crimea-fun.ru

Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди. Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди Произведение зима вивальди

Конспект урока по музыке.

Тема: Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди.

Цель урока: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии.

Задачи урока: Знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди.

Развитие вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.

воспитание любви к музыке.

Тип урока: Углубление и закрепление знаний.

Информационно-методическое обеспечение: презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени.

Учитель: Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Отгадайте мою загадку:

“Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?” (Осенью)

Учитель: Какое у нас сейчас время года? А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая бывает осень? (ранняя, поздняя). И сегодня на нашем занятии мы будем слушать музыку об этом замечательном времени года.

Музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передавать настроения и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять о чем рассказывает и как рассказывает нам музыка. Для этого сядем поудобнее, закроем глазки и музыка унесет нас далеко, далеко в волшебный мир звуков.

Звучит запись А. Вивальди « Осень» (Сентябрь)

Вопросы после слушания:

Какую вы услышали осень?

Какие картины представили?

Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

(показать портрет композитора)

Сейчас мы познакомимся с великим итальянсим композитором А. Вивальди

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (Vivaldi, Antonio) (1678–1741 ),. Будущий Гений родился в 1678 году в Венеции. Его отец, происходящий из давнего рода городского населения, был парикмахером, но имел склонность и к музыке. Свое мастерство он реализовал в капелле одного из местных соборов. Маленький Антонио унаследовал талант от отца, а благодаря связям и влиянию последнего, смог получить достойное музыкальное образование. Вивальди уже в десять лет освоил игру на скрипке. Дальнейший путь гения привел его к церковной службе. Практика совмещения религиозной службы и музыкального творчества была широко распространенной на тот момент. Вивальди получает место учителя музыки в одной из школ. Такая работа дает ему возможность заниматься сочинением музыки, и уже спустя два года местное издательство опубликовало его двенадцать сонат.

Вивальди, совмещая преподавательскую деятельность в консерватории и сочинение музыки, пишет в этот период гласные произведения. В основе их лежат оперы и оратории, которые были поставлены тот час же на сценах лучших театров Венеции и Флоренции. Произведение Вивальди «Времена года» впоследствии стали считаться наибольшим его вкладом в музыку.

Этот, один из первых образцов большой симфонии, представляет собой цикл из четырех первых концертов восьмого труда Композитора. Именно здесь состоялся выход инструментов фагот, гобоя на авансцену оркестра в качестве самостоятельных. Концерт Вивальди «Весна», как и концерт Вивальди «Лето» представляют собой произведение для скрипки, выполняемой на верхних регистрах. Произведение для скрипки, принадлежащее руке Вивальди – «Зима», а также концерт Вивальди «Осень» характеризуются меланхоличным и низким звучание, умело предающим впечатление от каждого времени года.

Средства музыкальной выразительности, или как музыка становится музыкой.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Но мы, ребята, поговорим только о нескольких из них. (Мелодия, лад, темп, динамика)

Мелодия (Ребята как вы думаете, что такое мелодия? Какая она бывает?)

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной

Темп (Ребята, а что такое темп? Какой он бывает?)

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.

Лад (Что такое лад? Какой он бывает?)

В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

И еще одно средство музыкальной выразительности - динамика. Что это такое?

Динамика - сила звучания. (Что такое? Какая бывает динамика?)

Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще одну пьесу Антонио Вивальди, в которой он изобразил средствами музыкальной выразительности еще один осенний месяц октябрь. И мы с вами постараемся вместе понять какие именно средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Итак, ребята, какие мы слушали произведения? Чьи мы слушали произведения? Антонио Вивальди композитор какой страны?

Ребята, у нас тоже есть современные композиторы, которые создают прекрасные произведения.

И я предлагаю послушать песню «Россия» и затем все вместе ее исполним.

Итог урока. О чем мы говорили на уроке? Что вы узнали нового? Какое задание было для вас интересным?

Домашнее задание: написать стихотворение (четворостишие) об осени.

Спасибо за внимание.


Концерт №4 f-moll «Зима» завершает цикл из 4-х скрипичных концертов Антонио Вивальди « » («Four Seasons»), одного из самых известных произведений эпохи барокко.

Существенный вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и др. инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).

Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность окраски письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством.

А. Вивальди является создателем жанра сольного инструментального концерта, способствуя тем самым развитию виртуозной скрипичной техники.

Цикл - один из наиболее ранних образцов программной оркестровой музыки. Однако в произведении наряду с явным описанием сезонов присутствует аллюзия - разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует старость конец жизни и одновременно возрождение новой жизни, новой весны.).


Концерт №4 f-moll «Зима»
из цикла А.Вивальди

Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении все и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.

В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает зиму: очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер, народ мерзнет от зимней стужи.

Сонет «Зима» :

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Начинается «Зима» с мелодических построений в басовой части оркестра. Высокие реплики скрипичного соло обыгрываются низкими аккордами, яркая и воздушная мелодия дробится на отдельные фрагменты: то слышится певучая виолончель, то нарастает гул оркестра, исполняющего гаммаобразные пассажи имитируя стужу и порывы северного ветра.

Вторая часть концерта, Largo, наполнена светлым и умиротворенным настроением, когда можно спокойно посидеть у камина и насладиться домашним теплом и уютом. Медленно ведет свою мелодию сольная скрипка, ей вторят альты и басы. Композитор использует здесь трехмерный звуковой ряд, а лирические интонации и трели на верхних нотах напоминают мелодию оперной арии.

В последней части «Зимы» Вивальди собирает по фрагментам картину всего циклического произведения: мы слышим, как, следуя канонам старинного стиля «барокко», композитор использует в завершающей части цикла тематические мотивы других концертов.

Написанный во времена барокко цикл из 4-х концертов "Четыре сезона " стал самым известным сочинением Антонио Вивальди. Времена года, зима - это концерт №4 знаменитой работы итальянского мастера "Four Seasons ".

В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

Последний концерт музыкального и поэтического цикла «Времена года» связано с такой частью суток, как полуночь, и с таким регионом Италии, как предгорье Альп, с застывшими подо льдом вулканическими озерами и заснеженными вершинами.

Сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Начинается «зима» в произведении Вивальди с построения мелодии на голосах басовой части оркестра. Высокие реплики соло обыгрываются низкими аккордами, яркая и воздушная мелодия дробится на отдельные фрагменты, то слышится певучая виолончель, то нарастает гул оркестра, играющего гаммы, что имитирует стужу и порывы северного ветра.

Вторая часть концерта наполнена светлым и умиротворенным настроением. В темпе Largo синхронно звучит сольная скрипка, ей вторят альты и басы. Звуковой ряд используется трехмерный, а лирические интонации и трели на верхних нотах напоминают мелодию оперной арии.

В последней части «зимы» Вивальди собирает по «кусочкам» картину всего циклического произведения, используя тематические мотивы других концертов, следуя старинному стилю «барокко». Трогательное вступление соло поддерживается первыми скрипками и альтами, слышен тянущийся органный звук, а завершает сюжет яркий и стремительный пассаж всего оркестра.


Первая часть

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Последний концерт «Зима» завершает весь цикл, чем и вызвана специфика построения его формы. Она более слитная, чем форма предыдущих концертов. Определить ее можно как сквозную форму с элементами трехчастности.

Ее примерный структурно-интонационный план:

секвенция

секвенция

С (А+А/2+А/4)

С (А+А/2+А/4)

Почти вся первая часть концерта объединяется единым фактурно-ритмическим фоном (А). Это равномерное повторение восьмыми длительностями одного или нескольких голосов фактуры у различных инструментов оркестра (в основном у басовых). Сама фигура (или сегмент) представляет собой репетицию одного звука четырьмя восьмыми: Вся музыкальная ткань как по горизонтали, так и по вертикали построена, как из кирпичиков, из сегментов, производных от основного, а именно А/2 – и А/4 – .

Причем их сочетание может быть, как видно в схеме по вертикали в одномоментности, и по горизонтали синтезирующим. Основным принципом построения формы является комбинаторный принцип.

Первый раздел – 11 тактов – напоминает по типу включения фактурных голосов вторую часть концерта «Осень». Каждый следующий голос наслаивается на предыдущий. По сути весь раздел построен из простейшего сегмента – четырех повторенных звуков, «размноженных» по всей фактуре. Организующую и объединяющую функцию несет гармоническое движение.

Следующий раздел представляет диалог солиста (1,5 такта) и продолжающего тот же материал, что и в первом разделе, оркестра (1 такт). Реплики солиста(В) представляют собой арпеджированное и гаммаобразное обыгрывание устойчивых ступеней доминантового трезвучия. Протяженность реплики солиста - 1,5 такта, а ответа оркестра – 1 такт. Структурно реплика солиста построена из трех парных сегментов. В каждом из них дважды повторяется нисхождение от до 3 к до 2 , в начале арпеджированно, после – гаммообразно. При этом движение устремлено к нижнему “до”, которое подчеркивается в третьем сегменте скрытым внутри арпеджио основным сегментом части (А). Все это построение (реплика солиста + ответ оркестра), как звено секвенции проводится также от терции с-moll и от квинты, что напоминает строение начала третьей части концерта лета.

В следующем связочном построении (три такта) основной сегмент части дробится в два раза и накладывается в верхних голосах на остальную фактуру.

Раздел С представляет собой секвенцию фразы, материал которой является синтезом по горизонтали всех вариантов сегмента А, в порядке от более быстрых к более медленным.

После четырехкратного проведения звена диатонической секвенции вступает следующий раздел Интермедии.

В форме в целом он может расцениваться как средняя часть. Фактурно он состоит из двух пластов – продолжения сегмента А у виолончели и реплик солиста. Очень интересно конструируются реплики солиста, в которых обыгрывается тетрахорд, путем трех восходящих и четырех нисходящих его проведений. Далее в разделе чередуются реплики солиста и сегмент А у баса в изложении тридцать-вторыми длительностями, приводящие посредством восходящей хроматической секвенции к тональности Es-Dur.

Второе проведение раздела А, аналогичное начальному, хотя уже с добавлением учащенных его вариантов переносится в Es-Dur. Второй раздел (В) трансформируется по сравнению с первой частью. Три реплики солиста, замедленные по сравнению с первым их проведением, и освобожденные от «ответов оркестра» подводят к крупному разделу (тт.47-55), сконструированному из основного сегмента части во всех его ритмических модификациях.

Звучание этого раздела прозрачное, воздушное, благодаря отсутствию басовых голосов. На основе этого сегмента построена секвенция, движение внутри которой постепенно дробится, приводя к репризному проведению синтезирующего раздела (С) и кадансированию на его материале.

Вторая часть

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

Настроение этой части светлое и умиротворенное. Она написана в простой двухчастной форме АА 1 . В фактуре можно выделить четыре пласта – мелодическую линию, басовую линию с гармоническим заполнением, и педальный голос альта. Из всех голосов фактуры рельефнее всего выделяется пласт гармонического заполнения с программным заголовком «дождь». Это двухголосный перебор звуков трезвучия, либо противонаправленное гаммаобразное движение ровными шестнадцатыми pizz.. В нотном тексте он выделен на форте. Остальные же голоса исполняются тише.

Рассмотрим строение мелодической линии части. Она кантиленная, связная, напоминающая мелодию оперной арии. Само интонационное развитие мелодии построено на взаимодействии в жанровом плане трех видов интонаций – моторной, с ритмоформулой , фанфарной, основанной на квинтовом скачке и лирической, певучей с поступенным движением и интонациями lamento. Все типы интонаций представлены в экспозиционном построении периода типа развертывания.

Заметим, что мелодические опоры, как и в других частях подчеркивают восходящую квинту и терцовый тон.

Последующее развитие основано на сопоставлении этих интонаций. Первые четыре такта развивается интонация «моторики» путем секвенционного восхождения. Им «отвечает» четыре такта, развивающих кантиленные интонации, а именно восходящий скачок, причем с каждым разом на более широкий интервал, достигающий квинтового звука тоники на фанфарной интонации (октавный скачок вниз). Вся линия развития завершается поступенным гаммаобразным спуском от достигнутой вершины. Синтаксическое членение развивающих разделов периодичное, и равно половине такта. Во втором разделе этой части первой фразе отвечает двойное проведение лирических интонаций, второе из которых выше на кварту. Интонации lamento усиливаются трелью на верхний звук. После трех звеньев восходящей секвенции (такой же, как в первом разделе) движение обрывается. Два повторении фразы с вращательным движением приводят к завершению. Как можно заметить, синтаксическое деление части достаточно ровное и периодичное, дробящееся в развивающих, и синтезирующее в экспозиционных и репризных разделах.

Третья часть

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Третья часть концерта «Зима» наиболее «лоскутная» по строению из всех концертов «Времен года». Она соединяется из многих тематических элементов, среди которых есть материал, отсылающий к другим концертам «Времен года». Условно, тут можно говорить о старинной концертной форме.

Общая схема строения части:

И 3 (h+I(из "Лета"))

И 4 (m"ветра")

Маленькими буквами в схеме обозначены разделы формы, построенные из многократно повторенных маленьких мелодических сегментов. При последующем анализе сами сегменты будут обозначаться той же буквой.

Все движение до третьей интермедии соединяется тянущимся органным пунктом вначале на тонике, далее на доминанте, и во второй интермедии на тоне двойной доминанты. Завершающие две интермедии представляют материал, обобщающий весь цикл концертов.

Рассмотрим из чего строится музыкальный материал части.

«а» - этот сегмент представляет собой вращающееся мелодическое движение ровными шестнадцатыми, опевающее квартсекстаккорд f-moll.

Он четыре раза повторяется в f-moll, а еще четыре в b-moll.

«b» - три раза проводится от опорных звуков f-moll в восходящем движении. Представляет собой опевание I и III ступеней f-moll.

Снова развивается сегмент «а», опевая VI и V ступени f-moll (что отсылает нас к туттийным разделам других концертов, где также присутствовали эти мелодические опоры).

«с» - это небольшое построение (4 такта) представляет разнонаправленное движение с возвратом небольшого отрезка гаммы, на доминантовой гармонии.

«d» - напоминающие «с», но замедленные в два раза гаммообразные отрывки (5 тактов), переходящие в репитиции одного звука.

«е» - также выростающие из нисходящей гаммы «с» ускоренные гаммообразные реплики, появляющиеся на фоне репитиций «d».

«b 1 » - проводит материал «b», но с другим штрихом – стаккато, на фоне продолжающихся репетиций «d». Из «с» и «а» синтезируется мелодическое построение, проводимое как секвенция.

«f» - сегмент, представляющий собой однотактовые реплики солиста, поддерживаемые пунктирным сопровождением скрипок и альтов. Причем, как у солиста, так и в партии оркестра преобладают большие нисходящие скачки.

«g» - в противовес предыдущему этот раздел сконструирован, как нисходящий пассаж, складывающийся из шестнадцатых триолей.

«h» - это императивные реплики солиста, выглядящее, как нисходящее стремительное арпеджиато. Этот раздел завершается гаммообразным отрывком напоминающим «с».

После него небольшой отрывок проводится материала «d», который также напоминает фигурации «ветерка» из первой части «Лета».

«i» - этот материал отсылает нас к tutti первой части концерта «Лето».

Характерные интонации, разделенные паузами проводятся в F-Dur, но уже с акцентом на первую долю. В материал вклинивается периодически сегмент «d».

И последний раздел «m» - построен на пассажах и репетициях «ветра Борея» из третьей части концерта «Лето».

Итак, в результате анализа четырех концертов цикла "Времена года" можно сделать вывод, что арки между концертами (интонационные и структурные) достаточно явно проведены - между «Весной» и «Осенью», и между «Летом» и «Зимой».

Загрузка...