crimea-fun.ru

Виктор астафьев людочка главные герои. Анализ: Астафьев, "Людочка"

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…
  • Образ Людочки

    Главная героиня стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

    Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

    «Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».

    Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

    Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

    Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

    Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.

    С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

    Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

    Кто виноват в смерти Людочки?

    Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

    Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Подходит к концу XX век, подводя своеобразный итог эстетическим открытиям столетия. «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода... Литераторы мучительно ищут этот путь», - эти слова произнес Виктор Астафьев на конференции «Современная литература: критерий ценностей».
Сегодня нередко раздаются сетования на то, что современная литература якобы умерла, ее нет. Критики с иронией говорят о том, что над русской прозой тяготеет ненароком оброненная В.Г.Белинским фраза:« У нас нет литературы». Но нынешняя литература, в каком бы кризисе она ни находилась, сохраняет время... Недаром ПЛ.Алешковский сказал: « Так или иначе литература конструирует жизнь. Строит модель, пытается зацепить, высветить определённые типажи. Сюжет, как известно, неизменен с древности. Важны обертоны... Есть писатель - и есть Время...»
Произведения Виктора Астафьева продолжают так называемую неоклассическую линию в русской литературе, обращаясь к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции русской прозы с ее проповеднической и учительской ролью. Основа творческого мировоззрения Астафьева - поиск смысла жизни, определение сути высших категорий бытия, борьба со злом...
Рассказ Виктора Астафьева «Людочка» был написан сравнительно недавно, в 1989 году. Этот рассказ - один из ярких примеров того, что современная русская проза продолжает традиции классической литературы, обращая внимание читателя на такие проблемы, как сострадание, внутренняя, духовная жизнь «маленького» человека, соотношение добра и зла в мире...
Ключом к пониманию глубинного смысла рассказа является его название - «Людочка». Виктор Астафьев с особой тщательностью показывает нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях и стеснительной в общении с людьми девушки. Действительно, основная черта Людочки - скромность, неприметность... Однако ее смерть неожиданно приводит к необратимым последствиям - все знавшие ее люди ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая- то значительная часть «рассеянного» в нем добра. Эта мысль выражена и в необычном эпиграфе к произведению: «Ты камнем упала, я умер под ним» (Вл. Соколов). Очевидно, что умер не человек, не о Стрекаче идет речь в эпиграфе, не заслуживает он этой чести. «Я умер под ним» - это слова о смерти какой-то части души каждого из людей, окружавших Людочку в жизни и разделивших между собой моральную ответственность за ее гибель.
Людочка кажется мне в чем-то похожей на героиню рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Матрена, как говорит о ней автор, «не гналась за обзаводом», помогала всем жителям деревни, и только после ее смерти все поняли, что она и есть тот самый праведник, «без которого не стоит село». Людочка тоже была праведницей, не случайно перед смертью она обращается к Богу, почувствовав, что только этим может облегчить свою душу.
Приехав из деревни, Людочка очень быстро находит себе «местечко» в городе. Она остается в той парикмахерской, куда пришла сделать завивку и маникюр, чтобы стать похожей на городских жительниц. Та быстрота, с которой героиня находит работу, говорит о ее легком характере, об умении не искать добра от добра, о тяге к людям. Мастер Гавриловна очень быстро нащупывает эту «слабину» в характере Людочки, ее безотказность, готовность помочь и возлагает на девушку все домашние заботы. «Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила...» От усталости у Людочки шла кровь носом, но она не умела жалеть себя и не жаловалась.
Вообще, трудолюбие составляет основную черту русского человека. Но труд труду рознь. Гавриловна признается Лю- дочке, что всю жизнь трудилась, не брезговала никакой работой - «чтоб копейкой этой разжиться, на избу накопить». Стяжательство, накопительство разъедают душу Гавриловны. От природы, по характеру она была человеком добрым, сочувствовала Людочке и даже иногда обещала завещать ей свой дом, имущество. Но в трудный момент Гавриловна предает Людочку, бросает ее на произвол судьбы.
Людочка не смогла сдать экзамен на мастера, но она продолжала работать в парикмахерской: убирала, помогала стричь. На работу и с работы Людочка ходила через старый заброшенный парк ВПРЗ, в котором собиралась город- екая шпана. Верховодил шпаной Артемка-мыло, повелевший «Людочку не лапать», потому что она смогла достойно повести себя с ним. Но авторитет Артемки оказался ниже влияния пьяного Стрекача, и Людочка попала в беду.
Виктора Астафьева интересует не уголовный, а нравственный аспект преступления. Гавриловна считает, что с Людочкой ничего не случилось («подумаешь, экая беда»), она даже успевает вовремя подложить под Людочку клеенку («Гавриловна - бережливая хозяйка»), и никому нет дела до того, что творится в душе девушки.
Гавриловна не смогла помочь Людочке. Она испугалась за свою избу, которую в отместку мог спалить Стрекач, и в страхе попросила Людочку уйти в общежитие: «...От Стрекача были, упредили: если ты пикнешь где, тебя к столбу гвоздями прибьют, мою избу спалят...» Астафьев пытается разрешить вечную проблему: что важнее - душа человека, которому нужно помочь немедленно, или материальные ценности? Та же Гавриловна, кстати сказать, всю жизнь зарабатывала на скромный дом в убогом поселке... Забегая вперед, скажем: после смерти Людочки Гавриловна как бы теряет смысл жизни. Да только слишком поздно она это поняла...
В трудную минуту не находит Людочка отклика и у матери. У той новая семья, свои заботы, она ждет ребенка и словно бы оставляет Людочку в «прежней» жизни. Мать была не очень счастлива, и в зрелые уже годы на ее долю выпадает настоящее женское счастье. Людочка кажется ей лишней в этой ситуации, мать немного стесняется ее присутствия... Она сразу почувствовала, что с Людочкой что-то не так, но «от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу». Таким образом, Людочка оказалась одна, наедине со своей проблемой. Артемка-мыло предал ее, не сумел защитить, Гавриловна попросила «на время» уехать из избы в общежитие, а родная мать не смогла найти ласковых слов для дочери. Астафьев указывает нам единственное место, где Людочка могла найти покой, - церковь, но Гавриловна налагает странный запрет на общение девушки с Богом, считая, что согрешившая Людочка недостойна этого.
Чувство вины роднит Людочку с известной героиней русской литературы Катериной Кабановой. Согрешив, та не находит покоя в собственной душе, не может стерпеть позора и бросается в Волгу. Перед смертью Людочка пытается обратиться к Богу: «Боже милостивый, Боже милосердный... но не достойна же...Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?..»
Внутренний мир тихой, незаметной Людочки был поистине прекрасен. Не случайно до самой смерти она чувствует вину перед парнем-лесорубом из больницы, которого она, как ей кажется, не сумела спасти, не смогла «принять за него муку». Людочка очень внимательна к людям. Она не жалуется на судьбу, не перечит Гавриловне, уважая ее опыт и возраст. Людочка открывает в отчиме, имени которого она так и не узнала, черты ребенка, который непосредственно радуется жизни, теплой воде, солнцу... Именно доброта и сгубила Людочку: она не боялась ходить через парк, потому что не верила в то, что с ней может что-то случиться, не замечала творившегося зла.
Еще один аспект проблематики рассказа связан с противопоставлением города и деревни. Не случайно Виктора Астафьева называют писателем-деревенщиком: в образе умирающей деревни Вычуган отразилась вся «избяная Россия», мир уходящий, не востребованный человеком, который променял его на город. Вместо деревенских просторов и полей в ВПРЗ - старый вонючий парк с мертвыми деревьями, коммунистическими лозунгами и нелепыми призывами к труду и единению. Закономерно, что в таком месте появляется шпана: сама нравственная атмосфера городка этому способствует.
Астафьев подробно описывает, как Людочка прощается с жизнью. Чувствуя себя «испачканной», поруганной, она надевает на себя все старое, ношеное и идет в парк. Уехать ей некуда: весь мир кажется таким же злым и чужим:« Там, в ле- су-то, стрекач на стрекаче, и все с усами». Последние слова Людочки были обращены к Богу. Людочку мучают противоречивые мысли: желание получить прощение и попрощаться с жизнью, с одной стороны, и боязнь и стыд за свою вину - с другой. Людочка как бы подводит итог своей недолгой жизни: «Никто ни про что не спрашивал - никому до меня нет дела...» Астафьев называет душу Людочки простенькой, но это не так. Только по-настоящему глубокая душа может так страдать. Людочка как бы берет на себя грехи людей: она чувствует себя виноватой и никому не нужной. Ее погубило не только зло Стрекача и его шпаны, ее погубило прежде всего равнодушие казавшихся близкими людей.
Тема предательства неожиданно становится одной из центральных в произведении. Две истории, две судьбы оказалась в рассказе вдруг связанными, «спаянными»: судьба Людочки и судьба парня-лесоруба, умершего в больнице. Оба героя в конечном счете погибают из-за равнодушия окружающих. У парня набух на виске чирей, а брезгливая молодая фельдшерица сочла это пустяком. «Через день эта же молодая фельдшерица вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу». Но было слишком поздно: гной прорвался под черепную коробку, и парень медленно, мучительно умирал.
Людочка, сидя у постели умирающего парня, чувствует, что не может помочь ему ничем, не может отдать ему свою жизнь. И мысль о предательстве живых по отношению к мертвым мучает ее: «Предают, предают его живые! И не его боль, не его жизнь, им свое сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться...» До конца дней Людочка ощущает свою вину перед парнем из больницы. Она вообще была очень сострадательна к людям. Так, послушав рассуждения Гавриловны о городских девчонках, бегающих на танцы, Людочка думает: «И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их? Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее? В беде, в одиночестве люди все одинаковы».
Утрата Людочки оказалась слишком неожиданной и несоизмеримой с ее «простеньким» обликом. В одной из финальных сцен мы слышим два плача - матери и Гавриловны. Обе называют Людочку дочкой; Гавриловна, которая не так давно выгоняла девушку из дома, теперь сама верит в то, что «за дочку ее держала», «замуж собиралась выдать», «дом переписать»...
Отчим Людочки, при жизни ее, казалось бы, совсем не знавший, совершает акт возмездия. Это был необычный человек, много выстрадавший, понявший суть бытия. Отчим сорвал с шеи Стрекача крест, а самого Стрекача убил, как поганую тварь, швырнув в сточную канаву. Астафьев показывает, что нашелся единственный человек, не испугавшийся Стрекача, оказавшийся морально сильнее шпаны.
В местной газете не было сообщения о смерти Людочки: оно не попало в отчет (в милиции не хотели портить сводку). Но для знавших ее людей и, может быть, для всего городка эта утрата оказалась невосполнимой, ибо, как издавна говорили на Руси, «не стоит село без праведника»...


В.П. Астафьев - один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека - история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не понравилась, но вернуться в деревню она не решалась - не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей своё счастье. А в городе её подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась - старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась». Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на неё внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Её трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою. Она массировала Гавриловне её больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у неё защитника от Стрекача и ему подобных. Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела».

Читаешь шёпотом произнесённые, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости её смерти и всё в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живёт в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже. Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал всё отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога – она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артёмка - мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества. Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек – отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке – не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию.

Произведение Астафьева простое по композиции (спокойное последовательное повествование о детстве, юности героини, о её жизни в городе и смерти) и по языку. Но в этой простоте и сила. Мы оглядываемся на свою жизнь и видим зло, которое стало привычным, с которым смирились. У нормальных людей появляется желание противостоять ему, не допустить вырождения нации. Это главное.

Обновлено: 2015-04-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Разделы: Литература

Цель уроков:

  • продолжить знакомство с писателем, обратившись к его биографии и прочитанным произведениям; формировать интерес к личности и творчеству Астафьева;
  • раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя;
  • формировать активную жизненную позицию у старшеклассников;

Подготовка к урокам:

  • портреты писателя в разные периоды его жизни и иллюстрации к его книгам;
  • телевизионный фильм "Встречи Никиты Михалкова с Астафьевым" (20 минут),
  • выставка прочитанных книг и вопросы предстоящей викторины,
  • рассказ В.Астафьева "Людочка" (предварительно учащиеся прочитали названное произведение);
  • мини-сочинения "Виктор Астафьев в моей жизни";
  • аннотации к произведениям писателя.

Ход урока

I. Встреча с писателем. Беседа с учащимися.

Что известно нам об Астафьеве?

Астафьев в моей жизни (чтение мини-сочинений о писателе).

Назвать прочитанные книги. Кратко сформулировать проблему, изображённую в произведении, раскрыть основную мысль автора.

Слово о писателе.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Писатель прожил одновременно и долгую, и короткую жизнь (умер в декабре 2001 года), оставив после себя заметный след в литературе как писатель и человек. О своей родине он сообщает так:

"Все, кто ездил или собирается поехать на электростанцию, никак не минуют моего родного села - оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик...".

В настоящее время Овсянка расстроилась, сделалась почти пригородом, стоит на границе заповедника Столбы и является источником любопытства для туристов, потому что многие поклонники таланта Астафьева мечтают побывать на земле, взрастившей Астафьева, его любовь к земле, человеку и самой жизни.

Рано лишившись матери, воспитывался дедушкой и бабушкой, а затем в детском доме. Огромную роль в формировании личности Астафьева сыграли следующие люди, о которых с нежностью и глубокой признательностью пишет в автобиографии писатель. Кто же они?

Василий Иванович Соколов - бывший воспитатель, а затем и директор игарского детского дома (читать отрывок из статьи к книге "Так хочется жить", стр.7-8).

Игнатий Дмитриевич Рождественский - сибирский писатель, бывший учитель Астафьева (там же, стр.9-11)

В автобиографии Виктор Астафьев называет всех своих друзей и благодарит их за всё. Что они сделали для него. А самое главное - были рядом в разные периоды его жизни и помогли не затеряться в лабиринте проблем, которые приходилось решать с раннего возраста (там же, стр.12).

Просмотр телефильма.

Что нового вы узнали об Астафьеве?

Какое впечатление произвёл на вас Астафьев - человек?

Как писатель относится к своему творчеству?

Жизненное кредо Астафьева. На чём оно основано?

Никита Михалков. Астафьев в его жизни.

Вехи жизни писателя.

(Составляются вместе с учащимися на основе полученных знаний при подготовке к уроку и на уроке)

  • 1941 год железнодорожная школа ФЗО на станции "Енисей", составитель поездов в пригороде Красноярска;
  • 1942 год фронт, шофёр, артразведчик, связист, тяжёлое ранение.
  • 1945 год демобилизация. 18 лет прожил на Урале, грузчик, слесарь, литейщик, вечерняя школа.
  • 1951 год первый рассказ "Гражданский человек" в газете "Чусовской рабочий".
  • 1953 год Пермь. Первый сборник рассказов "До будущей весны".
  • 1961 год Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР

Знаменитый писатель, произведения которого переведены на многие языки мира.

Лауреат Государственных премий.

Размышляем вместе с писателем

Какова главная задача писателя как художника слова?

"... каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни " через себя".

(Главная задача - помочь читателям постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и определиться в себе и среди окружающих).

Что особенно беспокоит Астафьева?

"Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда".

(Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшее поколение.)

II. Литературная викторина по произведениям Астафьева.

Задание: узнайте произведение Виктора Астафьева и скажите о книге несколько слов, опираясь на полученные знания.

(учащимся предварительно раздаются отрывки из произведений на отдельных карточках; прежде чем отвечать на вопрос, старшеклассники выразительно читают текст для всех)

"Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему казалась почему-то обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпая по ней руками, окунать в неё лицо..."

("Васюткино озеро", первый рассказ, появившийся на основе ученического сочинения, которое называлось "Жив!").

"Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно мне уж теперь! Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался:

Я ещё у бабушки калач украду! "

("Конь с розовой гривой". Так назван и рассказ, и пряник, купленный бабушкой внуку.)

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк".

("Фотография, на которой меня нет". Почему? - В день, когда в школе фотографировались, Виктор Астафьев болел. О нём не забыли, принесли фотографию домой).

Задание: назовите другие произведения Астафьева, известные вам. (Такое задание получают ребята накануне урока). ("Царь-рыба", "Последний срок", "Затеси", "Прокляты и убиты", "Так хочется жить", "Людочка").

Итоговое слово учителя.

По мнению современных критиков, "Астафьев - музыкант человеческой судьбы". Сам писатель говорил так: "Нет страшнее доли - остаться человеком наедине с собой, заблудиться в потёмках своей души, окаменеть в самом себе". Действительно, в своих книгах он размышляет о жизни, нашей действительности; думает о человеке, относясь к нему бережно, с огромной любовью; наблюдает за окружающей природой, частью которой и является человек. Творчество Астафьева по праву преподносит читателям жизненные уроки и вселяет надежду на то, что "завтра наступит ясное утро". Ведь каждому из нас "так хочется жить", жить достойно и счастливо.

III. Идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка".

Чтение с элементами беседы.

1. Урок начинается с чтения начала произведения учителем.

2. Что за историю поведал писатель в своём произведении?

(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней.)

Читается отрывок, стр. 13, от слов ""В парке она отыскала давно уж запримеченный тополь..." до слов "...Безбрежной и бездонной".

3. О чём заставил задуматься Астафьев?

(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что есть мы? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват? Что же делать?)

4. В чём трагедия девушки?

(Трагедия девушки в том, что она оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Её отравила атмосфера цинизма и бездуховности, которая её окружала с детства.)

Особенности композиции рассказа.

(составляется вместе с учащимися план композиции, выделяются эпизоды жизни Людочки, определившие её судьбу).

Перед выбором. (Почему эту смысловую часть рассказа называем так?)

В родном доме. Значение школы в формировании взглядов девушки.

Приезд в город. Знакомство с Гавриловной.

Городской парк и его "достопримечательности".

Людочка и её новые "друзья" (Артёмка-мыло, Стрекач).

Родные и близкие. (Докажите правильность сформулированного тезиса.)

1 .В родном Вычугане. Правда Вычуганихи.

2. Встреча с матерью, воспоминания об отчиме.

3. Диалог с Гавриловной.

4. Воспоминания об умирающем лесорубе.

В жизненном лабиринте. (Объясните лексическое значение названия.

Соответствует ли оно содержанию рассказа?)

1. Решительный и трагический шаг.

2. Похороны Людочки.

3. Вторая смерть.

4. Эпилог.

Беседа с классом. Сообщения учащихся.

1. Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.

Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;

  • отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
  • мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.

Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.

Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.

Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.

2. Кто отнял у неё право жить достойно?

Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла

Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.

Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.

Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.

Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".

3. Кто виноват в трагедии девушки?

Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.

4. Что же делать в сложившейся ситуации?

Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.

Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.

Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.

Примечание: при рассуждениях учащимися включался анализ эпизодов, иллюстрирующих ответ на вопрос; приветствовалось выразительное чтение отдельных отрывков из произведения с последующими комментариями.

В качестве домашнего задания предлагается

  • прочитать произведение Астафьева на выбор, написать отзыв или сочинение-эссе;
  • приготовить реферат, самостоятельно сформулировав проблему и выбрав другое произведение писателя.

Приложения к урокам

  1. В. П. Астафьев. Рассказ "Людочка".
  2. В. П. Астафьев. Затеси. Вступительная статья к книге.
  3. Фильм Никиты Михалкова. Встреча с В. П. Астафьевым.
  4. Слайды, посвящённые личности писателя.
  5. Выставка произведений В. П. Астафьева.
  6. Сочинения учащихся по книге "Затеси".
  7. Реферат "В. П. Астафьев - музыкант человеческой судьбы".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Литература

рассказ астафьева людочка самоубийство

Введение

В данном реферате была рассмотрена актуальность темы, представленной в рассказе В. Астафьева "Людочка".

Люди, мысли, характеры, жизненные ситуации и действия, описанные в рассказе около тридцати лет назад, являются современными и в наше время. Юродивый, безнаказанный мир окружает героев произведения. Сколько бы не прошло лет, а проблемы остаются неизменными. Явления, о которых повествует В. Астафьев не случайны - они непосредственно взяты из нашей жизни.

Садизм, безнаказанность за преступление, несправедливое отношение - всё это Людочка испытала на себе. У неё просто не было сил бороться с обстоятельствами. Кроме того не нашла она и поддержки ни у своей семьи, ни у хозяйки квартиры. Обиход, привычное однообразное течение жизни - здесь нет места переменам! Что могло помочь бедной отчаявшейся девушке? Едва ли она могла самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Ведь мир так сложен, особенно для подростков. А как хотелось обычного человеческого спокойствия и счастья!

Глава 1. Отзывы и рецензии на рассказ В. Астафьева "Людочка"

"Нравственность есть Правда", - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева "от первого лица", со всей прямотой и бесстрашием. "По натуре своей он моралист и певец человечности", в судьбах своих героев "выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему"" - отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича. В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. "Жил он, жила она в одном доме и только". Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. "Покуль ты ученицей будешь " живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, " " наставляла Гавриловна девушку. Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. "Людочка родилась в небольшой угасающей деревне" "слабенькой, болезненной и плаксивой". При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии. Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность " первый сюжетный ласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт " экологическая катастрофа. Картины природы в произведении " не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню "задыхающуюся в дикоросте", прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её "ароматы".Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать " предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. "Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению". Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу. Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет " не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае " мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский " искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов. Трагедия девушки " недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини " это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". "Плохие" выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона ("рвём когти", "кореши", "отвали", "пахан"). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь"). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака"). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости. Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг" Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым. Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: "Это хуже правды".

Глава 2. "Люди в футляре". Люди и их характеры в рассказе "Людочка"

Я всегда видел то, чего другие не видели;

а того, что видели другие, я не видел.

Сальвадор Дали

Людочка - серая, незаметная девушка из такой же неприметной, как и она сама, деревушки, из такой же семьи мало уделяющей ей внимания.

Переехала в город, устроилась не обычную работу. Всё в её жизни было слишком обыкновенно. Сама серая, в серое время, в серой обстановке с серыми людьми.

Все люди в рассказе Астафьева "Людочка" живут по принципу "как бы чего не вышло". Они - люди "в футляре". Вечный страх перед теми, кто выше их или перед теми, кто сильнее. Никто не хочет бороться: парни из парка, Стрекач, Гавриловна, мать и отец Людочки, отчим да и сама Людочка.

Почему же данная тема актуальна и для нашего времени? Оглянитесь вокруг! Что вы видите? Разве вы не замечаете этих самых "людей в футляре"? Они везде, в каждом человеческом обществе, в каждой даже самой маленькой группе.

"Человек в футляре", который боится, ищет самых легчайших путей, пытается прожить свою жизнь как можно незаметнее - в нашем мире это стандарт, обычное дело, которым никого не удивишь.

Выйти же из "футляра", иметь своё мнение, не соглашаться с принятыми стандартами - это уже трагедия! Попробуй сделать хоть что-то малое, отличающееся от действий других, и тебя уже не понимают, говорят: "Какой-то он странный" или просто осуждают. Попробуй сделать что-то уже сильно отличающееся, даже кричащее - и тебя уже ненавидят. Уже шепчут во все углы: "Ай-яй-яй! Как же так! Какой плохой человек".

Быть таким как все - это действительно намного проще. Тебе не нужно выделяться из толпы ни своим поведением, ни мыслями и суждениями, ни одеждой. Все пойдут направо, и ты пойдёшь. Пойдут налево - и ты туда же. Тебе и в голову не придёт повернуть в другую сторону. Пойти с точностью до наоборот. Нет. Ты пойдёшь со всеми и будешь думать как же хорошо быть частью общества. Ты будешь, как и все остальные, списывать сочинения с ГДЗ, качать с интернета готовые рефераты и дрожать перед директором.

Рассказ В. Астафьева написан в 1989 году. В то время за "другие" мысли и высказывания, часто оказывающиеся более верными, чем общепринятое мнение, могли обозвать "фашистом". Сейчас нам намного легче. Свобода письма и слова. За это уже не сажают, но всё равно остаётся эта неприязнь к отличающимся.

Сейчас ли или тридцать лет назад, или сто, двести умирал человек значащий, выделяющийся, его помнили, горевали. Мы вспоминаем и известных поэтов и писателей, и талантливых полководцев. Мы не помним людей незаметных. Обращаясь к тексту, можно понять, что после смерти Людочки ничего не изменилось, мир не перевернулся, жизнь продолжила своё течение. Это говорит о том, что и при жизни на девушки никто должного внимания и не обращал. Мать не обращала внимания на свою собственную дочь. Та была маленькая, мать пыталась исправить пьющего мужа, приспособиться. Муж ушёл, новая задача - найти себе нового мужика. Нашла - теперь и жизнь, семью надо строить. А Людочка? Доченька? Да она уже выросла. Пусть в город едет да и нам не мешает.

Вернулась дочка после случившегося с ней горя домой, а ей говорят: "Иди корову подои". Только и остаётся, что поплакаться старому, ничего не понимающему животному. Что дома? Дома мама любимая плачется, рассказывает о своей жизни. А поинтересоваться о делах доченьки? Да у неё же на лице написано, что что-то её тревожит, что-то случилось! А какая разница матери? Мать со "своим" семью строит, ребёнка рожать собирается.

Рассмотрим ситуацию с Гавриловной. Старая одинокая женщина со своими тараканами в голове, не терпящая возражений и нарушений установленных ею же правил. Почувствовав слабинку в характере девушки, она сразу же села ей на шею: "Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом, а в удовольствие…".

После же самоубийства девушки, ни у кого ничего не изменилось. Почти ни у кого. Лишь только отчим вырвался из этого порочного "футляра". Наказал виновного, пошёл против правил, пошёл против страха, пошёл против всех. Что касается остальных? Мать Людочки продолжила развивать свою личную жизнь. Недоухажёр Мыло, испугавшись, пошёл учиться, а после женился, у него родился сын. Гавриловна первое время страдала, но, думаю, потом опять нашла себе такую же простушку, как и Людочка, на которую можно было повлиять своими словами и заставить работать по дому.

Возможно, не сама Людочка виновата в своей судьбе. К ней всегда относились, будто её и нет. Как жила серой мышкой, так и умерла серой. Самоубийство - не протест, а единственный выход из сложившейся ситуации. В семье поддержки она не находит, Гавриловна не считает произошедшее какой-то трагедией, отношение "шпаны" из парка стало только хуже. Равиль Алев говорил: "Самоубийство - мольба о помощи, которою никто не услышал".

Не получив поддержки и помощи, Людочка сделала попытку убежать от самой себя. "Самоубийца - человек, погибший при попытке бегства от себя самого", - говорил Веслав Брудзиньский.

Серость, обыкновенность девушки - главная её проблема. У неё не хватает ни сил, ни смелости отбросить стандарты, вылезти из "футляра", бросить вызов правилам. Да и сейчас не каждый сделает такое, испугавшись последствий, а что уж и говорить о том времени!

Единственным выходом, путём к свободе без ограничений и правил, к сожалению, стала смерть.

"Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?" (Антон Павлович Чехов. "Человек в футляре").

Заключение

Обыденность, о которой повествует П. Астафьев в своём рассказе "Людочка, является нормальным явлением не только того времени, но и настоящего. С того времени жизнь изменилась только поверхностно, а внутренне осталась всё той же. Пороки, страхи, безразличие близких и окружающих, жестокость, вседозволенность, безнравственность - всё присутствует и в нашей жизни. Как и тогда попыткой убежать от действительности является самоубийство (но это скорее исключение, чем правило), и возникает подобное явление обычно в подростковой среде, где хрупкая психика буквально только что выросшего ребёнка не даёт смириться с несправедливостью и несовершенством окружающего мира.

В настоящее время каждые сорок секунд посредством суицида погибает один человек. Самоубийство является тринадцатой по счёту причиной смерти по всему миру. У подростков суицид - это четвёртая по счёту причина смерти. Подумать только! Сколько ценных жизней уносятся в небытие скорее по глупости, чем от безысходности. Ведь в каждой ситуации можно найти выход.

В рассказе В. Астафьева Людочка тоже совершила самоубийство, озарённая случайной мыслью, обиженная не только ребятами из парка и матерью, но и самой жизнью. В произведении нет даже мыслей о смерти. Во время приступа отчаяния и безысходности девушка сама себя убедила, что самоубийство - это единственное решение проблем.

Нужно было просто переждать критический момент, быть сильнее если ни кого-то другого, то хотя бы себя!

Литература

1. О. Шелгунова. "Нравственно-философская проблематика творчества В. Астафьева". Интернет ресурс: http://syrrik.narod.ru

2. Рецензии и отзывы. Интернет ресурс: http://www.stavcur.ru

3. Виктор Бараков. "Каким он был, Виктор Астафьев?". Интернет ресурс: http://www.riasamara.ru

4. В. Астафьев "Людочка". Электронная библиотека. Интернет ресурс: http://www.infoliolib.info

5. Всемирная организация здравоохранения.

Интернет ресурс: http://www.who.int/en

6. Цитаты и афоризмы. Интернет ресурсы: http://citaty.info/ , http://aphorism-citation.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизненный и творческий путь В. Астафьева. Раскрытие жанра пасторали: авторское определение. Символика в "Пастухе и пастушке". Стиль изображения автором реальной действительности. Трагедия истории Людочки. Система художественных образов и их психология.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Милосердие и сострадание в современной прозе. Нравственные ориентиры. Биография Виктора Петровича Астафьева и его произведение "Людочка". Нравственные устои общества. Композиция рассказа. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2009

    История рождения музея В. Астафьева. Начало 80-х годов ХХ в., идея создания литературного музея снова поднимается, оживление литературной жизни. Структура и научная деятельность музея. Развитие музея. Пополнение фондов новыми документами, рукописями.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    Детство, учеба в школе пехоты и женитьба писателя Виктора Астафьева. Публикация первого рассказа в газете "Гражданский человек". Рассмотрение сложного и важного психологического вопроса в отношении между индивидуумом и обществом в рассказе "Царь-рыба".

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Экологические и нравственные проблемы в творчестве Виктора Астафьева. Описание эпизодов единоборства человека с природой в рассказах цикла "Царь-рыба". Нравственно-философский аспект связи между человеком и природой. Поиск путей "возвращения к природе".

    контрольная работа , добавлен 30.06.2014

    Значении природы в жизни каждой личности. В.П. Астафьев и место природы в его творчестве. История изображения природы и человека в литературе. Роман В.П. Астафьева "Царь-рыба": сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие произведения.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Знакомство с новыми страницами жизни и творчества Пушкина. Сравнение судеб великих людей и характеров главных героев трагедии "Моцарт и Сальери". Отражение судьбы автора в произведении. Разъяснение главной идеи трагедии и роли художественной детали.

    презентация , добавлен 31.10.2011

    Биография Виктора Петровича Астафьева. Произведение В.П. Астафьева "Царь-рыба": главный герой данного повествования, появление царицы рек, царь-рыбы, борьба жадности и совести. Покорение человека природой, его смирение. Памятник "Царь-рыбе" в Овсянке.

    презентация , добавлен 19.01.2012

    Значение терминов "герой", "персонаж" в литературоведении. Индивидуальное, личностное измерение и характер персонажа, отражение простоты или сложности характеров. Имя как отражение внутреннего мира героя. Построение системы персонажей, их иерархия.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Жанровое своеобразие повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба". Стиль и язык произведения, образ автора. Проблема взаимоотношения природы и человека. Резкое осуждение варварского отношения к природе. Символический смыл главы "Царь-рыба".

Загрузка...