crimea-fun.ru

Государственный бюджет: понятие, структура. Взаимосвязь государственного бюджета и ВВП

Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своим и, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Федерации и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Кроме того, собственными доходами располагают муниципальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют .

Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также являются частью национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают, соответственно, в муниципальные денежные фонды — и . Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Классификация доходов государства

Действующая в Российской Федерации система государственных и местных доходов базируется на принципе единства . Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

  • от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);
  • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

  • федеральные;
  • доходы субъектов Федерации;
  • местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

  • налоговые;
  • неналоговые.

Свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Как уже говорилось выше, они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов , то их можно подразделить на две группы:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). 11редприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муни ципальными п редприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

Особенности формирования доходов государства

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

В отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные сборы), получение юридически значимых услуг (регистрационные сборы), на пользование государственным или муниципальным имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем такие платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

На добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Нормативно-правовое регулирование лотерей в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 ноября 2003 г. «О лотереях», вступившим в силу 1 января 2004 г. Согласно данному Закону лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

контрольная работа

2. Источники государственных доходов

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.

Налог на фонд заработной платы принадлежит не к прогрессивному, а к пропорциональному типу налогообложения. Пропорциональный налог - налог, который взимается в равной процентной доле с любого уровня дохода

Регрессивное налогообложение - изъятие налогов, при котором налоги изымают все меньшую часть дохода по мере того, как доход увеличивается. Поскольку часть налогов не применяется к определенным низким уровням доходов, постольку получается, что в процентном исчислении с высоких доходов взимается относительно меньшая доля в качестве налога. После налоговой реформы 1986 г. в США, например, предельная налоговая ставка составляла 33% и применялась к доходу от 71 900 до 149 250 долл., а к доходу свыше 149 250 долл. применялась ставка в 28%.

Одним из универсальных во всем мире налогов является налог на продажи, которым облагается огромный набор потребительских покупок товаров и услуг. Налог, которым облагаются некоторые специфические товары (табачные изделия, спиртные напитки), называется акцизным налогом. Акцизы - частный случай налога на продажи. Налог на продажи и акцизы принадлежат к косвенным налогам, они "спрятаны" в цене товаров и услуг. Налог на имущество - основной источник доходов местных властей во многих странах. Этот вид налога вызывает особенно много социальных конфликтов. Во-первых, считается, что он слишком обременителен после выплаты подоходных, социальных налогов, налогов на продажу и др. (как последняя капля, которая переполняет чашу терпения). Во-вторых, чтобы его взимать, нужно оценить имущество, чем занимается специальная служба, часто допускающая много злоупотреблений. У этого налога есть еще одна особенность - он взимается независимо от того, обладает владелец недвижимости и другого имущества какими-либо доходами или нет. Следовательно, он составляет одну из основ автономной части налогов, которые могут взиматься при полном отсутствии доходов.

Бухгалтерская прибыль фирм облагается налогом на доход корпораций. К доходу корпораций, как правило, применяется прогрессивная шкала налогов. Указанный налог может стимулировать инвестиции за счет заемных ресурсов, а не за счет капитала фирмы. Это происходит потому, что обычно не делается никаких корректировок для факторов производства, которыми владеет сама фирма, и акционерного капитала, инвестируемого собственниками фирмы. Фирма, которая применяет заемные средства для инвестиций, должна будет платить процент, который она в качестве своих затрат вычтет из бухгалтерской прибыли и суммы своей налоговой ответственности. Если эта же фирма для инвестиций применяет свой акционерный капитал (т.е. увеличивает свой акционерный капитал за счет дополнительной эмиссии акций), то в бухгалтерской отчетности затраты на процент не появятся. Поэтому, несмотря на наличие альтернативных затрат (упущенной выгоды) капитала, независимо от того, создаются они инвестированием за счет долга или выпуска акций, налоговую ответственность фирмы сокращают только проценты за долг.

Некоторые доходы государства создаются не налогами. Государство может заставить потребителей (физических или юридических лиц) оплачивать предоставляемые им властями товары и услуги. Местные власти обеспечивают коммунальные, транспортные, медицинские, санитарные и другие услуги, которые производятся фирмами, принадлежащими властям либо имеющими от них лицензию, но в любом случае приносящими доход от оплаты этих услуг пользователями. Выбирая между налогами и прямой оплатой общественных благ, предоставляемых властями, экономисты предпочитают последнюю, поскольку она обеспечивает лучшую информацию о том, оценивают ли потребители ценность этих благ больше, чем затраты на их производство.

Государственные займы - используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Эмиссия является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

Анализ валовых доходов кафе

Валовой доход организации питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию . Источниками формирования валового дохода на предприятиях общественного питания являются наценки...

Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия для выявление резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли

Торговля - самостоятельная отрасль экономики страны, представляет собой совокупность организаций и предприятий, которые занимаются куплей - продажей товаров народного потребления...

Виды ренты и проблемы земельного налога

Ценность земли для собственника заключается в ее способности приносить доход. Владелец земельного участка расстается с ним лишь в том случае, если полученная от продажи земли сумма денег, будучи помещенной в банк...

Государственная политика перераспределения расходов

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем...

Государственный бюджет Республики Казахстан

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны...

Доходы населения и источники их формирования в России

Основными и главными источниками формирования доходов населения можно назвать: выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от собственности (например...

Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства...

Использование основных средств. Государственные и муниципальные финансы

Страховые взносы на обязательное пенсионное...

Неравенство доходов и проблема их выравнивания в рыночной экономике

Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента) и предпринимательской деятельности, социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.). Заработная плата...

Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видов прибыли предприятия, является размер доходов, формируемый им в процессе деятельности. Операционная деятельность это основной вид деятельности предприятия...

Развитие качества жизни в России

Доходы населения - это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах...

Семейная экономика

Семейный бюджет, источники его формирования

Все семейные доходы подразделяются на два вида: денежные и натуральные. Основными доходами семьи обычно являются денежные, которые, в свою очередь, можно разделить на четыре группы...

Увеличение доходности предприятия

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для: определения...

Формирование и неравенство доходов

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства...

2. Источники формирования государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени, определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы государственного бюджета поступают из трех источников:

Налоговые поступления (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);

Неналоговые поступления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам. Взносы вносятся на определенные цели; они возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

2.1 Налоговые поступления и государственные займы

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

Подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

Налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

Налоги на имущество и наследство;

Налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

Налога на игорный бизнес;

Налог на покупку иностранных денежных знаков;

Лицензионных и регистрационных сборов;

Налога на операции с ценными бумагами;

Платежей за использование недрами и земельного налога;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

Налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

Акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;

Автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

Лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

Подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

Налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

Платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

Платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

Лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

Платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

Налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:

По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

В зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

В зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

По характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения государственных займов:

Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.

Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных.

  1. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.
  2. Децентрализованные государственные доходы – образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.

К централизованным государственным доходам также относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов: социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы – внутренние и внешние.

  1. К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
  2. К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях – и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав доходов

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги

Занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Государственные займы

Используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Эмиссия

Является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

Загрузка...