем-то с самодеятельностью... Показать могли всего две-три песни. Вот эти-то песни мне и понравились. Даже, может, мне одному понравились, потому что концерты с их участием собирали не больше двухсот-трехсот человек. Но я почувствовал в них перспективу. Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной – вы уже звезды. Эта уверенность дала им возможность раскрепоститься. А когда творческий человек расковывается, у него прилив сил, он начинает создавать что-то подлинное. Так и они. Через 4 месяца стали группой года и держали высочайший рейтинг всё время, пока мы работали вместе».


Айзеншпис часто слышал обвинения в свой адрес по поводу того, что талант артиста – это последнее, что его интересует. Мол, работать с вокалистами уровня Влада Сташевского – абсолютно бесперспективное занятие. Айзеншпис игнорировал такие заявления и не отрицал разницы между своими проектами: «Если Виктор Цой был натуральным музыкантом, то Сташевский – продукт шоу-бизнеса». А его коллега, музыкальный продюсер Евгений Фриндлянд, не будучи поклонником творчества его подопечных, говорил: «Юрий Айзеншпис – Мастер, Профессионал с большой буквы и, может быть, не искал выдающиеся таланты и очевидных самородков, но как настоящий и очень талантливый художник на «белых листах» заурядных исполнителей сам создавал живописные полотна – великолепные и яркие проекты! Авторы, режиссёры, стилисты, операторы, пиарщики – этих людей он захватывал своей любой «бредовой» идеей, гипнотизировал, и они делали невозможное».


Дима Билан – последний проект Айзеншписа

Отар Кушанашвили о нем писал: «Про него я слышал, что он – Легенда и Танк. Оказалось, что он и впрямь ходячая мифология, но танк – это бледно: Ю.А. – истребитель, экскаватор, бульдозер и завод разом. Когда работает, он невыносим, потому что, если вы не хотите работать, он превратит вашу жизнь в шторм. Его заслуги, его деяния неоднородны, но высота, взятая им, уникальна, кто ещё отважится её покорять? Каждый божий день он работает: в последнее время это редкая аттестация, не находите?».

Годы, проведенные в заключении, подорвали здоровье продюсера. К тому же его трудоголизм и привычка не щадить себя привели к полному нервному и физическому истощению. 20 сентября 2005 г. Юрий Айзеншпис умер от инфаркта в возрасте 60 лет.

Один из самых известных продюсеров российского шоу-бизнеса Юрий Шмильевич Айзеншпис родился 15 июля 1945 года в Москве.

В 1968 году он окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "инженер-экономист". После окончания института Айзеншпис некоторое время работал в Центральном cтатистическом управлении (ЦСУ).

Я отношусь к числу независимых продюсеров и строю свою работу независимо от кого-либо. Тем не менее, мне всегда приходится сталкиваться с проблемами этой самой корпоративности.

Айзеншпис Юрий Шмильевич

Еще будучи студентом, Юрий Айзеншпис все свободное время отдавал своему страстному увлечению – музыке, поэтому так случилось, что свою профессиональную карьеру он начал в 1965 году, сотрудничая в качестве администратора с рок-группой "Сокол".

К 1969 году группа "Сокол" стала известной благодаря организаторским способностям Айзеншписа, который закупал у иностранных гастролеров, а точнее, у их технического персонала, музыкальное оборудование и инструменты. Расплачиваться приходилось валютой, любые операции с которой в СССР были незаконны и жестоко карались правосудием.

В январе 1970 года Юрий Айзеншпис был арестован и осужден по 88-й статье УК СССР ("Незаконные операции с валютой в особо крупных размерах"). Десять лет лишения свободы он провел в Мордовии, Красноярске, Коми.

После короткого периода пребывания на свободе, он вновь получил срок и был заключен в тюрьму на семь лет и восемь месяцев.

Опыт западных господ мне был неизвестен. У меня все исходило из собственных идей и инициативы

Айзеншпис Юрий Шмильевич

В общей сложности Юрий Айзеншпис отсидел в тюрьме 17 лет, окончательно выйдя на свободу лишь 23 апреля 1988 года.

Первое время после освобождения он работал в творческом молодежном объединении "Галерея" при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей.

В 1988 году он познакомился с Виктором Цоем, только что выпустившим альбом "Звезда по имени Солнце". Вскоре началась их совместная работа.

С 1988 по 1990 год Айзеншпис являлся директором группы "Кино", он организовывал гастроли и телеэфиры для группы. С появлением Айзеншписа группа, к тому времени уже достаточно хорошо известная в стране, приобрела статус культовой.

Сам Юрий Айзеншпис по этому поводу писал: "Конечно, Цой и группа "Кино" и до нашей встречи были известны, но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. А я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось".

Айзеншпис одним из первых нарушил государственную монополию на выпуск пластинок, выпустив в 1990 году "Черный альбом" группы "Кино" на деньги, взятые в кредит. Это был последний альбом группы.

С 1991 по 1992 год он сотрудничал с группой "Технология", которой оказал помощь в выпуске дебютного альбома "Все, что ты хочешь". В период с 1992 по 1993 год работал в качестве продюсера с группами "Моральный кодекс" и "Янг ганз". С лета 1994 года сотрудничал с певцом Владом Сташевским, чей дебютный альбом был выпущен под лейблом Aisenshpis Records. В 1997 году, продолжая работать с Владом Сташевским, параллельно сотрудничал с начинающей певицей Ингой Дроздовой.

В разное время Айзенншпис продюсировал певицу Сашу (с 1999 по 2000 год), поднял к вершинам популярности певца Никиту (продюсировал его с 1998 по 2001 год).

Последние годы Юрий Шмильевич плотно занимался карьерой певца Димы Билана и группы "Динамит".

Айзеншпис участвовал в организации международного фестиваля "Солнечная Аджария" (1994), а также в учреждении музыкальной премии "Звезда".

С 2001 года занимал должность генерального директора компании "Медиа стар".

В 2005 году снялся в небольшой роли в фильме "Ночной дозор 2".

Юрий Айзеншпис был дважды лауреатом Национальной российской музыкальной премии "Овация" в номинации "лучший продюсер" (1992, 1995).

Похоронен в Москве на Домодедовском кладбище.

Юрий Айзеншпис был разведен, у него остался сын Михаил.

Юрий Шмильевич Айзеншпис - цитаты

Я отношусь к числу независимых продюсеров и строю свою работу независимо от кого-либо. Тем не менее, мне всегда приходится сталкиваться с проблемами этой самой корпоративности.

Опыт западных господ мне был неизвестен. У меня все исходило из собственных идей и инициативы

Этого человека называют первым музыкальным продюсером СССР и России. Это он на волне Перестройки представил зрителям первую культовую рок-группу «Кино», а затем опять же первым лишил государство монополии на издание пластинок и музыкальных альбомов.
Заметим, что его талант бизнесмена и организатора проявился гораздо раньше, только тогда подобная его деятельность подпадала под уголовные статьи. Так что в общей сложности будущий известный продюсер Юрий Айзеншпис отсидел за решёткой почти 17 лет.

Концертный директор

В 1961 году Юрий Айзеншпис, как и многие молодые люди, увлекался спортом и музыкой. Его родители, всю жизнь мыкавшиеся по московским баракам, наконец получили квартиру на Соколе. В этом столичном районе будущий продюсер и познакомился с участниками своей первой музыкальной группы. Молодые ребята так и назвали свою команду - «Сокол». Они окольными путями доставали пластинки с записями «импортных звёзд» - Элвиса Пресли, Билла Хейли, группы «Битлз», учили их композиции, а затем исполняли сами.

Поначалу «Сокол» выступал только в ближайшем кафе, изредка в районом Доме культуры и на танцплощадках. Но 20-летний Юрий Айзеншпис, решивший стать директором группы, уже тогда понимал, что заработать большие деньги можно только при условии, если легализуешься.

«Золотой» фарцовщик

Нарушение правил о валютных операциях было по другому случаю. Поступив в институт, Юрий Айзеншпис, ведомый своими коммерческими наклонностями, решил обратиться к другому своему юношескому увлечению - к спорту. Среди его друзей оставались ребята, которые теперь играли в футбол в команде «Динамо», выезжали заграницу на товарищеские матчи и получали чеки, которые в СССР можно было реализовать в единственном валютном магазине «Берёзка».
В те времена доллар на чёрном рынке, то есть с рук, стоил от 2 до 7,5 рублей. Юрий Айзеншпис сначала через «старых друзей», а потом и по собственным налаженным каналам скупал чеки, отоваривал их в «Берёзке», а затем приобретённый дефицитный товар сбывал в три дорого.

На вырученные рубли через администраторов и официантов гостиниц он покупал у иностранцев валюту, а затем снова чеки. Например, импортную шубу можно было приобрести в «Берёзке» за 50 долларов, а продать столичной кинозвезде за 500 рублей, закупить десяток радиоприемников «Панасоник» по 35 долларов, а в Одессе реализовать всю партию такому же барыге за 4000 рублей. Но этого было маловато.

В конце 1960-х годов Внешторгбанк начал продавать в Москве за валюту золото. На этой волне Юрий Айзеншпис и занялся золотой фарцовкой. Многие номенклатурные работники, особенно из Закавказских республик, имели большие и очень большие деньги, но им было не с руки светиться с валютой и вообще мелькать с таким количеством наличных в столице. А Айзеншпис покупал на доллары в отделении Внешторгбанка золотые слитки и продавал их кавказским партийным работникам (официально 1 килограмм золота стоил 1500 долларов).

Если он приобретал на стороне доллары по 5 рублей, то килограмм золота выходил у него по 7500 рублей. Ещё тысячу приходилось платить иностранному студенту, который имел право легально проводить операции с валютой, ведь у обычного гражданина СССР её и быть не должно было. А вот республиканскому партийному деятелю 1 килограмм золота Айзеншпис продавал уже за 20 000 рублей.

Навар был умопомрачительный, и многих фарцовщиков это действительно сводило с ума. Однажды один погоревший золотой делец из Армении, дабы облегчить свою учесть, сдал сотрудникам органов нескольких своих «коллег». Тогда, в застойном 1970 году, многие преступники, проходившие по «экономическим» статьям, «по первому разу» получили 5-8 лет колонии, но Юрию Айзеншпису присудили 10 лет строгого режима, да к тому же с конфискацией всего имущества, даже родительской квартиры.

С чистого листа

Через 7 лет бывший концертный директор вышел на свободу по УДО. От старых связей не осталось и следа, пришлось «коммерческую деятельность» начинать заново. Вместе с неким приятелем Юрий Айзеншпис решил «с рук» на Ленинских горах купить 4000 долларов. Вот только продавец принес фальшивки и за ним уже давно наблюдали сотрудники уголовного розыска. Так через 3 месяца свободы будущий известный продюсер снова оказался на скамье подсудимых. В итоге, к 8 годам лишения свободы по «валютной статье», ему добавили еще 3 года, которые ранее «скостили» за первый срок и отправили отбывать в Мордовию, в печально известную колонию Дубровлаг, имевшую неофициальное название «Мясорубка», потому что каждый день там по «неизвестным причинам» погибало по 3 - 5 человек.

Через семь лет он вышел на свободу по УДО. От старых связей не осталось и следа, пришлось организовывать «коммерческую деятельность» заново. Вместе с одним приятелем Юрий Айзеншпис купил на Ленинских горах с рук 4000 долларов. Вот только продавец давно находился под наблюдением сотрудников уголовного розыска и принёс фальшивки. Так через три месяца свободы будущий известный продюсер снова оказался на скамье подсудимых. В итоге к 8 годам лишения свободы по «валютной статье» ему добавили ещё 3 года, которые ранее скостили (когда он отбывал первый срок), и отправили в Мордовию в печально известную колонию Дубровлаг, имевшую неофициальное название «Мясорубка», потому что каждый день там по «неизвестным причинам» погибали 3-5 человек.

Под колпаком у КГБ

В 1985 году Юрий Айзеншпис снова вышел на свободу по УДО и вернулся в Москву. Теперь он действовал крайне осторожно. Через молодую москвичку, жену сотрудника арабской дипмиссии, Айзеншпис не только наладил безопасный канал покупки валюты, но и импортной одежды и электроники, поскольку араб занимался экспортом-импортом. Вот только за любым иностранцем в СССР всегда приглядывали сотрудники КГБ, и вскоре Юрий Айзеншпис оказался под колпаком.

Летом 1986 года, когда он разъезжал по столице на новых Жигулях, его остановили милиционеры. При досмотре машины оказалось, что в багажнике находятся несколько импортных аудиомагнитофонов и один супердефицитный видеомагнитофон с видеокассетами. Так с подачи сотрудников КГБ Юрий Айзеншпис угодил в следственный изолятор. Однако до суда дело не дошло, так как араб сумел вовремя покинуть СССР, а без главного фигуранта «громкое» спекулятивное дело вскоре развалилось. А затем и вовсе грянула Перестройка. Отсидев почти 1,5 года в СИЗО, Юрий Айзеншпис вышел на свободу и больше за решётку уже не возвращался.

Продюсер Юрий Айзеншпис одним из первых в нашей стране начал профессионально «раскручивать» звезд эстрады и поп-музыки. Об этом человеке ходили легенды, и каждый его шаг был окутан самыми невероятными слухами. Но несмотря ни на что, все проекты, за которые брался Юрий Айзеншпис, оказывались успешными.

Вопреки общей тенденции, ушедшие от него исполнители никогда не обливали его грязью в прессе и никогда не вступали в судебные тяжбы.

Юрий Айзеншпис: биография. Детские и юношеские годы

Айзеншпис появился на свет в Челябинске в 1945 году. В этот город была отправлена в эвакуацию его мама — Мария Михайловна Айзеншпис, коренная москвичка. Шмиль Моисеевич Айзеншпис (отец Юрия) — польский еврей, который был вынужден покинуть свою родину, спасаясь от нацистов. Он воевал в рядах Советской армии и являлся ветераном ВОВ.

После окончания войны семья вернулась в Москву. До 1961 года она жила в ветхом деревянном бараке, а затем получили замечательную квартиру в престижном районе столицы. В то время у них был патефон с большой коллекцией грампластинок и телевизор КВН-49.

Как вспоминал сам Юрий Шмильевич Айзеншпис, в юности он серьезно занимался спортом: гандболом, легкой атлетикой, волейболом, но из-за травмы ноги ему пришлось прекратить занятия. Кроме спорта юношу в те времена интересовал джаз. У него был магнитофон, который молодой человек купил на свои сбережения.

Первыми записями стали джазовые композиции известных музыкантов мира — Вуди Германа, Джона Колтрейна, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд. Юрий Айзеншпис, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, прекрасно разбирался в различных направлениях - джаз-рок, авангардный и популярный джаз. Спустя некоторое время его заинтересовали истоки рок-музыки, основатели направления ритм-н-блюза.

Круг любителей и знатоков этой музыки был в те времена совсем небольшой, все знали друг друга. Когда у кого-то из единомышленников появлялась новая пластинка, Юрий Айзеншпис ее переписывал. В то время в нашей стране были распространены «черные рынки», которые милиция постоянно разгоняла. Были запрещены обмен, купля-продажа. У продавцов диски просто изымали. И несмотря ни на что, пластинки поступали в страну из-за границы регулярно, преодолевая мощные заслоны таможенных правил и законов. Под запретом находились некоторые исполнители — Элвис Пресли, сестры Бэри.

Образование

После окончания школы Айзеншпис Юрий Шмильевич поступил в МЭСИ и окончил его в 1968 году с дипломом инженера-экономиста. Но необходимо отметить, что в институт он поступил и успешно его окончил только для того, чтобы не расстраивать родителей.

Первый музыкальный проект

Да, выпускник экономического факультета Юрий Айзеншпис совершенно не любил свою специальность. Его душа тянулась к музыке. Еще учась в институте, двадцатилетний Юрий начинал свою творческую деятельность, проявляя смелость и деловую хватку.

В середине семидесятых годов мир охватила битломания. В это время Юрий с группой единомышленников-музыкантов создали первую рок-группу в нашей стране. Поскольку все участники группы жили у станции метро «Сокол», с названием коллектива не стали слишком мудрить и ее тоже назвали «Сокол». Сегодня эта группа заняла свое достойное место в истории российского рок-движения.

Вначале музыканты исполняли песни легендарного коллектива «Битлз» на английском языке. В то время считалось, что рок-музыка может существовать только на английском языке. Друзья давно отмечали активность Юрия и его организаторский талант, поэтому они назначили его кем-то вроде импресарио.

Спустя некоторое время коллектив был принят в штат Тульской филармонии. Группа много гастролировала, и месячный доход Айзеншписа порой доходил до астрономической по тем временам суммы 1500 рублей. Для сравнения: зарплата министров Советского Союза составляла не более тысячи рублей.

Продажа билетов

В самом начале своей деятельности, точнее во время сотрудничества с группой «Сокол», Юрий разработал необычную схему продажи билетов. Предварительно договорившись с директором какого-нибудь дома культуры или клуба, Айзеншпис скупал все билеты на последний сеанс фильма, а затем продавал их по более высокой цене, на концерт группы.

Как правило, желающих послушать музыку было значительно больше, чем мест в зале. Порой обстановка выходила из-под контроля. Именно по этой причине Айзеншпис начал первым в семидесятые годы нанимать охрану, обеспечивающую порядок на концертах.

На полученные от продажи билетов деньги он закупал валюту, на которую приобретал у иностранцев качественные музыкальные инструменты и высококлассное звуковое оборудование для сцены. Поскольку в СССР в те времена все валютные операции были противозаконны, он всегда сильно рисковал, совершая сделки.

Работа в ЦСУ СССР

В 1968 году Айзеншпис поступил на работу Центральное статистическое управление на должность младшего научного сотрудника с окладом в 115 рублей. Однако он редко бывал на своем рабочем месте. Его основным доходом по-прежнему оставались валютные операции, скупка и дальнейшая продажа золота. Он совершал сделки, объем которых превышал миллион долларов в месяц. В то время подпольному миллионеру было всего 25 лет.

Арест

Но продлилась такая жизнь недолго. В начале января 1970 года Айзеншписа арестовали. В ходе обыска в его квартире было обнаружено 7675 долларов и 15 585 рублей. Его осудили по 88-й статье ("Валютные операции"). Даже в местах заключения проявлялась предпринимательская жилка Айзеншписа. В зоне «Красноярск-27» будущий продюсер развернул бойкую торговлю чаем, водкой и сахаром. Затем его стали назначать на руководящие посты на местные стройки.

Когда его перевели в колонию-поселение, Юрий сбежал оттуда в Печоры и поселился у местной интеллигентки, которую очаровал своим обаянием и разговорами о столице. Однако вскоре его разоблачил гость дома - полковник милиции. И вновь потрясающее везение Айзеншписа, а также знание им основ психологии пришли на помощь. Он был переведен в другую колонию на отличное место нормировщика.

Юрий Айзеншпис отсидел в местах заключения почти 18 лет за то, чем сейчас дозволено заниматься любому гражданину. Но важно другое: за столь продолжительный срок Айзеншпис не озлобился, не стал уголовником, не потерял человеческого облика.

Жизнь после освобождения

Оказавшись на свободе в 1988 году, Айзеншпис увидел незнакомую ему Россию времен перестройки. Александр Липницкий ввел его в рок-тусовку. Вначале ему было доверено возглавить дирекцию фестиваля «Интершанс». Постепенно, шаг за шагом он изучал закулисную жизнь и основы шоу-бизнеса, а вскоре начинающий продюсер начал работать с отечественными музыкальными исполнителями.

Свое предназначение Юрий Шмильевич сформулировал довольно откровенно — продвигать артиста, используя любые средства: дипломатию, подкуп, угрозы или шантаж. Именно так он и действовал, за что его стали называть «акулой шоу-бизнеса».

Неизвестных молодых исполнителей, мечтавших пробиться на большую сцену, было предостаточно. Юрий Айзеншпис среди них выбирал тех, кто мог зацепить зрителя, у которых был хоть более или менее интересный репертуар. Вначале через телевидение он их представлял широкой публике, а потом организовывал гастроли.

Группа «Кино»

С декабря 1989 года и до трагической гибели Виктора Цоя (1990) Айзеншпис был продюсером и директором группы «Кино». Ему первому удалось нарушить монополию государства на выпуск пластинок. Уже в 1990 году он выпустил «Черный альбом» на средства, взятые в кредит.

Следует отметить: к началу сотрудничества с продюсером «Кино» уже была достаточно известной группой. На тот момент уже был записан самый успешный, легендарный альбом «Группа крови». По утверждению критиков, после него Цой мог два-три года не писать ни строчки. Поэтому сотрудничество с «Кино» вывело Айзеншписа на новый звездный уровень деятельности, который позволил заработать авторитет в своем ремесле.

«Технология»

Если «Кино» в начале работы с продюсером уже имела определенный успех, то группу «Технология» вылепил практически с нуля Юрий Айзеншпис. «Зажигающий звезды» — так все чаще стали называть продюсера после его второго успешного проекта. На примере «Технологии» он сумел доказать, что может взять ребят со средним уровнем дарования и «вылепить» из них звезд.

Среди многочисленных ансамблей, существующих на тот момент на эстраде, была группа «Биоконструктор», которая со временем распалась на две подгруппы. Одна получила название «Био», а вторая только задумывалась над своим названием и музыкальной концепцией. Они могли показать всего две-три песни, которые и понравились уже известному продюсеру. Как показало время, Айзеншпис не ошибся и смог создать действительно популярную группу, которую назвали «Технология».

Линда

В 1993 году Айзеншпис обратил внимание в Юрмале на молодую исполнительницу Светлану Гейман. Очень скоро имя певицы Линды стало известно и зрителям, и музыкальным критикам. Вскоре появились композиции I want your sex, «Нон-стоп» и известный хит «Игра с огнем». Совместное творчество Линды с продюсером продолжилось менее года, после чего их пути разошлись.

Влад Сташевский

Этот проект был более долгосрочным — он продолжался шесть лет (1993-1999). Любимцем прекрасной половины российских зрителей, секс-символом середины девяностых стал Влад Сташевский, который в сотрудничестве с Айзеншписом выпустил пять альбомов.

Познакомился продюсер со Сташевским в ночном клубе «Мастер». Юрий Шмильевич услышал, как за кулисами на расстроенном рояле играл Влад и напевал песенки из репертуара Михаила Шуфутинского и Вилли Токарева. После этой встречи ничто не предвещало долгого сотрудничества, хотя Айзеншпис оставил неизвестному исполнителю свою визитку.

Через несколько дней он позвонил Владу и они договорились о встрече, во время которой Айзеншпис познакомил Влада с Владимиром Матецким, который принял участие в прослушивании. Первое выступление Сташевского состоялось в конце августа 1993 года в Аджарии, на песенном фестивале.

Награды, дальнейшая творческая деятельность

В 1992 году Айзеншпис был удостоен премии «Овация» как лучший продюсер России. До 1993-го Юрий Шмильевич продюсировал группы «Янг Ганз», «Моральный кодекс», певицу Линду. В 1997 году стал заниматься певицами Ингой Дроздовой и Катей Лель, еще через год его протеже стал певец Никита, с 2000 года началось сотрудничество с группой «Динамит».

В этот период стал особенно известен как весьма успешный продюсер Юрий Айзеншпис. Человек, который зажигал звезды на российской эстраде, с 2001 года занял пост гендиректора компании «Медиа Стар».

Дима Билан

Юрий Айзеншпис и Дима Билан встретились в 2003 году. По мнению музыкальных критиков, последний проект знаменитого продюсера, которым он занимался последние три года своей жизни, стал одним из самых успешных в творчестве Юрия Шмильевича. В сентябре 2005-го Дима Билан был признан лучшим исполнителем 2004 года по версии MTV, а гораздо позднее стал победителем "Евровидения-2008".

Другие амплуа

В 2005 году Юрий Шмильевич сыграл эпизодическую роль в популярном российском фильме «Ночной дозор». Кроме того, он стал автором книги «Зажигающий звезды».

Семейная жизнь

О своей личной жизни Айзеншпис говорить не любил. На фестивале «Интершанс-89» он встретился с очень симпатичной помощницей режиссера Еленой. Пара не стала официально оформлять отношения. В 1993 году в семье появился малыш — сын Миша. Но постепенно чувства утратили былую остроту, и пара рассталась.

Сына своего Айзеншпис Юрий Шмильевич баловал, правда, воспитательный процесс был полностью переложен на плечи Елены. Михаил частенько бывал в офисе отца, выезжал с ним на концерты. Юрий Шмильевич завещал сыну и бывшей жене две огромные квартиры в Москве. После смерти продюсера Елена вышла замуж за редактора канала ТНТ Леонида Гюне.

Юрий Айзеншпис: причина смерти

20 сентября 2005 года не стало этого талантливого человека, признанного и успешного российского продюсера. Около восьми часов вечера в городской больнице Москвы № 20 умер Юрий Айзеншпис. Смерть наступила из-за обширного инфаркта миокарда. Похоронен Юрий Шмильевич на Домодедовском кладбище под Москвой.

Что наша жизнь? Игра...

Юрий АЙЗЕНШПИС: "17 лет тюрьмы - слишком тяжелое наказание за ошибки молодости. За все это время у меня было три контакта с женщинами"

20 сентября скончался легендарный продюсер. Последнее интервью он дал "Бульвару"
Айзеншпис первым на территории Советского Союза опробовал западные технологии шоу-бизнеса.

Айзеншпис первым на территории Советского Союза опробовал западные технологии шоу-бизнеса. Он вывел на стадионы Виктора Цоя, сделал мегапопулярной рок-группу "Технология", создал из ничего Влада Сташевского и из этого же - Диму Билана. Именно Юрий Шмильевич ввел в обиход российского шоу-бизнеса понятие "продюсер" и убедительно доказал, что поп-звездой можно сделать любого. В 1970-м Айзеншпис был осужден и отсидел в общей сложности 17 лет. После освобождения в 1988 году он взялся за самый знаменитый свой проект - группу "Кино" во главе с Виктором Цоем. С его помощью "Кино" стало главной группой Союза. После гибели Цоя Айзеншпис первым нарушил государственную монополию на производство пластинок и издал последнюю работу "Кино" - траурный "Черный альбом". Годы, проведенные в тюрьме, не прошли бесследно. Продюсер до последнего скрывал свой диагноз, хотя, по большому счету, Айзеншпис умер из-за целого ряда тяжелых заболеваний. Но первопричиной стал цирроз печени на фоне гепатита В и С. С сильным желудочно-кишечным кровотечением Юрий Шмильевич поступил по "скорой помощи" в одну из московских клиник. Врачи сделали все возможное, чтобы продлить жизнь неизлечимо больному продюсеру, но сильнейший приступ повлек за собой инфаркт миокарда.

"МЕДИЦИНА НЕ СМОГЛА МНЕ ПОМОЧЬ, И Я УВЛЕКСЯ МУЗЫКОЙ"

- Юрий Шмильевич, вы известный продюсер, но обывателю ваше имя ни о чем не говорит.

Никогда не стремился и не стремлюсь к популярности. Через все это уже прошел. Просто занимаюсь своим любимым делом - продюсированием. Кстати, во времена Советского Союза я стал первым, кто назвал себя продюсером. Это я вам официально заявляю. Стараюсь не давать интервью и не участвовать в телепрограммах - для этого меня надо развести.

Раз мне удалось развести вас на интервью, поговорим о слове "первый" в вашей жизни. Это правда, что вы первым в Союзе создали рок-группу, первым использовали западные технологии для раскрутки артиста, первым нарушили государственную монополию на издание пластинок?

Все правда. В начале 60-х, когда я был еще студентом, мы с друзьями создали первую в Союзе рок-группу "Сокол". Все жили в районе метро "Сокол", вот и решили так назвать группу. Я взял на себя организационные функции: доставал инструменты, делал концерты. Все происходило в условиях подполья, но мне удалось так раскрутить группу, что ее знали не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Более того, в западной прессе "Сокол" сравнивали с "Битлз".

- Премудростям продюсерского мастерства у кого обучались?

Ой, тогда даже понятия такого не было - продюсер. Были импресарио, директор. Но ни то, ни другое мне не подходило. Это все административные функции, а я считал себя творческим человеком. И вообще был страшным меломаном.

- Почему творческий человек и страшный меломан поступил в экономический институт?

Одно другому не мешает. Я получил специальность инженера-экономиста. Серьезно занимался легкой атлетикой, имел высокие достижения. Но получил серьезную травму мениска. Советская медицина не смогла мне помочь. Спорт пришлось оставить, и я увлекся музыкой: джаз, рок, поп... Любовь вылилась в коллекционирование музыкальных пластинок.

К 18 годам, несмотря на железный занавес, сумел собрать огромную коллекцию очень редких винилов - около семи с половиной тысяч штук. Причем оригинальные записи, а не перепечатка. Поверьте, это было дорогое удовольствие: каждая пластинка стоила около 150 рублей - это зарплата советского инженера. Так что, в отличие от многих современных музыкантов, я об эволюции джаз-рок-поп музыки знаю очень много.

- Как вы доставали коллекционные записи?

Благодаря друзьям. Я общался с иностранными дипломатами.

- Неужели рядовой советский гражданин был на короткой ноге с иностранным дипкорпусом?

Я был очень контактным человеком. Ну бывают такие инициативные люди, которые заводят нужные связи с нужными людьми. У меня было много друзей из числа детей послов. В то время очень хорошо знал сына посла Индии, дочь посла Франции, сына посла Югославии...

По тем временам такое знакомство было опасным занятием, поскольку было связано с куплей-продажей. В этом могли усмотреть криминал. И, в конце концов, усмотрели. Меня упрятали за решетку.

- Где сейчас ваша коллекция?

Когда меня привлекли к уголовной ответственности, все конфисковали. Сегодня я восстановил коллекцию, только теперь уже не на винилах, а на компакт-дисках. Жаль, что первую коллекцию так и не удалось вернуть... Ведь сейчас музыкальные записи не такой эксклюзив как раньше, сегодня любую пластинку можно купить.

"В ТЮРЬМЕ Я СИДЕЛ С СЫНОМ НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА КГБ"

Из автобиографической книги Юрия Айзеншписа "Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса": "Занимаясь куплей-продажей музыкальных дисков, я почувствовал вкус к деньгам и красивой жизни. Потом последовали джинсы, аппаратура, меха. Потом золото и валюта. Именно в 1965 году я впервые увидел и пощупал американские доллары...

В 1969 году в Москве открылась контора Внешторгбанка СССР, где продавали золото в слитках... Почти каждый день для меня покупалось золото в этой удивительной конторе... Но самая трудоемкая работа состояла в приобретении максимально возможного количества валюты. И этим делом я занимался постоянно, денно и нощно...

Фарцовщики скупали мне валюту по всему городу. До десятка таксистов привозили мне свою валютную выручку, поставляли "зелень" даже валютные проститутки или путаны... Кстати, в те годы я пользовался услугами проституток не только в коммерческом отношении. Иногда и по их непосредственной специальности со скидками".

- За что вас арестовали?

Статья 88-я и 78-я Уголовного кодекса: "Контрабанда и нарушение правил валютных операций".

- Как происходило задержание?

Ну... (Очень долго молчит) .

- Если не хотите рассказывать, можем сменить тему...

Не то что не хочу, просто это разговор не одного часа. Меня взяли 7 января 1970-го. Мне тогда было 24 года. В квартире устроили обыск. Арестовали, отвезли в изолятор, осудили на 10 лет. Я отсидел, вышел на свободу, а через несколько недель провернул крупную операцию по купле-продаже 50 тысяч фальшивых долларов. Сел еще на семь лет.

- Почему друзья-дипломаты вам не помогли?

Что значит "помогли"? Тогда общество было не столь коррумпировано. В тюрьме я сидел с сыном начальника следственного отдела КГБ. И таких примеров было много. Это сейчас за деньги можно закрыть уголовное дело. Тогда это было очень сложно.

- Что оказалось самым страшным в тот период?

Да ничего! Поверьте, единственное, что помогло мне перенести жестокое наказание, - вера в себя и большая любовь к жизни. 17 лет тюрьмы - слишком жестокое наказание за ошибки молодости. Хотя я не считаю это ошибками. Просто были такие законы, мы жили в таком государстве. Это сейчас съездить за границу и привезти то, что тебе понравилось - технику, одежду, валюту, не преступление.

Я все прошел: и маленькую камеру, где сидело еще человек 100 осужденных, и жидкую похлебку вместо еды, и... В общем, все. Знаете, в фильмах и книгах это очень приукрашено и искажено. А я на собственной шкуре испытал, пережил, прочувствовал. Потому что находился в тех местах не один или два года, а 17 лет и восемь месяцев.

- Неужели нельзя было подать прошение об амнистии?

- (Улыбается) . Вы рассуждаете очень по-современному. Меня осудили по статьям, по которым амнистия не предполагалась. Я был государственным преступником. Все.

- Тюрьма не могла не отразиться на вашем здоровье...

Пока находился в зоне, моя медицинская карточка была чистой. То есть здоровье было отменным. Хотя те, кто отсидел три-пять лет, обязательно приобретали профессиональные тюремные хвори: язву желудка, туберкулез, венерические или психические заболевания. Меня Бог миловал.

- Как вы вписались в тюремную иерархию?

Нормально. У отсидевшего всегда остаются следы побоев на голове. Если остричь мою голову налысо, там не будет ни одного синяка, ни одного шрама. Потому что на зоне ни один волос не упал с моей головы. Это моя уникальность. Так я себя поставил.

"КОГДА ОСВОБОДИЛСЯ, ВПАЛ В ГЛУБОКУЮ ДЕПРЕССИЮ, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА К ИНФАРКТУ"

- Извините за некорректный вопрос, но как здоровый мужчина обходился без женщин 18 лет?

- (Резко прерывает. Очень вызывающе) . Да, вот так! За все время мне удалось... раза три... были такие контакты с женщинами. Это было очень опасно, потому что это были сотрудники... то есть сотрудницы, вольнонаемные. Если бы начальство узнало, ее бы уволили, меня бы перевели в другую зону. Обычно этим и кончалось.

"Когда Солженицын описывает кошмары советской действительности, я говорю: пожил бы он в тех условиях, в которых жил я. Он отбывал наказание среди осужденных по статьям в основном политическим. Я же сидел среди отпетых уголовников: каждый день льется кровь, каждый день беззаконие, беспредел. Но меня не тронули. Я коммуникабельный человек, адаптируюсь к любым условиям...

...Там процентов 70 заключенных голодают. Я не голодал. Каким образом? Деньги делают все, конечно, неофициально. Это вот то, в чем заключается мой феномен, моя особенность. В какую бы ни попадал среду, а побывать пришлось в разных колониях, разных зонах, разных регионах - везде у меня был самый высокий жизненный уровень для рядового зека. Это невозможно объяснить только организаторскими способностями, это феномен характера".

Сегодня вы обеспеченный человек, занимающий достаточно высокое положение в обществе. Бывшие сокамерники не донимают?

Вначале появлялись лица, будем так говорить, которые меня знали и обращались за помощью. Я им помогал. Обращались и те, кого не знал. Но им я отказывал, потому что не обязан был их выручать.

- После освобождения с вами отказывались сотрудничать из-за тюремного прошлого?

Первое время к осужденным была определенная дискриминация. Но я этого не замечал, такие вещи открыто не делаются. Тем более тогда был разгар перестройки. И оказалось, что почти вся советская страна состоит из уголовников.

- А сегодня вы комплексуете из-за своего прошлого?

Нет! Сидит же Ходорковский, сидят премьер-министры, президенты...

Знаете, в зоне я имел дружбу и отношения с людьми, тяжесть преступления которых вызывала ужас. Но ведь преступником становятся в силу определенных обстоятельств. Бывает, что человек не в силах собой управлять, совершает преступление в состоянии аффекта. Но это не падшие люди. Они просто случайно оступились. Поверьте, у многих осужденных человеческие качества куда выше, чем у политиков.

- Остались друзья с зоны?

Да. Я до сих пор поддерживаю с ними отношения. Но их осталось очень мало, многие давно на том свете.

Знаете, я в своей жизни потерял достаточно большой отрезок времени. Это оставило след в моем сознании, но не сделало меня жестоким. Это особенность моей психики. В зоне были и опасные ситуации, но я их миновал. Это закалило мою волю. Вышел оттуда человеком, способным по-новому построить жизнь. Что я и сделал.

- Так просто - забыли почти 18 тюремных лет и начали все сначала?

Не сразу. Когда освободился - 23 апреля 1988-го, мне было уже 42, - огляделся на окружающий мир и впал в глубокую депрессию. Вышел совершенно опустошенным: ни семьи, ни денег, ничего. Друзья успели многого добиться в жизни: кто ушел в политику, кто стал бизнесменом, достиг больших высот. А я - без кола, без двора. В общем, депрессия привела к инфаркту.

- Почему депрессия возникла после, а не во время заключения?

Потому что в зоне человек всегда находится в напряжении. Там нельзя расслабляться, ведь главное - выйти на волю. А как вышел - какая-то расслабуха наваливается вместе с депрессией.

Из книги Юрия Айзеншписа "Зажигающий звезды...": "Мир, пока меня не было, изменился. Появилось новое поколение. Старые знакомые, может, меня не забыли, но я не знал, где их найти... Времени потеряно много... Ни денег, ни квартиры, ни семьи. Когда меня посадили, у меня была девушка. Что с ней произошло? Не знаю. Впервые я женился и стал отцом только в 47 лет.

Любовь обошла меня стороной. Я не испытывал этого чувства в зрелом возрасте и в зрелых формах... Что касается мысли о женитьбе... В молодости были варианты интересных браков, но они меня не привлекали. Например, с дочкой югославского дипломата. После моего освобождения существовал еще перспективный вариант - дочка одного из руководителей Внешторга, который хотел оплатить мою женитьбу на его дочери "жигуленком". Я отказался...

Сейчас, когда у меня семья, с которой я хоть и не живу, сын, определенное положение в обществе, как-то не хочется заводить серьезные романы... Если настроение и желание позволяют, то почему бы не заняться вольным сексом?".

В год освобождения вы стали продюсером Виктора Цоя и его группы "Кино". Неужели известных музыкантов не смутило ваше уголовное прошлое?

Я познакомился с Цоем за два года до его смерти. Тогда я хотел вернуться к тому, чем занимался в молодости - продюсировать рок-группы. Знакомство с Виктором было приятно. Приятно вдвойне, потому что мы сразу нашли общий язык. Знаете, ведь настоящая слава к Цою пришла, когда мы стали работать вместе.

Нас познакомил общий товарищ Саша Липницкий. Группа "Кино" была известна только в музыкальной тусовке, была членом Ленинградского рок-клуба. Я даже не сомневался, что только телевидение и радио сделают "Кино" популярным. Но в то время не было коммерческих радиостанций, только государственные. Не было телевидения, которое бы широко освещало музыкальные события. Существовало только две музыкальных телепрограммы - "Утренняя почта" и "Огонек". Попасть в эфир было невозможно, тогда считалось, что "Кино" - это самодеятельность.

Я начал с того, что стал популяризировать "Кино". С помощью своих связей сумел продвинуть группу в популярную тогда программу "Взгляд", а потом в "Утреннюю почту". Ну и прессу потихоньку подключил.

При мне Виктор записал два альбома, при мне погиб. Я принимал непосредственное участие в организации похорон. И выполнил его желание - выпустил последний "Черный альбом" группы "Кино".

"СТАШЕВСКИЙ БЫЛ ИСКУССТВЕННЫМ АРТИСТОМ"

- Юрий Шмильевич, а куда исчез еще один ваш подопечный - Влад Сташевский?

Ой. (Вздыхает) . Меня многие об этом спрашивают. У него были какие-то творческие потуги уже после меня. Но они оказались бесплодными. Это говорит о том, что для артиста продюсер необходим. Даже для талантливого. Влад, к сожалению, продукт, в отличие от сегодняшних моих артистов.

- Что значит "продукт"?

Это когда с помощью технологии я изготовил готовый продукт шоу-бизнеса. Грубо говоря, много лет назад я сделал с Владом Сташевским то, что сейчас делают на "Фабрике звезд". Он был искусственным артистом.

- Почему же вы вызвались с ним работать?

Просто хотел доказать и себе, и окружающим значение продюсера. Когда наш контракт закончился, Влад почувствовал себя большой звездой. Подумал, что самостоятельно сможет дальше существовать в шоу-бизнесе. Вот и все.

- Нынешний ваш подопечный - Дима Билан - еще не подхватил звездную болезнь?

Он человек другого воспитания и, в отличие от Влада Сташевского, настоящий талант, а не синтетический продукт. С Димой я познакомился на концерте-презентации молодежного журнала. Как всегда, за кулисами бродили много посторонних людей. Как они туда попадают, для меня до сих пор загадка. В числе этих людей был и Дима. Я сразу отметил его среди толпы: интересный живой молодой человек, все время подтанцовывал и подпевал. Он ко мне подошел и сказал: "А я вас знаю. Вы - Юрий Айзеншпис". - "Очень хорошо, что знаешь", - отвечаю. И дал ему телефон. Но встретились гораздо позже. Я каждый раз откладывал: начинать всегда сложно, да и времени не было. Когда он все же пришел в студию, мы разговорились. Оказалось, что Дима учится на факультете академического вокала в училище имени Гнесиных. То есть передо мной был человек, профессионально обучающийся вокальному мастерству. Этого было достаточно, чтобы я начал с ним работать.

- Сколько нужно денег, чтобы изготовить продукт шоу-бизнеса?

В среднем от 700 тысяч до полутора миллионов долларов. Хотя есть артисты, в которых вложили пять миллионов долларов.

Впрочем, многое зависит от потенциала артиста. Каждый день мне звонят, приходят в офис, на студию сотни девушек и юношей, которые утверждают: я талантлив, та-а-ак пою, у меня даже альбом записан. Диагноз у всех один - они возомнили себя звездами. А на поверку оказывается, что им далеко не то что до звездных вершин, но и до просто хорошего исполнения.

- А как же утверждение, что исполнитель - это, в первую очередь, внешность плюс харизма?

Для меня главное - вокальные данные.

- Через какое время вложенные средства приносят прибыль?

В случае с Димой Биланом пока рано об этом говорить: идет постоянное воспроизводство, создание клипов. Знаете, я вообще творческий человек. Поэтому бизнес в этом деле - дело второе. Я не экономлю средства, а все трачу на быструю и качественную раскрутку артиста. Думаю, скоро Дима себя окупит...

P. S. За три дня до смерти у Юрия Айзеншписа случился сердечный приступ. Его госпитализировали. Продюсеру стало лучше, и он упросил врачей отпустить его домой: очень хотел поддержать Билана на церемонии награждения русской версии престижной музыкальной премии MTV-2005. Юрий Шмильевич не дожил до триумфа своего воспитанника ровно два дня. Он скончался на 61-м году жизни, а Билана признали "Лучшим исполнителем" и "Лучшим артистом" 2005 года. Дмитрий поднялся на сцену вместе с восьмилетним сыном Айзеншписа Мишей, и зал замер в минуте молчания...

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...