crimea-fun.ru

Виктор гюго - биография, фото, личная жизнь писателя. Биография виктора гюго кратко Виктор гюго поэт

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

Виктор Мари Гюго - один из самых известных писателей Франции, оказавший влияние на развитие литературного течения - романтизма. Его произведения стали достоянием французской культуры. Сам писатель выступал против общественного неравенства, поэтому он известен также как общественный деятель.

Детские годы писателя

Родителями будущего писателя были Жозеф Гюго, который стал генералом наполеоновской армии, и Софи Требюше - дочь богатого судовладельца и роялистка. У Виктора Мари Гюго было двое старших братьев. Родился он в 1802 году в Безансоне, а все его детские годы прошли в переездах вместе с родителями. Они старались воспитывать детей в атмосфере любви, но родители придерживались разных политических взглядов. Именно благодаря взглядам матери Гюго в юности придерживался монархических идей.

Семейство Гюго побывало в Марселе, Кортике, на Эльбе, в Италии, Мадриде - такие частые переезды были связаны с работой отца писателя. После каждого переезда они возвращались в Париж. Именно эти путешествия произвели на маленького Виктора впечатление и подготовили основу для его романтических взглядов. В 1813 году его родители разошлись, и Виктор Мари Гюго остался жить с матерью в Париже.

Юношеские годы

В краткой биографии Виктора Мари Гюго отмечено, что с 1814 года по 1818 год он учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал писать свои первые произведения, которые не опубликовывает. Одну из написанных им трагедий мальчик посвящает матери, кроме того, он пишет драму и занимается переводом Вергилия. В своих первых произведениях Виктор Гюго выступает как сторонник классицизма. Позже, когда он станет роялистом, будет заниматься развитием романтизма.

В возрасте 15 лет юный Гюго получает хороший отзыв на конкурсе Академии за свое стихотворение, а за оду - медаль. Еще в юношеские годы окружающие увидели талант будущего писателя. Но кроме того, у мальчика была склонность к точным наукам. И его отец очень хотел, чтобы его младший сын поступил в политехнический. Но юный Виктор выбрал литературу, благодаря которой прославился на весь мир.

Начало литературной деятельности

Когда писатель перечитывал свои рукописи, то остался недоволен их качеством: он был уверен, что может писать красивее и изящнее. Виктор Гюго начинает заниматься издательской деятельностью в 1819 году. С 1819 по 1821 год он издает дополнение к католическому журналу роялисткой направленности. В 1819 году Гюго пишет очень роялистическую сатиру "Телеграф", которая обратила на него внимание читателей.

В издаваемом им приложении к журналу юноша писал под различными псевдонимами. Именно благодаря его издательской деятельности за ним закрепилась репутация монархиста.

Издание первого романа и начало романтизма

В 1822 году писатель женился на Адель Фуше. В этом браке у пары было пятеро детей. В 1923 году Виктор Гюго опубликовал свой роман "Ган Исландец", который получил довольно сдержанный прием у публики.

Произведение получило хороший отзыв от Шарля Нодье. Благодаря этому между ними состоялось знакомство, которое переросло в дружбу. Писатель не сильно огорчился критике его произведения - просто он решил еще тщательнее работать. Вскоре после публикации состоялось собрание в библиотеке Арсенала - именно она была колыбелью романтизма. После этого собрания у Гюго начали формироваться основы романтизма.

Дружеское общение Виктора Гюго и Шарля Нодье длилось с 1827 по 1830 год, потому что Нодье все критичнее относился к произведениям писателя. До этого Гюго успел возобновить общение с отцом и посвятить ему поэму. В 1828 году Жозефа Гюго не стало. Виктор Мари пишет пьесу "Кромвель" специально для известного актера Франсуа-Жозефа Тальма и публикует ее в 1827 году. Она вызвала споры у читателей, а в предисловии к пьесе Гюго написал, что он не принимает устоев классицизма и решает писать в направлении романтизма.

Несмотря на то что произведения Гюго принимались критиками прохладно, он был известной фигурой в литературной среде. Чета Гюго часто устраивала в своем доме приемы, на которые приглашали известных личностей. Писатель заводит знакомство с Шатобрианом, Листом, Берлиозом и другими деятелями искусства.

Кроме романов, Гюго пишет стихи, а в 1829 году и 1834 году публикует небольшие романы - "Последний день приговоренного к смерти" и "Клод Ге". В них писатель высказывает свое негативное отношение к смертной казни. В период творчества с 1826 по 1837 год Виктор Мари Гюго становится основателем французского романтизма.

"Отверженные"

Это одно из самых известных произведений писателя. Оно является достоянием французской литературы и вершиной его творчества. Роман "Отверженные" Виктора Мари Гюго был опубликован в 1862 году. В нем писатель затрагивает важные для него темы, такие как сила закона, любовь, проблема жестокости и человечности. Один из самых известных персонажей Виктора Мари Гюго - Гаврош. Он символизировал собой надежды восставших, молодого поколения. В рассказах о детях Виктора Мари Гюго Гаврош занимал особое место и воспринимался читателями как маленький герой и борец за идеалы.

Действие романа в "Отверженных" охватывает широкие временные рамки, поэтому это произведение является исторической драмой. Сюжет постоянно отсылает читателя к важным событиям той эпохи. В этой книге Виктор Гюго критикует эпоху Реставрации и большое число нищего населения. Поэтому его роман наполнен революционными и антимонархическими настроениями.

Одна из самых известных книг Виктора Гюго - "Собор Парижской Богоматери". Это первый исторический роман, который был написан на французском языке и опубликован в марте 1831 года. Главной целью писателя было привлечение внимания к собору Парижской Богоматери и именно его он хотел сделать основным героем.

Собор в ту эпоху хотели либо снести, либо сделать более современным. После выхода романа не только во Франции, но и во всем мире началось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. Это произведение много раз экранизировали и ставили мюзиклы, самый популярный из которых - "Нотр-Дам де Пари", поставленный во Франции.

"Человек, который смеется"

Еще один известный исторический роман Виктора Гюго, написанный им в 60-е годы 19 века. Сюжет разворачивается вокруг мальчика, в младенчестве которого изуродовали для потехи богатой публики. Мальчик подбирает слепую девочку и вместе они находят приют у бродячего актера.

Мальчик и девочка полюбили друг друга и то было чистое светлое чувство. Но выясняется, что у него есть титул и богатство. В своей речи, обращенной к знати, этот юноша рассказывает о бедственном положении простых людей, о неравенстве в стране. И этот роман вызвал споры между литературоведами - относится ли он к романтизму или реализму.

В своем романе Виктор Гюго отразил волновавшие его вопросы о потерянных детях и о положении знати в обществе. Перед созданием романа писатель собирал исторические сведения об описываемом им периоде в Англии.

Затворничество

В 1843 в жизни Виктора Гюго произошла трагедия: во время кораблекрушения погибла его дочь Леопольдина с мужем. После этого он на какое-то время полностью перестал поддерживать связь с обществом. Находясь в таком затворничестве, Виктор Гюго начал работать над объемным романом.

Но закончить работу он не успел: в 1848 году произошла революция и писатель стал принимать активное участие в общественно-политической жизни. Но в 1851 году Гюго покинул Францию и отправился в Брюссель, затем на островок Джерси и остров Генри. В этот непростой период им была написана книга "Наполеон Малый", в которой он разоблачал диктаторство нового правителя, Луи Бонапарта, и сатира в стихах - "Возмездие", которая стала популярна у противников Наполеона Третьего. В начале 60-х годов 19 века Гюго вернулся к написанию своего объемного романа, который стал известен в мире как "Отверженные".

Работа в театре

В период с 1830 по 1843 год он работал практически только для театра. Также в этот период было написано большинство стихов Виктора Мари Гюго. Его пьеса, которую он поставил еще в 1829 году, вызвала споры между представителями старого и нового в искусстве.

Во всех своих пьесах Гюго описывал конфликты между знатью и простыми людьми. Иногда этот конфликт выглядел намеренно преувеличенно, чтобы привлечь внимание читателей. Некоторые его пьесы даже снимались с показов, но потом их снова возвращали в репертуар.

Художественный талант писателя и его дружба с живописцами

Виктор Гюго занимался еще и рисованием. Рисовать он начал еще в возрасте 8 лет. Теперь его работы находятся в частных коллекциях и до сих пор высоко оцениваются на аукционах. Большинство его произведений были написаны в период с 1848 по 1851 год чернилами и карандашами.

Делакруа говорил Виктору Гюго, что он бы стал известным художником и превзошел многих современных живописцев. Писатель поддерживал знакомство со многими известными художниками и иллюстраторами. Буланже так сильно восхищался Гюго, что создал большое количество портретов с людьми, собиравшимися вокруг него.

Буланже нравилось рисовать на фантастические темы, навеянные чтением поэм Гюго. Самый известный иллюстратор произведений писателя - художник Эмиль Байар.

Политическая карьера и последние годы жизни писателя

Виктор Гюго был не только известным писателем, но и общественным деятелем. Он был против социального неравенства и придерживался роялистких взглядов. В 1841 году Гюго стал членом Французской Академии.

В 1845 году писатель начал политическую карьеру и в этом году он стал пэром Франции. В 1848 году он стал членом Национального собрания, в заседаниях которого принимал участие до 1851 года. Виктор Гюго не поддержал новую революцию и избрание новым правителем Наполеона Третьего. Из-за этого писателя выслали из Франции. Вернулся он только в 1870 году, а 1876 году он стал сенатором.

Возвращение его было связано с тем, что рухнул режим Наполеона. В тот период начиналась Франко-прусская война, а Гюго поддерживал оппозицию. В 1971 году он перестал заниматься политической деятельностью и занялся творчеством.

Великого французского писателя, основоположника течения романтизма во Франции, не стало 22 мая 1885 года, причина смерти - пневмония. В стране был объявлен траур на 10 дней: проститься с Виктором Гюго пришли около миллиона человек. Прах великого писателя был помещен в Пантеон.

Высказывания

Цитаты Виктора Мари Гюго стали крылатыми и известны во всем мире.

Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чем невозможно молчать.

Иногда человек не может выразить свои чувства и мысли - он не может подобрать подходящих слов. А музыка позволяет человеку общаться и делиться своими эмоциями с окружающими.

Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить - значит трудиться.

Виктор Гюго всегда работал: это была и писательская деятельность, и общественно-политическая. Если человек занимается каким-либо трудом, то он совершенствуется. Даже если занимается не физическим, а умственным трудом, то он тренирует свой ум. Благодаря этому он развивается и человек становится лучше.

Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией.

Виктор Гюго стремился бороться с общественным неравенством, он призывал людей бороться с диктаторским режимом, потому что считал, что власть должна быть в руках народа. Поэтому он не принимал новую власть во Франции и высказывал протест в своих произведениях.

В своих литературных произведениях поэт и писатель отражал социальные проблемы общества Франции. Виктор Гюго даже в годы своего творческого кризиса смог написать самое главное произведение в своей биографии – роман «Отверженные».

Виктор Гюго краткая биография

Родился французский писатель 26 февраля 1802 г. в семействе военнослужащего армии Наполеона – Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго и дочери владельца судов – Софи Требюше. Виктор был третьим сыном, старших братьев звали Абель и Эжен.

По долгу службы глава семьи часто менял место жительство, переезжая вместе с женой и детьми в Марсель, на Корсику, на Эльбу и в Италию, в Мадрид. Из поездок семейство неизменно возвращалось в Париж. Родители часто спорили из-за разницы в политических взглядах. Дети жили поочередно, то с отцом, то с матерью. В 1813 г. семья окончательно распалась, мать с младшим сыном Виктором местом жительства выбрала столицу Франции – Париж.

С 12 лет Виктор Гюго, как сообщает краткая биография, пошел учиться в Лицей Людовика Великого. А уже через 2 года начал сочинять первые литературные произведения в жанре трагедии. Их он посвятил своей матушке. Через год его отметили на конкурсе академии за написанный стих. Виктору Гюго, как информирует его биография, хорошо давалась математика, но в Политехнический институт будущий литератор отказался поступать, выбрав литературное творчество делом своей жизни.

Умер от пневмонии в конце мая 1885 г.

Литературное творчество

В 17 лет он дважды был премирован за поэму и оду. Пробовал писать литературные труды в сатирическом стиле. Писатель Виктор Гюго, как сообщает биография, самолично издавал приложение к католическому журналу, восхваляющему монархический уклад государства.

«Оды и разные стихи», изданные Гюго в 20 лет понравились Королю Людовику XVIII. Царственная особа назначила автору поэтического сборника ежегодное жалование. В 24 года Виктор издал второй сборник стихов.

«Последний день приговоренного к смерти» – роман, стал первым зрелым трудом писателя. Виктор Гюго писал в своей биографии произведения, основанные на реальных событиях. Так, скажем кратко, «Клод Ге», напечатанный в 1834 году, стал предвестником самого важного произведения в карьере – «Отверженные». Последний рассказывал о неравенстве социальных слоев французского общества. Биография Виктора Гюго сообщает, что отрывок из романа «Отверженные» – « » признан одним из лучших произведений для детей.

Роман «Нотр Дам де Пари» — « » – переведен на много языков Европы и мира. После его издания, все больше людей стали посещать заброшенные строения старого света. Роман был экранизирован, по его мотивам поставлен мюзикл.

Виктор Гюго в молодости

Социальная проблематика творчества 1830-1840-х

Поэт всё время живёт в Гюго рядом с прозаиком. Эти крупнейшие произведения Гюго-романиста и поэта поставили его в первые ряды французских писателей и создали ему европейскую славу.

Метафизический гуманист Гюго отступился от своего принципа отмены смертной казни, ибо, как указывал К. Маркс , Июльская революция была наиболее близкой сердцу радикальных демократов из всех революций во Франции в XIX веке .

Сделав поэтому исключение для министров Карла X, Гюго в следующем произведении «Клод Ге» (), посвящённом тому же вопросу, продолжает свою борьбу против смертной казни.

В Брюсселе Гюго завершает «Histoire d’un Crime» (История одного преступления) - обвинительный акт против Наполеона III (окончена в 1852 году , опубликована лишь в ), публикует памфлет «Napoléon le petit» (Наполеон Маленький, ), сыгравший огромную агитационную роль в борьбе против Второй империи.

Творчество 1850-1860-х

За годы изгнания, - напоминая о себе каждый раз статьями и речами против Людовика Наполеона, против «всех царей и угнетателей» (они собраны в сборниках «Pendant l’exil» - «За годы изгнания») своими политическими стихотворениями (сборник «Les Châtiments», - шедевр гражданской поэзии), - Гюго даёт ряд своих крупнейших поэтических и прозаических произведений. В Гюго публикует два тома «Les Contemplations» (Созерцания) - поэтическую автобиографию, первую серию «Légende des siècles» (Легенда веков - вторая серия опубликована в ) - исторические поэмы, которые вместе с его историческими романами и драмами должны были составить художественную историю человечества, затем «Chansons des rues et des bois» (Песни улиц и лесов, ), книгу «Вильям Шекспир» к 300-летию со дня рождения Шекспира, романы «Misérables» (Отверженные, ), «Les travailleurs de la mer» (Труженики моря, ), «L’homme qui rit» (Человек, который смеётся, ).

Несмотря на то, что к этому времени парнасцы в поэзии, реалисты в прозе давно восторжествовали, «Созерцания» и «Легенда веков» и в особенности романы, созданные Гюго в изгнании, стали в ряд наиболее читаемых и популярных книг второй половины XIX века .

В эпоху, когда во французской прозе уже доминируют полутона, Гюго продолжает строить свои романы на ярком противопоставлении тьмы и света.

«Отверженные»

«Misérables» - соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и революцию , Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».

Козетта. Иллюстрация Эмиля Баяра

Показом этих трёх категорий определяется основной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан Вальжан, доведённая нищетой и страданиями своего ребёнка до проституции Фантина и оставшаяся после её смерти на произвол улицы девочка Козетта.

Их страдания - результат бессердечного, немилосердного социального порядка; олицетворением последнего является полицейский Жавер, который губит Фантину и всю жизнь преследует Жана Вальжана.

Где выход, в чём разрешение поставленных проблем? Для Гюго - в моральном самоусовершенствовании, в нравственной победе добра над злом. Роман «Отверженные », по характеристике самого Гюго, - «с начала до конца, в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гнили к жизни, от скотства к долгу. Точка отправления - материя, цель - душа. Вначале - гидра, в конце - ангел».

Раскрытию этого пути, утверждению этой идеи посвящён весь роман. Она раньше всего в судьбе Жана Вальжана: доведённый материей, социальным порядком, для которого «точка отправления - материя», до состояния «гидры», он становится «в конце ангелом». Великодушие и любовь епископа, который на зло ответил добром, возродили душу Жана Вальжана. Ангел в нём победил зверя. Осознав, что «цель - душа», Жан Вальжан одинаково служит этой цели и тогда, когда он становится мэром и фабрикантом, и тогда, когда опять превращается в преследуемого нарушителя закона.

Разрешение социальных проблем - в торжестве нравственных начал. Эта идея проникает и два следующих романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеётся».

«Труженики моря»

«Труженики моря», где Гюго с присущей ему драматической экспрессией дал жизнь рыбаков, их борьбу со стихией моря, героизм борьбы и жертвенности рыбаков во время кораблекрушения, он в образе бедного рыбака, пролетария Жиллиата, опять утвердил свою идею победы добродетели над злом жизни. В Жане Вальжане и Жиллиате Гюго раскрыл свой социальный идеал. В 1918 году режиссёром Андре Антуаном был снят одноименный фильм.

После разгрома Коммуны Гюго смело вступается за коммунаров против версальцев. Его речи и статьи той эпохи собраны в сборнике «Après l’exil» (После изгнания). Гюго надеется на великодушие победивших версальцев, призывает к взаимному прощению, выражает свою скорбь одинаково Версалю и Коммуне: «Я жалею всех, мучеников и палачей. Я скорблю одинаково: об убийце и жертве» («L’Année terrible» - «Ужасный год» - сборник стихов, которым Гюго в - гг. реагировал на события).

Церемония похорон продолжалась десять дней. Гюго был похоронен в Пантеоне . В его похоронах участвовало около миллиона человек.

Гюго-прозаик

Гюго стал известен Парижу, как глава литературной партии, миру - как апостол социально-политической веры радикальной демократии за период между Июльской революцией 1830 года и Парижской коммуной.

Гюго существующему миру противопоставил мир должный и, презрев действительность как недостойную внимания поэта посредственность, поставил себе в своих произведениях задачу: «дополнить великое правдой и правду великим». Идеалист в философии, пацифист, утопист в политике, Гюго счёл это важнейшим методом борьбы за свои идеалы социальной справедливости на основе мелкой собственности.

Он вёл эту борьбу в романах и драмах, в «Легенде веков» и литературных манифестах, в политических речах и памфлетах. Всюду он видел свою задачу в том, чтобы «привести от зла к добру», от «несправедливости к справедливости». Эта идея определила всю его тематику и все его приёмы, которые в основном сводились к контрасту, идеализации, дидактике: «Собор парижской Богоматери» построен на контрасте красоты Эсмеральды и безобразия Квазимодо; «Отверженные» - на контрасте каторжника, узника закона, Жана Вальжана, и полицейского - служителя закона, Жавера; «93 год» - на контрастах монархии и республики, республики террора и республики милосердия. Контрасты достигаются гиперболизмом положительных или отрицательных черт, но всегда конфликт между контрастирующими началами заканчивается торжеством добродетельного начала.

В этом раскрытие основной задачи - представить «путь от зла к добру, от несправедливости к справедливости, от мрака к свету». Эта дидактическая авторская установка приводит к риторике, к схематизации, к единообразию в конструкции произведений. Гюго даёт одни и те же портреты, разрабатывает одни и те же конфликты и разрешает их всегда одинаково - победой света над мраком, добра над злом. Из-за этого схематизма его романы, насыщенные многочисленными психологическими конфликтами, всё-таки не психологические, а социально-этические. Ни один из его многочисленных персонажей не вошёл в мировую литературу как психологическая категория, не стал психологическим типом.

Но все его фигуры в течение десятилетий оставались символами гуманистически-пацифистских стремлений и порывов и звали и организовывали на борьбу за её идеалы.

Гюго-поэт

Черты Гюго-романиста характеризовали и Гюго-лирика, поэта, причём именно в лирике особенно раскрылся путь Гюго от поклонения монархии к пламенной борьбе за республику, от хранителя классических традиций до разрушителя классицизма и создателя романтической лирики.

В статьях в журнале «Conservateur littéraire» () Гюго поёт дифирамбы классикам, а в своей юношеской трагедии «Iratimen» он следует традициям классического стиха, от которого он начинает отходить в своих «Одах и балладах». Но в самих «Одах и балладах» Гюго ещё в 1823 году прославляет королевскую власть и сравнивает её с «медным колоссом», который устанавливает «маяк… на оба берега времени».

В он не менее восторженно в предисловии ко второму изданию «Од и баллад» провозглашает, что «история только тогда поэтична, когда на неё смотрят с высоты монархической идеи и религиозного верования». Возможна «только одна свобода - освящённая религией, только одна фантазия, облагороженная верованием». И эти слова из предисловия суммируют поэтическое содержание его «Од и баллад».

Но очень скоро Гюго противопоставил роялизму и католицизму «святой прогресс», увидел задачу своего творчества в служении «святому прогрессу», а средством для этого признал раскрепощение слова от «старого порядка» классицизма и принялся разбивать «кандалы», которые до того «ода носила на ногах». В дальнейшем он в своих привычных для романтиков экзотических «Восточных мотивах», в философских «Созерцаниях», в исторической «Легенде веков», в политических «Карах» одинаково служил злобе политического дня и рвал кандалы старой поэзии, чтобы разорвать социальные путы.

Прославленнейший лирик романтиков, поэт, знавший мало равных себе по богатству, разнообразию, неожиданности и новизне образов, поэт редкой музыкальности, Гюго всегда строит свои произведения на контрастирующей метафоре, на образе-символе идей добра и света, зла и мрака. Призывный, действенный характер его лирики приводил к тому, что современники долго не замечали перегруженности его образов, ходульности многих его сравнений, искусственности его метафор и того, что «музыкальная фраза часто сыграна, - по меткому слову Луначарского , - на тромбоне», что его «музыкальная фантазия - трубная».

  • Как-то Виктор Гюго отправился в Пруссию.

Чем вы занимаетесь? - спросил у него жандарм , заполняя анкету. - Пишу. - Я спрашиваю, чем вы зарабатываете на средства для проживания? - Пером. - Так и запишем: «Гюго. Торговец перьями.»

  • В честь Гюго назван кратер на Меркурии .
  • Гюго - один из соционических типов в соционике .

Избранная библиография

Основные произведения

Источник

Романы:

  • «Ган Исландец» ()
  • «Бюг Жаргаль» ()
  • «Труженики моря» ()
  • «Девяносто третий год» ()

Поэтические сборники:

  • «Оды и разные стихотворения» ()
  • «Оды и баллады» ()
  • «Восточные мотивы» ()
  • «Осенние листья» ()
  • «Песни сумерек» ()
  • «Внутренние голоса» ()
  • «Лучи и тени» ()
  • «Возмездия» ()
  • «Созерцания» ()
  • «Грозный год» ()
  • «Искусство быть дедом» ()

Драмы:

  • «Кромвель» ()
  • «Эрнани» ()
  • «Марион Делорм» ()
  • «Король забавляется» ()
  • «Лукреция Борджиа» ()
  • «Мария Тюдор» ()
  • «Анджело» ()
  • «Рюи Блаз» ()
  • «Бургграфы» ()
  • «Торквемада» ()
  • «Последний день приговоренного к смерти»

Публицистические книги:

  • «История одного преступления» ( -)

Политические памфлеты:

  • «Наполеон Малый» ()

Книги статей и речей:

  • «Дела и речи» ( -)
  • «До изгнания»
  • «Во время изгнания»
  • «После изгнания»

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux - édition ne varietur, 48 vv., -
  • Собрание сочинений: В 15 т. - М.: Гослитиздат, 1953-1956.
  • Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Правда, 1972.
  • Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Правда, 1988.
  • Собрание сочинений: В 6 т. - Тула: Сантакс, 1993.
  • Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Литература, 2001.
  • Собрание сочинений: В 14 т. - М.: Терра, 2001-2003.

Литература о Гюго

  • Луи Арагон «Гюго - поэт-реалист »
  • Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. - Многочисленные издания.
  • Муравьёва Н. И. Гюго. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1961. - (ЖЗЛ).
  • Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. - Биография писателя. Москва «Просвещение». 1989.
  • Трескунов М. С. В. Гюго. - Л.: Просвещение, 1969. - (Б-ка словесника)
  • Евнина Е. М. Виктор Гюго. - М.: Наука, 1976. - (Из истории мировой культуры)
  • Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. - Изд. 2-е, доп. - М.: Гослитиздат, 1961.
  • Мешкова И. В. Творчество Виктора Гюго. - Кн. 1 (1815-1824). - Саратов: Изд. Сар. ун-та, 1971.
  • Брахман С. Р. «Отверженные» Виктора Гюго. - М.: Худ. литер., 1968. - (Массовая ист.-лит. б-ка)
  • Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год»: Пробл. революции в творчестве Виктора Гюго. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  • Трескунов М. С. Роман Виктора Гюго «Девяносто третий год». - М.: Худ. лит., 1981. - (Массовая ист.-лит. б-ка)
  • Hugo Adèle. Victor Hugo Raconté par un Témoin de sa Vie, avec des Oeuvres Inédites, entre autres un Drame en Trois Actes: Iñez de Castro, 1863
  • Josephson Matthew. Victor Hugo, a Realistic Biography, 1942
  • Maurois André. Olympio: La vie de Victor Hugo, 1954
  • Pironué Georges. Victor Hugo romancier; ou, Les Dessus de l’inconnu, 1964
  • Houston John P. Victor Hugo, 1975
  • Chauvel A.D. & Forestier M. Extraordinary House of Victor Hugo in Guernsey, 1975
  • Richardson Joanna. Victor Hugo, 1976
  • Brombert Victor. Victor Hugo and the Visionary Novel, 1984
  • Ubersfeld Anne. Paroles de Hugo, 1985
  • Guerlac Suzanne. The Impresonal Sublime, 1990
  • Bloom Harold, ed. Victor Hugo, 1991
  • Grossman Kathryn M. «Les Miserables»: Conversion, Revolution, Redemption, 1996
  • Robb Graham. Victor Hugo: A Biography, 1998
  • Frey John A. Victor Hugo Encyclopedia, 1998
  • Halsall Albert W. Victor Hugo and the Romantic Drama, 1998
  • Hovasse Jean-Marc. Victor Hugo. Avant l’exil 1802-1851, 2002
  • Kahn Jean-François. Victor Hugo, un révolutionnaire, 2002
  • Martin Feller, Der Dichter in der Politik. Victor Hugo und der deutsch-französische Krieg von 1870/71. Untersuchungen zum französischen Deutschlandbild und zu Hugos Rezeption in Deutschland. Marburg 1988.
  • Tonazzi Pascal, Florilège de Notre-Dame de Paris (anthologie) , Editions Arléa, Paris, 2007, ISBN 2869597959
  • Hovasse Jean-Marc, Victor Hugo II: 1851-1864 , Fayard, Paris, 2008

Память

  • Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
  • Памятник в Сорбонне работы

Виктор Гюго краткая биография французского писателя, поэта и драматурга изложена в этой статье.

Виктор Гюго биография кратко

Годы жизни — 1802-1885

Известные произведения Гюго: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Кромвель».

Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, в семье наполеоновского офицера. Семья много путешествовала. Гюго посетил Италию, Испанию, Корсику.

Гюго учился в лицее Карла Великого. И уже в 14 лет писал первые произведения. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены.

Читатели обратили внимание на его творчество после выхода сатиры «Телеграф». В 20 лет Гюго женился на Адель Фуше, с которой впоследствии имел пять детей. Через год вышел в свет роман «Ган Исландец».

Бурную реакцию публики вызвала пьесы «Кромвель» (1827) с элементами романтической драмы. В его доме чаще стали бывать такие выдающиеся личности как Мериме, Ламартин, Делакруа.

Большое влияние на его творчество оказал известный романист Шатобриан. Первым полноценным и, несомненно, успешным романом писателя считается «Собор парижской Богоматери»(1831). Это произведение сразу же было переведено на многие европейские языки и стало привлекать тысячи туристов со всего мира во Францию. После выхода этой книги в стране стали бережнее относится к старинным зданиям.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании (жил в Брюсселе).
В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Загрузка...