crimea-fun.ru

Музыкальное творчество эдварда грига. Общая характеристика творчества эдварда грига История создания трех музыкальных произведений грига

Для хора, солистов и оркестра:

  • Берглиот (Bergliot , с л. Б. Бьёрнсон а, ор. 42. 1871; 2-я ред., 1885),
  • У врат монастыря (Foran Sydens Kloster , из поэмы Бьёрнсоиа, ор. 20, 1870-71 ),
  • Возвращение н а родину ( Land Kjennmg , сл. Бьёрн сона, ор. 31, 1872; 2-я ред., 1881),
  • В плену гор (Одинокий, DenBcrgtekne , op . 32, 1878).

Для оркестра:

    симфония c - moll , (1863-64 ),

    к онцертная увертюра - Осенью ( Host , op . 18, 4, 1866 (прослушать) ; переоркестрована в 1888, имеется переложение для фортепиано в 4 руки ),

    Пер Гюнт (1-я Сюита из музыки к драме Г. Ибсена , ор. 4 li , 1888 : Утро, Смерть Осе, Танец Анитры, В пещере горного короля; 2-я сюита, ор. 55, 1896: Похищение невесты - Жалоба Ингрид, Арабский танец, Бурный вечер па берегу, Песня Соль вейг; обе сюиты переложены для фортепиано в 2 и 4 руки),

    Сигурд Крестоносец ( Sigurd Yorsalfar , сюита к драме Бьёрнсона , op . 56, 1892: В королевском замке, Сон Воргхильды, Торжественный марш; переложена для фортепиано в 2 и 4 руки),

    Симфонические танцы на норвежские темы (ор . 04, 1898, переложены для фортепиано в 4 руки),

    Лирическая сюита ,

    Колокольный звон (Klokkeklang , переложение фортепианные пьесы, ор. 54, 1904).

Для струнного оркестра :

    2 элегические мелодии (на темы песен на сл . О. Винье, ор. 33, ор. 34, 1883),

    Из времён Хольберга ( Fra Hol bergs Tid , переложение одноим. сюиты для фортепиано, ор. 40, 1884- 1885),

    2 мелодии (на темы собств. песен, ор. 53, 1890 )

    2 нор вежские мелодии (на темы нар. песен из сб., ор. 17, ор. 63, 1894-95, переложены для фортепиано в 4 руки),

    2 пьесы (Вечер в горах, Колыбельная, ор . 68, 1898, переложение фортепианных пьес №4 и № 5 из 9-й тетради Лирических пьес, ор. 68).

Концерты с оркестром :

    для фортепиано (a - moll , op . 16, 1868 (прослушать "Allergo molto moderato" , прослушать "Adagio - attacca" , прослушать " Allegro moderato molto e marcato" ); h - moll , 1882, сохранился набро­сок 1-й ч.)

Камерно-инструментальные ансамбли :

    Andante con moto для скрипки, виолончели и фортепиано (1878),

    струнн. квартеты ( d - moll , 1861, не сохранился ; g - moll , op . 27, 1877-78; F - dur , без ор., 1891, неоконч.),

    фортепиано квинтет (1836, наброски )

Д ля фортепиано в 2 руки :

    Вариации на нем. мелодию (1854, рукопись не сохранилась ),

    23 маленькие пьесы (1859 ),

    9 детских пьес (по свящ. фрейлейн Л. Рейс, 1859 ),

    3 пьесы (пос в. Терезе Берг, 186 0 ),

    4 пьесы (ор. 1, 1861-62 ),

    6 поэтических муз. картинок (Poetiske Toncbilleder , op . 3, 1863 ),

    4 юморески (op . 6, 1865), соната (op . 7, 1865 ),

    Траурный марш памяти Рикарда Нурдрока (без Ор., 1861 ), имеется переложение для воен. орк.),

    25 норв. песен и танцев (Norske Folkeviser og Dandse , на мелодии из сб. Л. М. пдемана, ор. 17, 1870),

    Из народной жизни ( Folkelivsbilleder , ор. 19, 1872),

    Баллада в форме вариаций на норвежские нар. мелодии (Ballade i form at variasjoner over en norsk folkevise , op . 24, 1875 ),

    6 норвежских горных мелодий ( Sex norske field - melodier , без op ., ок. 1875),

    4 листка из альбома ( op . 28, № 1, 1864; № 2 , 1874; № 3, 1876; № 4 (прослушать) , 1878),

    Импровизация на нор вежские нар. песни ( improvisata over norske folkeviser , op . 29, 1878),

    Из времён Хольберга ( Fra HolbergS Tid , op . 40, 1884; переложение для струн, орк., 1885),

    транскрипции собств. песен (ор. 41, 1885 и ор. 52, 1891)

    19 доныне неоп убл. норвежских народных песен в обработке для фортепиано , op .6(5,1896),Слотты.

    17 норвежских крестьян ских танцев для скрипки соло, они исполняются на нар. инструменте «феле», запись IO . Хальворсена,

    обр. для фортепиано ( Slat ter . 17 norske Bondedanse for Violinsolo slik som de spilles pa Fele , op . 72, 1901-02),

    Настроения (Stemninger , 7 пьес, op . 73, 1905 ),

    3 пьесы (без ор.: Б танце, Dansen gar и Танец гномов, Tusseslat , 1898; Белые облака - Hvide skyer , без op .; 1891; опубл. 1908)

Лирические пьесы :

(Lyriske Stykker , 10 тетрадей, 66 пьес:

I - ор. 12 (прослушать "Танец Эльфов " , no.4) , 1867;

II - Ор. 38 (прослушать " Berceuse" , no.1, прослушать "Folk Song" , no.2 , прослушать "Spring Dance" , no.5 ) , 1883;

III - ор. 43 (прослушать " Papillons" , no.1, прослушать "Little Bird" , no.4) , 1886;

IV - ор. 47 (прослушать " Spring Dance" ) , 1887;

V - ор. 54 (прослушать " Shepherd Boy" , no.1 ) , 1891, 3 - Шествие гномов (прослушать) , Troldtog , № 4 - Ноктюрн;

VI - ор. 57, 1893;

VII - op . B 2, 1894-95;

VIII - ор. 65, 1896, № 6 - Свадебный день в Трольхаугене, Bryllupsdag pa Troldhaugen ,

IX - op . 68- (прослушать "Cradle Song"), no.5, 1895;

X - op .71,1901).

Для фортепиано в 4 руки :

    2 симф. пьесы (переложение 2 частей симфонии c - moll , op . 14, 1864),

    Норвежские танцы (ор. 35, 1881; переложение для фортепиано в 2 руки, 1881),

    Вальсы каприсы (ор. 37, 1883; переложение для фортепиано в 2 руки, 1883).

Для 2-х фортепиано :

    Старонорвежский романс с вариациями ( Garameinorsk melodic med variasjoner , op . 51, 1891, переложение для орк., 1904),

    2-я фортепиано партия к 4 сонатам В. А. Моцарта , без ор., 1876 - 79).

Для скрипки и фортепиано :

    3 сонаты (F - dur , op . 8, 1865; G - dur . op . 13, 1867; c - moll , op . 45, 1886-87)

    Га вот (1867 )

Д ля виолончели и фортепиано :

    соната (a - moll , op . 36, 1882- 1883)

Для хора acappela :

    4 песни, пос в. Студенч. хор. об-ву в Копенгагене (1863, неопубл.)

    Вечернее настроение (посв. Норвежскому студенч . хор. об-ву и его рук. Й. Д. Берен су, сл. Ю. My , 1867)

    Песня моряка (Норвежский моряк, сл. Вьернсона , без ор., 1868)

    У гроба Вельхавена (сл. Ю. My , без ор., 1873 )

    Кантата на открытие памятника X . Хьерульфу в Кристиании (сл. А. Мунка, 1874)

    Песнь северных борцов за свободу (сл. Бьёрнсона , 1874, неопубл.)

    Две песни на сл. У. Луфтхюса (без ор., 1881 )

    Приветствие певцов па с л. Скав ланна (к празднику песни в Тронхейме, без ор., 1883)

    Кантата на открытие памятника X . Хольбергу в Бергене (с л. Рольфсена, без ор., 1884)

    Песня нашего знамени (с л. Бьёрнсона, 1893 )

    Две песни (с л. Й. Даля, 1896)

    Приветствие певцов Кристиании (сл. И. Ли, без ор., 1896), Ave Maria Stella (без op ., 1898)

    Уле Буллю (с л. Й. С. Вельхавена, 1901 )

Около 150 песен, романсов и песенных циклов на с лова норвежских, датских и немецких поэтов, в том числе на с лова X . К. Андерсена - 15 (ор. 5, 1864; без ор., 1865; ор. 15, 1870; ор. 18, 1865-69),

И. Паупьсена - 16 (ор. 26, 187(5; ор. 58, цикл Норвегия - Norge ; op . 59, 1893-94),

О. Бинье - 15 (ор. 33, 1873-80; без ор., 1880),

Б. Бьёрнсона - 10 (без ор. 1867, 1871, 1873; ор. 18, 1868; ор. 21, 1870-72; ор. 39, 1869-84),

Г. Ибсена - 7 (ор. 15, 1868; ор. 25, 187Й),

X . Драхмана - 12 (цикл "По скалам и фьордам" - Fra Field og Fjord , op . 44, 1886; op . 49, 1886-89),

О. Бенцона - 10 ( op . 69, op . 70, 1900),

А. Гарборга - 8 (цикл Девушка с гор - Haug - tussa , op . 67, 1896-98),

Г. Гейне - 7 ( op . 2, 1861; op . 4, 1863 - 64; op . 39, 1869-84; op . 48, 1889),

В. Крага - 5 (op . 60, 1894),

P . Шамиссо - 4 (op . 2, 1861; op . 4, 1863-64),

А. Мунка - 4 (op . 9, 1863-65),

К. Винтера - 4 ( op . 10, до 1862),

н а с лова из книги для чтения Н. Рольфсена -7 детских песен (ор. 61, 1894);

на с л. И. В. Гёте, И. Л. Уланда, К. Рнкардта, Ф. М. Бо деиштедта и др.

Музыка к спектаклям драматического театра :

    Сигурд Крестоносец ( Sigurd Jorsalfar к драме Бьёрнсона , 5 номеров, ор. 22, 1872),

    Улаф Трюгвасоп (3 сцены из неоконч. оперы на текст Бьёрнсона, ор. 50, 1873; 2-Я ред. 1883; конц. исп. под упр. Грига , 1889, Кристиании; спенич. пост. 1908, Нац. т-р, Кпнстиания),

    Пер Гюнт (музыка к поэме Г. Ибсена, o р. 23 номер, 1874-75, переложена в виде 2 сюит для симф. орк., а также для фортепиано в 2 и 4 руки).

Литературные сочинения и письма :

Избранные статьи и письма,

  • Соната для фортепиано ми минор, оп. 7 (1865)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8 (1865)
  • «Осенью» для фортепиано в четыре руки, оп. 11, также для оркестра (1866)
  • «Лирические пьесы», 10 сборников, с 1866 (оп. 12) до 1901 (оп. 71).
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13 (1867)
  • Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16 (1868)
  • «Сигурд Крестоносец», оп. 22, музыка к пьесе Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1872)
  • «Пер Гюнт», оп. 23, музыка к пьесе Генрика Ибсена (1875)
  • Струнный квартет соль минор, оп. 27 (1877-1878)
  • «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки, оп. 35, также для оркестра (1881)
  • Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36 (1882)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45 (1886-1887)
  • Симфонические танцы, оп. 64 (1898).

Наследие Грига

Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.

«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, - пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка.

В современной культуре

  • Карл Столлинг, композитор киностудии Warner Bros., часто использовал мелодию из пьесы «Утро» для иллюстрации утренних сцен в мультфильмах.
  • Музыкальный спектакль «Разноцветный трубочист» (1957) по рассказу Братьев Гримм использовал исключительно музыку Грига.
  • Мюзикл «Песнь Норвегии» (1970) основан на событиях жизни Грига и использует его музыку.
  • Rainbow - Hall of the Mountain King (альбом Stranger in Us All, 1995) - композиция в стиле хард-рок, основанная на музыке пьесы «В пещере горного короля» на слова Кэндис Найт (жены Ричи Блэкмора, гитариста группы). Песня Vikingtid российской пэган-метал группы Butterfly Temple с альбома «Сны Северного Моря», также содержит в себе фрагменты этого произведения Грига.
  • Первая часть фортепианного концерта используется в фильме Эдриана Лайна «Лолита» (1997).

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64

Когда рояль поёт загадочного Грига,
Не только музыка, но света тайный звук
Рождается движеньем чутких рук
В попытке удержать неповторимость мига.
Здесь красота в согласье с простотой,
А искренность - с таинственным молчаньем,
Суровость севера - с пылающей мечтой,
И вечной страсти нежной звучанье.
Мечты, воспоминанья, явь и сон,
И луч любви - хрустальный голос Нины, *)
Плач Ингрид, верной Сольвейг тихий стон,
заснеженной Норвегии картины…
И кажется - всё чудо бытия:
Гармонию и древний хаос чувства,
Безмерность сущего и мимолётность «Я»
Вместило гения норвежского искусство.

(Джелал Кузнецов)

Эдвард Григ. Норвежская идиллия

Город Берген расположен в западной части Норвегии, у прекрасного фьорда, выходящего в Северное море. Крыши домов, разбросанных по окрестным холмам, целыми неделями и месяцами звенят под ударами длинных пальцев дождя. В портовых тавернах старые рыбаки с влажными от тумана бородами рассказывают спокойными и суровыми голосами сказки о феях и троллях, о мирских чудовищах и ужасных бурях. И лишь поздно ночью, когда ветер укладывается спать в подворотнях, их шаги звучат и затихают на сырых от дождя и тонущих в тумане улицах.

В этом городе 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ - самый замечательный композитор не только своей родины, но и всей Скандинавии. До его появления народы северной Европы не ценили народной музыки, не знали, что может сделать из неё композитор.

Песни и танцы крестьян они считали лишёнными подлинной ценности и не понимали, что в них звучат целые века воспоминаний. Столько радостей и горестей, столько незабываемых праздников! Григ уже в детстве открыл их красоту: мама, которая давала ему первые уроки музыки, часто наигрывала песни и танцы, услышанные от крестьян. Однообразное и мощное колебание их ритмов рождало мелодии то весёлые, то грустные. Ночью, перед тем как заснуть, ребёнок вспоминал их; он вставал с постели, спотыкаясь в темноте, тихо спускался по лестнице и начинал импровизировать на фортепиано, едва касаясь клавиш, чтобы его не забранили.

В школе Григу пришлось испытать немало горя из-за арифметики. Чтобы избавиться от неё, он нередко сбегал с уроков. Чаще всего мальчик бродил под дождём, до тех пор, пока с его одежды не начинали стенать потоки воды. Видя это, учитель посылал его домой переодеться, и, пока он возвращался в сухой одежде, урок арифметики кончался.

Григу было двенадцать лет, когда он показал соученикам своё первое музыкальное сочинение, «Вариации для фортепиано на немецкую тему», опус 1. Но учитель, заметив, чем он занимается, наклонился над молодым музыкантом и влепил ему хорошую оплеуху:

Лучше бы ты вспомнил имя короля, с которым Улаф Геральдссен вёл переговоры о независимости Норвегии! - сердито добавил он.

Эдвард учился в гимназии, когда их дом посетил знаменитый норвежский скрипач Уле Булль, бывший ученик Паганини. Вероятно, даже молния, неожиданно упавшая в комнату, не поразила бы молодого Грига сильнее.

Этот сильный, сутуловатый человек со всегда склонённой к левому плечу головой рассказывал о замечательных вещах. Эдвард целыми часами слушал эти рассказы, глотая его слова и глядя на его руки. Ему приходилось домысливать, как он играет ими на скрипке, потому что скрипач приехал без инструмента. Зато он захотел послушать игру Эдварда на фортепиано и, услышав, предсказал ему блестящее будущее. Уле Буллю удалось уговорить родителей послать мальчика в Лейпциг, в консерваторию, славившуюся на весь континент.

Эдвард покинул родину с глубоким сожалением, но скоро привык к новой обстановке и к студенческой жизни.

В Лейпциге повсюду жили воспоминания о Иоганне Себастьяне Бахе и Феликсе Мендельсоне-Бартольди, и молодой норвежец с глубоким волнением открывал места, в которых эти великие музыканты давали свои концерты, где им аплодировали и где они обучали своих учеников.

Вернувшись в Берген, Григ был поражён красотой своей страны, которую увидел теперь глазами зрелого человека.

Море раскинулось вдали, мягкое, зелёное, блестящее.

Голубоватая дымка поднималась, чуть колеблясь, над залитым солнцем фьордом. Красные и жёлтые цветы прятались в траве, склоняясь под тяжестью росы.

Вверху, в горах, снег лежал даже летом, посылая вниз, к фьорду с кружевными берегами, прохладные дуновения ветра.

Через скалистые долины к морю бежали шумные реки, они пересекали неумолимо шумевшие леса, густые заросли ежевики и поляны, покрытые душистыми травами, доходившими человеку до пояса.

Возле моря из склона горы выступали красные гранитные скалы самых причудливых форм. Нежный свет лежал на всём, как блестящая пыльца, и в его лучах гонялись друг за другом молчаливые птицы.

Григ любил бывать среди крестьян, знакомиться с их обычаями, песнями и танцами. В конце почти каждой недели он уходил из дому и совершал путешествия по стране. Он услышал множество мелодий, множество рассказов о гномах и эльфах, познакомился с жизнью и обычаями простых людей. Вскоре он написал танец троллей: норвежцы думают, что это крошечные духи, которые прячутся в пещерах и превращаются в камень, как только их коснётся первый луч солнца. Поэтому они блуждают по лесу лишь ночью и исчезают, лишь только первые лучи окрасят верхушки елей.

Композитора зачаровало поэтическое воображение его народа, песни и красочная одежда крестьян. Он старался узнать всё это как можно глубже и выразить в своей музыке. Первый свой концерт он дал в Бергене, включив в него и несколько своих сочинений. Его искреннее волнение поразило слушателей, ибо Григ обладал даром выражать свои чувства в живой и свободной форме, передавая в них свои впечатления о природе родины, о встреченных людях. Всякий раз, сочиняя музыку, он так ясно видел их перед глазами, будто бы рисовал их портреты с помощью музыкальных нот.

«Как нет народа без искусства, так искусство не может существовать без народа»,- любил повторять композитор.

Неустанно совершенствуя своё мастерство, молодой артист всё же никогда не довольствовался тем, что знал; мир музыки с его неисчерпаемыми тайнами казался ему слишком огромным, чтобы он мог считать себя его господином. Это заставило Грига снова поехать учиться, на этот раз в Копенгаген, где он брал уроки у Нильса Гаде, которого считали основоположником скандинавской школы музыки. Там он познакомился с пианисткой и певицей Ниной Хагеруп, на которой позднее женился, и сочинил на слова Ганса Христиана Андерсена знаменитую «Песню любви», которую посвятил любимой.

В годы, проведённые в Копенгагене, Григ подружился с композитором Рихардом Нурдроком - автором национального гимна Норвегии. Музыканты решили бороться плечом к плечу за создание национального искусства, чуждого иностранных влияний. Оба они восхищались народной музыкой и поэзией, оба гордились их оригинальностью. По инициативе этих композиторов-энтузиастов было создано общество Евтерпы, поставившее своей целью борьбу за развитие скандинавского искусства.

Воодушевлённый этой целью, Григ развернул у себя на родине широкую концертную деятельность. Концерт в столице Норвегии, Осло, прошёл с невиданным успехом и привёл к назначению композитора на пост капельмейстера оркестра Филармонического общества. В этом качестве он написал одно из своих самых известных сочинений, ля-минорный концерт для фортепиано с оркестром, и сегодня фигурирующий в репертуаре всех крупных пианистов мира. Впервые исполненный в Лейпциге, он был встречен бурными аплодисментами публики. Критики придерживались, однако, другого мнения и, как это случалось не раз, обманулись в своей оценке. Они писали о «жалкой, незначительной пьеске Грига», не понимая ценности и богатства её ярких, оригинальных мелодий. Однако не только критики, но и многие соотечественники Грига проявили к его сочинению полное невнимание.

Отсутствие доходов очень стесняло композитора, тем более что, не имея средств содержать оркестр, он вынужден был надолго распустить его. Именно в этот период, когда на него обрушилось столько трудностей и огорчений, композитор потерял своего первого и единственного ребёнка. Положение казалось уже совсем безвыходным, когда из Рима пришло восторженное письмо Франца Листа. Великий венгерский пианист и композитор от всей души поздравил его с Сонатой для фортепиано, опус 8, и заключил письмо словами: «Хочу надеяться, что у себя на родине вы пользуетесь успехом и поддержкой, которых достойны!» Показав это письмо норвежским властям, композитор получил, наконец, скромную дотацию, и на эту сумму съездил в Рим. Там он лично познакомился с Листом, который жадно расспрашивал композитора о Норвегии, об её искусстве и народной музыке. Но ещё более ценными, чем рассказы Грига, были для него его сочинения. Они показались Листу сокровищницей чувства, характерной для страны, из которой приехал их создатель; в этих мелодиях звучали порывы героизма, блеск солнца и звон бокалов, пролетали порывы ветра, вырисовывались прекрасные пейзажи.

Ваша музыка источает дикий и пьянящий дух северных лесов, - сказал Лист Григу, когда тот сыграл ему Концерт для фортепиано с оркестром, блестяще воспроизведя все его оттенки.

Потом он взял руку норвежца, который был ниже его ростом, и крепко пожал её. На его лице сияла радость, он говорил непрерывно, восхищаясь искренностью и новизной подлинно народного искусства Эдварда Грига.

Поддержка Листа была самым важным событием в жизни Грига. Охваченный новым воодушевлением и страстью к творчеству, он вернулся на родину. Там он начал искать тихий уединённый уголок, где он мог бы поселиться и писать музыку, никем не тревожимый. Он бродил от села к селу, от одного фьорда к другому, но нигде не останавливался, не находя уединения и покоя, необходимых для творчества.

После множества неудачных попыток композитор, материальное положение которого между тем значительно улучшилось благодаря концертам и гонорарам, купил наконец домик в дикой местности, неподалёку от Бергена. Это было каменное строение с небольшой башенкой на крыше и витражами в окнах, окружённое соснами и зарослями жасмина; композитор назвал его Тролльхауген, то есть «Холм троллей».

Там бывали друзья композитора, простые, неизвестные люди и знаменитости, как писатель Бьёрнстьерне Бьёрнсон, немецкий композитор Франц Бауэр, драматург Генрих Ибсен. Когда Ибсен переделал свою поэму «Пер Гюнт» для театра, он попросил Грига написать к ней музыку. Там родилась сюита под тем же названием, которая получила известность, редко достигаемую подобного рода сочинениями. Она принесла композитору благосостояние и славу, убедив норвежское правительство дать ему ежегодное пособие.

Никогда не опьяняемый успехом, неустанно изучающий искусство своего народа Эдвард Григ был одним из тех национальных художников, которые способны различить и воспроизвести тончайшие оттенки народной мысли и чувства. В его романтической музыке звучат мелодии и ритмы норвежского фольклора, старинные песни и танцы страны древних викингов.

До последних дней своей жизни сохранив молодую душу, Григ не покладая рук писал произведения для голоса и фортепиано, для сольных инструментов, камерную музыку и пьесы для оркестра. Особенно любил он песню, в которой звучала поэзия его народа. Его щедрое сердце было готово с любовью принять всё прекрасное. Он считал, что его произведения - это искры, вылетающие из души народа.

Когда композитор умер, пятьдесят тысяч норвежцев проводили его в последний путь. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе, недоступном посетителям. Там, никем не тревожимый, автор Песни Сольвейг и Танца Анитры мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зелёных лесах Норвегии.

Звуки музыки

Творчество Грига обширно и разнообразно. Оно разнообразно и в жанровом отношении, и по тематике. В его сочинениях мы находим и картины народной жизни, родной природы, и образы народной фантастики, и жизнь человека со всей её полнотой. Наибольшей известностью пользуются его сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».

В области фортепианной музыки Григ сыграл очень важную роль. Но прежде надо отметить одну из характерных черт его таланта - о чём бы ни писал композитор, к какому бы жанру ни обращался, все его сочинения овеяны лиризмом, живым и любовным отношением. Недаром П. И. Чайковский писал: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры».

Проникнувшись духом норвежских народных мелодий, он положил их в основу почти всех своих произведений. Особенно ярко характерные черты творчества проявились в фортепианных произведениях Грига.

Эдвард Григ обращался к фортепиано на протяжении всей жизни. Его фортепианные миниатюры были для него своеобразным «дневником», в который композитор записывал свои личные впечатления и наблюдения, мысли и чувства. В этих миниатюрах Григ предстаёт настоящим писателем, ярко и образно описывающим картины жизни.

Композитор оставил около ста пятидесяти фортепианных пьес. Семьдесят из них изданы в десяти тетрадях, получивших название «Лирические пьесы». Они во многом близки «Музыкальным моментам» и «Экспромтам» Шуберта, «Песням без слов» Мендельсона.

Из «Лирических пьес» Грига видно, как много дум и чувств отдал композитор родине. Эта тема по-разному проявилась пьесах - в великолепных музыкальных пейзажах, в жанровых сценках, в образах народной фантастики.

Например, «Норвежская мелодия» (слушание) рисует целую танцевальную сценку. Нам зримо видны фигуры танцующих, разные «па» танца - кружащегося спрингданса. Характер подчёркивается и своеобразным сопровождением, подражающим звучанию народных инструментов.

«Гангар» («Крестьянский марш») (слушание) – популярный в Норвегии танец-шествие (gang - шаг). Это старинный парный танец спокойного и величаво-торжественного характера. Слушая эту пьесу, мы можем представить себе процессию танцующих. Они как будто сначала приближаются к нам, а затем удаляются.

Одним из самых ярких образцов музыкальной фантастики Грига является его пьеса «Шествие гномов» (слушание). Музыка рисует нам причудливый сказочный мир, подземное царство троллей и гномов, этих страшных и злых карликов. Средний раздел пьесы рисует чарующую красоту, ясность природы.

Одно из самых радостных и ликующих произведений Грига – «Свадебный день в Тролльхаугене» (слушание) (Тролльхауген - местечко в Норвегии, где находилась вилла Грига. Здесь композитор провёл последние годы своей жизни. Несмотря на то, что большинство Лирических пьес» - миниатюры камерного характера, эта пьеса выделяется среди них своей яркостью, масштабами, виртуозным блеском. Броскостью музыкальных образов это сочинение приближается к типу концертной пьесы.

Свадебные марши занимают большое место в норвежском фольклоре. И это шествие Грига звучит уверенно, горделиво. Но в то же время, характерный «волыночный» бас придаёт ему простоту и очарование сельской сценки. Пьеса также существует в оркестровой версии. Это произведение Григ подарил своей жене Нине 11 июня на годовщину свадьбы.

Среди «Лирических пьес» мы встречаем светлые, поэтические образы природы: «Бабочка», «Птичка», «Весной». В этих пьесах проявился редкий дар композитора немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок.

Яркий пример тому - пьеса «Птичка» (слушание), как бы сотканная из коротких порхающих трелей и скачущего ритма.

Пьеса «Весной» (слушание) - апофеоз пробуждения природы. Неповторимое очарование звуковых образов напоминает трогательно неуверенное появление подснежников. В письме к издателю Григ назвал это собрание пьес «весенними песнями».

Тонкими страницами лирических высказываний являются такие пьесы цикла, как «Вальс-экспромт», «Элегия» (слушание).

Одним из самых лиричных эпизодов творчества Грига является пьеса, открывающая цикл, - «Ариетта» (слушание). Она отличается удивительной чистотой, наивностью, непосредственностью, душевным покоем. Очень тонкий приём композитор использовал в её заключении: такое своеобразное многоточие. Песня обрывается на полу фразе, как будто мысль певца унеслась куда-то вдаль.

В презентации использованы репродукции картин художников: Ханса Андреаса Дахл, Адольфа Тидемана и Ханса Гуде; фотографии достопримечательностей Норвегии.

Загрузка...