crimea-fun.ru

От "щелкунчика" до "чародеев". мелодии о зиме, рождестве, новом годе

Слушаем красивую зимнюю музыку и вспоминаем ее историю.

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК»


Петр Чайковский дописал музыку к балету «Щелкунчик» в декабре 1892 года. Тогда же прошла и премьера в Мариинке . В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем. Чайковский, покоренный деликатным звучанием челесты, лично привез ее из Парижа. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати. Челеста прозвучала в танце Феи Драже — утонченной повелительницы сластей в Конфитенбурге. Хрустальные перезвоны и воздушный танец итальянки Антониэтты Дель-эра передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.




Петр Ильич Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

ПОЛОНЕЗ ИЗ ОПЕРЫ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»


Оперу «Ночь перед Рождеством» Николай Римский-Корсаков создал в 1895 году. Либретто к «были-колядке» композитор написал сам — по одноименной повести Николая Гоголя . Он ввел в сюжет много фантастического и языческого: «Увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки» . Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в декабре 1895 года.

Полонез с хором в опере звучит, когда Вакула прилетает в царский дворец. Патетичная музыка контрастирует с другими мелодиями оперы — колядками на народные мотивы, изящным «Танцем звезд» и проникновенными ариями Оксаны и Вакулы. Ведь во дворце идет праздничный бал — придворные в пышных платьях и париках исполняют церемониальный танец.




Николай Римский-Корсаков. Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»


ВАЛЬС ИЗ ОПЕРЫ «ЕЛКА»

Оперу «Елка» Владимир Ребиков задумал написать в начале 1900-х годов. Ее либретто создано по мотивам двух произведений — «Девочка со спичками» Ханса Кристиана Андерсена и рождественского рассказа Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Их сюжеты схожи: ребенок из бедной семьи не находит приюта в праздничный вечер и в итоге замерзает на ледяной улице.

Опера Владимира Ребикова имела большой успех: ее много раз ставили в России и за рубежом. Самой известной мелодией из «Елки» стал кульминационный вальс. Главная героиня слышала трогательную и печальную музыку во время своих чарующих видений, после которых она уже не проснулась.




Владимир Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

ПЕСНЯ «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.

«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах. В Первую мировую войну , когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.




Песня «В лесу родилась елочка». Слова Раисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана

ПЕСНЯ «ПЯТЬ МИНУТ» ИЗ КИНОФИЛЬМА «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»


Задорной песне про последние пять минут уходящего года исполнилось уже 60 лет. В 1956 году ее слушала вся страна: фильм «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова посмотрели почти 50 миллионов советских зрителей, а сама мелодия звучала из каждого радиоприемника. Она и сегодня остается одной из песенных традиций Нового года.

Музыку к «Пяти минутам» написал композитор Анатолий Лепин, а слова — Владимир Лившиц. В фильме песенка Леночки Крыловой — героини Гурченко — длилась пять минут и заканчивалась боем курантов. Специально для номера изготовили декорацию: огромный будильник, по бокам которого располагались музыканты из оркестра. «Карнавальные» часы тоже стали новогодним трендом на долгие годы — яркие елочные игрушки-«безпятиминутки» вскоре появились в каждом советском доме.




Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь» (1956). Слова Владимира Лившица, музыка Анатолия Лепина


ВАЛЬС ИЗ КИНОФИЛЬМА «МЕТЕЛЬ"


Музыку к кинофильму «Метель» по одноименной повести Александра Пушкина Георгий Свиридов написал в 1964 году. Вальс и «Тройку», «Военный марш» и «Венчание» исполняли на радио, ставили в телепрограммы. Спустя 10 лет после того как фильм вышел на экраны, Свиридов отредактировал партитуру. Она стала самостоятельным произведением — «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».

Одновременно торжественный и нежный, вальс звучит в самом начале фильма, во время бала. Здесь главная героиня — Марья Гавриловна — впервые, хоть и мельком, увидела того, с кем предстоит ей по ошибке обвенчаться. Приглушенные мотивы этой мелодии зрители слышат и в конце фильма, когда герои чудесным образом встречаются вновь и узнают друг друга.


Фильм «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких Константин Бромберг снял в 1982 году. Его показали по телевидению в последний день уходящего года. Музыку к картине написал Евгений Крылатов, а текст песен — Леонид Дербенев. Позже все композиции на одной пластинке выпустила фирма «Мелодия» .

Одним из музыкальных символов Нового года стала «Песенка о снежинке», или «Снежинка», из кинофильма «Чародеи». Песню о том, как правильно загадывать желание в волшебную полночь, спела Ольга Рождественская с вокально-инструментальным ансамблем «Добры молодцы». «Снежинка» стала появляться в голубых огоньках, на праздничных дискотеках и даже детских утренниках. И вот уже больше трех десятков лет звучит перед Новым годом на всех радиостанциях и телеканалах.




«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи» (1982). Слова Леонида Дербенева, музыка Евгения Крылатова

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель Попова Надежда Александровна.
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа:
- беседы о характерных признаках и приметах зимы;
- подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
- знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;
- слушание произведений П.И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;
- беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского;
- работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.)
Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Муз. рук. Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.
А исполнит его наш воспитатель Валентина Викторовна.
Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.


Муз. рук. Мы благодарим Валентину Викторовну.


Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Муз. рук. Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд – иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)


Дети читают отрывки о зиме из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд – зимняя природа)
Муз. рук. Ребята мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Муз. рук. Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Муз. рук. Совершенно верно. Заботливая. Вот как об этом пишет поэт А. Коринфский в своём стихотворении «Одеяльце».


Стихотворении «Одеяльце» исполнят Настя со своей мамой:
Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?
Мама – Из него природа одеяльце ткет!
Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно?!
Мама – Без него в земле бы стало холодно!
Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать?!
Мама - Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Муз. рук. Ребята, мы знаем зиму шаловливой и игривой. Дима, расскажи об этом.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Муз. рук. Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд – летящие снежинки)

Муз. рук. Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок.


Танец-этюд на музыку П.И. Чайковского
«Вальс снежных хлопьев»

Муз. рук. Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Муз. рук. Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
Я думаю, сюда подошли бы и стихи, которые прочтёт Артемий.
И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» …
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
Да удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждет краса-подруга.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь
П. Чайковского

(слайд – тройка лошадей)


Муз. рук. Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

(Дети подготовительной группы выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму.)
Муз. рук. Спасибо, ребята. Предлагаю вам исполнить знакомую песню «Саночки», аккомпанируя себе на бубенцах.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

Муз. рук. У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»

Поэтический образ зимы в творчестве

русских поэтов и композиторов.

Цели:

научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;

создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических произведений,

совершенствование навыков выразительного чтения,

развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей,

способствовать эстетическому развитию учащихся,

воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения.

Образовательная:

  • Раскрывать новые грани взаимодействия литературы и музыки.
  • Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», скрипичного концерта А. Вивальди
  • Знакомство с жанром кантата, романс, скрипичный концерт

Развивающая:

  • Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  • Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать.
  • Способствовать развитию воображения учащихся.
  • Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Воспитательная:

  • Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг и рисунков, презентация к уроку. аудиозапись Чайковского - «Времена года»., музыка Вивальди

раскладушка“ Зимушка-зима”; на снежинках загадки; плакат “Игра в снежки”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Введение в тему.Картина Шишкина «Зима»

    Зима пришла… За окнами,9 гр
    Где чёрных ёлок ряд,
    Пушистые и лёгкие
    Снежиночки летят.
    Летят, порхают, кружатся,
    Пушистые летят,
    И белым мягким кружевом
    Окутывают сад.

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

песня «Снег кружится» или «Завируха»

– Кто-то скажет:”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”.“Красивая, пушистая и белоснежная!” –восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер –длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников –красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ русской зимы. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Пушкин в 19 веке зиму видел так.

Она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

– Но есть в зиме и что-то молодое и весёлое.

Другой поэт Пётр Андреевич Вяземский, встречая зиму, восклицает:

Комаров Никита 10 гр

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

– Все рады проказам “матушки-зимы”. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – лёгкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой.

Александр Александрович Блок писал:Анжела 4гр

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрый санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят –
По домам пора!

Звучит романс ЮлианныШаховой.

– В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека.

И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

(романс «Буря мглою небо кроет…»слушание)

Галя4гр

Вечор , ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

– Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Кондратенко Г. П. Зимний вечер Катя1гр

Тускло месяц дальнийсветит сквозь туманы,
И лежит печально снежная поляна.

Белые с морозувдоль пути рядами
Тянутся березыс голыми сучками.

Тройка мчится лихо, колокольчик звонок;
Напевает тихомой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкойеду да тоскую:
Скучно мне да жалкосторону родную.

Н.П. Огарев

– А другой поэт Сергей Александрович Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоныДима Сав.10гр
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой в даль.

Туржанский Л. В. Зимний пейзаж. На дровнях

Зима!.. Настя1гр

Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А.С.Пушкин

мультфильм «Маша имедведь» следы

– Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.

Фёдор Иванович Тютчев пишет:Даша4гр

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

– А Сергей Александрович Есенин вторит:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

– Зима одевает природу в невиданные наряды.

Послушаем ещё Есенина:Маша Сав.4гр

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Скрипичный концерт «Времена года» А. Вивальди – слушание

Антонио Лучо ВИВАЛЬДИ (Antonio Lucio Vivaldi; 4.03.1678, Венеция - 28.07.1741, Вена) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор 40 опер. Его наиболее известной работой является серия из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэггей…

Первый концерт Ванессы прошел, когда девочке было девять лет. В десять она уже играла с филармоническим оркестром. Ванесса была самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже. – слушание

Женя1гр.

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! В.Я. Брюсов

Саврасов А. К. Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х

Зимним холодом пахнулоНастя1гр
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей. А. Бунин

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Поёт зима – аукает,Витя3гр
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Леня3гр
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

(слушаем вторую часть кантаты «Поет зима, аукает»: всего десять частей)

Эту удивительную музыку написал наш современник Георгий Свиридов, кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов. Шишкин И.И. Первый снег 1875

Вистории музыкальной литературы существуют множество примеров создания известными композиторами музыкальных циклов для детей, чтобы юные слушатели могли начать погружение в мир музыки с довольно простых произведений.Например, С.С.Прокофьевнаписал «Детскую музыку», Роберт Шуман – «Альбом для юношества»,КлодДебюсси – «Детский уголок», Сен-Санс – «Карнавал животных».Так же имеется ряд популярных классических произведений,названия, части которых слушатели не всегда знают.Например, Антонио Вивальди«Времена года»,Г.В.Свиридов«Метель»,П.И.Чайковский«Времена года», С.С. Прокофьев«Александр Невский» и т.д.

Свиридов. Метель Пушкина.

01. Тройка

С первой секунды звучания мы попадаем в бешенную скачку на тройке удалых коней. С упорством и натиском несёмся на санях по снежному полю. Хлопья снега вылетают из-под копыт. Внезапно всё стихает, остаётся только ощущение движения. На фоне затихшего оркестра появляется красивая, широкая, тёплая мелодия, которая рисует безкрайние заснеженные поля, равнины, овраги. В дали видны леса и перелески. Перед финалом «Тройки» нам снова напопинают о бешенно скачке. Можно представить, что мы выподаем из саней. Наступает снежная тишина. Под звуки колокольчиков в оркестре, видим, как сани исчезают за ближайшим пригорком…

02. Вальс

Во вступлении вальса три раза звучат тройные аккорды. Далее появляется лёгкая, танцевальная, игривая, немного кокетливая мелодия вальса.

Клевер Ю.Ю. Зимний закат в еловом лесу 1889

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

А.С.Пушкин

Мещерский А.И. Зима. Ледокол 1878

Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.

К.Бальмонт

– Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

песня «Ой, мороз» или «Завируха»

Крыжицкий К.Я. Лес зимой Илья3гр

Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой буйною легко проносится,
Не в высь лазурную - на небо просится.
Под ветром веющий дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
Его качелями она утешена,
С его метелями крутится бешено.
В лучах блистающих скользит умелая
Средь хлопьев тающих сохранно-белая.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда хрустальная.
Лежит пушистая снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!

К. Бальмонт

Саврасов А.К. Зима 1873

И.В. 4гр

Зима. Что делать нам в деревне?

Я встречаюслугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обедавозиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;

глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет; свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю; беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова. Ко звуку звук нейдет...

А.С.Пушкин

Выставка книг.

– Ребята, а теперь посмотрите на выставку этих книг. Вы их брали, рассматривали, читали. Все они о родной природе. Книги ведут нас в чудесный мир нашей родной природы, познакомят с неизменной, но вечно новой сменой времён года.

– Каждый разворот удачно оформлен художником. К каждому стихотворению своя иллюстрация. Но самое замечательное в этих книгах – раздел, которым они завершаются – “Краткие сведения об авторах”.

Загадки

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Снег

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем ^ Новый год! Декабрь

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птицам не летится –
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? Январь

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышан звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?февраль

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.зима

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт?иней

Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.снежинки

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу!Лыжи

. Всё лето стояли,
Зимы поджидали –
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)

Две новые кленовые
Дощечки двухметровые
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки –Белые … (снежинки)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (^ Лёд)

песня «Три белых коня»Таня2гр

Игра в снежки.

Чистый морозный воздух и солнце – самые могущественные лечебные силы. Занимаясь зимними видами спорта, мы укрепляем наше здоровье. Назовите эти виды спорта? А зимние игры?

Суриков В.И. Взятие снежного городка 1891

Перечёркнут снег лыжнёй,
Тонкий и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой.
Интересно резать лёд
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже,
На снегурочек они
В зимний день похожи.
И на солнце блещет лёд
Весело и строго,
И зовёт тебя вперёд
Зимняя дорога.

мультфильм «Маша и медведь.Коньки».

– В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки. И Зима припасла для вас интересную игру, а какую вы узнаете, отгадав загадку.

По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду.(Снежный ком)

Вывешивается плакат “Игра в снежки” (буквы– снежки:

р, к, б, ш, д, т, в, и, л, з, н, с, г, м, ч, о, а, е, у)

Кто быстрейиз букв – снежковсоставит большеразных слов?

/Рука, ручка, сани, санки, снег, рукавички, наст, сугроб, мешок, куртка, корка, горка, чум, шуба, шубка, уги, мороз, работа, лед, иглу, игра, елка, мост./

Ребята составляют слова, звучит музыка из альбома П. Чайковского “Времена года”.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения , по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя Петра Ильича Чайковского.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык , органически связанный с народной стихией , с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание .

Заключительная часть

Мы послушали поэтическое описание зимы поэтов 19 в., 20 в., и в 21 в. неизменилась зима, осталась такой же прекрасной.

Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте литературно-музыкальный вечер закончим веселой песней.

Группа Фристайл «Белая метелица»

ПРИРОДА И МУЗЫКА : ЗИМА

Цезарь Кюи. Зима
Роберт Шуман. Зимой
Антонио Вивальди. Времена года - Зима

1-е занятие

Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А. С. Пушкин)

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей другого концерта – «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.)

Д е т и. Красивая, сверкают снежинки.

П е д а г о г. А какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, светлая.

П е д а г о г. Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. (Звучит фрагмент.) У русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской березке зимой. Когда слушаешь эту часть концерта А. Вивальди, вспоминаешь строки:

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали одну из частей концерта А. Вивальди «Зима». Какая музыка по настроению? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Нежная, светлая, красивая, словно снежинки мелькают на солнце.

П е д а г о г. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки. Сейчас вы услышите два произведения с похожими названиями. Одно из них - для фортепиано. Это пьеса Р. Шумана «Зимой». Другое - для голоса с фортепиано. Это песня русского композитора Ц. Кюи на стихи поэта Е. Баратынского «Зима». Какое настроение передано в этих произведениях? (Исполняются оба произведения.) Как звучит песня Ц. Кюи?

Д е т и. Грустно, печально, жалобно.

П е д а г о г. Картина суровой зимы вызывает уныние, сожаление о лете: ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела. (Исполняется песня.) А пьеса Р. Шумана, какая? (Исполняет ее.)

Д е т и. Тоже грустная, жалобная.

П е д а г о г. Да, эти произведения очень близки по настроениям. Одно из них вокальное, другое - фортепианное. В пьесе Р. Шумана лишь в средней части настроение светлеет. Кажется, что проглядывает солнышко или мелькают, переливаясь, снежинки. (Исполняет фрагмент.) Но вот снова возвращаются печальные, жалобные интонации (звучит фрагмент). Как созвучно этой музыке стихотворение поэта Афанасия Афанасьевича Фета!

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо - все одето
Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.

Нарисуйте дома картину зимы, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку Ц. Кюи, Р. Шумана и А. Вивальди.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали разные произведения о зиме - светлый, нежный концерт А. Вивальди, его вторую часть (звучит фрагмент), грустную, заунывную пьесу Р. Шумана «Зимой» (исполняет фрагмент) и похожую на нее по характеру печальную, жалобную песню Ц. Кюи (исполняет фрагмент). Иногда зимой в непогоду дует сильный ветер, завывает вьюга:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А. С. Пушкин)

Или у Сергея Есенина есть такие строки:

Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни поехать в лесу,
Ни пройти.

В первой части концерта А. Вивальди «Зима», с которой вы сейчас познакомитесь, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной. (Звучит первая часть.)
Вы слышали в начале равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении (звучит фрагмент).

На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка (звучит фрагмент). Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка (исполняется фрагмент и вся часть целиком).

Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами.
И ежась, и дрожа на холоду.

(Могут быть использованы репродукции картин, созвучные и контрастные по настроению музыке.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
А. Вивальди. Времена года - Зима. 1-я часть, mp3;
А. Вивальди. Времена года - Зима. 2-я часть, mp3;
Ц. Кюи. Зима (в исполнении детского хора «Гармония»), mp3;
Ц. Кюи. Зима. Соло, mp3;
Р. Шуман. Зима (в фортепианном исполнении), mp3;
Р. Шуман. Зима (в симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

С 1928 года Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые работали в Максатихинской средней школе №1. Павел Павлович преподавал математику, а Ольга Николаевна – литературу. О них помнят не только как о хороших специалистах, но и как о людях высокой культуры и духовности. Материалы о Луговых хранятся в музее средней школы №1, краеведческом музее, центральной библиотеке, музыкальной школе и в частных собраниях.

С 9 по 13 января в Библиотеке детского и семейного чтения г. Кашина прошла Неделя дошкольника «Тихий свет Рождества». К мероприятию были подобраны рассказы, сказки русских писателей. Надо сказать, что о Рождестве в нашей библиотеке достаточно много рассказов и сказок. Это в основном публикации в детских журналах – «Детское чтение для сердца и разума», «Шишкин лес», «Детская роман-газета». Но есть отдельно изданные книги: «Рождество и Пасха в детской литературе», «Большая книга Рождества», «Рождественская звезда», «Чудо-ёлка».
Час чтения предворяла беседа «Рождество Иисуса Христа». Потом звучало очень теплое и понятное детям стихотворение Саши Черного «Рождественское» с рассматриванием иллюстрации.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынурныв из тени,
Гладил лён его волос…
Для чтения вслух брали тексты - «Легенда о рождественской ёлке», из книги Ольги Першиной «Светлый ангела Рождества» рассказ «Снежная ёлка» и сказку «Лесное Рождество».

12 марта в Вышнем Волочке стартовала традиционная, ежегодная «Неделя тверской книги 2017-2018» - совместный проект Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и Вышневолоцкой центральной библиотеки. На выставке-просмотре в читальном зале представлено 167 экземпляров книг по различным отраслям знания и обширной тематики. Из них – 127 – «временные гости» из Твери и 40 экз. вышневолоцких авторов и издателей.
С приветствием к библиотекарям и читателям выступили: главный специалист отдела управления по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Вышневолоцкого района Анастасия Дмитриевна Глибина; ведущий эксперт по делам культуры и молодёжи администрации города Вышний Волочёк Ирина Валерьевна Соколова. Музыкальное приветствие подготовили воспитанники Вышневолоцкой детской музыкальной школы искусств имени С.А. Кусевицкого (педагог Любовь Синявская). Главный библиограф Центральной библиотеки Вера Алексеевна Верховская познакомила с программой Недели тверской книги, изданиями выста…

17 января в литературно-музыкальной гостиной «Вдохновение» прошел вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, прозаика, барда, сценариста, композитора Булата Шалвовича Окуджавы. Подготовили и провели мероприятие гости из города Архангельска – представители культурно-просветительского фонда «Сретение».
Литературная композиция представляла собой рассказ о трудной, полной испытаний, но невероятно интересной жизни поэта, о его творческом пути, жизни, любви, сокровенных мыслях. Из этой программы многим удалось узнать и увидеть Булата Окуджаву с другой стороны: в детстве - трогательным, ранимым и мечтательным мальчиком; затем - юношей, рано познавшем горечь утрат и ужас войны, тем не менее, в совершенстве знавшим поэзию, музыку, часто посещавшим оперу; далее - честным, необыкновенно одаренным, творческим человеком. Наверное, мало кто ранее знал, что после окончания университета Булат Окуджава работал сельским учителем, в работе не терпел никакой лжи и компромисса, и умел настолько увлечь …

Загрузка...