crimea-fun.ru

Во сколько начинается служба в церкви. Особенности православных богослужений

Находится везде и возносить молитвы к Нему можно в любом месте. Храмы, соборы, церкви - это небо на земле, где Господь пребывает особым образом, дарует Свою благодатную помощь в различных делах, утешает скорбящих, принимает от человека благодарность. Богослужения совершаются строго по уставу. Чтобы узнать, во сколько начинается служба в церкви, нужно позвонить или сходить в интересующий храм.

Как правило, общие молитвы совершаются утром, вечером, иногда днём. В посты, праздники или обычные дни расписание богослужений меняется. В монастырях живут по специальному режиму, работают Богу чаще и дольше. В особые периоды, например на Пасху и Рождество, литургия проходит ночью. Все богослужения подразделяются на:

  • суточные;
  • недельные;
  • годовые.

Все службы в полном объёме проходят в монастырях. В городских кафедральных соборах и больших храмах богослужения проходят ежедневно. Маленькие городские и сельские приходы составляют расписание служб исходя из имеющихся требований мирян и возможностей духовенства.

Богослужебный церковный год стартует 1 сентября по старому стилю, а все службы года выстраиваются в зависимости от главного праздника Пасхи. Суточное богослужение начинается с вечера, исходя из библейского сотворения Вселенной: сначала был вечер, а потом утро. Вечерня совершается в честь праздника или святого, вспоминаемых на следующий день по календарю. Ежедневно церковь творит память какого-либо события из земной жизни Господа, Царицы Небесной или Святых.

Каждый день богослужебной недели посвящён важному событию:

  • воскресенье - особый день, малая Пасха, воспоминание воскресения Христова;
  • понедельник молятся Ангелам;
  • вторник - святому пророку Иоанну Предтечи;
  • среда - вспоминаются предательство Господа Иудой и память Креста, день поста;
  • четверг - день Апостольский и святителя Николая;
  • пятница - служба в честь крестных страданий Господа и Животворящего Креста, день поста;
  • суббота - почитаются Божия Матерь, память святых и всех почивших православных христиан.

Современное вечернее богослужение состоит из:

  • вечерни;
  • утрени;
  • 1-го часа.

Вечерняя служба посвящена памяти событий из Ветхого Завета: о сотворении Богом мира, падении первых людей, законе Моисея, деятельности пророков. Православные христиане благодарят Бога за скорби и радости прожитого дня и просят благословения на предстоящие ночь и утро.

Многие интересуются вопросом: во сколько начинается вечерняя служба в церкви? В разных приходских храмах складывается своя традиция проведения общих молитв, но в среднем начало вечерни обычно приходится на временной промежуток с 15:00 до 18:00 по местному времени. Если есть желание поучаствовать в богослужении, не лишним будет заранее осведомится о более точном времени в конкретной церкви.

Сколько идет служба в церкви и от чего зависит её продолжительность

Богослужение имеет целью оторвать человека от земной суеты, прикоснуться к вечности. Оно наставляет в вере и молитве, располагает к покаянию и благодарению. Верующие общаются с Господом посредством общей молитвы, таинств. В церковных службах нет ни одного действия или слова, сказанного для красоты или неуместно, всё имеет глубокий смысл и символику. Сколько идет служба в церкви,будет зависеть от таких параметров, как:

  • приходской храм или монастырь;
  • тип службы (праздничная, великопостная обычная, всенощная, литургия и т. д.);
  • пение хора;
  • скорость ведения службы духовенством;
  • количество исповедников и причастников;
  • продолжительность проповеди.

В приходских храмах богослужения сильно сокращены ввиду многочисленных земных забот верующих мирян, в монастырях они проходят в полном объёме. Во время поста, особенно в Великий Пост, службы долгие, с чтением псалтыри и покаянных молитв. Церковные праздники проходят с особым величием и торжеством, с многочисленным духовенством и народом. Чем большее количество исповедников и причастников, тем продолжительнее соборное моление. Стиль ведения службы тоже имеет значение: в каких-то храмах хор поёт протяжнее и молитвы произносятся неторопливо, чётко, а где-то, наоборот, темп быстрее. После литургии священник в назидание верующим произносит проповедь о важных событиях данного дня или на тему отрывка из читаемого Евангелия. Один батюшка говорит долго, поучительно, с примерами из жизни, другой кратко, по существу.

Учитывая все эти моменты, церковная служба может идти от 1,5 до 8 часов. В среднем в приходских храмах в обычные дни молитва длится 1,5–3 часа, а на Святой Горе Афон и в других монастырях достигает 6–8 часов. Перед большими праздниками и воскресеньем всегда совершается всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, утреню и 1-й час. В обычных приходских храмах оно длится около 2–4 часов, в монастырях - 3–6 .

Во сколько начинается утренняя служба в церкви

В современной церковной практике утренняя служба состоит из:

  • 3-го часа (воспоминание схождения Святого Духа на апостолов);
  • 6-го часа (в память распятия Господа);
  • Божественной литургии (проскомидия, литургия оглашенных и верных).

Литургия или Евхаристия (Благодарение) - центральное богослужение в церкви, на котором происходит главное Таинство - Причастие Святых Христовых Тайн. Данное священнодействие было утверждено Самим Господом на Тайной вечере, накануне крестных страданий, и Он повелел творить сие в Его воспоминание.

В 4-м веке святой Василий Великий составил и записал чин Литургии, а позже святой Иоанн Златоуст предложил сокращённый вариант службы. В современной церкви до сих пор используются эти два чинопоследования. Литургия святого Василия Великого служится 10 раз в году: по воскресеньям Великого поста, кроме Вербного, в Великий четверг и субботу Страстной седмицы, 14 января (в день памяти святого Василия) и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

В Великий пост по средам и пятницам служат Литургию Преждеосвящённых Даров. Остальные дни в году совершается Литургия святого Иоанна Златоуста.

На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Спасителя от рождения до вознесения. В древние времена такая служба называлась преломлением хлеба. В Священном Писании именуется трапезой или вечерей Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20).

Ответ на вопрос "Во сколько начинается утренняя служба в церкви?"будет зависеть от традиции, сложившейся на конкретном приходе, количества причастников и престолов в храме, но точно можно сказать, что литургия всегда совершается до полудня. В больших храмах с многочисленным приходом может быть и по три службы, начиная с 6 часов утра. Маленькие церкви с одним престолом не могут творить больше одной литургии в день. В среднем начало утреннего богослужения колеблется в промежутке от 06:00 до 10:00. Конкретное время всегда можно узнать в самом храме.

Молиться Богу можно везде, но храм - это особое место присутствия Божия. Любой человек, даже далёкий от церкви, войдя в дом Господень, почувствует особую благодать, обитающую там. Как и в любом общественном месте, в храме существуют важные правила поведения.

Подойдя к дому Божию, необходимо трижды перекреститься с краткой молитвой: «Господи, помилуй» или выучить специальную, которая читается на входе в церковь. Женщинам лучше надеть юбку или платье ниже колен и платки, плечи должны быть прикрыты. Мужчинам полагается входить в храм без головного убора в благопристойной одежде. Не разрешается разговаривать, тем более смеяться, особенно во время службы.

Приходить на службу лучше заранее, чтобы:

  • купить и поставить свечи;
  • написать записки за упокой и о здравии;
  • заказать молебен, сорокоуст, панихиду (по желанию);
  • приложиться к иконам, мощам, распятию.

Обязательно нужно поставить свечу к празднику на центральный аналой с иконой дня или святого, напротив иконостаса. За упокой ставят в отдельном месте (канун), обычно возле распятия. Остальные подсвечники все за здравие, как правило, возле иконы Пречистой Богородицы, святых или церковных праздников. Нет жёсткого правила, куда и сколько нужно ставить свечей или класть пожертвований: всё зависит от желания и возможностей человека.

Когда начинается служба, нужно встать на свободное место, внимательно слушать чтение и песнопения, стараться вникать и молиться вместе со всеми. С первого раза всё будет непонятно, но при желании можно почитать специальную учебную литературу и постепенно изучать богослужебное устроение в православной церкви. Хорошим правилом будет следить за действиями духовенства и мирян, креститься и делать поклоны вместе со всеми. Сидеть во время службы разрешается только тяжелобольным людям. Евангелие слушают с преклонённой головой, с особым благоговением. На Божественной литургии читаются вслух всеми присутствующими молитвы "Символ Веры" и "Отче наш", их нужно выучить наизусть.

Невозможно в рамках одной статьи освятить тему "Как проходит служба ", потому что в течение года проходит много разных богослужений, и все они отличаются друг от друга песнопениями и молитвами. А также есть особые службы в виде молебнов, панихид, которые идут по особому чину. Великопостные богослужения очень проникновенные, продолжительные, со множеством коленопреклоненных молений: в это время много читают и мало поют. Праздничные службы проходят при ярком освещении храма, величественно и пышно прославляются Господь, Божия Матерь, Святые, а человек получает утешение, радость, освящается благодатью.

По входе в храм священник в епитрахили пред царскими вратами начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» –«Приидите, поклонимся» и читает псалмы 9-го часа. По псалмах – тропари, а по Трисвятом – кондак, те же самые, какие читались в тот день на 3-м и 6-м часах перед литургией. По молитве «Владыко Господи, Иисусе Христе, долготерпевый» и возгласе «Боже,ущедри ны» отпуста не бывает, а иерей, облачившись в фелонь и отверзши завесу царских врат, выходит пред царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа». Иерей читает тайно молитвы светильничные. Ектения великая «Миром Господу помолимся». Ектению эту диакон, если он есть, произносит обыкновенно на амвоне пред царскими вратами, равно и иерей, если он служит без диакона. Затем стихословится вся рядовая кафизма. Стихословится кафизма так: чтец читает первый псалом и другие до «Славы» и в конце говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец же: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает другую «Славу» кафизмы; кончая вторую «Славу», он опять говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает третью, последнюю «Славу» кафизмы и заканчивает ее сам: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Таким образом стихословятся все кафизмы. По стихословии – ектения малая «Паки и паки».

Если в тот день было бдение, то стихословия кафизмы не бывает.

«Господи, воззвах» поется в глас стихир Октоиха, и читаются псалмы 140-й, 141-й и 129-й до стиха «Аще беззакония нáзриши, Господи» и затем стихиры Октоиха – 3 и святому – 3 со стихами псалма; «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи месячной); если же «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен (под среду и пятницу) наряду в Минее.

Во время пения стихир иерей или диакон кадит алтарь, иконостас, лики (клиросы), народ и храм, после чего возвращается к царским вратам, кадит их и две местные иконы – Спасителя и Божией Матери, входит в алтарь южной дверью и, покадив престол спереди, отдает кадило; если кадил диакон, то он кадит после всего и иерея. По последней стихире – «Свете тихий» и прокимен дню. «Сподоби, Господи, в вечер сей». Ектения «Исполним вечернюю молитву» пред царскими вратами.

На стиховне стихиры Октоиха со стихами «К Тебе возведох», «Помилуй нас, Господи», «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи), а если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш» и по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный во глас тропаря святому и по дню (в конце Минеи). Если тропаря святому наряду нет, то общий святителю, или мученику, или преподобному. Ектения сугубая «Помилуй нас, Боже», полная, пред царскими вратами. По ектении иерей или диакон, стоя на том же месте, возглашает: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Аминь. Утверди, Боже». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей, обратясь к народу, творит отпуст полный. Лик – многолетие.

Затем иерей входит в алтарь, закрывает завесу царских врат, снимает фелонь и возгласом «Благословен Бог наш» начинает повечерие малое. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й и прочее. Повечерие читается среди церкви пред амвоном. По «Слава в вышних» – канон Богородичный в Октоихе наряду. Ирмосы – по одному разу, тропари – сколько есть. По каноне «Достойно есть», Трисвятое, «Отче наш». По возгласе иерея тропари храму, если храм Христов или Богородичный, потом дню и общие рядовые: если храм Христов, то на повечерии во вторник и четверг тропарь храму оставляется во весь год, а читаются в эти дни сначала дню – «Спаси, Господи, люди Твоя», потом храму Богородицы или святого, затем общие рядовые, и следуют прочие чтения повечерия; отпуст краткий пред царскими вратами. Заканчивается повечерие ектенией «Помолимся о Великом Господине».

Полунощница вседневная. Иерей в одной епитрахили перед престолом возглашает: «Блогословен Бог наш». Чтец. «Аминь. Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся» и псалом 50-й, затем 17-я кафизма вся без стихословия. «Верую во Единаго Бога». Отпуст краткий пред царскими вратами и ектения «Помолимся о Великом Господине».

Утреня вседневная. По окончании полунощницы иерей входит в алтарь, облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, принимает кадило и, кадя, возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» и читает 19-й и 20-й псалмы; по псалмах и Трисвятом – тропари «Спаси, Господи». Во время чтения псалмов и тропарей иерей кадит алтарь, весь храм, лики и народ. По окончании чтения тропарей иерей, стоя пред престолом с кадильницей, произносит ектению «Помилуй нас, Боже», краткую, состоящую из трех прошений. Иерей: «Помилуй нас, Боже». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся о Великом Господине». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей возглас: «Яко милостив». Лик: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче». Иерей, творя кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей», и чтец читает шестопсалмие среди церкви пред амвоном. Иерей, отдав кадило, молится пред престолом. После трех первых псалмов иерей, выйдя из алтаря, пред царскими вратами читает тайно утренние молитвы по Служебнику. Ектения великая произносится пред царскими вратами.

«Бог Господь, и явися нам» возглашается со стихами, так же, как прокимен, а клир поет «Бог Господь» во глас тропаря рядовому святому. Тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен от менших (отпустительные Богородичны в конце Минеи). Стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три, по указанию Устава. По кафизмах ектений малых не бывает, а после стихословия читаются или поются седальны Октоиха с Богородичнами или Крестобогородичнами наряду. Затем – псалом 50-й.

Канонов три: Октоиха – два, первый – на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, второй – на 4, и святому в Минее – на 4 без ирмосов. Катавасии не бывает, а только вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях поется ирмос Минеи. По 3-й песни ектения малая, седален святому с Богородичном в Минее. По 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому в Минее. По 8-й песни поем «Честнейшую», на которой иерей или диакон кадит алтарь, храм, лики, народ. По 9-й песни «Достойно есть», ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – светилен святому, «И ныне» – Богородичен его; если светильна святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. Затем читаются псалмы 148-й, 149-й и 150-й, и начинается первый из них словами «Хвалите Господа с небес» (а не «Всякое дыхание»), «Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу». Ектения «Исполним утреннюю молитву». На стиховне стихиры Октоиха со стихами «Исполнихомся заутра». «Слава» – святому в Минее, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи); если святому нет «Славы», то «Слава, и ныне» – Богородичен из Октоиха наряду. «Благо есть», единожды; по «Отче наш» тропарь рядовому святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный от менших (в конце Минеи или Часослова). Ектения «Помилуй нас, Боже», полная. Затем иерей или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Утверди, Боже», и тотчас чтец читает 1-й час, а иерей закрывает завесу царских врат. На 1-м часе после псалмов на «Слава» – тропарь дневному святому, «И ныне» – Богородичен часа. По Трисвятом кондак святому. По молитве иерея «Христе, Свете истинный», лик поет (по обычаю Русской Церкви, освященному древностью) «Взбранной Воеводе», а затем иерей пред царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», и иерей говорит отпуст полный. Лик – многолетие.

На 3-м и 6-м часах тропарь и кондак те же, что и на 1-м часе.

На Божественной литургии антифоны вседневные «Благо есть» (в Ирмологии и в Апостоле в конце). Если святому положена на Блаженнах песнь канона, тогда читаются изобразительны «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны Октоиха – на 4 и святому, песнь 3-я – на 4. Вход с Евангелием.

Во время входа на Божественной литургии не следует возглашать диакону или иерею велегласно: «Господу помолимся», чтобы клир отвечал: «Господи, помилуй», а вход должен происходить во время чтения или пения 3-го антифона или Блаженн, и «Господу помолимся», как и молитва входа, говорится вполголоса. Такой же вход бывает на вечернях, на которых читается Евангелие. Так вход совершался в Большом Успенском соборе в Москве, да и Служебник и Чиновник ясно указывают говорить «Господу помолимся» едва слышно.

Входное: «Приидите, поклонимся... Во святых дивен Сый поющия Ти: аллилуиа» (единожды).

По входе тропари храму Христову или Богородицы, дню и храму святого, святому рядовому; затем кондак храму Христову, дню, храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храму Богородицы, а если его нет, то «И ныне» – «Предстательство христиан». Если среда или пятница, то тропари «Спаси, Господи», затем храму Богородицы и храму святого и рядовому святому; кондаки дню «Вознесыйся на Крест»; храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Богородицы (храму Христову в эти дни тропарь и кондак не полагаются). Если же храм только Христов, то тропари храму, дню, рядовому святому; кондаки дню, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Христову. Если же храм только святого, то по входе тропари дню, храму святого, рядовому святому; кондак в среду и пяток дню, а в прочие дни храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню; если положено святому, то после дневного читается и святому, Аллилуиа – пред Евангелием одному святому. Показанный здесь общий порядок вседневного служения является образцом для всех дней недели, кроме воскресенья, если в эти дни не случится праздника Господня, Богородицы, великого святого и храмового, имеющих бдение и полиелей.

Служба в церкви - это служба Богу, которая состоит из соответствующих обрядов и молитв. Она отражает собой внутреннее религиозное содержание. Храмы специально предназначены для церковной службы. Каждый день в православных церквях совершаются общественные дневные, утренние и вечерние богослужения.
Каждая служба в церкви состоит из трех видов богослужений. Все вместе они образуют суточный круг богослужений, начиная с вечернего (из девятого часа, вечерни и повечерия) и заканчивая дневным (из третьего часа, шестого часа и Божественной литургии). Между ними проходит еще утренняя служба в церкви (полунощница, утреня и первый час). Не трудно сосчитать, что весь суточный круг содержит в себе девять служб.


Как проходит служба в церкви?

Православная церковная служба многое заимствовала от ветхозаветного богослужения. Так, новые сутки начинаются не в двенадцать часов ночи, а в шесть часов вечера. Поэтому суточный круг богослужения начинается с вечерни. Эта служба в церкви знаменательна тем, что на ней озвучиваются главные библейские события, начиная от сотворения мира, грехопадения Адама и Евы, Моисеевых заповедей и заканчивая служением пророков. Православные прихожане благодарят Господа за день, который они прожили.

Молитва на сон грядущий

После вечери в церквях служат повечерие. Что представляет собой такое богослужение? Это своеобразная церковная молитва на сон грядущий. Верующие вспоминают сошествие Христа в преисподнюю и освобождение праведников от власти Сатаны.

Семь богослужений суточного круга

В полночь проходит третье богослужение суточного круга - полунощница. Эта служба должна напоминать прихожанам о Страшном суде и втором пришествии Христа. Утреня служится перед восходом солнца. Эта церковная служба одна из самых продолжительных. Она посвящается событиям земной жизни Христа. На ней возносятся многочисленные благодарственные и покаянные молитвы. Первый час проводят около семи часов утра. Это богослужение короткое. На нем вспоминается пребывание мессии на суде иудейского первосвященника Каифы. Третий час служится в девять часов утра. Это богослужение посвящено событиям в Сионской горнице, где Святой Дух снизошел на сподвижников Христа, и в претории Пилата, где сына Божьего приговорили к смертной казни. Шестой час проводится в двенадцать часов дня, а девятый час служится в три часа дня. Это время считается моментом смерти Христа на кресте. Поэтому эти богослужения и посвящаются этому событию.

Главное богослужение

Главной православной церковной службой в суточном круге является Божественная литургия. Это богослужение дает возможность не только вспомнить моменты Священной истории, но и соединиться с Христом посредством таинства Причащения, которое, по церковному преданию, было установлено им самим во время Тайной Вечери. Эта служба проводится между шестым и девятым часом, в результате чего она еще называется обедней.

Сколько длится служба в церкви?

От 1-2 часов, в зависимости от самого богослужения и от храма, в котором оно проводится. Сегодня в предписания церковного устава внесены некоторые изменения. В приходских церквях повечерие служат только в период Великого поста, а накануне Пасхи единожды совершается полунощница. Девятый час тоже почти не служится, а оставшиеся шесть богослужений объединяются по 3 церковных службы.


Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее - из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее - из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное - из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) - время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

15.05.2013

Общественное богослужение в приходском храме совершается, как правило, по воскресеньям и праздникам. При этом важно знать, что литургический (богослужебный) день начинается накануне вечером. Так, например, воскресная служба начинается в вечер субботы.

Начало вечернего богослужения в московских и петербургских храмах, как правило, приходится на 17 либо 18 (реже на 16) часов, в зависимости от расписания конкретного храма. Продолжается же оно в разных храмах по-разному, но в целом приблизительно от 2 до 4 часов.

Утреннее богослужение начинается, также в зависимости от расписания храмовых служб, в 9 либо в 10 часов (реже в 8), и продолжается около 2-3 часов. При этом во многих храмах, если церковный праздник приходится на будний день, утреннее богослужение начинают раньше, чтобы прихожане успели посетить его до начала рабочего дня.

Расписание богослужений обычно можно найти на дверях храма или в свечной лавке. Многие храмы и монастыри имеют интернет-сайты, на которых, в числе прочего, публикуют расписания богослужений.

В храм лучше приходить к началу богослужения и уходить после его завершения. Однако не всегда на это достаточно сил и времени. Многие святые подвижники и богословы говорили о том, что здесь, выражаясь современным языком, «качество важнее количества». Поэтому, если дефицит времени не позволяет вам пробыть на богослужении от начала до конца, ничего страшного, можно прийти и уйти в любое время.

Различным службам, мы познакомимся подробнее с тем, какое именно богослужение совершается в какое время. И соответственно, какие моменты богослужения наиболее важны для посещения.

Богослужебный устав (по-гречески Типикон), сложившийся в нынешнем виде уже к XVI-XVII векам, измеряет время богослужений по часам дня. Но существуют в нем и более тонкие установления и рекомендации относительно времени служб.

Например, богослужение праздничных дней, которое продолжалось всю ночь, следовало начинать «по еже зайти солнцу мало», то есть на заходе солнца. При этом управляющий богослужением священнослужитель должен был следить, чтобы торжественный возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» и следующие за ним песнопения прозвучали строго в тот момент, когда солнце начинало всходить. Исходя из этого распределялось время на все элементы службы.

Заметка: Что может быть прекраснее, чем появление малыша в семье. Предлагаем качественное постельное белье для самых маленьких. Разный дизайн и доступная цена приятно удивят наших покупателей. Закажите комплект постельного белья прямо сейчас и мы доставим его в кротчайший срок.


Рассмотрим чаще всего совершаемое Всенощное бдение — воскресное. Оно служится накануне воскресенья, в субботу вечером. Всенощная большинства праздников структурно очень похожа на воскресную, за редкими исключениями...



Важный вопрос — «мера» несовпадения богослужебного языка и разговорного, возможность и необходимость сделать язык богослужения более понятным. Это вопрос серьезной и весьма продолжительной церковной дискуссии, ...



После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...

Загрузка...