crimea-fun.ru

Моя музыка — лунные степи. Японская леди дирижер Почему так мало женщин-дирижеров

Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет

Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.

Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком.  Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.

Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра  необычайно эффектно исполнили концертную программу.  Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.

Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.

Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.

Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.

По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.

Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.

Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое  как в музыкальной жизни страны, так и мира.

Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.

Он такой же человек, как и мы с вами. Получает удовольствие от простых вещей - любит водить машину, путешествовать, радуется тёплым лучам солнца, пению птиц, запаху скошенной травы... Но с первых аккордов его композиций понимаешь, что это не простой талант, божественный. Кто он - самобытный композитор или виртуозный музыкант? Знакомьтесь, в гостиной «Петровки, 38» ДиДюЛя.

Ещё с юных лет у меня было огромное желание играть красивую музыку и дарить её людям. Подаренная мамой гитара примагнитила меня быстро и навсегда. Основы техники игры я получил на курсах. В своё 16-летие у меня появилось чёткое представление о том, в каком стиле я должен играть на гитаре. Сегодня я делюсь музыкальными откровениями, и в какой-то степени ощущаю себя проводником этих мелодий, гармоний и своих творческих впечатлений.

Выступления музыкантов на улицах - это многовековой пласт культуры всех народов. Именно с улицы, на Арбате начался мой творческий путь в Москве. Это было хорошей практикой. Уличный музыкант свободен от рациональности и раздражительности, открыт и доверчив. Поэтому разные люди шли на контакт, и в их числе оказался Сергей Кулишенко, который помог мне в дальнейшем сделать первые шаги на большую сцену. Началась моя студийная работа, были выпущены дебютный альбом и музыкальный видеоклип под названием «Айседора». А дальше как будто было всё предопределено. Я приехал на встречу с продюсером Иосифом Пригожиным в его офис, и в тот самый момент, когда я вошёл к нему в кабинет, звучала моя музыка. Уже через 10 минут был подписан контракт.

Вообще, я пережил массу мистических моментов. Думаю, что когда-нибудь напишу о своём творческом пути, и эта книга сможет быть использована в качестве руководства, пособия для музыкантов, которые пытаются найти себя.

Любое творческое произведение ассоциируется у меня с маленьким ребёнком. И очень важно, в какой студии зарождается мелодия, с какими аранжировщиками, продюсерами, под какими рекорд-лейблами создаётся пластинка. Каждое произведение рождается со своей эмоциональной историей - необычной, трудной, лёгкой, загадочной, но обязательно мистической. Музыка и есть та мистическая великая энергия, которая подарена человечеству, чтобы оно не погибло. Я люблю по крупицам собирать музыкальные бриллианты: колебания звука струн, унисон звучания. В такие моменты я как будто сливаюсь с гитарой, становлюсь одним целым. В моём понимании инструментальная музыка может жить ярко, самостоятельно и без участия вокалистов. Но, тем не менее, я получил большое удовольствие, работая с такими певцами, как Авраам Руссо, Кристина Орбакайте и Дмитрий Маликов.

Музы моего творчества - это и космос, и любимый человек, и мечты из детства. У меня больше тридцати гитар. Все они - ручная работа лучших мастеров мира. С помощью инструментов я делюсь музыкальными находками и дарю гармонию, вдохновляю и наполняю радостью, а когда душа откликается на музыку, она уносит тебя в неизведанные дали. Если соотнести характер моей музыки с образными картинами природы - это лунные, степные среднерусские пейзажи, безбрежный океан, величественный Эверест или заснеженный Монблан. Не скрою, есть произведения, которые написаны под впечатлением уклада повседневной жизни. Это тоже немаловажно.

Работа с симфоническим оркестром была моей давней мечтой. И она сбылась, когда группа ДиДюЛя выступила с симфоническим оркестром на сцене «Крокус Сити Холла». Альбом, представленный публике в день концерта, мы записывали в Нью-Йорке почти восемь лет. Оркестром дирижировала Ли Отта - человек, знакомство с которым перевернуло моё мировоззрение. Молодая девушка-дирижёр в музыкальном мире большая редкость. Ли Отта уникальна. Она композитор, автор оркестровок, теоретик музыки, продюсер мирового уровня, сотрудничала с известными группами Enigma и Gregorian.

Впервые попал в большое кино в 2001 году, сыграл сам себя - музыканта-гитариста в фильме «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Партнёром был легендарный рок-музыкант Брайан Адамс. В фильме также снималась Юля Высоцкая и целая плеяда известных актёров.

Для меня «Петровка, 38», помимо того, что это некий адрес, воспетый нашим советским кинематографом, ещё и бренд, символ правды и честности. Мне хочется поблагодарить стражей порядка за их бесценный труд и подарить им свою музыку. К сожалению, я не принимал участие в концертах, посвящённых Дню сотрудника органов внутренних дел, но с удовольствием бы это сделал.

Музотерапия. Прослушивание таких композиций, как «Красиво, хорошо, блаженно», «Голос сфер», «Айседора» - это хороший способ релаксации. Я уверен, что подобная музыка несёт позитивный заряд и по-особенному сказывается на психологическом состоянии слушателя. Ведь когда-то Гиппократ и Пифагор тоже прописывали курсы лечения музыкой. Более того, известно, что музыкальные творения, исполненные на гитаре, могут уменьшать симптомы некоторых заболеваний, например, они оказывают благотворное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы. Доказано, что такой струнный инструмент, как гитара, пробуждает в человеке чувство сострадания. А через музыку можно разгадать эту удивительную красивую загадку под названием Жизнь.

Айрин ДАШКОВА, фото Ксении ИВАНИТЫ

101 год назад, 5 декабря 1916 года, родилась Вероника Дударова - первая российская женщина-дирижер. Да что там, и на сегодняшний день единственная.

Фигура в нынешнем понимании совершенно не медийная. Ни скандалов, ни громких заявлений, ни какой-никакой интриги, за которую можно было бы зацепиться въедливому биографу. Но при этом судьба такая, что сразу понятно: да, невероятная. Подтверждения? Их долго искать не нужно. Вот хотя бы: имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса - шутка ли, более 50 лет проработать с крупнейшими оркестрами мира.

Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши

Все ее решения в жизни выверены, словно бы никогда она не мучилась сомнениями.

Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама, как теперь принято говорить, домохозяйка. Отец - инженер-нефтяник. Но важно не это, а вот что: уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом - в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.

Говорят, для экзаменационной комиссии это был шок. Вот сидят они - мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Вот заходит она - невысокая худенькая брюнетка, с порога решительно заявляющая о своем желании быть дирижером. И это при том, что до нее женщин в этой профессии в мире было всего две - Жанна Эврар и Надя Буланже. А в Советском Союзе такое и вовсе представить было невозможно без наводящих вопросов.

Вот вопросы и посыпались: мол, кто такая, зачем, отчего именно этот факультет, отчего бы не пойти на фортепиано поучиться поиграть?

Что ответила? Да вот что: "Я не помещаюсь на фортепиано". И добавила, увидев растерянность что Гинзбурга, что Аносова: "Я слышу музыку исключительно от оркестра. Лучше всего - от симфонического".

Может, снова говоря современным языком, выпендривается? Может, конечно. Вот преподаватели и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения. В наличии имеются: пианино и виолончель, ноты симфонии Моцарта, музыканты и она, экзаменуемая Дударова с дирижерской палочкой в руках.

Палочку эту, однако, она откладывает спустя несколько минут, объясняя: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Еще несколько минут спустя она становится студенткой.

Вспоминали историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году. Во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга

От наглости ли это? Откуда там наглость, у этой девушки из кавказской семьи. Скорее уверенность в себе и выбранном жизненном пути. Дударова настолько уперта, что в 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.

В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера. Не бог весть пока что, всего тридцать музыкантов. Но Дударова, все еще студентка консерватории, берется за дело со всей серьезностью.

Серьезность была замечена: через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она - дирижер, а после - худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.

"В России, например, я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, - говорила она позже. - Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное - иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы".

"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование - мужская профессия, - подтверждал и экс-министр культуры РФ, профессор столичной консерватории Александр Соколов. - Она первой в нашей стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".

Из официального: за годы управления оркестром Вероника Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Она осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Свиридов, Хачатурян, Хренников, Эшпай, Щедрин, Таривердиев, Шнитке, сотрудничала с выдающимися исполнителями: Спиваковым, Коганом, Гергиевым, Крайневым, Кремером, Плетневым.

Из неофициального: ее называли "огненным дирижером", "железной Вероникой", "Чингисханом в юбке". И с восторгом рассказывали о невероятном упорстве и силе воли. Вспоминали, например, историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году: во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга.

Восторгались ею и газеты. В 1986-м испанская La Vanguardia писала: "Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент. Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши".

Дударова, конечно, тяжело переживала, когда в эпоху перестройки ей, 75-летней, пришлось оставить свой оркестр. Могла на все плюнуть. Могла взять и уехать в любую страну мира.

Но признавалась: "В свое время меня называли лягушкой-путешественницей, потому что я очень любила путешествовать и объездила много стран и континентов. Я даже стала записывать названия стран и городов, где побывала, чтобы не забыть. Но сколько бы меня ни приглашали в другие страны, я всегда говорю, что никогда в жизни никуда из России не уеду. Я ее очень люблю. Она мне дорога и как место моего рождения, и как место моего формирования. Всему, что умею, я научилась именно в России".

Она не опустила руки ни в прямом, ни в переносном смысле. В 1991 году Дударова создала новый симфонический оркестр России, собрав под свое крыло 110 музыкантов.

Вероника Дударова умерла 15 января 2009 года на 92-м году жизни. За 23 года до этого ее именем была названа одна из малых планет. И это тот случай, когда подобный жест не выглядит чрезмерным: быть звездой было бы для нее слишком пошло, а вот планетой - в самый раз.

Владимир Борисов

Родилась в г. Виннипеге (Канада). В возрасте трех лет начала учиться игре на фортепиано, в пять лет — на скрипке, в восемь - на флейте. Окончила Джульярдскую школу музыки, имеет магистерскую степень и как дирижер (получала стипендию имени Бруно Вальтера, училась у выдающегося дирижера Отто-Вернера Мюллера), и как флейтистка (педагог - прославленный Джулиус Бейкер).
Еще будучи студенткой школы, работала ассистентом Клаудио Аббадо на Зальцбургском фестивале. А также практиковалась в дирижировании в Тэнглвудском музыкальном центре (Бостон). Дебют в качестве флейтистки состоялся в знаменитом концертном зале Карнеги-холл - Кери-Линн было тогда лишь немногим больше двадцати. А в 1990 г., в 23 года, она дебютировала и как дирижер - с оркестром Национального центра искусств Канады. В 1994-98 гг. была очередным дирижером Далласского симфонического оркестра.

После ухода из Далласского оркестра началась ее успешная карьера в качестве приглашенного дирижера - преимущественно в Италии, где она преимущественно исполняла итальянский репертуар: дирижировала «Аидой» Дж. Верди в Римской опере, «Лючией ди Ламмермур» Г. Доницетти в Опере Турина, «Веселой вдовой» Ф. Легара, «Тоской» Дж. Пуччини и «Лючией ди Ламмермур» в Вероне, «Лючией ди Ламмермур» в Анконе (музыкальный руководитель спектакля, премьера которого была приурочена к открытию здания театра после реставрации), а также оперой «Отелло» Дж. Верди и «Тоской» в Опере Ниццы (Франция) и «Нормой» В. Беллини в Роттердаме (Нидерланды). Выступала с оркестрами США, Канады, России, Латвии, Украины, Италии и др.

Сотрудничала с Монреальским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Торонто (Канада), Лос-Анджелесским филармоническим и Сент-Луисским симфоническим оркестрами. Выступала с Национальным филармоническим оркестром России в концерте Марии Гулегиной на сцене Московского международного Дома музыки (2005 г.).
Дирижировала в Италии - пуччиниевскими операми «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» на фестивале Пуччини (Торре-дель-Лаго, Тоскана), оперой «Риголетто» Дж. Верди в различных итальянских театрах (оркестр Фонда Тосканини), «Севильским цирюльником» Дж. Россини на фестивале Флорентийский музыкальный май, «Золушкой» Дж. Россини в Опере Триеста, «Вертером» Ж. Массне в Опере Бари, «Мадам Баттерфляй» на фестивале Арена ди Верона.
За пределами Италии - оперой «Мадам Баттерфляй» в Лейпцигской опере (оркестр Гевандхауз), «Тоской» в Венской государственной опере, «Богемой» в Опере Бильбао (Испания), а также «Богемой» и «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре (2005 г.) и пуччиниевскими операми «Турандот» (2005 г.) и «Манон Леско» в Национальной опере Украины (2006 г., музыкальный руководитель постановки).

В 2007 г. дебютировала в Норвежской опере, выступив в качестве дирижера-постановщика оперы «Тоска» Дж. Пуччини, в театре Массимо в Палермо - дирижер-постановщик оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти. Дирижировала премьерой оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти в Опере Бильбао (совместная постановка Оперы Монте-Карло и театра Комунале в Болонье). В 2008 г. дебютировала в Лос-Анджелесской опере (дирижер-постановщик оперы «Ласточка» Дж. Пуччини), а также дирижировала в Опере Тулона (Франция) - «Тоской», в Венской государственной опере - «Мадам Баттерфляй».

В 2008 г. дебютировала в Большом театре, продирижировав оперой «Богема».
В Большом также дирижировала операми «Тоска», «Иоланта», «Дон Карлос».

В сезоне 2009/10 г. дирижировала постановками «Богемы» Дж. Пуччини, «Пиковой дамы» П. Чайковского и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Израильской опере (Тель-Авив). Участвовала в исполнении опер «Фальстаф» Дж. Верди и «Испанский час» М. Равеля в Джульярдской школе (Нью-Йорк), «Турандот» Дж. Пуччини в Вашингтонской национальной опере, «Симон Бокканегра» Дж. Верди и «Девушка с Запада» Дж. Пуччини в Опере Монреаля, «Риголетто» в Театре Массимо в Палермо, «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти в Варшаве, «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Манон Леско» Дж. Пуччини в Бухаресте. На фестивале «Пражская весна» дирижировала Загребским филармоническим оркестром, а также оркестром театра Реджо в Парме на сцене Оперы Бильбао. В следующем сезоне сотрудничала с Венской государственной оперой, Израильской оперой, давала концерты в Мюнхене, Салерно, Монреале.

В сезоне 2012/13 гг. дебютировала в Опере Цюриха в постановках опер «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича и «Травиата». Также дирижировала «Летучим голландцем» Р. Вагнера в Опере Монреаля, «Набукко» Дж. Верди в Ла Корунье и «Травиатой» в Опере Бильбао (Испания), «Евгением Онегиным» в Варшаве. Впервые выступила на музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне (Германия) с Симфоническим оркестром Северогерманского радио, исполнив «Травиату» Дж. Верди. Среди иных ангажементов этого сезона - первое выступление в «Пиковой даме» в Королевской Шведской опере (Стокгольм), а также «Травиата» в Салерно, «Отелло» Дж. Верди в Бари и Бухаресте, «Борис Годунов» в Тель-Авиве.

Среди наиболее успешных выступлений сезона 2013/14 г. - «Бал-маскарад» Дж. Верди в Королевской Шведской опере, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в Новом национальном театре Токио и Баварской государственной опере в Мюнхене.

Постоянный приглашенный дирижер ведущих оперных компаний и оркестров мира, в сезоне 2014/15 г. стала музыкальным руководителем Симфонического оркестра Словенской филармонии. Кроме того принимала участие в оперных постановках «Девушки с Запада» в Английской национальной опере, «Аиды» в Опере Астаны, «Атиллы» Дж. Верди в Ла Корунье, «Мадам Баттерфляй» в Баварской государственной опере, в концертном исполнении «Богемы» с Симфоническим оркестром Северогерманского радио в Ганновере.

В 2016 г. дирижировала операми «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка в Мариинском театре, «Отелло» Дж. Верди в Опере Монреаля, «Летучий голландец» в Национальной опере Варшавы, «Дочь полка» Г. Доницетти в театре Массимо в Палермо и «Любовный напиток» во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии.

Ангажементы 2017 г. - «Дон Жуан» В.А. Моцарта в Опере Бильбао, «Тоска» Дж. Пуччини с Канадской оперной компанией (Торонто), «Русалка» А. Дворжака в Пражском национальном театре.

Дударова Вероника Борисовна

Первая в мире женщина-дирижер.

Народная артистка СССР, России, Северной Осетии - Алании, Удмуртии. Заслуженный деятель искусств РФ и Республики Северная Осетия – Алания, лауреат Государственной премии России, Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия - Алания, почетный гражданин городов Владикавказ и Буэнос-Айрес

Родилась в Баку, в осетинской семье. Отец работал инженером на нефтяных промыслах, затем в ВСНХ, мать воспитывала трех дочерей.

Начальное музыкальное образование Вероника получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер. В 1933-37 годах она училась на фортепианном отделении музыкального училища при Ленинградской консерватории (класс П. Серебрякова). С 1939 по 1947 год Вероника Дударова была студенткой факультета симфонического дирижирования Московской консерватории (классы Л. Гинзбурга, затем Н. Аносова).

В 1944 году Вероника Дударова работала дирижером Центрального детского театра в Москве, в 1945-46 годах - дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. С 1947 года В. Дударова - дирижер, а с 1960 по 1989 год - главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра. С 1991 года она - организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой.

Вероника Борисовна Дударова - выдающийся симфонический дирижер современности. Она - единственная в мире женщина-дирижер, возглавляющая в течение многих лет коллективы больших симфонических оркестров.

Сочетание высокой духовности, глубины и страстности, импровизационности и отточенности, цельности, блестящей дирижерской техники и элегантного артистизма определяет особенности исполнительского стиля дирижера. Имя Вероники Дударовой легендарно, оно стало синонимом эталонного музыкального исполнения, феноменального дарования, успешной творческой судьбы, редкой работоспособности.

Вероника Дударова - дирижер неограниченных репертуарных возможностей, чуткий интерпретатор русской и советской классики, современных авангардных партитур и музыки барокко, сочинений европейского классицизма и романтизма. Художник огромного темперамента и динамизма, тонкого чувства стиля, формы, удивительного тембрового слуха, Вероника Дударова отдает предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера - Месса си минор Баха, “Stabat Mater” Перголези, "Реквием" Верди, "Иоанн Дамаскин" Танеева, "Реквием" Моцарта, "Курские песни", "Патетическая оратория" Свиридова, симфонии Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Мясковского, программные сочинения Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Гершвина.

Исполнительское искусство Вероники Дударовой жизнеутверждающе и оптимистично. В нем главенствует высокий романтический дух, царит атмосфера доверительного взаимопонимания с публикой. Трактовки дирижера привлекают свежестью концепций, пламенностью чувств, убедительностью драматургических решений.

Искусство В.Б. Дударовой составляет целую эпоху в отечественном музыкальном исполнительстве и опирается на высокие идеалы русской демократической культуры. Творческое долголетие сочетается в музыканте с великолепной артистической формой и душевной молодостью, широта интересов - с саморазвитием и целеустремленностью.

В 1940-60 годы В. Дударова сформировалась как художник открытого, искреннего искусства, как выдающийся просветитель. В 1970-80-е, не порывая с прежними художественными устремлениями, дирижер становится апологетом романтического, полного импульса и порыва исполнительства. В 1990-2000-е годы в творчестве дирижера все явственней проступают классические тенденции, черты искусства философской глубины, сдержанной простоты и ясности.

С именем В. Дударовой связано становление и развитие симфонических фестивальных традиций в городах России. Дирижер неоднократно выступала с концертами в фестивалях Чайковского в Ижевске и Воткинске, Глинки - в Смоленске, Рахманинова - в Тамбове, Шостаковича - в Волгограде, в фестивалях, концертах, конкурсах в Ростове-на-Дону, Иркутске, Костроме, Рязани, Владикавказе, Сочи, Калининграде, Иваново, Калуге и других городах.

Прекрасный интерпретатор современной музыки, В. Дударова активно пропагандирует сочинения отечественных авторов. Особенно плодотворно сотрудничество дирижера с композиторами Г. Свиридовым, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым, А. Эшпаем, Р. Щедриным, М. Таривердиевым, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ш. Чалаевым, А. Чайковским, А. Головиным и другими.

В. Дударова - чуткий ансамблист. В ее концертах выступали и выступают прославленные солисты, звезды мировой величины, такие как И. Козловский, Л. Коган, Н. Гутман, О. Каган, Л. Исакадзе, В. Крайнев, Т. Николаева, Г. Соколов, А. Гаврилов, Т. Синявская, Т. Милашкина, М. Плетнев, Г. Кремер, В. Третьяков, Л. Тимофеева, В. Спиваков, А. Слободяник, В. Виардо и другие.

Дирижером записана музыка к 50 кинофильмам, среди которых "Сорок первый", "Идиот", "6 июля", "Дневные звезды", "Нахаленок", "Журавушка". Осуществленные В. Дударовой записи русской и зарубежной музыкальной классики входят в золотой фонд государственного радио и телевидения, неоднократно признавались экспертами лучшими на рынке мировой музыкальной аудиопродукции.

С первых дней артистической карьеры В. Дударова серьезно занимается музыкальным просветительством и воспитанием подрастающего поколения. Воскресные симфонические концерты в Большом зале консерватории, концертном зале "Россия", вечера для юношества в Колонном зале (Москва), детские симфонические лектории в городах России, выступления с юными музыкантами - таковы основные формы разнообразной и серьезной работы дирижера с молодежью. Незаурядный педагогический дар дирижера проявляется и в каждодневной репетиционной работе с оркестрантами и солистами. В. Дударова воспитала сотни высококвалифицированных оркестровых музыкантов.

Вероника Дударова неоднократно гастролировала в странах Европы, Азии, Латинской Америки, вызывая восторги публики и критики. Вот несколько откликов прессы о ее выступлениях в разных странах мира.

"Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент... Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши. Наиболее ярко волевое начало дирижерской палочки Дударовой проявилось в Шестой симфонии Шостаковича" («Ван Гвардиа», Барселона, 1986, 7 марта).

"Концерт Стамбульского государственного симфонического оркестра под управлением советского дирижера Дударовой… носил характер просветительского семинара не только для участников оркестра и музыкантов, но и для всех слушателей. У Дударовой есть магический талисман, который мы до настоящего времени видели у небольшого числа дирижеров. Я имела возможность присутствовать на репетициях таких великих дирижеров, как Л. Бернстайн, Т. Бичем, Г. фон Караян, К. Аббадо, Б. Хайтинк. Они дирижируют оркестрами мирового класса. У каждого из них есть свой почерк, свой метод и подход к объединению оркестра. Дударова обладает особого рода магнетизмом, которого нет даже у этих великих дирижеров. Именно поэтому она нам ближе, чем все остальные" (Турция, "Джумхуриет," 1985, 24 апреля).

"За великолепное исполнение концерта наивысших слов признания заслуживает весь оркестр, а особенно Вероника Дударова, которая в своем лице сочетает наилучшие черты артиста, музыканта, скульптора, дирижера и режиссера звуков" (из югославской прессы).

"Дирижируя "Вальсом" Равеля, она добивалась нужного звучания оркестра, как художник, который разбирает различные оттенки, чтобы запечатлеть свой замысел на холсте. Превосходный дирижер!" ("Куба", 1969, июль).

"Сеньора Дударова предстала как сенсационное явление в истории музыки нашей страны... Дударова вела оркестр в превосходной манере, оттеняя малейшие нюансы, позволяя тем самым добиваться прекрасного исполнения" (Мексика, "Эль Националь", 1975, 29 июля).

"Аплодисменты публики свидетельствовали о полном понимании интерпретации Дударовой и признании игры оркестра. Вероника Дударова - это дирижер высокого класса, впечатляющий музыкант, достигающий в каждом такте партитуры сути музыкального произведения. Манера дирижирования, очень красивая и оригинальная, исключает плохую игру оркестра" (Польша, "Глос роботницки", 1985, 16 марта).

"Интерпретация Дударовой "Франчески да Римини" относится к наивысшим художественным достижениям оркестра Белградской филармонии " ("Политика экспресс", 1975, 3 апреля).

«Работу Вероники Дударовой с оркестром можно сравнить с трактовкой Малера Гербертом фон Караяном, и оркестр г. Оденсе играл так согласованно и в то же время своеобразно, что можно утверждать, что ни один датский оркестр не достигал прежде такого понимания Малера. Дударова со своей способностью передавать психологические состояния в звуке сделала голос оркестра почти зримым» ("Юлландспостен", 1976, 28 февраля).

"Концерт Гевандхауза представил возможность познакомиться с ослепительным дирижером-женщиной... Вероника Дударова была охарактеризована критикой как "пламенный" дирижер, и действительно, ее дирижирование, жесты имеют нечто общее со сверкающими языками пламени" (из отзывов прессы ГДР. Цит. по: "Социалистическая Осетия», 1979, 28 июля).

"Такую музыку город слышит впервые. Среда 15 октября будет навсегда записана в истории Эстерзунда. В этот вечер женщина-дирижер дирижировала элитарным оркестром, насчитывающим более ста человек. Ее зовут Вероника Дударова, и у нее есть основания для того, чтобы высечь ее имя золотыми буквами" (Швеция, "Лестиднинген», 1986, 16 октября).

Вероника Дударова - Народная артистка СССР (1977), Народная артистка России (1960), Народная артистка Удмуртии (1964), Народная артистка Республики Северная Осетия - Алания (1996), Заслуженный деятель искусств РФ (1958), Республики Северная Осетия – Алания (1949), лауреат Государственной премии России (1980), Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия - Алания (2001). Вероника Борисовна награждена орденами Октябрьской Революции (1986), "Знак Почета" (1967), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996) и II степени (2006). Она - академик Международной академии творчества (1999). Почетный гражданин Буэнос-Айреса и Владикавказа. Именем В.Б. Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999). Имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как единственной в мире женщины-дирижера, выступающей за дирижерским пультом более 50 лет.

Живет и работает в Москве.

Скончалась Вероника Дударова

На 93-м году жизни в одной из московских больниц скончалась народная артистка РСФСР, народная артистка СССР, народная артистка РСО-Алания, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Вероника Дударова.

В свои 92 года Дударова оставалась единственной в мире женщиной-дирижером симфонического оркестра. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, а в малой солнечной системе горит звезда - «Ника Дударова».

До последних дней Дударова продолжала дирижировать и даже свой 90-летний юбилей встретила за пультом, блестяще исполняя «Болеро» Мориса Равеля.

Исполнение Дударовой этого произведения до сих пор считается непревзойденным. Кроме «Болеро» в числе лучших работ Дударовой - «Реквием» Верди, «Иоанн Дамаскин» Танеева и многие другие. Кроме того, оркестром Дударовой была записана музыка к пятидесяти кинофильмам, в числе которых «Идиот», «Сорок первый» etc.

Дополнительная информация:

Энциклопедия «Лучшие люди России»

Загрузка...