crimea-fun.ru

Сочинение по литературе. Отцы и дети

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Принято считать, что главным героем романа И.А. Тургенева "Отцы и дети" является нигилист Евгений Базаров. Конечно, во многом это верная точка зрения. Но Базарова никак нельзя назвать положительным героем произведения. А есть ли такой в романе вообще?
На мой взгляд, есть. В "Отцах и детях" присутствует персонаж, по своим жизненным убеждениям чрезвычайно близкий самому Тургеневу. Именно через этот образ писатель передает свой взгляд на мир и человеческую жизнь. Этот герой- Николай Петрович Кирсанов.
Казалось бы, это один из самых незаметных персонажей в произведении. Он мягок, добродушен, чуток и тактичен. Возможно, поэтому его слова, на первый взгляд, не слышны в романе. Однако это только на первый взгляд. По ходу произведения мы все больше убеждаемся, что Николай Петрович - один из самых гармоничных и уравновешенных героев романа, познавший истинный смысл жизни и достигший состояния счастья.
Мы видим, что Николай Петрович абсолютно не приспособлен к "практической" жизни. Это автор подчеркивает уже в самом начале романа, показывая нам заброшенные угодья, принадлежащие этому герою, нищету его крестьян, разруху на полях: "...мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам".
Однако, несмотря на это, Николай Петрович живет богатой внутренней, душевной жизнью, находится в гармонии с собой, своим возрастом, окружающей жизнью.
Биография этого героя выведена довольно подробно, и в ней мы находим немало параллелей с жизнью самого И.А. Тургенева. Так, Николай Петрович воспитывался, как и писатель, до определенного возраста в семье "матушки - командирши", а затем был отдан по "штатской части" - в Петербургский университет. Старший же брат героя, как и брат Тургенева, учился в военном заведении, и все прочили ему блестящую карьеру.
Тургенев показывает, что Николай Петрович способен на глубокие и искренние чувства. Он не стесняется их, а, наоборот, считает высшей ценностью в жизни. Так, герой был всей душой предан своей первой жене: "Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались..." Когда же Маша умерла, Николай Петрович "едва вынес этот удар, поседел в несколько недель..." Мы понимаем, что всю свою любовь этот герой перенес на сына Аркадия, в котором души не чаял: "Аркаша! Аркаша! - закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками..."
Мы застаем этого героя в возрасте сорока с небольшим лет, живущего, по мнению Тургенева, настоящей, полной и насыщенной жизнью. Так относится к своему существованию и сам Кирсанов, несмотря на все нападки Базарова (который, впрочем, высоко ценит его) и снисходительное отношение своего старшего сына.
Николай Петрович любит поэзию, музыку, природу: "Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias*, в...м уезде -играет на виолончели!" Он наслаждается простыми вещами, способен любить, дарить тепло и поддержку. Подтверждение тому - его молодая жена Фенечка и маленький сын Митя. Важно, что Николай Петрович считает Феню своей женой, а сына - законным наследником, несмотря на то, что молодая женщина, родившая ему Митю, незнатного происхождения. Это говорит о том, что Кирсанову чужды сословные предрассудки, для него главное - голос сердца, души.
Николай Петрович по-настоящему добр и отзывчив, он всегда готов прийти на помощь тем, кто нуждается в нем, особенно когда речь идет о членах семьи. Так, он поддержал своего брата Павла Петровича, когда тот, после сильнейшей личной драмы, находился на распутье, не знал, как ему жить дальше.
Николай Петрович по-настоящему мудр и терпим, не любит конфликтов, снисходительно, но с уважением относится к увлечению своего сына и его друга нигилизмом, хотя сам не разделяет взглядов молодежи. Однако не "рубит с плеча", как это делает Павел Петрович. Кирсанов понимает, что, возможно, отстал от жизни, и поэтому старается услышать иные точки зрения, но не теряет и своего мнения.
В финале романа Николай Петрович - один из самых счастливых, удовлетворенных жизнью, гармоничных людей. Он по-настоящему счастлив - его окружает любящая семья: жена, маленький сын Митя, Аркадий - продолжатель и помощник.
Николай Петрович Кирсанов превыше всего в жизни ценит простые вещи - любовь, дружбу, семью, благополучие близких. И это, говорит нам Тургенев, единственные жизненные ценности, о которых стоит заботиться. Таким образом, Николай Петрович выражает взгляд самого автора на человеческую жизнь - ее смысл, высшие ценности, правила и законы. Именно поэтому сам Тургенев писал: "Николай Петрович - это я..."

Во все времена существовала проблема поколений. Людям, которые выросли в разные периоды, тяжело понять друг друга. Такая ситуация повторяется из века в век. Актуальная проблема не могла обойти литературу. Многие писатели поднимали данный вопрос в своих произведениях, пытаясь найти оптимальное решение. Важно детальней разобраться, можно ли наладить отношения, когда те испорчены постоянными конфликтами и в семье царит недопонимание, “Отцы и дети” один из примеров конфликта поколений.

Иван Тургенев в своей работе «Отцы и дети» достаточно детально описал конфликт поколений. В центре романа выступает Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Мужчины относятся к разным поколениям, поэтому их мышление и взгляды на жизнь кардинально отличаются. Писатель подчеркивает различия, описывая руки мужчин. У Кирсанова кожа белая и нежная, тогда как у его оппонента она грубая и красная. Такая деталь лучше всего характеризует образ жизни главных героев. Евгений Базаров относится к новому поколению, которое ценит труд и дело. Кирсанов же привык к аристократическому образу жизнь. У него вызывает отвращение грубость его оппонента. Базаров же насмехается над аристократичными манерами Павла, его чванством и ленью. Удивительно, но сложный конфликт решился. Каждый сумел понять свои ошибки. Кирсанов решился изменить что-то в своей скучной и ленивой жизни, а Базаров понял, что может испытывать чувства и они не являются пережитком прошлого, а вполне нормальные явления.

Конфликт поколений поднимается в своем творчестве Лев Толстой. В произведении «Война и мир» семья Болонских страдает от деспотичности отца. Князь пытается навязать своим потомкам свое виденье мира. Он груб с сыном, но больше всего страдает дочь. Ее забота и кротость вознаграждается постоянными упреками и недовольством. Бытовые конфликты являются только вершиной айсберга. Князь недовольный тем, как меняется мир, а его взгляды на жизнь становятся неактуальными. Он понимает, что дети протестуют, а он теряет свою власть над ними. Только перед лицом смерти отец семейства признает свои ошибки. Герой дал отличное воспитание своим детям, но любви и нежность им не хватило. Князь все понимает и просит прощения у дочери. Проблема решилась, но поздно.

Конфликт поколений будет актуальным во все времена. Это нормальная ситуация, ведь мир постоянно изменяется, одни нравы сменяются другими, начинает властвовать технический прогресс. Но проблему можно решить. Для этого нужно быть готовым к честному разговору и компромиссу. Не нужно бояться спорить, ведь именно так рождается истине. Благодаря дискуссии можно решить проблему отцов и детей.

Второй пример написания сочинения по направлению Отцы и дети, для подготовки к итоговому сочинению.

За все существование человечества не было такого времени, когда людей не волновал бы один из вечных вопросов – конфликт поколений, отцов и детей. Как бы ни было жаль, но людям, которых разделяет не один десяток лет, часто бывает нелегко прийти к общему пониманию. Это повторяется из поколения в поколение. Многие писатели мировой литературы поднимали этот вопрос в своих произведениях. Каждый видел эту ситуацию по-своему и предлагал свои решения этого вопроса. Возможно ли примирение двух поколений – отцов и детей? Представляется ли возможным преодолеть этот разрыв, давший серьезную трещину в отношениях членов семьи?

Базаров и Кирсанов

В своем произведении «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев представил проблему конфликтов поколений особенно ярко. Один из героев романа – Евгений Базаров приезжает в Марьино, погостить у своего друга Аркадия. Между Базаровым и Павлом Петровичем, дядей Аркадия, сразу возникла обоюдная неприязнь. Тургенев противопоставил два поколения не только со стороны их взглядов на жизнь, но и исходя из внешнего описания. Это прослеживается в том, как он описывает их руки. У Кирсанова они были аккуратными и белыми, а у Евгения – натруженными и мозолистыми, Это является ярким свидетельством об образе жизни обоих героев. Кирсанов ведет праздную жизнь аристократа, наслаждаясь своим бездельем и светскими беседами. А Базаров, напротив, много трудился, стараясь принести пользу окружающим. Их многое не устраивает друг в друге. Павла Петровича раздражают нигилистские взгляды Евгения, А Базаров осуждает Кирсанова за его напыщенность, леность и праздное прозябание в усадьбе. Разрешился ли в романе их спор? В какой-то мере, да. Каждый из них сделал для себя определенные выводы. Кирсанов понял своего брата, который сожительствовал с простолюдинкой и уехав домой, решил попробовать изменить что-то в своей жизни. А Евгений со временем понял, что человек живет не только идеями и жизненными целями, но и чувствами.

Князь и его дети

Лев Николаевич Толстой поднял тему конфликта отцов и детей в своем произведении «Война и мир». Он очень ярко обрисовал эту проблему на примере семьи Болконских. Князь очень жестко обращался со своими детьми. Постоянно навязывал им свои взгляды на жизнь. Он обращался со своим сыном, как деспот и тиран. Марье от князя тоже доставались холодные и резкие упреки, в ответ на ее нежность и заботу об отце. Князь просто срывал зло на своих детях. На самом деле он был рассержен сам на себя, понимая, что стареет, а жизнь идет вперед и несет с собой определенные перемены. А он не был к ним готов. Ему было тяжело принять то факт, что у его детей есть свое собственное мнение и свои взгляды на жизнь. Старик не мог смириться с тем, что дети выросли и у них сформировалось свое отношение к жизни, независимое от мнения и убеждений отца. Перед своей смертью он все-таки признал свою неправоту. Князь воспитал замечательных детей. Просто им часто не хватало его любви и ласки. Нашлось ли решение их конфликта поколений? Конечно, да. Но насладиться этим разрешением у них уже не было времени. Было бы для всех лучше, если бы это произошло раньше.

Есть ли выход

Время не стоит на месте. Новые времена рождают новые нравы. Конфликта поколений можно избежать, если научиться слышать друг друга, отметая в сторону любую категоричность, спесь и гордыню. Нужно научиться говорить друг с другом спокойно и с пониманием. Тогда в разговоре родится истина, способная всех примирить.

Это были примеры готовых итоговых сочинения по направлению Отцы и Дети, надеемся вам пригодятся наши работы, и вы успешно сдадите декабрьское сочинение 2019

Предварительный просмотр:

  1. Базаров и русский народ.


3. Базаровская теория.

7. Сцена смерти Базарова.
8. Роль эпилога в романе.

Споры вокруг романа

Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

Взгляды Ф. М. Достоевского.

характера».

романа.

Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
  2. «Барчуки проклятые» (Н.П., П.П., Аркадий Кирсановы, Одинцова).
  3. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  4. Почему Базаровы нужны России?
  5. Базаров и русский народ.
  6. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
  7. Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
  8. Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
  9. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
  10. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
  11. Что делает Базарова героем своего времени?
  12. Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  13. Базаров - «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
  14. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
  15. Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
  16. Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
  17. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
  18. Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
  19. Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева
  20. Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
  21. Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?
  1. Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя

1. Базаров - человек нового поколения. Нигилизм.
2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
3. Базаровская теория.
4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
6. Победа и поражение Базарова.
7. Сцена смерти Базарова.
8. Роль эпилога в романе.

Споры вокруг романа

Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и Базарова.

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом… Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку- за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. „Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его,

уничтожить.

Позиция М. Н. Каткова, редактора журнала«Русский вестник» (статьи«Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме(по поводу романа Тургенева)»).

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)

«Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)

Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Взгляды Ф. М. Достоевского.

Базаров- «теоретик», находящийся в разладе с«жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.

Позиция М. А. Антоновича(статьи«Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»).

Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе«…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные

собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и«отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, - «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман- клевета на молодое поколение». Позицию

Антоновича поддержала«Искра» и некоторые сотрудники«Русского слова».

Взгляд Д. Минаева(стихотворение«Отцы иль дети?» Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию«отцов» и«детей».

Роман в оценке Писарева(статьи«Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.

«Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе

характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям«отцов» и«детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие

романа.

Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу».

Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа- лучшее доказательство этих слов.


Конфликт поколений, проблема взаимопонимания отцов и детей, сложные взаимоотношения и разногласия, возникающие между ними, – все эти проблемы существовали всегда и всегда привлекали внимание писателей различных эпох.

В композиции тургеневских романов идейные споры героев, их мучительные размышления, страстные речи всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала. Тургенев начинает роман «Отцы и дети» с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми и идет дальше, к столкновениям общественного, политического характера. Устойчивость и прочность общества всегда проверяется семьей и семейными отношениями. Отцовско - сыновьи отношения не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновье» отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Но часто между старшим и младшим поколением возникает непонимание, нарушаются «первоосновы» существования – «семейственность» в связях между людьми. Существо конфликта между отцами и детьми лежит в самой природе вещей, природе человеческого сознания. Драматизм в том, что прогресс человеческий совершается через смену исключающих друг друга поколений. Но природа же и смягчает этот драматизм силой сыновьей и родительской любви. Конфликт между отцом и сыном Кирсановыми в начале романа очищен от политических и социальных осложнений, в нем представлена его родовая суть. Представляется, что между отцом и сыном лежит неодолимая пропасть, а значит, такая же пропасть есть между «отцами» и «детьми» в широком смысле.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается. Все действие романа представляет собой цепь конфликтов, в центре которых стоит главный герой – Базаров. Тургенев умел угадывать нарождающиеся явления в современном ему обществе. Он сумел подметить появление людей с новыми взглядами на жизнь – разночинцев, и изобразил в своем произведении героя своего времени – представителя младшего поколения разночинцев Евгения Базарова. Писатель хотел реально изобразить русскую действительность, вечную борьбу старого и нового. И это ему удалось во многом благодаря композиции романа. Тургенев показал лучших представителей дворянства и разночинцев, изобразил человека в многообразных и сложных связях с другими людьми, с обществом, затрагивая и социальный, и нравственный конфликты.

В романе сталкиваются не только представители разных социальных групп, но и разные поколения. Спор идет между либералами, которыми были Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами типа Чернышевского и Добролюбова (Добролюбов отчасти послужил прототипом главного героя Евгения Базарова). Центральное место в романе занимает конфликт идейных противников: Павла Петровича Кирсанова – представителя «отцов», и Евгения Базарова – представителя «детей», нового типа людей. В их спорах проявляется закостенелость и эгоизм Павла Петровича и нетерпимость и заносчивость Базарова. Позиция образованного либерала Павла Петровича во многом близка автору. Его «принсиўпы» («принципы» на французский манер) и «авторитеты» – знак уважения и доверия к опыту прошлых поколений. Но он не способен с отеческим вниманием отнестись к умственным запросам и беспокойству «детей». Для Тургенева одним из решающих критериев в определении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей его жизни. Представители «отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы – не понимают и не приемлют того, что происходит вокруг них. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, упорно держится за принципы, усвоенные им в молодости, благоговеет перед старыми авторитетами, а Николай Петрович понимает в современности только то, что угрожает его покою. Базаров же – крайний индивидуалист. Он беспощадно отрицает нравственность, любовь, поэзию, все чувства. В романе он характеризуется как нигилист: «От латинского nihil, ничего… стало быть, это слово означает человека, который … ничего не признает». Фигура Евгения Базарова появляется в романе на фоне широкой панорамы деревенской жизни, мира на грани социальной катастрофы, показанной в первых главах романа. Этот прием помогает связать нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием. Его нигилизм питается подспудным брожением народного недовольства и этим силен.

Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением, но при этом надо по-сыновьи относиться к культуре прошлого. Базаров же впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Он силен в критике консерватизма Павла Петровича и пустословия русских либералов. Но герой заходит слишком далеко в ненависти к «барчукам проклятым». Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», что все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу – в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.

По ходу действия круг лиц, с которыми сталкивается Базаров, расширяется. Но все возникающие конфликтные ситуации направлены на то, чтобы проверить стойкость характера Базарова, его взглядов. Тургенев не критикует действия героя, а просто повествует о его жизни. Демократ-разночинец с новым материалистическим мировоззрением и новыми практическими требованиями к жизни – Базаров показан Тургеневым в соприкосновении с чужой и чуждой ему средой. Эта ситуация, постоянно и остро осознаваемая Базаровым, служит психологической мотивировкой для раскрытия определенных сторон в характере героя: его угрюмой сдержанности, враждебной недоверчивости, презрительной насмешливости, черствости, сухости и грубости. Базаров презрительно именует никогда и нигде не работавших дворян «барчуками». Он держится особняком, смиряет свои порывы, постоянно пресекает попытки к сближению и взаимопониманию со стороны Одинцовой, братьев Кирсановых. Автор с виду малоприметными штрихами, вставками, репликами подчеркивает монотонно «волчье» в настроениях Базарова.

Тургенев создал характер полный и внутренне самостоятельный. Базаров – молодой небогатый человек, сын лекаря, получившего дворянство по службе. Это сильная, не поддающаяся чужому влиянию личность, отстаивающая свои взгляды на жизнь. В его характере – сила, самостоятельность, энергия, большие потенциальные способности к революционному делу. Базаров является приверженцем нового течения – нигилизма, т. е. он – «… человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров отрицает природу как источник получения эстетического наслаждения, как объект восторгов. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник», - говорит герой. Он изучает природу, знает ее до мелочей, даже по-своему любит, но признает ее только с практической стороны жизни. Также Базаров отрицает искусство, считая, что это «бледная копия действительности». Он пренебрежительно относится к классикам, например, к Пушкину, а о великом художнике говорит, что «Рафаэль гроша ломанного не стоит». И это происходит из-за его излишнего увлечения естественными науками. Вместе с тем Базаров отрицает и науку, но только науку созерцательную. Он – враг отвлеченных понятий, но верит в настоящую, конкретную науку, которая может принести пользу обществу. Писарев писал: «Он будет ею заниматься или для того, чтобы дать работу своему мозгу, или для того, чтобы выжать из нее непосредственную пользу для себя и для других». Базарову кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все тайны бытия. Духовную утонченность любовного чувства он считает романтической чепухой, а чувство сострадания - слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Внутренний облик главного героя Тургенев раскрывает через портрет, через описание внешности и поведения, пользуясь приемами тайной психологии. Базаров не обращает никакого внимания на свой внешний вид и поэтому одет небрежно. Глядя на его красные руки, можно понять, что он знает, что такое труд. Его широкий лоб говорит об уме. Тот факт, что он не сразу подал руку при встрече Николаю Петровичу, говорит о его гордости, чувстве собственного достоинства, о его уверенности в себе. Но в разговоре с людьми он ведет себя грубовато: отвечает на вопросы нехотя, показывает свое пренебрежение к собеседнику. Этим нарочитым пренебрежением в словах, в действиях герой отрицает правила, принятые в светском обществе. Своими поступками, в частности, представлением себя как Евгением Васильевым, Базаров подчеркивает свою близость к народу. Он обладает «…особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших…», хотя все-таки он был далек от народа.

Тургенев наградил Базарова иронией, которой тот пользуется очень разнообразно: ирония для Базарова – средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или «поправить» человека, на которого он еще не махнул рукой. Он иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. В характере Базарова – сила, самостоятельность, энергия, большие потенциальные способности к революционному делу.

Базаров имеет высокие моральные качества, благородную душу. Так, на дуэли с Кирсановым вместо того, чтобы оставшейся пулей убить своего противника, Базаров оказывает ему медицинскую помощь. Тревожное и уязвимое сердце бьется в груди самоуверенного и резкого с виду героя. Крайняя резкость его нападок на поэзию, любовь заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некоторая двойственность, которая перейдет в надлом к финалу романа.

Базаров отрицает чувства: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Это все романтизм, чепуха, гниль «художеств». По словам Писарева, Базаров имеет «ироническое отношение к чувству всякого рода, к мечтательности, к лирическим порывам, к излияниям…». И в этом его трагедия. Базаров считает, что любовь – это ерунда, лишнее в жизни человека. Но несмотря на все свои суждения, влюбляется в Одинцову и оказывается способным на искреннее, глубокое чувство. В его душе происходят значительные перемены, которые даже противоречат некоторым его принципам. Конфликт произведения из внешнего (Базаров и Павел Петрович) в этот момент переводится во внутренний («поединок роковой» в душе Базарова). Любовь к Одинцовой - начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек. Одинцова хочет, но не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, изнеженная барыня, но и потому, что этот нигилист, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Он сам разрушает эту любовь. Их отношения не складываются. И Базаров, видя тщетность своих надежд, отступает, сохраняя чувство собственного достоинства. Тургенев же всей этой историей хочет показать, что в жизни человека побеждает естественное течение жизни, что выше каких-либо идей стоит любовь. Писатель показывает победу этого чувства над любым человеком, над любой судьбой.

Непримиримые противоречия обнаруживаются в характере героя. Возникшие перед ним вопросы о смысле жизни, опровергающие его прежний, упрощенный взгляд на человека и мир – не пустяки. Так начинается глубокий кризис веры героя в неизменную сущность человека. Любовь к Одинцовой пробудила в Базарове тревожные сомнения: может быть, точно всякий человек загадка? Эти вопросы делают его духовно богаче, щедрее и человечнее, в нем проявляется «романтизм», от которого он пытается избавиться, но который все-таки проявляется перед смертью Базарова, когда медицина и естественные науки, обожествляемые им, не смогли ему помочь, зато отрицаемые им, но хранимые на дне души чувства восстановили цельность и стойкость духа умирающего героя.

Сцена смерти Базарова – самая сильная сцена в романе. Герой умирает в расцвете творческих и физических сил, не прожив и третьей части своей жизни. Перед смертью он не впадает в истерику, не теряет чувства собственного достоинства, а пытается сохранить ясность мысли до последней минуты, собирает последние силы, чтобы попрощаться со всеми, кого любил. Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается с возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к родителям сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине. Он умер твердо и спокойно. Смерть Базарова трагична, так как этот умный и мужественный человек с благородными целями бессмысленно прожил свою жизнь. Тургенев не находит в нигилизме созидающей творческой силы. Он заставляет героя умереть, так как не видит продолжения его деятельности. Но писатель признавал, что последнее слово остается за Базаровым, что его время еще придет.

И. С. Тургенев про свое произведение говорил: «Базаров – мое любимое детище». Но все-таки оценка писателя весьма противоречива. На протяжении всего романа он композиционно спорит со своим героем. В спорах с Павлом Петровичем Базаров оказывается морально сильнее, но несамостоятельность его нигилизма доказывается всем художественным построением романа. Базаров отворачивается от природы – Тургенев создает прекраснейшие поэтические образы русской природы, и заканчивает свое произведение описанием природы на кладбище, где похоронен его герой, тем самым показывая, что, несмотря на смерть Базарова, природа жива, красота вечна. Базаров отрицает тесные связи родителей со своими детьми – автор описывает сцены родительской любви; Базаров чуждается жизни – автор показывает жизнь во всей красе; герой отрекается от любви и не дорожит дружбой – Тургенев показывает дружеские чувства Аркадия и его любовь к Кате. В философской беседе Базарова и Одинцовой герой сказал: «Исправьте общество, и болезней не будет». Вкладывая в уста Базарова слова, пропагандирующие один из основных тезисов революционно-демократического просветительства, Тургенев психологически тут же снижает эту проповедь передовых идей указанием на полное безразличие, с которым относится Базаров к тому, как поймут то, что он говорит: «Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!»

Тургенев недолюбливал людей, подобных Базарову. Писатель не согласен с суждением героя об искусстве, науке, любви – о вечных ценностях, с его всеобъемлющим скептицизмом. Но нравственные качества, которыми обладает Базаров, его привлекают, писатель понимает, что за его героем – будущее. В его уста автор вложил некоторые высказывания, созвучные собственному настроению. Он даже признавался: «За исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения». Не случайно Базаров вышел у него подлинно трагической фигурой. И нелепая смерть - от пореза пальца – принимается Базаровым с достоинством жертвы рока.

Тургенев начал писать роман с позиции «отцов», но со временем его замысел претерпевает изменения, и писатель начинает смотреть на происходящее с точки зрения «детей». Как говорил сам писатель: «Хотел высечь детей, а выпорол отцов». Он понимал, что существование представителей старшего поколения – братьев Кирсановых, Одинцовой, родителей Базарова – бессмысленно. Ограниченность их суждений, вялость, нежелание любых перемен, привычка к внутреннему комфорту – все это не приносит никакой пользы государству, народу. Но также Тургенев не видит и продолжения деятельности Базарова. В этом и состоит трагизм ситуации.

Русские писатели

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

1.Вступление.

Заглавия литературных произведений.

2. Основная часть.

2.1 Два поколения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.2 Особенности конфликта романа.

2.3. «Отцы» В романе.

2.4 Евгений Базаров.

2.5 Конфликт идей и семейная драма.

3. Заключение.

Преемственность поколений. Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы.

Тургенев

Писатели по-разному озаглавливают свои литературные произведения, вынося в название имя главного героя или идею книги. Так, по имени героя названы романы «Обломов» И. А. Гончарова, «Рудин» И. С. Тургенева, роман в стихах «Евгений Онегин: А. С. Пушкина. Иногда автор выносит в заглавие фразу, отражающую идею произведения. Это может быть пословица (Островский «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»), риторический вопрос (Чернышевский « Что делать?»), емкое слово или выражение, содержащее характеристику героя (Островский «Бесприданница», Лермонтов «Герой нашего времени»}.

Название романа Тургенева «Отцы и дети» передаёт идею произведения. В нём заключен основной конфликт произведения, который имеет две составляющие — семейную и идейную. Писатель делит героев романа на две группы: «отцы», старшее поколение, живущее идеалами прошлого, и «дети», молодёжь, устремлённая в будущее. Эти две группы героев и противопоставлены друг другу. «Отцы» в романе — братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович. Мягкий и добродушный Николай Петрович безмятежно живёт в деревне, наслаждаясь тихим семейным счастьем. Он любит поэзию и играет на виолончели, что в глазах Евгения Базарова, друга его сына, выглядит смешно. Однако Николай Петрович мил и симпатичен, а его сын Аркадий, находящийся под влиянием друга, всё же не разделяет насмешек Базарова и очень рад возвращению домой. Павел Петрович совсем не похож на брата. Этот бывший светский лев, военный, блиставший на балах, теперь живёт с братом в деревне, вспоминая прошлое. Но он по-прежнему щёголь и франт. Даже живя в деревне, Павел Петрович выглядит изящно, одет со вкусом. Молодое поколение, «дети», представлены в романе, в первую очередь, Евгением Базаровым, приехавшим вместе с другом Аркадием в деревню. Базаров — нигилист по убеждениям. Он верит только в то, что полезно, отрицая всё остальное, в том числе поэзию, искусство, любовь, веру. «Рафаэль гроша медного не стоит», — говорит Базаров. Он презирает современную аристократию, которая только бросает слова на ветер.

Наиболее ярко идейный конфликт проявляется в спорах Павла Петровича с Базаровым. Нигилизм, бывший тогда в моде в России, сталкивается с традиционным мировосприятием. Современная Тургеневу критика увидела в этих спорах столкновение либералов (братья Кирсановы) и революционеров-демократов (Базаров). И хотя в этих словесных дебатах победа приписывалась Базарову, его превосходство спорно. Павел Петрович тоже прав, обращаясь к ценностям, выработанным поколениями людей. Внимательный читатель заметит, что и спорщики очень похожи. Они яростно защищают

свою точку зрения, оперируют одинаковыми фразами. Оба горды, самоуверенны, высокомерны.

Семейная драма оказывается намного глубже и важнее, чем конфликт идей. Она заключается в вечном противостоянии двух поколений — «отцов» И «детей». Старшие всегда более опытны и осторожны. Они живут идеалами своей молодости, пытаясь при вить их юному поколению. Поэтому Павел Петрович так настойчиво защищает свои принципы. А «дети», молодежь, всегда стремится к новому, прогрессивному, осуждая косность « отцов». К счастью, противостояние «отцов» И «детей» временно. И Тургенев не разделяет их, а соединяет союзом «и» в заглавии произведения. Именно престарелые родители позаботились об умирающем Базарове. Аркадий женился и переехал жить в деревню, подобно отцу. Сам Базаров оказался не таким жестокосердным и бездушным, испытав чувство любви. « Дети» неизбежно следуют за « отцами», повторяя путь своих родителей.

Загрузка...