crimea-fun.ru

Самые известные балерины. Балерины XX века Знаменитые балерины 20 века

Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.

Майя Плисецкая (1925)

Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

Анна Павлова (1881-1931)

Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии поэтическим символом русского балета XX века.

Светлана Захарова (1979)

Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.

Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.

Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».

Галина Уланова (1909-1998)

Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.

1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.

Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.

Тамара Карсавина (1885-1978)

Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.

Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.

Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».

Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.

Ульяна Лопаткина (1973)

Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.

В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..

В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.

Екатерина Максимова (1931-2009)

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.

Наталья Дудинская (1912-2003)

Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах - ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.

Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!

Балетмейстер Александр Горский закончил Петербургскую балетную школу в 1880 году. На его мировоззрение оказал сильное влияние педагог Н.И.Волков, который был также учителем Легата и Фокина.

Одновременно с разноплановой исполнительской деятельностью Горский посещал дирижерские курсы и занятия в Академии художеств, внимательно изучал постановки Л.Иванова и М.Петипа, развивал теорию танца В.И.Степанова. Именно владение системой записи танца помогло ему за три недели перенести в 1898 году «Спящую красавицу» на сцену Большого театра. В Москве юный балетмейстер был поражен постановками нового Художественного театра, знакомством с Шаляпиным, Головиным, молодыми художниками-станковистами. В 1900 году Горский перенес в Большой театр «Раймонду» Глазунова, после чего получил официальное предложение стать режиссером московской труппы. Для своего творческого дебюта был выбран балет «Дон Кихот», который впервые поставили в Москве.

Однако Горский не стал возобновлять хореографию , а взялся за новую редакцию балета, которая до настоящего времени сохранилась в России и за ее пределами. Балетмейстер усилил драматургию либретто, преобразовал роль кордебалета, обогатил постановку испанскими народными элементами, изменил каноническое адажио парного танца, заменил декорации и костюмы. Премьера 6 декабря 1900 года вызвала шквал критических нападок ретроградов и восторженные аплодисменты молодых демократов. Далее Горский занялся новой редакцией значительно улучшив его 1-й акт; возобновил «Конька-Горбунка» и поставил «Вальс-фантазию» на музыку .Последняя работа представляла собой бессюжетный «белый балет», призванный выражать в танце звуки музыки. В 1901-1902 гг. Горский занялся фундаментальной постановкой по роману Гюго «Собор Парижской богоматери». Мимодрама с танцами «Дочь Гудулы» («Эсмеральда») была положительно воспринята молодой частью труппы и прогрессивным зрителем. Вызовом стяжательству сильных мира сего стала хореографическая сатира по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, увидавшая свет в 1903 году. Через год на московской сцене появились новые редакции «Баядерки» и «Волшебного зеркала», а в 1905 году современная трактовка балета «Дочь фараона», в котором танцы были решены в стилистике древнеегипетских барельефов, а образ рабов заставляли задуматься над окружающей действительностью. Благодаря деятельности Горского позиции московского балета были укреплены удачно пересмотренным классическим репертуаром.

На постановках балетмейстера-реформатора выросло целое поколение артистов, занимавшихся поиском достоверного пластического образа: М.М.Мордкин, С.В.Федорова, В.А.Каралли, М.Р.Рейзен, В.В.Кригер, А.М.Мессерер, И.А.Моисеев и др.

Балерина Софья Федорова была чрезвычайно эмоциональна на сцене, обладала выдающимся темпераментом и великолепно смотрелась в характерных танцах, поразила своим дебютом самых придирчивых критиков.

Партия Мерседес, Жены хана, цыганский и украинский танец в ее исполнении притягивали внимание зрителя. Ее судьба трагически повторила судьбу главной героини балета «Жизель», которую она воплотила на сцене. Одновременно с ней в Большом театре танцевала В.А.Каралли, которая вошла в историю не столько своими лирическими образами, сколько полуфантастическими слухами, связанными с ее именем. Выросшая в актерской семье Викторина Кригер, запомнилась удачным исполнением партий Красной шапочки, Царь-девицы, Китри.

Михаил Мордкин безусловно оправдал надежды Горского, который не только ставил для него характерные номера, но и поручал ведущие партии в своих балетах (Феб, Хан, Нур, Хитарис, Солор, Мато). Однако лучшей в его репертуаре осталась роль Колена из «Тщетной предосторожности». Молодой танцовщик героического амплуа легко справлялся с характерными и классическими партиями и довольно быстро затмил премьера Тихомирова в партиях Зигфрида, Альбера, Дезире. В то же время Мордкин часто импровизировал, вносил в канонические роли новаторские приемы характерной пластики. Будучи ведущим танцовщиком Большого театра, он первым рискнул совершить индивидуальные гастрольные туры по России и зарубежью.
Среди мужского состава петербургской сцены этого времени следует отметить Николая Легата (сына известного танцовщика Густава Легата). Гастролируя в 1899 году с группой артистов в Парижской опере, Легат наглядно продемонстрировал иностранцам преимущества русской школы перед итальянской, и в дальнейшем его педагогическое мастерство послужило делу становления английского Королевского балета. Именно он «открыл» для русских балерин секрет исполнения фуэте.

Среди петербургских балерин наиболее громкими именами были имена О.О.Преображенской и М.Ф.Кшесинской.

Ольге Преображенской удалось победить итальянских танцовщиц у них на родине, в миланском театре «Ла Скала». Критики и публика единодушно признали ее превосходство. В дальнейшем она направила свои силы на развитие теоретических основ русской методики преподавания.

Матильда Кшесинская (дочь мимического актера Ф.Кшесинского) быстро достигла ведущего положения в петербургской труппе. Овладев сложной итальянской техникой, она смогла исполнить знаменитые 32 фуэте. В 1904 году она первой среди русских была удостоена звания примы-балерины. Несмотря на то, что успешную карьеру балерины часто связывают с близостью к царскому семейству, надо отдать должное ее личному мастерству, которое позволило дополнить мягкую русскую пластику европейской техничностью.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Балет является визитной карточкой России: недаром в некоторых государствах считают нашу страну родиной искусства театрального танца. В России всегда было множество великих балерин, но периодом расцвета балета считается 20 век.

Немного истории

Существует два мнения касательно даты первого балетного представления в России:

  1. Великий русский археолог XIX века, Иван Егорович Забелин, был убежден, что первое выступление состоялось в далеком 1672 году на праздновании масленицы 17 февраля. Танец исполнен в подмосковном селе Преображенское при дворе второго царя из Династии Романовых – Алексея Михайловича (Тишайшего);
  2. Уроженец Курляндии и автор книги о Московии, путешественник Якоб Рейтенфельс, живший в XVII веке, относил данное событие к 08.02.1675 г. В тот день проводилась постановка балета Шютца об Орфее (также при дворе царя Алексея Михайловича).

В XVIII веке при дворе Петра I стало зарождаться искусство танца в современном смысле данного термина: менуэты и контрдансы стали неотъемлемым атрибутом развлечений светского общества. Царь всея Руси даже издал указ, согласно которому танцы стали главной частью придворного этикета.

В 1731 г. открылся Сухопутный шляхетный корпус – «колыбель» русского балета. В данном учреждении будущие выпускники корпуса, которые имели знатное происхождение и по долгу службы должны были соответствовать требованиям светского общества, посвящали долгие и упорные часы изучению изящного вида искусства. В 1734 г. танцентмейстером корпуса назначили основоположника русского балетного искусства, Жана Батиста Ланде. Годом позже, в 1735 году, в петербургский корпус прибыл композитор Франческо Арайя, а еще через год – известный в те далекие времена балетмейстер Антонио Ринальди.

В 1738 г. открыта первая в российской истории школа бального танца во главе с Жаном Батистом Ланде. Сегодня данное заведение носит гордое название «Академия русского балета имени А. Я. Вагановой». Примечательно, что Ланде выбирал в ученики детей незнатного происхождения. Обучение для воспитанников было абсолютно бесплатным: подопечные Ланде находились на полном обеспечении.

Уже в эпоху царствования Елизаветы Петровны, в 1742 году, была создана первая балетная группа при школе Жана Батиста, а в 1743 году его ученики стали получать свои первые гонорары.

В период правления Екатерины II русский балет приобрел еще больший успех среди населения: зародилась традиция «крепостных» балов, а в придворном театре можно было застать за танцами наследника престола – Павла Петровича.

Стоит отметить, что в XVIII веке балет был неразрывно связан с оперой, но сами танцы показывались в антрактах. В 1766 году Россию посещает знаменитый австрийский композитор Гаспаро Анджолини, который добавил в свои постановки «русский колорит», используя национальные мелодии.

В период царствования Павла I, начиная с 1794 года, балетными постановками занялся первый русский (по национальности) балетмейстер Иван Вальберх, а на сцене по указу императора могли находиться только женщины.

В XIX веке в период правления Александра I балет достигает нового уровня в своем развитии благодаря французскому балетмейстеру Карлу Дидло. Великие классики – Пушкин и Грибоедов – воспевали талант Дидло, особенно отмечая двух учениц гения (Евдокию Истомину и Екатерину Телешову). На протяжении 30 лет Дидло занимал ведущие позиции на петербуржской сцене вплоть до конфликта с князем Гагариным, которому принадлежали театры. Это сильно сказалось на качестве постановок, но исправила ситуацию Мария Тальони, дебютировавшая в сентябре 1837 года в постановке «Сильфида». Еще никто не вызывал настолько бурной реакции публики. Гениальная балерина за 5 лет успела дать 200 танцев, после чего покинула Петербург.

В 1848 году Тальони заменила ее главная конкурентка Фанни Эльслер, а в 1851 году в «Жизели» дебютировала Карлотта Гризи, которая возымела огромный успех у публики. Постепенно популярность балета пошла на спад, во многом благодаря нараставшему ажиотажу вокруг итальянской оперы. Но это вовсе не означало, что балет «канул в лету»: на сцене игрались великолепные постановки, блистало множество талантливых танцовщиц и танцоров, таких как Филипп Тальони, Екатерина Санковская и Жюль Перро.

При Александре II на сцене продвигались отечественные таланты: в этот период времени техника исполнения ставилась намного выше пластики и мимики исполнителя. Среди известных балетмейстеров того времени стоит отметить такие имена, как Жюль Перро, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Известных балерин было огромное множество, в частности, в историю вошли Надежда Богданова, Анна Прихунова, Христиан Иогансон и Николай Гольц.

При Александре III балетные постановки давались дважды в неделю на сцене Мариинского театра. Примами были Варвара Никитина, Евгения Соколова, Мария Петипа и многие другие. После назначения главным балетмейстером Хосе Мендеса известность приобрели Василий Гельцер, Николай Домашев, Лидия Гейтен, Евдокия Калмыкова и Елена Бармина.

В 1898 году в балетную труппу Мариинского театра был принят Михаил Фокин, известный русско-американский артист балета, хореограф. Михаил исполнял роль солиста в таких постановках, как «Спящая красавица», «Корсар» и «Пахита». Но душа танцора требовала перемен: в поисках новых форм Фокин готовит письмо для дирекции Императорских театров, описывая в красках возможные пути преобразования классического балетного танца. Несмотря на то, что ответ он так и не получил, и благодаря поддержке Александра Бенуа и Мариуса Петипа, Фокин продолжил проводить свои сценические эксперименты. Его излюбленной формой являлся однотактный балет с ярко выраженной стилистикой. Первым опытом Михаила в качестве хореографа является «Ацис и Галатея», исполнявшийся под музыку А. В. Кадлеца (20.04.1905). Закрепила успех гения постановка «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру (1906 г.). За плечами хореографа великие балетные постановки, такие как «Шопениана», «Египетские ночи», «Половецкие пляски». При Фокине огромную славу получили примы-балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова, а также знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

В то же самое время огромный авторитет имел артист балета Александр Горский, который с 1902 по 1924 являлся балетмейстером Большого театра. Горский стал инициатором реформ академического балета, работая в паре с видным деятелем культуры – художником Константином Коровиным. В результате неимоверных усилий режиссера общественности был представлен первый спектакль под названием «Дон Кихот», поставленный на музыку Л. Минкуса в 1900 г. Среди заслуг Горского стоит отметить редакции «Лебединого озера», «Жизели» и «Конька-Горбунка».

Начиная с 1924 г. в Мариинском театре руководителем балетной труппы был назначен Федор Лопухов. Среди самых известных его постановок следует выделить «Ночь на Лысой горе», «Ледяную деву», «Красный мак», «Болт», «Тщетную предосторожность» и «Весеннюю сказку». Примечательно, что сегодня все спектакли Лопухова забыты. В Мариинке периодически идут лишь обрывки из его номеров, например, танец персиянок в «Хованщине» или фанданго из «Дон Кихота».

Известные балерины

В XX веке на сцене Большого и Мариинского театра выступало немало прим. Однако лучшими из лучших можно назвать десять великих русских балерин 20 века, покоривших сердца тысячи неравнодушных зрителей:

  • Матильда Кшесинская (1872-1971);
  • Агриппина Ваганова (1879-1951);
  • Анна Павлова (1881-1931);
  • Тамара Карсавина (1885-1978);
  • Галина Уланова (1910-1998);
  • Наталья Дудинская (1912-2003);
  • Майя Плисецкая (1925-2015);
  • Екатерина Максимова (1939-2009);
  • Светлана Захарова (1979);
  • Ульяна Лопаткина (1973).

Матильда Феликсовна Кшесинская – балерина польского рода, артистка Мариинки и Императорских театров (с 1890 по 1917 гг.), появилась на свет 31 августа 1872 г. в семье артистов балета Мариинского театра.

Знаменита своими близкими отношениями с членами императорской семьи: в 1890-94 гг. встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, а позднее с князьями Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем. Ее избранником стал Андрей Владимирович: за счет удачного замужества Матильда приобрела титул княгини Красинской в 1926 г., а чуть позже, в 1935 г., получила звание светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Будущая прима окончила Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге в 1890 году. Ее учителями были Х. Иогансон, Е. Вазем и Л. Иванов. Сразу после выпуска Кшесинскую приняли в состав Мариинского театра. Работала с известнейшими балетмейстерами своего времени – М. Петипа и Л. Ивановым. Также брала уроки у Энрико Чекетти. Первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд: ранее подобное мастерство демонстрировали лишь итальянские примы. Обладала незаурядными физическими способностями и превосходно владела техникой исполнения.

В репертуаре Кшесинской огромное количество постановок, но особый успех ей принесли роли:

  • Авроры в «Спящей красавице» М. Петипа 1893 г.;
  • Эсмеральды в одноименном спектакле Ж. Перро в редакции Петипа 1899 г.;
  • Лизы в «Тщетной предосторожности» Петипа и Иванова 1896 г.

Агриппина Яковлевна Ваганова – российская и советская балерина, балетмейстер и педагог, является создателем теории русского классического балета, родилась 14 (26 июня) 1879 в г. Санкт-Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Имеет множество наград, в т.ч. звание Народной артистки РСФСР от 1934 г. Также является Лауреатом Сталинской премии высшей степени от 1946 г.

Внесла существенный вклад в развитие балетной индустрии благодаря разработке уникальной методики классического танца. Также прима является автором блестящей публикации – книги «Основы классического танца». Учителями балерины были Е. Соколова, А. Облаков, А. Иогансон, П. Гердт и В. Степанов.

Ваганова прославилась благодаря блестящим сольным вариациям, которые можно было наблюдать в балете «Коппелия» Делба. Ее не зря прозвали «королевой вариаций». Незадолго до конца своей карьеры Ваганова получила главные партии в Мариинском театре. Она имела смелый характер и нестандартный взгляд на искусство, внося порой слишком смелые корректировки в академические приемы хореографии. Мариус Петипа даже осуждал приму и ее исполнительское мастерство. Но критика не сломала артистку: ее хореографические приемы заимствовали ведущие танцовщики эпохи.

Не менее блестящей была карьера Вагановой в качестве педагога. Покинув сцену в 1916 году, выпустила огромное количество талантливых и способных артисток. В их числе такие незаурядные личности, как Наталья Камкова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Галина Кириллова, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Людмила Сафронова и др.

Анна Павловна (Матвеева) Павлова – русская артистка балета, прима Мариинского театра, одна из гениальных балерин прошлого века, родилась 31 января (12 февраля) 1881 г. в Санкт-Петербурге.

Именно благодаря мировым гастролям (балерина посетила более 40 стран, выступая со своей труппой после начала Первой мировой войны) слава русского балета вознеслась до небес. Миниатюра «Умирающий лебедь» в ее исполнении считается эталоном русской школы балета и в наши дни. Павлова проходила обучение в Императорском театральном училище. Ее преподавателями были Е. Вазем, П. Гердт и А. Облаков. После окончания учебы была принята в Мариинский театр. Балерина прибегала к помощи Петипа при подготовке своих выступлений в «Корсаре» и «Жизели». Ее партнерами были С. и Н. Легат, М. Обухов, М. Фокин. В свое время регулярно исполняла партии в классических постановках Императорского театра: «Щелкунчик», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

В 1906 году стала одной из лучших исполнительниц в Петербурге наравне с Кшесинской, Преображенской и Карсавиной. Значительное влияние на творчество примы оказали А. Горский и М. Фокин.

Сыграла главные партии в постановках последнего:

  • Сильфиды в «Шопениане» (1907 г.);
  • Армиды в «Павильоне Армиды» (1907 г.);
  • Вероники в «Египетских ночах» (1908 г.).

22 января 1907 г. впервые исполнила миниатюру «Лебедь», поставленную специально для исполнительницы балетмейстером М. Фокиным. Произошло грандиозное событие на благотворительном концерте в Мариинском театре. Благодаря данной роли Павлова навсегда останется символом классического балета XX века.

Тамара Павловна Красавина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 г. в Петербурге. Сестра философа Льва Красавина и внучатая племянница А. Хомякова, знаменитого литератора XIX в. Выпускница Императорского театрального училища, ученица П. Гердта, А. Горского и Э. Чекетти. Окончила учебное заведение в июне 1902 г. Еще во время пребывания в училище впервые исполнила партию Амура в «Дон Кихоте» под управлением Горского, после чего была зачислена в Мариинку. Ее дебют состоялся в апреле 1902 г. – исполнила па-де-де балета «Жавотта» Сен-Санса под названием «Жемчужина и рыбак».

С 1910 года являлась примой-балериной: в ее репертуаре были партии из «Жизели», «Щелкунчика», «Лебединого озера» и т.д. Ее основная деятельность приходилась на период кризиса академической балетной школы.

С 1909 г. выступала по России и Европе по приглашению С. Дягилева, исполняя ведущие роли в «Призраке оперы», «Карнавале», «Жар-птице», «Треуголке» и т.д. Сама Тамара считала своей лучшей ролью образ Шамаханской царицы из «Золотого петушка», исполняемый ею под руководством Фокина. Имя Красавиной, как и Павловой, связано с торжеством импрессионизма начала прошлого столетия: Жар-птица Красавиной наравне с Лебедем Павловой являлись символами эпохи, воплотившими в себя желание избежать трагедии на фоне осознания ее неизбежности. Красавина зародила новые веяния в искусстве XX века, быстро добилась успеха и завоевала мировое имя вместе со своим партнером по танцам Вацлавом Нижинским, благодаря своим неординарным способностям и с «легкой руки» Фокина и Дягилева.

Галина Сергеевна Уланова – еще одна популярная артистка балета, заслуженный педагог и балетмейстер СССР, родилась 26 декабря 1909 г. (8 января 1910 г.) в г. Санкт-Петербурге в семье балетных режиссера и педагога.

Была примой Мариинского театра с 1928 по 1944 гг. и Большого театра с 1944 по 1960 гг. Получила множество премий и наград, в т.ч. звание Народной артистки СССР от 1951 г. Является Дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской, Сталинской премий, премий РФ и Президента РФ. Считается самой титулованной артисткой балета за всю российскую балетную историю. Несомненно, одна из величайших прим своего времени.

В 1928 г. завершила обучение по классу Вагановой в Ленинградском хореографическом училище и была принята в «мариинскую» труппу.

Свою первую партию станцевала в качестве Одетты в балете «Лебединое озеро» в 19 лет (1929 г.). С 1930 по 1940 гг. выступала в дуэте с К. Сергеевым: их совместное творчество признано критиками эталонным. Среди наиболее известных ролей балерины следует отметить:

  • Жизель в «Жизели» А. Адана;
  • Маша в постановке «Щелкунчик» Чайковского;
  • Мария в «Бахчисарайском фонтане» А. Асафьева;
  • Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева.

Во время блокады Ленинграда была экстренно перевезена в Алма-Ату в 1942 г., где исполняла партии Жизели и Марии в составе Казахского театра. В 1944 г. поступила в труппу Большого театра, однако сама исполнительница данные изменения в своей жизни приняла с большим трудом, заявив, что никогда бы по доброй воле не переехала в столицу. Несмотря ни на что, смогла продержаться в качестве примы-балерины вплоть до 1960 г., блестяще исполняя партии в знаменитых постановках: «Лебединое озеро», «Золушка», «Жизель», «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан» и др.

После окончания Великой Отечественной войны выступала в Австрии с великолепной миниатюрой «Лебедь», вальсом из «Шопенианы» и «Вальсом» Рубенштейна. Уланова имела огромный успех в Лондоне, исполняя Жизель и Джульетту, повторив подвиги Анны Павловой.

С 1960 по 1997 гг. занимала должность педагога Большого театра и внесла вклад в развитие балетной школы СССР и России, который невозможно переоценить. Среди ее «воспитанников» – В. Васильев, С. Адырхаева, Н. Грачева, Е. Максимова, Н. Тимофеева и др.

Наталья Михайловна Дудинская – известная артистка балета, педагог, родилась 8 (21 августа) 1912 г. в Украине, г. Харькове. Ее мать также была балериной. Наталья Михайловна получила звание Народной артистки СССР, а также была лауреатом 4 Сталинских премий II степени.

В 1931 году стала выпускницей хореографического училища в Ленинграде. Ее учитель – сама Агриппина Ваганова. Сразу после выпуска была определена в Мариинский театр, в составе которого продержалась 30 с лишним лет.

Дудинская выступила в роли Одиллии в «Лебедином озере», а сам танец навеки запечатлен в киноленте «Мастера русского балета» 1953 года. Исполняла партии:

  • принцессы Флорины в «Спящей красавице» 1932 г.;
  • незабываемой Жизель в «Жизель» 1932 г.;
  • Одетты в «Лебедином озере» 1933 г.;
  • Маши в «Щелкунчике» 1933 г.;
  • Китри в «Дон Кихоте» 1934 г.;
  • Никии в «Баядерке» 1941 г.;
  • Золушки в одноименной постановке 1946 г.;
  • и многие другие.

Майя Михайловна Плисецкая – российско-советская артистка балета, балетмейстер, педагог и актриса, родилась 20.11.1925 г. в Москве в семье дипломата и актрисы немого кино. Является продолжательницей традиций династии Мессерер-Плисецких, значимой примой Большого театра с 1948 по 1990 гг. Имеет множество почетных званий и наград, в т.ч. Героя Соц. Труда, Народной артистки СССР и Ленинской премии.

Одна из наиболее выдающихся балерин XX века. Обладательница невероятной пластики, невообразимого прыжка, идеально-гибкого стана и изысканной манеры подавать себя на сцене. Прима создала свой уникальный и неповторимый стиль, сочетающий в себе такие редкие черты, как изящество, графичность и завершенность каждого образа и жеста. Благодаря гармоничному сочетанию редкого дара с невероятной работоспособностью смогла продемонстрировать феноменальное творческое долголетие.

Среди наиболее известных партий из репертуара Майи Михайловны на сцене «Большого» стоит отметить роли:

  • Китри в балете «Дон Кихот»;
  • Принцессы Авроры в «Спящей красавице»;
  • Джульетты в «Ромео и Джульетте»;
  • Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви»;
  • Царь-девицы в «Коньке-Горбунке»;
  • и многие другие.

В 1967 году проявила себя в качестве талантливой актрисы, сыграв Бетси Тверскую в киноэкранизации «Анны Карениной» режиссера А. Зархи. На ее счету более 50 ролей в кинематографе, 33 роли из репертуара «Большого театра» и 12 ролей на других сценах, десятки наград и всемирное призвание. Одной из ключевых партий Плисецкой считается Одетта-Одиллии из «Лебединого озера» на музыку П. Чайковского, исполненная 27.04.1947 г. Именно этот балет является стержнем всей биографии великой артистки.

Специально для примы были поставлены:

  • миниатюры «Прелюдия» и «Гибель розы» 1967 и 1973 гг.;
  • «Кармен-сюита» 1967 г. под руководством балетмейстера А. Алонсо;
  • танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» 1992 г. – хореограф Ж. Качулян, Париж.

Майя Михайловна стала душой и главным символом русского балета прошлого века.

Екатерина Сергеевна Максимова – балерина, педагог и актриса (01.02.1939) из Москвы. Ученица по классу Е. П. Гердт Московского хореографического училища. Стала победительницей Всесоюзного конкурса 1957 года, и дебютировала в балете Чайковского «Щелкунчик» в роли Маши. В 1958 г. была принята в Большой театр: ее репетитором была Галина Уланова.

Воспитанница академической школы демонстрировала легкий прыжок, точное вращение, обладала врожденной грацией и изящностью. Показывала высокий технический уровень, отличалась филигранностью во всем. Выступала в паре с мужем: это был один из самых потрясающих танцевальных дуэтов XX века. Даже после полученной травмы позвоночника Максимова смогла выступать на сцене Большого театра, несмотря на скептицизм лечащих врачей.

Довольно часто гастролировала по миру: посетила США, Норвегию, Данию, Канаду и Австрию. Выступала на лучших площадках Милана, Нью-Йорка, Парижа, Лондона и Буэнос-Айреса. Была в составе легендарных трупп М. Бежара, театра «Сан-Карло», Английского национального балета и т.д. В 1980 г. получила специальность педагога-балетмейстера в ГИТИСе и начала преподавательскую карьеру. С 1990 г. была репетитором в театре «Кремлевский балет», а с 1998 г. – балетмейстером Большого театра.

Одной из лучших балерин России 21 века является Светлана Юрьевна Захарова, которая родилась 10 июня 1979 г. в Украинской СССР, г. Луцке, в семье военнослужащего и хореографа. На протяжении 6 лет обучалась у В. Сулегиной в Киевском училище.

В 1995 году взяла второй приз в конкурсе Академии русского балета и получила приглашение на прохождение обучения. Успешно окончила Академию А. Я. Вагановой по классу Е. Евтеевой и была принята в Мариинский театр под руководство О. Моисеевой. Ее карьера развивалась стремительно: очень быстро заняла лидирующие позиции солистки, а в 2003 г. перешла в Большой театр под руководство Л. Семеняки. В 2008 г. приобрела новый статус – примы миланского театра «Ла Скала», выступала с гастролями по всему миру.

В 2014 г. исполняла роль Наташи Ростовой на церемонии открытия сочинской олимпиады. С 2007 по 2011 г. являлась депутатом Гос. Думы от «Единой России», членом Комитета Гос. Думы по культуре. Также Захарова – одна из учредителей фонда «Талант и успех» и руководитель фестиваля детского танца под названием «Светлана».

Ульяна Вячеславовна Лопаткина – российская артистка балета, родилась 23 октября 1973 г. в Керчи в семье учителей. В 1991 году стала выпускницей Академии им. А. Я. Вагановой по классу Н. Дудинской и сразу была принята в Мариинский театр. В 1995 г. стала примой.

В 2000 г., несмотря на полученную травму голеностопа, смогла закончить спектакль «Баядерка». Из-за данного инцидента ей пришлось несколько лет восстанавливать здоровье. После успешно проведенной операции в 2003 году смогла вернуться на сцену. В репертуаре Ульяны большое количество постановок (как классических, так и современных), в т.ч.:

  • «Жизель» (Мирта и Жизель);
  • «Анна Каренина» (Китти и Анна Каренина);
  • «Ленинградская симфония» (Девушка);
  • «Бахчисарайский фонтан» (Зобеида);
  • и многие другие.

3 / 5 ( 1 vote )

Загрузка...