crimea-fun.ru

Презентация художественные символы и символика. Художественный символ

На планете Земля существуют и взаимодействуют между собой более двухсот пятидесяти стран, несколько тысяч народностей, национальностей, народов - больших и малых. И у каждого из них свои черты, обычаи и традиции, сформированные в течение веков характерные черты. Существуют и художественные символы народов мира, отразившие их представление о бытии, религии, философии и других знаниях и понятиях. В разных странах они разнятся между собой, обладая неповторимостью и оригинальностью, присущей тому или иному кусочку планеты. Они не зависят напрямую от государственной власти, а формируются порой при сменах властей и правителей самими людьми. Что же такое художественные символы народов мира в общепринятом понимании этого слова?

Символ

Грубо говоря, символ - это гипертрофированный знак. То есть изображение, как правило, схематичное и условное, какого-либо предмета, животного, растения, или же понятия, качества, явления, идеи. От отличает сакральный контекст, момент нормативности и социальной или религиозно-мистической духовности, выраженной в изображении (как правило, схематично и упрощенно).

Художественные символы народов мира

Наверное, в каждой из стран есть свои «рукотворные чудеса», сделанные людьми. Не зря в старину выделяли «семь чудес», которые считались, безусловно, своеобразными художественными символами (первый список сложил, как считают, Геродот в пятом веке до новой эры - в нем было всего три чуда). К ним относили сады Семирамиды, изваяние Зевса, и другие. Список в течение веков варьировался: добавлялись одни наименования, исчезали другие. Многие художественные символы народов мира не дожили до наших дней. Ведь на самом деле их было во все времена у различных народов неизмеримое количество. Просто цифра семь считалась сакральной, магической. Ну а время сохранило на сегодняшний день лишь немногие символы народов мира.

На планете Земля существуют и взаимодействуют между собой более двухсот пятидесяти стран, несколько тысяч народностей, национальностей, народов больших и малых. И у каждого из них свои черты, обычаи и традиции, сформированные в течение веков характерные черты. Существуют и художественные символы народов мира, отразившие их представление о бытии, религии, философии и других знаниях и понятиях. В разных странах они разнятся между собой, обладая неповторимостью и оригинальностью, присущей тому или иному кусочку планеты. Они не зависят напрямую от государственной власти, а формируются порой при сменах властей и правителей самими людьми. Что же такое художественные символы народов мира в общепринятом понимании этого слова?

Символ

Грубо говоря, символ это гипертрофированный знак. То есть изображение, как правило, схематичное и условное, какого-либо предмета, животного, растения, или же понятия, качества, явления, идеи. От знака символ отличает сакральный контекст, момент нормативности и социальной или религиозно-мистической духовности, выраженной в изображении (как правило, схематично и упрощенно).

Художественные символы народов мира

Наверное, в каждой из стран есть свои рукотворные чудеса, сделанные людьми. Не зря в старину выделяли семь чудес, которые считались, безусловно, своеобразными художественными символами (первый список сложил, как считают, Геродот в пятом веке до новой эры в нем было всего три чуда). К ним относили пирамиду Хеопса, сады Семирамиды, изваяние Зевса, Александрийский маяк и другие. Список в течение веков варьировался: добавлялись одни наименования, исчезали другие. Многие художественные символы народов мира не дожили до наших дней. Ведь на самом деле их было во все времена у различных народов неизмеримое количество. Просто цифра семь считалась сакральной, магической. Ну а время сохранило на сегодняшний день лишь немногие символы народов мира.

Список

  • Лидирующее положение в нем, безусловно, занимают Египетские пирамиды. Ученые до сих пор ведут споры об их происхождении и феномене строительства. Но факт остается фактом: это одно из глобальных чудес света, доживших до наших дней со времен глубокой древности. Художественный символ, на который действительно стоит посмотреть!
  • В Китае национальная гордость и безупречный художественный символ Великая стена. Она длится многие километры, из самой глубины веков в наши времена!
  • В Англии это Стоунхендж, на первый взгляд, сборище сваленных в груды камней. Но как завораживает! А сколько лет этой магической постройке ученые до сих пор в точности не могут определить. Не зря туда ежегодно устремляются многочисленные паломники.

  • Из древнейших можно особо выделить истуканов с острова Пасхи. Вот уж, действительно, монументальные произведения!
  • К более современным относятся: Эйфелева башня (Париж), Статуя Свободы (Нью-Йорк), Статуя Христа в Бразилии (Рио). Эти рукотворные произведения были созданы уже в нашу эпоху. Но некая современность не мешает воспринимать их как глобальные художественные символы народов мира (картинки смотрите выше и ниже).

    А вообще-то, символов великое множество, и есть надежда, что будут появляться новые, расширяя привычный уже список!

  • Больше информации

    Поэтические символы стран мира

    Флора и фауна как символы стран


    Заполните схему

    Название страны,

    художественный символ


    Россия

    Медведь

    Берёза


    Березовая роща

    О чём грустишь, берёзовая роща?

    Какая дума тяготит твой ум?

    Гляжу на свет сквозь крон цветущих толщу

    И в твой зелёный вслушиваюсь шум.

    Встревожено ты шелестишь листвою,

    Спеша всю душу мне открыть опять.

    И я качаю тоже головою,

    Не в силах мысли горькие унять.

    Здесь на Руси печалям нет предела...

    Давай в тиши, родная, постоим.

    А всё, о чём поведать ты хотела,

    Пойму и так я по слезам твоим.

    Бывшев Александр


    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Сергей Есенин


    Япония

    Фудзияма

    Сакура

    Японский журавль

    Фазан японский


    Хокку (или хайку)

    • Хокку (или хайку) - это специальный тип японского стихотворения, состоящего из одного трехстишия. По большей части носит философический уклон и не рифмуется. Конечно же, такая тема, как цветущая сакура, не могла остаться незамеченной. Поэтому предлагаю прочитать несколько хокку о сакуре.

    Печальна ли та

    Что восходящему солнцу во след

    Под сакурой нежно мечтает

    Чужих меж нами нет

    Мы все друг другу братья

    Под вишнею в цвету

    Минула весенняя ночь

    Белый рассвет обернулся

    Морем вишен в цвету


    Китай

    Панда

    Пион


    Австралия

    Кенгуру


    Канада

    Бобр

    Клён


    Индия

    Лотос

    Бенгальский тигр

    Павлин


    Англия

    Лев

    Роза


    Таиланд

    Индийский слон


    Монголия

    Монгольская лошадь


    США

    Белоголовый орлан

    Мустанг


    Арабские Эмираты

    Сокол


    Германия

    Василёк

    Тема 2: МХК. Художественные символы (слайд 1)

    Мы выяснили, что культура рождается в цивилизации и может существовать вне её.

    Культура делится на национальную и мировую. (слайд 2)

    Сегодня мы рассмотрим, что же включает в себя понятие мировая художественная культура. (слайд 3)

    Мировая художественная культура - это множество культур на­родов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении истори­ческого развития человеческой цивилизации.

    Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искусства, творчески воспро­изводящих действительность в художественных образах. (слайд 4)

    Художник - человек особый, он творит мир в соответствии с личны­ми представлениями о нём. Чувства, мысли и переживания, преломлён­ные в его сознании, рождают неповторимые художественные образы.

    Они создаются в результате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиденного и услышанного. Художник смотрит на жизнь при­страстно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способ­на творить чудеса...

    В XV веке в Нидерландах жил художник Иеронимус Босх. (слайд 5)

    Читают дети

    1.Что только он ни придумывал для своих картин! (щелчок) В них действуют самые не­вероятные существа: звери с птичьими головами и человеческими нога­ми, некоторые даже с крыльями бабочек. Героями его произведений ста­новятся люди с человеческой головой, составленной из ствола и сучьев дерева или из пустой кожуры какого-то загадочного плода. (щелчок)(щелчок) Внутри та­кой фантастической головы за бутылкой вина пируют маленькие чело­вечки.


    2.Всё здесь перемешано, перепутано, искажено самым невероятным образом. Но в то же время представляется какой-то страшной правдой, как будто срисованной с натуры. (щелчок)(щелчок) Может быть, всё именно так и было? Увидено в жизни, а потом переосмыслено по законам фантазии художни­ка? Видимо, не по душе было Босху его время и злые нравы общества. А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действитель­ностью. (щелчок)(щелчок) Только любовь свою он отдавал природе, бескрайним просторам равнин, глади озёр, холмистым далям. Там он находил для себя отдых и отраду.

    О выдающихся произведениях мировой художественной культуры - наш главный разговор в течении изучения предмета МХК.

    Каждый народ имеет свои художественные символы.

    На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько ты­сяч народов, у каждого из которых существуют свои традиции и харак­терные черты. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочета­ния слов, как «немецкая аккуратность», «французская галантность», «китайские церемонии», «африканский темперамент», «холодность англичан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён­ного народа на протяжении многих лет.

    -Ну, а в художественной культуре?

    -Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты?

    Безусловно. У каждого народа есть свои сим­волы, отразившие художественные представления о мире.

    Представьте, вы приехали в незнакомую страну.

    Что прежде всего заинтересует вас ?

    Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос­топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

    Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

    Конечно же, древние пирамиды(слайд 6) ) считавшиеся одним из чудес света и давно уже став­шие художественным символом этой страны.

    Читают дети

    3. На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми-керина. (щелчок)

    4. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по­гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару­шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го­лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

    Если же вам предстоит встреча с Парижем , вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, (слайд 7) также ставшей ху­дожественным символом этого удивительного города.

    Читают дети

    5. Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, по проекту Александра Гюстава Эйфеля (щелчок) она поначалу вызвала возму­щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

    «Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо­лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...» (слайд 8)


    5. Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан­ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли. (щелчок) Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров!

    6. Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, (щелчок) соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. (щелчок) Её не раз собира­лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз­можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта... (щелчок)

    Такими же художественными символами давно уже стали Статуя Свободы для США, (слайд 9+2щелчка) Храм неба и великая стена для Ки­тая, (слайд 10) Кремль для России. (слайд 11+5 щелчков)

    Но есть у многих народов и свои особые, поэти­ческие символы.

    Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры (слайд 12) - поэти­ческий символ Японии.

    Если спросишь:

    В чём душа

    Островов Японии? (щелчок)

    В аромате горных вишен

    На заре. (щелчок)

    Норинага (Сановича)

    Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? (слайд 13) Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью? Нет, их привлекают красота непосто­янства, хрупкость и мимолётность жизни. (щелчок) Цветок сакуры - это живое су­щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.

    Красота цветов так быстро отцвела?

    И прелесть юности была так быстротечна!

    Напрасно жизнь прошла...

    Смотрю на долгий дождь

    И думаю: как в мире всё не вечно !(щелчок)

    Комати (Глускиной)

    Лепестки сакуры не знают увядания. (слайд 14) Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев­шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен­но в этом источник Красоты.(щелчок)

    Туман весенний, для чего ты скрыл

    Цветы вишнёвые, что ныне облетают

    На склонах гор?

    Не только блеск нам мил, -

    И увяданья миг достоин восхищенья! (щелчок)

    Цураюки (Марковой)

    -Художественным поэтическим символом России?

    стала белостволь­ная берёза(слайд 15) Но разве не растёт она в предгорьях Кавказа и в Альпах, в туманной Англии и в далёкой Канаде? Растёт, конечно. Но только на Руси берёзу любили и воспевали по-особому, трепетно и вдохновенно. (щелчок)

    Худож­ник И. Грабарь () (слайд 16) говорил:

    « Что может быть прекраснее берёзы, (щелчок) единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. (щелчок) Фантас­тическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал». (щелчок)

    Да и не он один. Знаменитая картина Куинджи (слайд 17) «Берёзовая роща» (щелчок) Многие художники, поэты и композиторы слагали в честь берёзы произведения. Она стала истинным воплощением и симво­лом России. (слайд 18)

    Русь моя, люблю твои берёзы,

    С первых лет я с ними жил и рос,

    Потому и набегают слёзы

    На глаза, отвыкшие от слёз!

    Н. Рубцов

    А знаменитая поэзия Сергея Есенина, (слайд 19) вам тоже несомненно знакома(щелчок)

    Читают дети.

    7. Не за одну праздничную красу полюбилась белоствольная и белокудрая (слайд 20) берёза русскому человеку. Издревле она дерево-друг. (щелчок) Корзины, короба, лапти мастерили крестьяне из бересты. (щелчок) Кора берёзы (береста) яв­лялась на Руси основным материалом, на котором учились начертаниям букв, писали письма... (слайд 21)

    8. После долгой зимы берёза просыпалась первой, (слайд 22) а поэтому она вос­принималась как символ красоты и расцветающей природы. В России верили, что берёза (щелчок) может спасти от колдовских наговоров, в Троицу (слайд 23) из­готавливали берёзовые украшения, оберегающие от дурного глаза. За два дня до Троицы, в Семик - девичий праздник - дома украшали берёзо­выми ветками, а в лесу завивали на ветвях венки, (щелчок) заплетали ей лентами косы, связывали верхушки двух берёз таким образом, чтобы образова­лись ворота - символический, магический круг. (щелчок) В тени берёз водили хороводы, пели песни, играли, кидали в воду берёзовые венки и по ним гадали. Куда поплывёт венок - туда и выйдет замуж девушка. В народных пословицах, песнях, танцах, произведениях декоративно-прикладного искусства особенно часто обращались к этому поэтическо­му образу.

    Изделия из бересты и древесины берёзы. (слайд 24+19 щелчков)

    (слайд 25) Домашнее задание:

    Расскажите о художественных символах народов мира не упоминавшихся на нашем уроке.

    Художественные символы народов мира – какие они? Представьте, что вы приехали в незнакомую страну. Что прежде всего заинтересует Вас? Какие достопримечательности покажут Вам в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят люди этой страны? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое. И многое, многое другое.











    Египет – ПИРАМИДЫ Пирамиды выстроены на левом западном берегу Нила (Запад царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя.


    Самая большая из трех Самая большая из трех пирамида Хеопса. пирамида Хеопса. Ее высота была изначально 147 м, Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания 232 м. а длина стороны основания 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире). Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).


    Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Пирамида Хефрена Хефрена






    Америка – Статуя Свободы Статуя Свободы – с птичьего полета СТАТУЯ СВОБОДЫ - колоссальное скульптурное сооружение, расположенное на острове Свободы в гавани Нью-Йорка. Статуя в виде женщины с горящим факелом в поднятой правой руке символизирует свободу. Автор статуи французский скульптор Ф. Бартольди. Статуя была подарена Францией США в 1876 к столетней годовщине независимости США.


    Япония – сакура САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая). Произрастает и культивируется как декоративное растение в основном на Дальнем Востоке (дерево символ Японии). Цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Плоды несъедобны. САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая). Произрастает и культивируется как декоративное растение в основном на Дальнем Востоке (дерево символ Японии). Цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Плоды несъедобны.


    Художественным символом Японии считается – сакура. Художественным символом Японии считается – сакура. Красивые цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Красивые цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Под ветками сакуры загадывают желания и целуются влюбленные. Под ветками сакуры загадывают желания и целуются влюбленные. Изображение цветка цветущей вишни используется и на национальных японских костюмах. Изображение цветка цветущей вишни используется и на национальных японских костюмах. Цветок сакуры – это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек. Цветок сакуры – это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек.


    Китай – Великая китайская стена ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА, крепостная стена в Северном Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА, крепостная стена в Северном Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Длина, по одним предположениям, около 4 тыс. км, по другим свыше 6 тыс. км, Длина, по одним предположениям, около 4 тыс. км, по другим свыше 6 тыс. км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 веке до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина. высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 веке до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина.






    Новодевичий монастырь В честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV, в 1532 в подмосковном Коломенском на высоком крутом берегу реки Москвы был возведен храм Вознесения. Его строительство знаменует появление новых аацентричных каменных шатровых храмов, динамично устремленных вверх. Неподалеку, в селе Дьякове, была построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, отличающаяся необычной архитектурой. В честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV, в 1532 в подмосковном Коломенском на высоком крутом берегу реки Москвы был возведен храм Вознесения. Его строительство знаменует появление новых аацентричных каменных шатровых храмов, динамично устремленных вверх. Неподалеку, в селе Дьякове, была построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, отличающаяся необычной архитектурой. Событием стало возведение в на южной стороне Красной площади Покровского собора что на рву, более известного как Храм Василия Блаженного. Событием стало возведение в на южной стороне Красной площади Покровского собора что на рву, более известного как Храм Василия Блаженного.


    Храм Василия Блаженного Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом. Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом.


    Спасская башня Московского Кремля Старая часть Москвы имеет радиально- кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Красная площадь. Старая часть Москвы имеет радиально- кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Красная площадь.


    Колокольня «Иван Великий» Важным событием стало возведение новых кирпичных стен и башен Кремля, строившихся в В шести башнях из восемнадцати были проездные ворота. Кремль был превращен в одну из наиболее мощных европейских крепостей. Важным событием стало возведение новых кирпичных стен и башен Кремля, строившихся в В шести башнях из восемнадцати были проездные ворота. Кремль был превращен в одну из наиболее мощных европейских крепостей.





    Загрузка...