crimea-fun.ru

Труппа. Биография От чего умерла татьяна шмыга

Татьяна Шмыга – известная актриса опереточного жанра, удостоенная многочисленных государственных наград, звания заслуженной артистки РСФСР и народной артистки опереточного жанра.

В 1928 году 31 декабря в семье польского мигранта Ивана Артемьевича Шмыги родилась дочка Таня. Папа Тани был далеким от творчества человеком. Он занимал должность заместителя директора завода в Москве. Деятельность мамы тоже никак не была связана с творчеством. Поэтому трудно было представить, что в этой образованной, интеллигентной, но далекой от творчества семье вырастет звезда, талант которой будет восхищать не одно десятилетие широкую аудиторию.

Хотя утверждать, что семья никак не интересовалось творчеством, было бы тоже неправильно, так как известно, что папа с мамой Тани были почитателями бальных танцев.

Детство

С детства серьезная и задумчивая девочка мечтала о юридической карьере. Однако интерес к песням и танцам, приобретенный в школьный период, постепенно взял верх — неожиданно обнаруженное лирическое сопрано подтолкнуло маму предложить дочери частные уроки, которые помогли бы развить талант. Таня охотно согласилась. Так, мечта девочки о юридической деятельности сменилась желанием превратиться в камерную певицу. Именно поэтому учеба после школы сменилась курсами в музучилище при консерватории. Скоро талант в Тане заметили в Комитете кинематографов, поэтому девушка сразу же была приглашена туда солисткой хора.

Юность

В музыкальное училище им. А. Глазунова Татьяна была принята в 1947 году и в скорости перешла на отделение музыкальной комедии в ГИТИС. Впоследствии звезда рассказывала, что добиться сценических успехов ей помогли вокальные уроки и драматическая школа.


Фото: Татьяна Шмыга в молодости

Рост певицы шел под чутким руководством Иосифа Туманова, Сергея Штейна, Николая Титушина и Аркадия Вовси. Но были в жизни будущей певицы и сложные моменты, когда Таня приняла решение покинуть училище из-за потери на 4 курсе голоса. Видя потрясающий талант Татьяны, педагог Константин Михайлов сделал все возможное, чтобы не позволить девушке сделать неправильный поступок. Со временем Таня вспоминала, что именно благодаря поддержке преподавателей, она смогла и дальше идти вперед, развивая свой талант.

Начало карьеры

Окончив ГИТИС, талантливая молодая девушка была приглашена И. Тумановым в Московский театр оперетты. Творческая биография Татьяны началась в оперетте «Фиалка Монмартра», с чудесно исполненной ролью Виолетты. Работая в коллективе людей, обожающих оперетту и принявших молодую актрису с радушием и теплом, Татьяна Шмыга познала настоящее творческое счастье.

Удачно сложилась и личная жизнь актрисы оперетты. Несмотря на неудачное первое замужество с Рудольфом Борецким, которое было поспешным и необдуманным, в 1954 году произошла встреча Татьяны с новой любовью — Владимиром Канделаки. Он стал не только мужем талантливой начинающей звезды, но и ее главным наставником.

Вспоминая годы, когда ее муж руководил Театром, Татьяна рассказывала, что работать было хоть и трудно, но и очень интересно. Супруга главного режиссера не имела права отказываться от предлагаемых ролей, поэтому на «советской сцене» ей приходилось исполнять все главные опереточные роли.

Было много завистников, которые ничего не могли сказать режиссеру театра, но ей высказывали колкости, упрекая в браке по расчету. Но, что могла сказать жена, искренне любившая своего мужа? Актрисе многие завидовали, так как именно ей доставались великолепные роли Сильвы, Веселой вдовы, Принцессы Цирка. А сложный репертуар, с которым Татьяна работала, заставлял актрису постигать новые высоты, осваивая новые краски драматургии.

Творчество артистки РСФСР

Талант великой актрисы проявлялся во всех ролях, за исполнение которых она бралась. В 1957 году на VI Всемирном фестивале молодых исполнителей Театр оперетты представил новую постановку «Поцелуй Чаниты», где Татьяна великолепно вошла в главный образ. Одной из лучших ее ролей также считается роль Глории Розетти в спектакле-оперетте «Цирк зажигает огни».

Театральная карьера актрисы развивалась стремительно и довольно успешно. Хотя ей не раз приходилось сокрушаться о малом количестве сыгранных классических ролей. Зритель по достоинству ценил талант Т. Шмыги, на всех спектаклях с ее участием в зале не находилось свободных мест. Превосходно были сыграны роли Анжель («Граф Люксембург»), Адель («Летучая мышь»), Валентины («Веселая вдова»). За огромный творческий труд в 1961 году Т. Шмыга была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

Через четыре года любители опереточного жанра с волнением смотрели премьеру музыкального спектакля «Моя прекрасная леди», в основу которого легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион». В главной роли Элизы Дулитл предстала Т. Шмыга. В дальнейшем последовала роль Нинон из «Фиалки Монмартра». Хорошо известные слова Нинон из песни «Карамболина», выполненные актрисой, стали ее знаменитой визитной карточкой.

Звание народной артистки опереточного жанра было присвоено Татьяне в 1969 году. Превосходно сохранив свой чудесный голос, уникальное женское обаяние и юношескую фигуру, актриса продолжала удивлять своего зрителя и в зрелые годы.

Прожив 20 лет с Владимиром Канделаки, актриса нашла свое новое счастье в семейном союзе с композитором Анатолием Кремером. Впервые они встретились в 1957 году, однако любовь их посетила гораздо позже. Этот брак стал для звезды оперетты последним и самым счастливым. Полюбив мужчину в 48 лет, Татьяна поняла, что это тот самый единственный и родной человек. Развод Канделаки сразу воспринял в штыки. С течением времени страсти остыли, но Канделаки так и остался один. Прожив с А. Кремером счастливо тридцать пять лет, знаменитая актриса в интервью рассказывала, что жизнь ей сделала подарок, соединив с Анатолием. Несмотря на то, что они были разными людьми с разными характерами, супруги никогда не пытались переделать друг друга. Для желанной жены композитор написал оперетты «Джейн», «Эспаньола», «Катрина» и «Джулия Ламберт». В них актриса, разумеется, выступала в главных ролях.

В 2011 году 3 февраля после продолжительной болезни прекратило биться сердце великой актрисы, которая получала славу не только в нашей стране, но и в Украине, Чехии, Словении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Узбекистане, Бразилии и США.

Вспоминая последний год жизни певицы, Анатолий Кремер рассказывал, что проблемы и сильные страдания из-за сосудов у жены начались годом раньше. Татьяне пришлось пережить несколько тяжелых операций. Самая последняя привела к ампутации ноги. Последние месяцы актриса находилась в очень тяжелом состоянии и лечилась в Боткинской больнице в отделении сосудистой хирургии. К сожалению, тогда судьба талантливой звезды была предрешена, поэтому лечение результатов не дало.

Рассказывая о жене после ее смерти, А. Кремер вспоминал, что Татьяна жутко не любила пиара и переживала, когда о ней что-то писали в газетных изданиях. Отдавая всю свою жизнь творчеству, певица даже не знала, в каком месте в доме хранятся ее многочисленные награды, дипломы, звания и ордена. Татьяна Ивановна была сильным и волевым человеком. Она не любила жаловаться на свои проблемы со здоровьем. Даже когда-то пошутила, назвав себя холоднокровненькой, когда температура у нее по причине болезни была 35,5.

Вспоминая актрису, подчеркнул, что Татьяна Шмыга была удивительным человеком, образцом совести и добра. Будучи кристально чистой, актриса не могла понять, почему современный мир одолевает ужас, пошлость и бездарность. Ее внутренний датчик всегда был настроен на свет и чистоту.

Татьяна старательно скрывала свою болезнь, поэтому кроме родных на улице никто не мог догадаться, как тяжело жизнерадостной певице скрывать свою боль. Татьяна хотела, чтобы зрители запомнили ее красивой, обаятельной и талантливой актрисой, грациозно отплясывающей танец Карамболины.

Последний выход к зрителям на сцену состоялся на юбилейном вечере в ее родном Театре оперетты. А в день ее смерти телевизионные каналы транслировали финальную сцену актрисы, где в спектакле «Джулия Ламберт» она пела слова: «Пусть проходят года. Не кончается жизнь никогда».

Королеве оперетты ампутировали ногу

Королеве оперетты ампутировали ногу

«Я пью всё мне мало, уж пьяною стала» - когда-то этот хит звучал отовсюду, и многие с удовольствием раз за разом пересматривали «Гусарскую балладу», где роль французской актрисы Жермон сыграла звезда оперетты Татьяна ШМЫГА. А поклонники актрисы с восторгом рукоплескали красавице с неповторимым тембром голоса, которая блистала в спектаклях «Сильва», «Цирк зажигает огни», «Летучая мышь», «Веселая вдова»... Вот уже несколько месяцев Татьяна Ивановна прикована к больничной койке. За 81-летней примадонной неустанно ухаживает ее супруг - композитор Анатолий КРЕМЕР.

Хотя пожилую даму давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы берут свое, и в последнее время состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.

Груз забот

Поклонники, возможно, так и не узнали бы об этой беде их любимицы, но недавно историк моды и телеведущий Александр Васильев во время одной из своих лекций в Санкт-Петербурге обмолвился, что Шмыге отняли ногу. Вскоре у актрисы сильно прихватило сердце. Врачи поставили нешуточный диагноз - тахикардия на фоне ишемической болезни.

Татьяна Ивановна и сейчас находится в больнице. Она, бедная, уже четыре операции перенесла! - тяжело вздыхая, поделилась с «Экспресс газетой» консьержка подъезда, в котором живет Шмыга.

Бог не дал ей детей, поэтому весь груз забот по уходу за больной лег на плечи супруга Анатолия Кремера . Преданной помощницей в эти нелегкие дни композитору остается домработница Нелли Николаевна. Несмотря на то что она ровесница Татьяны Ивановны, держится бодро и тянет на себе весь дом. Нелли Николаевна постоянно бегает то в больницу, чтобы помочь Анатолию Львовичу, то возвращается в квартиру в Леонтьевском переулке хлопотать по хозяйству. А сам убитый горем супруг буквально днюет и ночует у койки жены, боясь оставить ее даже на пару часов.

До чего ж он постарел за последнее время! - с грустью замечают соседи звездной четы. - И очень устал, это заметно. Львович никогда ни на что не жалуется и ничего ни у кого не просит. С Татьяной Ивановной они больше 30 лет вместе, и переживает болезнь жены он страшно.

Стало лучше

Свидетельницей этой драмы стала народная артистка Элина Быстрицкая , которая живет в том же доме.

Анатолий Львович, ну давайте же я вам хоть чем-нибудь помогу! - не выдержала однажды Элина Авраамовна и осторожно обратилась к соседу. - Ведь я все-таки медик, еще с войны научилась разбираться в таких вещах. Знаю подход к лежачим больным и смогу быть полезной Татьяне Ивановне.

Но гордый Кремер от помощи отказался. Он не привык утруждать кого бы то ни было и сам продолжает бороться за жизнь любимой супруги.

- Сейчас Татьяне Ивановне стало чуть лучше. Теперь она уже может сидеть в постели, - сообщили нам в Театре оперетты, где весь персонал и труппа верят, что Шмыга еще порадует зрителей своей блистательной игрой.

Ее любимые мужчины

* С первым мужем Рудольфом Борецким Татьяна познакомилась в студенческую пору. Их брак продержался чуть больше года, до прихода начинающей актрисы в Театр оперетты, где внимание красавицы привлек певец Канделаки.

* Несмотря на то что Владимир Канделаки был старше Татьяны почти на 20 лет, он сумел вскружить ей голову. Еще бы! Известный артист, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ради него Шмыга ушла от мужа, а Владимир расстался со своей супругой. Через год Канделаки стал главным режиссером Театра оперетты, и злые языки заговорили, что Татьяна живет с ним по расчету, хотя сама актриса всегда утверждала, что вышла по любви. Тем не менее супруг-главреж обладал суровым нравом и заставлял жену играть роль, даже если она ей была не по душе. Шмыга и Канделаки прожили вместе 20 лет.

* С нынешним супругом Анатолием Кремером , который моложе ее на четыре года, Татьяна Ивановна сблизилась во время турпоездки во Францию. Романтические отношения певицы и композитора продолжились в Москве.

Татьяна и Анатолий были не свободны и какое-то время вынуждены были обмениваться нежными любовными письмами. Вскоре они поняли, что должны быть вместе. И вот уже больше 30 лет не разлучаются.

СПРАВКА

* Татьяна ШМЫГА родилась в 1928 году в Москве.

* В 1953 году ее приняли в труппу Московского театра оперетты. Известность принесла уже первая роль - Виолетты в «Фиалке Монмартра». Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра.

* В 1962 году певица снялась в музыкальном фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

* В 1978 году стала народной артисткой СССР.

БЕЗ ТОЧКИ ОПОРЫ

единственная актриса оперетты, удостоенная звания народной артистки СССР. Ее творческий путь — это более 60 ролей на сцене и в кино. Татьяна Шмыга блистала в опереттах «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Севастопольский вальс» и многих других. Миллионам телезрителей Татьяна Ивановна также запомнилась в роли французской актрисы Жермон в фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

Судьба отмерила Татьяне Шмыге 82 года.

Детей у нее не было, а муж, известный композитор и дирижер Анатолий Кремер, умер в августе прошлого года.

О том, каким человеком была Татьяна Шмыга, «ФАКТАМ» рассказала ее ученица и коллега, актриса и режиссер Московского театра оперетты заслуженная артистка России Татьяна Константинова (на фото).

*Фото из семейного альбома Татьяны Константиновой

— Татьяна Викторовна, известно, что Татьяна Шмыга умирала мучительно. За несколько месяцев до смерти ей, еще пару лет назад виртуозно танцевавшей на сцене, ампутировали ногу. Как рассказывал муж актрисы Анатолий Кремер, последними ее словами были: «Я жить хочу»…

— Татьяна Ивановна действительно очень любила жизнь и никогда не говорила о смерти. Последние несколько месяцев она провела в Боткинской больнице. Легла на плановое обследование. Ни о какой ампутации речь не шла. У нее болела нога. Но это было и не удивительно: всю жизнь она ходила на очень высоких каблуках — 12—15 сантиметров, больше полувека танцевала в театре, а это невероятные нагрузки. Отсюда — проблемы с сосудами. Татьяне Ивановне сделали шунтирование вен, и она пошла на поправку. Но вдруг врачи обнаружили признаки саркомы. Ампутация ноги стала неожиданностью для всех.

Накануне вечером я была у Татьяны Ивановны в больнице, и об операции речь не шла. О случившемся узнала на следующий день по телефону от Анатолия Кремера. Оказывается, утром состоялся консилиум врачей. И они сказали Татьяне Ивановне и Анатолию Львовичу, что ампутация неизбежна, иначе жить ей осталось считаные дни. Она категорически отказалась. Но врачи убедили Анатолия Львовича уговорить жену. Через час она уже была на операционном столе…

Все это ужасно. «Лучшие ножки театра» — так говорили о Татьяне Шмыге. В 80 лет она еще танцевала на сцене. И вдруг — ампутация… После нее Татьяна Ивановна прожила еще несколько месяцев. Ее мучили страшные фантомные боли. Мы же всячески ее убеждали, что и с этим можно жить, что сейчас есть специальные протезы, напоминали о Саре Бернар, которой тоже ампутировали ногу, но она не оставила сценическую деятельность. С Анатолием Львовичем придумывали для Татьяны Ивановны концертную программу, где она исполняла бы романсы, которые очень любила. Я приносила ей в больницу ноты, и она даже стала распеваться. Но осуществиться этим планам было не суждено…

— На праздновании 80-летнего юбилея артистки один из ее коллег сказал: «Татьяна Ивановна, вы выглядите на все сто»… Так можно шутить лишь с женщиной, которая знает, что внешне кажется намного моложе своих лет.

— В 80 лет Татьяне Ивановне нельзя было дать больше 60-ти. Она, при-ма нашего театра, его визитная карточка, выглядела шикарно. Даже в больнице была ухожена и обязательно с идеальным маникюром. К слову, каждый раз, выходя в спектакле на сцену в новом наряде, она перекрашивала ногти. Бывало, стоит на лестнице и покрывает их лаком. Я удивлялась: «Татьяна Ивановна, вы же аллергик!» А она в ответ: «Танюшка, не волнуйся, все нормально. Мне это необходимо». И так было всегда. Косметикой же Татьяна Ивановна пользовалась в меру. Считала, чем меньше ее на лице, тем моложе женщина выглядит.


*Татьяна Шмыга стала королевой оперетты, несмотря на то, что врачи запрещали ей петь

— Правда, что на последнем своем юбилее Татьяна Шмыга была в том же костюме Нинон из оперетты «Фиалка Монмартра», в котором выходила на сцену в 1969 году со знаменитым номером «Карамболина», когда ей было чуть больше сорока?

— Да, платье лишь немного отреставрировали и привели в порядок, но не перешивали.

— Татьяна Ивановна соблюдала какие-то особые диеты?

— Когда рассказывают, что кто-то не ест после шести вечера, для актеров это просто не реально. Никаких диет никогда Татьяна Ивановна не соблюдала. Не поесть после спектакля для нее было немыслимо. «Сейчас бы картошечки с селедочкой!» — часто говорила она. Отварная картошечка с маслицем и селедочка с луком — это было любимое блюдо Татьяны Ивановны.

А как относилась к сладкому?

— Сладости любила, но не объедалась ими. Татьяна Ивановна великолепно сама готовила. Пекла, делала фирменные свои салатики и супчики, очень вкусное у нее получалось мясо. Она была замечательной хозяйкой. Хотя, конечно, имела помощницу по дому. При таком режиме работы, как у нее, это естественно. Но Анатолий Львович очень любил блюда, приготовленные Татьяной Ивановной. Она всегда выбирала время, чтобы съездить на рынок и купить хорошее мясо.

— Представляю, как люди реагировали на рынке…

— Татьяна Ивановна не любила вокруг себя шумихи и восторженных речей в свой адрес. Обычно она надевала большие затемненные очки и старалась быстренько прошмыгнуть к машине, где ее ждал муж.

— А спортом, чтобы быть в форме, она занималась?

— Нет, никаких фитнес-центров и бассейнов не посещала. Только зарядку по утрам делала дома, и этого было достаточно, чтобы сохранить фигуру. Наш жанр — это и так спорт. За спектакль артист теряет около трех килограммов. По утрам Татьяна Ивановна обязательно распевалась. Как только просыпалась, сразу «искала» голос. До 80 лет он у нее сохранился молодой и звонкий.

— Слышала, что Татьяна Ивановна относилась к вам как к дочери. Какой ее подарок особенно близок вашему сердцу?

— Знаете, в больнице, чувствуя, что скоро уйдет, Татьяна Ивановна как-то мне сказала: «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось на память. В моем шкафу есть золотистое концертное платье — возьми его себе». Я отказывалась, но она настояла. Сейчас надеваю его на вечера памяти, посвященные Татьяне Шмыге. А еще Татьяна Ивановна хотела мне отдать колечко с изумрудом, которое носила, — подарок Анатолия Львовича. Но я не разрешила ей снять его с руки. Согласилась взять другое — недорогое бижутерное, но очень эффектное.

— А вы ей что дарили?

— Многое. Исключением были лишь духи. Татьяна Ивановна ими не пользовалась, так как страдала аллергией. А что могло ее порадовать? Как-то, к примеру, я привезла ей из поездки по Волге изумительный чеканный поднос. Татьяна Ивановна любила красивую посуду. Эту любовь она унаследовала от своей мамы, которая была большим эстетом. К слову, Татьяна Ивановна и Анатолий Львович никогда не обедали на кухне. В гостиной накрывался большой обеденный стол. Часто за ним собирались и гости. В основном посиделки устраивались после спектаклей. Хотя Татьяна Ивановна не любила никаких тусовок и старалась по возможности на них не бывать, но хозяйкой была очень радушной. Я поражалась: отыграв спектакль, она же очень уставала, однако всегда накрывала стол. Конечно, мы ей помогали. Правда, сидела с гостями она недолго. Вдруг тихо-тихо исчезала. А гости засиживались до утра.

— Татьяна Шмыга трижды была замужем. Кто были ее мужья?

— Первый супруг, профессор МГУ Рудольф Борецкий, родом из Киева. Они познакомились на отдыхе, когда он был еще студентом. Но вместе прожили недолго — год с небольшим. Несмотря на то что разошлись, сумели сохранить хорошие отношения. С мамой Рудольфа, которую Татьяна Ивановна называла «моя киевская мамочка», они всю жизнь созванивались. Бывшая свекровь ее очень любила, хранила дома фотографии Татьяны Шмыги.

Вторым мужем Татьяны Ивановны стал Владимир Канделаки — с ним она прожила 20 лет. Я знала его. Это был красавец-мужчина, замечательный режиссер. Татьяна Ивановна младше его на 20 лет. Работали они в одном театре. Но, как вспоминала Татьяна Ивановна, счастливыми и безоблачными в их жизни были только первые пять лет. А потом начались сложности в отношениях.

А с третьим мужем Анатолием Кремером она прожила более 30 лет. Это был союз людей, которые творчески «подпитывали» друг друга. Если бы не спектакли Кремера, написанные специально для Татьяны Шмыги, неизвестно, как бы дальше сложилась ее театральная судьба. Перейдя определенный возрастной рубеж, актриса, как бы хорошо она ни выглядела, все равно вынуждена менять амплуа. Но не каждая может пойти на это. Когда Татьяне Ивановне предложили в оперетте «Королева чардаша» сыграть уже далеко не юную Цецилию, она отказалась, так как считала, что для подобных ролей у нее не хватает комического дара.

Татьяна Шмыга никогда не играла возрастных ролей. И не будь спектаклей Анатолия Кремера, лет в 60 ей пришлось бы в творческом смысле остановиться. Наверное, участвовала бы в каких-то концертах, но этого для актрисы недостаточно. Татьяна Ивановна была безумно благодарна Анатолию Львовичу за то, что он продлил ей творческую жизнь. Кроме того, с годами начинаешь больше ценить тех, кто с тобой рядом… Анатолий Львович — нелегкий человек. Как она сама говорила, — «барин». Ему требовался красивый халат дома, по всем правилам сервированный стол… Кремер обладал энциклопедическими знаниями, по первому образованию он переводчик с французского, закончил МГИМО.

— Их с Татьяной Ивановной роман вспыхнул во Франции?

— Да. До этого они много лет знали друг друга, виделись в театре, ездили на концерты — и… ничего не происходило. А тут вдруг на гастролях в Париже, когда гуляли по ночному городу, сидели в маленьких ресторанчиках, что-то такое между ними проскочило. Я помню их в тот конфетно-букетный период. Кремер красиво ухаживал за Татьяной Ивановной. Он всегда преклонялся перед ней как перед актрисой. Думаю, они так долго и счастливо прожили вместе потому, что понимали творчество друг друга. Анатолий Львович знал, что перед спектаклем жене нужно выспаться, а в театре необходимо появиться за три часа до выхода на сцену, он ее привозил, увозил… А когда Кремер работал, зайти к нему в кабинет нельзя было. И при этом они всегда были вместе, даже когда в квартире находились в разных комнатах.

— Как они отдыхали?

Долгие годы у них была дача. Татьяна Ивановна ее очень любила, а Анатолий Львович — нет. Он предпочитал находиться в Москве, ему было комфортно в своей квартире. Иногда ездили в санатории, но этот отдых всегда превращался в ад. Выйти на прогулку было нельзя — к Татьяне Ивановне сразу подходили почитатели ее таланта. За границей в этом смысле было проще, поэтому они много путешествовали.

— Анатолий Кремер пережил жену на четыре года…

— Он был моложе Татьяны Ивановны на пять лет, но после ее ухода стал болеть. Думаю, в иных случаях к концу жизни супруги становятся сродни сиамским близнецам. И когда один умирает, другой продолжает жить по инерции, но это уже не жизнь — утерян смысл. Видимо, так случилось и с Анатолием Кремером, хотя я его убеждала, что надо писать книги, воспоминания. Он соглашался, обещал завтра начать, но все откладывал… К слову, чтобы скрасить одиночество Анатолия Львовича, друзья подарили ему на день рождения красивую кошечку. Она была своенравна: гуляла сама по себе и спала исключительно на журнальном столике в хрустальной вазе. Вела себя как примадонна. Но после смерти Татьяны Ивановны ничто Анатолия Львовича уже особенно не радовало. Он стал болеть: бесконечные простуды, воспаления легких… И угас.

— Татьяна Шмыга верила в судьбу?

— Наверное. Как она рассказывала, все в ее жизни было «вопреки» — в четыре года чуть не утонула в речке, потом заболела воспалением легких и получила осложнение на сердце, всю жизнь были проблемы с голосом, и врач, который ее наблюдал, говорил: «Таня, тебе петь нельзя! У тебя слабые связки». Никогда она не собиралась работать в оперетте, хотела стать камерной певицей. Но судьба распорядилась иначе. Она пришла именно в оперетту и стала ее королевой.

— Какая черта Татьяны Ивановны вас особенно поражала?

— Она была стопроцентным трудоголиком, полностью отдавала себя любимой профессии.

— Что бы вы сказали Татьяне Ивановне сегодня, если бы она могла вас услышать?

— Сказала бы, что благодарна Всевышнему за то, что Татьяна Ивановна была в моей жизни.

Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 - 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада ». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада ». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.

Фильмография

1997 Звездная ночь в Камергерском (ТВ)
1983 Кое-что из губернской жизни (ТВ) ... Примадонна
1977 Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал... (фильм-спектакль)
1975 Девичий переполох (фильм-спектакль) ... Марфа
1974 Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спектакль)
1970 Эксперимент
1969 Новогоднее похищение (ТВ)
1967 Белая ночь (фильм-спектакль) ... Дарья Ланская
1965 В первый час
1963 Мелодии Дунаевского (документальный)
1962 Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль) ... Пепита / Тося
1962 Гусарская баллада ... Луиза Жермон
1959 Композитор Имре Кальман (фильм-спектакль)

Озвучивание

Работы в театре

Театр Оперетты, 1953-2011

1998 «Джейн» (А.Кремер)
1993 «Джулия Ламберт» (А.Кремер)
1988 «Великая герцогиня Герольштейнская» (Ж.Оффенбаха)
1984 «Катрин» (А.Кремер)
1981 «Господа артисты» (М.Зива) ... Сашенька
1978 «Неистовый гасконец» (Кара-Караев) ... Роксана
1977 «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» (А.Кремер) ... Диана-актриса
1977 «Товарищ Любовь» (Ильин) ... Любовь Яровая
1976 «Пусть гитара играет» (О.Фельцман) ... Зоя-Зюка
1971 «Девичий переполох » (Ю.Милютин) ... Марфа
1970 «Нет меня счастливей» (А.Эшпай) ... Вера
1969 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Нинон
1968 «Белая ночь » (Т.Хренников) ... Дарья Ланская
1967 «Конкурс красоты» (А.Долуханян) ... Галя Смирнова
1967 «Девушка с голубыми глазами» (В.Мурадели) ... Мери Ив
1966 «Настоящий мужчина» (М.Зива) ... Галя
1965 «Вестсайдская история» (Л.Бернстайн) ... Мария
1964 «Моя прекрасная леди» (Ф.Лоу) ... Элиза Дулитл
1963 «Куба - любовь моя» (Р.Гаджиева) ... Делия
1962 «Летучая мышь» (И.Штраус) ... Адель
1961 «Севастопольский вальс» (К.Листов) ... Любаша Толмачева
1960 «Цирк зажигает огни» (Ю.Милютин) ... Глория Розетти
1960 «Граф Люксембург» (Ф.Легар) ... Анжель
1959 «Простая девушка» (К.Хачатурян) ... Оля
1958 «Москва-Черемушки» (Д.Шостакович) ... Лидочка
1957 «Бал в Савойе» (Абрахам) ... Дези
1956 «Поцелуй Чаниты» (Ю.Милютин) ... Чана
1955 «Белая акация» (И.Дунаевский) ... Тоня Чумакова
1954 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Виолетта

Награды и премии

1978 Народная артистка СССР
1974 Государственная премия РСФСР им. Глинки
Орден «Знак Почета»
Орден «Трудового Красного Знамени»
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ссылки

Некролог

В Москве умерла актриса оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга. Ей было 82.

Больше полувека она посвятила московскому театру оперетты. Долгие годы оставаясь его примой. Среди самых знаменитых ролей Шмыги Адель в «Летучей мыши», Валентина в «Веселой вдове», Анжель в «Графе Люксембурге».

В оперетте Шмыга занимала то же место, что на эстраде Алла Пугачева. И хотя по самому звучанию слова оперетта слывет младшей сестрой оперы, Татьяна Шмыга доказала, что по сложности и требуемому от исполнителя искусству ее жанр совсем не младше и уж конечно не легкий.

В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада », а в 78-м удостоилась звания Народной артистки СССР. Ни до ни после его не получала ни одна актриса оперетты. Всего на сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей.

Прощание с певицей и актрисой оперетты, народной артисткой СССР Татьяной Шмыгой пройдет 7 февраля в 10.30 в ее родном театре "Московская оперетта".
"Вопрос о захоронении ее на Новодевичьем кладбище сейчас решается", - сообщил директор театра Валерий Сазонов.

Загрузка...