crimea-fun.ru

Вечер старинной хореографии. Пахита

Х ореография Мариуса Петипа.

В доме знатного испанского вельможи – праздник по случаю свадьбы прекрасной Пахиты и Люсьена. Великолепный бал открывает детская мазурка. В сольном танце виртуозное мастерство демонстрируют подруги Пахиты. Завершает праздничное действо танец главных героев – Пахиты и Люсьена.

Из книги «Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи» (1971 г.):

<...> «В первые четыре месяца моего пребывания в Петербурге я знакомился с городом, часто посещал Эрмитаж, ездил с наслаждением на острова, но упражнялся при этом каждое утро и в танцевальном искусстве в школе Императорских театров.

За три недели до открытия сезона я по поручению господина директора занялся постановкой балета «Пахита», в котором должен был дебютировать и выступить вместе с госпожой Андреяновой, пользовавшейся особым покровительством его превосходительства.

Артистка эта была уже далеко не первой молодости и не пользовалась больше особенным успехом у публики, несмотря на то, что была очень талантлива и не уступала по школе знаменитой Тальони.

Престарелый балетмейстер Титус к этому времени оставил службу в Петербургском театре и совсем уехал в Париж. Наступило наконец первое представление «Пахиты», и о, радость, я имел счастье и честь выступить в присутствии его величества императора Николая I, приехавшего на мой дебют.

Через неделю мне был вручен пожалованный мне его величеством перстень с рубинами и восемнадцатью брильянтами. Нечего говорить о том, как обрадовал меня этот первый царский подарок, который и доселе хранится у меня как отраднейшее воспоминание начала моей карьеры». <...>

Из статьи Елены Федоренко «Табор ходит на пуантах», газета «Культура» (2013 г.):

<...> «Сегодня балет «Пахита», без коей в истории мирового балета не разобраться, можно увидеть только на сцене Парижской оперы в возобновлении французского хореографа Пьера Лакотта. <...>

С «Пахиты» началось завоевание Мариусом Петипа своей второй и любимой родины. <...> Спустя три с половиной десятилетия Мариус, уже Иванович, и уже признанный мэтр, дополнил оригинал новыми танцами, усложнил известное па-де-труа и, главное, сочинил гран-па на специально дописанную композитором Людвигом Минкусом музыку. Сам балет на протяжении полутора веков терялся в истории, потом и вовсе сошел со сцены, а жизнеутверждающее гран-па (свадебный дивертисмент) стало одним из образцов балетного «миропорядка». Последний, собственно, и есть тот академический имперский стиль, что утверждался Петипа в России и чем славен русский классический балет.

Лучшие труппы танцуют гран-па из «Пахиты» с не меньшим пиететом, чем белый акт из «Лебединого озера» или акт «Тени» из «Баядерки».

Неисчерпаемая фантазия позволила ему сплести фантастические кружева танцев, приправив их ироничной пантомимой в стиле ретро. Получилась «Пахита». <...>

Из книги В. Красовской «Профили танца» об исполнительнице главной роли Габриэле Комлевой (1999 г.):

«Она хранительница традиций, наследница вековых устоев». <...> Уверенность мастера, покой виртуоза сближает Комлеву с первой Никией – Екатериной Вазем. Если бы Петипа мог увидеть, как стремглав летит Никия Комлевой через сцену в поворотах стремительных жете, как пересекает ее цепью идеально нанизанных туров, он поверил бы в то, что жизнь его детища не угаснет, пока есть такие танцовщицы».

Действующие лица: Пахита, Люсьен де Эрвильи, Иниго - глава цыганского табора, Дон Лопес де Мендоза - губернатор провинции в Испании, граф де Эрвильи - французский генерал, отец Люсьена, цыганёнок.

ДЕЙСТВИЕ I

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Пришла цветущая весна в горы Сарагоссы. Восходящее солнце пробивается сквозь туман и освещает долину, вдали высится замок французского генерала графа де Эрвильи.

Недалеко от замка расположилась цыганская палатка. По узкой тропинке спускаются цыгане. Следом за ними появляется предводитель цыганского табора Иниго со своим юным слугой. Среди них он не видит лучшую танцовщицу табора Пахиту, в которую безумно влюблён, и уходит, продолжая поиски. Девушка спускается по тропинке и подходит к цыганам. Возвращается Иниго, он возмущён отсутствием Пахиты, но девушка не реагирует на упрёки цыгана, она полностью погружена в свои воспоминания. Иниго просит всех удалиться, предложив остаться только Пахите. Цыгане уходят. Иниго пытается сказать прекрасной Пахите как он её любит, но девушка отвергает его ухаживания, давая понять, что не испытывает к нему никаких чувств.

Через некоторое время все цыгане возвращаются. Вместе с ними приходит губернатор провинции Сарагосса со своим другом - французским генералом графом де Эрвильи и его сыном Люсьеном. Губернатор просит цыган станцевать в честь благородных гостей из Франции.

Цыганский барон зовёт свою лучшую танцовщицу Пахиту и приказывает ей исполнить танец. Девушка не желает танцевать. Иниго злится на цыганку и в гневе замахивается на нее, но Люсьен останавливает главу табора. Иниго отступает. Молодой граф обращает внимание на необыкновенную красоту и благородство черт ее лица. Он с первого взгляда влюбляется в Пахиту. В благодарность за защиту, девушка танцует для Люсьена и знатных гостей. Все веселятся.

Губернатор благодарит цыган за великолепные танцы. Все расходятся.

Пахита остаётся одна. Девушка достаёт медальон, который находится у неё с самого детства. На портрете - знакомые черты человека, которого она никак не может вспомнить. Раздумья постепенно утомляют Пахиту, и она погружается в сон.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Сон Пахиты.

Девушка видит себя на балу во дворце среди придворных, а главное, рядом с ней прекрасный Люсьен.

Во время сна цыганёнок крадёт у девушки медальон. Сновидение прошло, Пахита снова в реальности. В это мгновение рядом с ней появляется Люсьен, который хочет признаться Пахите в любви. Влюбленные не замечают, что Иниго наблюдает за ними. Когда Люсьен уходит, цыган даёт указание своему маленькому слуге бежать в цыганский дом для приготовления ужина. Иниго затеял коварный план убийства влюблённого Люсьена. Пахита тайком наблюдает за цыганским бароном и его прислужником. Она устремляется вслед за цыганёнком, что бы предотвратить убийство возлюбленного.

ДЕЙСТВИЕ II

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Цыганский домик. Маленький слуга выполняет поручение Иниго, он готовит стол для ужина.

Услышав шум за дверью, открывает ее и, увидев страшную маску, падает в обморок, уронив украденный медальон.

За маской пряталась Пахита, она подбирает медальон и прячется в доме. Следом за ней в дом приходят Люсьен и Иниго. Пока юный граф осматривает жилище, коварный барон тайком добавляет снотворное в бокал с вином, предназначенный Люсьену. Пахита видит всё происходящее. Иниго предлагает Люсьену выпить вина, девушка понимает, что медлить нельзя. Она обращает на себя внимание, сделав вид, что только вошла. Граф рад видеть возлюбленную, а Иниго, напротив, пытается выпроводить Пахиту. Девушка начинает танцевать, лишь бы остаться в комнате. Пахита использует удобный момент, чтобы отвлечь Иниго. Она рассказывает Люсьену о коварном плане барона и меняет местами бокалы.

Возвращается Иниго, он поднимает тост за графа, и оба выпивают вино. Цыган, в полной уверенности, что его план удался, пускается в пляс вместе с Пахитой. Ноги Иниго начинают заплетаться, веки слипаются, его бросает в жар. Иниго, шатаясь и теряя силы, добирается до стола и засыпает. Влюбленные благополучно покидают жилище.

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

Бал в замке графа де Эрвильи. В разгар светского раута в зал вбегают Люсьен и Пахита, они рассказывают об опасности, которую им удалось избежать. Молодой граф в присутствии всех благодарит Пахиту за спасение. Генерал видит на шее девушки медальон со знакомым образом, рассмотрев его вблизи, он видит, что перед ним изображение его погибшего брата. Генерал понимает, что Пахита - пропавшая дочь брата. Люсьен просит руки девушки. Теперь влюбленные могут соединить свои сердца. Бал продолжается в честь помолвки Пахиты и Люсьена.

Идея старой–новой "Пахиты" пришла в голову петербургскому хореографу Сергею Вихареву и культурологу Павлу Гершензону – тем самым, кто впервые пробудил в России интерес к реконструкциям старинных балетов в максимально приближенном к оригиналу виде. Но, посвятив этому делу многие годы, они решили отказаться от такого способа и перейти к иному – к сочетанию тщательного (насколько возможно) воспроизведения подлинного хореографического текста с инновационным театральным "жестом".

Идея нашла понимание у дирекции Екатеринбургского театра, и Вихарев приступил к постановке, но скоропостижно скончался, успев поставить танцы первого действия. Спектакль - большей частью - сделал художественный руководитель балетной труппы Вячеслав Самодуров.

Понятно, что не они первые, кто, так или иначе, осовременивает балетную классику. Хрестоматийный пример (но далеко не единственный) - "Жизель" Матса Эка. О его угловатом, казалось бы, совсем анти-романтическом спектакле говорили, что он, быть может, проясняет изначальные смыслы балета больше, чем оригинал - старинная романтическая "Жизель". Точно так же - по вскрытым и разработанным смыслам - получилось у уральской команды. Притом что способ работы тут совсем иной: если Эк ставил полностью новый балет, то Самодуров сочетает новую лексику со старыми танцами. Они восстановлены по дореволюционным записям, сделанным режиссером Мариинского театра Николаем Сергеевым и ныне хранящимся в библиотеке Гарвардского университета.


"Пахита". Фото: Елена Лехова

Собственно говоря, именно уцелевшие фрагменты хореографии Петипа, прежде всего - финальное Гран па, и есть причина обращения к "Пахите". Поскольку все остальное, начиная с непритязательной музычки Дельдевеза с Пуни и кончая опереточным либретто, постановочная команда объявила объектом насмешек. Не совсем, правда, ясно, почему классическая "Пахита" им так не полюбилась. На взгляд автора этих строк, именно вопиющая, тотальная водевильность (а большинство сюжетов старых балетов - чистый водевиль) и есть сугубое достоинство этой вещи. Чистота жанра, как он есть (на языке искусствоведения - примат зрелищности над содержательностью) и весьма забавная условность. А также отдых для перегруженного рефлексией ума.

Впрочем, уральские игры с классикой не пошли поперек чистоты и условности. Наоборот, они выявили забавную природу "Пахиты" во всей полноте. В конце концов, и сам Мариус Иванович любил перекраивать предшественников, хотя и без насмешки. Именно он, вдохновившись парижской премьерой "Пахиты" 1846 года, через год поставил балет с таким названием в Петербурге. А в 1881 году взялся за "Пахиту" еще раз, добавив в новую редакцию новые танцы, в том числе Гран па. В этом бессюжетном царстве чистого танца находит отдохновение криминальная мелодрама о дочери знатных родителей, в детстве похищенной цыганами. В таборе подросшей девице неймется, поскольку она чувствует, что рождена для другой жизни. А дальше - любовь с заезжим французом-военным, злобные козни врагов, в том числе главы цыган, влюбленного в красавицу, счастливое избавление от опасности - и счастливейшее воссоединение с утраченной семьей. Ну, и бравый француз как будущий муж, конечно. Сие великолепие, создателям новой "Пахиты" вставшее поперек горла, толкнуло их на собственные проделки и переделки.



"Пахита". Фото: Елена Лехова

Начать с того, что музыку - по мотивам оригинала - заказали петербургскому композитору Юрию Красавину. А он работал без внутренних преград. В результате прежнее простейшее звучание обогатилось пятью ударными инструментами, аккордеоном, ксилофоном, трубой и бог знает чем еще. Не говоря уже о фыркающей иронии, пронизывающей партитуру.

Долголетие и актуальность балета во времени (по принципу "классика - наше всё") символически переданы в трех эпохах действия. Действие теперь происходит не только в Испании начала 19 века. Хотя испанская часть, с ее декоративным танцем кордебалета с плащами и технически сложным Па-де-труа, поначалу вводит в заблуждение: всё так традиционно. Ну. разве что мужские танцы с этими самыми плащами, отданы мужчинам, а не женщинам, как - для пущей пикантности - было в старинной версии. И если б не черные пуанты и желтые "пачки" на женском кордебалете, вперемежку с откровенным варьете в оркестре, мы бы и купились. Правда, телесный оттенок танца тоже слегка ироничен, но это еще нужно разглядеть, поскольку не педалируется: хотя девушки и гарцуют, как дрессированные лошадки, хореограф демонстрирует хороший вкус в послании "вот вам ваши любимые старые балеты". Это послание прочитывалось бы еще четче, если б труппа поголовно осознала, насколько важна тут острая, безукоризненная техника. Как код к прочтению и как знак эффектного стиля.

Вторая эпоха - через сто лет после первой, 20-е годы прошлого столетия, эпоха черно-белого немого кино, в эстетике которого решены пантомимные мизансцены. Смесь немецкого экспрессионизма в духе Фрица Ланга и мелодрама "киношки с участием Рудольфо Валентино" рождает презабавнейшую смесь, в которой явлено сходство типологии "киношных" и балетных жестов. В этой гротескной картинке Пахита спасает любимого офицера от бандитского нападения в комнате из времени конструктивизма, и под звуки таперского рояля, стоящего на авансцене, а титры - реплики сверкают на задней стенке.


"Пахита". Фото: Елена Лехова

Третья эпоха - наши дни, в буфете некого театра, когда после бурного закулисного выяснения отношений и наказания виновных Пахита с криком "папа!" узнает в теленовостях отца. А труппа, как ни в чем не бывало, с улыбочками, танцует Гран па. Работа у них такая.

Мир вещей вокруг героев (художник по костюмам Альона Пикалова) меняется соответственно. То есть треуголки с плюмажами и шпаги с мантильями сменяются сигаретой в зубах "женщины-вамп" и военной фуражкой, а в буфетном финале -балетными гетрами и разнообразными одеждами наших дней. При этом сценограф Елена Зайцева решает декорации в сером цвете, они похожи на тонко процарапанный офорт. Такая историческая дымка, на фоне которой яркие сочетания цветов в костюмах смотрятся уместно.

Удивила - в хорошем смысле - японская прима труппы Мики Нисигути (Пахита). Все привыкли к нее неизменному фарфоровому изяществу. А тут, после чисто проделанных балетных па в первом акте и невинного кокетства там же, во втором действии перед нами явилась оторва. Ее партнер Алексей Селивёрстов, красиво протанцевавший единственную вариацию, тоже был силен в мимической игре. Впрочем, как и вся труппа, показавшая высокий градус театральности.

"Пахита". Фото: Елена Лехова

Финальное Гран па, по традиции вольно собранное из вариаций, вытащенных из разных балетов, вместило в себя и танец служанки из "Дочери фараона", и фрагмент балетов "Талисман" и "Царь Кандавл", и бодрый галопчик женской восьмерки. Поэзия должна быть глуповата, говорил Пушкин, писавший известно какие прекрасные стихи. Когда Гран па начинается, на сцене высвечивается шекспировская цитата из "Макбета" - про жизнь как сказку, рассказанную глупцом, когда треска много, а смысла мало. Видно, не доверяют авторы балета публике: не прочтет она послание через театр, нужно еще словами вбить. А между тем всё ясно. Когда в музыке Красавина звучит жестокий романс. Когда Пахита, ставшая светской дамой, танцует под бубен в оркестре, напоминающий о ее простонародном прошлом. Когда корифейки в Гран па искусно демонстрируют декоративный шик. И победно выстреливают ногами в коллективном со-де-баске, прародителе канкана.

Смотрела балет "Пахита". Поскольку Копенгаген от меня находится в, считай, четырех часах езды, билет я приобрела на дневное представление, начинающееся в час дня. Сильно заранее озаботилась билетами на поезд, так что достались они мне, можно сказать, по дешевке, 300 крон в оба конца, ну и сам билет в театр (Оперу на Holmen) стоил почти 900 крон (правда, места были хорошие, на 1-м ярусе, в первом ряду, у самой сцены - прямо напротив были места королевы и принца Хенрика, но их на этом представлении не было. Поездка до Копенгагена прошла хорошо, хоть в паре мест мы и постояли из-за дорожных работ. Но тем не менее прибыли в Копенгаген вовремя. Наконец сфотографировала цветущий рапс: ни года без рапса!

Потом еще довольно долго пришлось ждать автобус 9а, который идет до Оперы. Пр окатились по Кристиансхавну:

В общем, в Оперу я прикатилась уже в начале первого и, кстати, народу там было полно. Вот так выглядит сейчас Опера снаружи:

В основном зрителями были представители старшей возрастной группы.

В кафе перекусила салатом с кофе, поизучала программку: мне, я считаю, повезло, танцевали две этуали, Myriam Ould-Braham (Пахиту) и Mathias Heymann (Люсьена д"Эрвиля).

История о "Пахите" и путешествии этого балета в Россию и обратно во Францию почти также запутанна, как и содержание балета. Действие его происходит в испанской провинции Сарагоса во время оккупации наполеоновской армией. Пахита -юная девушка, которая с детства воспитывалась у цыган. Она спасает элегантного французского офицера Люсьена д"Эрвиля от низкого заговора против него, и после ряда драматических событий спектакль завершается сценой бала у отца Люсьена, французского генерала, графа д"Эрвиля. Виновных в заговоре арестовывают, а Пахита, узнающая секрет своего происхождения (она оказывается племянницей генерала д"Эрвиля) может бракосочетаться со своим возлюбленным.
В 19 веке романтические натуры бредили Испанией, которая предлагала пламенные страсти и экзотический местный колорит, и балет "Пахита" частично был вдохновлен новеллой "La Gitanilla", написанной Сервантесом в 1613 году, а частично - путешествиями французских художников и писателей в Испанию. Хореография Джозефа Мазилье (Joseph Mazilier) в 1846 году не походила на классический "белый балет" с его мечтательными темами. С Карлоттой Гризи, которая несколькими годами ранее создала Жизель и Люсьеном Петипа в главных партиях, а также множеством танцев, вдохновлённых Испанией, "Пахита" получила колоссальный успех и продержалась в репертуаре Парижской оперы до 1851 года. Вообще этот балет - мечта классического балета: есть сюжет, добро побеждает зло, масса танцев - и для солистов, и для кордебалета, красивые костюмы и прекрасная музыка! И место действия выбраны прекрасно: долина Быков недалеко от Сарагосы". Как человек, посетивший Сарагосу, заявляю, что ничего похожего на заявленный пейзаж там нет, но если поехать на север, тогда да, пожалуй, можно найти и горы, и долины.
Особенно долгую сценическую жизнь балет получил в России. Младший брат Люсьена Петипа, впоследствии столь известный Мариус Петипа, в 1847 году был ангажирован как танцовщик Императорского балета в Санкт-Петербурге, и его первой ролью стал именно Люсьен д"Эрвиль в "Пахите", где он также помогал с постановкой на сцене. В следующем сезоне Мариус Петипа был послан в Москву для постановки балета, а когда он позже стал балетмейстером императорских театров России, он создал в 1882 году новую версию "Пахиты", где он заново поставил хореографию па де труа в первом акте и превратил последнюю сцену балета в блестящий дивертисмент, к которому официальный композитор императорских театров Людвиг Минкус написал музыку. Эта позднеромантическая версия продержалась на русских сценах до революции, после которой советская власть стала требовать балетное искусство другого рода.
Однако "Пахита" не канула в забвение. Замечательную хореографию Петипа помнили и во второй половине двадцатого века. Дивертисмент из последнего акта "Пахиты" снова появился в программе. Кировский балет танцевал его в Париже на гастролях в 1978 году, а двумя годами позже он появился в репертуаре Парижской оперы. Также и в других западных компаниях всплывали блестящие танцы из "Пахиты". Джордж Баланчин поставил па де труа для Grand Ballet du Marquis de Cuevas в 1948 году, а потом и для Нью-Йоркского Городского балета в 1951 году. Рудольф Нуреев блистал в танце из "Пахиты" на гала в Лондоне в 1964 году, а Наталья Макарова поставила эти сокровища классики в Американском Театре Балета в 1984 году.
В то время, как дивертисмент более-менее сохранился в первоначальной виде, сам балет исчез. Но в 2001 году Пьер Лакотт реконструировал его для Парижской оперы, и с тех пор он является неотъемлемой частью репертуара.
Ну а теперь о самом балете, каким я его увидела в прошлую субботу. Первый акт состоит из двух картин: в первой действие происходит в центре испанской деревни, т.е. задействованы деревенские жители, французские военные и цыгане. Mathias Heymann в роли Люсьена:

Выделяются (помимо главных героев и антигероев) генерал д"Эрвиль (Bruno Bouche), испанский губернатор дон Лопес (Takeru Coste) и его сестра Серафина (Fanny Gorse). Но, конечно, вся интрига завязывается, когда на сцене появляется Пахита (по идее, ее на самом деле зовут Пакита, или Франсиска). Как ее прекрасно и станцевала, и сыграла Myriam Ould-Braham! Она такая очаровательная и создала такой чудесный образ своевольной красавицы, которая всегда поступает так, как хочет и которую все обожают!

У нее отличный а ля цыганский танец в сопровождении бубна в первой картине. А как она отлично играла в паре с Иньиго (его танцевал Francois Alu (вроде бы, восходящая звезда парижского балета), и он так истово страдал и ревновал Пакиту! Надеюсь, Myriam Ould-Braham еще всех любителей балета порадует, она, как я понимаю, недавно вернулась в строй этуалей после декретного отпуска.
Технически все было идеально, и своим дилетантским взглядом я отметила пятую позицию, все почти дуэты и вариации ею заканчивались! Групповые танцы были хороши, особенно девушки, но среди юношей наблюдались некоторые шероховатости и неточности.
Запомнился танец тореадоров с красными плащами (pas des manteaux), очень эффектный. Также в первой картине красивый па-де-труа, который исполнили Ida Viikinkoski (тоже, вроде бы, восходящая звезда, финского происхождения), Alice Catonnet и Marc Moreau.
Действие второй картины происходит в цыганском доме, куда приходит влюбленный Люсьен. Здесь превалирует комическая сторона: Пахита и Люсьен обманывают Иньиго, в результате чего он засыпает, выпив снотворного, предназначенного для Люсьена и его планы об убийстве Люсьена терпят крах.
В антракте не обошлось без высокодуховного:

Ну а второй акт - это один большой дивертисмент, завершающийся свадьбой. Тут можно видеть кадриль, мазурку, галоп, па де де, вальс. Но чуть ли не больше всего мне понравилось выступление деток из балетной школы парижской оперы, которые танцевали полонез - и как замечательно! У нас в Королевском театре я такого не видела, там детям максимум разрешается пробежаться строем из одного угла в другой, а здесь у них получился целый танцевальный номер. Большинство, правда, были сильно напряжены, только один мулатик и один мальчик восточной внешности улыбались, но ближе к концу выступления и другие детки стали улыбаться.
А вот тут можно посмотреть танец Матиаса Хеймана (Люсьена)- правда, клип сделан около 2-х лет назад:

Ну и Гран па, конечно же, было восхитительно! Опять-таки, вот видео, где Myriam Ould-Braham его танцует с Николаем Цискаридзе:

Так что вышла из здания под большим впечатлением.
Фотографии с поклонов - даже с Пьером Лакоттом!

ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 февраля. /ТАСС/. Екатеринбургский театр оперы и балета поставил спектакль "Пахита" в честь 200-летия со дня рождения выдающегося артиста балета и балетмейстера Мариуса Петипа (1818-1910 годы), сообщил в среду журналистам худрук театра Вячеслав Самодуров.

Театр также посвятил премьеру памяти Сергея Вихарева - хореографа-постановщика этого балета, балетмейстера Мариинского театра, заслуженного артиста России, который скоропостижно скончался 2 июня 2017 года, не успев завершить работу над постановкой. Именно он начал традицию реконструкции балетных постановок, восстановив в Мариинском театре спектакль "Спящая красавица" 1899 года, который многократно был показан в России, Америке и Европе.

"К сожалению, Сергей Вихарев скоропостижно скончался, пришлось (мне) этот спектакль доделывать… Очень много нового в этой постановке с точки зрения дизайна, музыки, режиссуры, идеи. Это очень необычный способ возвращения к прошлому: мы возвращаемся к старой балетной традиции, но смотрим на нее с позиции сегодняшнего дня. Мне как зрителю не интересно было бы смотреть "Пахиту" XIX века", - сказал Самодуров.

По его словам, новая "Пахита" - это не реконструкция в прямом смысле слова, а интерпретация классического балета. В спектакле максимально восстановлена хореография Петипа 1881 года и сохранены все коллизии исходного либретто. Специально для постановки петербургский композитор Юрий Красавин сделал свободную оркестровую транскрипцию исторической партитуры Эдуара Дельдевеза и Людвига Минкуса.

"Это осовремененный вариант той партитуры, и не думаю, что автор узнал бы ее... Я получил на руки довольно объемную партитуру оригинала, посмотрел и ужаснулся, потому что сделана она была коряво, музыка там очень посредственная. Сначала думал кое-что оставить нетронутым, но потом понял, что надо переделать все... Был бы вяловатый, музейный, раритетный спектакль (если не менять исходную музыку прим. - ТАСС), я же хотел, чтобы это было интересно слушать сегодня", - пояснил композитор.

Концепция спектакля принадлежит Павлу Гершензону. Новое оформление разработали художники Большого театра России Альона Пикалова (сценография) и Елена Зайцева (костюмы). Световую партитуру написал художник по свету Мариинского театра Александр Наумов.

О "Пахите"

Балет "Пахита" впервые показали в 1846 в Парижской опере. Год спустя именно с "Пахитой" Мариус Петипа дебютировал в Санкт-Петербурге, он выступил постановщиком, а также исполнил главную мужскую партию. В 1881 году Петипа - уже главный балетмейстер Императорских театров, возобновил "Пахиту" для балерины Екатерины Вазем, добавив несколько новых номеров. В советские годы на сцене сохранился только финальный танцевальный ансамбль - Большое классическое па, оно в ХХ веке повсеместно шло под названием "Пахита", сообщили в пресс-службе уральского театра.

Загрузка...