Урок"подготовка к написанию сочинения по роману "отцы и дети". Урок"подготовка к написанию сочинения по роману "отцы и дети" Эпиграф к отцам и детям тургенева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района
«Кузьмищенская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока литературы
в 10 классе
по теме
«
И. С. Тургенева
"Отцы и дети"
учителя русского языка и литературы
Марковой Татьяны Александровны .
2017 год
Тема занятия : Урок-подготовка к написанию сочинения по роману
И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Цель занятия: формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения .
Задачи занятия.
Образовательные:
Учить устанавливать связи между частями сочинения;
Учить различать главную и второстепенную информации.
Развивающие:
Повторить материал о структуре сочинения;
Повторить информацию о теме и основной мысли текста;
Формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;
Развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;
Обогащать словарный запас обучающихся;
Совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
Совершенствовать умение логически мыслить;
Формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
Воспитательные:
Формировать интерес к чтению художественной литературы;
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
Воспитывать ответственное отношение к учёбе;
Воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников.
Место проведения занятия: кабинет русского языка и литературы
Продолжительность занятия: 45 минут
Материально-техническое обеспечение занятия:
Мультимедийное оборудование для показа сопровождающей урок презентации;
Карточный материал (см.приложение)
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
- В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;
Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;
- «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;
Тип занятия: урок развития речи
Методы:
По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;
По степени активности учащихся: продуктивный творческий;
По источнику знаний: словесный, практический, наглядный;
По организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Оформление доски: записи по ходу урока
Ход урока .
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургенева «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Проверка домашнего задания.
« Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель : Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Темы, сформулированные и представленные вами, помогут нам понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений, которые самостоятельно составили дома, обосновывают свой выбор.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
3.1Осмысление темы, подбор эпиграфа, составление плана.
Работа в группах.
а) Определим основное направление рассуждения
Геро́й (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») - человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения}