crimea-fun.ru

Ненависть в произведении война и мир. Дружба и вражда: всегда ли вражда во вред? Любовь к родине

Изображение войны в романе "Война и мир"

И. "Севастопольские рассказы" - своеобразный пролог к "Войны и мира". (Именно из этих рассказов начинается тема войны и мира в творчестве Л. Толстого. Что такое война, чем руководствуются генералы - патриотизмом или тщеславием - все это рассматривается в рассказах. Все эти вопросы встанут в романе по-новому.)
II. Война - это "вражда всех со всеми". (Война рассматривается не только как военные действия на поле боя, но и как вражда, против которой выступает Толстой. Для него не существует традиционного разделения на частную жизнь и историческое. Более того, его интересует личная жизнь как основа исторического. Именно поэтому понятие войны включает так много всего.)
III. Война - это смерть. (Толстой отмечал, что его не столько интересовало, какое количество войска и как принимала участие в том или ином бою, сколько то чувство, под влиянием которого один человек был способен убить другого. Именно поэтому батальные сцены приравниваются к описанию событий частной жизни героев.)
1. Смысл описания батальных сцен. (Через описание битв Толстой проводит мысль о значении народа как целостного единства, скрепленной моральными традициями жизни "миром". Через массовые сцены он показывает настоящий патриотизм как понимание того духа, что объединяет людей в народ. 1 величие человека проявляется через глубину ее связей с органической жизнью народа. И героизм - это проявление этих связей и понимание основ народной жизни.)
2. Момент истины, который спасает. (Таких моментов истины, связанных с различными героями, немало. Так Николай Ростов не в состоянии убить молоденького французского офицера, потому что на какое-то мгновение понял, что тот - такой же человек, которую где любят и ждут. Так же и грозный маршал Даву на мгновение увидел глаза вовсе не грозного Пьера и не смог подписать ему смертного приговора. Толстой показывает, как понимание человеческой природы, чувства гуманизма одних спасает от смерти, а других от убийства.)
3. Война не бывает справедливой. (Интересно, что, описывая военные действия во время освобождения России от Наполеона, описывая патриотическую борьбу партизан и регулярного войска под руководством Кутузова, писатель ни разу не назовет войну "справедливой". Война для него - это всегда убийство, и оно не может быть справедливым. Вот почему его любимый герой Кутузов не дает никакого боя ослабленном врагу, а только гонит его с родной земли. Жизнь - вот главная ценность для Кутузова, а потому он не желает платить жизнями солдат за чины и награды своих офицеров, а тем более не желает такой цене наград для себя.)
IV. Гармоничный мир - это мир мира. (Толстой утверждает, что путь к гармонии, к счастью лежит через преодоление вражды, преодоление всякой войны между людьми, которые бы проявления она не имела. И этот закон одинаково действенный как для частной жизни, так и для исторического.)

Л.Н. Толстой – роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух пос­ледних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим интеллекту­альную общность этих людей, их схожее отношение к жизни. Для князя Андрея и Пьера характерна внутренняя рефлексия, вечные поиски истины, смысла жизни. Они поддерживают друг друга в минуты душевных кризисов. Так, Болконский беспокоится за Пьера, когда тот начинает кутить в компании Долохова. Пьер же поддерживает князя Андрея после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне». Именно Пьер го­ворит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». Таким образом, дружба и любовь, по мысли писателя, – это то, ради чего стоит жить.

Здесь искали:

  • дружба в романе война и мир
  • дружба и вражда война и мир
  • война и мир дружба и вражда

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой на примере многих героев показал нам истинное понятие любви и дружбы.

Он раскрыл нам их такими, какими они должны быть во взаимоотношениях между человеком и человеком, человеком и семьей, человеком и народом. Самый яркий, живой образ, о котором я бы хотела сказать, - это Наташа Ростова, а также семья Ростовых. Наташа «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». И пусть Толстой не наделил ее внешней красотой, но он ей дал самое прекрасное, что может быть в душе человека: бесконечную любовь ко всему, что ее окружало. В семье Ростовых всегда царила любовь и доброжелательность ко всем и ко всему.

Дружба здесь раскрывалась на том, что у членов семьи не было тайн друг от друга. В общении они искренни и чутки. Взять, к примеру, отношения Наташи и ее мамы - графини Ростовой. Не раз она (Наташа) прибегала к ней в спальню и изливала всю душу. Не каждому дано разговаривать так откровенно со своими родителями, как это делала Наташа.

В этом проявлялось большое доверие, а следовательно, и любовь ее к матери. Такие бескорыстные и нежные отношения были также между отцом и сыном - Николаем Ростовым, между Наташей и Соней. Несмотря на то что Соня была противоположна по характеру Наташе, графинюшка ее горячо любила и сильно переживала за ее отношения с Николаем. Наташу все любили за ее живость; она излучала тепло и радость, поэтому у окружающих возникало чувство большого дружелюбия к ней, которое переходило в сильную любовь. Наташа смогла растопить холод в душе Андрея. Она повеяла на него своей жизнерадостностью и любовью, тем самым заставив его понять, что жизнь в тридцать один год еще не закончена.

Именно горячность ее души растопила весь лед в душе князя, а после его гибели Наташа сумела подарить искреннюю и нежную любовь Пьеру, которому не смогла ее подарить «холодная» красота Элен. Образ этой героини противоположен образу Наташи, и ее судьба подтверждает нам значимость искренней любви человека ко всему. Еще хотелось бы отметить то, с каким вниманием и настойчивостью Наташа просит расселить в их доме раненых.

Она готова сама остаться, чтобы помогать ухаживать за ними, и то, что в этот момент интересует Соню: посуда, вещи и другое, - Наташу волнует меньше всего. Для нее самое главное, чтобы им - раненым - было удобно и уютно. Одна эта забота Наташи о раненых говорит о ее любви к своему народу, и ее внимание согрело не одну душу. Толстой не всех наделил такими качествами, какими наделил Наташу. В романе есть и такие герои, души которых переполняла ненависть и злоба к окружающему миру. Именно эти качества не могли им позволить в любви раскрыть свои истинные чувства, обрекая и себя и других на страдания. Такими были А.

Курагин и Долохов. Присувсзшие таких героев в романе очень важно и необходимо, потому HTD, читатель, критикуя плохое, вредное и губительное как для общества, так и для самого человека, будет вбирать в себя те прекрасные истины дружбы и любви, которые для нас открыл Л. Н.

Толстой в своем романе. Об истинах любви и дружбы мы также узнаем, читая о семье Болконских. В этой семье сложилась большая дружба между братом и сестрой, и хоть нет такой ярко выраженной атмосферы любви между отцом и детьми, но большое чувство между ними есть, и оно ощущается, только это чувство скрытое.

Также, читая о семье Болконских, а в особенности о княжне Марье, мы понимаем, что внешность человека ничего не значит, главное - то, что в сердце, в душе у него: любовь или ненависть, дружба или неприязнь. Глаза - зеркало души, и они всегда расскажут о человеке. В описании Толстого княжна Марья некрасивая, даже уродливая, но глаза ее излучали столько тепла, света и доброты, что некрасивость ее становилась неприметной. Размышляя о дружбе и о любви, мне хочется, чтобы все люди научились так же сильно и искренне любить, как Наташа Ростова, быть такими же добрыми и чуткими, как княжна Марья.

Может быть, если люди смогли бы научиться излучать радость, нежность, тепло и счастье по отношению друг к другу, по отношению к себе и к природе, родине, семье, то мир наш был бы самым замечательным и прекрасным и не было бы войн, слез матерей и страданий. Я хотела бы написать о большой дружбе между Андреем Болконским и Пьером Безуховым и о любви Наташи. Наташа Ростова долго была уверена, что жизнь - это сплошной праздник. Наташа была общей любимицей семьи. В ней было столько энергии, она была переполнена сил и готова куда-то улететь. От Наташи исходило добро и ласка, любовь и радость. Наташа любила слушать народную музыку и часто «бросалась» в пляс.

На первом балу Наташа замирает от страха, что ее никто не пригласит. Но напрасны были ее страхи: Наташу пригласил Андрей Болконский, он высоко оценил ее наивность и естественность поведения. Наташа жила больше сердцем и чувствами, чем головой. Поэтому она влюбилась в Андрея Болконского. Андрей Болконский стремился к полезной деятельности, любил труд. Андрея не интересовали те пустые вопросы, которые обсуждались в салоне Анны Шерер, он ходил там со скучающим видом и улыбался только своему другу Пьеру. Поэтому, когда Андрей встретил Наташу, он полюбил ее.

Наташа была не похожа на девушек из света: Наташа была такая искренняя, наивная, доверчивая. Но именно доверчивость Наташи привела ее к увлечению Анатолем Курагиным. И это была ошибка, которая привела к размолвке с Андреем Болконским. Но, по-видимому, Наташа не любила Андрея, если позволила себе увлечься другим. Наташа была просто увлечена им, ведь она совсем молодая и наивная девушка.

И поэтому она решила, что влюбилась, хотя на самом деле это было лишь увлечение, ее ждала впереди. Однако, когда Наташа встретила раненого Андрея, она поняла, какую ошибку совершила, изменив ему.

Она переживала из-за сознания страшной вины перед любимым человеком. Перед самой смертью Андрей Болконский прощает Наташе ее измену. Время - лучший лекарь, и Наташа полюбила другого. Она полюбила Пьера всем сердцем, раз и навсегда. Первый раз мы встретили Пьера в салоне Анны Павловны Шерер. Он пришел вместе с Андреем.

Пьер был очень большой по телосложению и похож на медведя, но в душе он очень добрый, искренний, отзывчивый. В жизни Пьера было мало покоя, пока он не встретил Наташу. Пьер жил, совершая ошибки, он тратил свои силы и деньги на кутежи с друзьями. Но самую большую ошибку он совершил, женившись на Элен. Он женился не по любви: его просто заставили.

И хотя Элен была очень красивой женщиной, на самом деле она никого не любила, кроме себя и денег. Элен была очень холодной и расчетливой женщиной. Поэтому Пьер постиг весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной, человеческая подлость угнетала Пьера. И для того, чтобы быть подальше от Элен и света, Пьер уезжает на войну.

На войне Пьер попал в плен, а после освобождения из плена он узнает о смерти своей жены Элен и лучшего друга Андрея Болконского. После войны Пьер возвратился домой и встретил Наташу Ростову, но уже не шестнадцатилетнюю девочку.

Пьер полюбил Наташу и женился на ней. Наташа была не похожа на девушек света, на главном месте у нее была любовь. Поэтому они жили очень счастливо в деревне.

На примере этих героев Толстой показал дружбу и любовь. Большая дружба между Андреем и Пьером. Влюбленность Наташи в Андрея и настоящая любовь между Наташей и Пьером.

Введение

Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, – проявление этого чувства очень различно, оно зависит от людей и обстоятельств. Очень ярко показано, какая бывает любовь и что это такое, в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Ведь именно любовь в романе «Война и мир» является основной движущей силой в жизни героев. Они любят и страдают, ненавидят и проявляют заботу, презирают, открывают истины, надеются и ждут, – и все это любовь.

Герои романа-эпопеи Л.Н.Толстого живут полной жизнью, их судьбы переплетаются. Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Курагина, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов, Анатоль, Долохов и другие, – все они в большей или меньшей степени испытали чувство любви и прошли путь духовного возрождения или нравственного падения. Поэтому сегодня тема любви в романе «Война и мир» Толстого остается актуальной. Перед нами проносятся целые жизни людей, разных по своему статусу, характеру, смыслу жизни и убеждениям.

Любовь и герои романа

Элен Курагина

Светская красавица Элен имела «несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Но вся эта красота присутствовала лишь в её облике. Душа Элен была пуста и безобразна. Для неё любовь – это деньги, богатство и признание в обществе. Элен пользовалась большим успехом у мужчин. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она продолжала кокетничать с каждым, кто привлекал её внимание. Статус замужней женщины нисколько не смущал её, она пользовалась добротой Пьера и обманывала его.

Такое же отношение в любви проявляли все члены семьи Курагиных. Князь Василий называл своих детей «дураками» и говорил: «Мои дети – обуза моего существования». Он рассчитывал женить своего «младшего блудного сына» Анатоля на дочери старого графа Болконского – Марье. Вся жизнь их строилась на выгодном расчете, а человеческие отношения были им чужды. Пошлость, подлость, светские развлечения и утехи – вот жизненный идеал семьи Курагиных.

Но не поддерживает такую любовь в «Войне и мире» и автор романа. Л.Н.Толстой показывает нам совсем другую любовь – настоящую, верную, всепрощающую. Любовь, которая прошла испытание временем, испытание войной. Переродившаяся, обновленная, светлая любовь – любовь души.

Андрей Болконский

Этот герой прошел трудный нравственный путь к своей истинной любви, к пониманию собственного предназначения. Женивший на Лизе, он не имел семейного счастья. Общество его не интересовало, сам он говорил: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея? Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».

Наташа Ростова

Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.

Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.

Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»

Пьер Безухов

Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».

Марья Болконская

О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.

Любовь к родине

Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.

Любовь к родителям

Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.

Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.

Характеристика отношений главных героев и описание их любовных переживаний помогут ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе «Война и мир» Льва Толстого».

Тест по произведению

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война - мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.

Прежде всего для Толстого важно было показать, что человек не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, - сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек - особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев. Описывая их внутреннюю жизнь, Толстой использует свой любимый прием, названный Н. Г. Чернышевским «диалектикой души». У каждого толстовского героя свой мир, и даже самые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры. Идеально близкими показаны в эпилоге отношения между княжной Марьей и Николаем Ростовым, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Марья не могла понять отношения Николая с крестьянами и его любви к хозяйству. «Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала». Но и Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, пред тем «почти недоступным» ему «возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такое понимание мира ассоциируется в романе с образом шара. Мир-шар предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому. В одном случае человек, сливаясь с миром, остается свободным и счастливым (в плену Пьер попадает в мир народа, соединяется с ним и становится лучше и чище; перед ним открываются истинные жизненные ценности, он наконец-то находит для себя объяснение жизни и ее смысла), в другом - мир, чуждый человеческой сущности героя, подавляет его, лишает свободы и делает несчастным. Примером этого может служить эпизод с Наташей в опере.

Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. «Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась». После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.

Подчинение миру света Наташи произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира.

Вообще все герои «Войны и мира» делятся на людей мира и людей войны. Люди мира - это князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Ростовы - к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя. Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали «наш князь». Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты тоже привязались к Пьеру, впустили его в свою дружную семью и называли «наш барин». Вместе люди мира составляют силу объединения, которой противостоит сила разъединения, состоящая из людей войны, таких, как Анатоль, Василий и Элен Курагины, Друбецкие и др. Эти персонажи Толстого неспособны создавать свои миры. Каждый из них за себя, каждый привык только использовать людей, его окружающих, каждый все время старается что-нибудь урвать, каждый занят только своими интересами, интригами, и ему нет дела до остальных. И в мирное время эти люди находятся в состоянии войны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Они врываются и приносят много горя и страданий людям мира. Достаточно вспомнить, сколько неприятных минут, разочарований принесла Элен в жизнь Пьера и как роковым образом повлиял Анатоль на жизнь Наташи и князя Андрея. Силы разъединения способны действовать и в большем масштабе. Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление что-нибудь урвать для себя приводят к разрушениям в мировом масштабе, они приводят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир. Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял сам Наполеон, злой гений, ради личной славы, своего самолюбия, для удовлетворения своего эгоизма способный жертвовать чужими жизнями, убивать ни в чем не повинных людей, стирать с лица земли города и целые народы. Захваченная «наполеоновской идеей» Россия была вовлечена в кампанию 1805 года из-за борьбы интересов в высших правительственных слоях общества. Война 1805 года была абсолютно ненужной и непонятной для русского народа, для русского солдата. В Аустерлицком сражении простые солдаты не знали, ради какой цели они борются, не понимали, за кого они умирают, поэтому силы русского народа не объединились, и сражение было позорно проиграно.

Война - это всегда разрушение, но, как это ни парадоксально, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года - это пример объединения всей нации, всего народа перед величайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офицеры с солдатами, и тогда сражения обязательно выигрываются. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Андрея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона.

Да, люди способны объединяться в экстремальных ситуациях, перед лицом опасности. Но опасность проходит, и опять начинается борьба людей друг с другом за наследство, за карьеру, за власть; война разъединяет их. В этом причина пессимизма Толстого. Люди еще не научились единению в мирное, спокойное время, не умеют жить «всем миром». От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со всеми. Идея мира для Толстого является ОДНОй из главных в романе. Основное значение слова «мир» здесь - это идея всеобщего единения.

Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с вселенной, От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми к всеобщему единению людей и затем к единению с природой, с вселенной - таково представление Толстого об идее мира в романе. Человек, чувствующий связь с вселенной, может быть по-настоящему счастлив, спокоен, умиротворен, он не боится смерти. Достаточно вспомнить мысли и описания чувств Пьера в очень важный и трудный период его жизни в плену у французов, когда он начинает себя ощущать частью безграничного мира.

«Пьер взглянул на небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - И все это поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к товарищам». Ощущение себя частицей огромного мира проявляется и во сне, который Пьер видит после убийства Каратаева.

«Живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» - это Земля, вселенная; поверхность шара «состояла из капель, плотно сжатых между собой» - это маленькие миры людей. Капли эти «то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие». Но они оставались неотделенными частицами этого колеблющегося шара. Отделиться значило погибнуть.

Самая глубокая, важная потребность человека, согласно взглядам автора «Войны и мира», - преодолеть свою ограниченность и слить свое «я» со всем бесконечным миром. Эта потребность проявляется в настойчивых жизненных поисках князя Андрея и Пьера. Князя Андрея все время мучит жгучий интерес к тому, чем живут, чем счастливы другие люди, он испытывает горечь оттого, что им нет дела до него, он жаждет влиять на их судьбы.

Князь Андрей говорит: «Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!» - это и есть главная идея «Войны и мира», вложенная Толстым в уста своего любимого героя - князя Андрея.

Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром не только не уничтожает отдельное человеческое «я» в безликости всеобщего, но напротив, расширяет личность и утверждает подлинный смысл ее жизни. Чем шире мир, с которым ощущает свою связь герой, тем светлее и радостнее его существование. «Человек чувствует себя личностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. Если бы человек был один, он был бы не личностью», - записал Толстой в своем дневнике. Но как же добиться этого единения, жизни «всем миром»? Толстой отвечает на этот вопрос образами своих героев. Прежде всего, надо научиться понимать других людей, как понимал и чувствовал их князь Андрей. «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми».

Еще надо уметь делить с другим человеком не только радость, но и страдания, как Наташа. В начале романа Наташа могла лишь передавать другим радость, веселье, хорошее настроение, но делить страдание, сочувствовать она не умела. «Нет, мне слишком весело, чтобы портить свое веселье сочувствием чужого горя», - думала она в начале романа. И лишь в конце, пережив много страданий, она научилась разделять горе другого. «Друг мой, маменька, - говорила она, напрягая все силы любви на то, чтобы как-нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя».

Большое значение в своем романе Толстой уделяет внезапно и беспричинно возникшим симпатиям между героями, например, Тушина к князю Андрею, старого Болконского к Пьеру, князя Андрея к семейству Ростовых, солдат и ополченцев к князю Андрею и Пьеру. Симпатии, которые испытывают князь Андрей, Пьер, Наташа и другие, обладают очень широким диапазоном, они симпатизируют многим людям по разным причинам. И чаще всего по таким, которые не могли бы и сами назвать.

«Да, лучшее средство к истинному счастию в жизни - это: без всяких причин пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловить туда все, что попало, и старушку, и ребенка, и женщину, и квартального», - писал Л. Н. Толстой в своем дневнике.

«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» - нельзя. Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «паутина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувствует «слабость любви».

Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек - это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой - частица всеобщего мира, Земли, вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъединение всего сущего, а война разрушает эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей». Л. Н. Толстой своим романом предостерегает людей от этого зла, указывая путь к счастью через единение людей.

Загрузка...