crimea-fun.ru

Обобщенно-личные предложения. Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе

1. Под обобщенно-личными традиционно понимаются такие односоставные бесподлежащные предложения, в которых представленное действие или состояние может быть соотнесено с любым лицом. Соотнесенность глагольного действия с любым лицом, не нашедшим вербализации в структуре предложения (нулевым субъективом), обобщающий характер представленного в предложении действия, формирует грамматическое значение предложений этого типа. Например: Любишь кататься, люби и саночки возить (посл.); Не зная броду, не суйся в воду (посл.); Тише едешь дальше будешь (посл.). Семантический компонент `обобщенность` в обобщенно-личных предложениях сформировался в результате исторического опыта мыслящих и анализирующих существ, сообщества людей. В них представлены классифицированные наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой предметов, жизненных явлений и ситуаций. Важнейшей особенностью предложений этого типа, по мнению ученых, является то, что «употребляются они при выражении только таких наблюдений, которые представляются говорящему обязательными, бесспорными, поскольку естественно вытекают из объективных особенностей наблюдаемых явлений или ситуаций. Поэтому в них легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, объективной обусловленности выражаемых наблюдений» .

Условия формирования обобщенно-личных предложений, определяющие их грамматическую семантику, проявляются и в том, что формы глагола, оказавшиеся в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи, являющееся результатом предшествующего опыта самого говорящего или определенного коллектива людей.

Обобщающий характер классифицирующей деятельности людей, обязательность и бесспорность представленного в предложениях положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках.

2. Обобщенно-личные предложения выделяются из совокупности односоставных предложений в силу своего семантического ядра – семы `обобщенность` действия. Сугубо «своих» структурных признаков предложения этот типа не имеют, в качестве структурообразующего компонента используют словоформы, присущие другим типам односоставных предложений в их переносном значении. Отсутствие специфических структурных признаков ставит под сомнение выделение особой структурно-семантической разновидности односоставных предложений. Вернее этот тип предложений можно охарактеризовать как специфический семантический тип бесподлежащного предложения, сформированного переносным значением ряда глагольных личных форм.

3. Наиболее типичным и основным способом выражения главного члена обобщенно-личных предложений – сказуемого – является глагольная форма 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. В отличие от глаголов 1-го лица единственного и множественного числа, «в которых отчетливо сохраняется отношение к конкретному субъекту речи», значение глаголов 2-го лица «более неопределенно и растяжимо» . В переносном значении эти формы теряют отношение к конкретному производителю действия и приобретают обобщенное значение. По мнению А. М. Пешковского , предложения, главный член которых представлен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность» . Например: Из песни слова не выкинешь (посл.); Наконец показалась темная свинцовая полоса; другого края ее не рассмотришь (Н. Лесков); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь , не спрячешься (Ю. Нагибин); Тише едешь – дальше будешь (посл.); У девушек сон утренний так тонок; Чуть дверью скрипнешь , чуть шепнешь : Все слышат (А. Грибоедов); Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни шелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь , идет или не идет его величавая ширина (Н. Гоголь). Действие, маркированное в данных предложениях, может быть соотнесено с любым и каждым лицом: никто не может выкинуть слов из песни, не нарушив ее, выбежать из себя, каждый может скрипнуть дверью. Любому, оказавшемуся на берегу Днепра, при тихой погоде трудно определить, движется ли река.

Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия. Например: Ума не скроешь , он бы в чем-нибудь высказался (А. Островский); Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов); На чужой роток не накинешь платок (посл.).

Свойственная обобщенно-личным предложениям сема обобщенности действующего, но не вербализованного субъекта, и соотнесенность представленного действия, состояния со многими лицами, способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица единственного числа представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего. Например: [Катерина] Как же ты сох? Расскажи мне про это. [Сергей] – Да как про это расскажешь ? Разве можно про это изъяснить, как сохнешь ? Тосковал (Н. Лесков); Как на тебя не взглянешь , а воды всё твои текут ! (И. Крылов).

Действия и состояния, испытываемые говорящим, часто обычные, но повторяющиеся, для их передачи используются формы настоящего или, реже, будущего времени. Обычность, повторяемость действия передается специальной лексемой, глаголом бывало в форме прошедшего времени, в содержательной структуре которого сема итеративности, повторяемости. Соотнесенность действия с говорящим устанавливается на основании контекста, ситуации или какой-либо дополнительной информации. Например: Встанешь бывало поутру и словно с горы на салазках покатишься Смотришь , уж и примчался к концу; вот уж и вечер, вот уж заспанный слуга и натягивает на тебя сюртук – оденешься и поплетешься к приятелю (И. Тургенев); Заберешься , бывало , в яблочный сад в самую середину высокой заросшей густой малины (Л.Толстой); Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела (А. Островский); Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину. (И. Бунин). Несмотря на то что говорящий в данных предложениях говорит прежде всего о себе, заменив форму 1-го лица формой 2-го лица, данные предложения обычно относят к обобщенно-личным предложениям, так как замена глагольных форм «произведена именно для того, чтобы подчеркнуть, что названный факт имел место не только в жизни говорящего, но любого лица в данной ситуации» . А. М. Пешковский , отмечая свойственную русскому предложению способность обобщать «личные факты, носящие глубоко интимный характер», писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме» .

4. Главный член обобщенно-личных предложений может быть представлен формой повелительного наклонения единственного числа. Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения следующие смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям. Например: Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.); Говори да не заговаривайся (посл.);

2) допущения возможности или невозможности действия. Например: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин); Пальца ей в рот не клади – она этого не любит (И. Тургенев); Ну, я допускаю, руби лес из нужды, но зачем истреблять их ? (А. Чехов);

3) действия, оцениваемого иронически. Например: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас ! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли. – Нет, воспитание дочерей неблагодарное дело! Вырастишь, взлелеешь подле себя, и потом отдай чужому человеку … останься сиротой … ужасно ! (А. Островский); Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

5) особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие. Например: Вначале каждая новая мысль кажется смутной. Но примись за работу, и произойдет кристаллизация идеи (А. Федин); Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков); Кусты и травы набухли водой: куст задень – как из ведра обольет … (Сладков).

5. Вопрос о морфологической природе главного члена обобщённо-личных предложений нельзя считать решенным.

6. К числу обобщенно-личных в специальной научной и учебной литературе часто относят также односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа типа Цыплят по осени считают; Соловья баснями не кормят и под. Однако с таким положением дел соглашаются не все лингвисты, объясняя свою позицию тем, что специфический компонент обобщенно-личных предложений признак личной причастности любого лица к наблюдениям, составляющим содержание этих предложений, не свойствен предложениям, главный член которых представлен «независимым» глаголом в форме 3-го лица множественного числа. «Благодаря употреблению формы 3-го лица множ. числа типизированные жизненные ситуации характеризуются в них “отстраненно“ от говорящего и его собеседника – как обобщение чужого, а не своего опыта. <…> Абстрактная обобщающая семантика предложений типа Цыплят по осени считают никак не связана с грамматическим значением лежащей в их основе модели» (курсив наш. – В. К.). Е. С. Скобликова считает, что «грамматическое выражение этой семантики достигается употреблением глагольного сказуемого в формах настоящего или (реже) будущего времени, с помощью которых в русском языке могут формироваться сообщения об устойчивых закономерных связях между явлениями – при любом структурно-семантическом типе предложения» . Использование этих предложениях в пословицах и поговорках возможно «благодаря их переносному значению и афористическому характеру», стилистически усиливающими обобщение. В. В. Бабайцева для предложений, в которых обобщенность деятеля, представленного формой 3-го лица множественного числа, наряду с термином «обобщенно-личные» , предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными, а по семантике являются неопределенно-обобщенными» .

7. Иногда в числе обобщенно-личных называют также предложения, главный член которых представлен формой 1-го лица множественно числа, обладающие значением обобщенности, личной причастности говорящего к сообщаемому. Это предложения типа пословичных: Что имеем , не храним , потерявши плачем; На одно солнце глядим , да не одно едим : Чужую беду руками разведу , а к своей ума не приложу и под. Однако исследователи отмечают, что значение личной причастности в подобных предложениях связано не с обобщающим значением действия структурообразующего глагола. Прежде всего в предложениях с глаголами в форме множественного числа и обобщающее значение и значение личной причастности «говорящего связаны с широкой грамматической семантикой местоимения мы и соответствующих личных окончаний глагола (-ем, -им)» .

8. Обобщающее значение может быть присуще и глаголам 1-го лица единственного числа. В таких, например, предложениях, как Чьё кушаю, того и слушаю, Я мыслю – следовательно, существую . Акад. В. В. Виноградов отмечает ослабление индивидуально личного значения местоимений 1-го лица в предложениях данного типа, однако указывает на то, что прямое отношение к говорящему субъекту, к я все же сохраняется, поэтому оба типа предложений следует относить к определенно-личным.

9. Односоставные обобщенно-личные предложения не следует путать с двусоставными предложениями, в структуре которых позиция подлежащего представлена личным местоимением ты с «затемненным» значением четкого указания на определенное лицо, выделяемые в грамматиках, начиная с «Русского синтаксиса в научном освещении» А. М. Пешковского . Его пример: Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? (Н. Гоголь); Наскучило идти – берешь извозчика и сидишь себе, как барин, а не хочешь заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так и шмыгнешь , что тебя никакой дьявол не сыщет (Н. Гоголь). Сема `обобщенность` действия в данных предложениях довольно яркая, но наличие здесь подлежащего не позволяет отнести подобные предложения в разряд односоставных. Сказуемое в таких предложениях может быть представлено любыми глагольными формами. Ср.: Наскучило идти – взял извозчика и сел себе, как барин, а не захотел заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнул, что тебя никакой дьявол не сыщет . При замене глагольных форм настоящего времени на прошедшее обобщенность значения действия сохраняется.

Е. С. Скобликова предложения такого типа относит к обобщенно-личным, ибо считает, что таковыми могут быть необязательно односоставные предложения на том основании, что местоимение ты может функционировать с обобщенным значением. Вот ее примеры: Ты много слышал и читал о простоте быта этого человека [Л. Н. Толстого], но эта простота все-таки поражает (Песков); И вдруг блеснуло что-то впереди. Еще шаг, другой – и ты выходишь к лесному озеру (Поступальская); С реки ты первый раз видишь Тобольск (Песков) . Такой же подход к двусоставным предложениям с обобщающей семантикой и личной причастностью говорящего к сообщаемому представлена в работах А. Н. Гвоздева, А. М. Пешковского, А. Г. Руднева .

Безусловно, элемент обобщенности, личной причастности говорящего к сообщаемому достаточно ярок, особенно в двух первых примерах, однако наличие подлежащего не позволяет отнести эти предложения к односоставным.

М. В. Панов , определяя тип односоставного предложения по значению формы глагола (определённо-личной, обобщённо-личной, неопределённо-личной), предостерегает от отнесения предложений с субъективом, представленным местоимением в форме 2-го лица множественного числа, типа За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон; перемигиваетесь с товарищем (И. С. Тургенев) на том основании, что предикатив отличается от значения обобщённо-личных форм, ввиду того, что в них «глаголы не обозначают действия, которое приписывается любому лицу (ср.: Что смолотишь, то и смелешь ). В словосочетаниях вы выходите, вы отыскиваете … – сохраняется обращение к собеседнику (“представьте, что вы идёте на охоту” и т. д.» .

10. Компонентный состав обобщённо-личных предложений определяется следующим: основная форма выражения предикатива – 2-ое лицо неактуального настоящего времени, вневременность предикативного признака и его обобщающий характер – конститутивны, носитель предикативного признака не вербализован, то есть представлен нулём. Структурная схема обобщенно-личных предложений двукомпонентна. Она представлена нулевым субъективом и спрягаемым глаголом во вневременном значении: «каждый делает что (поступает как)». Символически её можно представить так: N 1ø – Vf 2вневрем.

11. В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А. М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями . А. А. Шахматов рассматривал интересующие нас предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял. В современном русском синтаксисе статус специфического структурно-семантического типа обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. Так, отсутствие специфических структурных схем у предложений этого типа, послужили основанием для Игоря Павловича Распопова отказать обобщенно-личным предложениям в статусе особого конструктивного типа предложений .

12. Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Обобщённо-личные предложения широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают возможность для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе. Например: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – все стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин) .

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (реже – другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Любишь кататься люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

А.М. Пешковский писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А.М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями. А.А. Шахматов рассматривал данный тип предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял.

В современном русском синтаксисе статус обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. В исследованиях нет единого взгляда на грамматическую природу и специфику односоставных глагольно-личных предложений, отсюда различия в их классификации, поскольку основанием служит преимущественно семантический принцип. Природу синтаксической единицы прежде всего удастся объяснить с грамматической точки зрения, не абсолютизируя семантический критерий.

Одни лингвисты выделяют среди односоставных глагольно-личных предложений три самостоятельных типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные (А.А. Юдин, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, С.И. Сятковский, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев и др.), другие – два: определенно - и неопределенно-личные (А.А. Шахматов, В.И. Борковский, Л.В. Щерба,
Е.С. Истрина и др.) или неопределенно- и обобщенно-личные (А.М. Пешковский, С.И. Абакумов, В.М. Березин и др.).

По такому же принципу классифицируются односоставные глагольно-личные предложения и в учебно-методической литературе, но авторы (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, А.Ф. Кулагин) по-разному определяют круг грамматических структур для каждого из трех типов глагольно-личных предложений. Что касается учебно-методических руководств для школ и педучилищ, то в них представлены два типа глагольно-личных предложений. Все это создает в преподавательской практике большие трудности: во-первых, в разграничении неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений при омонимичности форм сказуемого; во-вторых, определении разновидностей определенно-личных предложений. Так, предложение Любят летчиков у нас.. . (Твардовский). А.Г. Руднев приводит как пример неопределенно-личных конструкций, а А.К.Федоров считает это предложение обобщенно-личным.



Не меньший разнобой существует в квалификации предложений со сказуемым-глаголом в форме 1-го лица мн. числа и повелительного наклонения. Так, предложение Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (А. Пушкин). Одни ученые (А. Н. Гвоздев, А.М. Финкель, Н.М. Баженов) относят к определенно-личным предложениям, а пословичные выражения Поживем – увидим, а нет, так услышим; Готовь летом сани, а зимой телегу некоторые относят к обобщенно-личным предложениям (Е.М. Галкина-Федорук, А.Г. Руднев), А.М.Земский, Н.С. Валгина часть подобных конструкций квалифицируют как обобщенно-личные предложения, а другие (Будем мир беречь ) – как определенно-личные предложения.

По личным формам глагольного ска­зуемого можно установить производителя действия – это второе лицо. Однако это второе лицо в подобных предложениях восприни­мается как обобщенное: Неодолимы воспоминания детства в часы затишья, когда остаешься наедине с самим собой (Перв.).

Значительно реже встречаются обобщенно-личные предложения со сказуемым в форме других лиц, поскольку не все лица в одинаковой степени способны к обобщению.

Обобщающий характер деятельности людей, обязательность и бесспорность положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках благодаря их переносному значению и афористическому характеру. В.В. Бабайцева для таких предложений предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными а по семантике являются неопределенно-обобщенными».

В основном обобщение в этих лицах встречается в пословицах и поговорках. Например:

а) в форме 1-го лица ед. ч.: Чужую беду рука­
ми разведу, а к своей ума не приложу
(посл.);

б) в форме 1-го лица мн. ч.: Что имеем, не храним, потерявши плачем .

в) в форме 3-го лица мн. ч.: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.);

также форма 3-го лица получает обобщенное значение на уровне неопределенности: действие соотносится с любым неопределенным лицом, действие принадлежит другим, многим, любым лицам: – Ты чего? – спросила Клава… – Или потеряла что? – Потеряла, – сказала Даша. – Потеряла я колечко, потеряла я любовь. – Теряют то, что не хранят, – отозвалась Клава наставительно (Вл. Лидин). Говорящий сообщает о факте реальной действительности, относящемся к неопределенным лицам, но включает и себя (1-е лицо) и собеседника (2-е лицо) в число тех, на кого распространяется это обобщенное замечание.

– Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия: Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов).

– в обобщенно-личных предложениях легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, формы глагола в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи;

По мнению А.М. Пешковского, предложения, главный член которых выражен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность»: Из песни слова не выкинешь (посл.); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь, не спрячешься (Ю. Нагибин);

– Сема обобщенности действующего субъекта способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица ед. ч. представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего: Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя несчастливым в виду иных несчастий (А. Грин).

– Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица мн. числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.).

– Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем не храним, потеряем плачем (посл.).

– Могут быть выражены глаголом в форме повелительного наклонения : Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.).– Особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие: Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков). Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения различные смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям: Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.).

2) допущения возможности или невозможности действия: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин).

3) действия, оцениваемого иронически: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли: Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

Сообщая о событиях в прошлом, говорящий отодвигает свою личность на задний план, подчеркивая картины прошлого. При­надлежность действия говорящему, 1-му лицу, несомненна, так как в таких предложениях 2-ое лицо может быть свободно заменено 1-м. Но такая замена хотя и возможна, но не адекватна, так как она лишает глагол, а вместе с ним и все предложение его обоб­щенного характера: Нет для наших девушек за­бавы милее, как собирать ландыши. Идешь по сплошным ландышевым листьям, крупным, светло-зеленым и прохладным. А цветов мало: словно только что кто-то прошел здесь и все сорвал. Но опустишься на колени, нагнешь голове) ниже, глянешь снизу и сбоку, и увидишь тут, и там, и там, – ах, у самых ко­лен твоих, у самой руки! – везде, везде, спрятанные под листья­ми, светятся жемчужные шарики ландышевого цвета! (Пан.). Здесь говорящий относит действие к себе, но он не противоставляет себя другим, а объединяется с ними, его действие выставляет­ся как типическое при подобных обстоятельствах для многих или для всех; в этом сказывается обобщающий характер этой кон­струкции.

Обобщенно-личные предложения с глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения могут быть при­даточными в составе сложного предложения, где они иногда приоб­ретают характер устойчивых сочетаний с обобщенным значением лица деятеля. Например: Вы поэт, так же, как и я; а что ни говори , поэ­ты – славные ребята ! (П.).

Отличие от других односоставных предложений с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие . Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой – там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Обобщенно-личные предложения существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности – в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах – всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего – в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа… (М. Лермонтов).

Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены:

в описаниях , когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного протекания действия или проявления состояния: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.);

в критических статьях, в публицистике предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.);

иногда используются и в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия: По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты;

в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.);

в очерковой литературе : Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира не заметишь.

Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Они широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают условие для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – всё стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин).

Обобщенно-личные предложения используются со стилистиче­ской целью. Это удобная форма передачи личных переживаний, настроений, воспоминаний, обращения к читателю, выражения об­щих суждений, пожеланий, советов

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы - какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый - все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг - глазам не веришь, стоишь - себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно .

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

В школьном курсе русского языка пристальное внимание изучению родного языка отводится в 8 и 9 классах основной школы. Причем в 8 классе изучается синтаксис простого предложения, а в 9 подробнейшим образом рассматриваются особенности и разновидности сложных.

В 8 классе после изучения словосочетания и типов связи в нем авторы учебников достаточно много материала посвящают односоставным предложениям. В числе прочих односоставных конструкций изучаются обобщенно-личные предложения, примеры которых можно найти далее.

В школьном курсе русского языка 8 класса рассказано, что все простые предложения русского языка условно можно разделить на группы односоставных и двусоставных. Среди односоставных выделяются две большие разновидности: группа подлежащных и группа сказуемых предложений.

Вторая группа подразумевает, что в простом предложении единственный главный член – это сказуемое. В ней насчитывается четыре разновидности: безличные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Обобщенно-личные от других односоставных конструкций отличаются тем, что такое предложение информирует не о деятельности конкретного лица, а сообщаются общие понятия, которые применимы к различным лицам и ситуациям.

Если говорить о конкретных грамматических показателях этой группы, то важно отметить такой важный факт, что субъект действия не назван и мыслится обобщенно. В такую односоставную синтаксическую конструкцию можно подставить подлежащие, выраженные лексемами: «любой», «всякий», «каждый».

Структурные особенности таких односоставных предложений совпадают с особенностями определенно-личных и неопределенно-личных предложений. А именно: сказуемое в них – глаг. 2 л. ед. ч. или 3 л. мн. ч.

Важно! Исходя из названия разновидности односоставных синтаксических конструкций, становится понятно, что смысл этих предложений обобщен. Другими словами, в качестве подобных синтаксических единиц могут выступать пословицы, афоризмы, поговорки, прописные истины.

Примеры обобщенно-личных предложений


Рассмотрим примеры из художественной литературы:

Пословицы с таким типом конструкций известны каждому:

  • Лежачего не бьют.
  • Век живи – век учись.
  • Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  • Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Дырявую бочку не наполнишь.
  • На деньги ум не купишь.
  • Снявши голову, по волосам не плачут.
  • С кем поведешься – от того и наберешься.
  • Соловьев баснями не кормят.
  • Слезами горю не поможешь.
  • Гостю щей не жалей, а погуще налей.
  • Что посеешь – то и пожнешь.

Обобщенно-личные предложения, представленные поговорками:

  • На одни и те же грабли наступает.
  • Посеешь привычку – пожнешь характер.
  • Покупаешь не дом, а соседа.
  • Из песни слов не выкинешь.
  • Сделал дело – гуляй смело.
  • Не говори «гоп», пока не перескочишь.
  • Не родись красивым, а родись счастливым.

Возникает закономерный вопрос: почему среди мудрых изречений, принадлежащих народу, так много обобщенно-личных предложений? Ответ достаточно прост: на протяжении веков народ наблюдал и метко подмечал в речи обобщенный опыт поколений.

Современные лингвисты говорят о том, что обобщенно-личные предложения, вернее, пословицы и в их качестве, являются обязательными и не вызывают споров. Они становятся следствием причинно-следственных связей анализируемых ситуаций. По этой причине с течением времени все эти выражения приобрели значение неизбежного, необходимого и объективно обусловленного.

Важно! Обобщенно-личные предложения подробно описываются в специальных лингвистических пособиях. Также об этой разновидности односоставных конструкций информацию можно найти и в электронной библиотеке – Википедии.

Полезное видео

Подведем итоги

Необходимо заучить, как правило, что обобщенно-личное предложение – это односоставное предложение с главным членом – сказуемым. Важно, что глагол-сказуемое в них имеет значение действия, которое может выполнять какое угодно лицо. В речи обобщенно-личные предложения чаще всего употребляются, когда говорящему необходимо подчеркнуть важность совершаемого действия. Причем это действие не привязано к конкретному временному промежутку и может выполняться любым человеком. Именно по этой причине очень много подобных конструкций входит в тексты художественных предложений. Многие предложения перешли в статус афоризмов, пословиц и поговорок.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Загрузка...