crimea-fun.ru

Мария антоновна горе от ума. Роль эпизодических и внесценических героев в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума

Алгоритм написания итогового сочинения

Бондаренко Н.А.,

учитель литературы МАОУ «ЛНИП»

городского округа Королёв

Московской области


Алгоритм написания сочинения

2) Определите проблему/вопрос, которые содержатся в теме

3) Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему, отвечают на поставленный вопрос

1) Выберите тему

5) Продумайте композицию работы, напишите план или план-схему

4) Подберите произведения (1- 4), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

6) Напишите черновой вариант работы

8) Напишите окончательный вариант работы

9) Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

7) Перечитайте написанное, внесите необходимую правку


Композиция сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Заключение

Постановка проблемы/вопроса, которые содержатся в теме (4-5 предложений).

Ответ на главный вопрос темы, последовательное доказательство главной мысли сочинения (на примере произведений художественной литератруры (1–4)) с учетом проблемы (проблем), поставленной во вступлении.

Тезис 1

Обобщение по всей теме; выводы (если их несколько, то каждый вывод – с новой строки).

Должно быть не менее

Краткий и точный ответ на вопрос, поставленный во вступлении; сжатый итог рассуждения (2-5 предложений).

Микровывод (обобщение)

3-х тезисов !

Структура сочинения

Тезис 2

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)


Вступление + заключение = не более ¼ сочинения.

Заключение должно перекликаться со вступлением и содержать выводы по проблеме

(проблемам), поставленной во вступлении

В основной части должна быть решена проблема (проблемы)/получен ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении

Постоянно в прямой или синонимичной форме обращайтесь к формулировке темы

(во вступлении, основной части и заключении сочинения), чтобы подчеркнуть соответствие работы выбранной теме

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Пример

Предполагает краткую характеристику определенной эпохи, анализ социально-экономических нравственных, политических и/или культурных особенностей того времени

(Направление «Путь».

Достоинства

История России, российской нации полна тревог и испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Борьба с татаро-монгольским игом и покорение Сибири, тяжелые времена Смуты и грандиозные преобразования петровского времени, разруха после волны революций и дерзкий взлет авангардного искусства, тяготы послевоенных лет и энтузиазм строителей Байкало-Амурской магистрали… Всякий раз, когда казалось, что жизнь и сознание русского человека загнано в тупик, покорено и раздавлено, прорастали свежие побеги надежды на то, что лучшее впереди, появлялись новые силы и крепилась вера – вера в Бога, вера в страну, вера в человеческие возможности. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы наш народ в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Именно вопрос об «отсутствии пределов» сейчас, как и в иные времена, продолжает волновать каждого, кто считает своей Родиной великую Россию.

Тема: (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Универсаль-ность.

- Широкий охват времени и пространства.

- Необходим широкий кругозор.

- Возможен значительный объем.

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Пример

(Направление «Путь».

Достоинства

Едва ли не всякий русский человек уверен в том, что для нашего народа не существует непреодолимых границ и нестерпимых трудностей. Что рождает подобную уверенность в силе и твердости духа русской нации? Непростой исторический путь, постоянный поиск истины, приход к равновесию через заблуждения и утраты, примеры настоящего мужества и истинной святости – все это помогает утвердить в сознании мысль о безграничном, бесконечном пути, по которому развивается Россия и русский народ. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? На этот вопрос уверенно отвечает отечественная литература.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Самый «выгодный» вариант вступления.

- Удобный пере-ход к проблеме/ вопросу.

- Абстракт-ность рассуждения.

- Рассуждение начинается уже во вступлении.

Варианты вступления

Виды вступлений

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Особенности

Пример

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

Нет в отечественной литературе человека более преданного простому русскому человеку, чем Николай Алексеевич Некрасов. Никакие жизненные трудности, лишения и невзгоды, соблазны столичной жизни не заставили этого замечательного поэта изменить главной теме своей жизни – теме судьбы русского народа. Исследуя русскую душу, анализируя русскую историю, изучая русский быт, Некрасов все более утверждался в мысли о твердости и несокрушимости целой нации, частью которой являемся все мы. Почему в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Переход к анализу уже во вступлении.

- Предполагает знание биогра-фии писателя/ поэта.

- Предполагает хорошее знание текста художе-ственного произведения.

- В основной части предпола-гается обраще-ние к творчест-ву именно того писателя/поэта, который упомянут во вступлении.


Варианты вступления

Виды вступлений

ЦИТАТНОЕ

Особенности

Пример

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли

(Направление «Путь».

Достоинства

«Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Так великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов определяет безграничную веру в русский народ, передает уверенность в его будущем благополучии. Да, русский человек многое пережил, вытерпел, выдюжив на своих плечах семью, страну, веру. Его испытания продолжаются и сейчас. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Прямая связь с темой.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Предполагает точность цитирования (может использоваться цитата, не заявленная в теме сочинения).


Варианты вступления

Виды вступлений

ЛИЧНОСТНОЕ

Особенности

Пример

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения

(Направление «Путь».

Достоинства

Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопрос, который она поднимает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, являющегося частью своего народа, живущего интересами своего времени. Почему Николай Алексеевич Некрасов так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Простота изложения.

- Невысокая степень «погружения» в тему в начале работы.

- Не самый удачный вариант вступления из-за универсальности формулировок.


Варианты заключения

Виды вступлений

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Особенности

Пример

Предполагает возвращение к основной мысли сочинения с изложением ее более широко и эмоционально

(Направление «Путь».

Достоинства

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что Николай Алексеевич Некрасов предложил не просто лозунг, утверждая, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Поэт уверенно и ясно заявил то, что выстрадано всем его творчеством: сила духа русского человека, его терпеливый труд и вера в добро и справедливость открывают широкие возможности для его развития и делают его непобедимым как духовно, так и физически.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Самая типичная и логичная концовка сочинения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Иногда звучит чрезмерно патетично.


Варианты заключения

Виды вступлений

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Особенности

Пример

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает к основной проблеме, заключенной в теме, подчеркивая ее актуальность

(Направление «Путь».

Достоинства

К сожалению, испытания русского народа не закончились. Постоянная борьба и утверждение ценности, уникальности русского характера продолжаются и ныне. Сколько еще нужно пережить, перетерпеть, преодолеть, чтобы весь мир и мы сами убедились в том, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Тесная связь со вступлением.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно бывает поставлен финальный вопрос.


Варианты заключения

Виды вступлений

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Особенности

Пример

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить свое отношение к проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

В заключении работы хочу обратиться с призывом: верьте в русский народ, в силу его духа, в его безграничные возможности. Только уверенность друг в друге, сплоченность и единство сознания помогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути развития страны, нации.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Простота и краткость изложения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно мысль в заключении соотнесена с основной мыслью сочинения.


Варианты заключения

Виды вступлений

ЦИТАТА

Особенности

Высказывание, достаточно полно выражающее мысль

Пример

Достоинства

(Направление «Путь».

Сколько бы ни продолжались споры об уникальности русского характера, об особом пути России, невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: мновековая история становления нашей нации и утверждения государственности в нашей стране доказывает справедливость слов Н.А. Некрасова: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»!

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Удобный вариант при наличии цитаты в теме сочинения (но в этом случае нельзя использовать цитатный вариант вступления!).

(Н.А.Некрасов)).

-Предполагается точность цитирования.

- Далеко не каждая цитата уместна в заключении (это может быть и цитата, не заявленная в теме сочинения).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы , избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

4. Качество письменной речи

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

5. Грамотность

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Для получения оценки «зачет» по сочинению необходимо, чтобы работа была обязательно зачтена минимум по трем критериям: по критериям 1 и 2 + любой из критериев 3, 4, 5.
  • Если в сочинении менее 250 слов , то сочинение не проверяется по критериям 1-5.

В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

  • Если за сочинение по критерию 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 2-5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  • Если за сочинение по критерию по критерию 1 выставлен «зачет», а по критерию 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 3-5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания 3-5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям.


Критерий

Условия выставления баллов

1. Соответствие теме

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения ;

сочинение написано без привлечения литературного материала,

и/или допущены 2-4 фактические ошибки , связанные со знанием литературного материала.

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

3. Композиция

Кол-во баллов

и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

(max 20)

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

и/или мысль повторяется и не развивается .


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

4. Качество письменной речи (качество сочинения)

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Кол-во баллов

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

(max 20)

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

6. Речевые нормы

Кол-во баллов

Допущено не более 2 речевых ошибок.

(max 20)

Допущены 3-4 речевые ошибки.

7. Орфографические нормы

Допущены 5 и более речевых ошибок.

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

8. Пунктуационные нормы

Кол-во баллов

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

(max 20)

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).


Отметка по десятибалльной системе оценивания

Первичный балл


ПРИМЕРЫ работы над сочинением (работа с черновиком)

На слайдах 25 – 29 приведены примеры работы над сочинением:

составление плана, представленного схематично, для пяти тем

(по одной теме для каждого направления (2015-2016 учебный год)).


Направление «Время»

Тема: «Общество и эпоха»

Как связаны общество и эпоха? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 4

Тезис 2

Тезис 1

От деятельности «героев времени» зависит пробуждение или заблуждение общества

Определенная эпоха есть шаг в развитии общества

Деяния человека и его потребности формируют представление об эпохе

Эпоха – длительный период времени с характерными явлениями, событиями

Эпоха Возрождения, Эпоха Просвещения, эпоха наполеоновских войн

Л. Толстой. «Война и мир»;

  • М. Ломоносов;
  • модернисты (поэты, художники и др.).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Наполеон);

А. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий);

Н. Гоголь. «Мертвые души» (Чичиков).

ВЫВОД (заключение):

общество и эпоха неразрывно связаны друг с другом, их взаимодействие – естественный путь развития


Направление «Дом»

Тема: «Дом: разлад с собой и миром»

Когда дом является местом разлада с собой и миром? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 1

Тезис 3

Тезис 2

Дом должен быть островком счастья, покоя, дарить чувство защищенности

В доме нет радости, если

В бедности и нужде дом воспринимается как временное пристанище, и это рождает внутренний протест

Неудовлетворенность жизнью возникает, если в семье нет взаимного уважения и царит насилие

там пусто и одиноко

Л. Толстой. «Война и мир» (Ростовы).

И. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»).

И. Бунин. «Антоновские яблоки».

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин);

А. Островский. «Гроза» (Семья Кабановых).

М. Горький. «На дне» (Сатин, Актер, Клещ и др.).

ВЫВОД (заключение):

Тепло домашнего очага, любовь и взаимопонимание помогают избежать конфликта с собой и миром или преодолеть его.


Направление «Путь»

Тема: «Путь к себе»

Почему так труден путь к себе? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Обретение гармонии с собой зависит в первую очередь от самого человека

Чтобы познать и понять себя, нужно быть готовым познать и понять других

Отсутствие гармонии с самим собой – источник душевных и физических невзгод

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников)

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня)

Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов).

Л. Толстой. «Война и мир» (Безухов).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

ВЫВОД (заключение):

Познание себя самого – процесс преодоления эгоизма, примирения с силой и слабостями других, с многобразием и несовершенством мира.


Направление «Любовь»

Тема: «Лики любви»

Насколько любовь многолика? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 3

Тезис 1

Тезис 2

Любовь – это освобождение духа из плена материального мира

Любовь – это испытание

Любовь – это обновление через страдание и разочарование

Любовь – это высшее эмоциональное и духовное наслаждение

ума и сердца

И. Гончаров. «Обломов».

Лирика А. Пушкина («Признание», «Я помню чудное мгновение…», «Мадонна»).

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Татьяна).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня).

Лирика А. Пушкина («Я вас любил…»).

Лирика А. Пушкина («Сожженное письмо).

Лирика Ф. Тютчева («О, как убийственно мы любим…»).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (княжна Мери).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Базаров).

ВЫВОД (заключение):

Любовь многолика, сложна, но всегда благотворна и созидательна для человеческой души.


Направление «Год литературы в России»

Тема: «Литература – это исповедь или проповедь?»

Литература должна правдиво рассказывать о жизни или учить жить? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Тезис 4

Залогом преображения является очищение души

Без исповеди нет понимания истины, очищения и освобождения от заблуждений

Мир художественного произведения – это модель общества и человеческих отношений

Н. Гоголь. «Мертвые души».

Л. Толстой. «Война и мир».

М. Горький. «На дне», «Старуха Изергиль».

И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско».

Е. Замятин. «Мы».

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников);

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Павел Кирсанов, Базаров).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри).

ВЫВОД (заключение):

Задача литературы – воздействовать на ум и сердце человека через очищение, освобождение от суетности и заблуждений,

то есть проповедь через исповедь.


Домашнее задание :

напишите вступления и заключения к каждой из тем, названных на слайдах 25 – 29. Воспользуйтесь материалом со слайдов 5 – 13. Обязательное условие: вступления и заключения должны быть разных видов (один из вариантов заключения может повториться дважды, т.к. их 4). Укажите, какой из вариантов вступления и заключения соответственно вы выбрали.

Эксперты, переписывающие по поручению правительства стратегию развития России до 2020 г., разослали в министерства промежуточную версию труда. В августе документ рассмотрит президиум правительства. Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри.

В 1999-2008 гг. российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Эта эпоха закончилась, уже со следующего года рост замедлится до 2-2,5 % в год (прогноз Минэкономразвития на 2011 г. — 4,2 %, на 2012 г. — 3,5 %), обещают правительственные эксперты.

Если правительство попытается разогнать экономику до роста на 6-7 % в год (стимулируя потребление и кредит), то к концу десятилетия Россию ждут «кредитная яма» размером в 16 % ВВП и болезненный кризис, предрекают эксперты.

Нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Комментарий Игоря Залюбовского

Эксперты по поручению правительства в промежуточном докладе по стратегии развития России до 2020 г.: «Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри» и т. д. и т. п.

Подобные документы вызывают неизбывную скуку. И не только потому, что пишутся в основном для конъюнктуры. И не потому, что авторы, по сути, ни за что из написанного не отвечают: что там будет с нами к 2020 г. — Бог весть, и кто тогда вспомнит сегодняшние доклады… Складывается впечатление, что авторы примерно так и рассуждают, и возникает своеобразный (замечу, крайне высокооплачиваемый) «клуб по интересам» — некие рассуждения на заданную тему, обрастающие мнениями различных экспертов, и катится это по наезженной колее всякого рода прогнозов, которые интересны разве что участвующим в них.

Что это я так резко, скажет читатель, разве прогнозы не нужны? Или никому не интересны?

Как специалист по компьютерной прогностике, отвечу: конечно, нужны и интересны. Но мы с вами живем в XXI веке, и сегодня прогнозирование — это не просто набор мнений тех или иных экспертов, а довольно строгие компьютерные и статистические процедуры, основанные на различных нелинейных алгоритмах с привлечением мощных компьютеров. Но главное, для такого прогноза должен присутствовать ясный и прозрачный объект, в данном случае — российская экономика и ее развитие. И вот с этим возникает самая большая проблема, в смысле нужно анализировать то, что вроде как бы и есть, но одновременно как бы и не совсем.

Для простоты понимания давайте вспомним наше недавнее прошлое. Во времена СССР в ЦРУ были уникальные специалисты, которые могли по тому, где кто стоял из членов Политбюро на трибуне или как была изогнута бровь у Леонида Ильича при посещении совхоза им. Ленина, прогнозировать назначения и увольнения в советских верхах. Иногда американцам удавались удивительно точные предвидения, правда, развала СССР Америка не ожидала. Но речь о другом: подобные прогнозы делались не от хорошей жизни, а от безысходности, поскольку реальная информация из-за железного занавеса практически отсутствовала.

Сейчас, конечно, все по-иному, и информации в избытке, но ее достоверность, как бы помягче выразиться, «вызывает вопросы».

Вот были у нас, к примеру, доблестные служители на букву М, а теперь они же стали на букву П. И вроде много информации в СМИ, как все улучшается в результате этого — прямо на глазах. И очень хочется верить. Так и представляется: едешь по трассе, тебя останавливает вежливый служитель порядка и говорит: «Мы теперь не на букву М, а на букву П. Так что денег нам никаких не нужно, а я Вас остановил просто пожелать счастливого пути». Только глаз (вот противный орган!) видит иную картину.

И вдруг попалась информация: африканское племя Бабонго переименовывало засушливый месяц, чтобы новому названию Бог ниспослал дожди.

Или вот национальные проекты. Может кто-то (кроме «экспертов по поручению») утверждать, положа руку на сердце, что видит, как они работают. Не анализировать нечто малопонятное в цифрах, а выйти на улицу, оглянуться и самому убедиться, что идет, например, масштабное строительство дорог. Как в Китае: проект, подобный нашему, есть, и масштабное дорожное строительство видно повсюду. И у нас проект вроде присутствует, и написано, что вот же он — на глазах, но невольно хочется спросить: «На чьих глазах?»

Еще немного истории. В 80-х годах руководство СССР задумало создать прогностическую суперсистему для народного хозяйства и превзойти в этом саму RAND Corporation. По задумке эта система должна была базироваться на двух основаниях — анализе экономики и анализе рабочей силы (т. е. персонала, говоря сегодняшним языком). Для работы над этим проектом были привлечены лучшие умы, в частности экономическую часть возглавлял Павел Бунич.

В итоге система была построена только наполовину — в части анализа персонала из нее вышли ныне широкоизвестные экспертные комплексы НПО «Эталон». А экономическую часть Бунич делать отказался и пояснял это впоследствии на таком примере: «Если курс рубля определяется экономическими причинами — его можно постараться спрогнозировать. Но если курс исчисляется по звонку со Старой площади — корректный прогноз нереален, поскольку слишком многое зависит от политического манипулирования».

Увы, этот пример выдающегося экономиста академика Павла Бунича и в сегодняшних российских реалиях не потерял актуальности.

P. S. Пояснение из «Википедии». Старая площадь в разговорной речи — синоним высшего руководства: в советский период в доме № 4 по Старой площади располагался Центральный комитет КПСС, в настоящее время это же здание занимает Администрация Президента РФ.

С уважением к читателям, Игорь Залюбовский

Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:



Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.



С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

…будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и въяве;

В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

«Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а, была бы,

пожалуй, картина нравов».

(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого - служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии - конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!»- восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь - таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,- говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому - это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,- писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты - как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий - декабрист»,- писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множества второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы современной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фамусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельдфебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность. Отвергая его «потенциальное жениховство» , Софья замечает, что он «слова умного не выговорил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых правил». «Ученостью меня не обморочишь...», — уверенно заявляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну черту — карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продвижения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В доме Фамусова Скалозуб — желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «достоинств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянницу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, —

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в комедии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с Настасьей Николавной — «Мы с нею вместе не служили», о падении Молчалина с лошади — «Взглянуть, как треснулся он — грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно разработанным, незавершенным. Читателю непонятно, собирается ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на падение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персонажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княгиня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они оставляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатирически. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фамилия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены. Этот герой воплощает собой постаревшего Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судьбе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит». Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чацкого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графиня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услышанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, старуха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусовым для женской половины общества. Хлестова — уверенная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проницательная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обучения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме того, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинственности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозуба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положением, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три». Снисходительно-покровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным. Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степаныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чуланчик твой», — заявляет она, прощаясь.

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетничать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно подхватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову... не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье...».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Бейроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе которой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «...Что такое Репетилов? в нём 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова — Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Антон Антоныч Загорецкий. Это также тип « Фамусова-неудачника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мелким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую характеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хлестова: «Лгунишка он, картежник, вор», — говорит она Софье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жизненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершенно «законопослушен»:

А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налег; ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий — это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль — всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Загорецкий — отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддержать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич — старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедовым с оттенком сочувствия. Этого героя, думается, мы не можем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фамусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Горич — добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним характеристику, которую Горич дает Загорецкому). Это единственный герой, который всерьез сомневается, услышав сплетню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости. Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлекается игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей» — именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины. старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи... — «все это типы, созданные рукою истинного художника; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, пробивающийся из-под них, — гениальная живопись...». Все эти образы — яркие, запоминающиеся, оригинальные. Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Люди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов создает широкую панораму русской жизни. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Загрузка...