crimea-fun.ru

Весна в творчестве композиторов и музыкантов. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.

Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».

Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, А. Блоком….

Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…

Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..

А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…

Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.

Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Вивальди, Э. Григ, Н. Римский - Корсаков, И. Ставинский, М. Мусоргский и другие…

Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:

П. Чайковский»Апрель. Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С. Рахманинов»Весенние воды»,

Э. Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…

К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:

В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.

Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

мелодичная, приятная, удивительная….

Тема: “Образ Весны в классической и народной музыке”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Задачи: 1. Воспитательная – формирование любви к музыке, художественных способностей, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях;

2. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А. Вивальди, норвежского композитора К. Синдинга, русскими пейзажистами И. Левитаном, Ал. Саврасовым, с русским народным творчеством;

3. Развивающая – развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование игры на музыкальных инструментах.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • шумовые инструменты;
  • магнитофон;
  • портреты композиторов А. Вивальди и К. Синдинга;
  • репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова;
  • рисунки ребят;
  • поделки глиняных жаворонков.

1.Организационные моменты.

2. Музыкальное приветствие:

Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!

3.Звучит запись К. Синдинга “Шелест весны”

Вопросы после слушания:

  • Ребята! Вы почувствовали о чем эта музыка?
  • Что она нам рассказа?

У.: Музыка рассказала нам, что пришла весна.

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (Е. Баратынский)

У: Весна! Вот и пришла оттепель, осели, почернели на солнце сугробы, на лесных проталинах скоро расцветут подснежники и прилетят грачи.

Мы с вами, ребята выходим на улицу, смотрим на солнце и не узнаем привычный мир. Вот и прошла зима, холод, все позади. Радость! Весна наполняет душу! Давайте дослушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое так и называется “Шелест весны” и раскрывает удивительные краски наступающей весны, когда все в природе

зашевелилось
запело
проснулось
заговорило
зашумело. /Слушание/

4.

У : Никогда новая весна не бывает такой, как старая. И мы всегда ожидаем чего-нибудь нового в этом году, но всегда весна загадочная, сказочно-красивая

А кто из вас знает, как встречали весну 5, 10, 50, 100 лет назад? В старину?

У: Весну встречали с весельем, с радостью, с песнями, плясками, хороводами.

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота – приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее прейдет весна.

А на день весеннего равноденствия 22 марта, когда “сорок птиц прилетают, сорок пичуг пробираются на Русь”, прилетают к нам разные весенние птицы, и первая из них – жаворонок.

На этот праздник накануне, с вечера, ребята просили своих родителей испечь печеньки, булочки похожие на жаворонков. Чтобы была головка, тело, крылышки, вместо глаз – изюм или орешек.

Жаворонки выходили румяные, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки:

№ 1 Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Вижу, вижу, вижу, вай,
Принеси весну в наш край!

/Распевание по хроматической гамме – птички поднимаются все выше и выше/

№ 2 Грачи летят
На всю Русь трубят:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Мы несем весну!

№ 3 Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам
Принесите нам!
Весну – красну
Тепло – летечко
Зелен покос
Уйди сухой мороз!

№ 4 Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май
Выходи – гуляй!

У.: Ребята!

  • Что общего во всех веснянках?
  • Какая просьба звучит?

/Просьба о быстрейшем приходе весны/

  • Для чего человеку нужно тепло?

/Лето теплое – урожай, не будет голода, холода/

  • Какие поэтические средства помогают выразить красоту веснянок?

/Весна – красна;
весна – матушка;
ласковые слова – куличок,
паучок,
жучок,
жаворонушки,
летечко/.

5.

У: Да! С марта весна открывается – говорят в народе:

Март – первый месяц весны, радостный праздник света.

Ребята! А кто из вас знает, как раньше на Руси называли весенние месяцы?

Март – протальник, капельник;

Апрель – цветень, снегогон, ручейник;

Май – травень.

  • А почему такое образное сравнение?
  • А с чем мы еще можем сравнить весну?
  • Давайте, попробуем, пофантазируем!

С какими ассоциациями вы связываете весну?

  • подснежник,
  • мамин праздник,
  • день смеха,
  • радуга,
  • гром,
  • яркое солнце,
  • день длиннее,
  • прилетают птицы,
  • день рождения и т.д.

Я хочу вам сказать, что весной родились замечательные композиторы и поэты:

6 марта 1844 г. Н.А. Римский-Корсаков,
9 марта 1839 г. М.П. Мусоргский,
20 мая 1804 г. М.И. Глинка,
13 марта 1913 г. поэт С. Михалков,
4 марта 1882 г. К.И. Чуковский.

А какие пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Пришел марток – надевай семеро порток.

Весна днем красна.

Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

С крыш капает – а за нос цапает.

Я хочу вам сказать, что у природы есть душа, есть свой язык, сегодняшний день, 20 марта в народе называется Василий – капельник.

И мы сейчас музыку марта исполним на металлофоне.

Что изображал ксилофон?

/Большие сосульки капают./

Что изображал металлофон?

/Маленькие, тоненькие сосульки капают/

6.

Художники и композиторы называют эти звуки: музыкой леса, музыкой природы.

И мы в вами сегодня понаблюдаем за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди /1678 – 1741/, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции, в городе любви. И однажды он встретил весну такими словами:

Весна пришла!
Торжественно оповещает
Веселый хоровод ее
И песнь в горах звучит. . .

Вопросы после слушания:

  • Что мы услышали в музыке?
  • Что происходит в природе?
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства выразила?

А. Вивальди изобразил приход весны, который птицы приветствует радостным пением. Слышите тихое журчанье ручейка и ласковое дуновение ветра. Но вот набегают тучи, сверкает молния, гремит гром – началась гроза! Наконец она прошла, и птицы снова запели! Народ приветствует своим танцем весну!

7.

Да! Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, набухают почки, на полях пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

И этот аромат наполняет картины великих русских художников И.И. Левитана, Саврасова.

  • Ребята!
  • А как называют картины о природе?

/Выписано на доске слово пейзаж /

– Давайте рассмотрим наряду с профессиональными картинами и ваши работы.

  • По каким признакам мы видим, что изображается весна?
  • Какие видим краски?
  • Какие слышим звуки?
  • Какие чувства вызывают картины?

И.И. Левитан говорил:

“Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь ее торжественно. Земля – рай, а жизнь – тайна, прекрасная тайна”.

– Я думаю, что всем нам взрослым и детям очень полезно наблюдать за тем, что происходит в природе. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников, композиторов, вызывают различные чувства: радости, печали, удивления.

И тогда они создают произведения искусства

– И мы с вами сегодня слушали, пели, играли весну в звуках, смотрели и рисовали в красках – все это вызывало у нас неповторимые чувства.

– И давайте в заключении урока исполним песню “Это всё весна!” /звучит песня/.

– Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего урока вы еще больше будете любить и слушать “музыку весны”, видеть не только глазами, но и сердцем.

А может быть, кто – нибудь из вас попробует написать свой рассказ, свое стихотворение или музыку о весне.

– Я буду очень рада.

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .



НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.




СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят —
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев



Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.




АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, «ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.


В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.




ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США


Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.




ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ, «ВЕСНА»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА»

Василий Башкеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов


Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:




Елена Авдеева

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи.

Образовательные:

Продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Познакомить с произведениями искусства, выяснить, как поэты, художники и музыканты отражают весну в своих произведениях;

Вспомнить творчество П. И. Чайковского о весне, дать представления о творчестве А. Вивальди, С. Майкапара, Э. Грига.

Развивающие:

Развивать представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве;

Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки

Воспитывающие:

Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Воспитывать интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Интеграция.

«Коммуникация» : развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

«Художественное творчество» : побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

«Познание» : расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Музыкальный материал : «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского; «Весна» А. Вивальди, «Весною» С. Майкапара, «Весной» Э. Грига, «Весенние воды» С. Рахманинова.

Методическое оснащение: видеосюжеты из альбома П. И. Чайковского «Времена года», видеосюжет из альбома А. Вивальди «Времена года», видеосюжет Э. Грига «Весной». Слайды репродукций известных художников по теме «Весна» И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова. Портреты композиторов.

ТСО: ноутбук, экран, музыкальный центр.

Материалы для детей: листы бумаги, цветные мелки, карандаши.

Музыкальный руководитель предлагает ребятам отправится в сельскую библиотеку. Дети под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» заходят в читальный зал библиотеки.

Лидия Романовна (библиотекарь). Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – о весне.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

Библиотекарь. Ребята, а вам нравится весна? За что вы ее любите? (ответы детей). Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей).

Вы знаете, ребята, что очень часто композиторы, художники, поэты обращаются в своем творчестве к образам природы? (да).

Муз. рук. Правильно, ребята, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим разнообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. И сегодня мы с вами поговорим о весне, о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Ребята, вы заметили, какая звучала прекрасная мелодия, когда вы вошли? Она напоминает потоки воды, бурные журчащие ручьи. Кажется, что мы стоим возле ручья, а мелодия словно повторяет переливы движущейся воды (звучит произведение С. Рахманинова «Весенние воды»).

А сейчас я предлагаю вам послушать знакомые произведения известного композитора (дети просматривают видеосюжеты на музыку П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник». Называют произведения, композитора. Проходит беседа об услышанном).


Библиотекарь. Вы знаете, ребята, многие поэты посвятили весне свои стихи (читает стихотворение о весне по выбору, показывает портреты).


Муз. рук. Ребята, я предлагаю вам тоже прочитать стихи о весне.

Дети читают стихи.

Библиотекарь. А еще о весне существует много пословиц и поговорок, может вы знаете какие-нибудь?

Дети произносят по очереди.

Ранняя весна – много воды.

Весна все покажет.

Гуси высоко летят - воды будет много; низко – мало.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Библиотекарь. Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но еще о весне написано много картин (идет демонстрация картин, написанных известными художниками). Художников, изображающих природу, очень много, это и И. Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др. (показывает портреты художников).


Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная (дети рассказывают о том, что они видят на иллюстрациях).

Муз. рук. А сейчас мы послушаем еще два произведения о весне. Первое произведение называется «Весною», написал ее композитор Самуил Майкапар (звучит пьеса С. Майкапара «Весною»). Скажите, какая музыка по настроению? (нежная, веселая). Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина видится вам? (бегут ручейки, поют птицы). Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы. А вот послушайте пьесу Эдварда Грига с похожим названием - «Весной» (дети слушают произведение Э. Грига «Весной»). Ребята, вы обратили внимание, что первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная? В пьесе Грига мы слышим разные настроения. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только посыпается (звучит начало пьесы, то мощная, грозная, бурная, взволнованная (звучит фрагмент средней части, то восторженная, свежая, открытая, яркая (звучит фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Вот ребята, мы видим, как с помощью музыкальных звуков композиторы сочиняют свои произведения о весне. Как с помощью кисти и красок художники пишут свои весенние творения, а поэты, используя слово, сочиняют свои прекрасные стихи о весне.

Педагог. Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг. Весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек. Ну а сейчас представим, что мы с вами художники и мы будем рисовать свою весну. Она у каждого может быть разная. Вы можете изобразить прилет птиц, появление цветов, прозрачные ручейки и т. п.

Муз. рук. А чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А. Вивальди, которое тоже называется «Весна» (звучит музыка А. Вивальди «Весна»).

Дети выполняют работу.

Библиотекарь. Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и веселая, и грустная, и яркая, и задорная.

Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, кто же из великих композиторов, художников, поэтов рисовал при помощи слова, звуков и красок весну (ответы детей).


Правильно ребята. Весна в их творчестве – яркая, ранняя, быстрая, стремительная, торопливая, грустная, журчащая. Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была веселой, солнечной, радостной и конечно счастливой.

Наша встреча подошла к концу. Спасибо.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Музыка весенней природы даёт возможность почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года". В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей - пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром». Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть - Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт - мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта - ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня. Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином."

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу. Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль. Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон. Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом. Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача - настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни - безоблачной и радостной весне. На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив - так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него - к нежному сопрано Ганны. Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки. Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон. Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Загрузка...